В чем заключается проблема достоверности исторических знаний

Проблема достоверности исторических знаний.

В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

В мире происхо­дило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значи­мости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматри­вать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прош­лого к настоящему.

В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахиллесова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно на­звать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?

Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.

Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей прав­ды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и беско­нечен процесс его познания. Между историками идут острые спо­ры по множеству проблем. Иногда совершаются открытия, прин­ципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются осно­вой учебной литературы по истории.

Источник

Проблема достоверности исторических знаний

В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний фото. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается проблема достоверности исторических знаний. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

В мире происхо­дило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значи­мости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматри­вать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прош­лого к настоящему.

В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахиллесова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно на­звать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?

Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.

Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей прав­ды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и беско­нечен процесс его познания. Между историками идут острые спо­ры по множеству проблем. Иногда совершаются открытия, прин­ципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются осно­вой учебной литературы по истории.

Источник

Проблема объективности исторического знания

Исторические науки и археология

Похожие материалы

Проблема объективности исторического знания не потеряла актуальности с момента возникновения исторической науки. Она особенно усиливается в периоды политических кризисов. Поскольку значимой функцией истории как науки является идеологическая, то изменения политического режима, как правило, вызывает и изменения содержания истории. И чем в больше изменяется политический курс государства, тем интенсивнее меняется содержание исторической науки и исторического образования. Свидетельством такого утверждения выступает история России в XX-XXI вв., где содержание учебников менялось несколько раз. Историки даже придумали шутку, что Россия является государством с непредсказуемым прошлым. А.А.Данилов анализировал около 200 учебников по истории, выпущенных в государствах постсоветского пространства. И обнаружил в них факты противоречивого изложения одних и тех же исторических событий [1]. И такая картина характерна не только для стран постсоветского пространства, но даже для государств, считающихся образцами демократии.

Думается, что для историка-исследователя всегда остаются актуальными две взаимосвязанные проблемы: 1) можно ли создать единую картину исторической действительности или же история всегда есть совокупность различных историй? 2) возможна ли не политизированная историческая картина страны, этноса, человечества?

Как известно, история позиционирует себя как наука о фактах. Исторический факт понимается как феномен, который был когда-то на самом деле. Но оказывается, что историк, как правило, принимает за факты, не сами прошедшие события, а сообщения о них, имеющие авторов. И эти авторы почему-то одни и те же события описывают нередко по-разному. В частности, эта проблема анализируется профессором Р.Ю. Рахматуллиным, исследовавшим вопрос о личности Иисуса Христоса в разных исторических и религиозных источниках [2; 3].

Такое положение дел объясняется тем, что исторический факт, как и вся историческая наука, выполняет не только познавательную, но и идеологическую функцию. Как справедливо заметил французский археологи и историк Пол Вен, «можно предположить, что некоторые факты важнее других, но сама эта важность полностью зависит от критериев, выбранных каждым историком, и не имеет абсолютного значения» [4, c. 26]. Получается, что историческая картина подвержена сильному влиянию ценностных ориентаций и интересов ее творцов. Если анализировать учебники отечественной истории, изданные в советский период, то можно заметить сознательное игнорирование их авторами норманской теории происхождения государств восточных славян, заимствования политических особенностей Золотой Орды при эволюции политической системы России, некоторые факты взаимоотношений СССР с Германией во второй половине 1930-х гг.

Почему же историки так выборочно подходят к историческим фактам? Американский историк науки Томас Кун обнаружил, что эта закономерность распространяется не только на историческую науку. В своих работах он доказывает, что такая селекция фактов имеет место и в естественных науках [8; 9]. Кун объясняет это тем, что науку делают научные сообщества, которые руководствуются определенными нормами, стандартами исследования, которые он называет парадигмами. Поскольку фактов очень много, то перед ученым стоит вопрос, какие из них важны. И тут вступает в дело парадигма. Именно она определяет, какие факты важны и нужны, и какими фактами можно пренебречь. «Когда парадигма меняется, вместе с ним меняется сам мир. Изменение в парадигме вынуждает ученых видеть мир их исследовательских проблем в ином свете» [9, c. 151]. Получается, что для одного историка изучаемое им социальное пространство есть одни факты, то для другого – оно есть иное их множество. Из бесконечного количества фактов, которыми насыщена история, они выбирают те, которые, по их мнению, являются самыми важными [10].

На наш взгляд, вера в наличие одной истинной картины истории во многом является результатом многовекового господства в общественном сознании парадигмы классической науки и философии, согласно которой всякий вариант есть специфическое выражение существующего инварианта. Если перевести это утверждение на язык нашей темы, то получается, что существует подлинная картина исторической реальности, но разные историки интерпретируют её по своему усмотрению. Однако философия науки Т.Куна и появившаяся позже постмодернистская парадигма позволяют делать вывод, что такого инварианта нет. Но есть попытки разных историков и исторических школ представить свой вариант трактовки истории в качестве такового, что и приводит к «войне» учебников истории [11; 12].

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Индивидуальный проект по дисциплине «История» на тему: Достоверность исторических знаний.

Содержимое публикации

Кубанский институт профессионального образования

Проблема ДОСТОВЕРНОСТИ исторических знаний

Значение изучения истории

Добыча исторических знаний

Достоверность исторически источников

Методы исторических исследований

3 Достоверность исторических фактах

Проблема периодизации истории

Проблема достоверности исторических знаний

Тема достоверности исторического знания стара, как мир. Этот вопрос, наверное, вечен, как гамлетовский вопрос: «быть или не быть». Видимо, пока существует историческая наука, этот вопрос будет подниматься вновь и вновь.И определенная часть научного сообщества неизбежно будет говорить о «кризисе науки», ибо история субъективна, так как ею занимается человек, изначально с субъективным мышлением, которому требуется как можно меньше быть субъективным. А, поскольку, в таком случае, объективное познание истории невозможно, то из-за вечного стремления к к объективности, достоверности, будет возникать проблема познания истории, ее моделирования, проверки достоверности исторического знания.

Проблема: Проблема в достоверности исторических знаний.

Гипотеза : Исторические знания недостоверны из-за фальсификации.

Предмет исследования: причины недостоверности исторических знаний.

Дать определение понятию «История»

Выяснить основные исторические знания

Определить какое значение имеют исторические знания

Изучить исторические источники

Найти причину недостоверности исторических знаний

Анализ полученной информации

Обобщение всего изученного

Глава 1. Значение истории

В более узком смысле история — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству.

В древнегреческом было также слово historeîn, «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.

Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа. В наше время история создаётся усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники, например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным, а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками.

Значение изучения истории

Можно привести немало высказываний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего, а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».
В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недавним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле.
Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого всегда должны были трудиться, используя природные ресурсы. Они взаимодействовали друг с другом, объединяясь в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили столкновения и одновременно существовали взаимовыгодные связи и сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное значение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жизнью (религия, культура).
Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев действие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал,
что история — это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории — верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы.
Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, так происходит из-за чувства превосходства каждого нового поколения: ведь людям в прошлом было неизвестно многое из того, что знает любой современный человек. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи (иногда удачно, иногда нет) не менее сложные, чем стоящие перед современным человечеством.
С другой стороны, не использование «уроков истории» происходит и из-за недостаточного знания этой науки. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его профессии.

Глава 2 Добыча исторических знаний

2.1 Исторические источники

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

Виды исторических источников.

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука археология, поэтому вещественные источники иногда называют археологическими.

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.

К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях.

Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время.

Источники нового времени.

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями

Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др.

2.2 Достоверность исторических источников

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.

2. 3 Методы исторических исследований

Глава 3. Достоверность исторических фактов

3.1 Проблема периодизации истории.
С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени. (В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытностипредысторию.)
Данная периодизация отражает ряд объективных закономерностей, однако она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки,
Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны.
Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Этого деления будут придерживаться и авторы учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.

Можно определить И. д. как особую форму существования истины, научно обоснованной и доказанной. Достоверность исторического источника оценивается с помощью методов источниковедческого анализа, а также путем сравнения с другими источниками. Для оценки достоверности количественных сведений могут быть использованы математические (статистические) методы. Степень достоверности исторического знания зависит от полноты и надежности первичной исторической информации, строгости методов исследования, корректности и эффективности решения исследовательских задач. Его оценка входит в задачи историографии.

В мире происходило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значимости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматривать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прошлого к настоящему.
В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахиллесова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно назвать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?
Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.
Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей правды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и бесконечен процесс его познания. Между историками идут острые споры по множеству проблем.

Иногда совершаются открытия, принципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются основой учебной литературы по истории.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. — 2-е изд. — М.: Наука, 1986. — 254 с. — ((Памятники исторической мысли)).

Кобрин В. Б. Кому ты опасен, историк?. — М.: Московский рабочий, 1992.

Тойнби А. Постижение истории. — М.: Прогресс, 1990.

Гарскова И. М. Историческая информатика. Эволюция междисциплинарного направления». СПб.: Алетейя, 2018. — 408 с.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. — М.: Наука, 1987. — 452 с.

Лаппо-Данилевский, А. С. Методология истории в 2 ч. Часть 2. Методы исторического изучения / А. С. Лаппо-Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 315 с.

Тош Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. — М.: Весь мир, 2000. — 296 с

Февр Люсьен. Бои за историю / Люсьен Февр; пер. А. А. Бобовича, М. А. Бобовича и Ю. Н. Стефанова; ст. А. Я. Гуревича; коммент. Д. Э. Харитоновича; [АН СССР]. — Москва : Наука, 1991. — 629 с.

Источник

Проблема достоверности исторических знаний.

В мире происхо­дило и происходит множество больших и малых событий. Они, прежде всего, нуждаются в расположении их по степени значи­мости. Здесь и начинается труд историка, умеющего рассматри­вать события как звенья определенной цепи, тянущейся из прош­лого к настоящему.

В истории, в отличие от многих других наук, имеется «ахиллесова пята»: объект исторической науки — прошлое — можно на­звать нереальной реальностью. Правильность наших знаний о том, что было раньше, проверить очень сложно. Опыты, эксперименты для подтверждения теорий и гипотез (как это происходит в других науках) в истории во многом неосуществимы. Можно ли быть уверенным в истинности наших представлений о прошлом, а если пойти еще дальше — в возможности познания истории вообще?

Историческая наука накопила богатейший арсенал приемов и методов, которые позволяют сделать наши знания о прошлом в целом доказуемыми, проверяемыми и непротиворечивыми.

Разумеется, историк не считает возможным открыть «всей прав­ды» об изучаемом им событии. Но это же относится и к любой другой, даже самой точной науке. Ведь мир бесконечен, и беско­нечен процесс его познания. Между историками идут острые спо­ры по множеству проблем. Иногда совершаются открытия, прин­ципиально изменяющие устоявшиеся концепции. Однако сейчас уже мало кто станет отрицать ряд твердо установленных фактов и оценок прошлого. Именно такие факты и оценки являются осно­вой учебной литературы по истории.

Дата добавления: 2015-02-19 ; просмотров: 616 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *