В чем заключается работа колориста автоэмалей
Колорист – мастер цвета
С первобытных времен человек стремился к тому, чтобы подобно природе наполнять пространство вокруг себя яркими и сочными цветами. На протяжении тысячелетий люди создавали и совершенствовали краски, используя их в совершенно разных областях быта и творчества. Поэтому с помощью красок не только создаются картины, но и декорируются различные сооружения, печатаются книги, окрашиваются ткани. Как и вариантов использования краски огромное количество, так и существует множество оттенков цветов, которые отличаются своей насыщенностью, плотностью. И далеко не каждый сможет разобраться в этом многообразии, поэтому и неоценимой будет помощь специалиста в данной области – колориста.
Кто такой колорист?
Колористом принято называть работника предприятия, который разбирается в красителях, знает принципы их смешивания, необходимые пропорции для получения того или иного оттенка, а также может составлять или подбирать цветовую гамму.
Представитель данной профессии востребован во многих сферах, поэтому требования к его образованию, квалификации и дополнительным навыкам значительно разнятся. К примеру, у колористов есть две более узкие специальности – это технолог-колорист, который может разрабатывать новые оттенки, и колорист-исполнитель, который работает по уже существующим цветовым гаммам.
Следует выделить следующие направления деятельности:
текстильное предприятие – для тканей разрабатываются не только цвета, но и различные рисунки и принты с несколькими оттеночными решениями;
кожевенное предприятие – окрашивание образцов для выбора оптимального варианта;
целлюлозно-бумажная промышленность – окрашивание бумаги;
типография – создание оттисков перед печатью тиража изданий, разработка макетов;
автомобильная промышленность и сервис – покраска автомобилей, создание аэрографии;
химическая промышленность – производство краски различного назначения.
Обязанности колориста
Источник фото senivpetro/freepik
В перечень обязанностей специалиста можно включить следующее:
работа над колерами, их создание, составление, подбор;
приготовление необходимых смесей, работа с ингредиентами;
проверка результатов, проведение необходимых испытаний;
передача образцов, которые соответствуют технологическим картам, в дальнейшее производство;
работа с документацией по отчетности используемых материалов.
Если штат специалистов достаточно велик, то опытный специалист, имеющий солидный рабочий стаж и высокий уровень квалификации, назначается руководителем над остальными специалистами.
Для того, чтобы иметь возможность в полной мере осуществлять весь вверенный функционал, колористу необходимо иметь следующие знания:
наименования, характеристики существующих цветов и оттенков;
принципы составления колеров, методы работы;
рецепты, соотношение красителей и растворителей, их свойства, влияние друг на друга;
особенности различных материалов, их реакция на окрашивание;
принципы работы с документацией и составления отчетов.
Строить свои рабочие процессы колорист должен по принципам, прописанным в следующих документах:
правила по охране труда;
правила по технике безопасности;
правила по производственной санитарии;
стандарты качества выполненных работ;
принятая на предприятии система знаков и обозначений.
Требования к колористу
Поскольку колорист работает с химическими веществами, то он обязан использовать в своей работе средства защиты, дабы избежать отравления выделяющими от красителей и растворителей испарений.
Также работа подобного характера не подходит для лиц с серьезными аллергическими реакциями и проблемами у органов дыхания. Для этой работы принципиальное значение имеют острое зрение и широкое цветовосприятие.
Обучение колористов
Специфика работа колориста предполагает наличие у него профильного образования, поскольку ему необходимо будет иметь дело с различными химическими элементами. А такой род деятельности подразумевает некую опасность, поэтому без специальной подготовки к самостоятельной работе допуска быть не может.
Получить необходимое образование возможно в средних специальных образовательных учреждениях. Стоит понимать, что универсальных колористов, которые могли бы работать в любой отрасли не существует. В связи с этим абитуриент должен уже при выборе учебного заведения определиться с отраслью, где хотел бы работать. Хотя, конечно же, специалист может в любой момент пройти курсы профессиональной переподготовки и уйти в другую отрасль.
Разряды профессии колорист
Уровень квалификации определяет профессиональные возможности специалиста.
Колорист 3 разряда
Работает по установленным рецептурам.
Колорист 4 разряда
Также занимается составлением красок по установленным рецептурам, но при необходимости может корректировать оттенок, насыщенность, плотность.
Колорист 5 разряда
Может определять необходимое соотношение ингредиентов для того или иного количества продукции, определять требуемое соотношение, корректировать пропорции.
Колорист 6 разряда
Составляет самостоятельно рецепты, колеры.
