В чем заключается прогностическая функция исторической науки

Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс

§ 1. Введение

1. Смысл и назначение истории как науки

Вы уже знаете, что история — ​это наука о прошлом человеческого общества, которая стремится понять причинно-­следственные связи в процессе его развития. История — комплексная дисцип­лина, изучающая последовательность событий с точки зрения политики, государственного устройства, экономики, социальных отношений, религии, культуры, военного дела и многих других аспектов.

Слово «история» пришло из древнегреческого языка, где означало рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано. «Отцом истории» называют древнегреческого писателя Геродота, который написал большое произведение о вой­не греков с персами. Он назвал свою книгу «История». Музой — ​покровительницей истории греки признали Клио, которая, как считалось, прославляет людей. В Древней Греции и Древнем Риме изучение исторических произведений было важной частью воспитания гражданина. Зная историю своих предков и гордясь ею, гражданин должен был осознанно защищать свою Родину.

Чтобы сделать историю не просто набором занимательных рассказов, необходимо было структурировать сведения в соответствии с логикой развития исторического процесса. В Античности начали отсчитывать годы от основания города Рима. Для римлян смысл истории состоял в росте политического могущества их государства. История стала выстраиваться в соответствии с хронологией. Следующий шаг сделали христианские авторы, которые за начало летосчисления приняли рождение Христа. Для христиан такой способ символизировал совершенствование человечества перед лицом Бога. Мы до сих пор считаем годы от Рождества Хрис­това, которое теперь называем началом нашей эры.

В Средние века в Западной Европе основным видом исторических сочинений стали хроники и летописи, в которых внимание главным образом уделялось описанию истории правящих династий. Такую же роль играли исторические тексты во многих древних и средневековых цивилизациях.

Исследователи европейского Возрождения попытались рационально подойти к изучению истории всего человечества. Известный английский ученый XVII в. Фрэнсис Бэкон разработал основные принципы научного познания через рацио­нальный анализ фактов. Однако об истории он говорил только как о «знании о предметах, место которых определено в пространстве и времени», а источником знания в его представлении являлась память.

Вскоре неаполитанец Джамбаттиста Вико создал новую философию истории: человечество последовательно развивается от варварства к цивилизации. По его мнению, это развитие идет по спирали, периоды подъема сменяются периодами упадка, но каждый новый виток всегда происходит на более высоком уровне, чем предыдущий.

Историки конца XIX — ​начала XX в. выработали стройную концепцию истории как отрасли научного знания: она познаваема, имеет свои собственные законы развития, основой исторического познания являются факты, история выступает основой для понимания эволюции общества, она может служить для создания моделей дальнейшего развития стран. В это время были разработаны принципы объективного изучения истории.

В чем заключается прогностическая функция исторической науки. %D0%92%D0%98 10 7. В чем заключается прогностическая функция исторической науки фото. В чем заключается прогностическая функция исторической науки-%D0%92%D0%98 10 7. картинка В чем заключается прогностическая функция исторической науки. картинка %D0%92%D0%98 10 7

Однако изучение исторических закономерностей является очень сложным. Исследуемый материал представлен в огромном объеме. Кроме того, историю пишут живые люди со своими взглядами и оценками, которым иногда трудно оставаться беспристрастными к событиям.

В наше время историческая наука развивается благодаря усилиям не только отдельных ученых, но и целых институтов. Ведущим центром исследований в нашей стране является Институт истории Национальной академии наук Беларуси.

Изучать историю можно на исторических факультетах белорусских вузов, в том числе Белорусского государственного университета в Минске, где представлены все направления исторических исследований.

Источник

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения

Истории.

1) история – это минувшая действительность, целостный процесс развития и смены гос-в и цив-ций, связанных между собой отношениями причины и следствия.

Функции: 1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательная заключается в том. что на основе исторических знаний возможна выработка научно обоснованного политического курса.

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

2-практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества.

3-мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития.

4-воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма.

К конкретным методам относятся:

2) собственно исторические;

Выделяют также и другие методы для изуч. и исслед. ист. страны:

— метод социологич. исследований, кот.взят из социологии и используется для изучения и исслед.современных проблем.

1) письменные, 2) вещественные, 3) устные, 4) этнографические, 5) лингвистические, 6) фотокинодокументы, 7) фонодокументы.

Самыми важными источниками служат и служили летописи.

3. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Этапы развития

Российской исторической науки.

1)Историогра́фия — в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов), или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография).

В более широком смысле слова историография — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историография начинается в Греции с Гекатея и Геродота. Геродот объясняет, почему он взял на себя труд написать свою Историю: чтобы память о подвигах людей не потерялась в глубине веков. Он хотел сохранить память о деяниях, совершенных греками и варварами. Мотивы творчества других историков античности будут иными. Фукидид, например, стремился показать вечную борьбу за власть, по его мнению, являющуюся характерной чертой человеческой натуры; Полибий утверждал, что вся история мира имеет конечной и высшей точкой своего развития Римскую империю, он писал свои книги, считая что опыт, добытый при изучении истории, является лучшим руководителем в жизни; Тит Ливий искал в истории «модели для нас и нашей страны».

С XIX века историография начинает играть очень важную роль. Западная культура прилагает большие усилия по историографическому анамнезу. Она старается обнаружить, «пробудить» и восстановить прошлое наиболее экзотических и наиболее отдаленных обществ, а также предысторию Ближнего Востока и культуру «диких» народов, находящихся на пороге исчезновения.

Этапы развития исторической науки:

В древности ещё до появления письменности исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков.

В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания

Важным этапом в прогрессивном развитии исторического познания стала античная историография. Она нашла своё высшее проявление в сочинениях древнегреческих историков Геродота (прозванного «отцом истории») и особенно Фукидида.

Для историографии эпохи средних веков, когда характер исторического мышления определяла преимущественно церковная идеология, характерен провиденциалистский взгляд на историю, при котором исторические события рассматривались как результат вмешательства божественной воли.

Оформление русской историографии в 19 веке сложила следующие направления:

а) Консервативное направление

б) Государственная школа

в) Революционно-демократическая концепция

г) Особое место в русской историографии XIX века занимают работы В.О. Ключевского.

д) В 70-х гг. XIX в России в работах Н.Я. Данилевского получает развитие концепция, отрицающая существование единого мирового исторического процесса.

е) Марксистская историография нашла свое выражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

4. Россия вмировомчеловеческом сообществе. Факторы самобытности русской

Истории.

Становление российского государства на евразийском континенте защитило Европу от «этнических войн» с Востока, обеспечило стабильность ее этногенеза в последнем тысячелетии.

Необходимость военного могущества России, ее евразийская масштабность, сложившиеся духовно-культурные основания русского народа как основного «скрепа» российского суперэтноса, уникальный опыт взаимодействия более 100 народов и национальностей обусловлены исторически, определяют Россию как уникальную евразийскую цивилизацию общинного типа с доминантой ценностей коллективизма, соборности и державности.

В отечественной и мировой историографии существуют три основные точки зрения на проблему особенностей русской истории.

Сторонники первой из них, придерживающиеся концепции однолинейности мировой истории, считают что те или иные особенности российской истории проявляются как отсталость России и русских.(Историки-профессионалы придерживаются термина «отсталости» России)

Сторонники второго подхода к изучению русской истории исходят из концепции многолинейности исторического развития. Они полагают, что история человечества состоит из историй целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых преимущественно развивает (развивала) какую-либо одну (или специфическое сочетание нескольких) сторону человеческой природы, эволюционирует по своему собственному пути; одной из таких цивилизаций является русская (славянская) цивилизация.

Третья группа авторов пытается примирить оба указанных подхода.

Источник

Основные функции истории

Удобная навигация по статье:

Функции истории

Современная историографическая наука изучает прошлое и настоящее человеческого общества, а также исследует закономерности различные сферы развития общественной жизни в определённых формах, в конкретных пространственно-временных измерениях. Фактически содержанием истории как науки служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях и событиях человеческой жизни, сведения о которых дошли до наших дней в разных исторических источниках и памятниках.

Для удобства исследования историю принято делить по ширине объекта её исследования. К основным направлениям сегодня относится:

Таким образом, современная наука достаточно широко определяет функции социальной памяти, рассматривая назначение истории в сохранении и накоплении памяти человечества, достижений мировой культуры, опыта предшествующих поколений, а также сведений о самых значимых для человечества событий прошлого. Не даром историю называют посредницей между поколениями. Для того чтобы лучше понять задачи и цели этих процессов – следует знать механизмы их изучения.

Функция социальной памяти

Стоит отметить, что функция социальной памяти содержит не только задачу сохранения и накопления опыта поколений, но и давать оценку самым ярким и важным личностям, явлениям, фактам и событиям. Но, для более качественного результата в таких исследованиях необходимо соблюдать научную объективность, правдивость и взвешенность.

Научно-познавательная функция

Данная функция является неотъемлемой частью всякой современной науки. Одной из основных задач историографической науки выступает предоставление необходимых обществу знаний для предотвращений ошибок прошлого. Основательный анализ главных направлений социального развития, в данном случае, выступает в качестве предпосылок к настоящим событиям. Проще говоря, без знания собственного прошлого, нынешнее общество будет вынуждено признать себя случайностью, так как, не обладая информацией о том, что предшествовало современному состоянию – невозможно строить планы на будущее.

Только осмысление прошлого опыта помогает избегать выбирать наиболее успешные ориентиры, не ошибаясь в настоящем.

Прогностическая функция

Кроме того, исторические исследования выступают в качестве основы социального прогнозирования, а частичное или полное игнорирование прошлого ведёт к упадку. Но, случается и та, что прогнозы не сбываются. Как пример можно привести прогноз о развитии в СССР коммунизма.

Прогнозирование – весьма сложный процесс. Так как само развитие общества состоит из массы факторов, которые связаны с осуществлением деятельности отдельных субъектов. Поэтому учёные утверждают, что социальные прогнозы носят сегодня исключительно вероятностный характер. Отдельные экономические и социальные процессы проще прогнозировать и анализировать, а поэтому они более распространены. В основном такими исследованиями занимаются экономисты, психологи, а также социологи.

При этом, в марксистской исторической методологии рассматриваемая выше функция имела самое важное значение. Сам же автор отмечал, что речь идёт лишь о прогнозировании на уровне явлений и событий устойчивых типов. Если же говорить о конкретных примерах точного прогнозирования в рамках исторической науки – их не существует. Есть определённая часть исследователей, объединённых утверждением того, что Энгельс предвидел первую мировую войну, исходя из событий своего времени и прошлого. Однако, других серьёзных предпосылок прогнозирования в таких масштабах нет и сегодня.

Таким образом, прогнозирование будущего довольно сложно рассматривать в качестве обязательной исторической науки, но лишь как одну из её функций. Анализ и предвидение не являются компетенцией исторической науки, хотя её исследования иногда приводят к успеху в социальных прогнозах.

Воспитательная функция

Как мы уже упоминали ранее – история обладает невероятным воспитательным действием. Даже на первых порах развития науки историки древности ставили среди её основных задач вырабатывать у общества высокие гражданские качества и нравственность. В последующие исторические периоды воспитательные функции истории лишь укреплялись. К примеру, труд «Сравнительные жизнеописания» был написан как образец и пример для искоренения дурных нравов и подражания лучшим людям своего времени.

Воспитательным значением обладают не только исторические личности и их поступки, но и факты, явления и события. Без информации о прошлом своего народа отдельный человек просто не может считать себя культурным человеком.

Источник

Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания

Билет 1.1 Сущность, формы и функции исторического знания

Сущность История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система на­ук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывает­ся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических ис­точниках. Историческая наука пытается дать целостное представление об историческом процессе в единстве всех его характеристик.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупно­стью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.)— древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Объектом изучениядля истории является вся совокупность фактов, характери­зующих жизнь общества, как в прошлом, так и в настоящем.

Предметом историиявляется изучение развития человеческого общества как еди­ного противоречивого процесса.

Кроме того, существуют вспомогательные исторические дисциплины:источни­коведение, историография, хронология, метрология, палеография, генеалогия, геральдика и др. Они имеют достаточно узкий предмет исследования и изучают его детально, что способствует более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

История подразделяется и по широте изучения объекта:всемирная (всеобщая) история, история континентов, стран, цивилизаций, отдельных народов.

Функции

1. Познавательная функциязаключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции исто­ризма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функцияспособствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функциязаключается в возможности предвидения будущего на ос­нове анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памятизаключается в том. что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

5. Практически-рекомендательнаязаключается в том. что на основе истори­ческих знаний возможна выработка иау с ;но обоснованного политического курса.

Билет 2.1 Методологические подходы, методы и источники изучения истории.

Методы изучения истории.

В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата.

История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) методпредполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный методпредполагает построение обобщенной модели, отображающей взаи­мосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический методпредполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков. 4. Ретроспективный методпредполагает последовательное проникновение в прошлое с

целью выявления причины события, явления.

5. Идеографический методсостоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический методпредполагает изучение последовательности исто­рических событий во времени.

Методология истории.

Методология— учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подхо­дах к изучению исторических фактов.

К основополагающим принципам изучения исторических фактов относятся:

1. принцип историзма,который предполагает изучение исторических явлений в разви-^ тии, в соответствии с конкретно-исторической обстановкой;

2. принцип объективности,который предусматривает опору исследователя на объектив­ные факты, рассмотрение явления во всей его многогранности и противоречивости;

3. принцип социального подходапредполагает рассмотрение явлений и процессов с уче­том социальных интересов различных слоев населения, учет субъективного момента в практической деятельности партий, правительств, личностей;

4. принцип альтернативностиопределяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе объективного анализа реальной обстановки.

Соблюдение этих принципов обеспечивает научность и достоверность в изучении прошлого.

В современной методологии истории отсутствует унитарная (единая) платформа, она характеризуется разнообразием методологических подходов, сложившихся в резуль­тате поступательного развития и складывания теоретических основ исторического знания. Наиболее значимыми и распространенными являются следующие методологические под­ходы к изучению истории: теологический, субъективизм, географический детерминизм, эволюционизм, марксизм и цивилизационный подход.

Теологический подходпредставляет собой религиозное понимание истории, осно­ванное на признании Высшего Разума (Бога Творца) и созданного им божественного ми­ропорядка. Согласно этому подходу, Бог-Творец является основой миробытия, первоосно­вой всего сущего и первопричиной всех вещей и явлений. Бог создал мироздание и чело­века, придал свой сокровенный смысл его историческому существованию и развитию.

Теологический или богоцентрический подход имеет два основных направления:

1. религиозно-конфессиональные концепции (христианская, исламская, буддистская и др.);

2. религиозно-надконфессионалъные синкретические концепции истории (учение Е.П. Бла-ватской, учение Н. и Е. Рерихов, учение Д. Андреева и др.).

В последнее время теологический подход, идеалистический по своей сути, получа­ет все более широкое распространение, что позволило президенту РАН академику Ю. Осипову заявить о постепенном сближении науки и религии в современном мире.

Субъективизм— методологическое направление, игнорирующее объективный под­ход к действительности, отрицающее объективные законы природы и общества. Истори­ческий процесс субъективизм рассматривает как результат проявления мирового духа, аб­солютизирует активную роль субъекта в различных областях деятельности.

Этот подход абсолютизировал социально-экономические факторы и игнорировал духов­ную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор.

Цивилизационный подход.Зачатки цивилизационного подхода появились еще во II пол. XVIII в. (Вольтер), дальнейшее развитие дал немецкий просветитель конца XVIII в. И.Г. Гердер. Он считал, что развитие есть естественный результат развития человеческих способностей, раскрытие которых зависит от природных условий, поэтому нет единой ци­вилизации, а существует множество неповторимых цивилизаций.

В отличие от Шпенглера, категорически отрицавшего единство и целостность ис­торического процесса, Тойнби допускал некоторую степень взаимовлияния разных циви­лизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляю­щие универсальной панорамы всемирной истории.

Возникновение цивилизаций у Тойнби связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» же воз­можен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.

Центральной категорией в социологической теории Данилевского являются «куль­турно-исторические типы» как замкнутые сверхгосударственные человеческие общно­сти или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жиз-нетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.

Августовский политический кризис 1991г и распад СССР. Образование СНГ.

До конца 1991 к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан, всего в СНГ 11 государств (15 минут 3 прибалтийские республики)6) Горбачев сложил свои полномочия.7) 26 декабря Совет республик и Верховный Совет (одной из палат) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.

По мере развития перестройки все большее значение стали приобретать национальные проблемы. Причем национальные противоречия и столкновения зачастую искусственно раздувались политическими деятелями из различных лагерей, которые пытались использовать напряженность для решения тех или иных проблем.

С началом демократизации и восстановления исторической правды, накопившееся за долгие годы напряжение разрядилось в стремительно нараставших центробежных силах. Так, годовщина подписания советско-германского пакта 1939 г. (впервые за многие годы оказавшегося в центре внимания печати) стала поводом для массовых манифестаций 23 августа 1987 г. в столицах трех Прибалтийских республик. Эти выступления положили начало процессу, завершившемуся позднее провозглашением независимости этих республик.

Связанная с национальными отношениями напряженность возникла почти во всех республиках. Она затронула самые разные вопросы, от требований признания государственного статуса национального языка (сформулированных сначала в Прибалтийских республиках, затем на Украине, в Грузии, Молдавии, Армении, а, в конечном счете, по мере расширения и углубления движения, выдвинутых и в других республиках: РСФСР, Белоруссии, Азербайджане и мусульманских республиках Средней Азии) до возвращения на историческую родину депортированных народов.

Вставшие в центр внимания национальные проблемы привели к обострению конфликтов между русскими «колонизаторами» и представителями «коренных» национальностей (прежде всего в Казахстане и в Прибалтике) или между соседними национальностями (грузины и абхазы, грузины и осетины, узбеки и таджики, армяне и азербайджанцы и т.д.). Наиболее трагические формы принял конфликт между армянами и азербайджанцами по поводу Нагорного Карабаха, в 1923 г. присоединенного к Азербайджану, несмотря на армянское большинство его населения. В феврале 1988 г. армяне этой автономной области в составе Азербайджана официально потребовали воссоединения с Арменией. Из-за двусмысленной позиции союзного правительства и сопротивления руководства Азербайджана конфликт обострился, а погром армян, учиненный азербайджанцами в Сумгаите, стал прологом к настоящей войне между Арменией и Азербайджаном.

Противостояние имело место также в Молдове, где население гагаузских и приднестровских районов протестовало против ущемления их национальных прав и в Прибалтике, где часть русскоязычного населения выступала против руководства республик. Эти противостояния поддерживались и провоцировались частью центрального руководства СССР и КПСС.

В Прибалтийских республиках, на Украине, в Грузии острые формы принимает борьба за независимость, за выход из СССР. В начале 1990 г., после того как Литва провозгласила свою независимость, а переговоры о Нагорном Карабахе зашли в тупик, стало очевидным, что центральная власть не в состоянии использовать экономические связи в процессе радикального пересмотра федеративных отношений, что было единственным способом предупредить, или хотя бы приостановить распад Советского Союза.

