В чем заключается проблема сознания в философии
Проблема сознания в философии
Сознание выделяет человека из всего природного мира. Оно отличает человека от всего живого и принципиально наполняет человеческую сущность и внутренний мир. Мыслители всех времён и народов на разных этапах развития говорили о том, что в человеке есть нечто, давая имя этому душа, психика, сознание, мышление или вообще что-то идеальное.
М. К. Мамардашвили, представитель отечественной философской науки, о сознании высказывался как о чём-то, что нельзя взять или потрогать, но при этом оно есть и мы представляем его. Однако это весьма странное явление.
Проблема в изучении сознания человека
Для того, чтобы изучить сознание не подходят способы применяемые, например, в естествознании. Сознание – это не предмет или вещь, даже не процесс, который можно описать. Определить сознание принципиально нельзя.
Сознание – это то, что присутствует в каждом человеке, и никто не сомневается в его существовании.
Р. Декарт утверждал: » Сознание – это самый достоверный факт на свете.
Проявления сознания общедоступны, здесь мы говорим о представлениях, суждениях, сомнениях, радости и т.п. Проявления сознания находятся в непосредственном контрасте с неуловимостью самого сознания. П. Черчленд – американский философ, специализирующийся на нейронауке, говорил о том, что сознание подобно эфиру, флогистону. При этом уточняя, что последние помогают объяснить, но не раскрыть понятия сознания.
Проблема изучения сознания также заключается в том, что у человека нет подобных ему существ, наделённых сознанием. Эта уникальная способность присущая только человеку, делает его исключительным, но в силу этого он не может сделать сравнительный анализ феномена человеческой психики или особенностей своего сознания.
К. Г. Юнг говорил: «При решении вопроса о сознании человек обречён на отшельничество».
Изучение вопроса сознания в области философии опирается на знания в области психологии. Однако следует понимать отличия, что понимание сознания в психологии и философии разнятся. Говоря о философском понимании сознания, следует отметить, что проблемы сознания и бытия связаны между собой. Это происходит вследствие того, что бытие раскрывается в его собственной сущности и в бытие человека.
Душа в философии и её соотношение с сознанием
В мифологической картине мира зарождалось понимание сознания, начинался этот процесс с понимания души.
Согласно мифам Древней Греции, бессмертный бог Любви Эрот влюбился в прекрасную женщину – Психею. Печаль его была в том, что она была обычной смертной. И тогда он обратился к главному богу – Зевсу, чтобы тот сделал так, чтобы Психея стала бессмертной, как и Эрот. Зевс превратил Психею в богиню. Именно поэтому она стала символизировать душу, которая обрела бессмертие в поисках своего идеала.
В Древней Греции душу называли «псюхе». В силу этого по сей день можно логически выстроить связь между пониманием органической и физической основой жизни человека. Как ни странно, но такая связь прослеживается не только в греческом языке, но и в русском. Например, слова «душа», «дух», «дышать», «воздух» имеют один корень.
Философия Античности переняла от мифологии, которая является её прародительницей, понятие души. На практике многие древние философы делали попытки с помощью понятия души выражать суть начала живой природы, при этом рассматривали её как основную причину жизни и познания.
Сократ стал первопроходцем в изучении души, основанной на познании философии. Он начал с обращения к внутреннему миру человека, его убеждениям и ценностям, опираясь на знание, что человек – это умное существо, умеющее мыслить и действовать. Благодаря его исследованиям и изучению вопроса, понимание души приобрело такие понятия, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.п. До этого момента физическая природа не располагала такими терминами. Совокупность этих идей стала основой для учения Платона, который, в свою очередь, являлся учеником Сократа.
Платон стал родоначальником идеи о том, что душа человека бессмертна и обитает в мёртвом теле, а после покидает его и возвращается в вечный сверхчувственный мир идей.
Платон писал: «Рождение – это та доля бессмертия и вечности, которая отпущена смертному существу».
Платон отказался от идеи исследовать бессмертие и переселение душ, как это делали мыслители до него, например, Пифагор и другие, это было достаточно распространённое явление. Платон же пошёл куда дальше и за основу своего учения взял исследования содержания деятельности души. Он высказал своё мнение о том, что внутренняя деятельность души человека призвана давать знания о реальности сверхчувственного бытия и вечного мира людей. Также Платон высказывался о том, что при определённых условиях и приложенных усилиях, душа имеет возможность вспомнить, что происходило с ней задолго до того, как она пришла в земной мир и начала с рождения своё существование.
Платон учил, что мы – «насаждение не земное, а небесное».
В свою очередь, последователь Платона – Аристотель, своими идеями и учениями вернул душу человека из сверхчувствительного мира в чувственный. Он предположил, что душа не является чем-то отдельным и самостоятельным по своей сути, по его мнению, это функция организма. Душа – это конфигурация или способ организации живого тела.
Аристотель писал: «Душа есть суть бытия и форма не такого тела как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начала движения и покоя».
Аристотель выделяет три вида души:
Характеризуя человека в своих текстах, Аристотель выделял, в первую очередь, умение человека мыслить и способность к знаниям и мудрости. Такие идеи были не только у Аристотеля, скорее такие воззрения были присущи всей философии Античности. Однако уже в Средние века мыслители-современники пересмотрели эти взгляды и высказали свои идеи, которые опирались на христианскую философию. Совершенно естественно, что эти идеи значительно разнились друг от друга.
Средневековые мыслители, приверженцы христианской философии утверждали, что природа человека связана с важнейшими областями человеческого бытия. А тело человека, так или иначе, имеет связь с землёй.
Из Бытия 2,7: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою».
На чувственном уровне человек имеет связь с миром материи и души. Разум при этом наделён способностью восходить к Творцу. Средневековые мыслители придерживались мнения, что человеку свойственна двойственность от природы. И первая составляющая – внешняя или другими словами телесная, а вторая – внутренняя или духовная.
Архимандрит Киприан писал: «Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена душа».
Проще говоря, человек с внешней стороны – природное явление, а внутренний человек – сверхприродное явление, который наделён всеми свойствами и функциями присущими таковым.
Св. Григорий Богослов писал: «Внешний человек – это не «я», а «мое»: рука – это не «я», тогда как «я» – это духовное начало моей души».
В этом понятии автор пытался отразить наиболее ярко и понятно различия между душевным и духовным состоянием человека, а также понимание внешнего человека и внутреннего.
Эпоха Возрождения стала идеальным временем, когда в культ возводилась физическая и телесная красота человека, человек в его целостности не интересен. Именно в этот период происходит отказ от идей двойственности человеческой натуры. Это значит, что человека больше не рассматривали как существо двойной природы, где высшая духовная часть соединена с низшей телесной.
Интересен тот факт, что духовное отождествлялось с душевным, а в душевном на основных позициях были страсти. Источником перемен в понятиях души стала эпоха Возрождения. Сначала термин души заменили на мышление, после оно превратилось в сознание, спустя ещё некоторое время понятие «сознание» полностью свели к продукту жизнедеятельности нервной системы с проекцией на воздействия окружающей действительности на органы чувств.
В Новое время было отмечено очередное влияние на формирование термина «сознание», колоссальное действие на которое оказала механика, активно развивающаяся в это время и занимающая лидирующие позиции среди всех естественных наук.
Р. Декарт стал первопроходцем в применении механистического подхода для толкования психических явлений, более того он обращал их к физиологии. Именно Р. Декарт первым заговорил о понятии «рефлекс». Исходя из этого, он выдвинул предположение, что тело человека, работает, словно механизм, в определённых ситуациях, полагаясь на законы механики. До открытий Декарта, принято было считать, что все действия, направленные на обработку психического материала, воспроизводятся душой, но не телом. Он доказал, что тело и без души прекрасно справляется со всеми задачами, поставленными перед человеком.
Функции души
Душа рассматривалась Декартом как субстанция, которая не зависит ни от чего. Имела всего один признак, который присущ только ей – непосредственная осознанность своих явлений. Цель её существования в знании объекта в собственных актах и состояниях, которые никто не способен рассмотреть. В силу этого в корне поменялось знание о понятии «душа»: она отождествлялась с мышлением. Таким образом, мышление, которое направлено человеком на самого себя и на сам акт мышления и является, по сути, сознанием.
Гносеология – наука о философской теории познания, в эпоху Нового времени формировала учение о сознании. Следует отметить, что множество понятий в психологии, которые служат для обозначения процессов, структур и состояний познавательной области, возникли и оформились именно как термины познания. Здесь и сознание, и восприятие, и внимание и многие др. Широкое развитие материализма и эмпиризма способствовало отказу от понятия «души.
Некоторые учёные полностью отвергали понимание законов психологии и тем более принятие понятия «души. Например, Т. Гоббс утверждал, что душа – это вовсе не особая сущность, а в мире всё материально и движется исключительно по законам механики. Психические состояния и явления он понимал через проекцию механических законов.
Такого же мнения придерживался и Дж. Локк, который развивал идею Гоббса и утверждал, что в человеке два источника сознания: ощущения и рефлексы. Здесь он понимал сознание, как внутреннее восприятие деятельности ума человека.
XIX и XX вв. стали переломными в философии и даже в психологии, ведь учёные и мыслители отказались от понятия «душа». На этот счёт шутят даже сами психологи, говоря, что отказавшись от души, психология как наука стала бездушной.
Новое восприятие породило новое понимание. Теперь душа – это религиозно-идеалистическое понятие или даже поэтическая метафора. Слово «душа» перестало употребляться в науке. Оно стало исключительно бытовым. В науку же плотно вписались термины «психика» и «сознание». Рефлексивная философия со своим понятием и представлением души осталась на периферии, за границами современной философской мысли, в эпохе религиозной философии.
Вторая половина XX в. переменила мнения философов насчёт понятия души. И оно стало возвращаться как с философию, так и в психологию. Многие исследователи утверждали, что нельзя отождествлять душу с психикой или сознанием. Эти понятия из разного пласта понимания человеческих состояний. Даже на филологическом уровне это становилось понятным. Например, можно говорить о том, что у человека болит душа, но никак нельзя сказать о том, что болит сознание или психика. В какой-то степени языковые аспекты помогли вернуть термин «душа» назад из бытового обихода в науку.
Классический пример раскрытия соотношения души и сознания работа В. Ф. Войно-Ясенецкого «Дух, душа и тело». Понятия души являет собой полноту психической жизни.
Душа (по В. Ф. Войно-Ясенецкому) – это объединяемый самосознанием комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей, памяти, эмоций и волевых актов.
Дух участвует в деятельности души. Он имеет свой источник и использует высшую реальность для проявления высших свойств духовности. Здесь можно говорить о религиозности, нравственности, философском и научном мышлении, а также восприятии музыки и художественных объектов.
В человеческой сущности плотно сплетены между собой дух и душа человека. Нейропсихическая деятельность оказывает влияние на то, как проявляется дух человека. Именно в духе сохраняются все наши реакции, наши мысли и чувства. Кроме того, всё, что происходит в сознании человека так или иначе отпечатывается в сознании и влияет на то, как действительность отражается в сознании. Дух имеет такую особенность, что его деятельность может происходить вне зависимости от сознания. При этом практически всегда сложнейшие интеллектуальные задачи решаются без применения сознания, посредством механических реакций, в результате на поверхности мы имеет готовый ответ.
В. Ф. Войно-Ясенецкий писал: «Элементы душевной деятельности человека, его чувства и мыслительные процессы, неразрывно связанные с деятельностью мозга, являются смертными. Но бессмертны те элементы самосознания, которые связаны с жизнью духа. Дух человека свободен».
А. Г. Спиркин рассматривает проблему соотношения души и сознания в своих работах. Он выдвигает теорию о том, что духовный мир человека представлен какой-то единой, неделимой системой или структурой. Именно эту целостность издревле принято называть душой. Будучи единой целой душа – это, скорее всего, нечто функционально дифференцированное. В это же время разум, воля, темперамент, характер, память, тончайший мир эмоций представляются учёным-исследователем как душевные явления.
Спиркин даёт характеристику сознанию, в качестве одной из форм проявления нашей души. При этом достаточно важную форму, которая имеет в себе глубокий смысл. Часто довольно ошибочно в повседневной жизни мы отождествляем понятия «душа» и «сознание». Логично будет отметить, что «душа» гораздо шире «сознания». Просто пример, чувства человека – это состояние души, и их не в коем разе нельзя отождествлять с сознанием.
Что такое сознание?
Сознание – это высшая функция мозга, которая связана с речью и присуще только человеку, заключается в том, чтобы в обобщённом виде отражать действительность, предварительно осмыслив порядок действий и способность предвидеть результаты, при этом достаточно разумно регулировать собственное поведение и способность к самоконтролю посредством рефлексии.
М. К. Мамардашвилли дас собственное определение сознанию, в котором он сравнил сознание со светящейся точкой или каким-то таинственным центром перспективы, где молниеносно соотносятся то, что человек увидел, почувствовал, пережил и подумал.
М. К. Мамардашвилли писал: «Акты «я мыслю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «Я» и внешнего мира, одновременно порождают и сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю» и т.д., которые составляют содержание рефлексии и самосознания».
Иными словами, сознание – это способность управлять своим вниманием в отношении предметов окружающего мира, кроме того одномоментно концентрировать его на тех состояниях внутреннего духовного опыта, сопровождающих это внимание. Кроме того, это состояние человека, когда он доступен и сам себе, и миру. Сосредоточенность на внешних предметах характерна также психике животных, но они не способны рефлексировать, а значит, не могут обозначить элементы самопознания формирования собственного «Я». Именно это и выделяет человека из всех существ живой природы.
Проблема сознания в философии
Содержание:
Введение
Проблема сознания всегда привлекала внимание философов, поскольку определение места и роли человека в мире, специфики его отношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания через анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Представители идеализма остро поставили вопрос о роли сознания в деятельности человека.
Люди давно проявляют большой интерес к сознанию, своему разуму, и считают его самым важным достижением человека. Это, по сути, самое поразительное и загадочное явление жизни, которое возникает на определенном этапе развития материи. С помощью сознания, разума, человек выходит за пределы самого себя, проникает в прошлое и будущее, в то, что уже есть или еще нет, проникает в дали космоса и в глубины микрокосмоса, в которые он не может проникнуть физически.
С появлением кибернетики актуализировалась задача создания искусственного интеллекта.
Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу
Все больше и больше наук занимаются изучением сознания. Такими исследованиями занимаются философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, а также представители технических наук и информатики. Аспекты сознания, изучаемые в каждой из наук, оказываются весьма далекими друг от друга и, более того, не коррелируют с сознанием в целом. Каждая из наук использует свои методы, схемы, идеалы рациональности, объективности, строгости и научности.
Развитие специальных научных исследований стимулирует развитие и углубление философских проблем самого сознания. Например, развитие современной информатики, создание «мыслящих» машин и связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть сущность сознания, специфические возможности человека в оперировании сознанием, оптимальные способы взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой.
Сознание выступает как один из самых сложных объектов философского анализа. Будучи неоспоримым самоочевидным фактом человеческого существования, сознание в то же время изъято из внешнего наблюдения, а ненаблюдаемость сознания в принципе создает естественные трудности для его теоретической реконструкции.
Потребность в теоретически корректной связи между индивидуальным и всеобщим, органическая связь которых раскрывается в опыте сознания, придает этой проблеме особый статус в философии. В настоящее время в философии сознания можно говорить о трех основных парадигмах: содержательной, функциональной и экзистенциально-феноменологической.
Следует сказать, что формализация экзистенциально-феноменологической традиции отнюдь не привела к автоматическому исчезновению функциональной и содержательной парадигм в интерпретации сознания. Функционализм сегодня довольно силен в аналитической традиции, а на субстанционализм можно ссылаться в связи со структуралистскими и постструктуралистскими концепциями, которые сводят сознание к явлениям языка и текста.
Проблема возникновения сознания
Вопрос о том, как и почему возникает сознание, является одним из ключевых вопросов современного философского и научного знания. В той или иной форме они пересекаются с проблемой антропогенеза, но представляют собой самостоятельную тему исследования. Фундаментальная уникальность сознания обрекает исследователей на поиск его возможных природных основ, разработка которых могла бы стать предпосылкой для человеческого мышления. Следует отметить, что данная проблема разрабатывалась преимущественно в рамках наиболее последовательной функциональной стратегии, ориентированной на науку.
В современной культуре сознание является объектом пристального интереса целого ряда научных дисциплин, начиная от физиологии высшей нервной деятельности и заканчивая психологией, социологией и кибернетикой. Многообразие научных версий сознания указывает на несомненную сложность и многогранность этого феномена, развитие и функционирование которого определяется влиянием множества факторов как природного, так и социального порядка. В то же время реальный опыт сознания характеризуется уникальной целостностью, которую придает преимущественно интегративная природа самости, самосознания. Таким образом, сознание можно интерпретировать как сложную многоуровневую систему, включающую природно-психическую, индивидуально-личностную и социокультурную проекции. Соответственно, проблему генезиса сознания можно рассматривать на нескольких уровнях: в контексте естественной эволюции, в контексте возникновения культуры и общества, а также с точки зрения онтогенеза (индивидуального развития человека).
Отражение характеризует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые признаки и свойства действующих на них явлений. Характер, содержание и форма отражения определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а также тем, как они взаимодействуют с отражаемыми явлениями. Вне и независимо от взаимодействия отражение не существует. Результат процесса отражения проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и его внешних реакциях.
В развитии теории отражения различают две концепции: функциональную и атрибутивную. Сторонники функциональной концепции утверждают, что в неорганических объектах есть только предпосылки свойства отражения, но не его активное проявление.
Сущность, основные черты и структура сознания
В-пятых, сознание обозначает высшую ступень психической деятельности человека, которая, в силу идеального предвосхищения практической деятельности человека, позволяет придать ей целевой характер.
В-шестых, философское понимание сознания предполагает анализ условий развития сложных форм самосознания, саморефлексии человека, уникальности и неповторимости опыта системы его отношений с действительностью, с обществом, с другими людьми и с самим собой.
В-седьмых, сознание характеризуется многоуровневой структурой, включающей в качестве своих компонентов различные формы индивидуального и общественного сознания, сознательного и бессознательного, чувственного и рационального.
В-восьмых, философская рефлексия ХХ века, помимо содержательной, функциональной и социокультурной парадигм, выявила и другие, не менее важные измерения сознания, связанные с возникновением экзистенциально-феноменологической и психоаналитической традиций, в которых акцент делается на описании опыта индивидуального сознания, при этом в реальность вводятся творческие личностные смыслы (Гуссерль, Сартр, Ясперс, Фрейд и другие).
Истинная природа сознания многогранна в своей целостности и сложности, включая дорефлексивные и рефлексивные аспекты, сознательное и бессознательное, «архетипы» и ассоциации, онтологические и эпистемологические измерения, самосознание и самоидентификацию в непрекращающемся творческом диалоге «Я» и мира, «Я» и Другого, межличностное общение, обусловленную изменчивость и открытость человеческого сознания и человеческого существования в мире.
Можно выделить следующие концепции объяснения природы сознания: объективно-идеалистическая, дуалистическая, метафизическая, вульгарно-материалистическая и диалектико-материалистическая.
Объективно-идеалистическая концепция объяснения природы сознания признает в качестве первоосновы материального мира объективно существующее абсолютное духовное начало: мир идей Платона, абсолютная идея Гегеля, Бог теологов. Сознание представляется как чувственно неосязаемая сущность, порождающая мир вещей и человеческие идеи.
Метафизический материализм признает сознание вторичным по отношению к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание рассматривается как отражение внешнего мира.
Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю и сводят сознание к материальным образованиям в человеческом мозге.
Сознание и язык
Сознание и мышление
Философы могут различать «сознание» и «мысль», выделяя разные режимы (или, как говорил Ф. Бэкон, разные порядки) функционирования сознания: спонтанный (или естественно формирующийся в процессе непосредственной человеческой деятельности) и автономный, т.е. дающий себе собственные основания и правила функционирования.
В своем повседневном существовании человеческое сознание непосредственно и спонтанно вовлечено в мир и в процессы индивидуальной жизнедеятельности. В этом естественном участии в мире человек всегда постигает, понимает и интерпретирует каким-то образом.
Такое сознание еще нельзя назвать мышлением в строгом смысле слова, поскольку, оставаясь спонтанным сознанием мира и самого себя, оно действует не на основе собственных принципов, а на основе мнений, предрассудков, привычек, традиций и так далее.
Элементарное сознание еще не заставило себя думать. Мышление оказывается работой, задачей сознания над самим собой, если оно хочет научиться мыслить естественно, т.е. объективно понимать мир и себя, действовать автономно и рационально. Это предполагает, что сознание работает через себя по определенным особым правилам.
Заключение
Несмотря на огромные усилия философии и других наук, проблема человеческого сознания (индивидуального и общественного) далека от разрешения. Много непонятных механизмов, функций, состояний, структуры и свойств сознания, его отношения к деятельности и личности индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием.
Развитие форм человеческой жизнедеятельности, прогресс культуры и науки постоянно усложняют и изменяют конкретные формы соотношения сознания и бытия и ставят перед философской мыслью множество проблем.
Важнейшим философским вопросом был и остается вопрос об отношении человеческого сознания к своему бытию, о включенности человека с сознанием в мир, о возможностях, которые сознание предоставляет человеку, и об ответственности, которую сознание налагает на человека. Формируются новые философские и научные концепции человеческого сознания, относящиеся к его экзистенциальным, феноменологическим и космическим измерениям, к уникальным и еще не всегда раскрытым тайнам человеческого существования.
Активное и функционирующее сознание является очень важным позитивным фактором в развитии общества и его институтов. В центре такого сознания должны быть мысли о смысле человеческого существования, о подлинно человеческих ценностях. Если этого нет, сознание остается узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным.
Сознание, таким образом, является ключевым философским понятием для анализа всех проявлений психической и духовной жизни человека в их единстве и целостности, а также возможностей контроля и регулирования его взаимоотношений с реальностью и управления этими взаимоотношениями.
Список литературы
Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Оформление рефератов для любых институтов и университетов:
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.