В чем заключается работа директора школы
Директор школы: в чем его обязанности?
Директор школы – это главное должностное лицо образовательного учреждения. Он возглавляет администрацию школы, руководит педагогическим советом и деятельностью учебной организации. Директор школы – это ответственная и серьезная профессия, с которой может справиться только образованный и тактичный руководитель.
О профессии «директор школы»
Директор школы руководит работой школы и коллектива. В его основные обязанности входит координация деятельности учителей. Специалист данного профиля нанимает педагогов на работу, оказывает им помощь при ведении образовательной деятельности (направляет на курсы повышения квалификации, переаттестацию, предоставляет необходимые ресурсы для педагогической работы и т.д.), контролирует составление расписания, общается с родителями и решает организационные вопросы.
Должность директора школы – почетная и ответственная, требующая от работника самоотдачи, любви к своей профессии и желания постоянного совершенствования работы образовательного учреждения.
Профессиональные обязанности директора
Директор – главное лицо в школе, поэтому он отвечает за организацию деятельности в образовательном учреждении, начиная с работы педагогов и заканчивая выполнением обязанностей техническим персоналом, бухгалтерскими расчетами и пр. В профессиональные обязанности директора средней школы входит:
руководство учебной, воспитательной и организационно-хозяйственной деятельностью учреждения, которое не перечит уставу и правовым нормативным актам;
организация работы школы и обучение учеников согласно государственным стандартам образования;
утверждение рабочего расписания, планов, учебных программ и пр.;
создание условий, обеспечивающих безопасность учащихся и сотрудников образовательной организации во время учебной деятельности (соблюдение правил пожарной безопасности, санитарных требований и пр.);
обеспечение питания и медицинского обслуживания учащихся;
прием на работу и увольнение педагогов и сотрудников учебного заведения, определение их профессиональных обязанностей, обеспечение профессионального роста педагогов (направление преподавателей на курсы переподготовки, повышение квалификации и пр.);
руководство педагогическим советом;
поощрение лучших сотрудников наградами и премиями;
общение с родителями;
подготовка отчетов и т.д.
Директор школы выполняет множество разноплановых задач и несет ответственность за невыполнение своих должностных полномочий.
Источник фото Racool_studio/freepik
Как стать директором школы
Директор школы может быть выбран среди учителей, работающих в этом образовательном учреждении, либо приглашен из другой организации. Чтобы стать директором, необходимо пройти государственную аттестацию и соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату на эту вакансию.
Претендент должен обладать высшим педагогическим образованием, стажем работы по специальности более 5 лет, и пройти курс повышения квалификации в сфере «менеджмента», «управления» и т.д. Второй вариант: кандидат должен обладать высшим образованием по направлению «управление предприятием», «управление персоналом» и пр., и стажем работы в должности преподавателя более 5 лет.
Личностные качества директора школы
Директор – это сложная, ответственная профессия, требующая определенных личностных качеств. Директор школы должен:
обладать организаторскими способностями и аналитическим складом ума;
знать психологию, педагогику, управление деятельностью сотрудников организации;
владеть грамотной устной и письменной речью;
иметь развитые коммуникативные способности;
быть требовательным, справедливым, стрессоустойчивым.
Директор выполняет множество задач, справиться с которыми может только ответственный, целеустремленный человек с развитыми лидерскими качествами и способен найти выход практически из любой ситуации.
Как найти работу директором школы
Чтобы получить работу директора школы, требуется грамотно оформить резюме и откликаться на вакансии. При этом требуется позиционировать себя, как опытного работника, способного справиться с новой должностью. При рассмотрении резюме работодатели обращают внимание на педагогический опыт, образование, участие кандидата в конференциях, на пройденные курсы повышения квалификации и т.д.
Сколько получает директор школы?
Средняя зарплата директора школы в России зависит от региона проживания и места работы. В Москве оклад по этой специальности составляет 80 тыс. руб. В других регионах России заработная плата директора школы может варьироваться от 35 до 75 тыс. руб.
Плюсы и минусы профессии
Как и любая должность, профессия «директор школы» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:
высокая заработная плата;
длительный летний отпуск;
комфортные условия труда.
Среди минусов профессии можно выделить следующие:
сильная загруженность в течение рабочего дня;
решение часто возникающих конфликтных ситуаций;
Должностная инструкция директора школы
Должностная инструкция директора школы – это документ, в котором перечислены обязанности, права и меры наказания за нарушения руководителя учебного заведения.
Образец должностной инструкции директора школы
Общие положения
Должностные обязанности
Обязанностью директора является грамотное осуществление руководства школой в полном соответствии с законами, постановлениями и уставом, которое выражается в выполнении ряда действий, перечисленных ниже:
Права
Лицу, занимающему должность руководителя, предоставляется право:
Ответственность
На руководителя возлагаются санкции и меры пресечения в следующих ситуациях:
Условия работы
Режим работы директора определяется уставом, распорядком школы и внутренними правилами.
Данная инструкция разработана _________________ (лицо или отдел, разработавший документ).
Согласовано _________________ (представитель юридического отдела).
С инструкцией ознакомлен _____________ (подпись директора).
Пояснения к документу
Составление такого документа важно для кандидата на должность директора и педагогического коллектива. Директор сразу видит свой круг обязанностей, а коллектив понимает, по каким вопросам можно обращаться к руководству.
Важно и то, что при наличии жалоб и претензий можно будет рассматривать вероятность вины директора в приложении к его прописанным обязанностям.
Оформление
Унифицированной формы нет, однако при составлении документа применяются общие стандарты руководящих должностей. Ориентиром может быть квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов.
Документ составляется отделами управления по образованию, согласовывается с кадровиками и юристами.
Разделы
Документ состоит из 5 частей, при необходимости количество разделов может уменьшаться или увеличиваться.
Обязательно включается раздел «Общие положения», в которых освещаются основные требования к кандидату. Также перечисляются законы, которые обязательно должен знать директор, навыки (например, умение работать с текстами, базами, таблицами), а также знание основных теорий, наук, которые имеют отношение к работе.
В этом разделе указывается лицо, которое является непосредственным руководителем директора, а также лицо, исполняющее его обязанности во время отъезда или отсутствия.
Должностные обязанности — это объемный отдел, который следует написать как можно полнее и подробнее.
Присутствует указание на права, которыми наделяется директор для исполнения своих обязанностей. Подробно указываются права на взаимодействие с руководством и в целях улучшения работы.
Ответственность — здесь перечисляются возможные нарушения, а также указывается, что санкции, которые применяются соответственно проступку, должны соответствовать закону.
Следующий пункт — условия работы. Если есть конкретные особенности, их следует также указать.
Документ согласовывается с юридическим отделом, о чем свидетельствует подпись руководителя, а также ставится подпись самого кандидата после ознакомления. Документ датируется, используется без заверения печатью.
Как стать директором школы
Для большинства учеников директор школы – это мифический человек, которого школьники видят на торжественных линейках пару раз в год. Но что входит в его обязанности, из чего состоит работа директора школы? Мы взяли инициативу в свои руки, подошли к загадочному человеку на расстоянии вытянутой руки и сами обо всём расспросили.
Наш герой: Виктория Владиславовна
Профессия: директор школы
Стаж работы: 25 лет
Предмет: математика
Работать директором школы – это как?
В чём заключается работа директора школы?
Прежде всего, это организация учебного процесса на всех стадиях: расписания, замены, уроки, ЕГЭ, ОГЭ. Также я занимаюсь контролем хозяйственного блока.
Естественно, выполнять работу всех направлений сразу ни администратор, ни директор школы не может. Для этого есть отдельные люди, которые за это отвечают, но функция контроля и выделения различных нюансов лежит на мне – от формирования закупок и до ремонтных работ.
Мы пишем заявки, так как школа очень большая, далее проходит выборка в пользу приоритетных запросов. Плюс занимаюсь общением с родителями и детьми, различными олимпиадами.
Кого на какую олимпиаду отправить, кому какую помощь оказать, потому что, например, для детей, которые успешны в чём-то конкретном, мы приглашаем педагогов из специализированных центров, чтобы педагоги занимались с детьми уже на уровне городском и муниципальном.
Также, конечно, занимаюсь воспитательной работой вместе с социальным педагогом. Для этого необходимо знать всех детей и все семьи, которые по той или иной причине находятся в зоне риска.
