В чем заключается противоречивый характер прогресса плюсы и минусы
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 3
1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Потому что Земля огромна, и у каждого населяющего её народа существует своя культура, обычаи и традиции, которые передаются от поколения к поколению. Общество формируется с учётом всех национальных особенностей и различных внешних факторов (климата, географического расположения, наличия полезных ископаемых и пр.), вторжения извне чреваты конфликтами и войнами.
2. Что такое процесс глобализации?
Глобализация- процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения( эконом., полит., культ., религ. связей) на соц. действительность
3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?
Проявления экономической глобализации наблюдались на протяжении последних тысячелетий, с момента возникновения международной торговли. Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления. Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых стран с экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций, снижение торговых барьеров и модернизация экономик развивающихся стран.
4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?
Невозможность государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов
5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?
Основные глобальные проблемы:
1. Возникающие в результате взаимодействия природы и общества:
а) экологическая, климатическая (изменение условий окружающей среды в нелучшую сторону)
б) сырьевая, продовольственная, энергетическая (нехватка ресурсов)
2. Возникающие в результате взаимодействия человека и общества:
а) противоречивость научно-технического прогресса
б) демографическая (перенаселение)
в) исчезновение культурного многообразия
г) опасные болезни, эпидемии
б) межэтнические конфликты
г) Север-Юг (экономическая и социокультурная отсталость южных стран по сравнению со странами севера)
д) освоение мирового океана, космоса
Основные причины возникновения глобальных проблем:
1. общность и взаимосвязанность людей всего мира (из-за чего проблемы одного государства могут стать всеобщими)
2. несоответствия степени активно-преобразовательной деятельности человека уровню его сознания и общественной организации (нерациональное природопользование, неразумное использование достижений научно-технического прогресса, нецелесообразное отношение к войне как к способу контроля мира и т. д.)
6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?
7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?
8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?
Традиционные критерии прогресса были следующими:
— развитие человеческого разума
— развитие (совершенствование) нравственности
— прогрессивное состояние науки и техники
— увеличение свободы в обществе
— совершенствование мышления людей
— развитие материально-производственных отношений
— совершенствования техники и внедрение ее в жизнь общества
— человек превозмог собственные способности
— создание опасного для человека оружия
— наносится урон природе
— стресс в большом городе, возникают много болезней
— человек становится глупее
9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
Развитие общества, осознание ценности духовной и физиологической сущностей человека, его благополучного существования в современном мире позволяют считать гуманистический критерий прогресса комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев.
1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.
Общество может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. Например, будет улучшаться медицина, появятся лекарства от неизлечимых на данный момент болезней, изобретут много новых технологии для улучшения качества жизни, с помощью виртуальной реальности человек сможет испытать новые ощущения, будут находить новое применение деревьям и природе в целом. Но есть и минусы, например, могут произойти серьезные растраты природных ресурсов, что может плохо повлиять на экологию, люди могут быть еще более зависимы от виртуальной реальности, и проводить там практически всю свою жизнь, и тд и тп, там придумаешь.
2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.
Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?
Эта теория во многом похожа на теорию Маккиндера про «хартленд», которой считалась Евразия, и внутреннего полумесяца, которым являлась Западная Европа. Индустриальные страны действительно задавали темп и представляли собой главный поезд мировой экономической системы. Он прав в том, что наиболее благополучные экономики – в данном случае, индустриальные страны ядра, строют экономику так, что она отвечает исключительно их интересам. Это касается не только экономики, но и политики. Трудно согласиться с внешней ареной. Многие азиатские государства теперь не сырьевые придатки, а во многом обгоняют когда-то ведущие индустриальные страны Запада, то есть эта теория не универсальна и не подходит для сегодняшнего дня. То есть его мир-системная теория не соглашается со стадиями развития истории.
Сегодня ядром системы могли бы быть США и Китай, и другие самые крупные экономики мира, потому что они задают общий темп развития мировой экономики, полупериферией могла бы стать Юго-Восточная Азия (Малайзия, Индия и так далее), арабские страны (Амман, ОАЭ, Саудовская Аравия и так далее), ЕС (за исключением крупнейших экономик), Россия и остальная Восточная Европа поскольку эти страны хоть и зависят от происходящего в мировой экономике, но все-таки могут на происходящее влиять. Да, в периферии остаются большинство африканских государств, СНГ, Центральная и Средняя Азия.
Внешняя арена частично сохранилась за счет Африки. Азию нельзя назвать внешней ареной, которая никак не создает тенденций и направлений для мировой экономики, наоборот.
Да, можно. Реформы Александра 2 были либеральными и были направлены на развитие российского общества. Реформа 1861 года избавила крестьян от многовековой крепостной зависимости, судебная реформа 1864 ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Также в 1864 году была проведена земская реформа, упростившая систему управления на местах-были введены земские управы и собрания. Также были проведены городская и военная реформы. В 80-е годы Александр 3 провёл ряд контрреформ-его политика была, напротив, направлена на ужесточение условий российского общества в попытке удержать революцию.
4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?
Что такое прогресс — его критерии, противоречивость и виды (общественный, научно-технический)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Прогресс и регресс – эти два процесса есть движущая сила эволюции.
Понятие «регресс» мы рассматривали в другой статье нашего блога.
А сегодня поговорим, что такое прогресс в нашей жизни, в общественном развитии, в эволюции биосферы нашей планеты (что это?).
Прогресс – это …
Начну с примеров. Человек, обучаясь в школе, в профессиональном учебном заведении, в ВУЗе, получает новые знания, новые навыки, т.е. прогрессирует в своем развитии, это личностный прогресс.
Совершаются открытия в науке, совершенствуются старые и появляются новые производственные технологии – это научно-технический прогресс.
В переводе с латинского «progressus» обозначает «движение вперед». Очень емкий перевод, он отражает суть понятия «прогресс» без необходимости дополнительных комментариев.
Вывод: прогресс – это процесс развития какой-либо системы в направлении от низшего → к высшему, от простого → к сложному.
Системами, к которыми применим термин «прогресс», являются:
Противоположным по смыслу к понятию «прогресс» является понятие «регресс», т.е. «движение в обратном направлении».
Критерии прогресса
Существуют определенные признаки (критерии), которые свидетельствуют о том, что в какой-либо системе наметился или уже начался прогресс:
Перечисленные критерии актуальны для всех сфер: начиная от эволюционных изменений в природе, заканчивая социальными процессами в обществе.
Возьмем для примера производственную сферу. В конце 19 века для увеличения производительности труда вместо ручного труда активно стали использоваться станки и механизмы (т.е. в системе появились подсистемы).
Это дало толчок научным изысканиям для совершенствования используемой техники (увеличилась связь между подсистемами). Появляется техника не только для производства материальных благ, но и для научных экспериментов (возрос функционал каждой из подсистем).
Противоречивость прогресса
Сущность прогресса не однозначна. В чем заключается противоречивость:
Примеры противоречивости прогресса:
Общественный прогресс и его критерии
Прогресс в обществознании – это процесс развития общества от первобытного к цивилизованному.
Восприятие мира человеком всегда субъективно. Оно зависит от того, на каком этапе развития находится общество. Поэтому мыслители прошлого определяли прогресс по-разному, следовательно, и критерии общественного прогресса отличались от тех, что мы определяем сегодня.
Вспомним, что было критериями прогресса общества в недавнем прошлом, что говорили об этом известные философы:
Что ставится во главу угла в наше время, когда речь идет об общественном прогрессе:
Как мы уже проанализировали в статье ранее, прогресс всегда противоречив. Противоречивость общественного прогресса состоит в следующем:
Пример: в 20 веке СССР под руководством Сталина сумел в кратчайшие сроки выбраться из разрухи после Гражданской войны, но социальная сфера развивалась слабо, и потому мощный скачок индустриализации (это как?) не повысил уровень и качество жизни людей;
Научно-технический прогресс
Научно-технический прогресс (НТП) – это развитие науки и техники, обеспеченное интенсивным познанием человеком сил природы, ее законов и применением их на практике.
Проявляется в повышении производительности труда за счет применения новых технологий, в освоении новых сфер, ранее недоступных человеку. Благодаря НТП изменяется жизнь общества и, как следствие – жизнь каждого человека.
НТП – это тесная связь между наукой, техникой и технологиями. Качественное улучшение одной из составляющих вызывает рост уровня двух других.
Если прогрессивные изменения в науке и технике происходят вследствие постепенного количественного накопления научной базы и развития техники и технологий, то говорят об эволюционном НТП.
Если же описанные изменения происходят в очень короткий период времени (взрывообразно) за счет качественного скачка науки, то такой НТП называют научно-технической революцией.
НТП на современном этапе имеет свои отличительные особенности:
Например, ученые изобрели уникальный способ обработки стекла, что позволило создать микроскоп с огромной степенью увеличения. Это дало ученым возможность совершить новые открытия, которые стали основой для очередного усовершенствования производства;
Присущ ли прогресс развитию природы
В аспекте (это как?) рассмотрения понятия «прогресс» возникает правомерный вопрос: «А есть ли прогресс эволюции природы нашей планеты?».
С тех пор как человек стал интенсивно пользоваться природными ресурсами, природе наносится очевидный ущерб: истощаются запасы полезных ископаемых, загрязняется атмосфера (это что?) и океаны, вымирают некоторые виды флоры и фауны.
Эволюция – это, прежде всего – развитие. А развитие может носить как поступательный (прогресс), так возвратный (регресс) характер. И эти два вектора развития взаимно дополняют друг друга.
Возможно, что люди, как биологический вид, перестанут существовать (например, после тотальной ядерной войны). При этом исчезнут большинство видов животных и растений. Очевидно, что это регресс природы.
Но эволюция будет продолжаться: останутся некоторые экземпляры флоры и фауны, они видоизменятся и породят новые виды. Возможно, что появится и замена человеку, но это будет уже новый вид, потому что кардинально изменится среда, в которой будут жить эти разумные существа.
Процесс видоизменения и возрождения природы прогрессивен по своей сути.
Вместо заключения
Прогресс (как и регресс) – это направление развития. Следовательно, весь материальный и нематериальный мир, который нас окружает, развивается по этим векторам.
И, коль человечество как вид до сих пор существует, значит, прогресс в его развитии преобладает.
Примеры противоречивости общественного прогресса показывают, что нельзя однозначно воспринимать происходящие в обществе изменения, даже если они прогрессивны.
Читайте наш блог, это один из источников прогресса в вашем самообразовании!
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Технологии, которые не вредят природе — это просто следующий этап прогресса. Главное, чтоб именно эти разработки стали приоритетными.
Научно-технический прогресс медленно, но верно уничтожает нашу планету. Безусловно, появление новых технологий улучшает качество жизни, но в некоторых сферах давно появились излишества.
Поскольку жизненный цикл всегда развивается по спирали вполне возможны какие-то катаклизмы, которые отбросят человечество на несколько веков назад, если передовые умы не примут меры для обеспечения баланса.
Общественный прогресс
Понятие общественного прогресса
Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.
Критерии прогресса:
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие производительных сил общества.
Прогресс может развиваться в двух формах:
Реформа — усовершенствование в общественной жизни, которое происходит через постепенные преобразования, при этом не затрагивает фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью).
Революция — качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:
Инновация — однократное улучшение, которое обеспечивает повышение возможностей адаптации социального организма в конкретных условиях.
Модернизация — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения ее развития.
Противоположность общественного прогресса — это регресс.
Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.
Стагнация— задержка общественного развития.
Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса
Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других.
Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.
Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.
Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.
Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.
Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.
Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.
Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.
Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.
Критерии общественного прогресса
Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.
Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.
Социальный
Отражение уровня развития общества.
Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.
Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.
Экономический
Оказывает влияние на все другие сферы.
Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.
Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.
Научно-технический
Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.
Культурный (духовный)
Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.
Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.
Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.
Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох В чём их плюсы и минусы?
Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох В чём их плюсы и минусы.
1. В чем заключается противоречивый характер прогресса?
1. В чем заключается противоречивый характер прогресса?
2. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох?
В чем их плюсы и минусы?
3. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?
5. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?
Какие иные критерии прогресса вам известны?
Какие иные критерии прогресса вам известны?
В чём минусы и плюсы самообразования?
В чём минусы и плюсы самообразования?
Проблема общественного прогресса и его критериев?
Проблема общественного прогресса и его критериев.
Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом?
Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом?
В чем состоит их ограниченность?
Кто из европейских мыслителей считал, что критерием общественного прогресса является рост науки и разума?
Кто из европейских мыслителей считал, что критерием общественного прогресса является рост науки и разума?
Плюсы и минусы прогресса, затем вывод?
Плюсы и минусы прогресса, затем вывод.
В чём минусы а в чём плюсы хобби?
В чём минусы а в чём плюсы хобби.
Какие существуют критерии прогресса?
Какие существуют критерии прогресса?
С этой точки зрения все семьи делятся на две основные группы : 1) Семьи с фиксированными доходами – это семьи, чьи доходы не зависят от уровня ее трудовой активности : инвалиды, пенсионеры, безработные. 2) Семьи с переменными доходами — обладают воз..
Можно сократить а можно и не сокращать.
Каждый ученик обязан вести себя достойным образом, знать и придерживаться всех норм этики и морали. Каждый ученик проявляет уважение к старшим, оказывает помощь младшим, если она им необходима, бережно относится не только к своим, но и к чужим вещам..
Функции СМИ : 1) информативная 2)формирование общественного мнения 3)образование и социализация граждан 4)осуществление общественного контроля за действиями власти 5)выражение общественных интересов 6)объединение граждан.
1)как вы понимаете слово «человечность»? 2)какого человека можно назвать человечным? 3)много ли человечных людей в нашем мире? 4)что нужно делать чтобы стать человечным.