Буржуазные партии РОссии

октябристы: партия помещиков и торгово-промышленной буржуазии (лидеры Гучков, Родзянко). Представители: союз 17 октября, торгово-промышленная партия

Октябристы (Гучков)Цель: “оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ”. Они за конституционную монархию с Гос. Думой. Считали необходимыми реформы, обеспечивающие свободу буржуазному предпринимательству. Главные требования – свобода промышленности, торговли, приобретение собственности и охрана ее законом, свобода печати, собраний, союзов, вероисповедания, признание законности стачек как средства защиты интересов рабочих, но только с законными требованиями и на предприятиях, “не имеющих гос. значения”, страхование рабочих, сокращение налогов с населения, уравнение крестьян в правах с другими сословиями. Они выступали за единую и неделимую Россию, допуская лишь некоторую автономию для Финляндии, но отвергая ее для Польши. Аграрный вопрос: разрушение общины, возвращение крестьянам отрезков и в исключительных случаях отчуждение помещичьих земель (за вознаграждение из казны), регулирование аренды земли и перенаселение малоземельных и безземельных крестьян на “свободные земли”

Прогрессисты (между кадетами и октябристами) (Коновалов, Рябушинские). Выступали за конституционную монархию, за выборное двухпалатное представительство с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод.

Помещичье-монархические и консервативные партии (Дубровин, Пуришкевич, Марков)“Союз русского народа” и “Русский народный союз имени Михаила Архангела”.Лозунг: “православие, самодержавие, народность”. Не признавали никакие права за другими национальностями, проповедовали неприкрытый антисемитизм, боролись за защиту неограниченной власти царя и господствующего положения православной церкви. Их называли “черносотенцы”. Они имели много сторонников среди всех слоев населения – крупных дворян и крестьян, мещан, купцов. Отмечали безусловное первенство русского народа над остальными нациями. Боролись за сохранение дворянских привилегий, некоторые требовали вернуться к неограниченному самодержавию, за сохранение царем значительной законодательной и исполнительной власти, за передачу крестьянам –за деньги небольшого количества земли, за “единую и неделимую Россию”, за активную внеш. политику, за сохранение национального и сословного неравенства.

Билет 11.1 Сословная система организации общества в России (15-17в)

В 15 в. продолжается формирование феодального землевладения. Князь жаловал своим приближенным право собирать дань с части покоренных земель. Боярин постепенно превращался в собственника земли. Росли долги крестьян, усиливалась их зависимость. На Руси также появилась еще одна форма феодального владения – поместье. Поместье считалось временной собственностью владельца, принадлежавшая великому князю. Оно не могло переходить по наследству и давалось только на срок несения государевой службы. Но на практике поместья наследовались. Итак существовали и вотчины и поместья. Опорой великого князя были бояре, составлявшие Боярскую Думу. Наряду с боярами в Думу входили окольничие. Боярская Дума не ограничивала власть государя, она являлась совещательным органом. Появилась должность казначея, который ведал казной князя и сношениями с иностранными гос-вами. Переговоры с послами вели дьяки. Для нового объединения характерно: 1)централизация (создание аппарата управления);

12.1 Начало утверждения российского абсолютизма (2 половина 17в)

В конце ХУ11 начале ХУ111 вв. начала складываться абсолютная монархия, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху.После время смуты страна была разорена, и в ней не осталось законного правительства. Россия была вынуждена создать постоянную армию и навести порядок в стране, а для этого необходимо было продолжать политику централизации государства. В результате войн в17 веке России удалось вернуть практически все земли(кроме Прибалтийских и Карельских)отторгнутых ей в результате интервенции начала века. Пределы России подошли к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. В 17 веке происходит развитие феодально-крепостнической системы. В результате массовой раздачи земель увеличивалось состояние дворян – класс на который опиралась центральная власть. Соборное уложение 1649г оформило систе

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *