В чем заключается работа после экскурсии
Статья «Экскурсия как эффективная форма обучения и воспитания учащихся»
Экскурсия как эффективная форма
обучения и воспитания учащихся
Современный учебно-воспитательный процесс располагает большим арсеналом средств и методов обучения и воспитания. Одним из таких средств является школьная экскурсия.
Актуальность экскурсии в настоящее время заметно повышается и в первую очередь из-за перенасыщенности современного ученика информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой детьми информации и ее разнообразие.
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.
Как историческое восприятие умение видеть заключается в следующем:
во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера;
во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию;
Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.
Выявление экспонатов для краеведческого музея.
Расширение общего культурного кругозора.
Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям знаний.
Обзорная многоплановая экскурсия.
Усвоение знаний в сочетании с воспитанием.
Педагогическое значение экскурсий очень велико.
Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими, культурными и природными объектами в их естественных условиях.
Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсии очень продуктивны, так как в высшей степени предметны и конкретны.
На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками
немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого.
В-третьих, экскурсия всегда вызывает у детей повышенный интерес.
Уже около 20 лет преподаватели Воронежского музыкального колледжа используют экскурсии как неисчерпаемый источник педагогических средств и методов обучения и воспитания.
Учителя Воронежского музыкального колледжа не только пользуются услугами профессиональных экскурсоводов, но и сами проводят экскурсии с учащимися. Учитель, хорошо зная своих воспитанников, их интересы, индивидуальные особенности и возможности, как никто другой, сможет связать экскурсионный материал с изучаемой темой, со всей учебно-воспитательной работой школы.
А.И. Стражев говорил, что разработка «хотя бы одной экскурсии является обязанностью каждого учителя истории. Нельзя сводить свою работу к рассказам по конспектам в классе с использованием отдельных картин и портретов. Такая непосредственная «встреча» учащихся с историческими памятниками и местами исторических событий имеет исключительно познавательное и воспитательное значение, хотя и требует от учителя большой работы и методического искусства. Этому искусству можно и должно учиться».
Экскурсия как средство воспитания имеет большое значение и с точки зрения изучения основ современного краеведения. Мировоззренческой основой современного краеведения являются биосферные концепции природопользования и эколого-культурная ориентация, нормализующие основы взаимоотношений общества и природы. Проводимые нами экскурсии имеют целью и результатом не только знакомство с памятниками культуры и природы родного края, но и знакомство с теми проблемами, которые мешают его современному развитию, сохранности эколого-культурных объектов. Педагогический результат экскурсий по родному краю (Павловск, Костомарове Дивногорье, Костенки, Галичья гора, Графский заповедник, Острогожск, Рамонь и т. д.) мы наблюдаем в желании ребят активно участвовать в школьных олимпиадах по истории, географии и экологии родного края, в конкурсах рисунков для музея Костенки, дома-музея Крамского в Острогожске и т.д.
Мы работаем в общеобразовательном учреждении для музыкально одаренных детей. «Обучение и развитие одаренных и талантливых детей составляет идеальную модель творческого развития человека». Наши наблюдения показывают, что экскурсия как средство обучения и воспитания создаст наиболее оптимальные условия для развития творческого потенциала школьника, формирования его личности, патриотических и нравственных начал.
«Часть зарплаты получал продуктами»: сколько зарабатывает организатор туров и экскурсий
В Санкт-Петербурге
Герой этого выпуска на первых курсах университета устроился в турфирму, которая занималась организацией экскурсий по Санкт-Петербургу, Казани и Нижнему Новгороду. Он рассказал, как придумываются новые программы для туристов, как такая работа тренирует стрессоустойчивость, почему лучше никогда не забывать историю убийства Распутина и как жить в пандемию, получая МРОТ и еду вместо привычной зарплаты.
Выбор профессии
Когда я поступал в свой петербургский вуз на кафедру туризма, я очень расплывчато представлял, какие перспективы меня ждут и какой сотрудник из меня выйдет.
Мой профиль — туризм с изучением китайского. Я планировал переводиться на факультет международных отношений, но неудачная аттестация по вышмату все испортила. После такой горькой неудачи я решил найти подработку на лето. Ознакомился на «Хедхантере» со списком вакансий для тех, у кого нет никакого опыта, но ни одна из позиций меня не привлекала, пока в одно июньское утро случайно не наткнулся на свежую: в турфирму требовался консьерж со знанием минимум двух иностранных языков, чтобы продавать экскурсии в отеле.
Изначально меня наняли по договору на четыре месяца, но когда контракт закончился, предложили перейти в штат компании.
Место работы
Турфирма ориентирована на путешественников, заинтересованных в том, чтобы всю поездку спланировали четко, удобно и — самое главное — за них. Мы организовывали индивидуальные и небольшие групповые экскурсии в Петербурге, Казани и Нижнем Новгороде. Кроме экскурсий предоставляли трансфер, кейтеринг и проживание.
Обычно в наших группах было не больше шести человек, чаще всего — семьи из трех-четырех человек или группа друзей/коллег. Путешествиями для больших групп тоже занимались, но только по особым заявкам от корпоративных клиентов или государственных организаций. Например, мы устраивали экскурсию по Петербургу для 35 школьников из Выборгского района. До момента «закрытия» туризма в мире и в нашей стране мы начинали работать с корпоративными клиентами и сменили фокус на организацию регулярных путешествий для конкретных компаний.
В прошлом году Санкт-Петербург поставил рекорд по количеству туристов, посетивших город: 9,1 млн человек. В самый разгар туристического сезона в Петербурге, то есть с мая по сентябрь, доля иностранцев среди общего числа туристов была 84%. Россияне редко пользуются нашими услугами и, судя по маркетинговым исследованиям нашей компании, предпочитают либо бронировать место в группе, либо отправляться самостоятельно, без экскурсовода.
Какая-то часть клиентов находила нас через сайты-агрегаторы вроде Viator, Getyourguide, но в основном мы получали заказы через отели.
Штат у нас был довольно маленький: наш CEO, я, графический дизайнер и координатор MICE, то есть бизнес-туризма. С экскурсоводами работали сдельно. Какие-то задачи, связанные с ИТ, рекламой и аудитом, тоже часто отдавали на фриланс уже знакомым ребятам — так проще и для компании, и для этих сотрудников.
Конечно, в список наших самых популярных услуг входили обзорные экскурсии, посещение Эрмитажа, Петергофа и других главных достопримечательностей. Но далеко на таком не уедешь, ведь у конкурентов практически та же самая программа. Чтобы выделиться на рынке и завлечь как российских, так и иностранных туристов, мы каждый квартал старались внедрять по три-четыре тематические экскурсии.
Чаще всего новые экскурсии разрабатываются так: я присылаю начальнику идеи перспективных, по моему мнению, вариантов, мы собираемся на летучку небольшой командой и составляем подробную маршрутную карту.
Каждая новая экскурсия и комплексный тур обязательно проходили проверку, когда сотрудники компании отправлялись в путешествие, чтобы ознакомиться с программой. Грубо говоря, мы как организаторы прокатывали всю поездку, чтобы выявить возможные проблемы, а также испытать реальные ощущения от тура и потом точно описывать его клиентам.
Туристам после каждой экскурсии мы присылали опрос на почту или мобильный, общались с гидом во время и после экскурсии: уточняли детали поездки, смотрели по билетам, все ли объекты посетили, обязательно беседовали с водителем.
Вот небольшой список экскурсий, которые нравятся мне самому — это и наши продукты, и хорошие программы других компаний.
Петербург Достоевского. Отличная возможность окунуться в город Федора Михайловича, особенно если обзорка уже надоела.
🇸🇪 Шведский Петербург. Несколько столетий в самом центре города жила община шведов, а многие знаменитые деятели, например некоторые Нобели, творили в Санкт-Петербурге.
🏭 Петербург XXI века. Небольшое путешествие по нескольким ныне популярным кластерам и пространствам города. Люди впервые узнают, почему Новая Голландия, к примеру, называется именно так.
🏰 Выборг. Этот город — лично мой самый любимый объект показа в северо-западной части Ленобласти: можно побывать в Скандинавии, не выезжая в зону шенгена.
Суть профессии
У разработчика программ для туристов много задач: начиная с создания задумок будущих услуг и заканчивая заключением партнерских соглашений с отелями и сайтами-агрегаторами, где мы «сбываем» свой продукт. Я контролировал реализацию экскурсий и туров, следил за международным туристским рынком, обрабатывал заявки туристов и иногда проводил переговоры с корпоративными заказчиками.
Сказать, что мои должностные обязанности могли поменяться так же быстро, как погода в Питере, это ничего не сказать. Иногда приходилось править текст на лендинге с подарочными сертификатами, чтобы читался легче. Иногда — общаться с иностранными заказчиками в три часа ночи, потому что им срочно нужна экскурсия в Ораниенбаум для футбольной команды.
Я люблю эту работу за два важных аспекта: удаленность и динамичность. Совмещать ее с учебой можно вполне успешно: нагрузка у меня в университете не такая, как на медицинском факультете или том же юрфаке. А работа очень помогает учебе: например, благодаря своему опыту я без проблем сдал на отлично экзамен по одной из дисциплин (по какой — не скажу, преподаватель читает Т—Ж ), а некоторые рабочие проекты и ситуации привожу в качестве примеров в своих научных работах.
До пандемии каждую неделю могла произойти неприятность: туристов вдруг не устроил гид, заказчики задержали выплаты, отель отказался заселять путешественников в полночь, а у них был долгий перелет. Выходили из таких ситуаций, ориентируясь на урон, нанесенный как туристам, так и нам. Где-то давали сертификат на скидку или экскурсию, где-то хватало личной беседы и чашки кофе.
Вспоминаю один хардкорный случай, после которого я подумал: «Эта сфера для меня, кажется, ту мач». В июле прошлого года так получилось, что клиент не разобрался в списке предоставляемых дополнительных услуг: была экскурсия на корабликах, группа итальянцев с русскоговорящим гидом решила, что им положено шампанское, так как их соседям по отелю мы такую фичу заказали. Отказать туристам мы не могли, так как из-за этого небольшого конфликта на нас начал наезжать с претензиями отель, в котором мы продавали экскурсии. Пришлось в сжатые сроки покупать продукты и выпивку на корабль. Заказать службу кейтеринга за два часа до отправления было физически невозможно. А из-за часа пик и пробок самым быстрым вариантом была пробежка на своих двоих до пирса с полными сумками.
В запланированное время корабль не подали к пирсу, туристы были недовольны, гид подавала мне знаки, что они вот-вот начнут требовать возврат.
Пришлось импровизировать: включать плейлист для водных прогулок на телефоне и разливать по бокалу каждому, вспоминая все, что знал о подаче напитков и закусок. Уже на кораблике я продолжал сервировать закуски и наливать в бокалы шампанское, а чтобы немного разрядить обстановку, мы с экскурсоводом нашли на «Саундклауде» несколько популярных итальянских шлягеров в версии полукараоке и в перерывах между рассказами я включал микрофон для самых горячих характером туристов. История закончилась лучше, чем мы надеялись: туристы собирались вернуться этим летом в Петербург, но уже вдвое большей компанией!
Такие ситуации эффективно тренируют стрессоустойчивость и заставляют учиться предугадывать возможные и не очень риски. К примеру, из-за резкой смены погоды уровень воды в каналах и реках Петербурга может подняться настолько, что отправиться на прогулку от ближайшего пирса не получится. Поэтому важно включать в стоимость возможный трансфер. Если таковой не понадобился, мы либо делаем скидку на следующее путешествие, либо предоставляем небольшой кейтеринг на борту корабля.
До пандемии, честно говоря, нервы начинали сдавать: я взялся за большое количество проектов, оставить их возможности не было. Голова была переполнена интереснейшими и перспективными идеями, но силы были уже на пределе: иногда приходилось сдавать blueprint экскурсионного квеста уже под утро, потому что весь день общался с ребятами из UI/UX и обговаривал xmind-карту для сайта.
Это, пожалуй, главный минус такой работы — ненормированная нагрузка. К счастью или к сожалению, начиная работать в турсфере, ты автоматически подписываешься на отсутствие полноценных выходных. Благодаря пандемии я смог восстановиться, но если бы не случился локдаун, то пришлось бы бронировать недельку на курорте или у психотерапевта.
Рабочий день
Никакой мой рабочий день нельзя назвать обычным — и это то, что мне нравится.
До ухода на самоизоляцию рабочая рутина выглядела как-то так: утром я просматривал почту и отвечал на письма коллег, в районе 10—11 часов по пути в университет проверял в «Трелло» новые, а также еще не выполненные задачи от руководителя. Обычно все рабочие вопросы приходилось решать в университете или в ближайшем коворкинге — в офис до пандемии я приезжал не чаще раза в месяц.
Во второй половине дня всегда отвечал на активные запросы от заказчиков, редактировал черновые варианты рекламных проспектов будущих экскурсий. Три раза в неделю мы всей командой созванивались на летучку, после которой все новые задачи и планы я формировал в документ и вешал в «Трелло».
Самым моим продуктивным временем всегда был поздний вечер или ранняя ночь — где-то с 21:00 до полуночи. Я просматривал научные журналы некоторых мировых факультетов гостеприимства. В таких журналах публикуют исследования международного рынка турбизнеса, примеры развития продуктов в разных типах туризма — экологическом, сельском, пляжном и так далее. Тем, кто сидит в отделах разработки туристских продуктов, рекомендую журнал Journal of Sustainable Tourism — там частенько публикуют хорошие статьи о том, как грамотно и структурированно создавать турпродукт «устойчивого туризма».
excursovod_ru
Экскурсоводы и гиды-переводчики
Основная цель производственных экскурсий состоит в том, чтобы дать учащимся общее представление о современном производстве, познакомить их со структурой предприятий, с условиями и спецификой работы на них, но главное продемонстрировать производственный труд и рассказать о его сущности, о современной технике и технологии производства.
Подготовка к экскурсии
Подготовка к экскурсии начинается с составления плана её проведения и выбора объекта, то есть предприятия, которые учащиеся будут посещать. И сходя из цели и задач экскурсии, педагог определяет вопросы, на которые учащимся следует обратить внимание. Затем он договаривается с организаторами экскурсии на предприятии или добивается разрешения провести её самому. Намечая план маршрута, педагог продумывает, как обеспечить безопасное передвижение учащихся по территории предприятия, как сделать экскурсию менее утомительной и в то же время более содержательной.
При подготовке очень важно иметь цифровой материал, который будет использован в ходе экскурсии.
Ниже приведены несколько ориентировочных вопросов, по которым можно готовить информацию для проведения производственной экскурсии:
1. Название предприятия.
2. Какие виды работ выполняются в основных цехах предприятия.
3. Современное оборудование, используемое в цехах.
4. Работники основных профессий предприятия.
5. Какая технологическая последовательность обработки материалов существует на денном предприятии?
6. В каких цехах используют оборудование, выполняющее одновременно несколько операций?
7. Опишите технологическую последовательность обработки той или иной детали или узла изделия.
Во время экскурсии учащиеся всегда с большим интересом слушают объяснения лиц, непосредственно занятых на производстве. Педагогу необходимо договориться с такими людьми, привлечь их к участию в проведении экскурсии, уточнить содержание бесед и выделить в беседе самое главное. Вести рассказ понятным языком, избегая узкоспециальных терминов. Привлечение работников к экскурсии не освобождает педагога от подготовки к рассказу.
Методика проведения производственных экскурсий
Любая производственная экскурсия, как правило, проходит в несколько этапов:
1. Подготовка учащихся к экскурсии (подготовительная беседа).
2. Вводная беседа на предприятии.
3. Порядок знакомства с производством, рассказ педагога, наблюдения учащихся, объяснения специалистов предприятия.
4. Сбор иллюстрированных материалов.
5. Встречи и беседы с производственниками.
6. Краткая заключительная беседа на месте экскурсии. Подготовка к экскурсии ведется по двум направлениям: по содержанию и по организационным вопросам.
Во время наблюдения за объектом становится так, чтобы всем было видно. Особое внимание следует уделить технике безопасности и осторожности. Необходимо предупредить учащихся, что ничего нельзя брать самостоятельно. Сбор материалов для коллекции учащиеся должно будут производить по разрешению учителя и экскурсовода.
Перед началом экскурсии оговариваются средства передвижения к месту назначения (пешеходные переходы, городской транспорт), время в пути, время ознакомления с производством, время возвращения. Напоминаются правила дорожного движения.
Педагог, прибыв на место, обычно повторно проводит краткую беседу о цели экскурсии и порядке осмотра предприятия. После беседы учащиеся знакомятся с экскурсоводом и приступают к осмотру предприятия. Важной задачей экскурсовода является постановка направляющих вопросов, способствующих возбуждению интереса к наблюдаемым объектам.
Учащиеся не могут одновременно слушать и наблюдать действия работающего или работу машины. Поэтому краткие пояснения должны сменяться самостоятельными наблюдениями. Схема построения экскурсии должна соответствовать основному требованию, рассказ подчинен показу. Рассказ ведется в виде развернутого материала, справки, объяснения, вводного и заключительного слова.
Недостающие зрительные звенья восполняют экспонаты – «Портфель экскурсовода» (фотографии, иллюстрации, коллекции, образцы).
Тема экскурсии регулирует рассказ – не дает экскурсоводу говорить об объекте все, что он знает, а только то, что будет раскрывать тему.
Методика показа экскурсионных объектов
Показ – основной элемент экскурсии, с помощью которого целенаправленно наблюдается экскурсионный объект.
Необходимо уделить внимание выбору месторасположения группы по ходку движения с остановкой у объектов.
Особенностями экскурсионного показа являются активность, целенаправленность, последовательность, опережающая роль показа. Виды осмотра – техническое оборудование, схемы, таблицы, изобразительные картины, рисунки, фотокопии.
Средствами показа являются жест экскурсовода, рассказ, словесное описание.
Особенности рассказа в экскурсии:
1. Зависимость от движения группы.
2. Подчиненность показу.
3. Использование зрительных доказательств.
4. Ограниченность во времени.
Принципы построения рассказа:
1. Индуктивный – от частного к общему.
2. Дедуктивный – от общего к частному.
3. От известного к неизвестному.
1. Экскурсионная справка сжатое изложение фактического материала.
2. Описание – последовательное перечисление основных качеств и свойств экскурсионного объекта.
3. Объяснение – подробный рассказ об объекте.
4. Комментирование – применяется в том случае, когда объект демонстрируется в процессе развития или движения (работающее оборудование).
5. Цитирование – использование отрывков их художественной литературы, речей, отчетов и т. д.
6. Беседа – вопросы и ответы.
Цель рассказа – вовлечь в экскурсию. Рассказ должен быть доступным, точным, научным, образцовым. Должны быть использованы логические переходы, которые способствуют цельности рассказа, последовательности изложения.
Ход экскурсии зависит от учебных задач, стоящих перед учащимися. Если учащиеся должны познакомиться только с оборудованием, то все внимание сосредотачивается на нем. Если же с технологическими процессами, то изучают их.
В конце экскурсии подводятся итоги. Учитель напоминает план экскурсии, её основные задачи и выясняет, все ли учащиеся усвоили, на все ли вопросы могут ответить. Если что-то осталось для учащихся непонятным, они задают экскурсоводу или педагогу вопросы. По итогам экскурсии учащиеся готовят устные или письменные отчеты, делают стенды, альбомы, рисунки, пишут сочинения.
Экскурсия: «Кто построил дом?» (пример)
— знакомить учащихся с трудом взрослых, с профессиями, связанными со строительством, с техникой и инструментами, которые помогают человеку в труде;
— знакомить учащихся со строительными материалами;
— нацеливать учащихся на выбор различных профессий;
— воспитывать уважение к труду взрослых.
— рисунки с фрагментами строительных работ;
— загадки и рисунки со строительной техникой;
— фотографии с видами города.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы, целей задач экскурсии.
Словарные слова: стройка, строитель, экскаватор, башенный кран, крановщик, железобетон, каменщик, стройматериалы, стропальщик, котлован, архитектор, копёр.
Сегодня мы с вами проведем экскурсию на строительную площадку и узнаем, кто строит дома, какая техника помогает строителям в работе, и какие материалы используют при постройке дома.
Прежде чем построить дом, необходимо подобрать место для строительства дома. Потом с помощью землеройных машин (бульдозеров, грейдеров, скреперов, экскаваторов) производят планировку поверхности строительной площадки, прорывают траншеи для укладки в них наружных сетей канализации, водопровода, газа, электричества и телефона. Архитекторы разрабатывают чертежи будущего дома, И вот на строительную площадку приходит: «Рученька-ручища, что в земле ты ищешь? – Ничего я не ищу, землю рою и тащу»,
Да, это экскаватор, который роет котлован и траншеи – под подвальные помещения и фундаменты. Если грунт слабый, здание устанавливают на железобетонные сваи, которые забивают и с помощью сваебойной машины – копра. В траншеи укладывают сборные фундаментные блоки и делают стены подвалов. На стены подвалов укладывают железобетонные плиты перекрытий – это приступили к работе каменщики. В этой работе каменщикам помогает – угадайте что? «Что за машина: шея, как у гуся, сила, как у слона?» Да это подъемный кран. Управляет этой машиной крановщик, а груз подготавливают для подъема стропальщики. Сварщики скрепляют между собой блоки и панели, сваривают арматуру для бетонных работ.
По окончании подземных строительных работ переходят к возведению наземной части здания. В зависимости от типа здания устанавливают крупные блоки или панели наружных или внутренних стен, перегородки, оконные и дверные блоки, укладывают плиты или панели перекрытий, сборные лестничные марши, крышу. Здания также могут возводить из кирпича или другого строительного материала.
Наряду с общими строительными работами ведутся специальные работы по устройству и монтажу сети водопровода и канализации, системы отопления, монтируются газопроводы, прокладываются линии электроосвещения, радио, телефона.
Завершающий этап строительства – это отделочные работы: штукатурные, малярные, плиточные, стекольные, обойные, устройство пола и его отделка.
Перед выходом на экскурсию педагог проводит с детьми беседу по технике безопасности, правилам поведения на объекте.
4. Посещение объекта.
В процессе посещения объекта дети должны ответить на вопросы:
— Какие земляные работы выполняются на строительной площадке при планировании поверхности под застройку здания, какие машины выполняют эту работу?
— Рабочие каких строительных профессий участвуют в возведении и отделке здания?
— Какие строительные материалы используют при строительстве и отделке будущего дома?
5. Итог экскурсии. Педагог проводит обобщающую беседу по контрольным вопросам.