В чем заключается принцип равенства граждан перед законом
Принцип равенства граждан перед законом и судом
Принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
“1. Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.
Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, должностным лицам и гражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и реальное применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.
Равенство перед судом не отличается существенно от понятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех, кто предстает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальными правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, независимо от своего происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроизводства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, должны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (скажем, имущественного достатка или бедности, профессии или занимаемой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.
До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. Как это принято во многих демократических странах мира, российское законодательство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и депутатов законодательных (представительных) органов.
Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:
“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания”.
Эти конституционные положения существенно уточняются и дополняются в ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.
Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см., например, ст. 13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.
Такую законодательную практику можно признать в целом понятной и в определенных пределах оправданной. Она отражает стремление иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма острых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение постольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни. Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.
Вместе с тем в последние годы введение различного рода изъятий из общего правила о равенстве всех перед законом и судом приобретает характер нарастающей тенденции. Появились законы, ставящие в особые условия многих должностных и не должностных лиц. В их числе оказались зарегистрированные кандидаты на должность Президента РФ и в депутаты, члены комиссий по проведению выборов и референдумов с правом решающего голоса, судьи всех судов, прокуроры и следователи прокуратуры, адвокаты, сотрудники органов федеральных служб охраны, безопасности, внешней разведки, правительственной связи и информации при исполнении ими своих служебных обязанностей, Председатель, заместители Председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ и др.
Представление о том, какие конкретно изъятия из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом предусматриваются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, например, со следующими актами:
Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом
Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Комментарий к ст. 4 УК РФ
Основой принципа равенства граждан перед законом являются положения ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом. Эти положения не означают абсолютного равенства граждан во всех отношениях и независимо ни от каких обстоятельств, но они гарантируют равное положение граждан перед требованиями закона и равное отношение к гражданам суда независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В этой связи можно сказать, что сущность принципа равенства граждан перед законом, закрепленного в УК РФ, состоит в установлении равенства условий привлечения к уголовной ответственности независимо от указанных выше обстоятельств. Но данное положение вовсе не означает равной ответственности лиц, совершивших преступление, и их равного наказания.
В этом отношении граждане не являются равными. Основаниями неравенства могут быть самые различные обстоятельства: пол, возраст, социальное положение, наличие рецидива и т.д. Так, несовершеннолетним, осуждаемым к лишению свободы, в отличие от лиц, совершивших преступление по достижении восемнадцатилетнего возраста, не может быть назначено лишение свободы сроком более десяти лет. К женщинам в отличие от мужчин не применяется смертная казнь. Совершение преступления с использованием служебного положения может влечь более строгое наказание. Уголовным законом могут быть предусмотрены преступления, совершаемые только специальными субъектами, и т.д. Но такое дифференцированное установление ответственности не является нарушением принципа равенства граждан перед законом.
Исключением из правила равенства граждан перед законом в общеправовом и особенно процессуальном аспектах являются положения, установленные ст. ст. 91, 98, 122 Конституции РФ, где предусматривается неприкосновенность Президента РФ и особый порядок привлечения к ответственности членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей. Определенные изъятия в рассматриваемом плане установлены и в отношении некоторых других категорий лиц. Подобные изъятия обусловлены необходимостью обеспечения независимости деятельности лиц, выполняющих определенные социальные функции (например, политическую, правоохранительную, судебную деятельность), и соответствуют международным стандартам и условиям существования правового государства.
Судебная практика по статье 4 УК РФ
На основании ст. 69 ч. ч. 3 и 4 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно Мамаеву Б.М. назначено 6 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима со штрафом в размере 2 000 000 рублей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 апреля 2006 года N 4-П, положение части второй статьи 10 УК Российской Федерации о сокращении наказания в пределах, предусмотренных новым уголовным законом, в системной связи с частью 3 первой той же статьи означает, что при приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом подлежат применению все установленные Уголовным кодексом Российской Федерации в редакции этого закона правила, как общие, так и специальные, по которым вопрос о наказании разрешается при постановлении приговора; тем самым в уголовно-правовых отношениях обеспечивается реализация принципов справедливости (преамбула Конституции Российской Федерации, статья 6 УК Российской Федерации) и равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации, статья 4 УК Российской Федерации).
Статья 4 УК Российской Федерации закрепляет принцип равенства граждан перед законом, является нормой материального права и не регулирует вопросы обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Что же касается постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, то оно, как акт толкования закона, в соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» не может выступать самостоятельным предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации.
Равенство перед законом
Равенство перед законом, равноправие — важнейший принцип демократии и классического либерализма согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, сексуальной ориентации, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Нарушение этого принципа обычно называется дискриминацией.
Равноправие делает акцент на правах человека и их ограничениях. Предметом особого внимания является законодательная защита прав и равный доступ всех граждан к правовой системе.
Содержание
Обобщённость правовых норм
Равный доступ к правовой системе
В мире
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
В России
В Российской Федерации равенство перед законом декларируется в 19 статье Конституции:
Источники
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Равенство перед законом» в других словарях:
Равенство перед законом и судом — (англ. equality before the law and court) в РФ общеправовой принцип, установленный в ст. 19 Конституции РФ*, согласно которому все равны перед законом и судом. Право, закон выступает в качестве равной для всех меры человеческого поведения,… … Энциклопедия права
Равенство перед законом и судом — (англ. equality before the law and court) в РФ общеправовой принцип, установленный в ст. 19 Конституции РФ*, согласно которому все равны перед законом и судом. Право, закон выступает в качестве равной для всех меры человеческого поведения,… … Большой юридический словарь
Равенство всех перед законом и арбитражным судом — правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
РАВЕНСТВО ГРАЖДАН ПЕРЕД ЗАКОНОМ — один из принципов уголовного законодательства (ст. 4 УК РФ). Означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и… … Юридический словарь
РАВЕНСТВО ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ — общеправовой принцип демократического государства, исключающий существование особых законов и судов для привилегированных сословий и социальных групп. Статья 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина перед… … Энциклопедия юриста
равенство граждан перед законом — один из принципов уголовного законодательства (ст. 4 УК РФ). Означает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и… … Большой юридический словарь
Равенство всех перед законом и судом — принцип гражданского процессуального права, согласно которому правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и… … Большой юридический словарь
Равенство всех перед законом и судом — конституционный принцип гражданского процессуального права, в соответствии с которым правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка,… … Правоведение: глоссарий
Равенство в политике — Р. как политический принцип играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (ίσουομία) было одним из постоянных и важнейших требований демократии, но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Равенство как политический принцип — играло роль уже в древней Греции, особенно в Афинах, где оно (ίσουομία ) было одним из постоянных и важнейших требований демократии, но понималось чрезвычайно узко, как равенство перед законом и равное право на участие в управлении… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом
СТ 4 УК РФ.
Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной
ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Комментарий к Ст. 4 Уголовного кодекса
1. Принцип равенства граждан перед законом отвечает ст. 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозгласившей, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом, и ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепившей принцип, согласно которому все равны перед законом и судом.
2. Уголовно-правовой принцип равенства всех перед законом означает, что каждый гражданин (имеется в виду не только России, но и иностранный и лицо без гражданства), нарушивший уголовный закон, должен быть привлечен к ответственности, если в его действиях содержится состав преступления.
Данный принцип не ограничивается требованием равной обязанности нести ответственность за совершенное преступление, а предполагает и равную возможность на законных основаниях избежать ее.
3. Равенство всех перед законом не исключает наличия специальных прав и преимуществ для отдельных категорий лиц. Некоторые исключения предусмотрены самим уголовным законом в отношении женщин, мужчин пожилого возраста, несовершеннолетних. Такие лица подлежат уголовной ответственности, а все преимущества основаны на законе и в равной мере применимы ко всем гражданам и соответственно не являются нарушениями принципа равенства граждан перед законом.
Второй комментарий к Ст. 4 УК РФ
1. Принцип равенства граждан прямо вытекает из ст. 19 Конституции РФ, отражает положения международного права. Данный принцип проявляется в установлении одинаковых оснований и пределов уголовной ответственности, одинаковых оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания, одинаковых условий погашения уголовно-правовых последствий судимости.
2. Равенство перед законом также означает, что при применении УК ничто не должно ухудшать положение человека по сравнению с другими преследуемыми в уголовно-правовом порядке.
3. Принцип равенства граждан перед законом распространяется только на привлечение лица к уголовной ответственности, но он не относится к мере наказания, которая всегда индивидуализируется.
Третий комментарий к статье 4 УК РФ
Статья 4 УК почти текстуально точно воспроизводит аналогичный принцип, зафиксированный в гл. 2 Конституции Российской Федерации. Данный принцип ввиду его очевидности и ясности не нуждается в пространном комментировании. Однако применительно к уголовному праву, равно как и иной отрасли права, он требует некоторых дополнительных пояснений.
Право, как это общепризнанно, является всеобщим правовым масштабом для соизмерения и равной юридической оценки действий, идентичных по своему содержанию и негативным последствиям в рамках типичных, общих проявлений. Но одно и то же действие (бездействие) с точки зрения их общей правовой оценки, основанной на законе, совершается различными людьми и при совершенно различных конкретных обстоятельствах. Последним закон вне зависимости от совершенного деяния придает юридическое значение обстоятельств либо смягчающих, либо отягчающих наказание. В силу этого непреложного факта субъекты, совершившие одно и то же преступление, могут оказаться в положении фактического неравенства: одни из них будут привлечены к уголовной ответственности и подвергнуты мерам наказания, тогда как другие освобождены от указанных уголовно-правовых последствий своего противозаконного поведения.
Равенство всех перед законом и судом
Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении.
Равенство всех перед законом и судом является одним из ключевых демократических принципов, для реализации которого стоит акцентировать внимание на правах граждан и их ограничении. Равенство граждан и организаций предусматривает обязанность всех сторон дела соблюдать законы. Предметом в процессе реализации принципа равенства выступает право граждан на получение судебной защиты.
Принцип равенства граждан перед законом и судом, суть данного принципа
В соответствии с базовыми юридическими принципами в любом судебном процессе все стороны судебного разбирательства считаются равными перед законом и судом. Соответственно, судебные органы не должны отдавать предпочтение кому-либо из учреждений, органов или участвующим в судебном разбирательстве сторонам, учитывая следующие виды принадлежности:
Также в процессе судебного разбирательства в арбитражных судебных органах не должны учитываться следующие характеристики граждан, органов или учреждений:
Суть равенства сторон перед судом
Равенство граждан, учреждений и организаций перед судебными органами заключается в необходимости постоянного использования единого судебного порядка, который регламентируется арбитражно-процессуальным законодательством.
При этом не учитывается вид и класс арбитражного судебного органа, который рассматривает судебное дело впервые. Аналогичным также является порядок рассмотрения гражданских дел, которые относятся к следующим разновидностям судебных производств:
Принцип равенства всех граждан, учреждений и организаций перед арбитражными судебными органами в процессе повторного пересмотра судебных дел с учетом новых и заново открывшихся обстоятельств, доказательств и фактов. Суд не должен учитывать те обстоятельства, под которыми понимаются происхождение, образование, языковые и религиозные предпочтения, род занятий или социальное положение и др. Сотрудники арбитражных судебных органов обязаны одинаково относиться ко всем сторонам судебного процесса при осуществлении ими следующих действий:
Суть равенства граждан и организаций перед законом
Равенство всех граждан, учреждений и организаций перед законом гарантируется наличием единого гражданского законодательства. Если же при любых обстоятельствах гражданские законные нормы были нарушены, то все нарушенные права, интересы и свободы подлежат восстановлению в обязательном порядке. При этом восстановление законности должно совершаться в отношении всех сторон судебного процесса:
При применении принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед законом не должны учитываться какие-либо показатели и характеристики сторон. Если в судебном разбирательстве пострадавшей или нарушившей стороной выступает организация или учреждение, то при разбирательстве не учитываются следующие факторы:
Если при арбитражном судебном разбирательстве любой из сторон выступают граждане, то в целях обеспечения принципа равенства всех перед законом, не должны учитываться следующие характеристики граждан:
Равенство граждан и организаций перед законом не ограничивается исключительно равенством перед гражданским законодательством. Все стороны судебного разбирательства считаются равными перед всеми федеральными законами. К перечню таких законов относятся все нормативно-правовые акты, которые содержат в себе нормы материального и процессуального права.
Случаи нарушения принципа равенства граждан перед законом и судом. Ответственность за данное нарушение
Судья, который является председателем в процессе рассмотрения конкретного судебного дела, обязан гарантировать и обеспечить всем участникам процесса возможность для использования и осуществления своих прав, регламентированных законодательством. Такие действия судья (и суд) обязан совершать в отношении всех лиц, которые являются сторонами дела – граждан, учреждений и органов. При этом судебные арбитражные органы обязаны соблюдать все нормы и принципы, которые гарантируют равенство всех сторон.
Нарушение принципа равенства всех граждан, организаций и учреждений перед судом и законом влечет за собой уголовную ответственность.
Лицо, которое нарушило принцип равноправия сторон, наказывается в соответствии с нормами действующего законодательства.