Личностные качества профессии колорист
Источник фото pressfoto/freepik
Во многом колорист – это творческая профессия, которая требует образного мышления, хорошей памяти и острого восприятия оттенков, даже если их отличия минимальны.
Поэтому необходимыми качествами профессии можно назвать следующее:
интерес к созданию чего-то нового;
умение работать в команде;
навыки по презентации результатов своего труда;
Уровень заработной платы профессии колорист
Величина заработной платы специалиста определяется местом его работы, а также уровнем квалификации, поэтому варьируется от 25 000 до 50 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии колорист
Среди положительных моментов профессии можно выделить следующее:
элементы творческой деятельности в работе;
востребованность в различных областях.
К числу минусов профессии стоит отнести:
необходимость выбрать интересующую отрасль еще на этапе поступления в техникум или колледж.
Колорист автоэмалей
Колорист автоэмалей — (color — франц., цвет) это специалист по изготовлению специальных красок для покрытия автомобилей. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Даже вышедшие в конвейера автозавода два абсолютно новых автомобиля одного цвета, но из разных партий будут различаться по оттенку или блеску. И гораздо сложнее подобрать цвет, если автомобиль побывал в автомастерской после аварии.
Современные автомобили отличаются более сложными многослойными покрытиями и цветами. Для их покраски используются многосоставные пигменты. Всё это значительно усложняет работу колориста и предъявляет высокие требования к его мастерству.
В арсенале современного колориста различные приборы, образцы цветов, компьютерные программы, которые составляют рецепт автоэмали по введённым базовым составляющим. Но окончательное решение в выборе идеально подходящего оттенка и его доведения до совершенства принимает колорист, даже в условиях хорошо оснащённой лаборатории. Человеческий фактор остаётся определяющим и в данном случае, так как нет прибора, заменяющего глаз человека. И, кроме того, в ограниченных условиях автосервиса нерентабельно создать полностью автоматизированную систему цветоподбора.
Такой интересный факт: в России владельцы автомобилей предъявляют более высокие требования к покраске, в отличие от Европы, где предпочитают экономить и не так требовательно относятся к идеальному соответствию цвета. Ведь окраска — процесс очень трудоёмкий и длительный. В Европе красят автомобили, используя переходы: подбирается близкий оттенок и окрашивается не только, допустим, крыло, но и часть дверцы. В России такой подход считается некачественным. Поэтому именно в России профессия колориста чрезвычайно востребована, а профессионалы высокого класса могут рассчитывать на достойную оплату труда.
Особенности профессии
Функциональные обязанности колориста заключаются в следующем:
И, наконец, наступает момент священнодействия — колеровка цвета, то есть главный этап работы колориста. Он анализирует соответствие цветов и решает, какие пигменты и в каком количестве надо добавить для идеального совпадения.
Существует прибор для точного подбора пигментов — спектрофотометр, который облегчает работу колориста, сокращая время подбора образца цвета.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Востребованная и высокооплачиваемая профессия.
Интересная творческая профессия.
Необходимость постоянно учиться, осваивая новые технологии в сфере цветотехники.
Минусы
Высокий уровень ответственности за результат работы.
Возможное недовольство клиентов.
Работа колориста требует большого терпения для достижения хорошего результата.
Место работы
Кузовные цеха, автомастерские, автотехцентры.
Важные качества
чувство цвета и стиля
терпение при длительном подборе цвета.
Из профессиональных навыков важны:
Обучение на Колориста автоэмалей
Профессию колориста можно получить в специализированных учебных центрах, созданных крупными автодилерами.
Учебный центр компании «Дюрал», крупный дистрибьютор материалов DuPont. Обеспечивает качественное обучение основным принципам колеровки на собственных материалах для покраски в течение 5 дней с последующей стажировкой в малярном цеху (акриловые, металлические и перламутровые покрытия).
Учебный центр «Европроект групп» проводит обучение по направлениям «Технологии ремонтной окраски» и «Колористика» по 4-уровневой системе: тренинги базового, продвинутого, профессионального и технологического уровня.
Учебный Центр «Интерколор» обучает на курсах: колористов, маляров, специалистов кузовного ремонта, мастеров производств, консультантов. Центр оснащён аудиториями для лекций и практических занятий, окрасочными и кузовными участками, лабораториями по цветоподбору.
ООО «Русавтолак» обучает по 3 направлениям: технология применения ремонтных материалов; технология подготовки и окраски автомобилей; колористика.
Учебный центр «Автомеханика», курсы колористов со стажировкой в дилерских автотехцентрах.
Зарплата колориста автоэмалей на ноябрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Доходы колориста зависят от опыта и стажа работы. Форма оплаты труда колориста — сдельная. Скорость приготовления и колеровки краски нарабатывается с опытом. Начинающие колористы могут рассчитывать на заработную плату от 50 тыс. руб.
Интересные факты об экстерьере автомобиля
В последние годы на дорогах чаще встречаются матовые автомобили. Матовая окраска — это новый тип покрытия кузова, предъявленный миру компанией «Mercedes-Benz». Матовое покрытие обеспечивает 2К-полимерный лак при его высыхании. Модный матовый оттенок имеет свои особенности:
Видео: Колорист. Вводное занятие.
Работа колористом
Этой статьей я попытаюсь обратить интерес читателей к профессии колорист. На самом деле эта профессия достаточно широкого профиля, но я остановлюсь только на особенностях работы колориста по подбору автоэмалей. Считаю, что подбор автоэмалей очень ответственная и творческая работа.
В настоящей статье я буду рассказывать о профессии колориста с этой позиции. Профессия не предполагает четкого определения мужская она или женская (т.е. унисекс). У нас работал и молодой парень, который очень хорошо подбирал краски и работали девушки, которые подбирали и хуже и тоже хорошо. Здесь все зависит от вашей позиции. Если желание будет, то научиться можно.
Участок по подбору автоэмалей обычно выглядит как на фото.
Участок подбора автоэмалей
В любом случае владелец автосервиса определит целесообразность использования той или иной системы красок. После определения системы, начинается процесс обучения. Если вы пришли наниматься на работу, то система уже выбрана и вам останется только съездить на курсы. Поставщики красок всех систем имеют постоянно действующие курсы. Возможны варианты и обучения на месте с выездом мастера-наставника. У поставщика красок Du Pont в Москве очень мощный обучающий центр. Говорю о Du Pont поскольку мы начинали с дистрибьюторства этой системы и мне лично много раз приходилось бывать у них в офисе и лично разговаривать с генеральным директором. Скорей всего и у других поставщиков та же система.
После курсов вы уже готовы к самостоятельной работе. Выглядит работа так.
Обратите внимание на респиратор. Его одевать желательно. Я настаивал, чтобы и подготовщики работали в респираторах, но, к сожалению, меня не слушали – им работать было не удобно. Но здоровье то одно! Колористу всегда создают условия и с вентиляцией и с освещением. Для освещения в зимнее время, когда солнечного света не достаточно, используется лампа колориста, которая имитирует солнечный свет во всех спектрах. Удобная штука и стоит всего 200 – 400 долларов. Как правило, в ней установлены 5 ламп для всех режимов.
Работа заключается в следующем. Колористу поступает заказ на подбор определенного количества краски. Количество определяет маляр, который знает, сколько нужно будет краски, сколько лака. Дело в том, что существует как минимум два варианта окраски. Это так называемая окраска встык, как обычно красят на Западе, но для такого варианта требуется исключительно точный подбор, или окраска переходами, при которой каждый из следующих трех слоев покрытия наносится большей площади. Лак, который кладется поверх всего, имеет самый большой радиус. Исходя из поставленной задачи, колорист и осуществляет подбор.
В качестве образца краски используется лючок с бензобака. Часто производитель указывает код краски. В этом случае достаточно легко по компьютеру найти рецептуру. Но в любом варианте колорист дорабатывает имеющуюся рецептуру. Со временем краска на автомобиле выгорает, поэтому приходится хорошо понимать какой пигмент добавлять, чтобы “уйти” в зону красного, или синего, например. Этот навык вырабатывается с опытом. Подбирая краску, колорист наносит на маленькие пластинки пробу. Такие пластинки с пробами называются выкрасками. Затем выкраска выносится на свет и сравнивается с краской на лючке. И так до совпадения с оригиналом (лючком).
Стоит отметить, что колорист по подбору автоэмалей хорошо оплачивается. Опытный колорист очень ценится, и ему всегда создают хорошие условия для работы. Это не означает, что можно делать все, что угодно. Прежде всего, надо быть человеком. Но профессия колориста вполне уважаема.
Профессия: колорист. «Поначалу снились лючки бензобака в горошек — попробуй подбери!»
Светлана работает в одном из крупных мультибрендовых кузовных сервисов Перми. Подбором выкрасок для автомобилей она занимается более 10 лет — солидный срок для этой профессии. Чем отличается хороший колорист от плохого, насколько сложно подобрать цвет «Тоскливая мурена» и важно ли быть здесь художником — в нашем интервью.
— Профессия колориста очень интересная, но насколько она редкая?
