В чем заключается принцип равной безопасности в русском языке
Урок 3.8. Критерии и принципы корректного речевого поведения
Понятно, что реальный процесс общения вовсе не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часты переходы от одной темы к другой, выходы за пределы в данный момент обсуждаемой темы, помехи извне.
Тем не менее, как стратегическая задача неотклонение от темы имеет первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой.
Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного.
Соблюдение принципа вежливости создаёт среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.
Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов.
Максима такта рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении речевой стратегии и области частных интересов собеседника.
Максима великодушия есть максима необременения собеседника, фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.
Максима симпатии рекомендует благожелательность, она является условием действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта.
Принцип равной безопасности. Культура речи предполагает также принцип равной безопасности, суть которого в непричинении психологического ущерба партнеру по общению.
Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили в речевое взаимодействие. Суть этого принципа в том, что силы участников общения не должны тратиться на защиту эгоистических интересов. Следует направлять силы на поиск оптимального решения проблемы, не забывать о предмете обсуждения под действием эмоций.
Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, заключается в непричинении ущерба сказанному собеседником путём намеренного искажения смысла.
Основы русской деловой речи (35 стр.)
Нужно отметить, что в процессе речевого общения отношения между договаривающимися сторонами могут изменяться. Видоизменения речевого и неречевого поведения под влиянием человеческих отношений или условий общения рассматриваются как этикетная модуляция речи (термин В. Е. Гольдина). Установка на конструктивный тон делового общения выражается в готовности признать позицию собеседника, в отсутствии категоричных суждений: Этого не может быть! Не хочу даже слушать! Мы никогда на это не пойдем! Вежливая форма отрицания включает сомнение: Мне кажется это не вполне убедительным; Боюсь, что не могу согласиться с вами; Едва ли это так. Отрицательный ответ, отказ с позиции требований этикета – это сложное речевое действие. Прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы собеседник не был обижен. Смягчает отказ позиция сочувствия, сопереживания вынужденному его принять: К сожалению, мы не можем сегодня принять ваше предложение. Может быть, это будет возможно в будущем. Для делового общения очень важна именно эта перспектива. Если ее не предлагает отказывающая сторона, она должна присутствовать в реплике того, кому отказывают: Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему и мы сможем вернуться к этому вопросу.
Этикетные формулы могут выполнять несколько функций. Приведем примеры возможного использования этикетных речевых средств на примере реплик телефонного разговора:
– контактоустанавливающая функция: С вами говорит Роберт Дэвис, представитель фирмы «Максвелл». Я хотел бы поговорить с господином Зайцевым;
– функция волеизъявления (просьбы, приглашения, разрешения, предложения): Звоните… Приходите;
– эмотивная функция: Очень приятно… Очень рад;
– функция регулирования информации: Спасибо. Это все, что я хотел узнать.
Таким образом, этикет не только регулирует отношения общающихся, но и является средством рациональной организации телефонного разговора.
В пособиях по культуре речи даются рекомендации, следование которым может помочь успешному деловому общению:
1. Проявлять вежливость: вежливость должна быть не преувеличенной, а соразмерной данной ситуации: необходимо учитывать возраст, пол, служебное положение партнера по общению, его социальные позиции и соразмерять собственные социальные позиции с соответствующими показателями партнера; рекомендуется смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность.
2. Подчеркивать внимание к партнеру: следует учитывать социальную роль собеседника, его личность, его знание темы, предмета речи, степень его заинтересованности; предлагается постоянно поддерживать контакт с собеседником, используя этикетные языковые формы: Вам, наверное, интересно узнать… Вы, конечно, знаете…, повторные обращения, невербальные знаки внимания.
3. Проявлять скромность: участнику переговоров предписывается быть скромным в самооценках, уметь поддержать точку зрения партнера.
4. Учитывать невербальные средства коммуникации: необходимо учитывать принятую в данной национальной и социальной культуре дистанцию общения, жесты; слушатель должен чувствовать, что говорящий посылает ему доброжелательные мимические и жестовые сигналы, дополнительно пробуждая в нем внимание и понимание.
5. Учитывать, что пороги смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены: данные исследований свидетельствуют о том, что лучше всего воспринимается устное высказывание, которое без паузы может длиться от 45 секунд до 1,5 минут; поэтому рекомендуется использовать короткие фразы и не превышать среднее время непрерывного говорения, небольшие паузы можно использовать для того, чтобы слушатель мог вновь сосредоточиться.
Речевой этикет в деловом общении предполагает лояльное, уважительное отношение к собеседнику, использование общекультурных форм общения, суждений, формы выражений. Он связан с использованием таких формул языка, как приветствие, прощание, обращение, благодарность, извинение.
Дж. Н. Лич сформулировал и описал ведущий принцип коммуникации – принцип вежливости, представляющий собой совокупность ряда максим и, безусловно, способствующий эффективному речевому общению.
1. Максима такта. Это максима границ личной сферы. В идеале любой речевой коммуникативный акт предусматривает соблюдение определенной дистанции между участниками. Не следует затрагивать потенциально конфликтных тем (частная жизнь, индивидуальные предпочтения).
2. Максима великодушия. Это максима необременения собеседника. Например, предложение должно быть сформулировано таким образом, чтобы его можно было отложить, не следует связывать партнера обещанием или клятвой.
3. Максима одобрения. Это максима позитивности в оценке других. Атмосфера, в которой происходит речевое взаимодействие, определяется не только позициями собеседников по отношению друг к другу, но и позицией каждого по отношению к миру и тем, совпадают ли эти позиции. Если оценка мира (позитивная или негативная) не совпадает с оценкой собеседника, то это очень затрудняет реализацию собственной коммуникативной стратегии.
4. Максима скромности. Одним из условий успешного развертывания коммуникативного акта является реалистическая, по возможности объективная самооценка. Сильно завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.
5. Максима согласия. Это максима неоппозиционности. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи, а именно сохранения предмета взаимодействия, «снятия конфликта» путем взаимной коррекции коммуникативных тактик собеседников.
6. Максима симпатии. Это максима благожелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Неблагожелательность делает речевой акт безуспешным. Определенную проблему в общении представляет так называемый безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу. Максима доброжелательности дает основание рассчитывать на положительное развитие речевой ситуации с намечающимся конфликтом.
Таким образом, в процессе речевого взаимодействия собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания. Эти правила составляют конвенциальную (условную, принятую) основу вербального взаимодействия.
По данным зарубежных ученых, количество передаваемой информации и ее точность увеличиваются в атмосфере доверия и открытости между участниками общения. Созданию позитивного коммуникативного климата, помогающего установить контакт и взаимоотношения в процессе общения, способствует и применение психологических принципов общения, сформулированных в научной и методической литературе, например:
– Принцип равной безопасности предполагает непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене. Этот принцип запрещает оскорбительные выпады против реципиента, унижение чувства собственного достоинства партнера. Ярлыки, грубые слова и выражения, обидные реплики, оскорбления, презрительный и насмешливый тон могут вывести человека из состояния равновесия, а значит, помешать пониманию и восприятию информации. Конечно, каждый участник диалога имеет право защищать и отстаивать свою точку зрения, не соглашаться с высказываниями оппонента, показывать и доказывать ошибочность его позиции, но он обязан с уважением относиться к личности собеседника.
– Принцип децентрической направленности означает непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Суть этого принципа состоит в том, что силы участников коммуникации не должны тратиться на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов. Их следует направлять на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность в отличие от эгоцентрической характеризуется умением анализировать ситуацию или проблему с точки зрения другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела. Надо отметить, что это довольно часто нарушаемый принцип. Нередко люди, руководствуясь самыми различными мотивами, в пылу эмоций забывают о самом предмете обсуждения.
– Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т. е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента, передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в разговоре. Это приводит к разногласиям и взаимному непониманию.
Следует обозначить и некоторые условия, несоблюдение которых превращает конструктивный диалог в деструктивный и препятствует таким образом организации эффективной речевой коммуникации:
– признание многообразия точек зрения на различные проблемы современной жизни, что является необходимой предпосылкой демократического решения вопросов;
– предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;
Соблюдение норм речевого этикета
А) Организационные принципы речевой коммуникации.
Организационные принципы речевой коммуникации |
Принцип последовательности |
Принцип вежливости |
Принцип предпочитаемой структуры |
Принцип кооперации |
1) принцип последовательности. Он предполагает релевантность (смысловое соответствие) ответной реакции: если первая реплика – вопрос, то вторая должна быть ответом; приветствие сопровождается приветствием, просьба – ее принятием или отклонением. Данный принцип требует закономерного завершения речевого фрагмента.
2) принцип кооперации. По мнению американского лингвиста Г.П.Грайса, этот принцип составляет основу речевого общения. Он указывает на необходимость относиться к общению как к сотрудничеству.
Принцип кооперации состоит из нескольких постулатов, так называемых максим, т.е. правил.
А) Постулат количества. Высказывание должно содержать не больше и не меньше информации, чем требуется для текущего диалога.
Б) Постулат качества. Старайся, чтобы твое высказывание было истинным; не говори того, что ты считаешь ложным; не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований;
В) Постулат отношения (релевантности). Не отклоняйся от темы!
Г) Постулат способа. Выражайся ясно! Избегай непонятных выражений! Избегай неоднозначности! Будь краток! Будь организован!
3) Принцип вежливости. Этот принцип сформулировал Джон Линч. Принцип вежливости представляет собой совокупность ряда следующих максим:
— максима такта. Это максима границ личной сферы. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и т.д.), побуждения выражать не как команду, а как совет.
— максима великодушия. Эта максима не обременения собеседника. Хороший коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой; не следует требовать извинений и покаяний.
— максима одобрения. Она выражается в позитивности высказывания, в сдержанной оценке собеседника.
— максима скромности. Это максима неприятия похвал в собственный адрес. Участник общения должен обладать объективной самооценкой. Сильно завышенная или сильно заниженная самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.
— максима согласия. Она предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьезной задачи – сохранения диалога.
— максима симпатии. Это максима доброжелательности, которая создает благоприятный фон для перспективного предметного разговора. Определенную проблему представляет так называемый безучастный контакт, когда собеседники, не будучи врагами, не демонстрируют доброжелательности по отношению друг к другу.
4)Принцип предпочитаемой структуры. Он характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими или отклоняющими ответными репликами. Согласие большей частью выражается без промедления, предельно лаконично и ясно. Несогласие формулируется пространно, оправдывается доводами и, как правило, отсрочено паузойПауза служит своего рода индикатором нежелательных отклоняющих ответов. Она позволяет говорящему своевременно дополнить реплику усиливающими доводами. Соблюдение этого принципа призвано не обидеть собеседника, избежать критической направленности разговора.
Б) Наряду с вышеуказанными организационными принципами общения важно
соблюдать принципы психологические:
Принцип равной безопасности |
Принцип децентрической направленности |
Психологические принципы речевой коммуникации |
Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано |
А) принцип равной безопасности. Непричинение психологического или иного ущерба ни одному из участников общения. Этот принцип направлен на защиту чувства собственного достоинства. Он запрещает оскорбительные, унижающие выпады против личности собеседника, какие бы тот мысли и идеи не отстаивал. Если один из собеседников нарушает данный принцип, то происходит подмена цели (достижение истины), спор сходит с рельсов логики развития мысли и начинается противоборство амбиций. Оказавшись объектом насмешек, человек нередко слепо и беспощадно мстит за унижение.
Принцип равной безопасности, если им руководствуются обе стороны, предполагает конструктивный подход к решению вопроса спора, т.е. стремление к обмену мнениями, беседе, нахождению компромисса.
Б) Принцип децентрической направленности. Это умение анализировать ситуацию или проблему с т.з. другого человека, смотреть на себя и других исходя из интересов дела, а не из личных целей.
В) Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Данный принцип заключается в непричинении ущерба мысли намеренным или ненамеренным искажением сказанного (услышанного).
НЕ следует забывать о том, что использование организационных и психологических принципов речевой коммуникации не будет успешным без соблюдения правил речевого этикета и культуры речи.
3. На эффективность общения также влияют следующие условия:
Условия эффективного общения |
Коммуникативная заинтересованность |
Настроенность на мир собеседника |
Умение понять замысел говорящего |
Умение использовать разнообразные способы передачи информации |
Обстановка, внешние обстоятельства |
Соблюдение норм речевого этикета |
Умение слушать |
Рефлексивное слушание |
Нерефлексивное слушание |
одобрение |
частичное повторение того, что было сказано |
сопереживание |
обобщение |
1)коммуникативная заинтересованность, которая устанавливает паритетность вне зависимости от социального статуса и ролей участников общения;
2)настроенность на мир собеседника: успешность речевого общения определяется умением говорящего представить мир слушающего и в соответствии с этим организовать свою речь;
3)умение слушать собеседника.
4)умение понять замысел говорящего. Важно помнить, что умение понять не означает принять точку зрения или замысел собеседника.
5)умение использовать разнообразные способы передачи информации. Иными словами, говорящий должен «вложить душу» в то, что он сообщает. Речь должна быть выразительной, эмоциональной, искренней и т.д.
6)обстановка, внешние обстоятельства: настроение, наличие посторонних, форма общения (телефон, записка, беседа с глазу на глаз и т.п.).
соблюдение норм речевого этикета.
Существует два вида слушания:
А) нерефлексивное, т.е. «молчаливое» слушание. Оно не всегда бывает уместным, т.к. молчание можно принять за «знак согласия».
Б) рефлексивное – активное вмешательство в речь собеседника с целью создания доверительной обстановки, правильного понимания собеседниками друг друга.
Существует 4 способа правильно слушать:
2)частичное повторение того, что было сказано;
Невербальная коммуникация Паралингвистическая информация |
В зависимости от ситуации необходимо правильно выбрать тот или иной вид слушания. 4.Немаловажное значение также имеет невербальная коммуникация*.
жесты |
телодвижения |
поза |
дистанция |
Темп и тембр речи |
Эффективность общения зависит не только от того, как понят текст собеседника, но и от умения понимать и правильно интерпретировать невербальную, или паралингвистическую информацию, включающую*:
• дистанцию в общении с Вами;
*Материал в сокращенном и измененном виде приводится по: О. В. Баркова, Л. В. Выборнова, В. Н. Кирсанова,И. П. Кирсанова, Е. Н. Пескова.РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.- Челябинск, 2007.-с.12-20
Информация данного типа является неосознаваемой, так как порой человек желает ее скрыть, чтобы собеседник не понял его истинных чувств, мыслей, намерений. Психологи называют этот канал каналом утечки информации.В качестве средств приема и передачи информации данного типа используются следующие средства:
1) телесный контакт; 2) дистанция между общающимися; 3) их положение в
пространстве по отношению друг к другу; 4) внешний вид; 5) поза; 6) жесты;
7) мимика; 8) взгляд; 9) паралингвистические особенности: «риторические
уловки», энергетика речи; интонация: (темп речи; ритм речи; громкость; артикуляция), смех.
Умение «считывать», понимать и сопоставлять невербальную информацию с вербальной помогают Вам составить представление:
О морально-личностном потенциале Вашего собеседника:
• его внутреннем мире;
• чувствах и переживаниях;
• намерениях и ожиданиях;
• степени решительности или отсутствии таковой и т.д.
Несомненно, что по речи человека, создаваемым им текстам, мы определяем уровень его компетентности, речевой и интеллектуальной культуры, социальную принадлежность и т.д. Но, согласитесь, речевые тексты можно «подделать». Поэтому правдивую информацию о том, что представляет собой человек на самом деле, каковы его мотивы, цели и помыслы, мы получаем по невербальному информационному каналу, сопоставляя его данные с вербальной информацией.
Французский психолог Франсуа Сюдже, автор книги «Правда о жестах», считает, что 55% информации мы узнаём из жестов и мимики собеседника, 38% –– из его интонации, и только 7––10% –– из слов, текстов.
Б. Шоу в предисловии к сборнику своих избранных пьес отмечал, что существует 50 способов сказать слово «да» и 500 –– слово «нет», а вот написать эти слова можно только одним способом каждое: да и нет.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 276 ; Мы поможем в написании вашей работы!
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Манипулирование личностью
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
В средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время мы часто встречаем термин ‘зомбирование’. Описывающие это явление утверждали, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным ‘психороботом’, управляемым теми, кто владеет специальными средствами и технологией изменения человеческой психики.
И все же технологии тайного принуждения личности существуют. В предлагаемой читателю книге мы обращаем внимание на то, что существует разнообразные средства, методы и приемы тайного принуждения личности, которые систематически и постоянно используются в нашей повседневной жизни, практически во всех сферах социального взаимодействия людей, и объектом воздействия которых в наше время выступает любой человек современного общества.
Данная работа продолжает и развивает основные идеи и положения изложенные в монографии ‘Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты’ одного из авторов – Г. В. Грачева (1998) и посвящена в большей степени конкретным способам и технологиям информационнопсихологического воздействия.
Понимание информационно-психологической безопасности как состояния защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора привело к необходимости переосмысления подходов к роли общения, коммуникации, информационного взаимодействия, а также ряда других социально-психологических процессов и явлений в современном обществе.
Жизнедеятельность человека реализуется одновременно с миром природы в специфической присущей человеческому обществу информационной среде, имеющей свои закономерности и особенности развития и функционирования. Трансформация или любые изменения информации и процессов ее функционирования в настоящее время активно используется значительной частью индивидуальных и совокупных социальных субъектов для оказания воздействия на психику людей, модификации их поведения, для психологических манипуляций лично
Основное внимание исследователей при рассмотрении общения, информационного взаимодействия, функционирования средств массовой коммуникации в последнее время чаще всего сосредотачивалось на разработке новых способов и форм социального взаимодействия, современных информационно- коммуникативных технологий, на их необходимости и в целом на позитивном значении и влиянии на организацию совместной деятельности, социальное управление, на развитие общества и личности.
Многочисленными исследованиями было установлено, что без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека и нормальное функционирование социальных групп и общества в целом. При этом в тени оставался тот факт, что информационно-коммуникативные процессы могут таить в себе опасности, представляющие реальную и все возрастающую угрозу для развития личности и общества.
Первая научно-практическая конференция по проблемам информационнопсихологической безопасности, проведенная в ноябре 1995 года Институтом психологии Российской академии наук, показала важность этой проблематики, ее многогранность, сложность и неразработанность, наметила основные направления исследований в этой области.
Условия кардинального реформирования российского общества качественно изменили взаимоотношения между людьми. В настоящее время происходит выдвижение отношений соревновательности, конкуренции, борьбы на ведущее место в системе социальных отношений в российском обществе. Это отражается на всех уровнях социального взаимодействия – от межличностного общения до массовой коммуникации.
Причем наряду с положительным влиянием конкуренции на повышение инициативы и активности значительной части населения это приводит также к массовому использованию способов и приемов информационно-психологического воздействия, сущностью которого является получение односторонних преимуществ зачастую в ущерб окружающим.
Манипулирование личностью, использование различных средств и технологий информационно- психологического воздействия на людей стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни, экономической конкуренции и политической борьбе.
Вторая научно-практическая конференция по проблемам информационнопсихологической безопасности, проведенная в марте 1996 года Институтом психологии Российской академии наук была посвящена обсуждению манипулятивных воздействий как ведущему фактору, оказывающему влияние на информационнопсихологическую безопасность российского общества.
Проблема манипулирования личностью, человеком, его сознанием и поведением неоднократно ставилась в 20 веке отечественными и зарубежными исследователями. Она рассматривалась в рамках работ, посвященных философским, социологическим и психологическим аспектам политики и права, развития общества, индивидуальной и общественной психологии.
Манипулирование массовым сознанием и общественным мнением как научная и практическая проблема рассматривалась также в рамках теорий журналистики и средств массовой коммуникаций, политической и коммерческой рекламы и пропаганды, социального управления и маркетинга.
В последнее время активизировались исследования проблемы манипуляций личностью, человеком, его сознанием и поведением как на теоретическом, так и прикладном уровне. Философский анализ современного состояния проблемы манипуляций личностью и их особенностей в советский период развития российского общества проведен в диссертационном исследовании и работах Ю.А.Ермакова. Современный психологический анализ состояния проблемы межличностных манипуляций проведен в работах Е.Л.Доценко.
В то же время исследования манипуляций личностью, социальными группами, общественным сознанием в контексте проблематики информационно-психологической безопасности личности в прямой постановке и