В чем заключается работа библиотекаря в детской библиотеке
Должностная инструкция библиотекаря
Должностная инструкция позволяет полностью регламентировать работу библиотекаря, а также гарантирует соблюдение его прав. При неисполнении руководством библиотеки пунктов должностной инструкции работник может разорвать договор, а также потребовать компенсацию. Тщательно расписанная должностная инструкция минимизирует возникновение конфликтных ситуаций, а также доказывает наличие или отсутствие нарушений, которые привели к повреждению имущества библиотечного фонда.
Образец должностной инструкции библиотекаря
Должностная инструкция кастелянши
1. Общие положения
1.1. Библиотекарь приступает к своим должностным обязанностям после назначения его на должность в соответствии с трудовым законодательством руководителем Организации.
1.2. Во время работы библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой и вышестоящему руководству.
1.3. На должность библиотекаря может назначаться только лицо, имеющее соответствующее специальное образование. Стаж работы не влияет на принятие решения о приеме на работу.
1.4. Библиотекарь может освобождаться от должности руководителем организации по согласованию с заведующим библиотекой.
2. Требования к квалификации
2.1. Работник на должности библиотекаря обязан знать:
3. Задачи и обязанности
3.1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования населения путём обслуживания учащихся, педагогов, иных категорий читателей и предоставление библиотечного фонда.
3.2. Формирование у читателей способности самостоятельного изучения, обучение правильному поиску информации в книгах и из других носителей информации согласно оснащению библиотеки.
3.3. Совершенствование и освоение технологий, которые имеются в библиотеке.
3.4. Обслуживание читателей в зале, а также в абонементном отделе.
3.5. Поддержание порядка в зале и очищение библиотечного фонда от пыли.
3.6. Регистрация и оформление согласно требованиям периодических изданий.
3.7. Своевременная обработка книжных изданий.
3.8. Проведение работы с должниками.
4. Права
4.1. Получение свободного доступа к информации, которая связана с выполнением ряда задач, поставленных перед организацией.
4.2. Получение ежегодного отпуска в размере, соответствующему закону.
4.3. Получение разнообразных форм поощрения, а также награды за достижения.
4.4. Требование от посетителей библиотеки соблюдение норм поведения в образовательном учреждении.
4.5. Требование от вышестоящего руководства обеспечение условий труда согласно нормам безопасности.
4.6. Своевременное получение необходимой информации для осуществления действий согласно обязанностям.
5. Ответственность
5.1. Работник несёт ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, работу низкого качества, ошибки, при выполнении работы, недостоверность сведений, нарушение нормативных актов, утерю либо повреждение библиотечного фонда.
5.2. Библиотекарь несет материальную ответственность за ущерб, возникший вследствие невыполнения трудовых обязательств или их плохого выполнения, непринятие мер, предотвращающих порчу имущества библиотечного фонда, ущерб, возникший вследствие выполнения действий, которые преследуются в уголовном порядке.
6. Взаимоотношения
6.2. Во время работы библиотекарь обязан подчиняться непосредственному руководителю, а также вышестоящему начальству.
6.3. Во время работы библиотекарь взаимодействует со всеми работниками библиотеки.
Из чего состоит должностная инструкция библиотекаря
Стандартный вариант должностной инструкции состоит из шести основных пунктов.
Первая часть представляет собой общие положения, которые могут дополняться руководителями организации. Хоть в целом разные библиотекари выполняют практически идентичную работу, должностная инструкция каждого может существенно отличаться. Если библиотекарь работает в детской библиотеке, то основное внимание будет уделяться работе с детьми и помощи в поиске необходимой литературы. При работе в библиотеке при санатории должностная инструкция библиотекаря существенно изменится, так как в нее в большей степени будет входить уход за библиотечным фондом и его обслуживание.
Важно! Стандартный вариант должностной инструкции содержит только основные моменты, а при трудоустройстве работодатель может выдать документ с существенными дополнениями и правками.
Вторая часть инструкции содержит требования к квалификации сотрудника. Требования к квалификации избираются непосредственно руководством библиотеки, но при этом сотрудник обязательно должен знать нормативные документы, а также иметь соответствующее образование.
Третий раздел состоит из задач и обязанностей работника. Задачи обязанности могут изменяться в зависимости от количества работников библиотеки, а также размера библиотечного фонда. За работником может закрепляться отдельный отдел, несколько секций или полностью вся библиотека.
Четвертый раздел содержит права работника библиотеки и может дополняться по желанию как самого работника, так и вышестоящего руководства.
Пятая часть должностной инструкции расписывает ответственность библиотекаря.
Последний раздел состоит из описания взаимоотношений библиотекаря с остальными сотрудниками библиотеки.
Как составляется должностная инструкция
Должностная инструкция составляется ответственными лицами и утверждается руководителем организации. В правой верхней части документа вписывается его должность, название библиотеки, фамилия, имя, отчество и подпись.
В основной части должностной инструкции библиотекаря вписывается к какой категории работников относится сотрудник. Если работник в большей мере работает в зале или в библиотечном фонде, то это обязательно должно быть прописано.
Также необходимо указать номер распоряжения или приказа, по которому был принят библиотекарь на службу. Если во время составления должностной инструкции будет допущена ошибка, то этот документ не несет никакой силы, поэтому нужно быть предельно внимательным при внесении данных в каждой части бумаги. В общем положении также нередко указывается заместитель библиотекаря в случае если с работником что-нибудь случилось или он по какой-либо другой причине не может выполнять свои должностные обязанности.
Следующим этапом в должностную инструкцию вносятся требования к квалификации.
Если библиотекарь устраивается с условием наличия стажа, то это обязательно должно быть указано.
В данном разделе должны быть прописаны четко все условия, так как отсутствие каких-либо из них может привести к невозможности выполнения работником своих обязанностей.
В должностных обязанностях библиотекаря необходимо указать все функции, с которыми работнику придется столкнуться. Если в обязанности библиотекаря входит удаление пыли с бумажных изданий, то обязательно прописывать этот пункт в инструкции. Отсутствие пункта в должностной инструкции может позволить работнику не выполнять дополнительные функции и отказаться от ненормированной работы.
В конце документа обязательно согласование с сотрудником, который ответственен за его соблюдение. Чаще всего вписываются данные заведующего библиотекой или другого непосредственного руководителя. В данных указывается должность, название библиотеки, фамилия, имя, отчество и подпись.
В конце документа обязательно согласование с сотрудником.
Должностная инструкция библиотекаря образовательного учреждения
Что представляет собой должностная инструкция библиотекаря? Чем занимаются такие специалисты? Начнем с того, что во многих образовательных организациях есть школьный библиотекарь. Он назначается, освобождается от занимаемой должности по приказу директора ОУ.
Основные моменты
Осуществляет контроль за деятельностью библиотеки директор школы. Им же утверждается комплект нормативных документов. Отвечает за ее работу библиотекарь, являющийся членом педагогического коллектива. Он работает по графику, который составлен из расчета 40-часовой недели, утвержден руководителем ОУ.
Если школьный библиотекарь уходит в отпуск, находится на больничном, его обязанности возлагаются на второго библиотекаря. При отсутствии такой штатной единицы выдачей книг занимается учитель (по приказу директора школы).
Должностная инструкция библиотекаря составлена на основе законодательства РФ об образовании и культуре, ТК, а также устава ОУ, правил внутреннего трудового распорядка.
Функции
Рассмотрим основные функции, которые выполняет «хранитель духовных сокровищ». Должностная инструкция библиотекаря образовательного учреждения предполагает выполнение им следующих обязанностей:
Основные права и обязанности
Чем должен заниматься работник? Должностная инструкция библиотекаря содержит следующие пункты:
Важные моменты
Должностная инструкция библиотекаря предполагает проведение инвентаризации учебников и художественной литературы с целью сверки и учета с регистрационной картотекой, фондами. Это лицо несет ответственность за достоверность подобных мероприятий.
Работа библиотекарем предполагает формирование и организацию библиотечного фонда:
Работа библиотекаря предполагает проверку правильности расстановки фонда. Лицо, которое выполняет подобные обязанности, выявляет устаревшие и ветхие документы (утратившие научно-познавательную ценность), осуществляет их своевременное списание по установленным правилам и нормам.
Профессия «библиотекарь» ответственна, ведь такой человек обязан вести контроль за методической, учебной, научно-популярной литературой, выдаваемой читателям. Именно библиотекарь занимается оформлением подписки на разнообразные периодические издания, включая и электронные, а также осуществляет контроль за их доставкой.
Организационные обязанности
Профессия «библиотекарь» предполагает ведение, редактирование справочно-библиотечного аппарата: картотек, каталогов, рекомендательного списка литературы, информационных материалов на машиночитаемых и традиционных носителях. Это должностное лицо несет ответственность за состояние каталогов.
В должностные обязанности библиотекаря входит развитие информационно-библиографической грамотности учеников и педагогов, поэтому он разрабатывает, проводит специальные занятия и консультации.
В начале каждого учебного года библиотекарем осуществляется перерегистрация читателей. Что еще входит в должностные обязанности школьного библиотекаря?
Он занимается продвижением лучших методических и учебных материалов посредством книжных выставок, тематических стендов, подборок, информационных уголков.
Подведем итоги
Библиотекарь является важным и нужным сотрудником в любой образовательной организации (школе, детском саду, центре дополнительного образования). Совместно с педагогическими работниками (учителями, воспитателями, психологом), родителями он пропагандирует значимость книг среди школьников.
Благодаря слаженной работе библиотекаря учебно-воспитательный процесс сопровождается необходимыми методическими и учебными материалами. Отдельное внимание он уделяет информационной работе с родителями учеников, принимает (по просьбе педагогов) участие в общешкольных родительских собраниях.
У библиотекаря есть право на самостоятельный выбор методов и форм работы с читателями, участие в заседаниях педагогического коллектива ОУ (с правом совещательного голоса). Он является активным участником совещаний и семинаров, которые связаны с его профессиональной деятельностью. Библиотекарь имеет право на повышение своей квалификации, внесение предложений директору школы относительно условий труда (доплат, премий).
Должностная инструкция библиотекаря школы
протокол № ____ от «__»___ 20 __ г.
Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.
Должностная инструкция библиотекаря
1.2. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без требования к стажу работы в данной должности, знать свою должностную инструкцию школьного библиотекаря и применять ее в работе.
1.4. Школьный библиотекарь подчиняется непосредственно директору общеобразовательного учреждения, работает под руководством заведующего библиотекой.
1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством РФ о культуре и образовании, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы), трудовым договором. Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.6. Библиотекарь должен знать:
• законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
• руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;
• приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
• Федеральный Закон №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
• содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде школы;
• теорию и практику библиотечного дела;
• основы библиотековедения и библиографии;
• основы трудового законодательства, организации труда;
• правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг;
• систему классификации информации и правила составления каталогов;
• технологию библиотечных процессов;
• методику проведения бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;
• основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, в программах создания презентаций, основы работы с компьютером, принтером, принципы работы в глобальной сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования;
• правила по охране труда, пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара.
• инструкцию по охране труда для библиотекаря общеобразовательного учреждения.
1.7. Библиотекарь должен быть обучен и иметь навыки оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.
Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении.
2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Анализирует: библиотечный фонд; читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы.
3.2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу.
3.3. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.
3.4. Обслуживает учащихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.
3.5. Оформляет подписку общеобразовательного учреждения на периодические издания и контролирует их доставку.
— текущее и перспективное планирование на своем участке работы;
— выдачу и сбор учебников;
— совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работой деятелей литературы, искусства, родителей;
— просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей),принимает родителей(законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;
— контроль сохранности библиотечного фонда;
— изучение с учениками образовательного учреждения основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;
— совместную деятельность школьной и районной библиотек.
3.7. Принимает участие в координации:
— взаимодействия представителей администрации школы, служб и подразделений управления образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда;
— работы классных руководителей по обеспечению учащихся общеобразовательной школы необходимой учебной литературой.
— соблюдение в библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности;
— соблюдение учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой;
3.9. Корректирует заявку на комплектование библиотечного фонда.
3.10. Принимает участие в разработке:
— правил пользования библиотечным фондом;
— каталогов, картотеки рекомендательных списков литературы.
— учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;
— родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся общеобразовательного учреждения;
3.12. Принимает участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами.
— разрешенной, необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения экзаменов;
— своевременное комплектование библиотечного фонда.
3.14. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.
3.15. Соблюдает правила по охране труда и пожарной безопасности, следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов школьной библиотеки.
Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам общеобразовательного учреждения по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.
4.2. Принимать участие:
— в разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;
— в ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;
— в работе педагогического совета с правом совещательного голоса.
4.3. Вносить предложения:
— о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;
— по совершенствованию воспитательной работы.
4.4. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений в помещениях библиотеки.
4.5. Выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения.
4.6. Определять источники комплектования информационных ресурсов.
4.7. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.8. На представление к различным формам поощрений, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и культуры.
4.9. Повышать свою квалификацию.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы по представлению заведующего библиотекой или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.
6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений и других мероприятиях.
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с локальными актами.
6.5. Осуществляет деятельность по приему и сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.
6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками, педагогом-организатором и заместителями директора общеобразовательного учреждения.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»_____20___г. _____________ /_______________________/
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мифы и стереотипы о работе в библиотеке
реклама
Что всплывает в вашей голове при слове библиотекарь?
Старая, ворчливая, старушка с пучком на голове? Не-а.
Я библиотекарь-тамада.
реклама
Я работаю библиотекарем с 2017 года. И в свой адрес очень часто слышу: “А библиотеки еще работают?”, “Разве кто-то берет у вас книги?”, “К вам одни бабушки ходят!”.
Я уже устала отвечать всем одно и то же: “Да, работают. Да, книги берут. Нет, к нам ходят не только бабушки”.
А сейчас я вам расскажу, что на самом деле делает библиотекарь и можно ли его считать вообще библиотекарем в современных условиях.
реклама
Основная работа библиотекаря конечно же заключается в том, чтобы выдать вам, читателям, книги. Но это вам не магазин “Пятерочка” и не “Магнит”. Здесь нет пип-пип, 2 секунды, забрали продукты и ушли. Здесь приходит читатель: “Я хочу что-нибудь почитать, но не знаю чего”. И путем долгих опросов, разговоров, предыдущих чтений, мы можем догадаться, что хочет взять читатель. Сейчас, в период пандемии, наша работа усложнилась. Потому что раньше читатель мог сам походить по библиотеке и повыбирать, чего ему нужно, то сейчас это невозможно, потому что есть строгие ковидные ограничения. Мы не пускаем читателей в фонд. Поэтому носим килограммы книг читателю, он выбирает, запрашивает еще что-то, несем ему еще килограммы книг. Потом он все-таки выбирает и мы готовы ему записать нужные книги.
Не забудьте, что остальные книги нужно расставить по полочкам.
На обслуживание одного читателя может уйти 15-20 минут, а в некоторых случаях еще больше. Не думаю, что в Пятерочке вы столько времени проводите у кассы.
реклама
А еще мы теперь выдаем электронные книги. Ага, бесплатно, через приложение. Вы можете сделать это из дома. За счет библиотеки. Классно. Но это тоже наша работа.
Не буду рассказывать про всю строго библиотечную работу, а ля ремонтировать книги в фонде, расставлять их в нужном порядке, проводить обеспыливание фонда, делать акты на списание, замену утерянных и т.д. Это все чисто библиотечное.
Организуй мероприятие: составь сценарий, собери материал, проработай его, подготовь зал, укрась его, разработай афишу, собери людей, сделай рекламу, пофотографируй, выложи пресс-релиз, пост-релиз, напиши отчет. Прекрасно.
А теперь вспомним, что мы на пандемии. Все мероприятия онлайн. Что делает библиотекарь? Становится блогером.
Вести социальные сети. Да-да, вести как smm’щик. Делать контент-план, постить всякие развлекательные и полезные штучки, рекламировать книги, делать контент и выкладывать его. Я веду: инстаграм, вк, телеграм, ютуб. Стоит заметить, что никто нас ни на какие курсы не отправлял. И библиотекари понятия не имеют как это делать. Но это неважно.
Сам записывать и монтировать видео и аудиоконтент. Да-да, ты должен быть оператором, режиссером, звукорежиссером, монтажером, актером. Все сам. Никто тебе не поможет. А как снимать? А как играть? А как монтировать? Не знаю, учись!
Стать дизайнером. Потому что тебе никто не оформит ничего. Ты все сам. Нужна обложка к видео? Сам. Нужен пост в инстаграм? Рисуй. Нужна афиша? Редактор открой уже. Векторная графика, растровая графика. Не умеешь? Учись. Не забудь еще сам купить все эти программы.
Контент сам по себе не возьмется ниоткуда. Надо искать идеи где-то. Где? Где-то) Смотри блогеров-миллионников и пытайся сделать на таком же уровне. Мы знаем, что у тебя ничего не получится. И что? У тебя нет микрофона, штатива, камеры, программного обеспечения, хорошего железа? А кого это волнует? Придумай что-нибудь. Купи айфон.
Ты должен участвовать в городских мероприятиях и акциях. Во всех. Почти.
Презентации красивые тоже умей делать. Ты ж выступаешь везде.
А если вы думаете, что у библиотекаря целый рабочий день для этого, ведь туда никто не ходит. Огорчу. На кафедры очереди. Быть может за целый день вы не сделаете ничего, кроме выдачи литературы. А всю остальную работу никто не отменял. Когда ее делать? Да хоть дома. Кого это волнует?