В чем заключается работа педагога организатора
О профессии педагога-организатора: обучение, обязанности, зарплата
Работа педагога — обучать, педагога-организатора — обеспечивать внеклассную деятельность для развития и воспитания детей. Разделять эти задачи очень важно. Во-первых, так классных руководителей и учителей-предметников освобождают от огромного объема работы, а во-вторых, в школе появляется человек, который знает, как организовать действительно интересные, полезные, вдохновляющие мероприятия для ребят.
Таким человеком можете стать и вы.
Чем занимается педагог-организатор?
Плюсы и минусы профессии
Каким должен быть педагог-организатор? Подходит ли эта профессия вам?
Важнейшие качества педагога-организатора — активность, энергичность, коммуникабельность, умение найти общий язык с разными людьми и настойчивость. Без этого просто не получится качественно работать, ведь большинство учеников и учителей не будут сами проявлять инициативу и охотно подхватывать идеи, их придется подталкивать, убеждать, увлекать интересными задумками. Кроме того, эти качества педагогу-организатору очень пригодятся при общении с представителями администрации города, с директором школы, с работниками музеев, театров и пр.
Очень важны устойчивость к стрессу, умение сохранять спокойствие в сложных ситуациях, терпеливость. При подготовке к мероприятию и даже во время его проведения что угодно может пойти не так. Когда выяснится, что аппаратура сломалась, ребенок не выучил слова, а учитель, которому поручили важную задачу, внезапно заболел, педагог-организатор не должен впадать в панику. Его задача — максимально быстро решить проблему.
Наконец, важно быть творческим человеком с широким кругозором. В большинстве случаев тематику мероприятий, сценарии и идеи придется искать или придумывать самостоятельно. Человек, который привык быть только исполнителем, а не лидером и вдохновителем, не справится с такой задачей.
Где учиться на педагога-организатора?
Если вы окончили только школу, обучение можно пройти в колледже или вузе. В первом случае при поступлении учитываются баллы аттестата, нижний порог зависит от конкурса и требований учебного заведения. Во втором случае для поступления нужно сдать ЕГЭ (обычно — русский язык, обществознание и история).
Если у вас уже есть среднее профессиональное или высшее образование по любому профилю, и вы хотите работать педагогом-организатором, вам подойдут курсы профессиональной переподготовки. У нас в АНО «НИИДПО» их можно пройти дистанционно*. Обратите внимание на программы обучения:
Педагог-организатор в школе: обязанности и должностная инструкция
Воистину не перечислить всех талантов, которыми должен обладать педагог-организатор в школе! Обязанности его весьма многочисленны, а вот заработная плата не всегда соответствует нагрузке. В большинстве общеобразовательных учреждений не предусмотрена отдельная ставка для данной должности, поэтому этот функционал берут на себя преподаватели-предметники за дополнительную оплату.
Необходимые требования к должности
Чтобы приступить к исполнению своих обязанностей педагога-организатора в школе, преподаватель должен соответствовать определенным критериям. На данную должность назначается учитель, обладающий как минимум двухлетним стажем педагогической работы и как минимум средним профессиональным образованием. Желательно, чтобы у него была и квалификационная категория. Он обязан знать всю нормативную и законодательную базу РФ, связанную с вопросами образования.
Опора и поддержка для учеников
Среди должностных обязанностей педагога-организатора в школе основной является активное содействие личностному развитию школьников, формирование у них талантов и общей культуры. Для этого ему нужно постоянно изучать психологические и возрастные особенности детей и подростков, а также их интересы. В задачи преподавателя также входит создание всех необходимых условий для творческой реализации учеников в виде различных объединений, направленных на совместную деятельность.
Учитель, выполняющий в школе организаторскую функцию, должен поддерживать инициативы в сфере досуга, исходящие от самих школьников. Зачастую он создает специальное объединение, в котором учащиеся могут тем или иным образом влиять на ее работу. В некоторых случаях организатор привлекает к работе с учениками их родителей, общественных деятелей, а также работников различных культурных и спортивных учреждений. В его обязанности также входит планирование каникулярного отдыха учеников и оказание поддержки тем из них, кто хочет вести трудовую деятельность.
Права педагога
Педагог-организатор в школе, обязанности которого весьма обширны, имеет и свои права. Речь идет не только о стандартном трудовом пакете, но и о возможности выносить на совещания и планерки собственные предложения, направленные на улучшение деятельности учреждения. Также он может запрашивать различную документацию от специалистов смежных подразделений, необходимую ему для выполнения своих обязанностей.
Как бы его коллеги ни отнекивались, педагог-организатор, согласно своей должностной инструкции, имеет право привлекать их для проведения различных мероприятий, а также к решению вопросов, которые были возложены на него. В некоторых образовательных учреждениях человек, занимающий данную позицию, имеет большое влияние на администрацию и может требовать от нее помощи в выполнении собственных задач.
На первый взгляд кажется, что обязанности педагога-организатора в школе не предполагают слишком большой ответственности, но это не так. Помимо качественного выполнения своего функционала, он отвечает за моральное и духовное развитие учащихся, что требует от него огромной самоотдачи и умения выстраивать рабочий процесс таким образом, чтобы все планы своевременно исполнялись.
В некоторых случаях преподаватель может нести даже материальный ущерб, например, если за ним закреплен кабинет с различным имуществом. Впрочем, на должность школьного организатора чаще всего принимаются очень ответственные люди, которые стараются не допускать нарушений в своей работе, поскольку прекрасно понимают последствия своих ошибок.
Общий функционал
Функциональные обязанности педагога-организатора в школе напрямую зависят от типа общеобразовательного учреждения. Как правило, такая должность есть в тех заведениях, где дополнительное образование является сложной и структурированной системой, куда вовлечены ученики, преподаватели и родители. Преподаватель обязан уметь привлекать детей к различной деятельности таким образом, чтобы ее цель и итоговый результат полностью соответствовали ожиданиям педагогического коллектива и родителей.
Параллельно с этим педагог также должен вести воспитательную работу, результатом которой является наличие у каждого ребенка возможности раскрыть свои таланты. Детям нужно быть готовым к совместной коммуникации друг с другом, уметь выбирать актуальные для себя ценности и формировать доброжелательную и доверительную атмосферу в коллективе. При необходимости учитель, исполняющий обязанности организатора в школе, должен выполнять представительскую функцию, а именно – вести с различными государственными и негосударственными учреждениями диалог, направленный на защиту прав детей.
Педагогическая основа работы
За последние несколько лет существенно изменились требования к должностным обязанностям педагога-организатора: ОБЖ в школе также чаще всего преподается именно им. Таким образом, он должен научить школьников не только безопасности жизнедеятельности, но и ответственности за окружающий мир. Такому преподавателю нужно ставить во главу своей работы гуманистическую идеологию воспитания, чтобы добиться высоких результатов.
Труды Макаренко, Макиавелли и прочих экспертов педагогического мастерства будут основными в списке настольных книг организатора. Если же рассматривать современные теоретические положения педагогики, то определенного внимания заслуживают труды В. Андреева, И. Колесниковой, И. Якиманской, В. Бездухова. Ученые считают, что преподаватель должен быть широко развитой личностью, обладающей умением расположить к себе абсолютно любого ребенка и взрослого.
Через досуг в культуру
Вся культурно-досуговая деятельность, которая осуществляется в общеобразовательном учреждении, всегда соответствует методикам воспитания. Педагог-организатор в школе, в обязанности которого входит ее реализация, должен выстраивать работу таким образом, чтобы в ходе нее юные россияне формировали привязанность к культуре своей страны. С помощью проверенных досуговых методик дети смогут научиться понимать и анализировать общемировой культурный фонд, а также уважать малые народности и их особенности.
Важно, чтобы при организации досуга была учтена свобода личности ребенка. В идеале он самостоятельно может выбрать время, место и форму проведения своего отдыха. Предоставить детской индивидуальности шанс раскрыться и не оставить дитя наедине со своими мыслями – главная задача учителя. Главными конкурентами преподавателей-организаторов являются компьютерные игры. Учителя обычно показывают детям и другие варианты отдыха, которые могут быть на порядок интереснее и полезнее.
Досуг должен быть доступным, а интересным он будет, если в нем примет участие как можно больше детей. Желательно, чтобы он был организован по принципу самодеятельности, тогда все участники процесса могут реализоваться не только в индивидуальной, но и в коллективной деятельности. При грамотной организации культурно-досугового процесса человек постепенно может стать активной личностью, которая живет в гармонии с собой и социумом.
Главные помощники
Подход к каждому
Все мероприятия, проводящиеся в стенах общеобразовательного учреждения, должны быть построены на возрастных и поведенческих особенностях учащихся. За это также отвечает педагог-организатор в школе, типичные должностные обязанности которого учитывают необходимость использования различных форм развлекательных мероприятий. В частности, для учеников до 10 лет следует применять те из них, при которых дети получают точные указания, а также чувствуют себя защищенными.
Подростки, чей возраст составляет от 14 до 17 лет, стремятся выработать собственную индивидуальность и продемонстрировать ее всему миру. Организатор здесь нужен в качестве более опытного товарища, который может дать хороший совет. В качестве наиболее интересных мероприятий для детей следует использовать вечера авторской песни, дискотеки, тренинги и разные формы полезной для социума деятельности.
Прочие варианты развития школьников
Родители стремятся всесторонне развивать своих детей, поэтому школьники часто занимаются получением дополнительного образования. Достаточно часто работа соответствующего подразделения зависит от педагогов-организаторов в школах, обязанности и зарплата последних в случае успешного формирования учебных программ могут значительно вырасти. Совсем необязательно речь идет о наборе детей на освоение какой-либо дополнительной дисциплины, это было актуально лет 10-15 назад.
Преподаватели, сумевшие подготовить своих учащихся к участию в различных конкурсах и мероприятиях, могут занести успехи своих подопечных в собственное портфолио. Последнее обычно помогает в получении новой категории, а также педагогических наград различного типа и уровня. Чем больше у педагога наград, тем выше его шансы на более высокую зарплату и карьерный рост, поэтому он сам должен быть в этом заинтересован.
Чем отличается работа российских педагогов от белорусских?
Квалификационные требования в Белоруссии
Если обязанности педагога-организатора в школах в Беларуси и России схожи, то требования к нему существенно различаются. В России преподаватель, занимающий эту должность, обязан иметь высшее педагогическое образование, которое может быть заменено средне-специальным в сочетании с профильной переподготовкой. Стаж работы в данном случае роли не играет.
Риски для преподавателя
Совмещение двух ответственных должностей никогда не проходит бесследно. Если учитель успешно выполняет обязанности педагога-организатора, ОБЖ в школе может преподаваться спустя рукава. Неважно, какому именно предмету он учит, если не достигнуть гармонии, уроки этого преподавателя будут проходить бесцельно и неинтересно. Именно поэтому школьные администрации стараются выделять отдельную ставку для данного функционала или же привлекать на позицию организатора опытного педагога, у которого давно налажен процесс преподавания.
В качестве подручного средства такой учитель может использовать своих помощников из числа наиболее ответственных старшеклассников, которым можно делегировать определенный функционал. Поначалу придется контролировать выполнение поставленных задач, но в дальнейшем это окупится сторицей.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ «ТОЧКА РОСТА» ГКОУ РД «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ с. ЧЕРНЯЕВКА»
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА
ЦЕНТРА ОБРАЗОВАНИЯ ЦИФРОВОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЕЙ
«ТОЧКА РОСТА»
ГКОУ РД «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ с. ЧЕРНЯЕВКА»
1.1. Педагог-организатор относится к категории специалистов.
1.2. На должность педагога-организатора принимается лицо:
1) отвечающее одному из указанных:
а) имеющее высшее образование (бакалавриат) и дополнительное профессиональное образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, а также опыт работы педагогом дополнительного образования не менее 2 лет;
б) имеющее высшее образование (специалитет или магистратура) и дополнительное профессиональное педагогическое образование в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы;
в) имеющее высшее педагогическое образование (магистратура) в области организационно-педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы;
2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
3) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) прошедшее аттестацию на соответствие занимаемой должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.3. Педагог-организатор в своей деятельности руководствуется:
1) Уставом Учреждения;
2) Положением о деятельности Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»;
3) настоящей должностной инструкцией;
4) Трудовым договором и др. нормативными документами школы.
2. Назначение на должность педагога-организатора и освобождение от нее производится приказом директора учреждения.
3. Педагог-организатор должен знать:
1) законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей деятельность в сфере дополнительного образования детей и взрослых, локальные нормативные акты образовательной организации;
2) законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере дополнительного образования детей и (или) взрослых, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных);
3) нормативно-правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные;
4) локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;
5) основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения массовых досуговых мероприятий;
6) способы выявления интересов учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) в области досуговой деятельности;
7) методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий;
8) психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы;
9) техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;
10) основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения;
11) особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении, специфику инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся);
12) перечень и характеристики предлагаемых к освоению дополнительных общеобразовательных программ;
13) основные методы, приемы и способы привлечения потенциального контингента учащихся по дополнительным общеобразовательным программам;
14) заинтересованные организации, мотивы их взаимодействия с организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы, формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с социальными партнерами;
15) виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования;
16) методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического микроклимата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся;
17) методологические основы современного дополнительного образования детей и взрослых;
18) современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых;
19) источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
20) особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса;
21) источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации программ дополнительного образования детей и (или) взрослых в частности;
22) внутренние и внешние (средовые) условия развития дополнительного образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
23) возрастные особенности учащихся, особенности реализации образовательных программ дополнительного образования одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения;
24) основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов (листовок, буклетов, плакатов, баннеров, презентаций) на бумажных и электронных носителях;
25) стадии профессионального развития педагогов;
26) правила слушания, ведения беседы, убеждения, приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логика и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога, формы представления предложений по развитию образования руководителям и педагогическому коллективу;
27) меры ответственности за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под руководством педагогического работника;
28) требования охраны труда при проведении досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);
29) основы трудового законодательства Российской Федерации;
30) Правила внутреннего трудового распорядка;
31) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
32) (другие документы, материалы и т.д.).
4. Педагог-организатор должен уметь:
1) планировать, организовывать и проводить досуговые мероприятия с учетом возрастных особенностей, особенностей объединения/группы и отдельных учащихся, специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации), в том числе:
— привлекать педагогов, учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) к планированию и разработке содержания социокультурных мероприятий;
— поддерживать социально значимые инициативы учащихся;
— использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся (в том числе ИКТ, электронные информационные и образовательные ресурсы) в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и с учетом возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей учащихся;
— координировать деятельность педагогов, объединений детей и школьников при подготовке мероприятий;
— выполнять роль ведущего досуговых мероприятий;
— привлекать к участию в мероприятиях одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении;
— использовать профориентационные возможности досуговой деятельности;
2) взаимодействовать с членами педагогического коллектива, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий, выполнять нормы педагогической этики; заниматься организацией набора детей для обучения по программам Центра;
3) взаимодействовать с руководителем Центра по вопросам планирования и организации методической работы и повышения квалификации педагогов;
4) производить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий;
5) обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные;
6) планировать мероприятия для привлечения потенциального контингента учащихся различного возраста для дистанционного взаимодействия (обучения, внеурочной деятельности, проведения социокультурных мероприятий и т.д.);
7) организовывать подготовку и размещение, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, плакаты, баннеры, презентации) о возможностях дополнительного образования детей и взрослых в различных областях деятельности, о перечне и основных характеристиках предлагаемых к освоению программ;
8) проводить презентации организации и реализуемых ею образовательных программ, дни открытых дверей, конференции, выставки и другие мероприятия, обеспечивающие связи с общественностью, родителями (законными представителями) и детьми и (или) взрослым населением, заинтересованными организациями, заниматься освещением работы Центра роста в СМИ, сайте учреждения, анонсировать его деятельность в социальных сетях;
9) организовывать мероприятия по набору и комплектованию групп учащихся для занятий внеурочной деятельностью на базе Центра с учетом специфики реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, индивидуальных и возрастных характеристик учащихся;
10) находить заинтересованных лиц и организации, развивать формальные (договорные, организационные) и неформальные формы взаимодействия с ними;
11) эффективно взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями, в том числе с социальными партнерами;
12) создавать условия для поддержания интереса учащихся к дополнительному образованию и освоению дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
13) ориентироваться в источниках, анализировать и обобщать информацию о государственной и региональной политике в области образования, необходимую для определения требований к качеству дополнительного образования детей и (или) взрослых, в тенденциях его развития;
14) производить изучение потребностей дополнительных образовательных услуг на базе Центра;
15) определять, изучать и анализировать внутренние и внешние (средовые) условия для совершенствования работы Центра, реализующего программы дополнительного образования детей и (или) взрослых, в том числе социально-экономические условия деятельности, социально-психологические особенности контингента, методическое и кадровое обеспечение;
16) разрабатывать и представлять руководству и педагогическому коллективу предложения по развитию Центра, реализующего программы дополнительного образования, перечню и содержанию программ, обеспечению качества их реализации, совершенствованию кадрового, нормативного, учебно-методического и материально-технического обеспечения;
17) создавать условия для реализации детьми творческого и исследовательского потенциала;
18) контролировать и организовывать работу педагогов Центра: посещать занятия и досуговые мероприятия, анализировать и обсуждать их с педагогами, составлять расписание работы творческих объединений (кружков, секций), контролировать соблюдение требований охраны труда на занятиях и при проведении досуговых мероприятий;
19) анализировать процесс и результаты деятельности Центра по реализации программ и развитию дополнительного образования детей и (или) взрослых;
20) контролировать соблюдение санитарно-бытовых условий и условий внутренней среды, выполнение требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски жизни и здоровью учащихся при проведении массовых досуговых мероприятий;
21) выполнять требования охраны труда;
5. Педагог-организатор подчиняется непосредственно руководителю Центра роста и директору учреждения.
6. На время отсутствия педагога-организатора (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения по согласованию с руководителем Центра роста.
Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
II. Должностные обязанности.
1. Содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся (воспитанников, детей), педагогизации социальной сферы.
2. Изучает возрастные и психологические особенности, интересы и потребности обучающихся (воспитанников, детей), создает условия для их реализации в различных видах творческой деятельности.
3. Занимается реализацией плана учебно-воспитательных, внеурочных мероприятий.
4. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразную индивидуальную и совместную деятельность обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых.
5. Способствует реализации прав ребенка на развитие творческих способностей.
6. Организует социокультурные мероприятия: вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы обучающихся (воспитанников, детей) в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.
7. Привлекает к работе с обучающимися (воспитанниками, детьми) работников учреждений культуры и спорта, родителей, общественность.
8. Оказывает поддержку детским кооперативам, иным формам организации труда обучающихся (воспитанников, детей).
9. Организует каникулярный отдых обучающихся (воспитанников, детей), несет ответственность за их жизнь и здоровье в период образовательного процесса при проведении социокультурных мероприятий.
1. Знакомиться с проектами решений руководства Центра и учреждения, касающихся его деятельности.
2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности Центра роста и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников; варианты устранения имеющихся в деятельности Центра недостатков.
3. Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
4. Привлекать специалистов Центра и сотрудников школы к решению задач, возложенных на него.
5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
Педагог-организатор несет ответственность:
С Должностной инструкцией ознакомился ____________________________________.
«___» ________________ 20 __ года.
Экземпляр данной должностной инструкции получил __________________________.