В чем заключается проблема предмета психологии

Проблема предмета психологии

В чем заключается проблема предмета психологии. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается проблема предмета психологии. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается проблема предмета психологии. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается проблема предмета психологии. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается проблема предмета психологии. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается проблема предмета психологии. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Термин «психология» впервые ввел Христиан Вольф в своих книгах «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732 – 1734 гг. Термин был образован из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука).

Т.о., психология – это наука о душе. В наше время вместо понятия «душа» используют понятие «психика». С лингвистической точки зрения это одно и то же, однако, с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Первым этапом в становлении предмета психологии является изучение души. Наши предки предполагали, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту «душу», или «тень» наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить своей жизнью (сны). Первые греческие философы считали эту идею примитивной, но они были убеждены, что в каждом человеке есть нечто, позволяющее ему думать, принимать решения, волноваться, владеть собой. Этот «дух» был чем-то нематериальным, похожим на пламя или на дуновение. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. Центр «псюхе» находится в сердце. Начиная со 2-го века нашей эры, считалось установленным, что душа помещается в мозге.

Лишь в эпоху Возрождения, в 15, 16 и особенно 17 веке сложились более близкие к научным представления о мире и человеке. Французский философ Рене Декарт создал теорию, объяснявшую поведение на основе механистической модели. Он открыл рефлекторную природу поведения, зародилось понятие о рефлексе. В этих утверждениях Декарта содержиться постулат о том, что первое, что обнаруживает человек в себе – это его собственное сознание. И с 19-го века психология стала считать своим предметом сознание.

Итак, второй этап в становлении предмета психологии – это психология сознания. Основная задача психологии состоит теперь в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Необходимо было описать свойства сознания. Вильгельм Вундт создал в 1879г. первую в истории науки лабораторию по изучению сознания. Именнно с этого момента психология становится самостоятельной наукой. В результате деятельности этой лаборатории была проделана большая работа по описанию общей картины и свойств сознания: многообразия его содержаний, динамики, ритмичности, неоднородности его поля, измерению объема и т.д. Все это было изучено с помощью метода интроспекции (т.е. самонаблюдения). Этот метод быстро исчерпал себя и психология зашла в тупик. В начале ХХ века возникла кризисная ситуация. Ее причины.

1. Отрыв психологии от практики.

2. Использование метода интроспекции как основного.

3. Невозможность объяснить ряд основополагающих проблем самой психологии. Главным образом – связь психических явлений с физиологическими и поведением человека.

Наука дальше развиваться не могла. В результате было предпринято несколько попыток преодоления этого кризиса. Многие из них вскоре оформились в самостоятельные направления. Каждое направление предлагало свой предмет психологии и, соответственно, методы.

Таким образом, третьим этапом становления предмета психологии является множественность предметов: поведение, бессознательное, деятельность, системность психического образа, личность, организация знания и др.

Источник

В чем заключается проблема предмета психологии

Е.Е. Соколова. Трудности определения предмета психологической науки
Добавлено В чем заключается проблема предмета психологии. . В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинкаPsychology OnLine.Net
09.01.2009

Поэтому, отложив на некоторое время определение предмета (и объекта) психологической науки, дадим пока лишь расшиф­ровку термина «психология». Его можно буквально перевести как «наука о душе» (от древнегреч. psyche — душа, logos — разумное сло­во, наука). Авторами этого термина, зафиксировавшего истори­чески первое представление о предмете психологии, историки психологии называют немецких схоластов Р. Гоклениуса и О. Кас-смана [33]. Самым интересным является то, что в тот момент, когда этот термин появился (1590 г.), психология как наука уже встала перед необходимостью уйти от сложившегося ранее понимания психологии как учения о душе и начать эмпирически (т.е. опытным путем) изучать явления сознания. В XVII в. воз­никла эмпирическая психология как наука о явлениях созна­ния.

А вот какова природа данной реальности — это вопрос, кото­рый, как и проблема определения предмета исследования, отно­сится к наиболее сложным проблемам психологической науки. В русском языке сложилась традиция использовать для обозначе­ния этой реальности то же слово, что и для науки, ее изучаю­щей, — «психология». Так, к примеру, говорят о детской психо­логии или психологии подростка, имея в виду очень разные по сути явления: и особенности восприятия ребенком мира, и спе­цифику его мышления, и способы поведения в разных ситуаци­ях, и его изобразительное творчество и многое другое. Возмож­но, для решения каких-то житейских или практических задач эта неопределенность не имеет значения, но для психологиче­ской науки требуются строгие определения объекта и предмета психологии и соотнесение друг с другом родственных, но не тождественных понятий «психология», «психика», «поведение» и др. Чтобы приблизиться к решению этой сложной задачи, пред­ставим сначала те явления, которые попадали в поле зрения людей, называвших себя психологами, в разные годы и в различ­ных школах (этому будет посвящен следующий параграф данной главы).

Источник

Проблема предмета психологии является одной из ключевых в связи с тем, на современном этапе развития психологической науки нет единого представления о ее предмете.

Предмет-включает в себя объект изучения, исследовательскую задачу, систему методологических средств и последовательность их применения.Предмет «строит» сама наука с помощью своих методов,теорий,категорий.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (5-15): Предмет психологии: душа, исследование видов активности тела и особенностей познания (чувственного познания мира). номиналисты (естественно – научное понимание дущи)- Ибн – Сина: душа и тело едины; основа души – мозг (психические функции зависят от мозга). Реалисты (религиозно – философское понимание души)- Ф. Аквинский: душа – дар Божий; она бессмертна; главное свойство души – мышление и сознание; сознание – дар, который позволяет человеку познавать мир.

ПСИХОАНАЛИЗ(конец19в-1 ½ 20в):предмет-Сознание и бессознательное — две базовые психологические концепции, введенные в широкое обращение Фрейдом. Четкое различение между первым и вторым — это самое важное «открытие», которое он сделал. Фрейд был первым, кто громко и аргументированно заговорил о том, что у каждого человека в душе происходят скрытые,неведомые даже ему самому, процессы. Фрейдовское понимание бессознательного по своей сути близко к определению памяти: по мнению Фрейда, бессознательное содержит в себе только то, что человек однажды осознавал, что промелькнуло в его сознании с той или иной мерой интенсивности. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

А. Н. Леонтьев: предмет: целостная деятельность субъекта. Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в ходе которых субъект преобразует мир и самого себя, исходя из собственных потребностей.

ГУМАНИЗМ:ПРЕДМЕТ- внутренняя сущность личности.

Г. Олпорт: личность как уникальность (диспозиции личности и условия развития личности). А. Маслоу: потребностно – мотивационная сфера, механизмы развития личности.

ГЕШТАЛЬТ:ПРЕДМЕТ-психика как целостность (все психические функции подчиняются принципу гештальта); сознательные элементы психики. Главное понятие этой психологии — понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом. К. Коффка: предмет – свойства, законы и развитие восприятия; развитие психики в онтогенезе и филогенезе. В. Келлер: предмет – восприятие и мышление. К. Левин: предмет – мотивационно – потребностная сфера личности.

БЕРЛИНСКАЯ ШКОЛА ГЕШТАЛЬТА: Вертгеймер,Коффка,Келлер и Левин.

Современное понимание предмета психологии

В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев: предмет психологии человека – субъективность.

— психологический мир человека – это мир в человеке и человек в мире (психическое как внутреннее, так и внешнее);

— психические явления двойственны по своей природе: имеют органическую основу и активное отражение, результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта;

— психические процессы и явления – это реальные свойства человека (первичная, объективная форма существования психического), переживание, самосознание (вторичная субъективная форма существования психического);

— субъективность – исходное начало в человеке, то, что лежит в основе бытия (родовая специфика человека и форма бытия человека)

В целом, в начале XXI века понимание предмета, которое сложилось в современной научной психологии, является многоступенчатым («декларируемый», «рационализированный», «реальный»), что не позволяет сколько-нибудь удовлетворительно решить стоящие перед наукой задачи. Важно и другое: «закрывая» эту проблему (как часто это и происходит), мы лишаемся надежды на установление какого-либо взаимопонимания в психологии. Корни такого положения можно усмотреть в истории выделения психологии в самостоятельную научную дисциплину, но не только в истории.

Научная психология еще не нашла своего подлинного предмета. Поскольку такая вероятность существует, первая задача методологии состоит в научной проработке комплекса проблем, связанных с исследованиями, в том числе и теоретическими (что в современной психологии, будем честными, большая редкость), по предмету психологии.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Проблема определения предмета психологии

В чем заключается проблема предмета психологии. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается проблема предмета психологии. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается проблема предмета психологии. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается проблема предмета психологии. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается проблема предмета психологии. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается проблема предмета психологии. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Философские и методологические проблемы психологии. Современные направления психологии

Психология как наука имеет долгую предысторию, но короткую историю. Становление и формирование психологии, ее развитие происходило и происходит в тесной связи с историей философии, в контексте философских идей, принципов и понятий.

В течение тысячелетий именно философская мысль ставила и решала психологические проблемы, давала свои ответы на вопросы о сущности человека, о его мышлении, чувствах. И философия, и психология охватывают своим вниманием все сферы жизни человека. Поэтому две науки находятся в постоянном взаимодействии.

Проблема определения предмета психологии

На первом этапе (в античности) психология определялась как наука о душе. Первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. Так, Платон полагал, что душа нематериальна, в то время как Аристотель считал, что душа – функция тела, двигатель, позволяющий живому существу реализовать свой потенциал.

На втором этапе (с 17 века) предметом психологического познания становится сознание. Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками. К достижениям данного этапа можно отнести следующие. Р. Декартом были определены понятия рефлекса и сознания; Дж. Локк, предложив атомистический анализ сознания, показал, что психические явления могут быть доведены до первичных. Г. Гоббс и Д. Гартли выдвинули детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики. Авторами идеи социального опосредования психики явились П. Гольбах и К. Гельвеций.

В середине 19 в. Психология складывается как научная дисциплина, которая приобретает экспериментальный характер. Первой лабораторией экспериментальной психологии была лаборатория Вильгельма Вундта при Лейпцигском университете (1878). Уникальным предметом психологии, согласно Вундту, становится непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вскоре подобная лаборатория была организована в России И.М. Сеченовым. В становлении психологии как науки значительную роль сыграло создание бельгийским математиком А. Кетле математической статистики, которая стала математическим аппаратом психологии.

Однако в начале 20 века наблюдается кризис интроспективной психологии: она не могла разрабатывать средства, позволяющие контролировать поведение человека, повышать производительность труда, определять профессиональные способности. Попытки преодолеть возникший кризис привели к тому, что появились различные школы психологии, которые давали разные определения её предмета.

В чем заключается проблема предмета психологии. 640 1. В чем заключается проблема предмета психологии фото. В чем заключается проблема предмета психологии-640 1. картинка В чем заключается проблема предмета психологии. картинка 640 1

Одним из направлений выхода из кризиса стала глубинная психология, которая берёт начало в психоанализе З. Фрейда. Она сохранила метод интроспекции, применив его к исследованию неосознаваемых явлений. Согласно взглядам Фрейда, сфера психического включает в себя сознательное, предсознательное и бессознательное. Причины личностных проблем З.Фрейд искал в раннем опыте человека.

Под влиянием идей И.П. Павлова французский психолог Пьерон разрабатывает объективную психологию, выдвигая тезис о том, что живые существа имеют два фундаментальные свойства: способность ощущать и способность действовать, контактировать с окружающей средой. В соответствии с этим психика и действие неотделимы друг от друга, следовательно, психику можно изучать объективными методами.

На третьем этапе появление и развитие бихевиоризма. Психология стала изучать то, что доступно непосредственному наблюдению. Исходя из этого предметом бихевиоризма, или «поведенческой психологии», явилось поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов.

На четвёртом, современном этапе предметом, так называемой рефлективной («марксистской») психологии (основанной на принципе детерминизма и теории отражения) становится психика – особая внутренняя реальность, субъективное отражение объективного мира. Отметим, что отражением называется способность отвечать на внешнее воздействие в соответствии с характером воздействия и сохранять элементы структуры воздействующего объекта.

Благодаря психическому отражению обеспечиваются многообразные связи организма со средой. Присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью называется поведением.

Если обобщить все существующие взгляды на предмет психологии, то можно прийти к выводу о том, что предметом психологии является психика человека и животных, основные законы её формирования и функционирования.

2. Проблема существования психологии на стыке наук о природе и наук о духе, соответственно развитие психологии по двум образцам — естественной или гуманитарной науки, откуда рождалось все многообразие психологий.

В первом случае реализуется стремление, как можно более полно использовать методологию естественных наук, все богатство методов и принципов теоретических и эмпирических построений. Это представлено в бихевиоризме, гештальтпсихологии, экспериментальной психологии В. Вундга, «теории поля» К. Левина, когнитивной психологии.

Во втором случае — это описательная, понимающая психология В. Дильтея, гуманистическая психология (В. Франкл, К. Роджер, А. Маслоу и др.). Наконец, широко известны концепции, в которых авторы стремились к определенному синтезу этих подходов или их дополнительности — прежде всего это учение 3. Фрейда, К.Г. Юнга, а также культурно-историческая программа Л. С. Выготского.

Источник

В чем заключается проблема предмета психологии

Учебный курс «Психология»

Тема 1.1. Психология как наука

Введение в психологию

ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая психику, закономерности ее проявления и развития. Психология зародилась более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции. Основоположником по праву считают Аристотеля «Трактат о душе».

ПСИХИКА — это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.

Объект изучения психологии – психически здоровый человек.

Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.

Основные этапы развития психологии

психология как наука о душе

психология как наука о сознании

психология как наука о поведении

психология как наука,

современная психологическая наука

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Возникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция— самонаблюдение).

Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.

1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)

2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).

3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯэто психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.

Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:

· Коммуникативная деятельность (общение)

Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.

1. Отражение человеком своего места в окружающем мире

— обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.

— с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.

2. Регуляция поведения и деятельности

— с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.

— человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.

3. Отражение воздействий окружающей действительности

— это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

— происходит с помощью познавательных психических процессов.

— зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.

— оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.

— носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).

1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.

2.Анализ становления и развития психических явлений.

3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.

4.Внедрение научных знаний психологии в практику.

5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);

6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.

Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:

Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.

История – современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Социология – заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.

Педагогика сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Философия психология зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделять и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, о природе человеческого сознания и деятельности. Общие проблемы: понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека. Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека. Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.

Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.

Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др., отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *