В чем заключается принцип гуманитаризации в концепции непрерывного образования
Гуманитаризация образования
Полезное
Смотреть что такое «Гуманитаризация образования» в других словарях:
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Исторически сложившееся общее и проф. образование обычно подчинено предметно… … Российская педагогическая энциклопедия
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования [84] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Гуманитаризация образования — ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решатьглавные социальные проблемы на благо человека: свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — – установление гармонического равновесия между естественно математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности … Педагогический словарь
гуманитаризация — и, мн. нет, ж. ( … Словарь иностранных слов русского языка
гуманитаризация — и, ж. humanitaire adj. Ориентация каких л. видов человеческой деятельности (образования, творчества и т. п.) на достижения гумантарных наук. Г. школьного обучения. Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — устар. народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих… … Российская педагогическая энциклопедия
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ — педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру, усвоение к рой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения,… … Российская педагогическая энциклопедия
Россия, Российская Федерация (история образования) — Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва. История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл … Педагогический терминологический словарь
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. ( Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной… … Социология: Энциклопедия
«ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ».
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
слушателя курсов «Формирование инновационного пространства образовательного учреждения».
Кисленко Лилии Михайловны
Учителя английского языка ГБОУ СОШ № 1159, САО.
«ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ».
1.ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ…………………СТР.4
2.НЕОБХОДИМОСТЬ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ…………………………………………………….…………………СТР.6
3.ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ……………….СТР.8
4.СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕММЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………………………………………….СТР.8
5.ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО ГУМАНИЗАЦИИ………………………………………………………………………СТР.10
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
» Идеи гуманизации и гуманитаризации
» Осуществление воспитания в контексте культуры;
» Создания открытых воспитательных систем;
» Возврата воспитания в семью;
» Поддержки и развития индивидуальности;
» Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
В соответствии с поставленной целью, были выдвинуты следующие задачи моего реферата:
1.Частично раскрыть содержание гуманитаризации и гуманизации в современных условиях образования: роль образования и его гуманитаризации в процессах формирования социальных отношений в условиях современной цивилизационной ситуации;
2.Охарактеризовать принципы и цели гуманитаризации образования.
3. Проанализировать существующие теоретические взгляды на проблему гуманитаризации школьного образования и пути ее достижения;
1.ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
И.В. Бестужев-Лада,
Российская академия образования
На основе этой статьи можно выделить следующие понятия:
Гуманизация высшего образования означает прежде всего, что образование это не только и, может быть, не столько формирование из студента профессионала в соответствующей области, который действует, руководствуясь узкопрофессиональной логикой, но профессионала, укорененного в общечеловеческой культуре, обладающего лучшими человеческими качествами /творческими способностями, уважением к себе и другим людям, ответственностью, честностью, добротой и т.д./.
2.НЕОБХОДИМОСТЬ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.
Современная ситуация в мире, характеризующаяся, в частности, возникновением и чрезвычайным обострением глобальных проблем, показывает, что если человечество продолжит руководствоваться принципами потребительства и «господства» над природой, технократической стратегией и близоруким прагматизмом, то история его близится к печальному завершению. Абсолютно необходима срочная переориентация деятельности мирового сообщества с подавления природы на конволюцию с ней, отдельных энтомологических общностей с конфронтации и соперничества на диалог и сотрудничество друг с другом.
Сегодняшняя ситуация в нашей стране характеризуется не только политической нестабильностью, переходом к рыночной экономике и т.д., но и глубочайшим мировоззренческим кризисом. Мы переживаем, образно говоря, «эпоху бездомности»: человек чувствует себя заброшенным в равнодушный к нему и бессмысленный мир. Перед российским обществом, дважды испытавшим в XX веке «распад связи времен», во весь рост встала проблема смысла жизни. Наше общество нуждается в восстановлении связи времен, в частности, в приобщении к различным, выработанным разными культурами способам решения смысложизненной проблемы.
Высшая школа России в настоящее время отходит от идеологизированного обучения, присущего тоталитарной политической системе, от монополии государства на образование, осознает отрицательные последствия технократического подхода к образованию, отказывается от жестких правил и запретов, тормозящих инициативу, скрывающих творчество субъектов образования. Сегодня в высшую школу приходят молодые люди, чье формирование происходит в условиях радикальной смены политической и экономической системы, стремительной социальной дифференциации, разрушения прежних нравственных ориентиров.
Надо помочь в формировании их внутренней культуры, в формировании у них истинной иерархии ценностей.
Указанные факторы / число их легко увеличить/ говорят в сущности об одном: общество в стремлении к экономической эффективности, техническим достижениям, господству над природой, повышению уровня потребления и т.п. непростительно мало уделяет внимания самому человеку. Необходима гуманизация всей общественной жизни и, не в последнюю очередь, системы образования.
3.ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Гуманитаризация образования может успешно осуществляться только путем взаимосвязанной и целенаправленной /системной/ деятельности многих структур института: кафедр социально-гуманитарного цикла, кафедр специальных и общетеоретических, управленческих подразделений, коллективов студентов;
Гуманитаризация образования может быть достигнута только преподаванием широкого и постоянно обновляющегося круга базовых и элективных курсов по социально-гуманитарным наукам;
Гуманитаризация образования невозможна без включения специальных и общетеоретических дисциплин в единую систему знаний о человеке, обществе и природе;
Гуманитаризация образования требует отказа от дегуманизированной системы образования, рассматривающей человека только как объект педагогического воздействия и подвергающей всех студентов обработке одними и теми же методами по предприсанной свыше прогамме;
Гуманитаризация образования требует разнообразия моделей гуманитарной подготовки, учитывающих профиль института, факультета, специфику конкретной специальности, региона.
