В чем заключается работа костюмера в театре
Костюмер
Костюмер – специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.
Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.
Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.
После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.
Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.
Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо – зашить и заштопать.
Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.
При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.
Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.
Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов – это тоже забота костюмера.
Рабочее место
Театры, кино- и телестудии, филармонии. Костюмер может состоять в коллективе какого-либо шоумена (певца, музыканта и т.п.), сопровождая его на всех выступлениях, в том числе и на гастролях.
Оплата труда
Зарплата костюмера на ноябрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Важные качества
Костюмеру необходим художественный вкус, ответственность, трудолюбие, интерес к той сфере искусства (тетра, кино и пр.), в которой он работает.
Знания и навыки
Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.
Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.
Профессия костюмер: Как освоить? Какой уровень заработной платы? Какие навыки нужны?
Мы расскажем о профессии костюмер. О том, как ее освоить. И о том, как развиться в этом направлении.
О профессии
Костюмеры, в основном, работают в различных учреждениях, связанных с выступлениями на публике. В частности, в:
Театрах разных направленностей (оперных и драматических).
Если подростку удастся развиться в профессиональном плане, то он может работать и в других сферах жизни. В частности, его могут заметить крупнейшие звезды страны. И позвать работать к себе.
В случае работы со знаменитостями эстрады, специалист будет одевать селебрити. Помогать им выбрать костюм для выступлений. Также, в его обязанности будет входить одевание бэк-вокалистов звезды. А также других артистов, которые будут выступать со звездой на сцене.
Чем занимается костюмер?
На костюмера возложена огромная ответственность по контролю за одеждой для выступлений. Он должен следить за ее состоянием на абсолютно всех этапах. Костюмер должен хранить костюмы в специально отведенном для этого месте. Чтобы они оставались целыми и невредимыми. И имели красивый внешний вид, который подойдет для непосредственного выхода на сцену.
Костюмер должен помнить о том, что каждый костюм представляет собой индивидуальное одеяние, которое создается специально под конкретного человека. Следовательно, он должен вести учет вещей. Развешивать их в правильном порядке. А также указывать в специально отведенной тетради, где какой костюм и для какого актера висит. Это необходимо, чтобы, в случае острой необходимости, быстро найти костюм. И выдать его конкретному артисту.
О костюмах
В случае, если костюмер работает в театре, он должен понимать, как выглядят разнообразные костюмы. Их состав, в основном, следующий:
Перед тем, как выпустить актера или артиста на сцену, костюмер должен в обязательном порядке проверить его одеяния. В частности, он должен посмотреть, все ли вещи из комплекта на месте. Все ли части одежды можно носить. Или же какие-то из них деформированы.
После того, как вещи будут проверены, костюмер должен выбрать их. Прогладить и отнести актеру. В его личную гримерку. Костюмер должен поступить аналогичным образом для абсолютно всех людей, задействованных в постановке. Чтобы обеспечить их возможностью выйти на сцену в свежих, красивых вещах.
Иногда костюмеру нужно помогать актеру надевать одеяния
Существуют и очень сложные одеяния. Те виды костюмов, которые надеть самостоятельно актеру будет сложно. В этом случае костюмер должен помочь артисту. И вместе с ним надеть на него одеяние.
С кем должен сотрудничать костюмер?
Костюмер должен реагировать на обстоятельства очень быстро
Это необходимое качество для костюмера. По той причине, что иногда актерам нужно быстро снимать прежнюю одежду, и надевать новую. Делать это приходится прямо во время выступления перед публикой, между номерами. За ограниченный срок. Буквально за две-три минуты.
В этот момент задача костюмера заключается в том, чтобы за как можно более короткий срок поднести одеяния человеку. И сделать так, чтобы он оперативно переоделся. Примерив на себя конкретный наряд.
Как выучиться на костюмера?
Чтобы стать костюмером, подростку не нужно заканчивать профильное учебное заведение. Для работы по специальности достаточно будет закончить школу. А также освоить те навыки, которые необходимы для работы в профессии.
Однако, если подросток захочет устроиться костюмером в какой-либо крупный театр, он должен обладать высшим или специальным образованием (закончить колледж). Это является одним из основных требований для работы. Причем, высшее образование у подростка должно быть по специальности под названием «театрально-декорационное искусство». Там тинейджера научат всем особенностям подбора костюмов.
Примечательно, что эту специальность можно получить как в колледжах, так и в ВУЗах. Но мы рекомендуем отправлять тинейджера именно в ВУЗ. Поскольку его образование в этом случае будет больше котироваться.
Также, поступая в ВУЗ, подросток может выбрать специальности под названием «Художник по костюмам» или же «Дизайн костюма». Подобным направлениям деятельности обучают во многих ВУЗах по всей стране. Как в столице, так и в регионах.
Обязанности костюмера
Костюмер в обязательном порядке должен выполнять ряд следующих работ. Он должен:
Создавать условия для безопасного хранения костюмов. Так, чтобы они оставались в целости и сохранности. Не деформировались под давлением.
Если костюмер обладает хорошими навыками в своем деле, то ему могут предложить и более высокооплачиваемую работу. Например, он может начать создавать собственные линейки одежды. Или даже заниматься профессиональным оформлением сцены.
Для кого подходит профессия костюмер?
Профессия костюмер подойдет для тех подростков, которые:
Уровень заработной платы костюмеров
Если подростку удастся стать личным костюмером какой-нибудь звезды, то заработная плата может значительно увеличиться. До нескольких сотен тысяч рублей в месяц.
Также, уровень заработной платы зависит от того, в какой сфере работает костюмер. Если он трудоустроится на телеканал или в киностудию, то сможет зарабатывать больше денег. Поскольку там работа регулярная. И на СМИ государством выделяются огромные деньги.
На платформе Vikids вы можете:
Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.
Описание профессии
Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.
Обязанности работника
У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:
Кроме работы со сценической одеждой, работник должен вести документы. «Начальником» костюмера является художник по костюмам.
В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.
Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.
Уровень зарплаты
Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.
Для расширения сферы деятельности специалисту необходимо получить дополнительное образование.
Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.
Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.
Кому подходит специальность
Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.
Качества костюмера
Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:
Профессионал должен быть стрессоустойчив. Актёры, режиссёры, художники − непростые люди, к каждому нужно уметь находить подход.
Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.
После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.
Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.
Необходимое образование
Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии. Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование. Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.
Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.
Костюмер в театре — описание профессии и должностные обязанности
У профессионального театрального костюмера всё идеально: костюмы постираны, отутюжены, актёрская труппа одета с иголочки. Своему цеху он уделяет особое внимание. Заведовать им нелегко, организовать свою работу — тоже, но настоящий профессионал справляется с этим. Чтобы составить представление о работе костюмера в театре, описание его профессии и его должностные обязанности лучше изучить в деталях. Объём работы специалиста колоссален.
Костюмер блистает не на сцене, а за ней. Без его труда на театральных подмостках зрители бы не увидели массу прекрасных постановок.
Описание профессии
Профессия костюмера привлекает творческих людей, интересующихся искусством. Они работают в муниципальных или самодеятельных театрах, театрах оперы и балета, в домах культуры, филармониях, на телешоу, на съёмках фильмов.
Обязанности работника
У специалиста по костюмам обширный список задач. Ему необходимо знать обо всех костюмах того заведения, где он работает. Вот основные его обязанности:
Кроме работы со сценической одеждой, работник должен вести документы. «Начальником» костюмера является художник по костюмам.
В целом работа предполагает большую ответственность и внимательность. В эту сферу идут те, кто с детства мечтал приобщиться к театральному искусству, не имея специального образования. Итог этой работы — эффектная сценическая картинка с красивыми костюмами.
Когда приходит время снять спектакль со сцены, весь реквизит, включая одежду, отправляется в запасники. Со временем накапливается все больше невостребованных экземпляров, и они даже обретают музейную ценность, несмотря на то что продолжают храниться в костюмерной.
Уровень зарплаты
Вообще эта специальность не предполагает карьерного роста, работа в основном физическая. Зарплата определяется с учётом квалификации костюмера и его разряда. Самый высокий разряд — шестой, самый низший — второй.
Для расширения сферы деятельности специалисту необходимо получить дополнительное образование.
Заработная плата специалистов невелика: 15−30 тысяч рублей в месяц. В небольших городах их зарплата может быть и меньше, крупные Дома культуры платят и 40 тысяч рублей при условии, что костюмер имеет большой опыт. В Москве специалисты зарабатывают от 30 до 53 тысяч рублей.
Профессия костюмера редкая и мало востребованная. В провинциальных городках устроиться на неё непросто из-за малого количества работодателей. Плюс этой работы в том, что костюмер может общаться со звёздами кино, театра и эстрады.
Кому подходит специальность
Физический труд может вынести далеко не каждый. Однако статистика показывает, что костюмерами становятся чаще женщины, чем мужчины.
Качества костюмера
Кроме соблюдения должностных обязанностей, потенциальные работодатели могут выдвигать ряд требований к наличию личностных характеристик костюмерш:
Профессионал должен быть стрессоустойчив. Актёры, режиссёры, художники − непростые люди, к каждому нужно уметь находить подход.
Рабочая смена театрального кутюрье может длиться 12−14 часов. Его день начинается примерно в 8 утра. Костюмер приезжает на базу, в костюмерный цех, гладит и приводит в порядок костюмы, помогает при необходимости одеваться и следит за тем, как костюм сидит на актёре.
После спектакля его смена продолжается: ему необходимо привести костюмы в порядок, зашить, подлатать, если нужно.
Бывает так, что постановки или съемки проходят на улице, тогда специалисту в случае необходимости приходится чинить костюм в не совсем привычных условиях. В профессии нужны находчивость, оптимизм, умение преодолевать сложные ситуации и быстро находить решения.
Необходимое образование
Костюмер может не получать специального образования. Первые навыки можно получить в школе на уроках технологии. Важно лишь иметь аттестат и обладать профессиональными качествами и навыками. Однако, чтобы работать в крупных театрах, может понадобиться дополнительное образование. Его можно получить в профессиональных училищах или на специальных курсах.
Профессиональные учебные заведения находятся в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Казани, Самаре и ряде других крупных российских городов. Если у представителя этой профессии есть необходимое образование и навыки, он может разрабатывать новые художественные образы и оформлять сцену. Во многом работа костюмера схожа со специальностью реквизитора.
Закулисье Большого: кто одевает артистов легендарного театра
О чем поют костюмы
За выпуск артиста на сцену отвечает костюмер. Этой профессии нигде не учат. Все знания и опыт передаются от одного специалиста к другому. Костюмеру предписано обладать физической и психологической выносливостью. Про себя они говорят: «Мы не работаем, а служим».
Костюмер Норман в культовой пьесе британского драматурга Харвуда, например, был для актера сэра Джона и суфлером, и секретарем, и нянькой, и официантом.
Как работают современные сольные костюмеры, узнал спецкор «МК», побывав за кулисами Государственного академического Большого театра, который открыл свой 240-й сезон.
Нина Скачкова: «Главное, чтобы костюмчик сидел!». Фото: Светлана Самоделова
До спектакля 3 часа. Сегодня на Исторической сцене дают оперу Джузеппе Верди «Травиата» по мотивам романа Дюма-сына «Дама с камелиями».
В костюмерных кипит работа. На «женской стороне» Нина Скачкова с коллегами утюжат и отпаривают костюмы для солисток, исполняющих роли куртизанки Виолетты Валери, ее подруги Флоры Бервуа и служанки Аннины. На плечиках висят отглаженные бальные платья, пеньюар, рубашка, плащ… У каждой из трех солисток — свой костюмер.
— Костюмы на спектакль, упакованные в передвижные кофры, нам подают заранее, — говорит Нина Ивановна. — Это делает один из наших помощников — Александр. Все хранилища у нас находятся «на минусах» — в подвале.
Костюмер отвечает за выпуск артиста на сцену.
— Мы следим, чтобы костюм соответствовал описи, которой нас снабжают художники по костюмам. Например, Виолетте положены черные чулки с рисунком или темные колготки, нижняя юбка, телесного цвета корсет, платье, халат больничный, рубашка… Мы следим, чтобы певицы были правильно одеты, чтобы на месте были все необходимые украшения и аксессуары. Работаем бок о бок с реквизитором.
Из коридора доносится: «Альбина приехала?» Нина Ивановна отзывается: «Я слышала, она пела». (Партию Виолетты будет исполнять Альбина Шагимуратова.)
На попечении Нины Скачковой — Флора, чей образ сегодня воплотит на сцене Елена Новак.
Костюмеры доподлинно знают, когда нужно подойти в гримерную. Есть певицы, которые сидят, вспоминают текст, а одеваться предпочитают за 15 минут до начала спектакля. И есть те, кто облачается в исторический костюм сразу, как только приходят в театр, и уже «в образе» готовятся к выходу на сцену.
Бывает, что звезды капризничают и не отвечают даже на приветствие.
— Мы не обижаемся, стараемся оградить их от ненужных переживаний и создать хорошее настроение, чтобы артисты вышли на сцену в добром расположении духа. Конечно, не забываем хвалить, хвалить и хвалить. В этом плане мы еще и психологи.
Женская костюмерная одновременно напоминает и мастерскую, и кают-компанию на корабле. Тут стоит и гладильная доска, и сушильная машина, которая с помощью горячего пара может быстро высушить костюм. На полках — аэрозоли с антистатиком, спреи для подкрахмаливания, флаконы с пятновыводителем.
В противоположном углу комнаты оборудована мини-кухня. На столе — чайник, стаканы, печенье, конфеты.
— Артисты нередко просят: «Ой, Нинуль, дай чайку!» Я: «Да, пожалуйста! Может, бутербродику?» Мы здесь как одна семья. Знаем, кто любит чай с травами, а кто кофе с молоком.
По словам костюмеров, если у артистов есть настроение, они могут запросто поговорить «за жизнь», пока их одевают. Простыми в общении были оперные дивы Ирина Архипова и Елена Образцова. Обе блистали в роли Кармен. Но на сцену выходили в разных образах. Костюмеры знали, что Архиповой надо ставить в гримерку туфли на низком каблуке, а Образцовой обувь была не нужна. Она на сцену в роли Кармен выходила босиком.
— Елена Васильевна Образцова мне многое рассказывала о себе. В театр она приходила со своими собачками Кармен и Мюзеттой, — рассказывает Нина Ивановна. — Сбрасывала с себя норковую шубу, на ней и располагались маленькие черные пуделечки.
Однажды взяла для творческой встречи у меня костюм из «Пиковой дамы». Потом мне передали от нее пакет, я вытащила платье и увидела, что у горловины приколота огромная брошка в камнях. Пошла к нашей певице Маквале Касрашвили, она ахнула: «Ты не представляешь, сколько эти бриллианты стоят!» Эту антикварную брошь Фаберже Елене Васильевне подарил на день рождение муж, дирижер Большого театра Альгис Жюрайтис. Позвонили мы Образцовой, которая в то время была на гастролях в Японии, сообщили о находке, она только обмолвилась: «Брошку нашли? А я и забыла о ней!» Как-то на финале конкурса молодых оперных певцов за первую премию она сняла с себя и подарила победительнице Ольге Пудовой бриллиантовое ожерелье. Елена Васильевна легко расставалась с украшениями, которые ей дарили за талант поклонники, считала, что голос ей достался от Боженьки, и надо радовать других.
Костюмер Нина Скачкова со своей «подопечной» — меццо-сопрано Еленой Новак. Фото: Светлана Самоделова
Спектакль между тем, как говорят костюмеры, реквизиторы и гримеры, собран. На сцене куртизанка Виолетта устраивает званый вечер в своем салоне. А Нина Ивановна рассказывает, что прежде чем стать костюмером у солистов, она на протяжении десяти лет работала костюмером у хора и кордебалета, а начинала свою карьеру в буфете театра.
— Случайных людей в Большом театре нет, сюда приходят только по рекомендации. Работают целыми династиями.
Вот и дочь Нины Ивановны Ольга стала костюмером. Сначала обувала хор из 40 человек. Бывало, что за один спектакль артисты меняли по три пары обуви, как это было, например, на опере «Борис Годунов». Всю обувь нужно было приготовить, почистить. Потом Ольга перешла с мужской стороны на женскую. Теперь работает костюмером у солистов, занятых в оперных спектаклях.
Пока идет представление, костюмеры внимательно слушают трансляцию.
— Бывает, режиссер говорит: «Девочки, срочно принесите веер, его забыла певица». А у артистов есть примета — возвращаться нельзя. Или, например, когда приходится что-то срочно зашивать на артисте, ему нужно обязательно дать прикусить ниточку, иначе может забыть текст. Такое вот поверье.
Нередко на протяжении всего представления костюмеры стоят за кулисами.
— Солисты меняют костюмы по многу раз. Бывает, что артиста требуется полностью переодеть за 15 секунд. Например, в спектакле «Дон Жуан» за этот короткий промежуток времени с артистки, исполняющей партию Донны Анны, надо снять ночную рубашку, надеть юбку, пиджак, перчатки, туфли и завязать платок. Одной тут не справиться, мне помогает другая женщина-костюмер. Процесс переодевания мы предварительно репетировали с секундомером в руках.
Самый обширный гардероб бывает у костюмеров, когда театр отправляется на гастроли.
— Когда в Новосибирск вывозили три балета и два оперных спектакля, для одних декораций потребовалось 22 контейнера, не говоря уже о костюмах. Предметы гардероба мы упаковывали в большие кофры — железные ящики, которые потом опечатывали. Куда ни едем — везем с собой утюг, к которому привыкли, а также нитки, иголки. На местах нам везде предлагают помощников, но я благодарю и говорю: «Я сама!» Сольные костюмы я никому не могу доверить, могут ведь и сжечь случайно или сделать какие-то зацепки, а отвечаю за них я.
Со спектаклями Нина Ивановна побывала в Китае, Японии, Италии, Испании, Словении, Греции…
— Не зная языка, мы во всех странах находили общий язык как с работниками театров, так и с простыми людьми. Общались без переводчика. Удивились, что в Китае, например, многие говорят по-русски. В Израиле, на «Евгении Онегине», когда звучала знаменитая ария Ленского «Куда, куда вы удалились. », зрители, среди которых было много наших бывших соотечественников, не скрывали слез. Седые мужчины сидели и плакали.
Наш спектакль «Травиата» между тем подходит к концу. Зрители выходят, переговариваясь: «Альбина Шагимуратова была прекрасна. А какое внимание к полутонам, к piano…» Сцена у рампы усыпана цветами.
— А бывает, приносят настоящие шедевры флористики, — говорит Нина Ивановна. — Например, Марии Гулегиной на «Доне Карлосе» вручают букет в виде лиры, на другом спектакле — в виде павлина. Красота необыкновенная! Цветочные композиции присылает артистке тренер по художественной гимнастике Ирина Винер. Мария ее подруга.
На часах 21.40, а, например, спектакль «Борис Годунов» идет до 23.05.
— Домой мы попадаем к часу ночи, — говорит Нина Скачкова. — После спектакля собираем костюмы, отдаем их в химчистку, она у нас своя, как и прачечная. Длинные рубашки отправляем в стиральную машину, а, например, колготки и нижнее белье стираем на руках.
Если платье у певицы порвалось, а на следующий день ей снова выходить на сцену, костюмеры берутся за срочный ремонт.
— Как-то у Анны Аглатовой, которая исполняла роль Сюзанны в «Женитьбе Фигаро», сломалась молния на платье. Дело было под выходной, наши мастерские были закрыты. А ей завтра петь. Пришлось брать платье домой. Дочь ночью выпарывала и вшивала молнию. Спать легла в 4 утра.
Костюмеры, можно сказать, живут в театре. Все вечера до глубокой ночи они на работе. Единственный выходной выпадает на понедельник. Иногда бывает по два спектакля в день, тогда работают и утром. При этом они остаются в тени популярных артистов.
Вот и костюмер Норман в пьесе Харвуда, закрыв глаза умершему на его руках актеру сэру Джону, читает рукопись его мемуаров. Артист упоминает коллег, художников, портных, рабочих сцены. Нет в списке только костюмера. Видимо, Норман был для него как воздух, когда дышишь и не замечаешь, чем дышишь.
— Мы о благодарности не думаем, — говорит в свою очередь Нина Скачкова. — Театру нужно служить и любить его, а иначе здесь работать нельзя.