В чем заключается проблема энергообеспечения национальные региональные локальные
Что такое и в чём заключается энергетическая проблема человечества?
Содержание:
Сырьевая и энергетическая проблемы – это постепенное истощение природных ресурсов, которые необходимы для нормального существования человечества. К таким ресурсам относят топливо, сырье, повсеместно используемое людьми. Энергетический кризис наступал и в прежние века, но он касался отдельного региона или страны. Это объяснялось недостаточным обеспечением территории природными богатствами. Глобализация проблемы приходится на семидесятые годы двадцатого века.
Минеральное топливо и электрическая энергия стали потребляться намного интенсивнее, что вызвано развитием и оптимизацией производственного сектора. В разы увеличилось количество машин, самолетов, кораблей. Предприятия начали производить огромные партии полимеров. Производители перестали задумываться об энергосбережении, сохранении природного баланса. Проблема стала особенно серьезной для развитых государств.
Сырьевая и энергетическая проблемы человечества – причины возникновения
Сегодня наступил этап, когда решение глобальной проблемы требует комплексного подхода. Странам необходимо кардинально изменить отношение к использованию даров природы. Минеральные ресурсы должны использоваться рационально, так как они не восстанавливаются. Рост количества инновационных решений позволяет максимально точно найти выход из ситуации. Полезные ископаемые должны извлекаться полнее, чем это делается сейчас. Причины формирования глобальной сырьевой проблемы:
На планете заканчиваются важнейшие сырьевые, минеральные запасы. По мнению ученых, природный газ и нефть могут полностью закончиться. Аналогичная ситуация складывается с марганцем, алюминием, никелем.
Энергетическая и сырьевая проблемы — пути решения
Чтобы разрешить сырьевую и энергетическую ситуации, все страны должны принять участие в обсуждении и поиске вариантов. Современные разработки позволяют в развитых государствах использовать ресурсосберегающие технологии, применять сырье вторично. Исследователи продолжают поиск альтернативных источников топлива, энергии.
Для интенсивной борьбы с возможным кризисом необходимо увеличить объемы производимой продукции на определенное количество затраченной энергии. Внедрить энергосберегающие технологии могут не все страны, однако в развитых государствах это сделать удалось. В результате хозяйства снизили количество потребляемой энергии в несколько раз. Как решить сырьевую и энергетическую проблему:
К сожалению, снизить объемы добычи в современном мире практически невозможно. Сырье и энергия расходуются с колоссальной скоростью. Их недостаток приведет к глобальному кризису на планете. Увеличить КПД обойдется миру слишком дорого. Единственным решением на сегодняшний день являются альтернативные источники и рационализация.
Проблемы регионального энергообеспечения и энергосбережения
Лукашов А.И., Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области
Одной из наиболее актуальных проблем социально-экономического развития регионов Российской Федерации является выработка и реализация органами государственной власти субъектов Российской Федерации политики в сфере энергообеспечения и энергосбережения.
Ускоренное развитие экономики, экономический рост и улучшение качества жизни населения требуют все более значительных затрат топливно-энергетических ресурсов.
Рост спроса на энергию и энергоносители внутри страны сталкивается с ограничениями, связанными с невозможностью адекватного роста предложения и угрозой дефицита энергии. Все более актуальным становится вопрос о необходимости опережающего развития энергетической инфраструктуры. При этом все понимают, что развитие энергетики должно происходить на новой, современной технической, технологической и организационной основе.
Успешно решить данную задачу возможно совместными скоординированными усилиями на федеральном и региональном уровне.
Необходимо отметить, что в силу исторических особенностей развития энергосистемы Российской Федерации, (а она создавалась и развивалась как единая централизованная система, управляемая из одного центра), в стране накоплен опыт решения задач строительства и развития крупных энергетических объектов и систем федерального уровня. Существуют отработанные и перспективные образцы техники, проектные решения, технологии, есть опыт планирования, развития и реализации организационно-технических схем строительства и эксплуатации крупных энергетических объектов, пока еще сохранились кадры, умеющие решать такие задачи.
Подтверждением этого является одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации № 215-р от 22 февраля 2008 года Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Не останавливаясь на достоинствах и недостатках данного документа, отметим, что в Генеральную схему включены энергетические объекты тепловых станций мощностью выше 500 МВт, гидростанции мощностью выше 300 МВт и все объекты атомной генерации, независимо от их мощности, а также электрические сети напряжением от 220 кВ и выше, межсистемные и межгосударственные линии электропередачи.
Развитие объектов энергетической инфраструктуры меньшей мощности должно происходить на уровне субъектов Российской Федерации, т. е. на региональном и межрегиональном уровне. И здесь вопросов гораздо больше.
Дело в том, что опыта развития региональной гражданской электроэнергетики средней и малой мощности в стране практически нет. Справедливости ради надо отметить, что у нас существует достаточное количество примеров использования отечественных электроэнергетических установок средней и малой мощности в основном военного назначения и создания на их базе локальных систем энергоснабжения закрытых (изолированных) по оборонным соображениям или природно-географическим условиям территорий или объектов.
Но для нормального развития электроэнергетики регионального уровня, развития, базирующегося на действии рыночных механизмов, этого явно недостаточно. Отсутствует соответствующая нормативно-правовая база, ограничены технические и топливные возможности объектов средней и малой электроэнергетики, не проработаны механизмы их интеграции в существующую единую энергосистему, инвестиционные схемы финансирования, взаимодействия с сетевыми и сбытовыми компаниями, и как следствие – велики рыночные риски реализации данных проектов.
Предполагается, что развитие федерального оптового рынка электроэнергии должно повысить эффективность процесса производства, распределения, обмена и потребления электроэнергии, а также способствовать увеличению инвестиций в отрасль. Но рыночный механизм несовершенен и одним из основных его недостатков является непредсказуемость рынка.
В регионах – лидерах экономического развития страны, а это, прежде всего Москва и Московская область, Санкт-Петербург, нефтегазодобывающие регионы, отмечается опережающий спрос на электричество. Хочется подчеркнуть, речь идет о платежеспособном спросе, когда энергия и другие ресурсы могут приобретаться по фактически любым предложенным ценам. В этих условиях возникает угроза дефицита энергии, предлагаемой на рынке по ценам, которые способны оплатить предприятия, расположенные в других регионах страны.
В результате, до момента насыщения рынка, то есть до появления на нем достаточного количества предложения энергии, многие регионы страны могут столкнуться с дефицитом электрической энергии. Особенность отрасли является то обстоятельство, что насыщение рынка произойдет только после завершения строительства и ввода в эксплуатацию новых энергетических мощностей.
Как известно, сроки строительства крупных энергетических объектов федерального уровня составляют в лучшем случае несколько лет, затраты на начало производства продукции (барьеры входа) на электроэнергетическом рынке также достаточно высоки.
Грядущий возможный дефицит энергии делает все более актуальным задачу обеспечения энергетической безопасности региона. Ключевым вопросом при этом является вопрос о том, какой вид топлива может быть использован для увеличения производства электрической и тепловой энергии и решения проблемы энергетической безопасности региона.
Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этом вопросе весьма ограничена. Как известно, по Конституции вопросы использования ядерной энергии относятся к исключительным полномочиям федеральных органов власти. Регулирование газовой отрасли по действующему российскому законодательству также сосредоточено на федеральном уровне и фактически не содержит компетенции региональных органов государственной власти. Ситуация с крупномасштабным использованием гидроэнергетических ресурсов мало чем отличается от ситуации с газом.
Можно сделать вывод, что существующий правовой механизм и сложившаяся система отношений с крупными участниками топливного рынка практически исключает для большинства субъектов Российской Федерации возможность самостоятельно определять вид первичных топливно-энергетических ресурсов, используемых для выработки энергии, и определяющих структуру топливно-энергетического баланса территории.
В этих условиях энергообеспечение регионов может быть осуществлено через развитие энергетических объектов средней и малой мощности, которые составляют основу региональной энергетики. Для решения этих вопросов необходимо предпринимать шаги по использованию местных и альтернативных видов топливно-энергетических ресурсов. В большинстве регионов Центрального федерального округа, это, прежде всего, торф, древесные отходы, энергия ветра, тепла Земли, а также использование возможностей малой гидроэнергетики.
Проблема состоит в том, что в такой постановке задача развития региональной энергетики ставится в Российской Федерации впервые, и, к сожалению, она не подкреплена достаточным научно-техническим заделом, необходимыми организационно-правовыми, финансовыми механизмами и ресурсами.
Для развития региональной энергетики необходимы согласованные действия органов государственной власти, местного самоуправления, политических и общественных организаций, научных учреждений, бизнес-структур, направленные на решение целого комплекса проблем технического, технологического, топливного, территориального, организационного, нормативно-правового, научного сопровождения развития энергетической инфраструктуры регионального уровня.
Второй, не менее, а может быть и более важной темой, является энергосбережение.
В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года было сказано о необходимости «кардинально повысить эффективность потребления энергии. Это вопрос нашей конкурентоспособности в условиях интеграции в мировую экономику, вопрос качества жизни людей и экологической безопасности».
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 2 действующего Федерального закона «Об энергосбережении» принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов предусматривается в соответствии с договорами по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Эта норма в условиях, мягко скажем, невысокой активности федеральных органов власти в вопросе создания законодательных основ энергосбережения в Российской Федерации, серьезно ограничивает возможности регионов по стимулированию энергосбережения и повышению эффективности потребления энергии.
На примере Ярославской области мы хотели рассмотреть некоторые проблемы разработки и реализации региональной политики энергосбережения.
Средний уровень газификации Ярославской области по сельским районам составляет 18-20%, а в целом по области – 67%. Доля газа в топливном балансе области превышает 70%.
Потребление электрической энергии в области не обеспечивается наличием мощностей по ее производству. За счет производства электрической энергии на территории области покрывается около 55 процентов объема электропотребления региона. Возможности по увеличению производства электроэнергии на территории области с использованием традиционных ресурсов и технологий являются весьма ограниченными.
Потребление электрической энергии в области превышает 7,5 млрд. киловатт-часов, потребление тепловой энергии вплотную приблизилось к 15 млн. гигакалорий. Всего на нужды электротеплоснабжения и транспорта в регионе расходуется 8 миллионов тонн условного топлива.
В результате известных решений Правительства Российской Федерации по увеличению стоимости газа на внутреннем рынке и либерализации оптовых рынков электроэнергии и газа в период до 2012 года, стоимость основных для Ярославской области топливно-энергетических и коммунальных ресурсов будет стремительно расти темпами, в 2-3 раза превышающими инфляцию. Такое увеличение стоимости энергоносителей в условиях стабилизирующейся экономики области является беспрецедентным.
Прогноз затрат организаций бюджетной сферы области на основные топливно-энергетические и коммунальные ресурсы показал, что к 2012 году расходы на оплату этих ресурсов вырастут по сравнению с 2007 годом в 3-4 раза.
При этом необходимо отметить, что основной экономический эффект и доходы от роста цен на энергоресурсы будут получать и использовать организации и центры, расположенные за пределами Ярославской области.
В силу отмеченных обстоятельств задача повышения эффективности потребления энергии для развития Ярославской области является приоритетной.
Органы государственной власти области активно занимаются разработкой и реализацией политики повышения эффективности использования энергии и ресурсосбережения. Первым шагом на этом пути стало принятие в 2002 году Администрацией Ярославской области Концепции политики энергосбережения на 2002-2005 годы.
Продолжением этой работы стало принятие в октябре 2006 года Закона «Об энергосбережении в Ярославской области», в развитие положений которого в сентябре 2007 года принята комплексная целевая программа «Энергосбережение в Ярославской области» на 2008-2009 годы.
В своей деятельности органы государственной власти области исходят из понимания того, что снижение энергоемкости – это не только экономия энергоресурсов, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, снижение себестоимости и повышение конкурентоспособности продукции, но и возможность обеспечить ускоренное развитие экономики региона, сократить потребность во вводе новых энергетических мощностей.
Вопросы производства энергии напрямую связаны с эффективным ее использованием, поэтому вопросы энергообеспечения и энергосбережения неразрывно связаны между собой и должны рассматриваться в одном контексте.
Органы государственной власти Ярославской области поддерживают внедрение энергосберегающих мероприятий и технологий в экономику области, и будут оказывать организационную, нормативно-правовую и экономическую поддержку при реализации энергоэффективных проектов на территории области.
В рамках этой работы 25 марта 2008 года в Ярославле состоялась международная научно-практическая конференция «Энергообеспечение и энергосбережение – региональный аспект», которая явилась продолжением разговора, начатого год назад в феврале 2007 года на научно-практической конференции «Энергоэффективность – основа устойчивого развития экономики Ярославской области». Выводы и содержание выступлений на той конференции были использованы при разработке комплексной целевой программы «Энергосбережение в Ярославской области» на 2008-2009 годы.
В качестве основных тем для обсуждения на конференции в марте этого года были определены следующие проблемы:
1. Управление энергосбережением и энергообеспечением региона;
2. Техническая и топливная база региональной энергетики.
Состоявшийся разговор подтвердил актуальность и своевременность проблем регионального энергообеспечения и энергосбережения. Была подчеркнута необходимость развития на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне электроэнергетики средней и малой мощности, отмечено, что решить такие задачи без серьезного научного подхода, без заинтересованного разговора всех участников данного процесса будет невозможно.
По итогам конференции были приняты рекомендации, отражающие существующие представления о путях и способах решения проблем развития региональной энергетики и энергосбережения, и решено сделать конференцию на темы развития региональной энергетики и энергосбережения в Ярославле ежегодной и традиционной.
Рекомендации международной научно – практической конференции
г. Ярославль, 25 марта 2008 года
Заслушав и обсудив доклады и выступления представителей научных, учебных, проектных организаций, ученых и специалистов, занимающихся вопросами энергосбережения и энергообеспечения, участники конференции отмечают, что в условиях завершения переходного периода в реформировании электроэнергетики России; нарастающей угрозы возможного дефицита энергии; окончательного разделения энергетических компетенций по видам бизнеса; отсутствия научно обоснованной методики учета и прогнозирования потребления топливно-энергетических ресурсов в целом в Российской Федерации и в ее регионах; отставанием в законодательном обеспечении энергосбережения, использования нетрадиционных и местных видов топлива; дальнейшего опережающего роста цен и тарифов на топливно-энергетический ресурсы, проведение конференции «Энергообеспечение и энергосбережение – региональный аспект» является необходимым, актуальным и своевременным мероприятием.
В настоящее время вопросы энергообеспечения и энергосбережения напрямую связаны с вопросами энергетической и экологической безопасности регионов, перспективами их социально-экономического развития.
Ускоренное развитие экономики, экономический рост и улучшение качества жизни населения требуют все более значительных затрат топливно-энергетических ресурсов.
Рост спроса на энергию и энергоносители внутри страны сталкивается с ограничениями, связанными с невозможностью адекватного роста предложения и угрозой дефицита энергии. В полный рост встает вопрос о необходимости опережающего развития энергетической инфраструктуры, которое должно происходить на новой, современной технической, технологической и организационной основе.
Опережающий рост энергопотребления по сравнению с параметрами, заложенными в Энергетической стратегии России на период до 20020 года, неспособность рыночных механизмов устранить диспаритет цен на первичные виды топлива, высокая зависимость большинства регионов России от ввозимых топливно-энергетических ресурсов, низкая эффективность потребления энергетических ресурсов, существенное отставание нормативной базы, определяющей полномочия субъектов Российской Федерации в энергетической сфере, ставят перед органами государственной власти новые задачи по развитию региональной энергетики.
Учитывая вышеизложенное, в целях обеспечения устойчивого развития региональной энергетики, выработки научно обоснованной региональной энергетической политики участники конференции предлагают:
1. Развивать региональную электроэнергетику, прежде всего средней и малой мощности, на основе диверсификации топливно-энергетических ресурсов, использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии.
2. Создавать условия для инвестиционной активности организаций коммунального комплекса, считая приоритетной задачей обеспечение требований надежности и безопасности энергоснабжения, а также обеспечения доступности энергии для потребителей при разработке и согласовании инвестиционных программ энергоснабжающих организаций.
3. Создать базу данных по современным технологиям и образцам техники по добыче, переработке, хранении и сжигания торфа, дров, другим видам ресурсов, включая биогаз. Для этого считать необходимым проведение обследований имеющихся месторождений, оценку запасов и потенциала использования торфа, других видов возобновляемых ресурсов на территории Центрального Федерального округа и оценить возможность использования торфа и других видов возобновляемых ресурсов для развития региональной электро- и теплоэнергетики.
4. Разработать предложения по управлению развития энергетикой на региональном уровне, включая ведение топливно-энергетического баланса территории, а также мониторинга технического состояния и энергетической эффективности основных производственных фондов энергоснабжающих организаций.
5. Создавать условия для привлечения инвестиций в разработку и строительство энергетических мощностей, в том числе использующих возобновляемые источники энергии, считать необходимым для этого разработку и реализацию целевых программ по энергетическому и сырьевому использованию геотермальных ресурсов регионов, прежде всего Центрального федерального округа.
6. Разработать механизм контроля и мониторинга энергоемкости валового регионального продукта (далее – ВРП), принимать меры по снижению энергоемкости ВРП на основе современных подходов к проблеме энергообеспечения регионов и энергосбережения.
Проблемы энергосбережения
В этой статье мы рассмотрим основные проблемы энергосбережения в
а также наиболее эффективные пути их решения.
Проблемы энергосбережения в России
Несмотря на введение в действие свыше 70 нормативных документов, касающихся внедрения энергосберегающих мер, проблемы энергосбережения в России затрагивают практически каждую отрасль экономики и хозяйства.
В чем заключаются проблемы энергосбережения в России.
Предприятия и производство
Проблемы энергосбережения на производстве:
Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
Строительство
Проблемы энергосбережения в строительстве.
Проблемы энергосбережения в строительстве наблюдаются и в рамках программ реконструкции, и в части вопросов вновь возводимого жилья:
Проблемы энергосбережения на уровне государства
На общероссийском уровне:
Мы упомянули проблемы энергосбережения лишь некоторых отраслей хозяйственной деятельности и только ключевые причины недостаточного энергосбережения в каждой из них.
В других отраслях проблема энергосбережения не менее актуальна.
Основные понятия энергосбережения
Понятие энергосбережения подразумевает под собой комплекс мер, которые были бы направлены на рациональное применение энергетических ресурсов и разумное их расходование.
Энергосбережение в ЖКХ
Ситуация с энергосбережением в ЖКХ
В России сейчас неплохо изучена ситуация энергосбережения и повышения эффективности энергопотребления в сфере ЖКХ и строительстве.
Во-первых, по этим отраслям принят ряд нормативных документов, в которых предъявляются жесткие требования к основным параметрам, влияющим на экономию энергоресурсов.
Например, вновь построенные здания должны быть энергоэффективными.
Класс энергоэффективности нового здания должен быть не ниже С. Иначе такое здания нельзя ввести в эксплуатацию.
Во-вторых, и сами владельцы зданий стараются внедрять современные технологии, обеспечивающие эффективное энергосбережение.
Ведь в условиях постоянного повышения цен на энергоресурсы это дает немалую экономию средств.
Конечно, пока еще данная тенденция не имеет массового характера.
Однако к нашим гражданам постепенно приходит осознание выгоды от энергосбережения.
Однако ЖКХ – это далеко не главный потребитель энергоресурсов.
Основные объемы приходятся на предприятия, где не все так позитивно.
Дело в том, что энергоемкие сектора промышленности остаются наименее эффективными.
Ситуация с энергосбережением на предприятиях
Если разделить потенциал энергосбережения на два сектора: на население с ЖКХ и производственные предприятия, то картина будет выглядеть следующим образом:
Отсюда можно сделать вывод, что вопросы энергоэффективности едва ли коснулись отечественной промышленности.
С чем связано отставание России в этом плане от многих западных стран?
Причин достаточно много:
Одним из наиболее важных факторов является недостаток кадров.
С подготовкой специалистов-энергетиков в нашей стране проблем нет.
Этих специалистов выпускают десятки ВУЗов и техникумов.
Однако решать задачи энергоэффективности должны не энергетики, а теплотехнологи и теплоэнергетики.
К сожалению, эти профессии далеко не самые востребованные.
В условиях недостатка спроса не хватает и предложений со стороны учебных заведений.
Энергоаудит • Быстро и не дорого
Проблемы энергосбережения на предприятиях
Энергосбережение в российской производственной сфере значительно отстает от мировых стандартов, причем по нескольким направлениям одновременно.
Это связано со следующими проблемами отсутствия:
Кроме того, в России нет практики обнародования показателей энергосбережения предприятий, поэтому процесс повышения энергоэффективности происходит медленно.
Но, самое главное, остаются достаточно мягкими требования государства к частным и госкомпаниям.
Плюс, к тому же, вопросами, связанными с энергосбережением, занимаются в нашей стране одновременно несколько ведомств.
В то же время за отдельные показатели энергосбережения в производстве не отвечает никто.
Часть других показателей контролируется обеими службами.
Это все создает свой негативный эффект.
Поэтому, можно сказать, решение этих проблем в настоящий момент пущено на самотек.
Проблемы энергосбережения в ЖКХ
Одной из основных проблем энергосбережения в ЖКХ является централизованная система отопления.
Старые трубопроводы, протяженность которых в отдельных случаях достигает десятков километров, приводят к потере до 60 % тепла.
Также, существуют проблемы энергосбережения и в подъездах домов.
Старые деревянные окна и двери приводят к охлаждению подъездов, что негативно сказывается на энергосбережении домов в целом.
Существуют и другие важные проблемы энергосбережения.
К ним относится учет управления потреблением энергоресурсов в зданиях.
Достаточно старый жилой фонд в большинстве своем тоже не соответствует мировым нормам энергоэффективности.
Однако меры по решению этих проблем, как уже было сказано выше, внедряются более активными темпами, чем в сфере производства.
Энергосбережение в быту
Проблемы энергосбережения в быту
Проблем энергосбережения в быту существует несколько:
Надо сказать, что ситуация в плане энергосбережения в быту с каждым годом меняется в лучшую сторону, ведь повышение энергосбережения жилья – это выгодно, в первую очередь, для самих его владельцев.
Утепление крыши, стен и установка энергосберегающих окон повышает комфорт и достаточно быстро себя окупает.
Проблемы энергосбережения в мире
В последние время проблемы энергосбережения волнуют не только Россию, но и большинство других государств.
К примеру, в США снижение энергопотребления по решению Конгресса стало первоочередной задачей на ближайшие несколько лет.
В США, как, к слову и в России, запрещено продавать лампы накаливания. Продавать можно только энергоэффективные осветительные приборы высокого класса энергосбережения.
В последние годы в России, Евросоюзе и США можно возводить только энергоэффективные здания.
Также, в развитых странах, где тарифы на электроэнергию и газ в несколько раз выше чем в России, все активней внедряются современные энергосберегающие технологии на производстве и в частных домах.
Внедрением энергосберегающих технологий озабочены и производители промышленного и бытового оборудования.
Соответственно, современное оснащение предприятий также позволяет добиться экономии энергоресурсов.
Решение проблем энергосбережения
Как лечение больного начинается с установки верного диагноза, так и эффективное решение проблем энергосбережения не может обойтись без квалифицированного энергоаудита.
Что такое энергоаудит и какие задачи он решает?
Диагностика потерь
На сегодняшний день любое предприятие может сделать как минимум один шаг в направлении энергосбережения – пройти энергетическое обследование с выявлением источников энергопотерь и составлением программы по внедрению энергосберегающих мероприятий.
Энергоаудит, или энергетическое обследование, подразумевает под собой оценку всех аспектов деятельности предприятия, связанных с потреблением энергоресурсов.
Таким образом, энергоаудит позволяет решить следующие задачи:
Разумеется, каждый может предпринять некоторые меры по повышению уровня энергосбережения и без энергоаудита.
Решение проблем на предприятиях
Если говорить о предприятиях, то улучшить ситуацию могло бы привлечение в штат сотрудников-специалистов по энергосбережению.
В настоящий момент эту задачу чаще всего воспринимают как обязанность отдельных служб.
В то же время, для производственных потребностей на некоторых предприятиях топливо сжигается на миллионы долларов.
Наличие специалистов, которые бы могли анализировать энергопотребление и внедрять более экономные технологии, позволит предприятиям повышать свою рентабельность.
Для экспертов в области энергосбережения объем работ сложно переоценить.
Причем, многие способы, которые могут быть приняты предприятиями для энергосбережения, – мало затратные или вообще не требуют финансирования, но при этом способны увеличить прибыль.
Особенно это касается химических и нефтеперерабатывающих отраслей.