В чем заключается работа на заправке
Автозаправщик
Особенности профессии
На АЗС осуществляется реализация нефтепродуктов, которые являются взрыво- и пожароопасными. Автозаправщик просто обязан разбираться в таких вопросах, как противопожарная безопасность, прием нефтепродуктов, заправка автомобиля, охрана труда. Автозаправщик отвечает не только за заправку автомобиля. В его обязанности также входит общение с клиентами – посетителями комплекса. Автозаправщик – это первый сотрудник АЗС, с которым встречается автомобилист. От его действий во многом зависит, приедет человек еще раз на эту заправку или нет.
В первую очередь заправщик должен поздороваться с клиентом, спросить, каким видом топлива следует заправить автомобиль. В некоторых случаях он сам показывает клиенту, к какой колонки подъехать и называет её номер. Причем и номер колонки, и вид топлива заправщик должен повторить клиенту дважды, чтобы при оплате не возникло ошибки.
На некоторых АЗС в функции автозаправщиков входит также информирование посетителей о различных акциях и скидках топливной компании.
Анекдот в тему
Еще одной важной обязанностью автозаправщика является соблюдение чистоты на территории комплекса и уход за оборудованием, с которым он работает. Чистая колонка, аккуратная, убранная территория заправки демонстрирует высокий уровень сервиса на АЗС. А любая неисправность, например плохая работа заправочного пистолета, может привести к тому, что топливо разольётся.
Автозаправщик следит и за противопожарным оборудование, в частности, контролирует, чтобы ящик с песком был полным. Потому что по инструкции при разливе топлива именно песком необходимо в срочном порядке присыпать пятно.
Основная сложность в работе заправщика заключается в том, что ему приходится постоянно работать на улице. Особенно тяжело зимой. Автозаправщик, несмотря на холод, снег, ветер должен достойно встретить клиента, вежливо и профессионально обслужить его – продемонстрировать высокий уровень сервиса. Правда, зимой каждые два часа ему полагаются десятиминутные перерывы. В это время он может зайти в теплую комнату отдыха, чтобы выпить горячего чая и передохнуть.
Работа мечты или один день жизни на АЗС
Действительно ли так здорово работать в нефтяном бизнесе? Этим риторическим вопросом задаются многие «зеленые» выпускники российских вузов, обсуждающие планы на жизнь. Да что студенты: исследование ВЦИОМ показало, что почти половина россиян хотели бы работать именно в энергоресурсных структурах. А тем временем корреспондент Kolesa.Ru на собственной «шкуре» узнал, что такое один день работы там, где всегда есть «надежный ориентир».
О многом ли скажут слова «кайдзен» и «гемба»? До недавнего времени для меня это был странный набор букв, не несущий никакого смысла. Но будь я японцем, то точно бы знал, что «кайдзен» — это японская философия, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании, а «гемба» — место, где формируется продукция и предлагаются услуги. Именно эти два термина активно используют руководители сети АЗС «Газпромнефть».
Из офиса – в «поле»
Применительно к АЗС, «гемба» – это процесс, когда работники офисной части компании на один день становятся членами рабочей смены на заправке. Каждый из них пробует себя во всех ролях: кассир, заправщик, директор и даже оператор «призаправочного» кафе. Именно с целью увидеть, как живет и чем дышит заправка изнутри, «Газпром нефть» пригласила журналистов в «поход на гембу».
Началось все с посещения учебного центра сети АЗС «Газпромнефть-Северо-Запад». Ожидания были не самыми радостными. В памяти всплыли классы, парты и учительница с указкой у доски.
На деле все оказалось гораздо веселее. Нас встретил зал с установленными аппаратами-тренажерами, точно копирующими рабочее место оператора-кассира заправки. В центре — главный тренажер, имитирующий деятельность в мельчайших подробностях: кассовый аппарат, печатающий чеки и принимающий карточки. Единственное «ненастоящее» – игрушечные деньги. Пока каждый участник «гембы» стоит у прилавка, его коллеги трудолюбиво выполняют роль требовательных покупателей бензина. В общем, забавно: процесс обучения вызывает куда больше положительных эмоций, чем я ожидал.
«Добрый день! Вас заправить?»
Освоив симуляторы заправки, отправляемся на место трудовой деятельности – АЗС «Газпромнефть» на Дунайском проспекте Петербурга. По жребию мне выпадает роль заправщика. Естественно, меня не могли оставить без присмотра опытного сотрудника. Его стаж работы на заправке, как я выяснил, составлял уже три недели.
Первая пара клиентов наотрез отказывается от моих услуг, даже несмотря на вымученную «обязательную» улыбку. Досадно! Первый и единственный клиент, пожелавший нагрузить меня работой, оказывается постоянным клиентом данной АЗС и водителем дизельного Рейндж Ровера. Отчеканив, как молитву, заученную речь заправщика, заливаю солярку на 700 рублей. За что в итоге получаю от клиента честно заработанные…10 рублей чаевых. М-да. Я, будучи водителем компактного Nissan, обычно щедрее…
Кстати, если вам все-таки захочется пойти работать заправщиком, учтите: чтобы заработать приличные чаевые, лучше быть молодой обаятельной девушкой. По крайне мере моей коллеге, обладающей таким параметрами, удалось за то же время заработать в 15 раз больше меня.
Следующая ступень карьерной лестницы — оператор на кассе. Приветливая девушка-оператор должна обучить меня премудростям работы на аппарате. Успеха она добивается не сразу. После множества неудачных попыток повторить за ней алгоритм работы, я начинаю более-менее понимать, что от меня требуется. Всего-то: нажать на номер колонки, вставить карточку, пару раз нажать на одну из кнопок, взять деньги, нажать на другую кнопку, отсчитать сдачу, погасить чек, и, отдавая деньги клиенту, напомнить ему в следующий раз не забыть заправиться чудесным топливом G-drive. Не слишком сложная задача. Если делать это полтысячи раз за смену.
Не бензином единым
Если думаете, что работа оператором подразумевает только общение с деньгами и кассовым аппаратом, то вы ошибаетесь. Каждый уважающий себя сотрудник АЗС должен еще уметь готовить. В местном кафе. Впрочем, не пугайтесь, вам понадобятся минимальные кулинарные навыки. Надо всего лишь разогреть булку и соединить ее с мясным изделием (котлетой или сосиской) – и хот-дог или гамбургер уже готов быть растерзанным голодным клиентом.
Бургер, который я приготовил, и стал моим ланчем. Моим первым и последним опытом еды на заправках. Думается, мои кулинарные способности стали одной из причин этого.
Поел, можно и поработать. Иду на повышение: меня ожидает должность заместителя управляющего АЗС. Комфортабельный светлый офис с огромным бежевым креслом, антикварным столом, услужливая секретарша… Если в вашей голове промелькнули те же ассоциации – можете смело забыть о карьере на заправке. Я попал в кабинет размером с кладовку, где располагалось также и место начальника АЗС. К счастью, он на тот момент отсутствовал, благодаря чему мой приступ клаустрофобии не достиг болезненных масштабов.
Заместитель начальника АЗС на поверку оказывается скорее товароведом, а не управляющим. Основа его деятельности — работа с товарами, которые предлагаются на заправке клиенту помимо бензина. Первое, что я делаю, заполняю заявку на ближайшую поставку товара. Параллельно узнаю, что пользуется наибольшей популярностью. Помимо бензина, здесь в ходу напитки известного американского («праздник к нам приходит!») концерна.
. Позже присутствую при принятии товара. Среди доставленных – читай востребованных – предметов напитки, шоколадки, автоаксессуары и презервативы. Две упаковки…
После окончания руководящего процесса наступает часть, которую большинство коллег ожидало с особым нетерпением – приезд бензовоза. Процесс приема цистерны сопряжен с множеством процедур, гарантирующих безопасность как работников, так и клиентов АЗС. К примеру, канализационные люки под местом разгрузки на время слива бензина переводятся в режим замкнутого цикла, чтобы предотвратить попадание нефтепродуктов в городскую канализационную сеть.
Хрупкая девушка оделась в защитную экипировку и взяла пробы привезенного бензина в специально приготовленную колбу из темного стекла. Тару с пробой положили в отдельный ящик, чтобы использовать ее в качестве материала для экспертизы в случае возникновения претензий к качеству. Кстати, цистерна бензовоза не является цельной конструкцией; она разделена на несколько отсеков, каждый из которых заполняется разными видами топлива.
При каждой приемке бензина резервуары заправки проверяются на наличие в них грунтовых вод. Делается это с помощью длинной железной палки, на чей конец нанесена специальная смесь, которая при контакте с водой меняет свой цвет с зеленого на розовый.
Без экзамена нельзя
Пока цистерна «разгружалась» к заправке незаметно подъезжает небольшой фургон сети АЗС «Газпромнефть». Это на нашу проверку приехала мобильная группа, в чьи обязанности входит регулярная аттестация сотрудников. Внутреннее убранство фургона — миниатюрный учебный класс: столики с ноутбуками и доски с пояснительными надписями. Система призвана регулярно проверять уровень навыков персонала АЗС.
Прохожу базовый тест: десять вопросов, среди которых и простые вроде: «что значит цифра 92 в названии АИ-92» и менее очевидные — «можно ли заправлять транспортные средства, перевозящие взрывоопасные грузы». Насколько точно мне удалось ответить на поставленные десять вопросов теста, я так и не узнал. Но, думаю, к работе на АЗС меня бы не допустили.
Слабакам здесь не место
За несколько часов работы на заправке я получил массу новых впечатлений. Но главное, убедился в одном – для работы на АЗС мало быть просто профессионалом, надо уметь справляться с трудностями, с которыми никогда не осилит скучный представитель «офисного планктона» вроде меня. Заправщик должен выполнять свою работу и в минус сорок и в плюс 30, оператор обязан сотни раз в день проговаривать одну и ту же фразу, а начальнику приходится постоянно сверяться с тысячью бумажками. Хочу ли я после этого устроиться в нефтегазовую сферу? – «Возможно». Хочу ли я работать на заправке? – «Спасибо, нет».
Зато теперь я больше точно не побрезгую услугами заправщика, и не отвечу отказом девушке на кассе на просьбу приобрести карточку, даже если она у меня уже есть. Ведь теперь я понимаю этих людей гораздо лучше остальных автовладельцев.
Работа заправщиком на АЗС
Обязанности заправщика
Основными критериями личностных качеств претендента на должность заправщика автозаправочной станции являются терпение, вежливость, аккуратность, внимательность и собранность. Профессиональная деятельность заправщика сопряжена с постоянным общением с клиентами, поэтому не конфликтность и устойчивость к стрессам, окажут соискателю огромную помощь в работе.
Заправщик, или помощник оператора, должен знать:
Работа заправщиком на АЗС подразумевает исполнение некоторого перечня должностных обязанностей. Рассмотрим его более подробно.
1.1 Общие положения
Должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и степень ответственности заправщика автозаправочной станции. Основными целями, определяющими профессиональную деятельность заправщика, являются:
1.2 Функциональные обязанности
Помощник оператора АЗС обязан:
— освещения территории АЗС;
— систем, измеряющих уровень топлива в резервуарах-хранилищах.
— прекратить въезд транспортных средств на АЗС;
— вывесить информационные таблички о временном перерыве в отпуске топлива;
— произвести (до слива) замеры уровня нефтепродуктов;
— открыть въезд транспортным средствам для заправки;
— по окончании слива, но не ранее чем через 15 минут, снять информационные таблички.
1.3 Заправщику АЗС запрещается:
1.4 Права заправщика АЗС
Помощник оператора имеет право:
1.5 Ответственность заправщика АЗС
Заправщик на АЗС несет ответственность в следующих случаях:
Условия труда на АЗС
Характер работы помощника оператора АЗС предполагает его продолжительное нахождение на открытом воздухе, в том числе и в условиях низких температур, что накладывает определенный отпечаток на состояние его здоровья. Кроме того, работа в сменном режиме (подавляющее большинство современных АЗС открыты круглосуточно), осложняет выполнение функциональных обязанностей, особенно в ночное время.
Следующим фактором, осложняющим условия профессиональной деятельности заправщика АЗС, служит отнесение автомобильных заправок к объектам повышенной опасности, что требует от сотрудника скрупулезности и педантичности.
Резюмируя вышесказанное, отметим тот факт, что высокие требования, касающиеся как личных характеристик соискателя, так и степенью его профессиональной подготовки, не обязательно вознаграждаются заработной платой соответствующего уровня. Например, заправщик на АЗС Москвы может рассчитывать на зарплату, колеблющуюся в диапазоне от 20 до 40 тысяч российских рублей.
Работа оператором на АЗС
Работу оператором на АЗС
Оператор автозаправочной станции – должностное лицо, с которым непосредственно общается клиент, то есть вступает с ним в товарно-денежные отношения, предъявляет ему претензии, обращается за разъяснениями и т.д. Кроме того, профессиональная деятельность оператора сопряжена с использованием технически сложного и небезопасного оборудования, что требует знания пожарной безопасности на автозаправке.
Ну, и наконец, влияние постоянного соседства солидных сумм наличных денег (на фоне не всегда устраивающей оператора АЗС зарплаты) и обилия востребованного товара – моторного автомобильного топлива. Все вышеперечисленные особенности, накладывают определенный отпечаток на перечень качеств, которыми должен обладать данный работник. Это – достаточная техническая грамотность, ответственность, внимание, терпение, коммуникабельность и способность к мирному разрешению конфликтных ситуаций.
Обязанности оператора АЗС, определенные должностной инструкцией
2.1 Должностная инструкция оператора АЗС – основной документ, регламентирующий профессиональную деятельность должностного лица, осуществляющего прием, выдачу и учет нефтепродуктов на автозаправочной станции в соответствии с требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации АЗС и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими их (автозаправок) работу.
2.2 Оператор-кассир на АЗС обязан твердо знать и неукоснительно соблюдать требования следующих Правил и инструкций:
Кроме того, современные реалии всеобщей компьютеризации требуют, чтобы оператор обладал хотя бы начальными навыками пользователя.
2.3 Непосредственным руководителем оператора АЗС является управляющий АЗС, а прямое руководство в процессе смены осуществляет ее начальник.
2.4 На протяжении рабочей смены оператору категорически запрещается покидать рабочее место, за исключением промежутков времени, установленных утвержденным распорядком дня (перерыв для принятия пищи, технологические перерывы для обслуживания оборудования и т.п.).
2.5 Оператор АЗС – лицо, несущее материальную ответственность в случае выявления недостач нефтепродуктов, финансовых средств, а также в случае полной или частичной потери (по его вине) функциональных кондиций оборудования и иного имущества АЗС.
2.6 Оператор, заступающий на смену, обязан:
Замечания, выявленные в результате вышеуказанных мероприятий, отражаются в сменном журнале. Подпись оператора-кассира АЗС о принятии смены подтверждает возложение на него персональной ответственности, в том числе и материальной, за происходящее на автозаправке.
В течение рабочей смены в обязанности оператора входит:
— изучение сопроводительной документации;
— проверка уровня нефтепродуктов в поступившей емкости;
— прекращение торговли соответствующим типом топлива (оповестив клиентов посредством информационной таблички);
— замер уровня в емкости-хранилище перед сливом и запись в соответствующий раздел журнала;
— замер уровня в емкости-хранилище после слива и запись в соответствующий раздел журнала;
— внесение данных в журнал прихода топлива;
— возобновление продажи топлива.
По окончании рабочей смены оператор АЗС передает смену в соответствии с алгоритмом, описанном выше, и заполняет бланки сменной отчетности, передаваемые (совместно с итоговым кассовым чеком) на контроль управляющему АЗС.
Обучение оператора автозаправочных станций
Подавляющее большинство компаний («ООО Лукойл», ТД «Нефтьмагистраль», «Газпромнефть», ГК «Трасса» и т.д.), владеющие автозаправками в российской столице, предпочитают заполнять существующие вакансии операторов-кассиров АЗС соискателями, имеющими удостоверения оператора АЗС. Именно поэтому, претендентам, согласным с предлагаемым уровнем заработной платы, а он находится в довольно широком диапазоне (от 20 000 до 40 000 российских рублей), предлагается пройти предварительное обучение или переподготовку. Кроме того, для оператора АЗС, обучение включает прохождение стажировки и программы тренировок.
Оператор заправочных станций: описание профессии
В настоящее время заправочные станции существуют в каждом населенном объекте и на каждой крупной дороге. При этом современная заправка не только предлагает пополнить количество бензина в автомобиле, но и может предоставить другие услуги. А обеспечивает непрерывную и качественную работу объекта оператор заправочной станции.
Описание профессии
Оператор заправочной станции – это сотрудник станции, с которым общаются водители для приобретения продукции или получения консультаций по различным вопросам.
В перечень обязанностей специалиста также можно отнести следующее:
работа с кассовым аппаратом и банковским терминалом;
проведение заправки автомобилей и других транспортных средств;
продажа топлива и других материалов;
проведение проверок исправности оборудования;
выявление и устранение мелких неисправностей у эксплуатируемого оборудования;
прием нефтепродуктов и смазочных материалов;
работа с документацией на принимаемые и реализованные товары;
составление заявок на доставку товаров;
составление заявок на проведение ремонтных работ
составление отчетности за рабочую смену.
А для того, чтобы грамотно выполнять все поставленные перед ним задачи, оператор должен разбираться в следующих вопросах:
устройство и принцип функционирования заправочного оборудования;
использование контрольно-измерительных приборов;
наименования, разновидности продаваемых товаров, их особенности;
способы безопасной работы с горюче-смазочными материалами;
нормы охраны труда;
документация по приему товаров.
Поскольку оператор заправочной станции несет непосредственную ответственность за бесперебойную и безопасную работу объекта, то ему перед принятием обязанностей у сменщика необходимо сделать следующее:
убедиться в исправности оборудования;
провести оформление денежных средств, которые на тот момент есть в кассе;
узнать количество имеющегося топлива.
А после окончания дежурства сделать необходимые записи о выявленных нарушениях или неисправностях, заполнить отчетность, передать дела сменщику.
Источник фото senivpetro/freepik
Где выучиться профессии оператор заправочной станции?
Обучать данной профессии может сам работодатель. Чаще всего у крупных компаний уже подготовлена программа подготовки специалистов данного профиля и есть необходимый штат обучающего персонала.
Во время прохождения обучения сотрудник изучает следующее:
разновидности, особенности и свойства продаваемых нефтепродуктов;
наименование и устройство оборудования;
принципы работы с документацией, в том числе и с бухгалтерской;
устройство кассовых аппаратов, работа с банковским терминалом.
Кроме того, во время обучения операторы знакомятся с историей компании, изучают ее принципы работы и коммерческой безопасности, правила внутреннего распорядка.
А поскольку работа с горючими материалами может быть опасной, также изучаются правила безопасности, оказания первой помощи и поведения в чрезвычайных ситуациях.
Также операторов для работы на заправочных станциях готовят и на специальных курсах, которые существуют при образовательных центрах и есть практически в каждом городе.
Разряды профессии Оператор заправочных станций
Профессионализм оператора определяется присвоенным ему уровнем квалификации. Все их четыре.
Оператор заправочных станций 2 разряда
Знает технологический процесс и нормы безопасности, охраны труда, но при этом выполняет минимальное количество обязанностей.
Оператор заправочных станций 3 разряда
Знает устройство используемого оборудования, может проводить его техническое обслуживание. Также у него есть необходимые знания для ведения документации.
Оператор заправочных станций 4 разряда
Может заправлять транспортные средства, проводить осмотры и устранять мелкие неисправности в системе дистанционного управления.
Оператор заправочных станций 5 разряда
Может работать с автоматизированными системами по выдаче нефтепродуктов. Он знает их устройство и принципы технического обслуживания.
Личностные качества профессии оператор заправочных станций
Работа оператором предполагает активное взаимодействие с разными людьми, поэтому в специалистах крайне высоко ценятся следующие качества: