В чем заключается проблема общественного развития
2 Проблемы общественного развития
Проблемы общественного развития, в отличие от проблем бытия и первоосновы всего сущего, предлагаем рассмотреть не по школам, а по более детальному освещению самих этих проблем. Поэтому речь пойдет об общей характеристике общества, человека, семьи, собственности и государства.
Демокрит отстаивал свою точку зрения о постепенном развитии человеческого общества от дикого состояния до культурного. Он проводит параллель между натурфилософскими и социальными взглядами. Подобно тому, как хаотическое движение атомов без помощи богов, действием природной необходимости превращается в упорядоченный космос, так и люди безо всякого содействия богов и героев, пользуясь своими “руками, разумом и сообразительностью“ достигают все новых и новых побед, которые улучшают им жизнь. Нужда – настоящий учитель всех людей. Источником социальных столкновений, враждебности, зависти и скандалов между гражданами есть, по Демокриту, имущественное неравенство. Философ осуждает гражданскую войну “ как бедствие для враждебных сторон, ибо и для победителей и для побежденных она одинаково губительна“.
Что касается Платона, то он отождествлял понятия “город”, ”государство” и “ общество ”. Основу общественной жизни он усматривал в потребностях людей.
В отличие от материалистов Платон рассматривал человека как продукт божественного творения. Поэтому его характер целиком и полностью зависит от того, какую душу вложил бог в того или иного человека. Вместе с тем в работе “Государство” Платон сделал немало весьма правдоподобных рисунков, весьма реалистично показывающих характеры людей.
В аристотелевской школе человека рассматривали как высшее природное существо по сравнению с насекомыми, птицами и низшими животными. Человек, по Аристотелю, есть политическое существо, которому свойственно формулировать и анализировать различные понятия, в том числе и понятия добра и зла.
Общественный прогресс
Понятие общественного прогресса
Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.
Критерии прогресса:
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие производительных сил общества.
Прогресс может развиваться в двух формах:
Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).
Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:
Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.
Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.
Противоположность общественного прогресса — это регресс.
Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.
Стагнация— задержка общественного развития.
Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса
Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других.
Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.
Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.
Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.
Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.
Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.
Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.
Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.
Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.
Критерии общественного прогресса
Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.
Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.
Социальный
Отражение уровня развития общества.
Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.
Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.
Экономический
Оказывает влияние на все другие сферы.
Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.
Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.
Научно-технический
Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.
Культурный (духовный)
Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.
Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.
Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.
Урок «Проблема общественного развития»
Просмотр содержимого документа
«Урок «Проблема общественного развития»»
Тема урока: Проблема общественного прогресса.
Обучающая:
-обобщить и углубить знания учащихся о соотношении устойчивости и изменчивости в развитии общества,
— подвести к определению «социальный прогресс, как развитие людей и человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию»,
— раскрыть противоречивость прогресса, акцентировать проблему «цена прогресса», критерии прогресса,
— формировать у школьников научный подход к анализу и оценке общественных явлений.
Развивающая:
развитие навыков самостоятельной работы учащихся с документами и умения участвовать в эвристической беседе и обсуждении проблемных вопросов, расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, аналитические навыки, решение задач тестового характера.
Воспитательная :
уважение к социальному опыту предшествующих поколений, формирование толерантности к различным точкам зрения на существующие проблемы, привитие интереса к общественным проблемам, воспитание бережного отношения к природе
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: проблемный урок
1) интерактивная доска
3) дидактический материал
1. Организационный момент
Ребята, откройте учебник на стр.147 и прочитайте взгляды древнегреческого поэта Гесиода, а так же взгляды французского философа эпохи Просвещения Ж.А.Кондорсе. Что интересного заметили в их взглядах? Как бы вы их охарактеризовали? (пессимистический взгляд у Гесиода, оптимистический у Кондорсе)
3. Формирование проблемы
— Мыслители с древнейших времен задумывались над вопросом: в каком направлении развивается общество? Можно ли его движение уподобить, например, как в природе: вслед за летом обязательно должна прийти осень, затем зима, весна и снова лето? Может быть, по таким же правилам должно развиваться и общество? Период процветания сменяется эпохой упадка, далее следует возрождение и снова неизбежно наступает благоденствие, и этот непрерывный круговорот длится тысячелетиями? Так ли это?
Задумаемся вместе над этими проблемами.
— Тема урока «Проблема общественного прогресса».
1. Прогресс и регресс
— Как вы понимаете слово прогресс? (ученики дают определения понятию прогресс)
— запишите определение «прогресса» в тетради
— знаете ли вы, какое понятие противоположно «прогрессу»? (регресс)
— запишите определение «регресса» в тетради
Итак, по какому пути идет общество – по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь, или не сулит ничего хорошего?
2. Противоречивость прогресса
— В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям. Если сделать попытку графически изобразить историю человечества, то получатся следующие изображения:
(учитель одновременно чертит и задает вопросы)
1) (экономический подъем в Российской империи в конце XIX в.: экономический подъем в СССР в к.60-н.70х гг. ХХв.; Достижения в советской науке в к. 50-60-х гг. )
2) (экономический спад в 90-х гг. ХХв.; контрреформы Александра III)
— Приведите примеры из истории, соответствующие этим графическим рисункам.
— Какие выводы можно сделать?
Процесс исторического развития общества противоречив: в нем проявляются как прогрессивные изменения, так и регрессивные.
Давайте составим кластер, который отразит плюсы и минусы общественного прогресса.
(учащиеся называют достижения человечества, указывая их плюсы и минусы)
работы на компьютере
+ удобство передвижения в автомобиле
— уличный шум, пробки
нагрузки с усложнением
человеческого духа и техники
+ удобства городской жизни
Итак, запомните главное свойство прогресса – противоречивость.
3. Критерии прогресса
Как же оценить эти противоречивые процессы? Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом? Иначе говоря, необходимо определить критерии прогресса.
( ученики работают с материалом учебника на стр. 150-152 и заполняют таблицу)
Развитие разума человека
Принцип братства людей
Постепенное приближение к правовому устройству
1. Развитие производительных сил, включая самого человека.
Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, т.е. чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.
Итак, в чем заключается проблема общественного прогресса?
— Общество представляет собой сложную систему, в которой все элементы (люди, социальные институты) тесно взаимосвязаны. Более того, отдельные процессы, отношения могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Универсальный критерий прогресса позволит более надежно оценивать изменения, происходящие в обществе.
6. Закрепление изученного материала.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие — о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Общественный прогресс. Типы обществ. Глобальные проблемы XXI века
теория по обществознанию 👨👩👧👦 человек и общество
Общественный прогресс и его критерии
Наглядная иллюстрация к понятию «прогресс» — движение от малого к большему, от простого к сложному.
Исторические типы обществ
Во второй половине XX века социологи Д. Белл и О.Тоффлер разработали особый подход к развитию общества, этот подход наиболее известен и распространен и по сей день. Социологи разделили развитие общества на стадии, при этом основным критерием при делении стал уровень развития технологий. На этом основании были выделены три больших периода: аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества.
Аграрное обществоИндустриальное обществоПостиндустриальное общество | ||
— господство натурального хозяйства; — локальный, замкнутый характер хозяйствования; — медленное распространение технических инноваций; — личная зависимость, которая распространяется не только на производственные, но и на личные отношения; — обязательная принадлежность индивида к коллективу (общине, касте); — общественные отношения регулируются нормами морали, традициями, религиозными обрядами. | — возникает в результате промышленной революции (изобретение паровой машины, развитие орудий труда, технологий); — преодоление зависимости человека от природы; — углубление разделения труда (появление мануфактур), — углубление специализации труда (теперь одна область страны может специализироваться на сельском хозяйстве, другая – на ткачестве, третья – на добыче металлов); — широкое распространение научных знаний; — решающую роль в обществе играют промышленники и промышленные корпорации. | — превращение науки в производительную силу общества; — важнейший фактор развития общества – информация; — сфера услуг становится главенствующей; — внедрение информационных технологий в различные области жизни. |
Важно понимать, что каждый народ или государство преодолевают эти стали общественного развития в разное время и в разном темпе, поэтому в одну и ту же эпоху параллельно могут существовать и постиндустриальные (Япония, США) и аграрные (страны «Третьего мира», например, Зимбабве). Развитие общества и переход его от одной стадии к другой можно проследить на примере истории России. В период от своего возникновения в IX в. до середины XVII Россия оставалась аграрной страной, основой ее экономики был сельскохозяйственный труд крестьян. С появлением и развитием первых мануфактур в XVII веке Россия стала переходить в статус аграрно-индустриальной страны. Масштабный переход к индустриальному обществу начался только в XIX веке, и длился с 60х- до 90-х гг. XIX века. Однако и после этого сельское хозяйство играло огромное значение в экономике страны, так что Россия стала индустриально-аграрной. В настоящее время наша страна преодолевает индустриальный этап и постепенно превращается в постиндустриальное общество.
Глобальные проблемы
Люди начали осознавать ужасы глобальных и локальных войн еще в XIX веке. Картина В.Верещагина «Апофеоз войны» по словам художника «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
Задание EO0121D Запишите слово, пропущенное в таблице. Характеристика типов общества
ТИПЫ ОБЩЕСТВА | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Аграрное общество | Основным фактором производства является земля, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивные технологии |
… общество | Основным фактором производства является капитал, распространено промышленное производство, производственные процессы механизированы |
Для того, чтобы верно ответить на вопрос, важно знать, что существует три основных типа общества. Аграрное или традиционное общество характеризуется тем, что в нем господствует натуральное хозяйство и экстенсивные технологии. На смену аграрному приходит индустриальное или промышленное общество, которое характеризуется высокой степенью разделения и специализации труда, формированием промышленности. Информационное общество – это общество, в котором главное производственной силой становятся уже не материальные вещи, а информация. Зная эти определения, мы можем понять, что недостающее в таблице слово – «индустриальное».
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Общество – динамичная система. Это значит, что оно постоянно меняется, развиваются разные его сферы. К признакам, характеризующим развитие общества, относятся: изменение общественных отношений, социальная мобильности, отмена устаревших норм, замена их новыми и более актуальными, совершенствование социальной организации. Вместе с тем существуют в обществе и относительно устойчивые структуры. К таковым относится существование общественных институтов (например, институты семьи и брака существуют на протяжении многих сотен лет), и связь с природой.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Для того, чтобы дать верный ответ, вспомним признаки разных типов обществ. К признакам традиционного общества относятся: патриархальная семья, господство натурального, аграрно-сырьевого хозяйства, религиозный характер культуры, деление общества на сословия. К признакам индустриального и постиндустриального общества относятся: введение в производство достижений науки, разделение труда, высокий уровень социальной мобильности, преобладание городского населения, разрушение сословных привилегий.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Задание EO0F60AA Запишите слово, пропущенное в таблице.Формы социальных изменений
ФОРМА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Реформа | Преобразование правительством какой-либо стороны общественной жизни, социального института, не уничтожающее основ существующей социальной структуры |
… | Совокупность резких качественных изменений, затрагивающих многие сферы и институты общества |
Ответить верно поможет теория о формах социальных изменений. Их всего три: реформы проводятся правительством и затрагивают, как правило, только одну сферу жизни общества, не меняя сути социальной структуры; эволюционные изменения радикальны, но протекают постепенно, естественным путем, без резких коренных переломов существующего строя; революционные изменения – это резкие коренные изменения, которые затрагивают основу социальной структуры и большую часть институтов общества. Таким образом, в таблице пропущено слово «революция».
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Эта тема несколько нестандартна – здесь сложно указать какие-то формы и виды, как мы делали это в двух предыдущих заданиях. Первым пунктом можно было бы дать определение, но не очень понятно, для чего лучше это сделать – для понятия «международное разделение труда» или «глобализация». Поэтому мы можем пропустить определение и начать, допустим, с факторов международного разделения труда в условиях глобализации.
К ним относятся: научно-технический прогресс, спрос на мировом рынке, положение страны в структуре мировой экономики, структура национального производства, экологические проблемы… Потом можно написать пункт «преимущества от международного разделения труда». Для того чтобы у нас был еще один детализированный пункт, можно написать просто «международные экономические отношения в условиях глобализации» и упомянуть там такие вещи, как международная торговля, миграция рабочей силы, валютно-финансовые отношения, международное движение капитала.
Можно сказать и о государственной политике в области международного разделения труда и при желании (или если не смогли детализировать какой-то другой пункт) написать подпункты – протекционизм и фритредерство.
Возможный вариант плана выглядит так:
1) Факторы международного разделения труда в условиях глобализации:
2) Преимущества от международного разделения труда.
3) Международные экономические отношения в условиях глобализации:
4) Государственная политика в области международного разделения труда.
Ответ: смотрите решение
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Общество делится на такие типы, как традиционное, индустриальное и постиндустриальное (или же аграрное, промышленное и информационное). Традиционное общество характеризуется тем, что основным фактором производства является земля, труд в основном ручной, а основной продукт производства – пища. При индустриальном обществе труд в основном механизирован, основной фактор производства – капитал, а продукт – промышленные изделия. При постиндустриальном обществе происходит компьютеризация труда, основным фактором производства является информация, а продуктом – услуги. Очевидно, что в стране Z складывается постиндустриальное (или информационное) общество. Также в задании требуется указать три других признака информационного общества.
Мы приводим больше:
Ответ может выглядеть так:
В стране Z складывается постиндустриальный тип общества. Другие признаки:
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Этот текст будет достаточно легко проработать, если вы знакомы с тематикой глобальных проблем. В первом случае пропущено слово «неравномерность» — именно ее необходимо устранять. Под буквой Б должна быть «гонка вооружений» — больше ничего сюда не подходит, а гонка вооружений действительно вела за собой загрязнение природной среды в больших масштабах. Дальше речь идет о взаимодействии природы и общества – слово «взаимопомощь» в данном контексте не подходит. Буква Г – «природные ресурсы»; их истощение является одной из наиболее актуальных проблем. Под буквой Д нужно поставить сочетание «социальные условия» — возможно, это звучит не очень привычно, но больше по смыслу ничего не подходит. В последнем пропуске должно быть «народонаселение» — если учесть, что одной из глобальных проблем называют перенаселение планеты.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Распространение компьютерных технологий – черта информационного или постиндустриального общества. Преобладание социального класса рабочих характерно для индустриального общества. Активное участие людей в политической жизни страны не является особенностью индустриального общества – это может быть характерно и для постиндустриального общества. Преобладание промышленного производства над аграрным наблюдается именно в индустриальном обществе, а вот многопоколенные семьи могут быть распространены и при традиционном укладе.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Чтобы не запутаться, лучше по порядку рассматривать данные отличительные признаки. Развитие высоких технологий, без сомнений, относится к информационному обществу. Механизация промышленного производства – яркая черта индустриального общества. Сфера услуг выдвигается на первый план при информационном типе общества, а натуральный характер хозяйства и общинный уклад характерны для традиционного общества. Как видно, формулировки отличительных признаков даны очень четко, поэтому и выполнить данное задание совсем нетрудно – конечно, при наличии хотя бы базовых знаний по этой теме.
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
Ни о каких информационных технологиях речи не шло: эта черта относится к постиндустриальному обществу. Широкое применение механизмов и технологий характеризует индустриальное общество, но никак не аграрное.
Итак, «лишние» аспекты – распространение информационных технологий и широкое применение механизмов и технологийОтвет: 26
pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить