В чем заключается принцип товарного соседства
В чем заключается принцип товарного соседства
Что такое товарное соседство?
Товарное соседство — правила совместной перевозки, хранения или реализации различных видов пищевых продуктов, установленные гигиеническими требованиями и обеспечивающие качество и безопасность продовольственных товаров.
Данное правило необходимо соблюдать для сохранения качества продуктов и блюд.
Продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции:
Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших организациях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов, допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах).
При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения.
Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.).
соблюдать правила товарного соседства при хранении уже готовых блюд. Сырую продукцию или полуфабрикаты хранить подальше от готовых блюд и продуктов, не требующих термообработки для употребления в пищу.
Хранение непродовольственных товаров и продуктов на одном складе запрещено,
Несоблюдение принципа товарного соседства влечёт за собой:
Товарное соседство продуктов питания по СанПин: таблица, основные правила для общепита, какие нарушения могут быть
Качественное состояние товаров, предназначенных для пищевого употребления, обуславливается многими факторами. Помимо температурного режима, подверженности влиянию влаги и сроков годности, важным аспектом также является соблюдение требований относительно совместимости при хранении. Принципы зонального разграничения определяются санитарными нормами, и должны также учитываться при транспортировке и сбыте любых видов продукции, способных оказать взаимное вредное воздействие ввиду собственных специфических особенностей. Товарное соседство продуктов питания по СанПиН — это таблица основных правил, соблюдение которых позволяет избежать негативных последствий, связанных с ухудшением качественных характеристик.
Правовая база
Базовые положения, регламентирующие порядок складирования и размещения товаров в торговых организациях, столовых и предприятиях, относящихся к ресторанной сфере, закреплены в следующих документах:
Некоторые категории обязательно конкретизируются за счет специфики по позициям. Для этого используются ТУ и ГОСТ. Каждый субъект рынка обязан должным образом соблюдать существующие требования, определяющие правила товарного соседства продуктов в магазине, общепите, при организации транспортировки и хранения. Контролирующим органом, выявляющим и пресекающим возможные нарушения в данной сфере, является Роспотребнадзор.
СанПиН: общее представление
Речь идет о реестре нормативных положений, регламентирующих требования относительно гигиенического состояния производственных помещений и рабочих мест, детских садов, школ и институтов, объектов общественного пользования, качественных характеристик воды, воздуха, а также других аспектов и явлений, способных оказать влияние на здоровье человека. Перечень охватывает практически все сферы жизни общества, и регламентирует принципы и законы торгового и товарного соседства продуктов питания.
Актуальные изменения СанПиН
Корректировки, утвержденные в 2020 году, определили ряд новых требований, минимальный срок действия которых составит шесть лет — до 31.12.2026 г. включительно. Обновление положений, остававшихся неизменными более двух десятилетий, обуславливается существенными технологическими изменениями, в первую очередь затронувшими сферу общепита, а также необходимостью смягчения условий работы малого бизнеса.
СП 2.3/2.4.3590-20, принятые на основании постановления Главного санитарного врача, включают в себя семнадцать актов, затрагивающих отрасль общепита, и учитывающих специфику организации питания граждан в различных государственных и частных учреждениях. Один из ключевых приоритетов документа — обеспечение стандартов, способствующих сохранению здоровья населения страны. Кроме того, были учтены новые направления торговой деятельности, связанные с пищевыми продуктами, такие как доставка, реализация «навынос», а также кейтеринг.
Учет различных факторов
При формировании требований СанПиН, регламентирующих правила товарного соседства продовольственных и непродовольственных товаров, принимаются во внимание аспекты различного характера:
Презумпция добросовестности
Обновленные стандарты базируются на принципе ХААСП, в основе которого лежит анализ потенциальных рисков и определение критических точек контроля. Предприятия вправе контролировать ключевые производственные процессы по собственному усмотрению, однако обязательным условием выступает внедрение системы инструкций, соответствующих указанному стандарту. Нарушение является основанием для привлечения к ответственности в виде штрафа, размер которого определяется содержанием статьи 14.43 КоАП.
Семь принципов ХАССП
Рассматриваемая концепция фактически представляет собой системную структуру, позволяющую идентифицировать, оценить и повлиять на критические аспекты, негативно отражающиеся на качестве продуктов. Переход на обновленный формат подразумевает разработку и внедрение регламентов, предупреждающих возможные риски до того, как они проявятся на практике. Базовый алгоритм основывается на следующих принципиальных положениях:
Плюсы новых санитарных правил для бизнеса
Новые стандарты СанПиН снижают строгость требований, предъявляемых в отношении небольших заведений, залы которых ограничиваются не более чем 25 посадочными местами. Соответствие данному критерию отныне позволяет обойтись одним туалетом, использовать который вправе как клиенты, так и сотрудники, при этом вход обязательно огораживается от складов и рабочих цехов. Также допускается совместное нахождение кулинарных изделий и сырья в одной камере — при условии, что вся продукция расфасована по контейнерам. Упразднено обязательное наличие в штате отдельного работника, ответственного за функцию уборки санузла, что способствует снижению финансовой нагрузки на предприятия с небольшим товарооборотом.
Важные изменения с 2021 года
Еще одним существенным аспектом, затронувшим такие формы бизнеса, как выносная реализация, услуги по доставке и кейтеринг, стало принятие решения об отмене требования об обязательном оформлении декларации соответствия. Кроме того, начиная с 1 января одним из ключевых документов для организаций общепита стала технологическая карта — новые правила определяют необходимость строгого соблюдения производственного цикла, зафиксированного документально, вплоть до соответствия наименований, указываемых в меню.
С целью контроля температурных показателей готовых блюд, поступающих на раздаточную линию, отныне должны использоваться термометры. Установка оборудования также затронула холодильники и складские помещения, в которых предписывается размещение гигрометров и градусников. Предприятиям, специфика работы которых предусматривает взаимодействие с полуфабрикатами, но при этом не имеющим отдельного цеха для обработки, придется отказаться от использования сырья в любом виде — либо позаботиться об изменении функционального предназначения помещений на объекте.
Повышенные требования к сотрудникам
Правила о ежедневном прохождении осмотра на предмет наличия кожных аномалий и патологий, ранее действовавшие только в отношении работников производственных участков, теперь распространяются на весь персонал, так или иначе контактирующий с продуктами питания. Обязательным условием стало предупреждение клиентов заведения о присутствии в рецептуре ингредиентов, способных спровоцировать аллергическую реакцию, поэтому администраторы и официанты должны четко знать состав каждого блюда.
Для чего нужен гигиенический журнал
Стандартная форма учета, образец которой представлен в приложении к СанПиНу, необходима для фиксации результатов ежедневных осмотров и опросов, а также для подтверждения допуска ответственным медицинским работником либо лицом, выполняющим его функции.
Какие требования были отменены
Обновленные стандарты, основанные на принципах ХАССП, предполагают самостоятельную разработку учетной и контрольной документации с учетом специфики организации. В связи с этим исключен перечень обязательных журналов. Кроме того, на усмотрение предприятий отдано решение целого ряда вопросов, связанных с хранением и мытьем посуды, периодичностью генеральных уборок, обустройством кондитерских цехов, а также продолжением рабочей деятельности в случае перебоев с водоснабжением.
Правила и условия и хранения продуктов в магазине
Дифференциация на несколько типов, для каждого из которых предусмотрены рекомендации, препятствующие ухудшению качественных характеристик, определяется нормами СанПиН. Элементы групп должны находиться в отдельных изолированных отсеках — при наличии достаточной площади — либо в камерах, поддерживающих надлежащий температурный режим.
Принципы и правила размещения товаров: товарное соседство и др. Основополагающие принципы хранения: информационное обеспечение и др.
Принципы и правила размещения:
Товарное соседство (совместимость)-устанавливают требования к совместному хранению товаров с одинаковым режимом хранения, а так же с приемлемым друг для друга сорбционными свойствами. Эти правила основаны на принципе совместимости разных товаров- при хранении товары не оказывают друг на друга вредного воздействия. ( сухие товары с сухими, замороженные с замороженными).
Рациональное использование складских помещений (безопасность)-предполагает оптимальную их загрузку с учетом минимально допустимых расстояний товаров от стен, потолка, охлаждающих и отопительных приборов. Загрузка складов определяется площадью, объемом или коэффициентом загрузки.
Площадь загрузки-полезная площадь склада, занятая товаром.
Объем загрузки- объем склада, который занимает товар Оставшееся место представляет собой аэропространство.
Коэффициент загрузки- относительный показатель, который рассчитывается как отношение объема загрузки к общему объему склада.
Аэропространствоуменьшает коэффициент загрузки, однако оно необходимо для наличия проходов и проездов. (Выгрузке, загрузке товара, проверку его состояния).
Обеспечение механизации погрузочно-разгрузочных работ (эффективность)- позволяет снизить нерациональные затраты тяжелого ручного труда, заменив его механизированным трудом. Следствие этого- уменьшение затрат на погрузку и разгрузку товаров, которые являются частью общих затрат на хранение. Для механизированных работ, на складе должны оставлены грузовые проезды, для движения тележек, погрузчиков и других механизмов. Как правило ширина главного проезда 1-1,5 метра и боковые проходы 0,7-1 метра. Предельная высота 2,8-4,5 метра.
Основополагающие принципы хранения:
Непрерывность соблюдения условий хранения-заключается в обязательности соблюдения на всех этапах товарной стадии установленных требований к климатическому и санитарно-гигиеническому режимам. Это означает, что должны создаваться и поддерживаться оптимальные условия хранения сразу после получения готовой продукции, а не только с момента выпуска товаров с предпрятий-изготовителя. Особенно это важно для охлажденных и замороженных скоропортящихся продуктов, для сохраняемости которых большое значение имеют даже небольшие перепады температуры.
Реализация этого принципа достигается соблюдением оптимальных параметров санитарно-гигиенического и климатического режимов, требований предельной высоты загрузки продуктов, а также бережным обращением с продуктом при погрузочно-разгрузочных работах, текущем уходе при хранении.
Расстановка продуктов в складе должна облегчить идентификацию товарных партий. Например, для этого при тарном размещении продукты укладывают так, чтобы маркировка транспортной тары была на внешней части штабеля.
Информационное обеспечение позволяет не только сократить товарные потери при хранении, но и уменьшить потери рабочего времени на поиск необходимого продукта, его выгрузку.
При хранении систематическому контролю подлежат три группы объектов: продукты, их упаковка и режим хранения.
Контроль за качеством хранящихся продуктов осуществляют визуально. О качественных характеристиках продуктов могут судить по состоянию тары: поломкам, следам подтеков и т.д. В этом случае из упакованных продуктов отбирают выборку, разупаковывают и рассортировывают по показателям качества, предусмотренным стандартами. Отдельно разупаковывают дефектные продукты. Затем, по результатам текущего контроля принимают одно из четырех решений: отбраковать дефектные упаковки и/или продукты; срочно реализовать продукт; продолжить хранение; отправить на промпереработку или утилизацию.
Контроль за качеством товаров и состоянием тары товароведы совмещают с контролем за режимом хранения: температурой; относительной влажностью воздуха; воздухообменом (контролируют по продолжительности и частоте вентилирования); санитарно-гигиеническим состоянием (визуально).
Экономическая эффективность определяется затратами на хранение (расход электроэнергии, амортизация складов и оборудования, аренда помещений, затраты труда и пр.), а также потерями при хранении и стоимостью реализованной продукции.
Социальная эффективность при хранении товаров обусловлена их сохраняемостью, так как ее улучшение и снижение потерь способствует рациональному использованию природных и трудовых ресурсов.
Вопрос 31.
Классификация товаров по термическому состоянию и по влажности.
Группировка товаров по влажности | Диапазон ОВВ, % | Группа товаров |
Сухие | Не выше 65 | Бакалейные товары (мука, крупа, соль, сахар, макаронные изделия, пряности), сухофрукты, большинство непродовольственных товаров |
Умеренные | 70-75 | Кондитерские товары, вина, кофе, чай (не более 70%) |
75-80 | Фруктово-ягодные изделия, масло сливочное, маргарин | |
Не выше 75 | Консервы | |
Влажные | 80-85 | Молочные товары, мясо, рыба, тыквенные овощи, лук, чеснок, ликероналивочные изделия, вина, яйца, яйцепродукты |
Повышенной влажности | 90-95 | Большинство видов плодов и овощей, замороженные плоды, овощи, мясо, рыба, квашеные овощи |
Вопрос 32.
Условия хранения товаров.
Хранение – это этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого – обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.
Условия хранения – это совокупность внешних воздействий окружающей среды, обусловленных режимом хранения и размещением товаров в хранилище.
Режим хранения – это совокупность климатических и санитарно-гигиенических требований, обеспечивающих сохраняемость товаров.
Выделяют климатический и санитарно-гигиенический режимы хранения.
Климатический режим хранения включает в себя:
1. Температура хранения – это температура воздуха в хранилище.
2.Относительная влажность воздуха (ОВВ) – это показатель, характеризующий степень насыщенности воздуха водяными парами.
Группировка товаров по влажности | Диапазон ОВВ, % | Группа товаров |
Сухие | Не выше 65 | Бакалейные товары (мука, крупа, соль, сахар, макаронные изделия, пряности), сухофрукты, большинство непродовольственных товаров |
Умеренные | 70-75 | Кондитерские товары, вина, кофе, чай (не более 70%) |
75-80 | Фруктово-ягодные изделия, масло сливочное, маргарин | |
Не выше 75 | Консервы | |
Влажные | 80-85 | Молочные товары, мясо, рыба, тыквенные овощи, лук, чеснок, ликероналивочные изделия, вина, яйца, яйцепродукты |
Повышенной влажности | 90-95 | Большинство видов плодов и овощей, замороженные плоды, овощи, мясо, рыба, квашеные овощи |
3.Газовый состав воздуха – это показатель режима, характеризующий состав газов в окружающей среде.
Он обусловлен тремя группами компонентов:
а) азот и углекислый газ;
б) инертные газы – водород, гелий, аргон и др.;
в) вредные газообразные примеси – окислы азота, серы, озон, аммиак, фреон и др.
4.Воздухообмен – это показатель режима, характеризующий интенсивность и кратность обмена воздуха в окружающей товары среде.
В процессе воздухообмена создается равномерный температурно-влажностный режим, а также удаляются газообразные вещества, выделяемые хранящимися товарами, тарой, оборудованием и т.д.
Воздухообмен характеризуется скоростью движения воздуха на складе и кратностью его обмена. Он может быть с подачей воздуха извне и без подачи наружного воздуха за счет перемещения воздуха на складе. В первом случае воздухообмен называется вентиляцией, во втором –циркуляцией.
5. Освещенность – это показатель режима хранения, характеризующийся интенсивностью света на складе.
На товары негативное воздействие оказывает солнечный свет. (Поэтому на складе не должно быть окон).
6.Санитарно-гигиенический режим хранения включает в себя:
Чистота– это состояние объектов хранения и окружающей среды, которое характеризуется загрязнениями, не превышающими установленных норм.
Размещение товаров – это показатели загрузки складов, характеризующиеся площадью, коэффициентом загрузки и высотой размещения.
Правила товарного соседства – это показатели, которые устанавливают требования к совместному хранению товаров с одинаковым режимом хранения, а также с приемлемыми друг для друга сорбционными свойствами, т.е. не оказывающими вредного воздействия на другие товары.
Рациональное использование складских площадей – предполагает оптимальную их загрузку с учетом минимально допустимых расстояний товаров от стен, потолка, охлаждающих и отопительных приборов.
Площадь загрузки – это полезная площадь склада, занятая товаром.
Объем загрузки – это объем склада, который занимает товар.
Коэффициент загрузки – это относительный показатель, который рассчитывается как отношение объема загрузки к общему объему склада.
Обеспечение механизации погрузочно-разгрузочных работ – позволяет снизить нерациональные затраты тяжелого ручного труда, заменив его механизированным трудом.
Экономическая эффективность – это затраты на хранение, потери при хранении и стоимость реализованной продукции.
Социальная эффективность – это сохраняемость, безопасность ресурсов.
Вопрос 33.
Меры по предупреждению и снижению потерь продовольственных товаров:
Организационные меры направлены на выявление причин возникновения потерь с целью их предупреждения или снижения. Они могут носить профилактический или текущий характер.
Внутренние факторы обусловлены химическим составом и структурой (строением) продуктов.
К нормативным документам, регламентирующим нормы и правила хранения, относятся стандарты на продукцию, методы хранения, а также СанПиНы и нормы естественной убыли.
Вопрос 34.
Хранение товаров. Методы ухода за товарами по способам их обработки:
Хранение-этап технологического цикла товародвижения от выпуска готовой продукции до потребления или утилизации, цель которого- обеспечение стабильности исходных свойств или их изменение с минимальными потерями.
Методы ухода за товарами | ||||
По способам товарной обработки | По времени обработки | |||
Санитарно-гигиеническая | Защитная | Специальная | Профилактическая | Текущая |
1. Характеристика способов товарной обработки. Санитарно-гиги-еническая обработка предназначена для создания и поддержания установления санитарно-гигиенического режима. К ней относятся:
В складах допускается применение только дезинфицирующих средств, разрешенных Министерством здравоохранения России.
В отличие от химических веществ, остаточные количества которых могут попадать на поверхность продуктов, проникать в них и снижать безопасность, средства физической обработки более безопасны для потребителя. Однако некоторые из них могут оказывать определенное негативное воздействие на продукты и окружающую среду, что сдерживает их широкое практическое применение.
Средства дезинсекции менее разработаны и реже применяются, чем средства дезинсекции. Перечень средств также регламентируется Минздравом РФ.
Средства дератизации: механические (мышеловки, крысоловки) и биологические (кошки).
Химические методы борьбы не рекомендуется применять в складах с пищевыми продуктами, так как яды в виде пыли или с помощью грызунов могут попасть на продукты. Целесообразнее применять механические методы и проводить профилактические меры (заделывание отверстий, ходов и норок цементом, битым стеклом, сеткой).
Птицы попадают в склады через двери и вентиляционные отверстия редко. В складах они быстро погибают, и их следует немедленно удалять. Птицы могут поедать продуты, расклеивать упаковку и сами товары, загрязнять помещения и все находящиеся в нем предметы пометом. Помимо этого, голуби могут быть больны паратуберкулезом, который передается человеку, в том числе через продукты.
При кратковременном хранении пищевых продуктов на открытом воздухе, их необходимо закрывать брезентом, мешковиной, полиэтиленом;
Дезактивацию проводят в основном мойкой поверхности товаров, которая удаляет радиоактивную пыль. Так, при мойке многих овощей радиоактивная загрязненность снижается на 30-50 %.
В настоящее время этот метод практически не применяется, однако в скором времени станет обязательным из-за загрязнений окружающей среды. В настоящее время имеются рекомендации по применению методов удаления этилена в плодохранилищах, в результате которых замедляются процессы дозревания и улучшается сохраняемость плодов.
Такая обработка достигается двумя путями: нанесением защитных покрытий на поверхность продуктов или упаковыванием.
Средства, используемые для нанесения защитных покрытий:
Особенностью защитных пленок является то, что они, плотно прилипая к поверхности продукта, не пропускают кислород, водяные пары и предохраняют продукт от их неблагоприятных воздействий. Используемые при этом средства химически инертны, поэтому длительное время существенно не изменяются. Важным условием хорошего хранения является толщина и целостность защитной пленки, отсутствие участков поверхности продукта без пленки.
В отличие от защитных пленок завертывание в упаковочные материалы и пересыпка ими продуктов не предназначены для защиты от неблагоприятных воздействий воды и кислорода, так как между поверхностью продукта и упаковкой всегда имеются воздушные прослойки. Однако упаковочные материалы надежнее, чем защитные пленки, предохраняют продукты от механических повреждений. Поэтому их применяют для продуктов с невысокой механической прочностью (сочные плоды и овощи, яйца и т.д.).
Иногда защитная обработка путем применения упаковочных материалов определяется как самостоятельный метод хранения. Например, хранение яблок в промасленной бумаге, хранение моркови, картофеля, яблок с пересыпкой вермикулитом или его аналогами. При этом пересыпочные материалы выполняют следующие функции: защищают от механических повреждений, поглощают водяные пары, ароматические вещества, этилен и др., а следовательно, повышается сохраняемость продуктов.
Некоторые продукты, особенно размещенные в подвешенном состоянии, должны быть перевязаны (перевязка при этом сохраняет целостность продукта, упаковочных материалов или защитных пленок, предупреждает различные деформации).
Специальная обработка применяется для продуктов с учетом их биологической природы. В первую очередь это биообъекты, обработка которых связана с регулированием физиолого-биохимических процессов, происходящих в них при хранении или в течение жизни. Так, для свежих плодов и овощей применяют обработки, ростстимулирующие или ростингибирующие (например, токи СВЧ), а также ускоряющие дозревание.
2. Характеристика методов ухода за товарами, основанных на времени обработки.
Профилактические методы предназначены для предупреждения неблагоприятных воздействий окружающей среды и связаны с обработкой складов, тары и продуктов до начала хранения.
Текущие методы предназначены для ухода за товарами в процессе хранения. Чаще всего они сводятся к периодическим санитарно-гигиеническим обработкам, влажной уборке складов, протиранию, перевертыванию единичных экземпляров продуктов, удалению из складов недоброкачественной продукции.
Вопрос 35.
Факторы, сохраняющие товар. Упаковка, тара, классификация упаковки. Требования к упаковке.
Сохраняющие факторы-это совокупность средств, методов и условий внешней среды, влияющих на надежность товаров. К сохраняющим факторам относятся упаковка, условия и сроки хранения, перевозки, операции товарной обработки, реализации, послепродажного обслуживания, а также потребление.
Упаковка- средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнения.
Тара-основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения товара.
Упаковочные материалы-дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий.
Перевязочные материалы-дополнительный элемент упаковки, предназначенный для повышения прочности тары.
Классификация упаковки.
По месту упаковывания:
-Производственная осуществляется производителем.
-Торговая проводится продавцом. (может быть платная, и бесплатная).
По назначению:
-Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя.
Для жидких прод и непрод товаров применение потребительской упаковки ( бутылки, банки, коробки, тетрапаки, стаканы и т.п.) является обязательным условием при розничной продаже.
К потребительской таре относятся:
-коробки, корзинки, лотки, тубы, мешки, пакеты из картона, бумаги, фольги.
-стеклянные и металлические банки, бутылки, тетрапаки.
-упаковочные материалы (бумага, фольга, пергамент, картон.
—Транспортная упаковка используется для перевозки товаров и оптовой или мелкооптовой продажи.
К транспортной упаковке относятся:
-грузовые цистерны, контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, мешки тканевые.
В зависимости от применяемых материалов:
—жесткая упаковка:
Металлическая- банки, тубы, контейнеры, цистерны.
Стеклянная- банки, бутылки, баллоны.
Деревяная- ящик, лотки, кадушки.
Полимерная- ящик, бочки.
—полужесткая упаковки
коробки, тетрапаки, перпаки.
-Мягкая упаковка
Мешки, пакеты, паки, оберточная бумага.
По формеупаковки деляется на:
Цистерны, бочки, кадушки, банки, бутылки, контейнеры, ящики.
По грузоподъемности:
Большегрузная тара; по габаритамкрупно- средне- и малогабаритную;
По кратности использования:
Требования к упаковке.
Безопасность-означает что содержащиеся в ней вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой.
Экологические свойства упаковки- способность упаковки при использовании и утилизации не наносить существенного вреда окружающей среде.
Надежность упаковки –способность упаковки сохранять механические свойства или герметичность в течении длительного времени.
Совместимость упаковки- способность не изменять потребительские свойства упакованных товаров. (чистая, сухая, без посторониих признаков плесени и порчи).
Взаимозаменяемость-способность упаковок одного вида заменять упаковки другого вида при использовании по одному функциональному назначению.
Эстетические свойства- важное свойство упаковки, для привлечения потребителя. Достигается путем применения привлекательных материалов (фольга, целлофан, полиэтилен, керамика). Различные графические, и цветные рисунки.
Экономическая эффективность-упаковки определяется ее стоймостью, а также ценой эксплуатации и ценой утилизации.
Вопрос 36.
Товарная информация. Требования к товарной информации.
Товарная информация – это сведения об основополагающих характеристиках товара, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов или потребителей о продаваемых товарах являютсяпроизводители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависит скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и, в конечном счете, ЖЦТ. В тоже время изготовитель не является единственным источником информации.
К товарной информации предъявляют следующие основные требования:
— достоверность;
— доступность;
— достаточность.
К общепринятым понятиям следует отнести наименования известных видов потребительских товаров (хлеб, овощи, плоды, масло сливочное, сыр сычужный, маргарин и т.п.). Однако не все наименования товаров, особенно новых или марочных, могут быть понятны покупателю (например, маргарин Солнечный или масло бутербродное), что требует поясняющей информации в устной или письменной форме (например, устная консультация продавца, аннотация или разъясняющий текст на маркировке).
Неполная информация – это отсутствие определенных сведений о товаре. Часто неполная информация говорит о ее недостоверности.
Например, на российском потребительском рынке встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя. Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за изделия из стран дальнего зарубежья, фальсифицированными.
Излишняя информация – это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интереса для ее пользователей.
Избыток информации также вреден, поскольку в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить его к отказу от покупки.