Контроль качества питания, несмотря на то что для этого тоже есть специальные люди, директор должен знать всё даже об этом.
Я очень часто выполняю функцию медицинской сестры (смеётся), так как медицинские сотрудники –это приходящие и уходящие люди, сотрудники поликлиник со своим расписанием, поэтому в первую очередь школьники бегут ко мне. Мы при любой головной боли должны вызывать скорую помощь, оповещать родителей, но мы, тем не менее, оказываем помощь самостоятельно, если это не что-то серьезное.
Что вы считаете результатом работа директора школы?
Результат моей работы директором школы – это то, как я сумела воспитать ребёнка на той или иной стадии его развития: оценки, ЕГЭ, как и кем ребёнок вышел после школы, насколько он социализирован, насколько мы смогли ему помочь и так далее.
Если после выпуска родители пишут «Спасибо», то больше мне и не нужно.
Какие люди повлияли на то, чтобы Вы выбрали такую профессию?
Наверное, банально будет сказано, но все мы проходим через школу, вот я в детстве играла в школу.
Сестра моей бабушки была учителем, но не думаю, что это как-то повлияло, скорее тут сыграла роль моя классная руководительница, мне нравилось, как она преподавала математику, я к концу одиннадцатого класса думала: пойти на математику или на химию – пошла на математику.
В школе мне очень нравилось приходить в библиотеку, тогда я писала выборки из книг, мне очень нравилось проводить время в тишине, я даже хотела стать библиотекарем, но вот как-то не вышло (смеётся).
Какой путь необходимо преодолеть, чтобы работать директором и быть в этом успешным?
Всё остальное нарабатывается опытом и различными курсами, потому что директор на данном этапе в России – это прежде всего менеджер. И если директор не прошёл через различные ситуации с родителями и детьми, то потом очень сложно оценить то, что происходит.
Ещё важно смотреть как предметник, потому что многие ситуации связаны с предметной областью, и решения, которые принимаются относительно дальнейшего обучения учителей, очень важны! Если директор теоретик, он никогда не соберет команду учителей, ведь он не будет понимать, как они живут, чем они живут, в таком случае будет очень сложно сформировать команду.
Поэтому путь учителя с образованием менеджера лучше всего получать менеджером в сфере бизнеса, проходить тренинги, понимать, как строятся компании, как создаются команды, бизнес-тренинги очень помогают.
Какими качествами необходимо обладать, чтобы получить работу дриектором школы?
И всё это только малая часть, которая сразу пришла в голову.
Вы хороший директор?
Всегда есть над чем работать.
Если бы я честно считала, что не справляюсь с этой должностью, я бы ушла.
Зачем мучать учеников, родителей, учителей, если я не могу организовать какой-то процесс. Также я считаю важным показателем постоянство учительского состава. У меня учителя не меняются на протяжении большого количества лет. Конечно, радует и то, что к тебе целенаправленно идут дети, родители находят взаимопонимание и могут обращаться.
Что Вы думаете, когда к Вам вызывают школьника?
Тут либо я вызываю, либо ко мне ребёнка приводят из-за какой-то ситуации, которую нужно разрешить, иногда ребёнок сам приходит и обращается за советом.
Сложно ли руководить учителями / детьми? Кем руководить сложнее?
Учителя – это очень интересная каста людей со своими характерами, которые знают и понимают, что они лучшие и самые правильные, у каждого присутствует свой «предметный» эгоизм. В этом отношении нужно очень тонко находить верные способы, чтобы общаться с учителем, находить его слабые и сильные стороны, чтобы а разговоре с ним дать ему понять, что он прав, что он молодец, но чтобы в итоге сделал он всё так, как нужно мне.
Дети – это лицо своих родителей, с детьми работать гораздо легче. Всё идёт через примеры, убеждения, разговоры. В ребёнке нужно понять, чем он живёт, чем болеет, и от этого уже общаться с ним, ведь все дети очень разные и очень интересные.
Вот ты ребёнка берёшь в пятом класса и до одиннадцатого класса проживаешь с ним целую жизнь. Директор реально проживает каждую жизнь, да ещё и вместе с целой семьёй. А по выпуску потом слёзы.
Что Вам нравится в работе директором школы?
Мне нравится, что я могу влиять, могу корректировать, могу вносить лепту в формирование жизненных устоев и интересов ребёнка.
Мне очень нравится, что, когда ребёнок приходит со своими переживаниями, ты помогаешь ему рассуждать, чтобы он сам принимал свои решения, ты подводишь его к чему-то, он получает результат, и ты им гордишься, а соответственно, и собой.
Мне это очень нравится… Путь становления.
Что Вас раздражает в работе директором школы?
Ничего не раздражает.
Что станет с Вашей профессией через 10-20 лет?
Я надеюсь, что принцип не изменится. Дети есть и будут всегда, детей нужно учить, воспитывать, поэтому думаю, что цели и задачи в работе директором школы останутся теми же.
В какие вузы лучше поступать, чтобы стать хорошим директором? В России, за рубежом?
На конкретном вузе не буду останавливаться, просто безусловно важно педологическое образование, а дальше всё зависит от человека опять же.
Должностная инструкция и обязанности директора школы
Должностные обязанности директора школы – это серьезный и ответственный труд, который не каждый сможет осилить. Руководить учебным учреждением может только настоящий профессионал с подобающим стажем, перечнем обязанностей и ограничений, о котором и пойдет речь в данной статье.
Основные положения, перечисленные в должностной инструкции
Должностная инструкция – это главный юридический документ, в котором подробно описаны и закреплены все обязанности и полномочия сотрудника, осуществляющего работу на какой-то конкретной должности.
Ее общие положения, описывающие общие функциональные обязанности директора школы, выглядят следующим образом:
Функции руководителя учебного учреждения
Основных функций, которые выполняет сотрудник на должности исполняющего обязанности директора школы, всего две:
Обязанности директора школы
Обязанностей у руководителя школы много. Вот перечень самых основных:
Как видите, функциональные обязанности директора школы – это внушительный список, состоящий из достаточно сложных пунктов. Если вы претендуете на данный пост, еще раз пройдитесь по ним и подумайте, сможете ли вы выполнить все на должном уровне. Исполнение обязанностей директора школы – это не для всех. Здесь необходимы профессиональные навыки.
Права директора учебного заведения
С должностными обязанностями директора школы мы разобрались. Однако не стоит забывать, что у лица, занимающего такой высокий управляющий пост, есть и определенный перечень прав. Итак, права директора учебного заведения выглядят следующим образом. Директор имеет право:
Ответственность директора школы
Если директор школы не выполняет предписанные ему обязанности согласно правилам и уставу школы, он может столкнуться с дисциплинарными взысканиями вплоть до увольнения с должности, так как имеет место нарушение прямых трудовых обязанностей. Также он может быть лишен своего поста в случае, если случилось не соответствующее правовым актам воспитание ребенка, в том числе с применением физической силы или психического давления. Другие аморальные поступки того же толка также повлекут за собой увольнение согласно закону “Об образовании”.
Административная ответственность грозит директору учебного заведения в том случае, если он нарушил правила пожарной и технической безопасности или санитарные и гигиенические нормы, а также охрану труда. Если им, помимо всего прочего, был нанесен тяжелый вред материальному содержимому образовательной организации или кому-либо из сотрудников школы, он также может понести серьезную материальную ответственность.
Связи директора школы
Исполняющий обязанности директора школы должен поддерживать определенный перечень связей. Его график состоит из 40 часов в неделю, во время которых директором поддерживается связь с:
Управляющий учебным заведением каждый год сам распоряжается своим рабочим графиком на каждую четверть учебы, при этом он ведет отчеты, которые в дальнейшем идут учредителям и представителям местных муниципальных органов. Также он получает от них необходимое информирование о всех текущих нормативных и методических делах и событиях, расписывается в каждом из подобных информирующих документов.
Основные положения заместителя директора
Директору любого образовательного учреждения не обойтись без так называемой “правой руки” в лице заместителя, самого близкого по иерархии школьного управления помощника. Он занимается вопросами воспитательной работы, курирует работу педагогического состава, организовывает культурно-оздоровительный досуг учеников образовательной организации и выполняет много других задач разной степени сложности.
Исполняющий обязанности заместителя директора школы также считается руководящим лицом, а на пост может быть назначен или уволен только приказом самого директора. Для этого претендент должен обладать стажем трехлетней работы на должности педагога или сотрудника, ответственного за воспитательную работу.
В случае если сам заместитель по какой-либо причине отсутствует, все его обязательства должен исполнить нижестоящий по рангу сотрудник образовательной организации (это может быть социальный педагог или любое другое должностное лицо, имеющее право замещать заместителя в соответствии с распоряжением директора).
Знания, необходимые исполняющему обязанности заместителя директора школы:
В своей работе заместитель директора школы основывается на законодательство Российской Федерации, устав школы, прямые указания руководящего начальства и должностную инструкцию, необходимую к ознакомлению.
Функции заместителя директора школы
Функций у работника на посту заместителя управляющего учебным учреждением несколько, все они имеют такое же первостепенное значение, как и функции директора. Во многом качество образовательного процесса, разнообразных методик, исследований психологии молодежи и многих других вещей, связанных как с учебой, так и с воспитанием молодого поколения, зависит именно от заместителя директора, потому что большая часть работы непосредственно с учениками, их родителями и заинтересованными органами, ведущими деятельности по вопросам молодежи, лежит именно на его плечах.
Итак, основных функциональных обязанностей заместителя директора школы четыре:
Обязанности заместителя руководителя школы
Должностные обязанности заместителя директора школы по УВР (учебно-воспитательной работе) не менее важны и сложны в исполнении, как и у самого руководителя учебного учреждения. Заместитель директора выполняет перечень обязанностей:
Таким образом, должностные обязанности зам. директора ничуть не уступают в сложности и важности обязанностям директора.
Права заместителя директора школы
Ответственность заместителя
Обязанности зам. директора школы, как и его права, мы уже рассмотрели, но не стоит забывать, что заместитель также несет ответственность за неисполнение или халатное отношение к своей рабочей деятельности. То же касается и нарушений в сфере правил безопасности труда, дисциплины педагогического уровня и пожарных предостережений. Увольнение или административное наказание грозит заместителю руководителя образовательной организации по таким же принципам, как и самому директору. Обязанности заместителя директора школы по УВР строго необходимы к исполнению.
Связи заместителя директора школы
Заместитель директора учебного заведения работает по тому же графику, что и сам директор, то есть 40 часов в неделю. Этот график утверждает непосредственно директор, расписываясь в соответствующем документе. Заместитель также планирует свою рабочую деятельность, составляя все графики и расписания в пределах учебной четверти самостоятельно. Этот план проходит одобрение директора, который обязан расписаться в нем в течение пяти дней со времени предоставления заместителем и ознакомления с содержанием документа.
Заместитель директора школы по воспитательной работе, обязанности которого не менее сложны, чем у директора, должен во всем ему отчитываться, как своему прямому начальнику, по истечению срока каждой из учебных четвертей, предоставляя ему письменные отчеты установленного должностной инструкцией объема не позднее, чем через десять дней после конца четверти. Заместитель также обязан своевременно ознакамливаться с предоставляемой ему директором информацией и ставить роспись, утверждающую это ознакомление юридически в нужных бумагах.
Заместитель директора школы постоянно поддерживает контакт и обмен данными, являющимися важными в плане его рабочей деятельности и должностных обязанностей с другими сотрудниками школы, то есть участниками педагогического состава, социальным педагогом и т. д. На время отсутствия директора занимается выполнением его рабочих обязанностей (можно заметить, что во многих пунктах должностные инструкции руководителя образовательной организации и его заместителя схожи между собой, поэтому заместитель, по сути, продолжает заниматься своей работой лишь с некоторыми бюрократическими дополнениями).
Заместитель обязан вовремя оповещать сотрудников организации учебного заведения о возникающих в ходе работы проблемах. Также он должен передавать директору все сведения, услышанные на каких-либо собраниях по вопросам рабочей деятельности в данной школе, сразу, как их приобретет. Должностные обязанности зам. директора школы обязывают его незамедлительно выполнять все распоряжения директора, поэтому лучше, чтобы это была работа в тандеме, на благо самой школы.