— Не редкая. Хороших колористов, конечно, не много. В каждом районе города есть свои мастера, клиенты к ним в очереди выстраиваются, чтобы именно такой мастер цвет подбирал. В больших мультибрендовых кузовных центрах при дилерских компаниях — свои мастера.
— Как становятся колористами?
— Приходят, пробуют и начинают работать. Художественное образование важно, но не обязательно. Если видишь цвет и особенности выкраски, справишься с простым заданием, а сложному в процессе научишься. Свое тестовое задание помню: подобрать выкраску на серую машину. Посмотрела, подумала, сказала взять эту, эту и эту краску — получилось, и тут же в работу влилась. Конечно, в самом начале нужно учиться, пройти специфическое теоретическое обучение, познакомиться с системами автомобильных красок. Но в начале все равно должен быть художественный опыт. Я с самого детства много рисовала: сначала просто рисовала, что нравится, а потом графикой увлеклась, немного промышленным дизайном.
— Как отличить хорошего колориста от плохого?
— Всё зависит от опыта. Когда ты только начинаешь работать, твой результат естественно отличается от результата колористов, которые уже лет 10 этим занимаются. Потом ты можешь стать действительно хорошим специалистом, но в самом начале хорошим ты точно не будешь. Три года в профессии — уже есть опыт, есть результат. До этого, можно сказать, в основном тренируешься. И, конечно, нужно непрерывно учиться и возвращаться к чему-то забытому. Я работаю уже 12 лет, и все равно процесс обучения не прекращается.
Большое значение здесь имеет знание «систем» краски от разных производителей, ведь в основном каждый колорист работает с 1–2 «системами». Понятнее будет, если сравнить с профессией парикмахера — они тоже работают с красками для волос определенных «систем» от производителей. Редкий мастер владеет нюансами многих «систем», здесь нужно много учиться и пробовать — и у них, и у нас. С какой краской работать, определяет не колорист, а собственник сервиса. К примеру, несколько лет здесь мы работали с двумя импортными производителями красок — Nippon Paint и ProfiLine, но из-за валютных колебаний руководство решило рассмотреть еще и более доступный Autolux. Сейчас учимся, пробуем работать с новой «системой», ищем плюсы и минусы. Тут и обучение, и творчество.
— Действительно, как много творчества в этой работе? Колорист — художник или «ремесленник»?
— Художник! Если у тебя нет видения, из чего состоит цвет, который нужно подобрать, ничего не получится. Можно вымерять краску и все добавки по граммам, но такая «математика» все равно не поможет, потому что надо понимать, каким способом эта краска будет наноситься, на какой участок. В детском саду нас всех учили: «если смешать синий и желтый цвета, то получится зеленый». Здесь также, но сложнее в тысячу раз. И чем дальше развивается автомобильный рынок, тем больше новых цветов разрабатывают автопроизводители, тем цвета сложнее и интереснее. В один автомобильный цвет входит семь, восемь и даже больше цветов, а прибавьте к этому еще и разнообразные перламутры или металлики…
— Сколько времени занимает подбор цвета?
— Если есть наработки по конкретному цвету или у производителя краски есть рекомендации, то быстрее. Но все равно нужно тщательно проверять, ведь случается, что нальешь краску, сделаешь выкраску и оказывается, что «не совсем подходит». Приходится еще думать, подбирать, добавлять, пробовать. Если цветовая система соответствует своим выкраскам, то процесс быстрее: пробуешь 2–3 раза и готово. Если нет — приходится повозиться.
— Смотрите, вот это «серебро» и «серебро». В чем отличия? Два абсолютно неодинаковых цвета, если начать всматриваться: светлее-темнее, ярче-тусклее, чище-мутнее. Сравнение «теплый-холодный» не работает, нужно смотреть, какие оттенки участвуют. Поэтому получается, что первое «серебро» у нас не теплое, а желтое. А второе — не холодное, а синее. Если «металл» входит в рецепт, то надо смотреть торчит эта крошка или она гладкая, так же и с другими добавками. И это все надо увидеть. Иногда даже словами сложно описать различия, только глазами понимаешь и чутьем.
— Мужчины различают меньше цветов, женщины — больше. Сколько цветов различает профессиональный колорист?
— Все существующие приходится различать (смеется). В нашей профессии есть и мужчины. Они хорошо могут цвета подобрать, но еще лучше клиентам зубы заговаривают. Мужчин-мастеров больше в обычных кузовных, в «гаражных» сервисах, где они напрямую общаются с клиентами. Здесь важно не просто различать цвета, тона и оттенки. Важно подбирать так, чтобы результат на 100% подошел к автомобилю. Нужно знать, как работает маляр. И нужно делать выкраски так, чтобы маляр понял. Для этого приходится смотреть, как он работает, учитывать все нюансы: средний слой, напыл, «мокрый» слой, другие приемы… Маляр, кстати, тоже интересная профессия (смеется).
— Есть собственный критерий у колориста: «я хорошо делаю свою работу»?
— Когда я только пришла работать, мой наставник сказал: «Только не зазнавайся». Поэтому хорошо делать надо всегда, и если похвалят — радоваться. Так как конечный результат покраски автомобиля у нас достигается командой, то и хорошо делать свою работу должен каждый. Маляр может плохо покрасить потому, что я плохо ему объяснила какие-то нюансы. Индивидуальный результат сложно выделить, результат у нас совместный. Когда долго работаешь с маляром, появляется хорошее взаимопонимание, собственный сленг. Я своему маляру вместо сложных слов говорю «мокренько» или «по-козьи» — и это порой лучше тысячи специальных терминов помогает понять, как ему работать с приготовленной краской. Конечно, в документах пишутся профессиональные «средне», «в глянец» и прочие.
«Белый не может быть «белее». Одна выкраска сделана с добавками желтого, вторая — с добавками черного цвета, видите? Черный цвет был с синим оттенком, поэтому у этой белой выкраски есть немного фиолетового…», — Светлана пытается объяснить нам разницу в цвете двух пластинок. Мы — ни глазами, ни чутьем.
— У геологов и дальнобойщиков, к примеру, существует много профессиональных баек. А у колористов такие есть?
— В самой работе случаев, которые могли бы стать байкой или хотя бы шуткой, почти и нет. Хотя есть одна вещь, которая у многих колористов повторяется: когда только начинаешь работать, сложности подбора цвета тебя начинают «преследовать». Думаешь о них постоянно, или снятся. Раньше выкраска подбиралась к лючку бензобака машины — так мне эти лючки снились. В клеточку, в горошек — попробуй подбери!
— На этом месте не могу не спросить о технике безопасности. Мы у вас в гостях всего полчаса, но, кажется, и мне сегодня будут сниться лючки в горошек…
— Работать надо в маске. В колер-салоне делается всегда очень хорошая вентиляция, у нас она прекрасная. А пахнет та самая новая краска, с которой только-только начинаем работать, просто мы сидим прямо рядом с ней. Маска, вентиляция, хорошее освещение — вот самые важные для нас вещи.
— С чем связано хобби колориста — с чем-то художественным?
— Раньше много рисовала. Сейчас мое хобби — внучка, и на что-то другое времени не остается. Если удается выкроить час-другой, занимаюсь вязанием. Не ради результата, а просто для процесса — это очень расслабляет, успокаивает нервы.
— На названия цветов автопроизводителей мы вообще не смотрим, для нас важен код — ваша «Тоскливая мурена» для нас будет «Система такая-то, 13185».
— Автомобили — это просто объекты приложения работы или вызывают теплые чувства?
— Поначалу они были просто объектами приложения работы. Все были для меня одинаковыми, ни марок, ни моделей не разбирала. А сейчас любую машину узнаю, даже в профиль. Какие-то модели, кстати, по цветам узнаю. Теплых чувств ко всем машинам нет, только к собственной, за рулем.
— Автопроизводители дают цветам своих машин самые разнообразные названия. Есть зависимость между названием цвета и его «сложностью»?
— У всех автопроизводителей, конечно, есть свои нюансы в цветах машин, хоть это «Лада», хоть это «Порше». Можно целый день, а то и два, подбирать цвет «серо-зеленый металлик» на довольно простую машину демократичной марки, и при этом за несколько часов сделать выкраску для цвета с фирменным названием «Магнетик Шварц» или «Травертин Беж» на дорогостоящий автомобиль. На названия цветов автопроизводителей мы вообще не смотрим, для нас важен код — ваша «Тоскливая мурена» для нас будет «Система такая-то, 13185».
— Можете вспомнить заказ на очень нестандартный цвет?
— Здесь такого нет. А вот в «гаражных» сервисах — встречаются желающие перекрасить машину в необычный цвет. Но это же гораздо проще: выбираешь цвет, который нравится, подбираешь в палитре по коду и «обливаешь из банки» всю машину. Тонким подбором нюансов не надо заниматься.
— А какой у вас самый любимый цвет?
— Черный люблю. И белый. Если он не трехслойный и без перламутра. Они хорошо подбираются (смеется).