В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв

ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ

Теперь, необходимо проанализировать систему методики обучения письму. Начнём с принципов. Прежде, чем определить, что же включают в себя эти два принципа, обратите внимание на прописи и определите, из чего состоят письменные буквы русского алфавита? Буквы русского алфавита состоят из элементов, их 8.

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. image052. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-image052. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка image052

2. Линия с закруглением вправо –

4. Линия с закруглением с двух сторон –

8. Линия с четвертным овалом –

ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БУКВ— письменные буквы русского алфавита представлены в виде графической структуры, основу которой составляют 8 постоянных единиц или элементов букв.

Зная определение первого принципа, несложно догадаться, что включает в себя второй принцип, исходя из его названия. Основу второго принципа составляет повторяемость. Почему? Потому что в русском алфавите существуют буквы, для написания которых требуется единообразие.

ОДНОВАРИАНТНОЕ НАЧЕРТАНИЕ БУКВ – данный принцип обусловлен закономерностью формирования двигательного навыка, а именно повторяемостью и единообразием выполняемых движений. Так все буквы, содержащие овал, прямую линию с четвертным овалом и линии с петлёй, переходящей в строчный овал имеют лишь один вариант начертания, в котором используется приём нижнего поворота.

Итак, вы узнали, что является основополагающим для обучения письму – это два основных принципа ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БУКВ и ОДНОВАРИАНТНОЕ НАЧЕРТАНИЕ БУКВ.

ПОЭЛЕМЕНТНО-ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД

И ЕГО ПРИЁМЫ

Первое с чего необходимо начинать обучать первоклассников письму – это с показа, как писать букву. Когда вы начнёте прописывать букву «ЭМ», то вы будете выполнять рукой двигательную функцию. Но прежде, чем первоклассник начнёт прописывать букву, он с помощью учителя изучит, какая эта буква и как её нужно писать. То есть выполнит зрительную функцию.

Отсюда следует поэлементно-целостный метод изучения буквы: сначала необходимо рассмотреть букву, а затем начать прописывать её.

Этот метод включает в себя два принципа, которые были изучены выше. Итак, через данный метод реализуются два принципа: ПОЭЛЕМЕНТНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БУКВ и ОДНОВАРИАНТНОЕ НАЧЕРТАНИЕ БУКВ.

ПОЭЛЕМЕНТНО-ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД – через него на практике реализуется первый и второй принципы, закладываются основы безотрывного письма. Достигается благодаря элементам двух категорий: зрительной и двигательной.

Изучив принципы и метод методики обучения письму, откройте прописи (любые, какие есть) и посмотрите, какие приёмы предложены авторами ваших изданий. Не забывайте, что прописи вы просматриваете глазами учителя. (Постарайтесь сначала определить приёмы самостоятельно, так как самоконтроль – это неотъемлемая часть работы каждого учителя).

2. Обведение элементов букв или самих букв, то есть КОПИРОВАНИЕ – это письмо по определённому алгоритму, заданному с помощью пунктирных вспомогательных линий.

3. Последовательность написания элементов букв (наличие стрелочек) – ПРАКТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ – деление на части, на элементы, или составление из частей (элементов) буквы.

4. ТАКТИРОВАНИЕ – это письмо под счёт.

5. Наличие образцов бук и слов – списывание с готового образца (с прописи №2). Нельзя путать этот приём с копированием, так как списывание с готового образца основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях.

Обратите внимание на четвёртый приём – это тактирование. Откройте, пожалуйста, методическое пособие Н.Г. Агарковой «Графика» на с.31 (если у вас его нет, то загляните в библиотеку педколледжа в первом корпусе на 3-ем этаже и там вы найдёте пособие). Рассмотрите букву [ЭМ]. И попробуйте написать её, соблюдая несколько правил:

1. Сначала буква прописывается в воздухе.

2. Учитель показывает, стоя к классу спиной.

3. Показывает так, чтобы дети видели, что делает учитель, то есть на уровне своих глаз.

А теперь попробуйте провести анализ элементов буквы «ЭМ» по пособию «Графика» Н.Г. Агарковой и ответить на вопросы:

1.Из каких элементов состоит буква? (из плавной линии, из прямой линии, из плавной линии, из линии с закруглением вправо).

2.Как начнёте считать при прописывании? (так как первый элемент буквы идёт вверх, то начнём считать с «И»). Однако, надо помнить, что основные элементы целостные, а счёт при этом будет на каждом закруглении.

3.На каком счёте закончите писать букву? (на «и»). Теперь самостоятельно под счёт пропишите в воздухе эту букву (начинайте с плавной линии, она идёт вверх, следовательно, счёт «и»; дальше прописываете прямую линию, она идёт вниз, следовательно, счёт «раз»; снова прописываете плавную линию, она идёт вверх, счёт «и»; далее идёт элемент – линия с закруглением вправо, но вы пишите в два приёма, считаете «два» и прописываете последний элемент на счёт «и»). Для лучшего понимания, какая буква как прописывается, не поленитесь и на досуге загляните на страницы 30-34, а ещё лучше

почитайте описание прописывания букв на страницах 37-41. Изучив теорию, попробуйте применить её на практике, прописывая прописи.

РАЗЛИНОВКА ПРОПИСИ

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. image053. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-image053. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка image053

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. image054. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-image054. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка image054 В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. image054. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-image054. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка image0541.РАБОЧАЯ СТРОКА

2.НИЖНЯЯ ЛИНЕЙКА РАБОЧЕЙ СТРОКИ

3.ВЕРХНЯЯ ЛИНЕЙКА РАБОЧЕЙ СТРОКИ

Изучив разлиновку прописей, вы можете перейти к изучению соединений букв в составе слова. Так как все буквы пишутся по-разному, соответственно и соединения между ними разное. Но, чтобы почерк ребёнка был красивым и понятным, а также удобочитаемым, необходимо знать не только как пишется сама буква, но и как происходит соединение её с той или иной буквой. Так, например, буква [а] имеет три соединения: верхнее, среднее и нижнее.

ТРИ ВИДА СОЕДИНЕНИЙ

1. Среднее соединение – только у букв Е и В.

2. Верхнее соединение – это, когда крючок соединения идёт наверх, например «он».

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. image054. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-image054. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка image054ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Уважаемые студенты! Прежде, чем начать практическое занятие, вам необходимо ещё раз проанализировать прописи по следующему плану:

Если вы без труда справились с этим заданием, то приступайте к работе в прописях, выполняя все требования при начертании букв и выработки хорошего почерка. Когда вы почувствуете, что вы сформировали первые умения каллиграфии, приступайте к следующему этапу этой нелёгкой работы. Это письмо, стоя у доски.

Но первое с чего вам необходимо начать, это с разлиновки линий на доске (как в прописях). Затем берите мел в руки и начинайте прописывать элементы букв, затем сами буквы, слоги, слова. При этом не забывайте, написав одну строчку, отходить в конец класса и проводить как самоконтроль, так и самоанализ. Только так вы сможете достичь успеха. А так же никогда не забывайте слова Аристотеля:

«Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей».

Источник

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв

1.2. Принципы обучения детей письму

— расчленение звучащей речи на звуки-фонемы;

— дифференцировка их по основным признакам;

— перекодирование их в графические символы, т.е. буквы (печатные и письменные);

— обратное перекодирование букв в звуки-фонемы, слияние их в процессе чтения;

— соотнесение прочтенных звуко-буквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Это путь овладения чтением и письмом как речевым действием. Термин “письмо” в данном контексте употребляется в значении “графика” как система отношений между звуками и буквами. Так ребенок обучается грамоте.

Если же рассматривать специфику письма как учебного предмета в начальной школе, то надо говорить о трех звеньях этого процесса:

В период обучения детей письму учитель должен заботиться о выработке элементарного графического навыка как сложного речерукодвигательного действия.

В методической науке обучения письму следует различать принципы двух уровней: принципы обучения первоначальному письму и принципы отработки техники письма.

Обучение первоначальному письму основывается на принципах поэлементного изучения и одновариантного начертания букв.

Поэлементный принцип не означает отрывное письмо, так как процесс написания буквы основывается на двигательных элементах, что обеспечивает их безотрывное соединение.

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. 1. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-1. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка 1

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. 2. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-2. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка 2

линия с закруглением с одной стороны;

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. 3. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-3. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка 3

линия с закруглением с двух сторон;

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. 4. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-4. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка 4

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. 5. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-5. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка 5

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. 8. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-8. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка 8

линия с четвертным овалом.

Форма элементов в различных буквах постоянна, меняться может их размер и положение в пространстве (например, элемент “линия с петлей”: В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. 9. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-9. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка 9

Принцип одновариантного (стабильного) начертания письменных букв обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это в первую очередь круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу: В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. 10. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-10. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка 10

Логический принцип группировки письменных букв позволяет в короткий срок после букварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки. Кроме того, организация аналитической работы на минутках чистописания развивает мышление учащихся.

Источник

Принципы и методы обучения письму

Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения. В конкретной работе по чистописанию находят своё специфическое воплощение следующие общедидактические принципы:

· Принцип наглядности, особенно важный в обучении письму, обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учащихся, применением прописей, таблиц и других пособий. Невозможно обучать чистописанию, давая только устные указания, так как подражание почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования чёткого почерка.

· Принцип сознательности означает, что навыки, приёмы и привычки, которые формирует учитель, обучая детей письму, должны быть с самого начала их подачи разъяснены и понятны учащимся. Так, первоклассники должны знать: а) в каком порядке пишется та или иная буква; б) как она соединяется с другими буквами; в) зачем нужно писать с наклоном и как он получается при письме; г) какой должна быть высота букв; д) как правильно держать ручку; е) как сидеть при письме и др. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты.

· Соблюдение принципа повторности имеет большое значение для автоматизации навыка письма. Он осуществляется в основном в упражнениях, которые должны представлять собой не просто механическое повторение нужных движений и их последовательности, а быть таким повторением, повторным воспроизведением, при котором совершенствуется исполнение. Повторение особенно важно на первых этапах обучения письму, так как за время перерывов в учении (каникул или болезни) дети довольно часто забывают правила при письме, формы отдельных букв и др.

· Не менее важно в первоначальном обучении письму применение принципа постепенного нарастания трудностей, который предусматривает переход от простого к сложному. Так, не отрывая руки, сначала дети пишут элементы, составляющие буквы, затем буквы и буквосочетания (например, иш, ли, ен и др.). Данный принцип положен в основу работы над формой букв на уроках чистописания и русского языка ( на этапе – упражнение в чистописании). В первую группу входят графически более простые буквы, последующие – более сложные по своему начертанию. Такая организация работы над формами букв – по группам (на основе сходства написания), в порядке нарастания графических трудностей – называется в чистописании генетическим принципом.

· Принцип учёта индивидуальных особенностей требует от учителя знать и учитывать при обучении письму особенности физического развития учащихся, их способность к обучению письму, замечать особенности зрения (близорукость, дальнозоркость), отклонения в моторике (дрожание пальцев, подёргивание руки во время письма и др.). Учитель должен видеть, как сидит ученик, как держит ручку, кладёт тетрадь при письме, как воспроизводит форму буквы, в какой последовательности, как соединяет буквы, медленно или слишком быстро пишет и др.

Специфика обучения каллиграфии требует соблюдения на первых эта-пах обучения грамоте принципа параллельного обучения чтению и письму.Этот принцип, введённый ещё К.Д.Ушинским, успешно реализуется в школьной практике и в настоящее время. Он обеспечивает грамотное и сознательное письмо.

Ведущими принципами в современной методике обучения первоначальному письму являются (по программе Н.Г.Агарковой):

1) поэлементное изучение;

2) одновариантное начертание письменных букв.

Принцип поэлементного изучения букв теснейшим образом связан с ведущим общедидактическим принципом развивающего обучения, иллюстрируя конкретный случай его проявления. Данный принцип не ассоциируется с отрывным письмом, т.к. процесс воспроизведения букв на бумаге реализуется на основе двигательных элементов. Ученик не просто «рисует» зрительно воспринимаемые элементы, а упражняется в изображении частей букв, которые представляют собой относительно законченные движения и поэтому не противоречат естественному ходу движения руки при связном письме.

Применение принципа одновариантного начертания письменных букв позволяет предупредить нежелательное переучивание детей при переходе от одного варианта начертания буквы к другому, т.е. избежать перестраивания первоначально формирующегося навыка письма.

В практике обучения письму принципы а) одновариантного начертания и б) поэлементного изучения букв реализуются благодаря использованию нового поэлементно-целостного метода воспроизведения букв на бумаге. Его суть определяется закономерностями взаимообусловленной связи между зрительными и двигательными элементами букв. Применение данного метода позволяет целенаправленно формировать целостные, дифференцированные зрительно-двигательные образы букв, на основе которых ученик овладевает первоначальным письмом, т.е. элементарным графическим навыком.

Технология поэлементно-целостного метода обучения первоначальному письму реализуется с помощью новых методических приёмов: аналитического восприятия и практического конструирования букв (прежде чем приступить к отработке начертания буквы, ученик должен воссоздать её форму, т.е. сконструировать и переконструировать с помощью специальных элементов-шаблонов).

Технология обучения первоначальному письму определяется системой специфических для данного предмета методов. В традиционной методике обучения чистописанию применялись и применяются следующие методы: копировальный (стигмографический), линейный, генетический, ритмический (тактический) и метод Карстера. С позиции обновлённого поэлементно-целостного метода копировальный и ритмический методы интерпретируются как приёмы.

Рассмотрим каждый из них.

Копировальный (или стигмографический) метод появился в ХУ111 в. Суть его заключается в том, что учитель пишет в тетради карандашом или точками начертания буквы или слова. Учение обводит это начертание, привыкает к форме буквы и учится правильно писать её. Примеры применения копировального метода мы находим в действующих тетрадях-прописях. Этот метод может быть использован и при исправлении запущенных почерков. В таком случае учитель пишет в тетрадях учащихся образцы букв и их соединений и предлагает писать по образцу. Однако копировальный способ следует применять ограниченно, так как обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Часто учащиеся обводят букву, элемент не в нужном направлении.

При копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, т.е. того, чего иногда, зрительно воспринимая, он не может перенести в своё движение в процессе письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления.

В индивидуальной работе для исправления недочётов некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку имеет большое значение для закрепления навыка самоконтроля, так как после копирования ученик должен повторить, точно воспроизвести движение и форму образца самостоятельно.

Линейный метод возник в начале ХIХ в. С введением разлинованных тетрадей. Он облегчил учащимся усвоение правильного написания букв установленного наклона и размера, правильного соединения элементов, развитие глазомера и плавности письма. В настоящее время используются тетради в две и одну линейку. Две линейки облегчают выработку определённой высоты букв в первом классе, помогают корректировать движение руки по строке во втором и третьем классах.

Генетический метод имеет следующие особенности:

1. Предполагает предварительное письмо элементов букв.

2. Дети усваивают начертание букв не в алфавитном порядке, а в порядке возрастающей трудности их написания.

3. Обучение строится на основе генезиса, т.е. образования каждой последующей буквы путём присоединения нового элемента к предшествующей букве и предварительного усвоения основного элемента, лежащего в основе новой группы букв.

Генетический способ был известен очень давно. В обучении письму он применялся Песталоцци. В течение XIX в. Генетический способ использовали при обучении письму в школах Европы. В русских школах этот способ применяли после того, как дети уже освоили начертание всех букв, только для усовершенствования навыка письма, отработки форм букв в послебукварный период.

Ритмический (или тактический) метод – это письмо под счёт или в такт счёту, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Ценность данного метода заключается, во-первых, в том, что он содействует развитию плавности письма; во-вторых, влияет на ускорение темпа письма у учащихся, медленно пишущих; в-третьих, он развивает у учащихся чёткость и решительность движений, которые необходимы для приобретения навыков красивого письма; в-четвёртых, тактирование вносит оживление в работу класса и дисциплинирует его.

Применяя ритмический метод, необходимо учитывать следующие требования:

а) письмо под счёт следует начинать после того, как учащиеся усвоят начертание буквы без счёта, в свободном и спокойном темпе;

б) счёт даётся учителем, отдельными учениками, а в некоторых случаях и хором;

в) счёт обязательно даётся с ориентировкой на пишущих в среднем темпе, с постепенным, едва заметным ускорением при переходе от одного этапа к другому (таким путём ученики подготавливаются к скорописи);

г) ритмический метод не следует применять продолжительное время на одном уроке, а обязательно с интервалами, заполняемыми спокойным письмом без счёта. Письмо под счёт требует от ученика большого напряжения сил, внимания и быстро утомляет его. По этой причине на начальной стадии обучения письму следует допускать тактирование на протяжении только полустроки, а в середине строки делать паузы. Иначе качество письма к концу строки ухудшится.

Первоклассники в силу возрастных особенностей не умеют чередовать напряжение руки с расслаблением, что зачастую приводит не только к утомлению детей при выполнении письменных работ, но и надолго задерживает формирование у них графического навыка. Реализуя ритмический приём на уроках письма, учитель обязан научить ребёнка правильно чередовать напряжение руки с расслаблением.

Ещё один из распространённых методов – обучение письму путём прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошёл в историю чистописания как методангличанина Карстера, описавшего его в начале XIX в. При применении данного метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и лёгкости движения руки.

В практике обучения письму ни один из рассмотренных методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигались путём разумного сочетания этих способов на определённых этапах обучения письму.

Источник

Принципы, лежащие в основе обучения письму

Принципы, лежащие в основе обучения письму

В информационно-методическом письме, опубликованном в 1998 году в журнале «Начальная школа», даются следующие педагогические принципы лежащие в основе первоначального письма. Это прежде всего принципы: 1) поэлементного изучения, 2) одновариантного (стабильного) начертания букв и их комплексов, а также 3) принцип логической группировки буквенных знаков.

Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию буквы должно предваряться формированием в памяти ребенка четкого зрительного образа этой буквы, т.е. он должен ясно представлять себе, из каких зрительных элементов она (буква) состоит и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней. Воспроизведение букв реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательный образ каждой буквы, что составляет необходимую основу для выработки графического навыка.

Системно-структурный подход к графическому материалу, т.е. алфавиту письменных букв позволил наполнить традиционный поэлементный принцип новым развивающим содержанием, так как стало возможным совокупность письменных букв русского алфавита структурировать в виде графической системы. Основу этой системы составляет восемь элементов, т.е. структурных единиц:

— линия с закруглением с одной стороны ( В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. hello html 7b34e04c. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-hello html 7b34e04c. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка hello html 7b34e04c);

— линия с закруглением с двух сторон ( г );

— линия с петлей ( В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. hello html 21364fec. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-hello html 21364fec. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка hello html 21364fec);

— линия с четвертным овалом ( В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. hello html m14c8bd11. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-hello html m14c8bd11. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка hello html m14c8bd11);

— плавная линия ( В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. hello html 7f2984d6. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-hello html 7f2984d6. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка hello html 7f2984d6);

— полуовал ( В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. hello html m1e10587a. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-hello html m1e10587a. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка hello html m1e10587a).

Если форма – постоянное свойство названных выше элементов, то к их переменным свойствам следует отнести размер, пространственное положение и количество. Такой подход позволяет и теоретически и практически воссоздать на основе восьми постоянных форм элементов и путем варьирования их переменными свойствами всю графическую систему письменных букв русского алфавита.

В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. hello html m50b2eeaa. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв фото. В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв-hello html m50b2eeaa. картинка В чем заключается принцип поэлементного изучения письменных букв. картинка hello html m50b2eeaa. Рука в процессе письма выполняет единообразные, идентичные движения.

Принцип одновариантного начертания букв реализуется в идентичности их формы и последовательности изображения. Так, все буквы, содержащие в своем составе овал ( а, б, д, О, Ф, ф, ю, Ю), прямую линию с четвертным овалом (ъ, ь, ы) и линии с петлей, переходящей в строчной овал ( в ), имеют лишь один вариант начертания, в котором используется прием нижнего повтора.

Такой подход избавляет ученика от нежелательного переучивания на дальнейшем этапе выработки автоматизированности действия письма, предупреждает ломку и перестраивание элементарного графического навыка, основы которого формируются на уроках письма в период обучения грамоте.

Последовательность отработки начертания букв определяется частотностью повторения в них каждого из 8 элементов. Так, если элемент – линия с закруглением с одной стороны входит в состав 14 строчных и 15 заглавных букв, то начертание буквенных знаков этой группы отрабатывается в первую очередь. Второй по порядку является группа, состоящая из 27 больших и малых букв, объединенных на основе плавной линии как общего элемента. Причем лишь 16 букв из этого количества являются новыми в сравнении с первой группой, а 11 букв повторяются. При изучении третьей группы появляется еще 10 новых букв в сравнении с первыми двумя группами. Таким образом, только первые три группы включают в себя 54 буквенных знака (больших и малых) – почти весь алфавит. Остальные 9 букв изучаются в следующих 5 группах.

Логический принцип группировки письменных букв позволяет в довольно короткий срок после букварного периода целенаправленно и систематически продолжить формирование в памяти учащихся четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым заложить прочные основы к выработке автоматизированности графического навыка.

Кроме того, организация разнопланового анализа всех письменных букв по выделенным группам вносит новое развивающее содержание в систему выработки графического навыка на минутках каллиграфии (чистописания). Ученик не только упражняется в начертании букв и их соединений, но и прежде всего решает различные мыслительные задачи на анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию и систематизацию письменных знаков. В результате у младшего школьника формируется целостное представление о системе письменных букв русского алфавита как символах соответствующих фонем.

Описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного письма, а напротив, закладывает его основы.

Помимо вышеперечисленных принципов Т.П. Сальникова в книге «Методика обучения грамоте» описывает следующие принципы обучения первоначальному письму. Общедидактические принципы: сознательность, доступность, постепенность усложнения, наглядность, повторность – используется принцип, вытекающий из специфики формирования графического навыка: сочетание различных методов обучения чистописанию (генетического, линейного, копировального и т.д.) на основе психофизиологических особенностей детей.

Принцип наглядности обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма, применением прописей, таблиц и других пособий.

Сознательность обеспечивается разъяснением приемов и последовательности написания букв, а также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты.

Принцип повторности осуществляется в процессе упражнений.

Принцип посильности предусматривает постепенное нарастание трудности, что особенно важно при обучении письму шестилеток, так как процесс письма для них сложен из-за медлительности и недостаточной твердости движений руки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *