В чем заключается проблема безбилетника
Проблема безбилетника
Понятия частного и общественного блага были разделены еще Аристотелем. Теорию развил Фома Аквинский: он назвал главной целью государства поддержание благ, которыми может пользоваться каждый гражданин.
Соотношение частного и общественного блага
Экономическое определение понятиям частного и общественного блага составили К. Макконнелл и С. Брю.
«Общественный товар» является продуктом либо услугой, к которым нельзя применить теорию исключения. Невозможно исключить людей из области потребления данного блага, независимо от того, оплачивают они его или нет. Кроме того, общественный товар приносит существенную пользу всему обществу и создается государством. Не имеет значения, какое количество человек воспользовалось данным благом. Оно не уменьшится и сохранит все свойства. Общественное благо невозможно разложить на составляющие.
Человеческое общество создало ряд «полезностей», потребляемых любым из его членов, не зависимо от компенсации затраченных усилий на его производство. Например, свет маяка в ночном океане. Любая лодка или корабль воспользуются сигналом и обойдут мель. Содержание армии и полиции обеспечивает безопасность жителей. Дороги, парки, общественные библиотеки и транспорт также входят в эту категорию.
Теория «безбилетника»
Экономический феномен фрирайдера, «зайца» (в русском языке синоним пассажира без билета), заключается в сознательном отказе потребителя оплачивать полученные общественные блага.
В формулировке К. Макконнелла и С. Брю проблема фрирайдера заключается в том, что государство (частные лица, группы), создающее общую неделимую «полезность», не могут получать оплату с людей, извлекающих выгоду от использования данного блага (неуплата налогов, безбилетный проезд).
Суть проблемы
Неплательщики сводят к нулю ценность общественного блага. Это влияет на объем производства и качество создаваемого товара.
Общество предоставляет «полезность» хуже и меньше, чем в наиболее рациональном варианте. Наличие возможности бесплатного потребления снижает эффективность блага, параллельно вызывая дополнительное отторжение населения: «Да там и платить не за что!».
Как результат, могут случаться ситуации, когда дотации государства перестанут покрывать содержание производительных сил, а все граждане перестанут оплачивать товар (услугу). Общество не сможет ни предоставлять, ни получать данное благо.
Методы решения проблемы сводятся к включению государством стоимости данного блага в основные налоговые выплаты, одновременно с ужесточением фискальных санкций и увеличением штата контролеров.
Создание, посредством государственных санкций, благ, потребляемых гражданами, не всегда приводит к восстановлению эффективности. Категория лиц с низкими доходами выплачивает меньшие суммы налогов, но пользуется своим правом получить «полезность» наравне со всеми.
Дифференцированное налогообложение (принятое в постиндустриальных державах), нивелирует потери, рационально распределяя финансовую нагрузку (лицо, зарабатывающее больше, платит больше).
Такой подход автоматически разделяет и удовлетворяет запросы потребителей, в большинстве случаев решая проблему.
Эффект «безбилетника» в экономике
Обновлено: 11 Июня 2021
Что такое эффект «безбилетника», из-за чего возникает и чем грозит экономике?
Что такое эффект «безбилетника» в экономике
«Безбилетник» в экономике — это человек, который пользуется общественными благами, но всячески уклоняется от их оплаты (пример — граждане, уклоняющиеся от налогов).
Поначалу кажется, что проблема не так уж велика: один человек не может повлиять на всю экономическую систему. Но люди — существа коллективные и мыслят заодно. Поэтому проблема «зайцев» может вызвать большие потрясения как в сфере производства, так и на рынке товаров и услуг.
Каковы причины подобного явления? Обычный человеческий порок — желание поживиться или, проще говоря, воспользоваться халявой. Дальше все накатывается, как снежный ком: люди не будут платить там, где другие не платят. Отсутствие у потребителя мотивации платить может обернуться снижением значимости социальных благ, спадом производства и его неэффективностью.
Как проблема безбилетника связана с синергическим эффектом
Синергический эффект — это возрастание эффективности какой-либо деятельности из-за системного взаимодействия отдельных частей.
Как уже говорилось, если один человек получил что-либо бесплатно, появится еще множество людей, желающих того же. Таким образом, подобное отклонение от оплаты может стать системой и вылиться в одну большую экономическую проблему.
К чему ведет недооценка общественных благ
Понимая, что есть шанс не платить за товар или услугу, безбилетник неосознанно запускает процесс недооценки общественных благ. Это может привести к системной неуплате, падению уровня жизни, снижению объемов производства.
Возникает дилемма: все хотят потреблять, но платить некому.
Идентификация безбилетника. Как выявить неплательщика?
На самом деле «зайцем» может быть каждый из нас. Зачастую мы сами не замечаем, как увиливаем от общественных обязанностей. Например, в парке, где вы часто бегаете, будет проходить субботник. Гораздо проще остаться дома или придумать сотни отговорок, чтобы не идти. Однако, это тоже можно считать уходом от возмещения за общественные блага.
Безбилетником может быть не только человек, который не заплатил за проезд. Им может быть кто угодно, уклоняющийся от потенциальной оплаты общественных благ.
Способы решения проблемы безбилетника в экономике
На данный момент разработано три основных решения этой проблемы:
Но почему нельзя решить проблему безбилетников, просто исключив их? Есть два варианта развития событий: либо придется терпеть существенные издержки, либо появится недопроизводство чисто общественного блага. Это может привести к уменьшению общей общественной полезности и необходимости в нем.
Именно поэтому государство должно участвовать непосредственно в производстве блага для потребителя — путем финансирования их производства частным сектором (уборка, вывоз мусора и т.д.) или с помощью прямого производства этого блага (пожарная охрана, национальная оборона и др.).
Поэтому каждому из нас важно понимать важность имеющихся ресурсов, их цену и потреблять разумно для себя и для общества.
Если возникли трудности с этой или любой другой темой, специалисты из ФениксХелп помогут разобраться. Пиши!
Экономика для «чайников»: эффект «безбилетника»
«Безбилетники» в экономике
Зайцы (или безбилетники) есть не только в трамваях, автобусах или троллейбусах. Такие встречаются и в более культурных сферах, точнее научных. В нашем случае мы поговорим о том, что понимают под проблемой безбилетника в экономике.
Что такое эффект «безбилетника»?
Это экономический феномен, когда тот, кто потребляет общественные блага, пытается уклоняться от их оплаты.
То есть если мы сознательно не хотим платить за какое-то общественное благо и хотим пользоваться этой халявой, получать выгоду без платы с нашей стороны – мы безбилетники.
Пример: граждане, которые уклоняются от уплаты налогов. При этом все мы знаем, что большая часть налогов идет в том числе и на обеспечение общественных благ.
Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики, но от «безбилетников» это не спасает
И в наших реалиях все довольно грустно, потому что эта, казалось бы, мелочная проблема – одна из самых трудно решаемых проблем в рыночной экономике в сфере производства и предоставления общественных «товаров» (товаров коллективного пользования). Все дело в том, что у обычных людей уменьшается мотивация оплачивать какое-то благо, когда они видят, что этим благом спокойно пользуются те, кто его не оплатил.
Безбилетник занижает ценность общественного блага. В результате этого снижается и объем производства этого блага, тогда и производить эго считается неэффективно.
В результате встает проблема: все заинтересованы в потреблении этого блага, но никто не хочет платить. И задача экономики тут – решить вопрос, как обеспечить производство всех этих благ при наличии безбилетников, устранить которых невозможно?
Слабее или острее проблема «безбилетника» может быть под влиянием следующих факторов:
Способы решения проблемы «безбилетника» в экономике
Существует несколько способов решения проблемы «безбилетников»
Можно выделить трех лидеров из всех предложенных решений этой проблемы:
Вопрос: почему нельзя решить проблему безбилетника просто исключив его?
Вопрос резонный, но такое решение нецелесообразно. И вот почему. Если решить задачу таким образом, то придется терпеть существенные издержки. А если не придется, то произойдет второй сценарий – будет иметь место недопроизводство чисто общественного блага, что приведет к уменьшению общей полезности. Именно по этим причинам чисто общественные блага должно производить государство (ну или участвовать в их производстве).
Лучше всего вовлекать в решение проблемы государство
Государство может принимать участие в предоставлении общественных благ разными способами – от прямого производства этого блага (пожарная охрана, национальная оборона) до финансирования их производства частным сектором (уборка и вывоз мусора, определенные виды медпомощи). Тем не менее суть всего этого одна – государство предоставляет общественные блага путем финансирования за счет налогов, которые обязаны платить все граждане. Это и есть основной метод решения проблемы безбилетника.
Но, как мы видим, проблема все не решается, безбилетников становится все больше, экономика становится все слабее. И вы, дорогие студенты, вряд ли что-то можете с этим сделать. Кроме этого рекомендуем стать, о том, как красиво оформлять конспекты. По крайней мере пока вы учитесь. А чтобы вы набирались сил и знаний для решения проблем общественной важности, не тратьте время на написание банальных контрольных, рефератов, курсовых – поручите это профессионалам!
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
В чем заключается проблема безбилетника, пути ее решения
В экономике проблема безбилетника возникает тогда, когда те, кто пользуется ресурсами, благами и услугами, не платят за них. Это приводит к тому, что их количество уменьшается. Все остальные вынуждены платить за них еще больше. Если количество безбилетников продолжает увеличиваться, то возможна ситуация, когда производство блага прекращается совсем. Основной вопрос состоит в том, чтобы ограничить фрирайдерство и негативные эффекты от него. Проблема безбилетника возникает тогда, когда права собственности нечетко определены и неэффективно регулируются.
Общие сведения
Когда один человек не покупает билет на автобус, а едет в нем на работу, это не создаст никаких проблем для экономики. Так он сэкономит некоторую часть своего бюджета. Но что делать, если так начнут делать многие? За счет чего будет оплачиваться труд водителя, ремонтироваться автобусы и покупаться новые? Скорее всего, собственник попытается укрепить контроль и увеличить штрафы. Если билет на автобус заставить покупать большинство пассажиров не удастся, то маршрут закроют. А значит, пострадают не только те, кто не платил, но и вполне добропорядочные граждане.
Особенно часто встречается проблема безбилетника при распределении общественных благ. Она возникает, если оплата за них является добровольной. Сходная концепция используется в теории переговоров, антимонопольном законодательстве, психологии и политологии. Например, некоторые участники команды могут начать меньше выкладываться, если считают, что в ней есть фрирайдеры. Сходная ситуация возникает при наличии недобросовестных членов профсоюза. Ярким примером являются расходы на оборону. Кто-то может не платить налоги, но он все равно может рассчитывать на такой же уровень защиты, как и остальные граждане.
Как экономическая концепция
Если говорить о том, в чем заключается проблема безбилетника, то ее суть можно свести к тому, что существует определенная группа людей, которая получает выгоду от использования благ, но не платит за них. Это приводит к их недопроизводству. Такая ситуация связана с неэффективностью по Парето. Эффект безбилетника отражается на запасах ресурсов, которые являются общей собственностью, приводя к их быстрому истощению. Достаточно сложно распределить такие блага справедливо, потому что у руководства нет необходимой информации. Если же спросить людей, как они оценивают их стоимость, то они с большой вероятностью недооценят ее. Кроме того, при распределении общественных благ трудно исключить из него неплательщиков. Если слишком много людей начинают заниматься фрирайдингом, то в конечном счете наступит момент, когда система или сервис перестанут работать из-за недостаточности средств.
Исследование вопроса
В чем смысл проблемы безбилетника (фрирайдера, зайца, неплательщика), активно изучают специалисты в области общественного сектора экономики. Часть граждан уклоняется от уплаты налогов, делая более тяжелым существование всего остального населения. Данной проблеме посвящены работы Викселля, Линдаля и Масгрэйва. Их сферой интересов была сфера эффективного налогообложения. Данной проблемой также занимались специалисты по бизнесу, международным экономическим отношениям, теории интеграционных объединений, защите окружающей среды. Однако в отечественной литературе фрирайдинг освящен слабо. Большинство публикаций на эту тему связано исключительно с теневым сектором экономики.
Фигура фрирайдера
Проблема безбилетника имеет следующие последствия:
Классическим примером является «трагедия общин». Она возникает тогда, когда группе выделяют кусок земли. Если не регламентировать и не регулировать количество выпасаемых коров, то вскоре им не сможет пользоваться никто.
Однако фрирайдер – это не только человек, который не вносит определенную сумму денег за потребляемое им благо. Проблема есть и тогда, когда он не рассчитывается за него и в других формах. Например, служба в армии, оказание неформальной услуги коллегам, качественная работа, информация. Действия фрирайдера противоречат этическим, общественным и групповым нормам поведения, национальному и международному законодательству. Часто такое поведение является осознанной гражданской позицией. И она отрицательно влияет на всех остальных потребителей данного общественного блага. Проблема безбилетника связана с вопросом социальной справедливости.
Идентификация безбилетника
Чтобы выявить фрирайдера, нужно сначала определить существование самого блага. Безбилетник на транспорте может намеренно не оплачивать проезд и забыть это сделать. Так, нужно различать фрирайдера и субъекта, не знающего о необходимости оплаты. Последний может не понимать, что потребляет общественное благо. Проблема идентификации безбилетника часто связана с быстрыми изменениями в современном обществе. Многие общественные блага характеризуются достаточно сложной структурой. Поэтому трудно определить, в каком именно звене начали появляться фрирайдеры.
Проблема недооценки общественных благ
Если спросить человека, достаточно ли ему платят, то он, скорее всего, ответит на этот вопрос отрицательно. Однако зачастую мы склонны недооценивать работу других. Происходит так и с общественными благами. Их производство чаще всего приходится частично финансировать государству. Кроме того, часто трудно заранее учесть все расходы, поэтому цена общественного блага может быть заниженной.
Причины появления безбилетников
Чаще всего фрирайдинг – это осознанный выбор и жизненная позиция. Люди могут считать общественное благо навязанным и ненужным. Возможна также ситуация, когда их не удовлетворяет его качество. Еще одной причиной являются низкие доходы населения. В этом случае люди ищут способ избежать дополнительных расходов и сэкономить таким образом. Однако если безбилетники появляются из-за низкого качества сервиса, то как можно его повысить, если имеется хроническое недополучение денег из-за них? Получается замкнутый круг.
Для решения проблемы необходимо изменить сам хозяйственный механизм создания общественных благ, его финансирования и потребления. Многие специалисты считают необходимым их трансформацию в услуги и товары индивидуального пользования. Часть политиков выступает за временную приостановку предоставления, например, воды, газа, электроэнергии неплательщикам. Однако для этого нужна эффективная законодательная база.
Фрирайдер внутри организации
Одной из разновидностей проблемы безбилетника является использование недобросовестными бизнесменами благоприятной среды, созданной другими предпринимателями. Фрирайдинг возникает тогда, когда физическое лицо работает под «вывеской» определенного бренда, но не делает никакого вклада в его положительный имидж. Еще одним примером может стать доцент престижного университета, который не занимается научной деятельностью. Он пользуется преимуществами своей деятельности, но не вносит свой вклад в рейтинг кафедры, на которой работает. Также поступает и солист Большого театра, не совершенствующий свое мастерство. Он только эксплуатирует «вывеску», а сам не вносит никакого вклада в будущее заведения. Сходная проблема может возникнуть в профсоюзе или любой другой организации. Для решения этой проблемы многие компании не переводят на франчайзинговую основу все операции. Так они могут контролировать качество предоставляемых дистрибьюторами услуг.
Существует фрирайдинг и внутри организации. Он появляется тогда, когда у группы людей возникает возможность уклонения от выполнения своих функций. Для его устранения компании проводят реструктуризации. За выполнением работы должен осуществляться эффективный контроль. Следует отметить, что чем больше группа, тем острее начинает стоять проблема безбилетника. И ей можно противодействовать только через тщательную оценку деятельности каждого работника. Поэтому часто расходы на обнаружение фрирайдеров не стоят полученного эффекта.
Возможные выходы
Решение проблемы безбилетника является задачей правительства. В государстве должны быть не только нормативные правила, но и механизмы принуждения к их исполнению. Чаще всего государством применяются меры для предотвращения деградации окружающей среды и чрезмерного использования ресурсов. Они включают введение различных налогов и поощрение благотворительных взносов. Также возможна ситуация, когда общественные блага превращают в товары индивидуального потребления.
На практике
В РФ проблема безбилетника, примеры которой можно найти во всех сферах общественных отношений, очень распространена. Роль государства в национальном хозяйстве постоянно возрастает. Оно стремится не только обеспечить нормальную работу рыночных механизмов, но и смягчить социально-экономические проблемы.
Однако необходимость государства в качестве регулятора является достаточно спорным вопросом. В долгосрочном периоде от этого могут быть значительные потери. Это связано с тем, что производство общественных благ государством обеспечивается за счет налогообложения. А в этой сфере особенно распространена, как мы уже выяснили, проблема безбилетника. Поэтому здесь важен баланс между ролью государства и коллективными действиями небольших групп людей. Достаточно целесообразным является участие правительства в создании так называемых чистых общественных благ, а вот в выпуске смешанных его лучше минимизировать.
«Проблема безбилетника» и исключение из потребления глобальных благ
Вы будете перенаправлены на Автор24
Глобальные блага
Глобальные общественные блага – это услуги и товары, доступные для всех субъектов хозяйствования во всем мире.
Общественные блага являются следствием социальных процессов и результатом политического выбора. Их отличительными особенностями являются неконкурентность в потреблении, неисключительность в предоставлении. То есть, потребление блага одним индивидом не снижает возможности другого индивида воспользоваться этим же благом. Производитель блага не может воспрепятствовать субъектам хозяйствования получить к нему доступ. Примером общественного блага могут быть:
Объем финансирования общественных благ устанавливается вследствие политического торга, на который могут повлиять обычные избиратели. При этом одни индивиды могут выиграть от появления новых благ, а другие проиграть.
Глобальные общественные блага делятся на следующие виды: к первой группе относят природное достояние планеты, вторую группу составляют блага, которые появились в результате хозяйственной деятельности человека, к третьей группе относят результаты политической деятельности. Все существующие глобальные общественные блага можно разделить на экономические, социальные, инфраструктурные и политические.
Готовые работы на аналогичную тему
«Проблема безбилетника»
Эффект безбилетника проявляется в пользовании общественными благами, когда потребитель уклоняется от его оплаты. Пользователь блага получает выгоду без участия в возмещении производственных издержек. Здесь запускается механизм не исключительности каждого субъекта. То есть, доступ к глобальным общественным благам имеют все существующие экономические агенты. Поэтому покупатель стремится всячески избежать платы за пользование благом. Это явление называется проблемой безбилетника. Она проявляется тогда, когда возникают сложности с интернализацией положительных внешних эффектов.
Следствием «проблемы безбилетника» становится всеобщий отказ от платы за пользование благом, что делает его общественный характер невозможным. Поэтому возможность бесплатного потребления подвергает доступность глобальных общественных благ риску, а их производство становится неэффективным. Получается, что в качественном благе заинтересованы все, но платить за него никто не собирается. Возникает задача поддержки производства при наличии безбилетников.
Исключение безбилетников ведет к увеличению издержек, либо к полному отказу от производства данного вида блага. Происходит уменьшение совокупной полезности. Тогда в процесс вмешивается государство. Оно может использовать следующие формы участия в производстве общественных благ:
Поддержка государства не всегда способна обеспечить эффективное производство. Для того, чтобы удерживать достаточный уровень производства, применяется дифференцированная налоговая ставка. Но здесь возникает проблема определения потребительских предпочтений.
Проблема потребления глобальных благ
Последние десятилетия сильно изменили глобальную экономику. Государственный суверенитет размывается, усиливается взаимосвязь ключевых участников мирового процесса, появляются новые игроки, обладающие не только экономической, но и политической властью. Отличительными особенностями современного мира можно назвать:
Возникает проблема коллективных действий в создании устойчивых механизмов воспроизводства глобальных общественных благ. Сегодня в мире не существует единой стратегии обеспечения экологической и продовольственной безопасности. Механизмы действий, направленных на улучшение качества общественных благ, не отработаны и разрознены. Многие страны стремятся воспользоваться правом безбилетника.
В мире применяется три стратегии создания глобальных благ. Суммирование позволяет объединять усилия всех заинтересованных субъектов мировой экономики. Каждый вносит свою долю в создание блага, например, через сокращение выбросов углекислого газа. Стратегия «слабого звена» основывается на расчете стоимости блага по участию наименее активного участника. Наиболее актуальной считается стратегия «передовика». Она наиболее точно демонстрирует сложившуюся в мире обстановку. Разрыв между Севером и Югом становится все более очевидным. Созданием общественных благ занимаются наиболее развитые страны. Проблема заключается в том, что каждая страна стремится реализовать собственные интересы, поэтому лидерство развитых государств в производстве глобальных общественных благ еще больше углубляет разрыв между богатыми и бедными странами. Чтобы преодолеть это несоответствие, вопрос доступности глобальных общественных благ должен решаться коллективно с участием всех стран мира. Передовые страны смогли заложить базу для дальнейшего развития институтов управления процессами создания глобальных благ.