Создающаяся и развивающаяся система гуманитаризации образования призвана способствовать достижению следующих целей:
Овладению будущими специалистами гуманитарной культурой; преодолению узости и однобокости их мышления;
Формированию специалиста, гармонично сочетающего в себе современный уровень профессиональных знаний и навыков с гуманистическими жизненными ориентирами;
Развитию у будущего специалиста качеств творческой личности, в равной мере владеющей как формами и методами понятийно-рационального познания мира, так и интуитивно-образными формами его постижения.
4.СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕММЫ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
5.ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ЕГО ГУМАНИЗАЦИИ
О. Е. Лебедев
председатель Комитета по образованию мэрии Санкт-Петербурга, доктор педагогических наук, профессор
Важнейшим принципом развития российской школы является гуманизация образования, под которой понимается преодоление обезличенности школьного образования, поворот школы к ребенку, его проблемам и интересам, переход к «детоцентристской» образовательной системе. Гуманизация образования представляет собой многосторонний процесс, включающий изменение целей образования, его содержания, условий образовательной деятельности, ценностных отношений участников образовательного процесса
Опыт петербургской школы показывает, что к числу основных факторов гуманизации школьного образования можно отнести: его дифференциацию, направленную на формирование многовариантной образовательной системы; переход к образовательным стандартам, гарантирующим высокое качество образования; демократизацию образования, которая выражается прежде всего в создании государственной системы автономных образовательных учреждений; создание эффективной системы социально-педагогической защиты учащихся; гуманитаризацию содержания образования.
Современное общее образование можно рассматривать как гуманитарное, научное и технологическое. Сущность гуманитарного образования заключается в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию, пониманию других людей и их сообществ. К таким аспектам культуры относятся: совокупность отношений людей к природе, между собой, к самим себе; система социальных норм и учреждений, духовные ценности; продукты духовного труда в сфере языка, искусства, общественных наук. Смысл гуманитаризации образования состоит в превышении гуманитарных аспектов общего образования в его фундамент. Только в этом случае возможно достижение учащимися тех уровней образованности, которые создадут основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самореализации в различных сферах жизнедеятельности.
Под уровнем образованности понимается качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Уровни образованности различаются классами задач, которые способны решать личность на основе использования социального опыта.
Можно выделить пять основных результатов школьного образования, каждый из которых достигает определенная часть выпускников средней школы.
1) формирование фрагментарных знаний в различных предметных областях;
2) достижение уровня информированности, который характеризуется системными знаниями в изучаемых предметных областях и способностью репродуцировать их;
3)достижение уровня допрофессиональной компетентности,достаточного для получения профессионального образования в определенной должности;
4) достижение уровня общекультурной компетентности, достаточного для ориетации в ценностях культуры, формирования способности самостоятельно оценивать конкретные явления культуры, для овладения методами самообразовательной деятельности;
5)достижение уровня методологической компетентности, достаточного для решения мировоззренческих, исследовательских, творческих задач.
Задача заключается в том, чтобы существенно увеличить долю учащихся, достигающих уровней общекультурной и методической компетентности. Решение данной задачи основывается в значительной мере на гуманитаризации школьного образования.
В школьной практике используется ряд путей гуманитаризации образования:
-увеличение числа изученных гуманитарных дисциплин
— увеличение времени на изучение гуманитарных дисциплин
— разработка новых программ по нормативным гуманитарным предметам
— выявление гуманитарных аспектов в предметах, раскрывающих основы естественных и технических наук
Происходящие изменения чаще всего обеспечивают некоторый мотивационный эффект, способствуют расширению культурного кругозора учащихся, отказу от привычных идеологических стереотипов и традиционных взглядов на проблемы личности и общества. Но при этом далеко не всегда происходят качественные изменения в уровне образованности учащихся.
Несмотря на значительный объем исследований по рассматриваемой проблематике, сохраняется острая потребность в системном философско-методологическом анализе проблематики гуманитаризации образования.
Лекция «Гуманитаризация образования»
Лекция «Гуманитаризация образования»
доцент КГУ им. Некрасова
Естественно, что такая ситуация во многом сложилась под влиянием социального заказа. Родители школьников стремятся видеть своих детей преуспевающими экономистами, бизнесменами, менеджерами, а не учеными, педагогами, библиотекарями. Это неудивительно, ведь зарплата в сферах образования, науки, культуры остается по-прежнему низкой. А именно эти сферы считаются естественным рынком труда для специалистов с гуманитарным образованием.
Таким образом, если понимать гуманитаризацию как повышение количества предметов гуманитарного цикла в учебном плане, то окажется, что движение в этом направлении сегодня противоречит реальной политике государства в сфере образования, а также запросам родителей и школьников и уже поэтому обречено на неуспех.
Но является ли верным такое понимание гуманитаризации? Правильно ли связывать гуманитарный характер образования только с определенными учебными предметами? В 90-е годы наряду с традиционным (позволим себе назвать его «устаревшим») представлением стало формироваться новое, более масштабное и сложное понимание сущности гуманитарного образования.
Впервые отчетливо гуманитарная концепция общего образования была сформулирована инициативной группой научных сотрудников АН СССР в 1991 г. Тогда был поставлен вопрос не о предмете, а о характере обучения: «…концепция среднего образования должна основываться на гармоничном соотношении предметов рационально-логического и эмоционально-образного ряда. Система приоритетов в построении концепции школьного образования заменяется системой гармонизации. Учебные дисциплины рационально-логического ряда при переработке программ должны быть гармонически соотнесены в курсе средней школы с предметами эмоционально-образного ряда. Этот же подход должен быть проведен при преподавании каждой дисциплины».11
Все последующие документы развивают и варьируют заложенные в данной концепции идеи. Так, например, в положении о конкурсе инновационных проектов по программе «Обновление гуманитарного образования в России», объявленном международным фондом «Культурная инициатива», заявлено: «Гуманитарная ориентация проекта не обусловлена только его предметным содержанием (гуманитарный проект может быть выполнен в любой предметной области – математике, физике, химии и т. п.)».2 Конкурс проходил с июля по октябрь 1994 г. Приведу пункты положения, свидетельствующие об ином, в сравнении с традиционным, смысловом наполнении понятия «гуманитарный»:
2.2.1. Проект признается гуманитарно-ориентированным, если он способствует формированию у детей и юношества демократического и гуманистического мировосприятия, имеет культурологическую, экологическую, антропологическую составляющие, предусматривает создание образовательной среды, формирующей свободную и ответственную личность, ориентирует учащихся на самоопределение, самоконтроль, самодисциплину, предполагает демократические формы педагогического общения.3
Такое представление о сущности гуманитарного образования определяет иной подход к идее гуманитаризации: «Тематическое и содержательное разнообразие предлагаемых курсов (по гуманитарным дисциплинам – А. Р.) не может заменить их единообразие с точки зрения «внутренней идеи» (все они по сути являются курсами знаниецентристской направленности… Напротив, глубокое осмысление педагогами сути гуманитарного образования, направленного не на расширение объема знаний в гуманитарной области, а на глубинное развитие способностей учащихся к САМОсовершенствованию, САМОстановлению, САМОопределению, приводит к необходимости понять и принять иную, гуманитарную парадигму образования…»3 Как видим, от количественных показателей предлагается перейти к качественным характеристикам: «Приоритет…должен отдаваться не столько гуманитарным наукам, сколько гуманитарному образованию в целом».4 Гуманитарное образование сегодня противопоставляется не естественнонаучному или математическому образованию, а технократическому подходу в образовании, важнейшие черты и негативные последствия которого становятся очевидными только сейчас.
Технократическое знание
• Дробное, состоящее из отдельных предметных компонентов.
• Абстрагированное от ценностей культуры и конкретной личности, эмоционально бесцветное.
• Полученное в результате некритического усвоения чужого опыта (запоминания и тренировки, действия по алгоритму).
Гуманитарное знание
• Целостное, позволяющее видеть не отдельные стороны действительности, а их многообразную взаимосвязь.
• Наполненное личным смыслом, связанное с личным опытом, эмоционально и ценностно окрашенное.
• Полученное в результате понимания, в ходе равноправного диалога субъекта образования с культурным опытом человечества
Технократизм в образовании – следствие тоталитарной идеологии, стремившейся превратить личность в винтик слаженного социального механизма, это искусственное разделение знаний на замкнутые предметные области, стандартизация способов и результатов образовательного процесса, внедрение технологий во все сферы жизни, узкая специализация, подавление эмоционального и образного восприятия в угоду развитию логического мышления. Опасность такого подхода стала осознаваться в конце 20 века в связи с разрывом между высочайшими научно-техническими достижениями и возможностями человечества и низким уровнем нравственного и духовного развития людей. Катастрофические последствия такого противоречия сегодня не нужно пояснять никому.
Обобщая сказанное, обратимся к лаконичной, но емкой формулировке современного педагогического словаря:
Гуманитарное образование – приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленных на формирование личностной зрелости обучаемых.1
Такой подход является более продуктивным на сегодняшний день, но очевидно, что не выработаны эффективные способы осуществления такой гуманитаризации в изменившихся условиях образовательного пространства РФ. Современное образование остается по преимуществу негуманитарным, технократическим. Несмотря на декларации 90-х годов, несмотря на труд многих специалистов по созданию научных трудов, учебных пособий, методических разработок, в социокультурном пространстве не сформировано отчетливое представление о специфике гуманитарного образования и его ценности.
Школе сегодня приходится прилагать огромные усилия, чтобы уравновесить противоположные векторы социального заказа, совместить узко прагматические, сиюминутные интересы своих непосредственных «заказчиков» и глобальные ценности, жизненно важные для личности, общества, государства, человечества.
Основные направления гуманитаризации сегодня:
— обновление содержания образования во всех предметных сферах на основе представлений о специфике гуманитарного знания;
— влияние на образовательную и социокультурную среду для изменения имиджа гуманитарного образования.
I. Обновление содержания образования
Как должно меняться содержание образования?
Разумеется, изменения должны происходить на всех уровнях. Необходимо следущее поэтапное движение:
1. Усвоение участниками образовательного процесса целей и ценностей гуманитарного образования.
Культурологическое представление о содержании и процессе образования является наиболее актуальным.
«В педагогической науке сформировался взгляд на образование как механизм межпоколенной трансляции человеческой культуры – знаний, норм и ценностей, и на воспитание как органическую часть его, обеспечивающую формирование у детей ценностных ориентаций как основы их дальнейшей жизнедеятельности, отношений, культуру труда, политическую и правовую культуру, интеллектуальную, нравственную и культуру общения, экологическую, художественную и физическую культуру. Центральным звеном базовой культуры личности является культура жизненного самоопределения, подразумевающая формирование мотивации отношений воспитанников к различным явлениям и сферам жизни.
Воспитание на пороге 21 века: взгляд с позиции системы // «Отечественные традиции образования, духовного и нравственного воспитания школьников» – М., 1998. С.16
Базовые идеи-ценности гуманитарного образования:
• Философская идея Человека как главной ценности жизни.
• Свободное мировоззренческое определение.
• Личная самоактуализация в жизни и культуре.
• Ответственность Индивида за общезначимые ценности.
• Общекультурная компетентность.
• Диалог культур как важнейшее средство воспитания человека культуры.
• Единство мира и человека как его органической части.
• Осмысление знания как «живого», самоизменяющегося, подвижного, имеющего множественность характеристик.
«Гуманитаризация направлена на поворот образования к целостной картине мира, на очеловечивание знания, на формирование гуманитарного мировоззрения как основы нравственной ответственности человека перед другими людьми, обществом, культурой, на формирование критического, гипотетического, синтетического креативного мышления.
…Решение проблемы гуманитаризации не может сводиться просто к увеличению часов на литературу и другие гуманитарные предметы… Назначение гуманитарного образования – это развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы личности, подготовка человека к решению сложных жизненных вопросов с опорой на нравственные ценности, развитие способности к СОтворчеству, СОтрудничеству, Сопереживанию».
, На пути к человеку культуры…Опыт разработки научно-методического обеспечения профильного гуманитарного образования. – Иваново, 2003.
Характеристики гуманитарного знания (образования).
« …Прежде всего, гуманитарный подход – это подход к действительности с точки зрения человека и во имя человека, это попытка увидеть мир в его «человеческом измерении», причем определяющими координатами гуманитарного взгляда являются не любые характеристики человека, а наиболее существенные, собственно человеческие…то, что отличает его от всего не-человеческого.
В первую очередь изменяются акценты и логика познания. Самым важным становится не столько понимание неких фактов и влияния на них тех или иных факторов, условий, механизмов и т. п., сколько отношение человека к этим фактам и воздействиям, смысл, который они для него приобретают.
Н. Е Щуркова …обратила внимание педагогов на три поэтапных результата (достигаемых в процессе воспитания – А. Р.)…знание, умение и отношение. Последнее выступает как «социально-психологическое образование, возвышающее человека до личности. Именно вотношении и чеоез отношение он проявляет себя как личность и существует в качестве личности». Щуркова : новый взгляд с позиции культуры. М., 1997, С.12.
Еще одна черта гуманитарного познания – смещение акцента с выведения общих законов, на поиск индивидуального, особенного.
Поэтому критерием оценки адекватности и эффективности гуманитарного познания является не соответствие заданным эталонам, а глубина постижения.
Хотя существуют различные гуманитарные концепции, все они в той или иной форме берут за отправную точку непосредственное взаимодействие и общение с «объектом» гуманитарного исследования, которое «становится спрашиванием и беседой, то есть диалогом» (Бахтин). Именно в процессе диалога возможно подлинное глубинное понимание, включающее не только отражение фактов и адекватную трактовку их объективного значения, но и постижение их ценностно-смысловых оснований.
Наконец, принципиальная особенность гуманитарного подхода – признание сложности, противоречивости, неисчерпаемости и постоянной изменчивости человеческого в человеке… В отличие от «научного» (т. е. технократического – А. Р.) гуманитарное знание всегда неокончательное, всегда открытое и требующее развития».
Введение в гуманитарную экспертизу образования. М., 1999.
Предполагаемые результаты гуманитарного образования
• Помогает человеку определить свое место в мире: осознанно и успешно выбрать ценности, убеждения, социальную позицию, профессию.
• Позволяет творчески применять имеющиеся знания на практике.
• Гармонично развивает разные личностные свойства, интеллектуальные, эмоциональные художественно-творческие способности.
• Формирует позитивную жизненную позицию, способствует развитию высоких нравственных качеств.
2. Коррекция содержания образования в сторону приоритетного развития общекультурных компонентов.
Принципы гуманитарного образования (По )
1. Кардинальное разделение фактов и интерпретаций…, оставляющее простор для личностного осмысления явлений.
2. Диахронный и кросскультурный подход к содержанию образования. (Способность понимать различия в восприятии мира, знаниях у людей разных эпох и культур, видеть изменчивость, подвижность человеческого познания, умение принимать и понимать инокультурность).
3. Использование идей прошлого в решении современных проблем.
4. Обучение средствам познания, а также способам оценки и выбора.
Гуманитаризация содержания образования может быть достигнута в рамках преподавания традиционных предметов за счет выявления их гуманитарного потенциала. Основными и наиболее простыми приемами при этом являются следующие:
1.Демонстрация места данного предмета (отрасли знаний) в системе научных знаний и культуре человечества в целом, установление связи данного предмета с другими учебными предметами (другими отраслями знаний).
2.Разъяснение значимости изучаемого материала (отдельного факта, явления) для практической жизни людей, для развития человеческой культуры в целом.
3.Выявление связи изучаемого знания с личным опытом учителя, учащихся, других конкретных людей.
4.Знакомство с историей изучения познаваемого факта, явления, предмета.
5.Раскрытие роли личности ученого, исследователя, деятеля культуры в возникновении нового знания, в обогащении человеческих представлений о мире.
6.Выявление перспектив познания и практического использования данного явления, факта. Предположения о роли данного знания в будущей культуре и практической жизни человечества.
3. Создание гуманитарной образовательной среды
«Представляется перспективным понимание образовательной среды как системы влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». ()
«Среда…совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить… и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и взаимоотношения». ()
Некоторые характеристики гуманитарной образовательной среды
• Целостность
• Антропоцентричность
• Интегративность
• Избыточность или «перенасыщенность»
• Демократичность, толерантность.
II. Изменение имиджа гуманитарного образования.
Необходимо выработать внутри самого педагогического сообщества (начиная с конкретного педагогического коллектива) ясное и отчетливое представление о сущности и ценности гуманитарного образования и максимально способствовать распространению этого представления в широком социокультурном пространстве.
Думается, мнение о неэффективности, непрестижности гуманитарного образования также связано с устаревшими представлениями о его особенностях, с неумением педагогов показать социуму прагматическую ценность гуманитарного знания, связь его с запросами современной жизни.
Начнем «издалека». Что требуется для эффективного ведения бизнеса, для карьерного роста, для успешного общения? Что нужно сегодня человеку, чтобы стать не только успешным, но и счастливым?
Во-первых, навыки коммуникации, ведь в современном мире любое производство, любой бизнес, любая карьера осуществляются в ходе многообразного взаимодействия множества людей, зависящих друг от друга. Способность к сотрудничеству, кооперации, продуктивному преодолению конфликтов – залог успеха.
Художественный вкус и эмоциональное богатство необходимы человеку, чтобы на вершине карьеры не потерять интерес к жизни, чтобы средства, приобретенные благодаря успешному бизнесу, не оставались напрасным грузом, чтобы бедность воображения не вступала в противоречие с богатством возможностей.
Приверженность этическим ценностям, высокое нравственное развитие – гарантия того, что человек сумеет правильно выбрать свои жизненные цели, ориентируясь на подлинные потребности своей личности, а не на стереотипы массовой культуры и рекламные фокусы, что он не заплатит за мнимый успех духовной деградацией, ощущением бессмысленности прожитого.
Наконец, здоровье – непременное условие житейского благополучия.
Необходимо упомянуть и о качествах, формировать которые обязана школа, являясь государственным учреждением и проводником национально-государственных интересов. Правовая культура, законопослушность как часть общей воспитанности, умение подчинять свои интересы потребностям других людей; сознание своей национально-культурной принадлежности – этими свойствами, определенными в стандарте как гражданственность и патриотизм, должен обладать выпускник государственного образовательного учреждения.
Этому служит гуманитарное образование, укрепляющее физическое и психическое здоровье ученика, обеспечивающее всестороннее развитие личности ребенка, его приобщение к нравственным ценностям, формирование культуры жизненного самоопределения. Оно помогает молодому человеку справиться с многообразными требованиями современной жизни, позволяет ему состояться и в личном, и в социальном, и в профессиональном плане. Вот почему школа должна искать пути корректирования родительского заказа в сторону более глубоких потребностей общества и самой личности, интересы которых и призвана удовлетворить модернизация образования.
ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т. о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Исторически сложившееся общее и профессиональное образование обычно подчинено предметно-содержательному принципу и воспроизводит лишь один из процессов развития науки — усиливающуюся дифференциацию научных направлений. Это приводит к значительной дисгармонии в иерархии целей учёного, повышению статуса технократических и понижению статуса гуманистических целей. Преобладание технократических подходов ведёт к утрате гуманистической осмысленности существования науки. Но в развитии науки процессы дифференциации в значительной мере компенсируются синтезом различных направлений, в т. ч. и находящихся на достаточно далёком расстоянии друг от друга. Такой синтез заставляет учёного мыслить общекультурными категориями, происходит возрождение смысловой компоненты научного поиска. Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его технократической разновидности опередил развитие сознания науки как целого. Предметные знания в школе остаются разобщёнными, логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социо-культурному. Связи между предметами устанавливаются на основе междисциплинарных научных знаний, а не через общечеловеческое содержание школьных дисциплин. В результате обучение приобретает формальный, абстрактный характер, преодолеть который можно, только реализуя принципы «предметности» и «содержательности» в широком культурном контексте.
Культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении достаточно острых противоречий между материальным и духовным. Защитный механизм культуры способствовал преодолению потребительского отношения человека к природе, придал импульс развитию экологических знаний, благодаря чему человечество осознало необходимость охраны природной среды обитания как глобальную проблему. В центр внимания общественности были выдвинуты проблемы безопасности и охраны труда, сохранения здоровья и интеллектуального развития людей, занятых в общественном производстве. Только культура в состоянии урегулировать противоречия между человеком и техникой, т. к. разработка новых технологий давно перешагнула чисто технические границы и превратилась в серьёзную нравственную проблему. Именно в сфере культуры оказывается возможным достоверно определить ценность и судьбу того или иного технического и технологического проекта. Однако современное профессиональное образование мало что даёт будущему специалисту для его нравственного самоопределения, для этической оценки разрабатываемых технических идей. Даже общепризнанный нравственный императив «человек — мера всех вещей» не превращается в такой ситуации в руководство к действию. Система массового образования не ориентирует учащихся на то, чтобы они направляли свои усилия на воспитание умений совершенствовать себя, быть самими собой, связывать самопознание с самоопределением (а свои занятия с общекультурными ценностями). В наиболее острой форме проблема Г. о. встаёт в отраслях образования, связанных с естествознанием и техникой. На определённых этапах развития промышленности от специалиста требовалось в первую очередь мастерство и лишь затем понимание. Ныне мастерство, рассматриваемое как алгоритмические, операционные умения, всё в большей степени замещается возможностями технических устройств. Такая же судьба ожидает механическое заучивание фактов и сведений, на смену которому приходит использование компьютерных баз данных. В результате развития техники ведущую роль в деятельности специалиста начинает играть понимание как способ опережающей организации знаний, основанный на предметности, осмысленности и целостности всей человеческой деятельности.
Но современная дидактика значительно лучше владеет обучением умениям и знаниям, чем собственно содержательной стороной: она не даёт понимания предмета в целом (что в равной мере относится как к техническим так и к гуманитарным дисциплинам). Нередко этим трём необходимым компонентам образования учат отдельно, без достаточной связи одного с другим, хотя каждый из них приобретает смысл лишь в контексте целого: понимание и образ ситуации без умения действовать беспомощны, а действие без образа понимания может быть ошибочным. На современном этапе образование продолжает уводить человека всё дальше в детали конкретных методов исследования и технологических процессов, к совершенным алгоритмическим умениям и всё меньше преподаёт урок человечности, эстетического и этического отношения к окружающему миру, к людям, наконец, к самому себе. Быть может, в этом проявляется закономерность развития мира? Может, в этом и состоит нарождающаяся на наших глазах новая технократическая культура? Эти и др. вопросы поставил в 70-х гг. 20 в. Ч. Сноу, зафиксировав реально существующие сложности взаимоотношений между естественнонаучным и техническим знанием, с одной стороны, и гуманитарным знанием — с другой. Такой подход ведёт к разрушению понимания культуры как целостного явления. Сама постановка этих вопросов свидетельствует о том, что не существует проблемы двух культур, есть проблема культуры и бескультурья. С поэтической яркостью выразил своё представление о культуре M. M. Бахтин: «Не должно, однако, представлять себе область культуры как некое пространственное целое, имеющее границы, но имеющее и внутреннюю территорию. Внутренней территории у культурной области нет: она вся расположена на границах, границы проходят повсюду, через каждый момент ее, систематическое единство культуры уходит в атомы культурной жизни, как солнце отражается в каждой капле ее. Каждый культурный акт существенно живет на границах: в этом его серьезность и значительность; отвлеченный от границ, он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает». Научно-технический прогресс, развитие техники оказывают на культуру двоякое влияние — формирующее и деформирующее. Следствием технического прогресса являются дегуманитаризация и дегуманизация образования, которые в принципе противоречат стратегическим потребностям общества. Формируются поколения технократов, способных ради демонстрации интеллектуальных возможностей пренебречь жизненными интересами человечества.
Одно из важнейших практических направлений Г. о., в своём современном виде отражающее снижение уровня духовной культуры, — пересмотр учебных программ по т. н. социально-экономическим дисциплинам. Мировое философское и общекультурное наследие превращены в них в катехизис, предназначенный для широкой аудитории, вне зависимости от целей и уровня обучения. Опущены или вскользь упоминаются многие философские и этические школы и направления (в т. ч. отечественной нравственной философии). В учебниках и пособиях необходимо в доступной форме более полно изложить содержание философских и этических концепций. Учебная литература по этим предметам призвана оказывать существенную помощь учащимся в осмыслении истории и современности, мирового культурного наследия. В подобной переориентации нуждаются и учебники по естественнонаучным и техническим дисциплинам. Они могут стимулировать исследовательский интерес учащихся, если их содержанием станет история науки: борьба личностей и интеллектов, психологические портреты учёных, описания стилей исследовательского поиска и т. п. Такой учебник будет затрагивать не только ум, но и душу человека, способствовать формированию мировоззрения.
Однако общая культура и культура научного поиска не усваиваются с помощью учебников; гораздо более важную роль играет личностное общение ученика с учителем. Поэтому коренная проблема Г. о. — личность учителя и воспитателя. В перспективе восстановления культурных традиций в сфере образования необходимо выработать соответствующие принципы подбора и воспитания педагогических кадров. Недостаточно просто увеличить субсидии народного образования на повышение заработной платы — это приведёт лишь к повышению престижности профессии учителя, основанной на конъюнктурности. Задача предстоящей в конце 20 века работы по пересмотру организационных и методологических принципов школы — создать такие условия, чтобы учителями становились только по призванию, а педагогическую профессию сделать самой уважаемой в обществе и самой ответственной.
Приложение 2. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования
как организационно-педагогическая проблема
кандидат педагогических наук, доцент
Современный этап развития мировой цивилизации характеризуется пересмотром ценностей и попыткой выработать новый взгляд на мир и место человека в нем. Все чаще соревновательность как принцип организации общественной жизни объявляется несовместимым с подлинно-демократическими ценностями. Само противопоставление демократизма и соревновательности говорит о новом витке популярности неогуманистических воззрений. В период решения важных проблем развития и расширения демократических взаимоотношений на всех уровнях встает задача формирования нового, творчески мыслящего самостоятельного специалиста.
В этом отношении высшее образование играет уникальную роль, так как именно оно, являясь социальным институтом, отвечает не только за наследование, накопление и воспроизводство научных знаний, но и формирование и передачу культурных ценностей и норм. Высшее образование, становясь ключевым звеном в системе образования, благодаря своей гуманистической направленности воспитывает духовно богатую личность, способную понимать и жить в мире с другими народами, уметь находить мирное решение в любой конфликтной ситуации, зная и понимая язык и культуру другого народа.
Необходимо отметить, что сегодняшние тенденции в педагогической науке и практике России имеют прагматический характер, т. к. практика советского образования показала необходимость обращения к личному опыту человека. Игнорирование личностных интересов привело к некоторым негативным явлениям. В настоящее время перед образованием России стоит задача воспитания креативной личности, способной к саморазвитию, самостоятельной профессиональной деятельности, к непрерывному образованию, т. е. способной полноценно реализовать себя на всех этапах своей жизни. Идея Дж. Дьюи о том, что воспитание должно способствовать самореализации личности актуальна для России сегодня, и эту задачу призвана решить программа гуманизации и гуманитаризации высшего образования.
Прогрессивные идеи Дж. Дьюи и теперь оказываются созвучными умонастроению американской нации. Как показывают результаты исследования, проводимые на основе гуманистической психологии в качестве теоретической основы (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс), в американском образовании наиболее отчетливо выделяется установка на самоактуализацию личности, которая направлена на сознание личностью собственной значимости, раскрытие способностей, признание своей неповторимости и уникальности.
Группой специалистов Нью-Йоркского университета под руководством Д. Баумана разработана программа «Гуманитарные науки в ХХI столетии”. В настоящее время эта программа действует более чем в 12 университетах и колледжах США: колледж Атлантик в Майне, Иорданский колледж в штате Мичиган, политехнический институт в Нью-Йорке, Стэнфордский университет, Грейнфилд колледж, Пенсильванский университет, Вашингтонский университет и др.
Ведущей идеей проекта “Гуманитарные науки в ХХI столетии» является пересмотр содержания гуманитарной подготовки будущих специалистов с предметно-центрической на четырехблоковую систему, состоящую из комплексов глобальных (фундаментальных) наук, обширного психологического практикума, ориентирующего на формирование навыков и умений по самореализации и самоактуализации, психолого-педагогического цикла по гуманистической педагогике и психологии, междисциплинарных курсов.
Новое направление в содержании образования рассматривается в контексте интеграции интеллектуальных особенностей обучаемого, взаимосвязи между сформированными профессиональными навыками практической деятельности по самообслуживанию и адаптации к постоянно изменяющимся условиям. В понятие «изменяющиеся условия» вкладывается достаточно широкий диапазон представлений – от развития техники до разноплановых изменений социального характера. Предполагаемый результат обучения авторы проекта соотносят с достаточно высоким уровнем комплексного представления глобальных проблем, сформированным на основе их личностного осознания.
Многоаспектность проекта «Гуманитарные науки в ХХI – столетии» позволяет обратить внимание на такую тенденцию в гуманитарном образовании как междисциплинарность. Эта тенденция проявляется в двух вариантах. Первый – нацелен на взаимосвязь гуманитарных наук с практическими курсами на основе объединения специально отобранных «блоков» из области эстетики, этики, философии, психологического практикума по формированию «чувства уверенности в себе». По мнению Баумана, такой комплекс должен стать основой гуманитарного знания, поскольку сочетает в себе значительный теоретический пласт с последующей практической реализацией. Особую значимость в этих условиях приобретает сформированная жизненная установка личности, нацеленная на «чувство уверенности в себе», которую автор проекта рассматривает в контексте источника адаптации к сложным жизненным ситуациям, организации стиля жизни, разработки собственной иерархии жизненных ориентиров, что, в конечном итоге, способствует формированию культуры целостного мышления. Это особенно важно для настоящего времени, поскольку личность, способная мыслить масштабно, представляет значительный интерес для общества.
Во втором варианте междисциплинарного подхода отчетливо прослеживается тенденция создания «блока» из гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Этот вариант обнаруживает идентичность с моделью НТО (наука, техника, общество), которая положена в основу большинства разработанных и внедреннных в учебный процесс интегрированных курсов, например, «Техника в литературе», «Техника и общественные ценности», «Социальный эффект общественного прогресса», «Религия и общественные науки».
Реформы в системе американского образования отразились в пересмотре структуры содержания, методов, форм гуманизации и гуманитаризации в высшей школе США. В числе концепций гуманизации и гуманитаризации образования наиболее популярной явилась концепция Б. Кини, специалиста в области гуманитарного образования, председателя Национального фонда по гуманитарным наукам. Обосновывая свою разработку, Кини утверждал, что условия программы позволяют обучаемым направить свою разрушительную деятельность на решение созидательных и творческих задач, стоящих перед обществом. «Новая креативная Америка должна прийти на смену антагонистическим разногласиям как в сфере образования, так и в жизни общества». Итак, в американской науке развивались различные гуманистические, считающие своим предметом личность, изначально стремящуюся к самоактуализации, саморазвитию, но только в последнее время в связи с осознанием кризиса образования, культуры и человека, угрозы самому его существованию нарастает ориентация на самоценность человеческой личности – цели, а не средства общественного развития.
В настоящее время реформирование образования осуществляется на той основе, контуры которой заложены еще в конце ХIХ – начале ХХ века. Происходит интенсивный возврат к идеям педагогической антропологии, но на место антропологической парадигмы в образовании претендуют более продвинутые идеи культуросообразного, культурообразующего проективного образования. Важнейшими факторами перестройки высшего образования в соответствии с современными и прогнозируемыми потребностями развития общества и личности выступает гуманитаризация.
В организации и проведении гуманитарной подготовки (как одной из форм гуманитаризации) в вузах страны уже накоплен определенный опыт: переориентированы на преподавание по новым программам кафедры общественных наук, созданы новые кафедры (кафедры гуманитаризации, кафедры гуманитарного образования, кафедры гуманитарной подготовки и другие), активно вводится преподавание учебных курсов по– этике, эстетике, социологии, психологии, культурологии, интегративных курсов, построенных по принципу взаимосвязи изучаемых научных проблем с широким спектром социальных факторов. В структуре гуманитарного образования выделяются два направления. Первое – профессиональная подготовка специалистов гуманитарных профессий, второе направление – общегуманитарное образование.
В нашей стране последовательно решается задача совершенствования новой системы гуманитарного образования в вузах, в этих целях разработан и принят ряд нормативных документов. В Государственном образовательном стандарте высшего образования предусмотрено изучение общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Сформирован раздел по гуманитарным и социально-экономическим наукам в Классификаторе направлений специальностей высшего образования, утвержден ряд программ по гуманитарным дисциплинам.
Содержание гуманитарного образования формируется на основе современных достижений широкого круга гуманитарных наук – истории, философии, культурологии и социально-экономических – социологии, экономики, политологии, правоведения, психологии и педагогики. Оно ориентировано на формирование у выпускников необходимых для современной жизни качеств личности и прежде всего системы общезначимых ценностей:
– гуманистических, определяющих отношение к правам человека, уважение к достоинству личности;
– социокультурных, определяющих отношение к науке, культуре, образованию, этике, морали;
– социальных, позволяющих адекватно ориентироваться в политической структуре современного общества, формировать правовую и экономическую культуру;
– экологических, воспитывающих гуманное отношение к природной среде.
К концу 1996 г. в стране был практически завершен 1 этап гуманитаризации высшего образования. В рамках этого этапа были разработаны и введены временные Государственные образовательные стандарты высшего образования; на основе временных стандартов разработаны примерные учебные планы и программы; на конкурсной основе по программам «Культурная Инициатива» и «Обновление гуманитарного образования» подготовлено и издано свыше 160 наименований книг по дисциплинам высшего гуманитарного образования; создана система и организована сеть подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей кафедр гуманитарного и социально-экономического профилей. Ход реализации реформы был обсужден на международных и всероссийских конференциях: «Гуманитарные науки в системе высшего педагогического образования», «Проблемы преподавания в высшей школе» и др.
Гуманитаризация образования – глобальная проблема и ее решение предполагает разработку новой парадигмы образования, изменение отношения к образованию со стороны государства и общества. И для решения человечеством этой проблемы необходимо формирование духовно-интеллектуального базиса выпускников вуза, а это в первую очередь гуманистичность образовния, формирующая не просто специалистов, а профессионалов, способных к сотрудничеству и мирному преобразованию мира.
1. Берулава образования // Педагогика. – 1996.– № 1.
2. Веселова и новые ценности в системе образования США // Педагогика. – 1996.– № 2. – С. 102.
4. Касьян образования: некоторые теоретические предпосылки // Педагогика. – 1998. – № 2
5. Шахнина высшей школы США. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1993.
Литература
2. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
10. Братченко в гуманитарную экспертизу образования. М., 1999.
34. Лацис гуманитарного образования в России. На пути к новой школе – М.: Интерпракс, 1995.
43. «Отечественные традиции образования, духовного и нравственного воспитания школьников» – М., 1998
61. Ясвин школьной образовательной среды. М., 2000.
2 Отто Лацис. Трансформация гуманитарного образования в России. М.1995. – С.124.
1 Ачкасова искусств в системе школьного литературного образования. – Курск 1999. – С.6.
2Валицкая в России: стратегия выбора» – СПб, 1998.