В чем заключается принципиальное отличие в использовании метода тестов
Плюсы и минусы метода тестирования
Тестирование является одним из основных методов оценки знаний, умений и навыков, а также определения уровня развития разного рода качеств. Конечно, данный метод применяется для решения гораздо более широкого спектра задач, но все же его базовыми функциями является оценивание и предоставление результата оценивания.
Что такое тест?
Под тестами следует понимать методики, состоящие из набора заданий с выбором из готовых вариантов ответа. Сам метод, с помощью которого испытуемый должен выбрать ответ, не является новинкой. Однако развитие технологий умножило его достоинства, а значит и удобство использования.
Компьютер может за короткое время проверить тысячи или даже десятки тысяч тестовых заданий. Это намного выгодней того когда приходиться нанимать огромное количество экзаменаторов, которые должны оценить кандидатов. Полученные результаты можно сразу же проанализировать, указав статистику выбранных ответов, корреляции между сделанным выбором и т.п.
Преимущества метода тестирования
Таким образом, казалось бы, тестовые задания, которые базируются на современных технических возможностях, являются идеальным и всеобъемлющим инструментом для проверки знаний на практике и не содержат никаких недостатков. Однако это не совсем так, возможно, именно поэтому у них есть как горячие сторонники, так и ярые противники.
Недостатки метода тестирования
Стоит ли применять метод тестирования?
Тесты не являются, как и любой другой инструмент, ни хорошими, ни плохими. Способ их применения определяет, станут они помехой или помощью. Ряд недостатков этого метода вполне компенсируется рядом преимуществ и наоборот. Конечно простота и дешевизна создания и применения тестов, вызывают соблазн использовать этот инструмент везде, где только можно. Но все же этот метод требует определенных условий и может не принести желаемого результата, если использовать его для тех задач, для которых он не предназначен.
Достоинства и недостатки метода тестов
Классификация:
1) по предмету тестирования:
2) По форме процедуры обследования:
а) Индивидуальные тесты
3) По характеру тестового материала:
4) По особенностям использования тестов:
а) вербальные (словарные тесты)
Характеристики психологических тестов
— Валидность – соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен.
— Надёжность – свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надёжность как внутренняя согласованность – направленность всех элементов тестовой щкалы на измерение одного качества.
Под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.
ДОСТОИНСТВА:
1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации исполнителя.
3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам.
4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности.
5. Надежность. тест охватывает основные разделы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.
6. Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора.
7. Возможность компьютеризации. Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики).
НЕДОСТАТКИ:
2) опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой
3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность Тест предназначен для всех. Довольно вероятна возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка). Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования, У людей с пониженной стрессо устойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции –они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах
4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;
5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов
6) отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях.
7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.
23. Проективные тестовые методики. Общая характеристика.
Проективные методики основаны на выявлении проекции по результатам эксперимента с последующим их анализом.
Особенности:
1. Особенностями стимульного материала;
Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.
2. Особенностями поставленной перед респондентом задачи;
Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники,
3. Особенностями обработки и интерпретации результатов.
Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
Классификация проективных методик (по Л.Франку)
1. Конститутивные. Требуется структурирование и оформление стимула; придание ему смысла.
Тест Роршаха; Словесный тест ассоциаций (Гальтон); тест «Словарь» (исследование индивидуального тезауруса, кругозора).
2. Конструктивные.
Создание из оформленных деталей осмысленного целого.
Тест Мира (232 модели предметов, распр. по 15 категориям (дома, деревья, животные и др. Необходимо создать «свой мир»). М. Ловенфельд. Сценотест (как игра в куклы).
3. Интерпретативные (интерпретационные). Необходимо истолковать какую-либо ситуацию, событие. ТАТ и его модификации.
4. Катартические. Психодрама.
5. Рефрактивные. Речь, почерк.
Далее – не по Франку.
6. Экспрессивные. Рисование на свободную или заданную тему.
7. Импрессивные. Предпочтение стимулов. Люшер, Сонди.
7. Аддитивные Завершение рассказа, ситуации, истории. Розенцвейг; Рука; Системный тест семьи Т.Геринга; Незаконченные предложения и их модификации.
ЛЕКЦИЯ № 8. Метод тестов: достоинства и недостатки
Тестирование является одним из основных методов оценки знаний, умений и навыков, а также определения уровня развития разного рода качеств. Конечно, данный метод применяется для решения гораздо более широкого спектра задач, но все же его базовыми функциями является оценивание и предоставление результата оценивания.
Что такое тест?
Под тестами следует понимать методики, состоящие из набора заданий с выбором из готовых вариантов ответа. Сам метод, с помощью которого испытуемый должен выбрать ответ, не является новинкой. Однако развитие технологий умножило его достоинства, а значит и удобство использования.
Компьютер может за короткое время проверить тысячи или даже десятки тысяч тестовых заданий. Это намного выгодней того когда приходиться нанимать огромное количество экзаменаторов, которые должны оценить кандидатов. Полученные результаты можно сразу же проанализировать, указав статистику выбранных ответов, корреляции между сделанным выбором и т.п.
Преимущества метода тестирования
Таким образом, казалось бы, тестовые задания, которые базируются на современных технических возможностях, являются идеальным и всеобъемлющим инструментом для проверки знаний на практике и не содержат никаких недостатков. Однако это не совсем так, возможно, именно поэтому у них есть как горячие сторонники, так и ярые противники.
Недостатки метода тестирования
Стоит ли применять метод тестирования?
Тесты не являются, как и любой другой инструмент, ни хорошими, ни плохими. Способ их применения определяет, станут они помехой или помощью. Ряд недостатков этого метода вполне компенсируется рядом преимуществ и наоборот. Конечно простота и дешевизна создания и применения тестов, вызывают соблазн использовать этот инструмент везде, где только можно. Но все же этот метод требует определенных условий и может не принести желаемого результата, если использовать его для тех задач, для которых он не предназначен.
Одной из самых распространненых методик являются тесты. Тест – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуальных психологических различий.
Классификация:
1) по предмету тестирования:
а) интеллектуальные – позволяют измерить степень развития умственных способностей.
б) личностные – измерительные неинтеллектуальные проявления личности (эмоции, мотивы, свойства личности и т.п.)
2) По форме процедуры обследования:
а) Индивидуальные тесты
3) По характеру тестового материала:
а) бланковые тесты – тестирование в форме различных бланков;
б) аппаратурные тесты – используются компы, аудио и видео техника и т.п.
4) По особенностям использования тестов:
а) вербальные (словарные тесты)
б) практические (мануальные) – манипуляции предметами (составить фигуру и т.п.)
Характеристики психологических тестов
– Валидность – соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен.
– Надёжность – свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надёжность как внутренняя согласованность – направленность всех элементов тестовой щкалы на измерение одного качества.
Под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.
ДОСТОИНСТВА:
1. Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации исполнителя.
3. Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам.
4. Оптимальная трудность. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности.
5. Надежность. тест охватывает основные разделы учебной тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности.
6. Справедливость. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора.
7. Возможность компьютеризации. Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики).
НЕДОСТАТКИ:
2) опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов привлекает людей, не желающих серьезно знакомиться с психодиагностикой
3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность Тест предназначен для всех. Довольно вероятна возможность упустить уникальную индивидуальность нестандартного человека (тем более ребенка). Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует – особенно в ситуации аттестационного тестирования, У людей с пониженной стрессо устойчивостью возникает даже определенное нарушение саморегуляции –они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах
4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;
5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность при наличии стандартных, заданных ответов
6) отсутствие доверительной обстановки. Процедура тестирования может создать у испытуемого впечатление, что психолог мало заинтересован в нем лично, в его проблемах и трудностях.
7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту. У него еще не сложились необходимые понятия и понятийные навыки, чтобы адекватно осмыслить как общую инструкцию к тесту, так и смысл отдельных вопросов.
23. Проективные тестовые методики. Общая характеристика.
Проективные методики основаны на выявлении проекции по результатам эксперимента с последующим их анализом.
Особенности:
1. Особенностями стимульного материала;
Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т. д.
2. Особенностями поставленной перед респондентом задачи;
Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик — замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники,
3. Особенностями обработки и интерпретации результатов.
Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.
Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
Классификация проективных методик (по Л.Франку)
1. Конститутивные. Требуется структурирование и оформление стимула; придание ему смысла.
Тест Роршаха; Словесный тест ассоциаций (Гальтон); тест «Словарь» (исследование индивидуального тезауруса, кругозора).
2. Конструктивные.
Создание из оформленных деталей осмысленного целого.
Тест Мира (232 модели предметов, распр. по 15 категориям (дома, деревья, животные и др. Необходимо создать «свой мир»). М. Ловенфельд. Сценотест (как игра в куклы).
3. Интерпретативные (интерпретационные). Необходимо истолковать какую-либо ситуацию, событие. ТАТ и его модификации.
4. Катартические. Психодрама.
5. Рефрактивные. Речь, почерк.
Далее – не по Франку.
6. Экспрессивные. Рисование на свободную или заданную тему.
7. Импрессивные. Предпочтение стимулов. Люшер, Сонди.
7. Аддитивные Завершение рассказа, ситуации, истории. Розенцвейг; Рука; Системный тест семьи Т.Геринга; Незаконченные предложения и их модификации.
ЛЕКЦИЯ № 8. Метод тестов: достоинства и недостатки
1. Достоинства метода тестов
Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике. По уровню популярности в образовательной и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия.
В данном разделе под тестами следует понимать методики, которые состоят из серии заданий с выбором из готовых вариантов ответа. При подсчете баллов по тесту выбранные ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный балл сравнивается с количественными тестовыми нормами, и после этого сравнения формулируются стандартные диагностические заключения.
Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами:
1) стандартизацией условий и результатов. Тестовые методики относительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним образованием. Это, однако, не означает, что для подготовки комплексного заключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста с полноценным высшим психологическим образованием;
2) оперативностью и экономичностью. Типичный тест состоит из серии кратких заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как правило, не более полминуты, а весь тест занимает, как правило, не более часа. Тестированию одновременно подвергается сразу группа испытуемых, таким образом, происходит значительная экономия времени на сбор данных;
3) количественным дифференцированным характером оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяют рассматривать его как «измерительный инструмент», дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Количественный характер тестовых результатов дает возможность применить хорошо разработанный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хорошо работает данный тест на данной выборке испытуемых в данных условиях;
4) оптимальной трудностью. Профессионально сделанный тест состоит из заданий оптимальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 50 % из максимально возможного количества баллов. Это достигается за счет предварительных испытаний – психометрического эксперимента (или пилотажа). Если в ходе пилотажа становится известным, что с заданием справляется примерно половина из обследованного контингента, то такое задание признается удачным, и его оставляют в тесте;
5) надежностью. Это, наверное, самое главное достоинство тестов в образовательной психодиагностике. Лотерейный характер современных экзаменов с вытягиванием счастливых или несчастливых билетов давно уже стал притчей во языцах. Лотерейность для экзаменующегося здесь оборачивается низкой надежностью для экзаменатора – ответ на один фрагмент учебной программы, как правило, не показателен для уровня усвоения всего материала. В отличие от этого любой грамотно построенный тест охватывает основные разделы учебной программы (тестируемой области знаний или проявления какого-то умения или способности). В результате возможность для «хвостистов» выбиться в отличники, а для отличника вдруг провалиться резко сокращается;
6) справедливостью. Является важнейшим социальным следствием перечисленных выше достоинств. Ее следует понимать как защищенность от предвзятости экзаменатора. Хороший тест ставит всех в равные условия. Наиболее сильно субъективизм экзаменатора проявляется, как известно, не в трактовке уровня решенности задачи (не так просто назвать черное белым, решенную задачу – нерешенной), а в тенденциозном подборе заданий – своим полегче, чужим – труднее. Тесты обеспечивают важнейшую функцию школы как социального фильтра – функцию «социально-профессиональной селекции». То, насколько справедливой оказывается подобная селекция, имеет гигантское значение для развития общества. Поэтому так важно всем, кто имеет доступ к тестам и их результатам, учиться культуре грамотного и гуманного применения тестов, ибо только добросовестное и квалифицированное отношение пользователей к тестам превращает их в инструмент, повышающий, а не понижающий уровень справедливости в обществе;
7) возможностью компьютеризации. В данном случае это не просто дополнительное удобство, сокращающее живой труд квалифицированных исполнителей при массовом обследовании. В результате компьютеризации повышаются все параметры тестирования (например, при адаптированном компьютерном тестировании резко сокращается время тестирования). Компьютеризация – это мощный инструмент обеспечения информационной безопасности (достоверности диагностики). Компьютерная организация тестирования, предполагающая создание мощных информационных банков тестовых заданий, позволяет технически предотвратить злоупотребления со стороны недобросовестных экзаменаторов. Выбор заданий, предлагаемых конкретному испытуемому, может производить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление данному испытуемому определенного задания в этом случае является таким же сюрпризом для экзаменатора, как и для испытуемого.
Во многих странах внедрение метода тестов (равно как и сопротивление этому внедрению) тесно связано с социально-политическими обстоятельствами. Внедрение хорошо технически оснащенных тестовых служб в образование – важнейший инструмент в борьбе с коррупцией, поражающей правящую элиту (номенклатуру) во многих странах. На Западе тестовые службы работают независимо от выпускающих (школы) и принимающих (вузы) организаций и снабжают абитуриента независимым сертификатом о результатах тестирования, с которым он может отправляться в любое учреждение. Эта независимость службы тестирования от выпускающих и принимающих организаций является дополнительным фактором демократизации процесса селекции профессиональных кадров в обществе, дающая талантливому и просто работоспособному человеку лишний шанс проявить себя.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.