В чем заключается принцип равенства всех перед законом и судом в упк
Стороны – это участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования), или защиты от обвинения.
К стороне обвинения относятся прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, начальник подразделения дознания, начальник органа дознания, орган дознания, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель, представитель, гражданский истец и его представитель.
К стороне защиты от обвинения относятся обвиняемый, его законный представитель, защитник, гражданский истец, его законный представитель и представитель.
Состязательность сторон выражается в том, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга, они не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
Как сторона обвинения, так и сторона защиты имеет право на собирание и представление доказательств, иными словами, подозреваемый, обвиняемый, их защитники, гражданский ответчик, а равно представители стороны обвинения имеют право собирать и представлять доказательства в рамках полномочий, предоставленных им действующим уголовно-процессуальным законом.
По окончании предварительного расследования и ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела выясняется, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для подтверждения позиции стороны защиты. В обвинительном заключении (акте, постановлении) – документе, оформленном по результатам предварительного расследования для направления уголовного дела прокурору и в суд, должен отражаться перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты и прилагаться список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты.
Суд не относится ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты, он создает необходимые условия для исполнения сторонами процессуальных обязанностей и реализации предоставленных им прав, осуществляя правосудие, выносит судебное решение по уголовному делу в виде приговора, определения или постановления.
В ходе рассмотрения уголовного дела в суде стороны обвинения и защиты равноправны. Они имеют равные права на заявление отводов и ходатайств, представление и исследование доказательств, выступление в прениях сторон, представление суду письменных формулировок по вопросам, разрешаемым судом при постановлении приговора, на рассмотрение иных вопросов, возникающих в ходе судебного разбирательства.
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
§ 4. Равенство всех перед законом и судом в уголовном процессе
Принцип равенства всех перед законом и судом является общеправовым конституционным принципом, нашедшим отражение в ст. 19 Конституции РФ и ст. 7 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» (далее – ФКЗ «О судебной системе РФ»). Данный принцип определяет положение субъектов права относительно друг друга и перед судом.
Сущность принципа равенства всех перед законом и судом применительно к уголовному процессу состоит в том, что в ходе судопроизводства закон должен применяться ко всем находящимся в идентичных условиях гражданам, юридическим лицам и государственным органам одинаково. Так же к ним должен относиться и суд.
Как видно, равенство перед судом есть оборотная сторона беспристрастности суда как составляющей независимости судебной власти. Это равенство не знает изъятий (наличие таковых стало бы существенным умалением авторитета суда).
Что касается равенства перед законом, то, во-первых, внешние отступления от него возможны в целях защиты прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Поэтому для обеспечения осуществления публично значимых функций в УПК РФ устанавливается усложненный порядок судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц (гл. 52). Некоторые процессуальные особенности устанавливаются и иными нормами Кодекса. Так, в силу п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ священнослужитель не подлежит вызову в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди. Данная норма, как видно, является гарантией свободы действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями (ст. 28 Конституции РФ).
Во-вторых, учитывая, что речь идет не об абсолютном равенстве, а только о равенстве лиц, объективно находящихся в идентичных условиях, отмеченные случаи часто даже, строго говоря, не являются отступлением от принципа равенства всех перед законом. Скажем, ни у кого не вызывает сомнений, что закон не может механически одинаково относиться к совершеннолетнему и несовершеннолетнему, лицу, страдающему физическими недостатками, и лицу, не страдающему ими, поскольку эти лица не находятся в объективно идентичной ситуации. Точно так же судья, призванный отправлять правосудие и нередко подверженный всевозможным формам давления, не находится в одинаковой ситуации с тем, кто не сталкивается с такого рода проблемами. Поэтому закон вполне обоснованно содержит нормы об особенностях производства в отношении отдельных категорий лиц, об обеспечении для некоторых лиц дополнительных уголовно-процессуальных гарантий и т.п. Важно лишь, чтобы такие особенности были необходимыми, справедливыми и затрагивали именно категории лиц, не превращаясь в сугубо персональные привилегии.
Но равное отношение к лицам, находящимся в одинаковых условиях (категориям лиц), не означает, что суд не учитывает персональные факторы, т.е. что его не интересуют никакие обстоятельства, связанные с конкретной личностью. Напротив, эти обстоятельства суд не только вправе, но и обязан принять во внимание, если таковы требования закона. Так, данные о личности исследуются при избрании меры пресечения (ст. 99 УПК РФ), при определении меры наказания (см., напр., ст. 383 УПК РФ).
Принцип равенства всех перед законом и судом существовал не всегда. Так, в России до Судебной реформы 1864 г. суд был сословным. «Этот суд, – вспоминал А.Ф. Кони, – существовал для немногих и за немногое. Лишь крайние нарушения условий общежития, в которых предписания закона сливались с велениями заповедей, да и то не всех, влекли за собой общий для всех суд. Все остальное для целой массы населения разбиралось специальными сословными и ведомственными судами, границы подсудности которых далеко не всегда были ясны. В особенности широкое применение имел суд чинов полиции и помещиков, при котором понятие о судебном разбирательстве неизбежно переходило в понятие о расправе»319.
Однако внутри сословий признавалось необходимым обеспечить равенство. Иными словами, гарантировался не равный для всех суд, а суд равных. «Нужно также, чтобы судьи были одного общественного положения с подсудимым, равными ему, чтобы ему не показалось, что он попал в руки людей, склонных притеснять его»320, – утверждал Ш.-Л. Монтескье. Значение принципа равенства всех перед законом и судом заключается именно в том, чтобы такого рода «сословные» подходы навсегда остались в прошлом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Кругликов А., почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор Волгоградского государственного университета.
В сфере уголовного судопроизводства действие этого принципа наиболее ярко проявляется при решении таких вопросов, как возбуждение уголовного дела, задержание, заключение под стражу, производство обыска, выемки, применение других мер процессуального принуждения.
Заметим, что в УПК РСФСР названный принцип в несколько иной редакции содержался в ст. 14 «Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом». В ней предписывалось осуществлять правосудие по уголовным делам на началах равенства граждан перед законом и судом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
О равенстве всех перед законом и судом как о принципе уголовного судопроизводства, его сущности и роли говорится в работах известных ученых-процессуалистов: М. Строговича, М. Чельцова, В. Савицкого, А. Ларина, В. Божьева, И. Петрухина и др.
Требование обеспечить равенство всех перед законом и судом при осуществлении правосудия есть во многих международных правовых актах. Так, в ст. 7 Всеобщей декларации прав человека записано: «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона». Аналогичная формулировка, только более развернутая, содержится в ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.: «Все люди равны перед законом. закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то: расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».
Значение приведенных положений заключается в том, что на основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Следовательно, они должны были в обязательном порядке учитываться в УПК РФ.
Таким образом, особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в гл. 52 УПК РФ, вывели из-под действия конституционного принципа равенства всех перед законом и судом сотни тысяч граждан Российской Федерации, что вызывает справедливые критические замечания.
Российская газета. 2002. 25 апреля.
Принцип равенства всех перед законом и судом тесно связан с принципом независимости судей и подчинения их только закону. Только независимый суд способен обеспечить подлинное равенство всех перед законом и судом. Но сегодняшнее положение, к сожалению, оставляет желать лучшего, что подтверждают результаты многих опросов.
Отсутствие в УПК РФ рассматриваемого принципа влечет различные отрицательные последствия. К ним, на наш взгляд, нужно отнести отсутствие в ряде современных учебников и учебных пособиях по уголовному процессу (безусловно, предназначенных и для будущих судей, прокуроров, следователей) в теме «Принципы уголовного судопроизводства» даже упоминания о принципе равенства всех перед законом и судом.
Божьев В.П. Конституционные принципы уголовного процесса // Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 3-е издание, исправленное и дополненное. М., 2002. С. 73.
Думается, что основной частью такого механизма должно стать закрепление в УПК всех конституционных принципов уголовного судопроизводства. Этот Кодекс является для судьи, прокурора, следователя и органов дознания тем законом, который они практически ежедневно применяют. И когда в нем в числе других принципов будет содержаться принцип равенства всех перед законом и судом, то это, несомненно, положительно скажется на всей их деятельности по решению задач уголовного судопроизводства.
Именно по такому пути пошли бывшие союзные республики в составе СССР, в УПК которых в той или иной редакции включен рассматриваемый принцип. Так, в ст. 21 УПК Республики Казахстан назван принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. Принцип равенства граждан перед законом и равенства защиты их прав и законных интересов закреплен в ст. 20 УПК Республики Беларусь, а ст. 16 УПК Украины называется «Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом».
Нельзя не сказать и о том, что в проектах УПК РФ содержался принцип равенства всех перед законом и судом, например в проектах, подготовленных двумя разными по составу группами известных ученых-процессуалистов, опубликованных в журнале «Российская юстиция» (NN 9 и 11 за 1994 г.).
Представляется неоправданным тот факт, что законодатель не прислушался к голосам многих научных и практических работников и не включил указанный принцип в УПК РФ. Исправление ошибки, несомненно, будет способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по расследованию и раскрытию преступлений, правильному разрешению уголовных дел.
Принципы равенства всех перед законом и судом и неприкосновенность личности
Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции) действует в уголовном процессе, как и во всех сферах общественной и государственной жизни. В уголовном судопроизводстве реализация принципа равенства сторон и независимость суда состоит в точном исполнении предписаний уголовно-процессуальных законов, в соответствии с которыми правосудие по уголовным делам осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Практически это означает, что производство по делу основано на одном законе.
Все субъекты уголовного судопроизводства, занимающие одинаковое процессуальное положение, равны перед законом и судом, прокурором и органами предварительного расследования. Каждый из них в рамках своего процессуального положения обладает равной возможностью пользоваться предусмотренными законом процессуальными правами и в равной мере исполнять возложенные на него обязанности. В отношении подозреваемых и обвиняемых это проявляется в их равном праве на квалифицированную юридическую помощь. Принцип равенства сторон и независимость суда являются залогом обеспечения подлинной состязательности на стадии судебного разбирательства.
Равенство граждан перед законом и судом проявляется также в равной обязанности всех подчиняться уголовному закону и нести равную ответственность за его нарушение. Лица, совершившие преступления, привлекаются к уголовной ответственности и подвергаются действию одного и того же уголовного закона независимо от занимаемой должности, рода занятий и других факторов.
Согласно ч.4 ст. 1 УПК установленный законом порядок судопроизводства является единым и обязательным по всем уголовным делам и для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания. Для последовательного осуществления принципа особенно значима роль законного и обоснованного приговора по каждому уголовному делу. Приговор, не отвечающий этим требованиям, всегда вызывает сомнение в своей справедливости, а значит, в реальности равенства всех перед законом и судом.
Принцип неприкосновенности личности: никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу кроме как в порядке, установленном УПК РФ, максимальный срок задержания до судебного решения – 48 часов (ст.22 Конституции РФ, ст.10 УПК РФ).
Принцип неприкосновенности личности в уголовном процессе подчеркивает значение обоснованности и законных оснований для ареста и задержания человека в качестве подозреваемого в совершении преступления, соблюдения норм его содержания под стражей, а также помещения в медицинское учреждение лишь на основании решения суда.
Для заключения под стражу как крайней меры ограничения свободы требуются особо веские основания. Оно возможно лишь по делам о преступлениях, которые предусматривают наказание в виде лишения свободы, и если суд придет к выводу, что привлекаемый к уголовной ответственности, будучи на свободе, может скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать ходу следствия либо встанет на путь совершения нового преступления.
Некоторые процессуальные меры реализации принципа неприкосновенности личности:
О произведенном задержании в течение 12 часов в письменном виде следует уведомить прокурора, дабы последний мог проверить законность (ч.3 ст.92 УПК РФ).
Установление исчерпывающего перечня оснований задержания подозреваемого (ст.91 УПК РФ).
Императивное правило незамедлительного освобождения подозреваемого, если по истечении 48 часов с момента его задержания судом не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, либо срок задержания не продлен судом (ч.2 ст.94 УПК РФ).
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
Конституция РФ (ст. 19) провозглашает равенство всех перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина во всех сферах политической и социально-экономической жизни государства независимо от пола и расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 7), адресуя эту норму судам, внес в нее дополнение о том, что суд может принимать во внимание и другие обстоятельства, связанные с необоснованным ограничением прав человека, не указанные в федеральном законе. Таким образом, судам предоставлена возможность признавать и иные обстоятельства, кроме тех, которые перечислены в ст. 19 Конституции РФ.
Равенство перед законом включает двоякий подход к проблеме.
Во-первых, оно означает одинаковое применение норм, закрепленных в законе, ко всем гражданам.
Во-вторых, принцип равенства перед законом относится и к законотворческой деятельности, диктуя необходимость исключать нормы, дискриминирующие стороны по каким-либо признакам, запрещенным Конституцией РФ.
Равенство перед судом предусматривает, что правосудие должно осуществляться на основе единого суда для всех, т. е. всем участникам процесса предоставляются одинаковые права защищать свои интересы.
Таким образом, единое для всех равенство перед законом дополняется и единством суда. Не допускается создание каких-либо специальных судов, осуществляющих правосудие для отдельных групп населения по социальным, национальным или иным признакам, а также создание чрезвычайных судов.
Известно, что действующее законодательство предусматривает особенности судопроизводства, касающиеся порядка возбуждения дел в отношении военнослужащих, а также некоторых категорий должностных лиц.
В сфере правосудия по делам военнослужащих эти особенности влияют лишь на определение подсудности с учетом воинского звания. Однако процедура в суде осуществляется по единым правилам, поскольку военные суды – часть судов общей юрисдикции и их деятельность регламентируется единым материальным и процессуальным законодательством.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Предание их суду возможно только после лишения депутатской неприкосновенности на основании решения соответствующей палаты парламента, по представлению Генерального прокурора РФ (ст. 98 Конституции РФ).
Неприкосновенность депутатов представительных органов субъектов РФ носит более ограниченный характер. Она не распространяется на действия депутатов, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия, не относящиеся к их депутатским полномочиям.
Одной из гарантий соблюдения принципа равенства всех перед законом и судом является установление уголовной ответственности за нарушение равенства граждан в зависимости от их социального, имущественного и других отличий, причинившее вред их правам и интересам (ст. 136 УК РФ).