В чем заключается принципиальное различие между частными и общественными благами
Перечислите основные отличия между общественными и частными благами
Сегодня мы разберем отличия между двумя видами благ — общественными и частными. Для начала, нам необходимо понять, что такое благо, а так же подробней рассмотреть виды, чтобы сравнить и найти отличия между ними. Частные блага — это те блага, которые направлены на удовлетворение потребностей и лишь для индивидуального потребления, а значит частные блага делают невозможным одновременным использованием его несколькими людьми.
Отличия между общественными и частными благами
Общественные блага — это блага, которые могут удовлетворить потребности многих людей, не направлены для индивидуального потребления и за них можно не платить, так как доступны всем, а не специально для кого-то, в отличие от частных благ. Если вы приобрели, например, машину за свои деньги, это является частным благом, никто не может пользоваться её, кроме вас. Без её владельца никто не сможет принимать какие-то решения по поводу машины. Общественные блага чаще всего создает государство. Например, в местном парке решили построить скамейку, это общественное благо, им может пользоваться любой. Её использование вами не говорит о том, что кто-то другой не может одновременно использовать.
Еще один признак частных благ — они делимы. Вы приобрели один автомобиль и только вы им пользуетесь. Скамейку вы не приобретали и пользоваться ей могут все, то есть общественные блага неделимы. Так же общественными благами может пользоваться даже тот человек, который не желает платить за это, а частными благами пользуется только тот, кто за него заплатил, тем самым отсеивают неплатежеспособных покупателей.
12.5.4. Между общественными и частными благами
12.5.4. Между общественными и частными благами
Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и обычными частными благами. В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами, которых может не хватить на всех потребителей. Примером таких благ может служить скоростное шоссе, мост или тоннель, имеющие один «вход» и «выход». При пользовании такими благами, начиная с некоторого количества потребителей, появление каждого дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими потребителями. Для достижения эффективности производства и потребления таких благ необходимо, чтобы такие блага оценивались, по возможности, в соответствии с предельными издержками во избежание их перегрузки.
Исключаемые общественные блага – это такие блага, потребление которых неизбирательно, но для которых издержки операции по ограничению доступа к ним потребителей сравнительно низкие. Примером таких благ являются: профилактические прививки, школьное обучение, использование различных знаний, в том числе и ноу-хау. Например, позволив какому-либо человеку получить знания о том, как изготовить компьютер, мы не лишаем этих знаний остальных. Тем не менее для того, чтобы лишить всех лиц, кроме изобретателей, возможности пользоваться такими знаниями, существуют патенты. Исключаемые общественные блага могут производиться как частными фирмами (в этом случае затраты на них финансируются за счет доходов от продажи), так и государством (в этом случае затраты покрываются за счет налогов).
Даже если считается, что доступ к некоторым благам нельзя исключить, предприниматели ухитряются найти способ назначить на них цену. Например, чтобы избежать перегрузки таких благ, как плавательные бассейны, теннисные корты, площадки для игры в гольф и т. д., на них устанавливаются соответствующие сборы и другие платежи на соответствующем уровне.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Подпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами)»
Подпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами)» В целом особенности данного подпроцесса освещены в разделе по процессу «Управление активами».Аудитор должен понимать, что при перемещении ТМЦ (в отличие от ОС) имеет смысл ожидать определенную их утрату.
Подпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами), включая операции по разборке и сборке»
Подпроцесс «Перемещение между складами (или между цехами), включая операции по разборке и сборке» В зависимости от отрасли перемещения основных средств могут быть как минимальными (например, производство состоит из стационарных технологических линий, конвейерное
45. СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ АУДИТОРАМИ
45. СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ АУДИТОРАМИ Если главный аудитор убеждается в том, что работу другого аудитора использовать нельзя, он должен выразить мнение с оговоркой или отказаться от мнения. В этих случаях для разделения ответственности необходимо указать часть
КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ так же важна, как и конкуренция между фирмами. Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы власти лучше служить интересам людей
КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ВЛАСТЯМИ так же важна, как и конкуренция между фирмами. Конкуренция властей между собой и с частными предприятиями заставляет органы власти лучше служить интересам людей Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов, она
4. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике
4. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике Абсолютная эффективность является основной характеристикой хозяйственной деятельности и национальной экономики в целом. Это такое состояние, к которому она неизбежно стремится, но
28. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике
28. Условия эффективного обеспечения общественными благами в национальной экономике В экономической теории для определения состояния национальной экономики, которое может быть признано эффективным, используется разработанная В. Па-рето методика оценки. Она
Взаимоотношения между дистрибьюторами
Взаимоотношения между дистрибьюторами Разных перекупщиков целесообразно сравнивать по некоторым результатам их аудита, а затем графически отображать процесс сравнения (рис. 5-8). Анализ портфеля дистрибьюторов проводится посредством обзора данных о темпах роста
Компромисс между ростом/застоем и между адаптацией/эффективностью
Компромисс между ростом/застоем и между адаптацией/эффективностью В отношениях между маркетингом и производством должен быть найден стратегический компромисс. Две типичные конфликтные ситуации связаны с выбором между ростом и застоем и между адаптацией и
Разногласия между собственниками
Разногласия между собственниками Это вторая причина, по которой распадается не только ресторанный, но и вообще любой бизнес. Традиционно российский общепит ведет «серую» бухгалтерию, финансовая отчетность непрозрачна. Если собственников несколько, вопрос разделения
Промежуток между мыслями
Промежуток между мыслями В разговорах, как и в жизни, меньше – это больше. Сделать вдох – хорошая мысль. Хороша неподвижность. И прогулка хороша. Но лучше всего – подышать. Памятные разговоры включают моменты, когда беседующие переводят дух. Или просто паузы любого
Перерыв между замечаниями
Перерыв между замечаниями Послушайте почти любое произведение классической музыки. Слушая разговоры, которые вам приходится вести в жизни, сравните впечатления от них с музыкой, исполняемой искусным музыкантом.Во время работы в саду мне часто составляет компанию
85. У каждой компании тысячи точек контакта с клиентами и другими целевыми аудиториями (партнерами, органами власти, прессой, общественными организациями и т. д.). Классический способ определения таких точек – отслеживание пути клиента в компанию. Но, возможно, клиента следует водить другой дорогой?
85. У каждой компании тысячи точек контакта с клиентами и другими целевыми аудиториями (партнерами, органами власти, прессой, общественными организациями и т. д.). Классический способ определения таких точек – отслеживание пути клиента в компанию. Но, возможно, клиента
Торговля между компаниями
Торговля между компаниями Один из моих клиентов продает справочные материалы юридическим компаниям. В крупных юридических фирмах управляющий партнер действует как генеральный директор. В них есть исполнительный комитет, помогающий управлять фирмой и принимать
Борьба между (E) и (I)
Борьба между (E) и (I) Почему (E) конфликтует с (I)? Потому что (E) жаждет перемен, стремится созидать и совершать преобразования, тогда как (I) ищет гармонии, согласия и интеграции. То, что (I) стремится соединить или сохранить единым, (E) старается разобрать на части.Когда Мартин
Конфликт между (E) и (A)
Конфликт между (E) и (A) И наконец, в чем несовместимость предпринимательства и администрирования? Понять это несложно. Предприниматели радикальны, а администраторы консервативны. Администраторы стремятся ужесточить контроль, чтобы максимально повысить эффективность, и
Гибридные инвестиции, партнерства между государственными и частными организациями
Гибридные инвестиции, партнерства между государственными и частными организациями В некоторых случаях инвесторы с различными целями могут делать совместные инвестиции, имеющие гибридную структуру. Такие гибриды позволяют социальным предпринимателям кастомизировать
Какую зависимость отражает кривая Лаффера? Дайте характеристику «нормальной» и «запретной зоны шкалы» на данной кривой.
Рис.1.Кривая Лаффера
Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.
Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера. На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет. Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.
Кривая отражает зависимость между стремлением налогоплательщика уклониться от выполнения его обязательств перед бюджетом и ставкой налогообложения. Суть эффекта Лаффера заключается в том, что уменьшение налоговых ставок вызывает лишь кратковременное падение объема государственных доходов. В отдаленной перспективе эта мера обеспечивает рост сбережений, инвестиций, производства, занятости, а значит, совокупных доходов, подлежащих налогообложению.
Общественные блага. Их характеристика и виды
При наличии внешних эффектов лица, которые не являются покупателями или продавцами блага, получают часть его полезности или принимают участие в расходах на него. Для этого необходимо рассмотреть предложения благ, продажа которых на рынке провоцирует появление внешних эффектов для большей части населения.
Общественные блага
Общественные блага – это такие блага, которые потребляют все члены общества, производятся они государством, с условием, что они выгодны для общества.
Общественное благо даёт положительный внешний эффект для всех сразу после того, как оно появляется в общем доступе. В ситуации, когда обеспеченный человек за собственные средства делает ремонт во всём подъезде, то результатами данного ремонта пользуются все соседи. Таким образом, можно говорить о том, что ремонт и благоустройство домов является общественным благом.
Чистые, чистые частные и квазиобщественные блага
Чистое частное благо – это благо, разделяемое среди людей таким образом, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат.
Чистое частное благо полезно только покупателю данного блага. Всякая единица чистого частного блага продаётся за конкретную плату.
Существует принципиальное различие между чистыми общественными благами и чистыми частными. Ключевое отличие чистых частных благ от чистых общественных в том, что среди первых наблюдается конкуренция и их может кому-то из потребителей просто не хватить, а вот с чистыми общественными благами такого быть не может, их будет произведено столько, сколько будет достаточно для всех граждан. Чистым общественным благам характерна неизбирательность в потреблении. При данном объёме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других людей.
Национальная армия всегда на страже, готова защитить покой граждан и их интересы. Вместе с тем ежеминутно увеличивается численность населения конкретной страны посредством преобладания рождаемости над смертностью, и при этом все граждане одинаково защищены от внешних врагов.
В случае, когда чистые блага делимы и все потребители могут приобрести такое количества блага, какое им необходимо, то общественное благо обладает свойством неделимости. Это значит, что потребители, которые не хотят оплачивать данные блага, не могут быть лишены возможности их использовать. Для чистых общественных благ характерна неисключаемость в потреблении. Они приносят выгоду людям при нулевых предельных издержках.
Предоставление многих благ происходит за общественные средства, и они являются общественными благами в незначительной степени.
Такое квазиобщественное благо хорошо демонстрирует образование.
Благами образования пользуются студенты, хотя не исключено их отчисление ввиду их неуспеваемости. Также стоит сказать, что при поступлении не каждый может преодолеть конкурс и стать студентом. Увеличение числа желающих получить образование приводит к тому, что необходимо увеличивать затраты на аудиторный фонд, компьютерное оборудование, оплату труда и т.п. Кроме бюджетных расходов на образование, они ложатся на домохозяйства и компании, которые заинтересованы в подготовке кадров.
Наиболее важной характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления, которая выдвигает требование относительно поиска того сообщества, которое будет потребителем данного блага. Границы данного сообщества не всегда будут совпадать с границами общества, которое занимается финансированием и производством блага. С позиции дифференциации границ потребления и предоставления разделяют глобальные, общенациональные и местные общественные блага.
Глобальные общественные блага
Глобальные общественные блага могут быть доступны всем жителям планеты, а могут предоставляться для населения какого-то конкретного региона. В качестве глобальных общественных благ можно упомянуть борьбу с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, стандарты, которые позволили бы сократить трансакционные издержки, а именно меру длины и веса, язык, денежную систему, фундаментальные научные исследование и международная стабильность.
Заниматься анализом глобальных общественных благ достаточно сложно. В первую очередь по причине возникновения вопроса о том, кто именно должен предоставлять глобальные общественные блага.
Последние десятилетия отмечены активным развитием интеграции в пределах ЕС, когда общественные блага уже не считаются национальными, а превращаются в общеевропейские.
Это становится причиной того, что происходит совершенствование и изменение функций многих институтов ЕС, которые появляются благодаря новым механизмам принятия решений, в том числе тех, которые затрагивают вопросы предоставления общеевропейских общественных благ, а также решаются проблемы в отношении изменения компетенции национальных правительств и институтов сообщества.
К числу общенациональных общественных благ относятся национальная оборона, поддержание правопорядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей.
Местными общественными благами являются любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не всё население страны, а только некоторые регионы. Диапазон конкретных примеров местных общественных благ достаточно обширный: от региональных экологических программ до освещения на улицах и фонтанов в городских парках.
Проблема безбилетника
В силу того, что общественные блага неделимы и на них не распространяется принцип исключения, то государство в качестве производителя общественных благ не имеет возможности препятствовать использованию неделимого блага тем, кто не платит за него. Потенциальные потребители в свою очередь получают пользу из общественного блага вне зависимости от того, платили они за него или нет. Это мешает установлению их предпочтений. Сложившаяся ситуация получила название проблемы безбилетника. Суть её состоит в том, что только правительство в праве предоставлять данные блага за счёт обязательного и не зависящего от индивидуальной предельной выгоды налогообложения физлиц и юрлиц. Иначе в их предоставлении может быть отказано.
Проблема безбилетника становится причиной того, что показатели рыночного спроса на общественное благо не существует или крайне занижено. В силу этого рыночный спрос на данный товар не создаёт достаточный доход для того, чтобы полностью покрыть издержки производства, даже несмотря на то, что предельная общественная выгода от производства данного блага может равняться предельным издержкам или вовсе превышать их. С учётом данной проблемы, можно попробовать теоретически обосновать оптимальный объём производства общественного блага.
Кривая спроса на чистое благо и кривая спроса на общественное благо имеют в некоторых случаях нисходящий наклон. Однако они имеют некоторые различия. Первое заключается в том, что цена не является переменной величиной на вертикальной оси, т.к. невозможно установить цену за отдельную единицу, поскольку её потребление не выступает исключительным правом. Второе состоит в том, что в ситуации с чистым частным благом люди корректируют объём спроса так, чтобы он был приспособлен к его вкусам и экономическому положению. Для чистого общественного блага такое невозможно, т.к. на единицу данного блага не назначается цена. Все потребители этого блага потребляют его в полном объёме. Из чего можно сделать вывод, что при любом объёме предложения объём потребления данного блага каждым потребителем должен равняться объёму предложения.
На рисунке ниже показано формирование спроса на общественное благо.
Получить величину рыночного спроса на частный товар при его конкретной цене возможно при суммировании соответствующих значений индивидуальных функций спроса Da? Db? Dc? Df по формуле:
где п — общее число потребителей данного товара.
Если взять общественное благо, к примеру, национальная оборона, то величина суммарного спроса с позиции п гражданин, одновременно с тем существует и величина индивидуального спроса Da, Db, Dc, Df, …: поскольку каждым гражданином она потребляется в одинаковой мере. Таким образом, величина суммарного спроса на какое-либо общественное благо одновременно является характеристикой и величины индивидуального спроса на него, что отражено в формуле:
Графическое построение кривой рыночного спроса на частные блага даёт понимание, что объёмы индивидуального спроса Da, Db, Dc, Df. при всяком уровне цены, который только возможен, суммируются по горизонтали.
По вертикали суммирование индивидуальных кривых спроса Da, Db, Dc, Df. происходит в той ситуации с общественными благами, когда каждый гражданин принимает решение о потреблении им одного и того же общественного блага, но при этом самостоятельно определяет их количество. Вместо сложения количества товаров, которые пользуются спросом при любых ценах, как происходит в ситуации с определением спроса на товар для общественного потребления, в случае с общественными благами суммируются цены, которые люди в совокупности могут заплатить за дополнительную единицу общественного блага при любом количестве, на которые предъявлен спрос.
Цена общественного блага – это налоговые платежи, которые потребители вносят в государственный бюджет.
Оптимальный объём производства чистого блага устанавливается посредством сравнения предельной выгоды от производства дополнительной единицы товара с предельными издержками производства данного блага. Достичь оптимальности и эффективности в распределении ресурсов можно только тогда, когда предельная выгода и предельные издержки будут одинаковы. По такому же принципу работают и общественные блага, но анализируют их при помощи другого метода. К товарам частного потребление применяется предельная выгода, которая получена потребителем. В ситуации с общественными товарами предельная выгода равняется сумме данных оценок, которые делают сами люди, пользующиеся данным благом. Достичь оптимального объёма производства общественного блага можно посредством суммирования предельных выгод, которые равны в данном случае предельным издержкам производства. Правило MR=MC соответствует принципу соотношения предельной выгоды и предельных издержек для выпуска продукции и правилу MRP = MRC для расчёта затрат, которые нужны, чтобы максимизировать прибыль.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что рынок в процессе формирования сталкивается с некоторыми проблемами несостоятельности, иначе говоря с ситуациями, когда он самостоятельно не может обеспечить эффективное использование ресурсов.
Таким образом, в данной статье были рассмотрены следующие проблемы рынка:
Преодолеть данные проблемы можно только благодаря активной государственной политике.
Общественные и частные блага, их характеристики
Большинство благ, производимых и потребляемых в обществе, являются частными благами. Частное благо (private good) – это такое благо, которое приобретается потребителем готовым и способным заплатить за него и потребляется им или по его желанию. Другими словами, каждая единица частного блага может быть оценена и куплена (продана) поскольку обладает полезностью для конкретного потребителя. Это означает, что производство и потребление частного блага не создает положительных внешних эффектов для третьих лиц.
Таким образом, частные блага обладают двумя характеристиками:
1. Они избирательны в потреблении или конкурентны, то есть потребление этих благ одним человеком делает невозможным их потребление другими людьми;
2. Они исключаемы, то есть лица, которые не платят за эти блага, легко могут быть исключены из числа их потребителей. Или, по-другому, частные блага недоступны для тех, кто не способен заплатить за них рыночную цену.
Названные две характеристики частных благ очень важны, поскольку именно эти характеристики лежат в основе осуществления рыночных операций с ними, а, следовательно, в основе определения эффективных объемов их производства и потребления. Платит за частное благо именно тот, кто его потребляет, и его готовность платить соответствует предельной полезности этого блага. Такое положение вещей является основой эффективного распределения ограниченных ресурсов общества, и именно такой порядок вещей рассматривался нами до сих пор.
Однако в обществе достаточно часто возникают объективные предпосылки для нарушения этого механизма. Одной из таких предпосылок является существование общественных благ, то есть благ, не обладающих двумя вышеназванными характеристиками. Общественное благо(public good) – это благо, потребление которого одним человеком, не снижает его доступности для потребления другими людьми. В отличие от частных благ общественные блага характеризуются тем, что:
1. Они неизбирательны в потреблении или неконкурентны, то есть потребление этих благ одним человеком не снижает их доступности для других людей. Проще говоря, появление дополнительного потребителя не уменьшает их доступности для уже существующих потребителей, поскольку предельные издержки предоставления таких благ дополнительному потребителю равны нулю.
2. Эти блага неисключаемы, то есть их потребление не является исключительным правом только тех людей, которые платят за них. Лица, не желающие платить за эти блага, не могут быть лишены возможности их потреблять или, по крайней мере, лишение такой возможности достаточно сложно.
Конечно, две названные, противоположные для частных и общественных благ, характеристики не всегда присущи тому или иному благу в полной мере. Более того, чистое общественное благо, то есть благо в полной мере характеризующееся неконкурентностью и неисключаемостью, является, как правило, теоретическим допущением (как, впрочем, и чистое частное благо). Огромное количество благ по названным характеристикам находятся в промежуточном состоянии.
Так, например, благо может быть неизбирательным в потреблении только в том случае, если количество его потребителей не превышает некоторой величины. Появление достаточно большого количества дополнительных потребителей приводит к снижению полезности, получаемой уже существующими потребителями. Такие блага называют перегружаемыми общественными благами. Хорошим примером такого блага является пляж. Увеличение количества загорающих на пляже до некоторой величины не создает ни кому особых неудобств. Однако обязательно наступает момент, когда дальнейшее увеличение потребителей приводит к тесноте и ограничивает возможности полноценного отдыха.
Неисключаемость общественного блага также может быть неполной. Достаточно часто встречаются общественные блага, на которые легко назначить цену и проследить за тем, чтобы она вносилась всеми, кто эти блага потребляет. Примером такого блага может служить общественный транспорт в городах. Важно, что данное общественное благо является также и перегружаемым. Поэтому плата за проезд в общественном транспорте не только компенсирует издержки его предоставления, но и предотвращает перегрузку.
Несмотря на то, что в реальной жизни чистые общественные блага встречаются довольно резко, именно эту абстракцию целесообразно использовать для того, чтобы выявить характер формирования спроса на общественные блага и условия его предложения.
Таким образом, чистое общественное благо – это такое благо, создание и (или) потребление которого сопровождается значительными положительными внешними эффектами. Другими словами, если чистое общественное благо потребляется хотя бы одним человеком, возникает возможность его использования другими потребителями. При этом, такая возможность может быть реализована без дополнительных издержек и какого бы то ни было ущерба для первого потребителя. Казалось бы, такое положение вещей имеет чисто позитивное значение, поскольку способствует возрастанию совокупных общественных выгод от использования блага. Однако это впечатление ложно.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет