В чем заключается профилактическая функция собрания

Родительское собрание.

Вернуться на страницу «Учителям»

(Методические материалы для классных руководителей)

1. Цели родительских собраний.

(по материалам журнала «Классный руководитель» №7, 2006 год. Степанов Е.Н., д.п.н., профессор, зав.кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО)

Согласование, координация, интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно-чистой, физически здоровой личности ребенка.

Повышение педагогической культуры родителей.

Повышение активности в жизни класса.

Повышение ответственности за воспитание учащихся.

Повышение педагогической культуры родителей по конкретному вопросу.

Сплочение родительского коллектива.

Вовлечение пап и мам в подготовку конкретных мероприятий.

Выработка коллективных решений и единых треблваний к воспитанию детей.

Пропаганда успешного опыта семейного воспитания.

Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери.

Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие, год.

2. Основные этапы подготовки и проведения собраний.

(по материалам журнала «Классный руководитель» №7, 2006 год. Степанов Е.Н., д.п.н., профессор, зав.кафедрой теории и методики воспитания Псковского ИПКРО)

Тема не должна быть случайной. Выбор определяется:

* целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива;

* закономерностями развития личности школьника;

* особенностями протекания процессов обучения и воспитания;

* логикой формирования педагогической культуры родителей;

* стратегией построения взаимоотношений школы и семьи.

Возможно определение тематики собраний не на один учебный год, а на 3-4 года. Ежегодно вносятся коррективы, но перспективное планировние помогает учителю системно строить взаимодействие с родителями.

II этап. Определение целей собрания.

III этап. Изучение научно-методической литературы.

Рассмотрение теоретических вопросов невозможно без обращения к научно-методической литературе. Можно перед собранием предложить родителям изучить некоторые публикации, сдеать выставку литературы для родителей.

IV этап. Проведение микроисследования.

Для получения дополнительной информации по той или иной проблеме целесообразно провести анкетирование и тестирование с небольшим количеством вопросов и заданий. Опытные педагоги считают важным участие членов родительского комитета в организации и анализе результатов исследования: оформлении диаграмм, схем, таблиц.

V этап. Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов работы его участников.

VI этап. Приглашение на собрание родителей и других участников.

Родителей целесообразно пригласить дважды: за 2-3 недели до собрания, чтобы они смогли заранее запланировать свое участие, и за 3-4 дня с целью уточнения информации о дате и времени.

VII этап. Подготовка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

Решение – обязательный элемент родительского собрания. О нем, о его принятии часто забыают. Важно, чтобы каждое собрание имело последствие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и школы. Классный руководитель должен за 2-3 дня до собрания составить проект эго решения. Решение может быть:

* классическим – в виде перечня планируемых действий и участников ответственных за их осуществление;

* в форме рекомендаций или памяток для родителей.

VIII этап. Оборудование места собрания, оформление.

* Чистый и уютный кабинет.

* Выставки творческих работ учащихся (поделки, рисунки, фото, сочинения).

* Выставки научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме.

* На доске – цветным мелом тема и эпиграф к собранию.

* Таблицы и диаграммы с результатами проведенных микроисследований.

* Плакаты с памятками для родителей.

* Расстановка столов, стульев – в соответствие с замыслом собрания.

* Бумага, карандаши, ручки.

Учитель встречает родителей при входе в кабинет. Предлагает ознакомиться с выставками литературы и творческих работ учащихся.

Родители занимают свои места.

Во вступительном слове классный руководитель оглашает повестку дня собрания, цели и задачи собрания, порядок совместной работы. Подчеркивает актуальность вопросов, представляет приглашенных.

Уже в первые минуты собрания родители должны быть заинтересованы, мобилизованы и готовы к активному участию в собрании.

Реализация главного замысла собрания. В этой части излагается наиболее важная информация, происходит ее коллективное обсуждение, совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.

Принятие решения. Анализ происшедшего на собрании. Дорабатывается предварительно подготовленный проект решения собрания и утверждается с поправками.

3. Элементы организации среды собрания.

(по материалам журнала «Классный руководитель» 2006-2008 годы.)

* Расстановка мебели (в соответствие с замыслом собрания).

* Эпиграфы к собранию.

* Видеозаписи о жизни класса.

* Выставка творческих работ учащихся.

* Выставка методической литературы.

4. Виды собраний.

(Капралова Р.М. «Работа кл. рук. с родителями»-методическое пособие)

Определяются по тем конкретным задачам, которые решаются на собрании

Организационные –составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.

По плану всеобуча –осуществляется педагогическое просвещение родителей.

Тематические –посвящены обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса.

Итоговые –подведение итогов учебно – воспитательного процесса за определённый период, выявление положительных и отрицательных тенденций в жизни класса.

5. Формы собраний.

1. Информационная телепрограмма «Время» или «Вести» (Ж/Л «Кл. рук. №7 2006).

2. Традицонное собрание.

6. Продуктивная игра.

7. Психолого – педагогический всеобуч.

8. Творческий отчет.

9. Конференция отцов.

11. Родительские посиделки.

12. Час воросов и ответов.

13. Педагогическая мастерская.

14. Организационно-деятельностная игра.

15. Практикум (Степанов,Ж/Л Кл. рук.№7 2006).

16. Коллективный отдых родителей и детей.

21. Диспут (Скрипченко Т.И.Ж/Л Кл.рук. №7 2006).

(по материалам ж. «Северная Двина» №2 2006, Синельникова Е.Н., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии АО ИППК РО)

При подготовке к конференции привлекаются родители, обладающие достаточной теоретической подготовкой, специалисты различного профиля. В ходе конференции идет ознакомление с опытом этих родителей по выстраиванию эффективных взаимоотношений с детьми. Это может быть конференция по обмену опытом в вопросах воспитания детей, а может быть, и конференция отцов, на которой можно обсудить роль отца в воспитании детей и рассмотреть примеры положительного взаимодействия отцов с детьми. Обычно в такой форме эффективно проходят общешкольные собрания или собрания одной параллели. Для классных конференций интересны такие темы: «Что является в вашей семье средством поощрения и наказания?», «Режим дня школьника. Каким ему быть?», «Семейные традиции».

При проведении деловой игры можно решать различные проблемы. Например, обсудить, каким должен быть современный выпускник школы (это может быть выпускник начальной, основной или средней школы), и что для этого должны сделать родители и педколлектив. Можно разработать программу развития школы (класса) на ближайшее время и определить функционал учителей и родителей для реализации этой программы; в рамках одного класса. Можно продумать проблему улучшения успеваемости учащихся и т.п. Методика проведения деловых игр достаточно проста: присутствующие родители и педагоги делятся на группы, в том числе должна быть предусмотрена группа экспертов. Перед ними ставится некая проблема, и группы ищут эффективные пути решения этой проблемы. В рамках деловой игры хорошо проходят тренинги родителей по развитию способностей решать различного рода конфликтные ситуации. В этом случае полезно подбирать ситуации из жизни класса, школы, решение которых помогло бы родителям приобрести личностный опыт. При этом выявляются «пробелы» в опыте родителей не только педагогические, но и правовые. Своевременное выявление таких пробелов позволит выстроить в дальнейшем программу просвещения родителей.

Эта форма предполагает обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов. В данном случае важно не навязывать родителям каких-то «правильных» мнений, а постараться рассмотреть спектр мнений по затронутым вопросам. Основным достоинством таких собраний является развитие коммуникативных навыков у родителей, особенно у пассивной части. При проведении семинаров важно «не задавить» родителей авторитарностью, дать возможность им высказаться. Интересны родительские собрания, в ходе которых для активизации родителей педагог вовлекает их в дискуссии разного плана, например, «Хвалить ребенка вредно или полезно?», «Школа для образования или для воспитания детей?» и т.п.

Собрание в такой форме можно проводить как на базе одного класса, так и на параллели. При этом собрание целесообразно начать с небольшого выступления одного из руководителей школы, который дает общую информацию по теме консультации (учебной или воспитательной), и затем родители расходятся по разным классам, в которых их ожидают педагоги (это могут быть учителя, социальный педагог, психолог). Родители, переходя от одного педагога к другому, имеют возможность задать интересующие их вопросы о своем ребенке, получить квалифицированную консультацию. Родители, ожидающие своей очереди к педагогу, могут просмотреть классный журнал, познакомиться с творческими работами детей, с газетами, в которых ребята рассказывают о своей школьной жизни.

Родители могут посетить подготовленные для них открытые уроки, а потом принять участие в их обсуждении. Ценность таких собраний в том, что родители могут увидеть своего ребенка в деятельности учения, которую обычно не могут наблюдать. Тем самым получают бесценный опыт сравнения ребенка с ним же самим, только в разных ситуациях (в школе и дома). После собрания можно получить дополнительную консультацию учителя по интересующей проблеме.

Целесообразно при подготовке к такого рода собраниям проводить мониторинги по соответствующей теме и представлять результаты мониторингов в ходе собрания. Администрация, заинтересованная в повышении эффективности взаимодействия школы и родителей, организует для педагогов обучающие семинары по интерактивным формам, привлекая к этому компетентных специалистов. В таких же активных формах в учительских коллективах целесообразно проводить и педагогические советы, что тоже будет являться определенным тренингом для педагогов.

(по материалам ж. «Северная Двина» №2 2006, Панфилова Н.П.,

канд. пед. наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии АО ИППК РО)

Стратегия проведения родительских собраний с использованием дискуссии предполагает следующее:

* Личность учителя (классного руководителя) выступает как ведущий элемент, но при этом он является не только провозвестником знаний, но и помощником в становлении позиции родителей.

* Изменяется характер управления, воздействия на родителей. Позиция авторитарной власти утрачивается, взамен ее устанавливается позиция демократического взаимодействия, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к инициативе родителей, к становлению их собственной позиции в воспитании ребенка. Изменяется и позиция родителей, которые переориентируется с позиции слушателя на позицию активного участника воспитательного процесса.

* Формируется новый диалогический стиль коммуникабельной и интеллектуальной деятельности, новых способов социальных и межличностных взаимодействий.

* Отвергаются бесполезные знания ради знаний, на первое место выходят деятельность и личность. Сегодня требуется иной подход к отбору и структурированию содержания родительских собраний, на смену авторитарной педагогике должна прийти педагогика сотрудничества, когда родители становятся субъектом воспитательной деятельности наряду с учителем.

Организуя дискуссию, следует также помнить о требованиях к спору:

** Внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям оппонентов: «Мне нравится ваша мысль, над ней следует хорошо подумать. »

** Открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Это заставит и другую сторону быть более сговорчивой.

** Прием «Условное принятие доводов противника» позволяет избежать прямого опровержения точки зрения соперников в споре. Словно соглашаясь с доводами противника, мы выводим из его посылок сомнительное следствие, подводя к нужному выводу. Противник как бы опровергает собственные рассуждения.

Успех дискуссии во многом зависит от умений участников правильно оперировать понятиями и терминами, поэтому лучше вначале выделить основные понятия и тщательно отобрать термины. Если спорящие не договорились об определении сходных понятий, то вести дискуссию бесполезно.

При ведении дискуссии следует избегать приема «Довод к человеку», при котором вместо тезиса начинают обсуждать достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.

Грамотно организованные дискуссии способствуют формированию заинтересованного отношения к постановке и решению проблем, самостоятельного мышления; учат их объективности (умению принимать во внимание различные точки зрения); вырабатывают навыки корректной постановки проблемы обсуждения, обмена взглядами, идеями и мнениями по обсуждаемым вопросам. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому суждению, таким образом, итог дискуссии не может сводиться к сумме высказанных на собрании точек зрения, он должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддержанном большинством участников.

В соответствие с выбранной формой определяются этапы, способы и приемы работы участников родительского собрания. Правильно поступают те педагоги, которые стремятся разнообразить формы и способы организации мыслительной и практической деятельности родителей на собрании.

Источник

Методика и форма проведения родительских собраний

Методика организации и форма проведения родительских собраний.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся.

Рекомендации по проведению родительских собраний.

Функции родительских собраний.

Педагогические требования для родительских собраний.

Этапы проведения родительских собраний.

Цель: рассмотреть и описать эффективность родительских собраний как формы

взаимодействия семьи и школы.

Изучить литературу по проблеме.

Раскрыть сущность основных понятий.

Разработать и провести родительское собрание.

Одним из показателей эффективности воспитательной системы является создание

единого воспитательного пространства в связи «семья – школа». Взаимодействие педагога с родителями обучающихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность педагогов и родителей в интересах ребенка имеет успех только в том случае, когда они становятся союзниками. Именно в таком взаимодействии педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию индивидуальных особенностей ребенка, подбирает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров и исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.

Самое главное между педагогом и родителями – установить партнерские

отношения, создать атмосферу общих интересов и взаимной поддержки. Образовательное учреждение будет иметь успех только тогда, когда все участники образовательного процесса (педагоги, обучающиеся, родители) становятся большим сплоченным коллективом.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся могут

быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные формы взаимодействия:

общешкольные и классные конференции;

индивидуальные консультации педагога;

Нетрадиционные формы взаимодействия:

Важно сообщать родителям о сроках проведения родительских собраний, во время

первой встречи ознакомить их с расписанием мероприятий на учебный год. Такая предусмотрительность педагогов дисциплинирует родителей и дает понять, что школа уделяет сотрудничеству с семьей большое внимание.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при

необходимости можно проводить чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, расширять педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошим родителем и быть ребенку «другом». На родительских собраниях осуждаются достижения учащихся в учебной и внеклассной деятельности, общие проблемы класса.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи в учебе;

тема родительского собрания должна учитывать возрастные особенности детей;

родительское собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, дискуссии на актуальные темы, тренинги и т.д.).

Собрание не должно заниматься осуждением и обсуждением личности

обучающегося. Индивидуальные беседы учителя с родителями ребенка и консультации помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи обучающегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка. Говорить с родителями надо доступно, убедительно и обоснованно, всегда с чувством заботы о ребенке. Замечания, постоянные жалобы, сосредоточивание внимания на недостатках ребенка – этим можно только оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели. Нужно стараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи с классным руководителем. Главное назначение родительского собрания – обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации воспитания ребенка.

Функции родительских собраний:

ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, ознакомление с проводимыми внеурочными мероприятиями, кружками, факультативами и т.п.);

психолого-педагогическое просвещение родителей, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия: конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

совместное решение организационных вопросов (питание, дежурство, дисциплина и другие проблемы).

Родительские собрания должны отвечать педагогическим требованиям:

способствовать формированию сплоченного родительского коллектива, воспитанию социально-правовой ответственности родителей за воспитание детей;

проводится систематически, обеспечивать предстоящее в решении воспитательных заданий;

способствовать обеспечению единства воспитательных воздействий школы и семьи на детей;

способствовать повышению авторитета учителей, школы и родителей;

показывать родителям успех их детей в учебе и воспитании.

Этапы проведения родительского собрания:

1 этап «Организация родительского собрания».

Этот этап начинается с определения темы собрания и приглашения на него всех

учащихся. Цель этой встречи – обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках.

При подготовке собрания следует продумать организацию явки родителей. Важно

создать атмосферу ожидания родительского собрания: заранее пригласить родителей, подготовить материалы, освещающие внеклассную жизнь детей. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап «Подготовка сценария и проведения собрания».

Сценарий и проведение собрания – предмет творчества педагога, но любое

собрание должно включать в себя 5 обязательных компонентов:

Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. С самого начала нужно предупредить родителей, что ответы на личные вопросы она получат только в ходе персональной встречи/беседы.

Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями и поведении детей в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и других вопросы.

Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент родительского собрания не обязательно выделять в отдельный пункт собрания. Он может быть естественным образом включен в структуру других составляющих.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера и т.д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания первыми должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии.

3 этап «Осмысление итогов родительского собрания».

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать

выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы.

Источник

Родительские собрания Методические материалы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГУ ЛНР «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

Отдел методики преподавания

Родительское собрание как форма содружества семьи и школы

«Основы православной культуры»

Федосеевой Ольги Сергеевны

слушателя курсов повышения квалификации

учителя, преподающего курс

«Основы православной культуры»

Антрацитовская общеобразовательная школа

1. Проблемы взаимодействия семьи и школы по воспитанию школьников. 5

2. Взаимодействие семьи и школы по воспитанию школьников. Организация и формы работы с родителями учащихся. Родительское собрание. 9

2.1. Функции родительского собрания. Формы проведения родительского собрания. За поведи семейного воспитания.

2.2. Взаимодействие семьи и школы ( Из опыта работы школы ).

3. Содружество школы и семьи в воспитании детей.

3.1. Программа работы с родителями г. Антрацит ООШ№3 24

Кодекс истинного родителя.

3.2.Проект „Родительское собрание как форма содружества семьи и школы.”

Список литературы 45

С каждым годом всё труднее педагогам находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка, поэтому, когда родители сами не могут найти выход из создавшейся ситуации и всё-таки приходят к учителю за советом или помощью, бывает слишком поздно. Иногда родители просто боятся вынести свою проблему за порог дома, опасаясь, что она станет доступной всем учителям и школьной администрации.

Оказавшись между семьёй и школой, дети вынуждены приспосабливаться и лавировать. Что часто приводит к безнравственности.

Следовательно, в современном мире остро стоит необходимость устанавливать связи между семьёй и школой. Учителя должны делать всё возможное, чтобы взаимодействие с родителями было эффективным. А эффективным оно только тогда, когда направлено на создание единого воспитательного поля.

К 80-м годам XX века в нашей стране сложилась система содружества школы и семьи в воспитании детей. Такой союз отражал общность интересов государства и народа, был направлен на формирование высоконравственной личности.

Сегодня, в начале XXI века, необходимо использование накопленного опыта в рамках систематической, дифференцированной работы школы с родителями по вооружению их педагогическими знаниями и умениями.

Круг учёных и педагогов

Данной проблемой занимались: Амонашвили Ш.А., Бабанский Ю.К. Дереклеева Н.И., Ельницкий К.В., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Степанова Е.Н., Сухомлинский В.А.

Цель работы – рассмотреть и описать эффективность родительского собрания как формы содружества семьи и школы

Изучить литературу по проблеме. Раскрыть сущность основных понятий.

Изучить проблему нравственного воспитания в семье и в школе.

Выяснить, какие формы взаимодействия семьи и школы существуют в настоящее время.

Разработать и провести собрание по нравственному воспитанию младших школьников.

Область : Теория воспитания

Объект : Форма содружества семьи и школы

Предмет: Родительское собрание как форма содружества семьи и школы

Проблема: Насколько эффективно родительское собрание как форма содружества семьи и школы

Гипотеза: Если систематически проводить родительские собрания, то работа в семье по воспитанию школьников будет осуществляться эффективнее

Глава 1. Проблемы взаимодействия семьи и школы по воспитанию школьников

§1.1 Проблемы воспитания ребёнка в семье

Много веков подряд умы ведущих педагогов и психологов занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в воспитании подрастающего поколения.

Принципиально по-другому решался этот вопрос в нашей стране после революции. Задача формирования человека нового типа требовала «разрыва» с семейным воспитанием.

Однако в эти же годы определяется вторая стратегия по отношению к семейному воспитанию.

Позиция Сухомлинского была поддержана и подхвачена многими педагогами-энтузиастами, которые доказали, что дети, отторгнутые от семьи в ранние годы, практически всегда развивались односторонне, что нередко приводило к ущербности личности.

Сухомлинский первым в советской педагогике обратился к духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребёнка в семье.

Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия даются в семье. Таким образом, можно выстроить следующую иерархию: семья – ребёнок – нравственность – поведение – поступок – семья.

Это всё – понятия нравственности. Моральное состояние человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

рациональный, или умственный;

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека. (Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. 336 с. – (Педагогика. Психология. Управление))

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения.

Воспитать и развить нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Для её успешного решения необходимо осознавать важность нравственного воспитания детей в семье; родители должны развивать сами ссебе нравственные потребности, осознать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.

§2.1. Функции родительского собрания. Формы проведения родительского собрания. Заповеди семейного воспитания.

Социальные изменения, произошедшие в последние годы в образовании, и ориентация на принятие школами моделей профильного обучения диктуют необходимость тесного взаимодействия с родителями учеников. Объединение усилий школы и родителей является обязательным условием успешного решения усложнившихся воспитательных задач. Только вместе с родителями можно результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью. Однако, не все родители открыты для такого разговора и сотрудничества. Причин этому немало:
— пассивность родителей, нежелание что-либо менять и меняться самим;
— следование сложившимся стереотипам воспитания, моделям, привнесенным из собственного детства;
— непонимание целей совместной деятельности со школой и своей роли в ней;
— ошибки педагогов, приводящие к внутренней враждебности и агрессивности родителей.

Все перечисленное позволяет предположить, что именно родительское собрание, построенное на новых, диалогических основаниях, способно стать отправной точкой для выстраивания партнерских отношений. Нельзя забывать, что учитель вместе с родителями делает одно и очень важное дело – образование и воспитание детей. Родительское собрание сегодня, во-первых, одна из форм педагогического просвещения родителей и взаимодействия школы и семьи, во-вторых, родительское собрание реализует определенное законом право родителей на участие в управлении школой. Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения собрания (монолог, а не диалог, пассивность присутствующих, невостребованность их родительского и жизненного опыта) себя изжили.

Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения. Это возможно при условии создания атмосферы доверия и благожелательности, при которых главными являются интересы детей. Обсуждение необходимо строить на диагностических основаниях, которые обеспечивают объективность информации и создают предпосылки для выявления подлинных причин событий и явлений.
Таким образом, родительское собрание является органом, обеспечивающим включение родителей учащихся начальной школы в управление образовательным учреждением. Собрания призваны ознакомить родителей с принятыми в школьном коллективе и заложенными в концепции развития образовательного учреждения ценностями и приоритетами. Встречи с родителями, их одобрение и поддержка помогают школе утвердиться в правильности выбранных направлений развития и успешнее конкурировать с другими школами на рынке образовательных услуг.

Функции родительского собрания на начальной ступени обучения.

1. Информационная функция .
Реализация этой функции предполагает, прежде всего, просвещение родителей по организации учебного процесса в школе (концепция развития образовательного учреждения, проекты, в которых участвует школа, внедряемые инновации).

2. Просветительная функция.
Она состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (её значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация этой функции предполагает такие формы, как семинары, педагогические практикумы, конференции, «круглые столы», дискуссии участников. Целесообразными на этом этапе организации встреч с родителями являются игровые формы взаимодействия: они снимают напряжение участников. Создают предпосылки для свободных высказываний, предполагают вариативность результатов поиска решений.

3. Обучающая функция.
Она состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком. Весьма значимой эта функция является для родителей первоклассников. Она предполагает: знакомство родителей со школой, знакомство с образовательной программой и ее ресурсным обеспечением; обсуждение вопросов участия родителей в жизнедеятельности школы и класса.

4. Консультационная функция.
Она предполагает методические и психологические консультации. Эта функция обеспечивает потребность участников в разрешении индивидуальных затруднений, нередко носящих экстренный, чрезвычайный характер, и предполагающих не только информационную, но и эмоциональную поддержку родителей. Для родителей младших школьников особенно важными представляются консультации психолога, которые учителю следует организовать.

5. Профилактическая функция.
Эта функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, снижением учебной мотивации, проблемами в общении, здоровье детей. Следует обратить внимание на необходимость бережного и очень осторожного обращения с заявлениями или всем известными затруднениями отдельных родителей. Недопустимы прямые обвинения, нотационные обращения, приказы и требования. На собрание в начальной школе следует выносить вопросы общего характера, а по отдельным проблемам необходимо работать индивидуально. Доверительность, сопереживание, оптимизм в видении перспективы ребенка составляют благополучную основу конструктивных контактов со всеми родителями независимо от степени успешности их детей.

6. Координационная функция.
Она состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса. На этапе начального обучения эта функция проявляется в основном в координации действий участников на уровне класса.

Формы проведения родительского собрания:

— нетрадиционные (диалогические);
— лекции;
— беседы;
— вечер вопросов и ответов;
— встречи со специалистами, семинары-практикумы;
— тренинги;
— деловая игра;
— диспуты;
— дискуссии;
— презентации;
— читательские конференции;
— семейные клубы.

Диспут, дискуссия, «круглый стол», предполагают обращение к проблемным темам, вызывающим противоречивые суждения родителей. Формулировки тем должны быть «острыми», «задевающими за живое». Например: «Бесконфликтное общение с ребенком миф или реальность?», «Почему ребенок не любит читать?», «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок лжет?». На подготовительном этапе формируются вопросы, список литературы, статьи из газет и журналов по теме обсуждения, хорошо провести интервьюирование, анкетирование.

Родительское собрание в форме деловой игры предполагает следующую последовательность:
— разъяснение смысла игры;
— формирование групп участников;
— распределение игровых ролей (например: «родитель», «школьник», «учитель», «директор» или «пессимист», «оптимист», «генератор идей» и т.д.)
— постановка задач группам;
— «мозговой штурм» (поиск варианта решения проблемы);
— предъявление результатов;
— выступление экспертов, формирование «конечного продукта» работы в виде памяток, предписаний, алгоритмов действий, советов родителям;
— рефлексия участников.

Родительская конференция является формой предъявления результатов семейного воспитания. Она сводится к следующим этапам:
1. Этап подготовки: определение темы, формулировка вопросов, выявление ценного родительского опыта и представление его в наглядном виде.
2. Этап проведения: пленарная часть (серия выступлений педагогов и родителей), работа участников по секциям с последующим обобщением информации и принятием рекомендаций.

Собрание в форме семинара-практикума проводится в три этапа:
Первый этап – вводный теоретический семинар по заявленной проблеме.
Второй этап – посещение открытых уроков, воспитательных мероприятий, консультаций.
Третий этап – рефлексия, обмен мнениями, принятие рекомендаций, алгоритмов, предписаний.

Правила проведения родительского собрания.

— Никогда не упрекайте родителей, не посещающих собрание, это не способствует их желанию встречаться с вами чаще. Всегда искренне радуйтесь их появлению в классе. Вложите в слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ» все свое обаяние и уважительность. Поздоровались, сделайте паузу, обведите взглядом присутствующих родителей. Произнесено только одно слово, а ведь оно таит огромный смысл «Я тебя вижу, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего доброго: здоровья, мира, веселья, счастья».

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных передач и т.д.
2. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
3. Подготовьте визитки с именами родителей особенно в том случае, если они еще недостаточно знают друг друга.
4. Заранее обговорите правила для участников собрания. Например:
— снимать верхнюю одежду обязательно;
— не допускать молчания при обсуждении проблемы;
— отвергая предложение, необходимо вносить встречное;
— называть друг друга по имени и отчеству.
5. Необходимо беречь время людей, приглашенных на собрание.
6. Организуйте чай. Общение на собрании станет в этом случае более непринужденным.
7. Предварительно побеседуйте с родителями, на чей родительский и жизненный опыт вы непременно хотите опереться.

Родительское собрание можно совместить с каким-то воспитательным мероприятием: это поможет определить положительный эмоциональный фон собрания и объединить участников.

1. Любовь родителя
2. Вера в успех

4. Приучение к режиму

5. Положительные установки

Выполнение установленных правил.
1. В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, ребенок уверенно делает свои первые шаги. «Я в тебя верю», «У тебя так хорошо получается эта буква», «Это какие же надо иметь умелые пальчики, чтобы сделать такую поделку».
2. Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». Необходимо помочь ребенку поверить в свои силы: «Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не сразу научился делать это хорошо», «Я знаю, что ты стараешься, и очень скоро у тебя все получится».
3. Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Прижать, обнять, погладить, поцеловать, теплый взгляд, доброе слово «Как хорошо, что ты у меня есть».
4. Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения – значит организовать жизнь ребенка, что поможет ему в учебном труде.
5. Школьные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме, не только ребенок должен знать, но и безукоризненно выполнять.

.Заповеди семейного воспитания .

1 . Принимайте ребенка таким, какой он есть.
2. Никогда не приказывайте по прихоти.
3. Никогда не принимайте решения в одиночку.
4. Собственное поведение родителей – самый решающий фактор в воспитании детей.
5. Разговаривая – воспитывайте.
6. Не допускайте излишеств в подарках.
7. Во всем нужно действовать собственным примером.
8. Все делайте сообща.

По словам В.А. Сухомлинского «Семья – это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя». 90% воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Однако социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы самоустранилась от активной целесообразной педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка. Это повлекло за собой рост детской безнадзорности, алкоголизацию подростков, наркоманию, раннее начало половой жизни, рост детской преступности и т.д.

Педагогический коллектив нашей школы обеспокоен ростом числа учащихся, для которых нормой поведения становится сквернословие (в том числе и девочек), употребление пива, курение (отдельных учащихся).

Наше подрастающее поколение попало в сложные противоречивые социальные условия, уводящие развитие личности в аномалию. Главные из них это:

· Отсутствие в обществе четких социально – нравственных ориентиров, вследствие чего происходит разрушение идеологических и гражданских ценностей;

·Отсутствие законодательных нормативных актов об ответственности СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно – нравственному развитию детей, пропаганду насилия, жестокости и всех форм сексуального развращения;

· Государственная политика не в полной мере направлена на социальную поддержку семьи, материнства и детства;

·Правовая безграмотность населения, в том числе и молодежи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *