В чем заключается проблемная компетенция учащегося

Роль проблемного обучения в формировании ключевых компетенций выпускника школы

Мармута Оксана Олеговна

Студент, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мармута О.О. Роль проблемного обучения в формировании ключевых компетенций выпускника школы // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 01.12.2021).

Жизнь человека – это неуклонный, постепенный процесс формирования и развития личности; немаловажна в этом процессе роль образовательного учреждения, которое должно способствовать приобретению учащимся опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности; другими словами, именно образовательное учреждение формирует ключевые компетентности учащихся, которые определяют качество современной системы образования.

Этого можно добиться при использовании педагогических технологий, направленных на развитие мыслительной активности, технологий, где учитель выступает не как наставник, а как партнёр и товарищ учащихся.

На наш взгляд наиболее эффективной является технология проблемного обучения. Своеобразие этой технологии проявляется в систематическом включении учащихся в процесс поиска решения новых для них проблем и доказательства правильности данного решения, благодаря чему каждый учащийся овладевает навыком самостоятельной добычи знания, применения ранее усвоенной информации и овладевает опытом творческой деятельности. В итоге речь идет о более масштабной цели – о формировании качественно новой личности, которая сможет в нестандартных условиях решать постоянно усложняющиеся задачи. На наш взгляд, в этом видится общественная значимость технологии проблемного обучения.

Проведя анализ требований к портрету современного выпускника, прописанному в федеральных стандартах образования основной школы второго поколения, мы пришли к выводу, что ключевые компетенции и есть та совокупность качеств, которая нацелена на соответствие выпускников современному социальному заказу. Современное общество требует креативных, самостоятельных выпускников, владеющих умениями создавать новые идеи. Для того, чтобы в таких условиях выпускник был конкурентоспособным, необходимо в процессе его обучения формировать его ключевые компетенции.

Как показывает педагогическая практика, проанализированная нами, проблемные ситуации различаются по следующим признакам: содержанию; уровню сложности; методическим особенностям. Например:

Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений, их доказательством.

Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда; учащиеся должны уметь обоснованно опровергать ложные суждения.

Организаторско-производственные проблемные ситуации обеспечивают готовность учащихся к активной профессиональной деятельности, развивают практическое мышление, учат находить выход из всевозможных нестандартных ситуаций.

Основная задача современного учителя – такое построение процесса обучения, при котором у учащихся будет формироваться умение самостоятельного поиска верного метода решения задачи. При этом решение проблемных задач может происходить как со всем классом, так и в группах или индивидуально, что обеспечивает раскрытие потенциала учащихся. При решении проблемных задач формируется неординарность мышления, коммуникативные навыки, умение анализировать, подбирать информацию, сравнивать, применять знания на практике, что очень важно для современных учащихся, овладевающих ключевыми компетенциями.

Технология проблемного обучения позволяет включить в процесс обучения разнообразные формы обучения, призванные активизировать учащихся, вовлечь их в активную самостоятельную деятельность. Например, могут применяться следующие формы обучения:

Деловая игра, выполнение и защита творческих проектов, использование лабораторных работ считаются особенно эффективными в плане активизации учащихся. На таких уроках знания учащихся углубляются и упрочняются; учащиеся приобретают навыки самостоятельного упорядочивания собственных знаний, планирования своей деятельности по изучению материала, самостоятельно заниматься своим обучением. Благодаря систематичному применению технологии проблемного обучения, учащиеся учатся четко формировать и отстаивать свое мнение, учатся мыслить, выходя за привычные рамки, противостоять собственной неуверенности, сотрудничать, работать в команде и договариваться, формировать полезные социальные привычки – и именно так формируются ключевые компетенции учащихся.

Список литературы:

Источник

Проблемно-развивающее обучение как основа формирования ключевых компетенций

Проблемно-развивающее обучение как основа формирования ключевых компетенций.

I . Актуальность проблемно-развивающего обучения

В связи с этим возникают противоречия:

1)между определяющим значением деятельности в развитии личности и пассивной ролью ученика в образовательном процессе,

2) между потребностью школьников и их родителей в формировании компетентности, которая обеспечивает общекультурную и общеучебную подготовку к жизни в обществе, и невозможностью её реализации при использовании традиционных методов образовательной деятельности.

Эти противоречия побудили меня к разработке своей системы обучения. Мой педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенные проблемы невозможно, изучая лишь теоретический материал, не подкрепляя его практической деятельностью.

Решение этих проблем заключается в поиске новых технологий обучения, которые были бы направлены на формирование ключевых компетенций учащихся.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос – что важнее для моих учеников: постичь химические законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что «…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности – процесс, который не заканчивается однажды по причине её окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчинённость знаний умениям.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала проблемное обучение. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Доминирование данной технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.

На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Движущей силой любого развития является преодоление противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям соответствует сегодня проблемное обучение.

Компетентностный подход более соответствует условиям рыночной экономики, так как предполагает формирование, наряду со знаниями, умениями и навыками, еще и ключевых компетенций, востребованных рынком труда: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, гражданско-политических. Результатом обучения должна стать сформированность минимального уровня компетентности, которого достигнут учащиеся на этапе завершения обучения в школе. Дальнейшее развитие их компетенций будет происходить по мере обучения в системе среднего и высшего профессионального образования.

Способы создания проблемных ситуаций

Использование противоречий между изучаемыми фактами и имеющимися знаниями, на основе которых учащиеся высказывают неправильные суждения.

Построение гипотезы на основе известной теории, а затем её проверка.

Нахождение рационального пути решения, когда заданы условия и конечная цель

Использование принципа историзма.

Демонстрация или сообщение некоторых фактов, которые неизвестны учащимся и требуют для объяснения дополнительной информации, побуждают к поиску новых знаний

Большое значение имеет создание в ходе обучения нестандартных ситуаций, в которых учащиеся оказываются перед выбором оптимальных способов решения, стоящих перед ними задач, решение творческих заданий, заданий практико-прикладной направленности, в решении которых реализуется компетенция как личностное свойство. В “Стандарте основного общего образования по химии” отмечено, что учащиеся должны “использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни”, в том числе для критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

В результате применения на уроках проблемного обучения, возникла идея создания методических рекомендаций, в которых сформулированы проблемные вопросы, ситуации, эксперимент по основным темам курса химии. Данные рекомендации составлены для курса органической и неорганической химии, не закончены, находятся в стадии доработки.

Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность ученика, мало поставить перед ним задачу, надо сделать так, чтобы у него выработалось к ней свое, личностное отношение. Необходимо создать такую обстановку, чтобы возникла личная заинтересованность в её решении. Тогда просыпается его внутреннее «Я», возникает естественное желание выяснить, в чем заключается существо вопроса. Возникает мотивация и использование проблемных ситуаций приводит к тому, что действия и знания обучаемых становятся осмысленнее, прочнее, надолго запоминаются, они превращаются в умственное действие и все это происходит в условиях повышенного эмоционального состояния.

На своих уроках использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они, в большей степени, чем остальные способствуют формированию ключевых компетенций – перед каждой группой ставится проблема, учащиеся пытаются решить эту проблему (задачу) вместе, проводят исследования, выделяют гипотезу по решению этой проблемы

Для того чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.

Кроме этого провожу:

— уроки-дискуссии (обсуждение и выбор общего решения);

— уроки – зачеты по темам курса;

— уроки – лекции (учащиеся получают базовый теоретический материал).

Проблемное обучение может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Работая над проблемой повышения мотивации учащихся к выполнению домашних заданий, как-то, вместо чтения параграфов и ответов на вопросы, я попросила детей выполнить дома практическую работу. В дальнейшем я поняла, что такого рода задания очень интересны учащимся, выполняют они их с удовольствием, так как задания непосредственно связаны с жизнью, выполняют работу в комфортных для себя условиях, в своем собственном темпе, в полной мере ощущая себя исследователями. Система домашних практических работ позволяет решать ряд задач, актуальных для современного обучения химии, например, таких как вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, использование межпредметных связей, формирование навыков научной химической речи и умения письменно оформлять отчеты о проделанной работе, применение реактивов бытовой химии, грамотное обращение с веществами в повседневной жизни. В процессе выполнения работ формируются самостоятельность, ответственность, аккуратность. Таким образом, данный вид деятельности стал еще одним инструментом в формировании ключевых компетенций учащихся.

Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни. Я считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой (уметь добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее, уметь пользоваться компьютерной техникой и приспособлениями к ней, работать с популярными компьютерными программами, уметь пользоваться ресурсами Интернет), а главное – учить этому детей. Я согласна с автором этих строк: «…на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование в течение всей жизни».

Поэтому, в обучении химии на моих уроках формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест.

Использую при проведении уроков образовательные мультимедийные продукты. Но, обращаюсь к ним только в тех случаях, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами. Предлагаю учащимся использовать компьютерные презентации при подготовке выступлений, докладов, творческих работ, что они с удовольствием и делают.

В своей работе учитываю психолого-педагогические особенности учащихся. Для этого обязательно использую результаты исследований учащихся психологической службой школы (ШТУР, уровень тревожности, карта интересов и т.д.), при проектировании урока учитываю физиологические особенности учащихся, веду мониторинг сформированности отдельных умений, имеющих прямое отношение к ключевым компетенциям, таких как: умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, проводить аналогии, обобщать, доказывать, выделять главное, выдвигать гипотезу, синтезировать. При этом использую следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, использование диагностических заданий, изучение документации учащихся.

Интерес к предмету химия, напрямую зависит от организации внеклассной работы. Внеурочная деятельность школьников только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью – учебно-познавательной. Поэтому, охотно помогаю учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия – научные работы моих учеников, представленные на научно-практические конференции разного уровня и, как правило, высоко оцененные экспертами.

Завоевание призовых мест для меня и моих учеников не самоцель, главное – проба сил, творческое использование своих способностей, умение принимать адекватные ситуации решения.

Внеурочная познавательная деятельность учащихся по сравнению с учебным процессом имеет больше разнообразных форм. Если есть любознательность и тяга к знаниям, то я стараюсь добиться, чтобы их мысль трудилась.

Наиболее интересным для учащихся оказалось создавать свои презентации, или отдельные слайды по темам. Ведется работа по созданию научно-исследовательских проектов. Учащимися 10 класса были созданы проекты-презентации по темам: «Химия и здоровье человека», « Скажи мне, что ты ешь и я скажу, кто ты», « Алюминий, физические свойства и применение», «Перспективы и развитие экологического туризма на территории Краснодарского края», « Исследование химических свойств воды в реке» малая Лаба».

Разработанная мною структура процесса обучения позволяет формировать кроме предметных и ключевые компетенции выпускников школы, такие как: коммуникативная, информационная, социальная. Это подтверждается устойчивым ростом учебной результативности, ежегодным выбором учащихся 9 и 11 классов экзамена по химии и успешной и их успешной сдачей. Умение учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях помогают им занимать призовые места в городских предметных олимпиадах и научно-практических конференциях.

Работу в направлении формирования компетенций я не считаю законченной. Есть возможности совершенствования в применении и проблемного обучения и исследовательской технологии на уроках и вне его, необходима разработка психолого-педагогического инструментария для определения уровней сформированности ключевых компетенций.

Источник

Проблемное обучение

1. Причины возникновения проблемного обучения

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. [8;96]

2. Понятие «Проблемное обучение»

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.

В осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышлени. [6;124]

Проблемное обучение (как и любое другое обучение)может способствовать реализации двух целей:

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. [1;56]

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

— процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

— условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

— закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Дидактические основы проблемного обучения определяются содержанием и сущностью его понятий. По мнению М. И. Махмутова, основными понятиями теории проблемного обучения должны быть «учебная проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», а также «проблемное преподавание», «проблемное учение», «проблемность содержания», «умственный поиск», «проблемный вопрос», «проблемное изложение».

Учебная проблема — явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли. Задача — явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме (в звуках или знаках, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания. Важным является и то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема. [6; 46]

М. И. Махмутов предлагает дидактическую классификацию учебных проблем,которая строится на следующих переменных:

1) область и место возникновения;

2) роль в процессе обучения;

3) общественная и политическая значимость;

4) способы организации процесса решения.

Психологическая классификация учебных проблем основана на таких показателях,как:

1) характер неизвестного и вызываемого затруднения;

3) характер содержания и соотношения известного и неизвестного в проблеме.

Определяя проблемную ситуацию, М. И. Махмутов отмечает, что она является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ученика и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. При этом можно выделить два типа проблемных ситуаций, возникающих при постановке как теоретической, так и практической проблемы. [6;56]

Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия,возникающего в процессе учения:

1. Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения,

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация межпредметных связей[6;172].

М. И. Махмутов выделяет три вида проблемного обученияпо типу реализуемой творческой деятельности:

1) научное творчество;

2) практическое творчество;

3) художественное творчество.

Что лежит в основе каждого вида обучения и творчества? Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество — «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т. д.» [6; 265].

3. Значение и функции проблемного обучения

Технология проблемного обучения позволяет:

— определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;

— ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;

— осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;

— выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.

Проблемное обучениемногофункциональное и решает следующие задачи:

1. Стимулирует мотивацию учения;

2. Повышает познавательный интерес;

3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;

4. Развивает творческие способности;

5. Формирует убеждения;

6. Формирует навыки исследовательской деятельности;

7. Развивает коммуникативные компетенции.

Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала. Как говорил еще Г. Галилей, “вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации студентов направлены на объяснение важности обучения для будущей профессиональной деятельности студентов.

В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности. [7;34]

4. Плюсы и минусы проблемного обучения

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся[8;69]

Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения. [8;73]

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада.

-развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи;

-знакомство с понятием «Таблица», с ее составляющими – сроками и столбиками.

— Формирование аналитико–синтетического мышления.

-Формирование умения делать выводы, работать в паре, коллективно решать поставленную задачу.

Материал к занятию: Таблица –дом для геометрических фигур на каждого ребенка, схем выкладки геометрического узора для работы в паре.

Ход занятия

-Ребята, Вы когда-нибудь переезжали в новый дом или квартиру?

-Воспитатель предлагает ребятам вспомнить, что такое новоселье.

Чтобы заселиться в новый дом, нужно собрать вещи, упаковать, перевезти вещи. Дело это очень хлопотное.

— Есть волшебная страна. Ее нет на карте. Там живут геометрические фигуры.

Для них построили новый дом. Им надо в него заселиться. Вы знаете, какое это хлопотное дело. Вы им поможете.

Дети садятся за столы и получают расчерченную таблицу –дом и 9 геометрических фигур.

— Перед вами дом. Этот дом недостроенный. Это чердак. Это подсобные помещения. Они закрыты.

— Сколько этажей в этом доме?

— Проведите пальчиком по нижнему этажу?

-Проведите пальчиком по среднему этажу.

-Проведите пальчиком по верхнему этажу.

-В доме кроме этажей есть подъезды. Рядом с подсобными помещениями первый подъезд. Покажите его.

-Покажите второй подъезд.

-Покажите третий подъезд.

-Заселились жители, расставили вещи, повесили шторы, развесили карины, чайник поставили. Решили посмотреть, что находится вокруг. Где например детский сад, магазин…Что еще они могли бы поискать (остановку, парикмахерскую, почту, школу?

-Вот они вышли и пошли по району. Ходят, уже есть захотелось, решили вернуться в свою квартиру, там же их вещи.

-Смогли ли они их найти?

— Дети пытаются вспомнить, где располагались геометрические фигуры и располагают их на квадратах.

— Ребята, каждая фигура попала в свою квартиру?

Дети затрудняются ответить. Некоторые, считают, что они правильно их вернули в свои квартиры. Но точно это утверждать не берутся.

Воспитатель подтверждает их опасения:

— Желтый круг говорит: У меня в квартире были другие шторы, это не моя квартира.

— Синий квадрат утверждает, что у него был другой диван.

— А красный треугольник уверен, у него в квартире были другие картины.

-Что же надо делать, чтобы жильцы запомнили свои квартиры и не терялись.

Ребят предлагают разделить фигуры по цвету.

Чем ваши фигуры отличаются?

(по цвету и по форме)

-Разделим фигуры на три кучки по цвету: синие, красные, желтые.

-Давайте на верхний этаж поселим синие фигуры, на средний – желтые, на нижний красные

-Давайте теперь расколотим подсобные помещения.

-О чем говорят эти пятнышки? (Нарисованы цветные пятнышки, обозначающие синий, желтый, красный цвета).

— Эти пятнышки говорят, что на верхнем этаже живут синие фигуры, на среднем – желтые, на нижнем- красные.

-А теперь можно раскрыть чердак.

— Уберем строительный мусор (собирает зажимы и бумажную полосу, закрывающую подсобные помещения чердак).

— Что нарисовано на чердаке?

— О чем говорят эти изображения фигур, расположенные на чердаке?

-Они говорят,что в первом подъезде живут круги, во втором подъезде живут квадраты, в третьем – треугольники.

— Давайте расставим фигуры по подъездам.

-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на среднем этаже? (желтые)

-Какие фигуры живут на нижнем этаже?

-Какие фигуры живут на верхнем этаже?

-Какие фигуры живут в первом подъезде? (круги)

-Какие фигуры живут во втором подъезде? (квадраты)

-Какие фигуры живут в третьем подъезде? (треугольники)

-Теперь если они выйдут, найдут свои квартиры?

— Теперь можно устроить новоселье. Что такое новоселье?

Физминутка (дети выполняют ритмичные движения под музыку).

Пошли фигуры погулять. Куда могли они пойти? (в магазин, в кино, в кафе, в офис, в детский сад и т. д.)

Дети раскладывают геометрические фигуры на столе.

-Первым пришел с работы красный круг.

-Потом пришел из магазина синий треугольник.

-Потом пришел из детского сада красный треугольник.

— Потом пришел из школы грустный желтый круг.

— Потом с рынка пришел синий квадрат.

— Потом с почты пришел синий круг.

— Вы смогли расселить фигуры по квартирам? Почему?

-Есть значки по цвету и по форме.

В стране геометрии – дом –это таблица.

У нас этажи, а у них строки.

-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на верхней строчке? (синие)

-Какие фигуры живут на нижней строчке? (красные)

-Какие фигуры живут на средней строчке? (желтые)

-У нас подъезды, а у них столбики.

-Какие фигуры живут в первом столбике (круги)

-Какие фигуры живут во втором столбике? (квадраты)

-Какие фигуры живут в третьем столбике? (треугольники)

Представьте, что вы сидите возле подъезда. Подходит бабушки и просит помочь найти квартиру внука, который недавно заселился.

— Где живет мой внук- синий круг?

Дети: (верхняя строка, первый столбик).

-Какая строка? (верхняя) Какой столбец? (первый)

-Где живет мой внук красный треугольник (нижняя строка)

Дети: (нижняя строка, третий столбик).

-Какая строка? (нижняя) Какой столбец? (третий).

В: в вашем доме скрывается опасный преступник красный квадрат.

Дети: Нижняя строка, второй столбец.

В: Нужно найти преступника – синий треугольник.

Дети: Верхняя строка, третья строка.

Люди живут в квартире,и со временем им хочется сделать ремонт. Выложить плитку в ванной. Есть еще силы. Обычно работает бригада, будете работать вдвоем.

Дети получают карточки со схемой выкладки плитки. Задание выполняется в паре, поэтому надо найти своего напарника, у которого такая же схема.

Обучение через диалог — успешное обучение. «Обучение через диалогическое обучение» Один из модулей, который ближе мне, который я буду внедрять в свою практику, это – диалоговое обучение.

В чем заключается проблемная компетенция учащегося. detsad 456695 1466513961. В чем заключается проблемная компетенция учащегося фото. В чем заключается проблемная компетенция учащегося-detsad 456695 1466513961. картинка В чем заключается проблемная компетенция учащегося. картинка detsad 456695 1466513961Обучение детей прыгучести. Развивать прыгучесть можно в любое время: на прогулке, на занятии, в свободной деятельности. Дети старшего возраста очень любят играть в.

Обучение диалогической речи Составила воспитатель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных.

Обучение дошкольников чтению При обучении дошкольников чтению я ставила следующие задачи работы: 1. Развивать фонематический слух. 2. Познакомить детей с понятиями.

Обучение рассказыванию детей с ОНР Методика обучения детей с ОНР рассказыванию разработана В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной,.

Обучение тому, как учиться «Обучение тому, как учиться» В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько.

Проблемное обучение в ДОУ «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

В чем заключается проблемная компетенция учащегося. detsad 168473 1462525012. В чем заключается проблемная компетенция учащегося фото. В чем заключается проблемная компетенция учащегося-detsad 168473 1462525012. картинка В чем заключается проблемная компетенция учащегося. картинка detsad 168473 1462525012Развивающее обучение КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПреобразования в социальной, культурной, экономической жизни.

Обучение эстетике питания у воспитанников МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Сообщение на тему: «Обучение эстетике питания у воспитанников. Культурно-гигиенические.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *