В чем заключается работа рекрутера
Рекрутинг — подходящее направление для активных и коммуникабельных людей, которые предпочитают общение работе с документами. Оно подходит тем, кто готов ко множеству новых знакомств, умеет отказывать тактично, но твердо, и при этом не боится слишком резкой реакции кандидата, не прошедшего собеседование. Наконец, для этой работы необходимы навыки аналитика.
Что делает рекрутер?
Базовое представление об этой должности есть у большинства людей в России. Вопроса, что это за профессия — рекрутер, обычно не возникает. Но очень многие люди считают, что обязанности такого специалиста заключаются только в просмотре резюме, подготовке текста вакансии и проведении собеседований. На самом деле компетенции рекрутера шире. В них входит:
Список обязанностей рекрутера зависит от компании, в которой он работает, и от задач, которые нужно решить в конкретный момент. Перечень закрепляется в должностной инструкции.
Что должен знать рекрутер?
Полный список необходимых знаний и навыков рекрутера вы найдете в профстандарте. Мы приведем несколько основных пунктов. Специалист по подбору персонала должен знать:
Учитывайте требования профстандарта при поиске работы. Вполне возможно, что компания, в которую вы захотите устроиться, придерживается этих требований.
Как стать рекрутером без опыта работы?
Необходимо высшее образование (не обязательно профильное). Если вы прошли обучение по другой специальности, вам нужно дополнительно окончить курсы рекрутеров (программу профессиональной переподготовки). После этого вы сможете претендовать на работу в компании на должности специалиста по подбору персонала.
Обратите внимание на удаленную работу рекрутером. Это отличный вариант для тех, кто хочет проверить, подходит ли ему рекрутинг вообще и конкретная специализация в частности (например, подбор кадров в IT-компанию).
Чтобы повысить шансы на успех в трудоустройстве, читайте материалы по теме и просматривайте вебинары — это поможет вам лучше показать себя на собеседовании.
Уделите максимум внимания резюме. Классические советы: строгое фото, никаких ошибок и опечаток, информация только по делу, небольшой объем — максимум 2 листа А4. Посмотрите на свое резюме отвлеченно: если бы вы были рекрутером (а вы скоро им станете), вы бы пригласили такого кандидата на собеседование?
Не стремитесь сразу получить ответственную должность в крупной компании. Возможно, вы начнете с работы ассистента рекрутера. Это отличный вариант: во-первых, специалист обучит вас всему необходимому на практике, а во-вторых, ответственность будет небольшой, так что страх совершить ошибку не помешает вам. Когда вы отточите навыки, сможете перейти на более высокую должность.
Как работать рекрутером и подниматься по карьерной лестнице?
Если у вас большие амбиции, постарайтесь устроиться в компанию, где вы сможете со временем занять более высокую должность. В небольших фирмах, где весь HR-отдел состоит из 5-7 человек, карьерного роста, скорее всего, не будет. Конечно, можно перейти в более крупную организацию, но тогда вы рискуете потерять время: в таких компаниях предпочитают повышать проверенных сотрудников и редко назначают новичков на высокие должности.
Хорошо, если на начальном этапе вы сможете найти человека, который поможет вам вырасти как специалисту. Вовсе не обязательно искать наставника, который будет целенаправленно вас учить. Возможно, в компании есть более опытный и знающий коллега, на которого стоит равняться. Вы можете наблюдать за ним, перенимать его методы работы, просить совета в сложных ситуациях и благодаря этому будете расти как профессионал.
Ценность рекрутера зависит в том числе от его специализации (классический рекрутмент, массовый набор, хэдхантинг). Как правило, в процессе развития карьеры специалист по подбору персонала понимает, какая технология подходит ему больше, и начинает изучать конкретное направление. Для этой цели отлично подходят курсы повышения квалификации:
Программы по теме
Подбор и адаптация персонала в организации: классический рекрутмент, массовый подбор, технология хедхантинга
Профессия рекрутёра — кто это и чем он занимается
Название профессии «рекрутёр» имеет французское происхождение. Дословно оно означает «набор армии». В наше время, рекрутёром называют менеджера по подбору персонала или HR-менеджера. Но, в момент появления первых рекрутов, по завершению Первой мировой войны на западе, их работа больше напоминала вербовку, а не подбор специалистов на конкретные должности.
1. Рекрутёр — род деятельности
Организации берут в свой штат рекрутёра для подбора персонала. Основной его задачей является определение личностных качеств и профессиональных навыков, которые нужны для определённой должности в компании. Этот специалист занимается не только проведением собеседований, но и составлением заявок на подбор персонала, изучением присланных кандидатами на должность резюме и поиском узко квалифицированных специалистов.
Рекрутёр может быть:
Некоторые компании предпочитают использовать чат-ботов для замены рекрутера. Но, у этого способа есть большое количество недостатков. Например, это не даст возможности оценить поведение человека, распознать ложь, чувства и эмоции кандидата на должность. Это можно использовать для первичной обработки данных, а окончательное решение лучше доверить опытному HR-менеджеру.
2. Что входит в обязанности рекрутера
Большинство владельцев компаний, которые не собираются нанимать рекрутёра, уверены в том, что в его обязанности входит только размещение объявлений, проведение собеседований и выбор более-менее подходящего на должность человека. Но, высококвалифицированный рекрутёр не ограничивает себя только этими обязанностями. Его не стоит оценивать только как работника кадровой службы.
Говоря о конкретных профессиональных обязанностях, суда входит следующее:
3. Требования к рекрутёру
Подбирая рекрутера, стоит отдавать предпочтение тому, который умеет повлиять на человека в психологическом плане. Только таким образом, HR-менеджер сможет составить психологический портрет кандидата то и выявить недостатки, которые могут повлиять на его работу на предложенной должности.
Важно, чтобы менеджер был профессионалом и ответственно подходил к выполнению поставленных перед ним задач. Он должен постоянно изучать рынок и уметь определять источники для поиска необходимых кандидатов, чтобы максимально быстро справиться с заказом, так как отсутствие человека на определенной должности может повлиять на доход компании.
4. Признаки дилетанта
Специалиста, который вряд ли выполнять свою работу профессионально можно распознать по поверхностному подходу к выполнению своих обязанностей. В первую очередь, он начинает предлагать компании сотрудников, которые уже находились в базе его кандидатов.
Говоря о детальном изучении основ подбора кандидатов, а также работе с найденными специалистами, дилетант откладывает это на потом или вовсе избегает этой работы. Несмотря на это, такой специалист ходит на все встречи с заказчиками и пытается угодить количеством найденных кандидатов, а не их качеством.
В большинстве случаев, дилетант уверен в том, что он справится со своей работой, независимо от того, какой заказ он получил, так как он считает, что подбор персонала, это не самая сложная, но высокооплачиваемая работа. Рекрутеру, который уверяет работодателя в том, что он на все 100% справится с поставленной задачей не стоит доверять.
Кроме этого, если нанятый специалист занимается только публикацией объявлений и проведением собеседований по стандартной схеме, найденные им сотрудники либо не смогут справляться с поставленными перед ними задачами, либо покинут должность, не проработав даже 1 месяца.
Профессионал должен постоянно работать над совершенствованием своих навыков коммуникации, тестировать новые подходы и изучать кейсы, применяемые внутри компаний с мировыми именами. Если рекрутёр целый день сидит за компьютером и проявляет активность только после получения задания, есть смысл подумать над его увольнением.
5. Подбор персонала по этапам
На первых этапах работа рекрутера незаметна. Он начинает действовать ещё до собеседования с кандидатом на определенную должность. Сначала специалист получит заказ от организации. Он может поступить от руководителя компании, её сотрудника или группы рабочих. У каждой вакансии есть свой диапазон требований, на которые опирается рекрутёр в процессе составления порядка действий.
Используя интернет, заниматься подбором персонала намного проще, чем до этого. Сейчас нередко можно встретить рекрутёра-фрилансера, который берет заказы и работает полностью удалённо.
Первое, что начинает делать такой HR-менеджер, это изучать огромное количество резюме, которые ежедневно размещаются на популярных ресурсах в интернете. На первом этапе, необходимо отобрать около 20 кандидатов, которые соответствуют требованиям компании.
Следующие этапы работы выглядят таким образом:
6. Сколько может заработать рекрутер
Зарплата HR-менеджера всегда будет зависеть от ряда факторов. В первую очередь, это сложность поставленной задачи, влияние найденного сотрудника на работу в компании в целом, регион и профессиональные навыки специалиста. Зачастую, оплату оговаривают в процессе общения с заказчиком.
Смотрите также видео «Рекрутер 12 вопросов | Интервью про рекрутинг и подбор персонала»:
В чем заключается работа рекрутера
Мы часто слышим «кадры решают все» или «война за таланты». И как бы давно не были произнесены эти фразы, их актуальность в реалиях современного бизнеса нельзя не переоценить. Рекрутер, или специалист по подбору персонала — тот, кто обеспечивает теми самыми кадрами и помогает выиграть «войну за таланты».
Рекрутер может работать как в кадровом агентстве и представлять интересы нескольких компаний-клиентов, так и «in-house», внутри компании. Не всегда в компаниях функция рекрутера существует отдельно от других направлений по управлению персоналом. Все зависит от ее размера и этапа развития.
В компаниях с небольшой численностью, до 100 человек, функцию рекрутера может выполнять HR специалист / менеджер или, так называемый, HR Generalist. Средние, с численностью до 500 человек, компании предпочитают не смешивать рекрутмент с остальными направлениями HR-менеджмента. В крупных компаниях рекрутментом чаще всего занимается отдел из нескольких человек, где каждый сотрудник отвечает за один этап подбора. Нередко небольшие компании предпочитают обращаться к услугам внешнего провайдера и тогда подбором персонала занимается внешний рекрутер — сотрудник агентства или фрилансер.
Секреты подбора топ-менеджмента — узнайте нюансы охоты на топов от эксперта в Executive Search на открытом уроке перед стартом курса
Обычно профессию рекрутера выбирают люди с высшим психологическим, социологическим, педагогическим или лингвистическим образованием. И это логично, ведь люди вышеуказанных профессий изначально обладают коммуникативными навыками, техниками оценки и анализа поведенческих компетенций кандидатов. Стоит отметить, что встречаются рекрутеры также и с техническим образованием, с образованием в сфере экономики или маркетинга. Переход из абсолютно «чужих» рекрутингу областей также возможен.
Можно поступить на факультет менеджмента или экономики, где часть времени отводится изучению профессии управления персоналом. Если же такой путь кажется слишком долгим и не рассматривается, то курсы по рекрутменту или управлению персоналом помогут приобрести тот минимальный набор знаний и навыков, который нужен для старта в профессии.
Если говорить о выстраивании карьеры, то у начинающего специалиста, как минимум, два пути: кадровое агентство и «in-house», то есть работа внутри компании. Учиться рекрутменту в кадровом агентстве, где в перспективе — знание рынка труда в различных отраслях, широкий набор инструментов поиска, постоянно пополняющихся — отличное начало для новичка. Работа же в компании — глубокая экспертиза в конкретной области, возможность горизонтального и вертикального карьерного роста в компании не только внутри HR-функции, но и за ее пределами.
Работа рекрутера и заказчика: всё, что нужно знать до начала подбора
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Недавно hh.ru совместно с Talantix провели вебинар «Работа рекрутера и заказчика: закрываем вакансии быстро и без стресса». Марина Хадина, директор департамента HR-автоматизации hh.ru и руководитель Talantix, расспросила коллег об их секретах в коммуникации с директорами, линейными руководителями и другими заказчиками — чтобы работать на результат и без конфликтов. Обсуждение получилось настолько насыщенным, что мы готовим для вас серию материалов обо всех тонкостях подбора.
Знакомьтесь с экспертами этого материала:
Мы постарались обобщить их опыт в форме ответов на вопросы, которые могут возникнуть у рекрутера в процессе подбора.
В чем разница между профессиональным и массовым подбором?
Цели, сложности и воронки в индивидуальном и массовом подборе разные, а значит — общение с заказчиком также строится по-разному. Вот несколько основных отличий:
Когда нужна заявка на подбор? Всегда!
Любой подбор начинается с заявки — и профессиональный, и массовый. На этом этапе рекрутер узнает у заказчика, кого предстоит искать, и создает детальный портрет «идеального» кандидата. Важный момент: «идеальный» — не значит «несуществующее животное», это реальный человек, который оптимально подойдет для решения предстоящих задач и впишется в команду.
В профессиональном подборе это особенно важно: если вы занимаетесь наймом профессионалов со сложными требованиями и разными интерпретациями этих требований, приходится много разговаривать с заказчиком, особенно на старте проекта, когда вы вместе разбираетесь, что за должность и какой человек нужен. Даже если вы давно работаете с заказчиком и закрывали похожие позиции — всё равно есть оттенки, и важно их проговорить.
Олеся Плотникова, руководитель отдела подбора и адаптации hh.ru
«У нас в компании есть аналитики по разным направлениям: со стороны кажется, что у них похожий портрет — они хорошие математики, глубоко понимают процессы, могут строить гипотезы и делать выводы. Но на самом деле аналитиков у нас три вида:
• чистые аналитики данных;
• аналитики монетизации;
• продуктовые аналитики.
К специалистам каждого из направлений есть особые требования, а значит — чтобы правильно коммуницировать с кандидатом и адекватно оценивать его на входе, нужно обязательно консультироваться с заказчиком».
Заявка на подбор и текст вакансии — это одно и то же?
Руководители могут путать эти два термина, и в результате на работных сайтах вместо вакансий появляются детальные должностные инструкции, которые только отпугивают кандидатов.
Это два разных текста для разных людей. Поэтому рекрутеру нужно придерживаться четкой линии касательно формата вакансии и уметь отстоять ее у заказчика. Вот несколько ошибок, которые не стоит допускать:
❌ Делать слишком общие или слишком креативные названия вакансий.
❌ Указывать зарплату, которая не соответствует рынку.
❌ Делать слишком длинное описание, где много бюрократии и воды.
❌ Не оставлять контакты для связи.
Размещение вакансии — это тоже маркетинговый ход. Составляя текст, держите в голове портрет вашего желанного кандидата, подумайте, как привлечь его внимание — на чем сделать акцент и как подсветить преимущества позиции.
Поговорили сегодня про подготовку к подбору, а в следующем материале расскажем всё о заявке — как ее снять и что в ней должно быть, чтобы работа шла как по маслу.
А чтобы сделать работу с заказчиками более простой и прозрачной, попробуйте CRM для рекрутера Talantix — по ссылке бесплатный тест-драйв системы и наша помощь в настройке вашего процесса подбора.
Как освоить профессию рекрутера и стать настоящим профи. Руководство для начинающих
За десять лет работы в сфере управления персоналом мне много раз приходилось проводить собеседования с соискателями на должность рекрутера. Значительная часть собеседований проходила с новичками без опыта работы, которые решили освоить профессию, но не имели четких представлений, что это за деятельность.
«Одно из многих заблуждений о профессии заключается в том, что рекрутер должен любить людей. Это не так. Рекрутер должен в первую очередь любить свою работу, а людей можно любить не больше, чем в обычной жизни. И если хороший менеджер продаж клиентоориентирован, то рекрутеру желательно быть «human»-ориентированным, разбираться в людях.
Как и в любой профессии, в рекрутинге существуют компетенции, развитие которых способствует эффективному привлечению в компанию лучших кадров. Рынок труда настолько конкурентный, что просто обеспечить нужды компании профильными специалистами уже недостаточно. Необходимо выбирать лучших из лучших, искать таланты.
1. Правильно считывать потребность в персонале. Запуск вакансии всегда начинается с инициирования заказчиком потребности в персонале. Рекрутер высшего уровня также может самостоятельно выявлять потребность в персонале.
На этом этапе осуществляется рабочая встреча с заказчиком. Итогом этапа является документирование вакансии. Появляется заявка на подбор персонала, профиль должности (портрет кандидата, карта рабочего места), план работы по закрытию вакансии.
Рекрутер должен уметь составлять эти документы самостоятельно и помогать составлять их заказчику. Для этого нужна практика и полное погружение в особенности вакансии.
2. Правильно составлять предложение для потенциальных кандидатов (текст вакансии). Как и любой рекламный текст, предложение вакансии должно быть составлено таким образом, чтобы на него откликались нужные люди, соответствующие портрету нашего кандидата. Но за текстом стоит и реальное предложение: что мы можем предложить нашему будущему кандидату, какую работу, материальное вознаграждение и карьерные возможности, нематериальные ценности, которые он получит работая в нашей компании.
Рекрутер должен уметь выявлять главные преимущества компании, определять значимое для работодателя, искать кандидатов, соответствующих необходимым профессиональным качествам и совпадающих по ценностям. Например, выявить ценности, которые дает компания, можно путем анкетирования уже действующих сотрудников. В разной формулировке задаем вопрос: «Ради чего вы работаете в вашей компании?», «Какие моменты вам нравятся в работе?». Таких преимуществ может быть множество: близость к дому, работа в дружном, сплоченном коллективе, возможность обучения за счет компании, оплачиваемая медицинская страховка, возможность получить экспертизу в профессии, работа в кругу высококвалифицированных специалистов.
3. Правильно выбирать каналы, источники поиска персонала. Здесь – как в рыбалке: плотва плавает на поверхности, ее легко поймать, а крупная ценная рыба – уже глубже. Нужно знать, где она водится, и тратить много усилий, чтобы ее найти. В арсенале хорошего рекрутера должно быть больше десятка каналов и источников: джоб сайты, различные сервисы по подбору, соцсети. Для каждой целевой аудитории работает свой канал.
4. Проводить отбор кандидатов. Казалось бы, самый простой, но по факту – один из самых сложных этапов подбора персонала. Любой рекрутер должен уметь выбрать кандидата соответственно целям и задачам вакансии.
Если у вас правильно составлено предложение по вакансии, выбраны наиболее подходящие источники, то будет и достаточный для выбора поток кандидатов. Отбор заключается в эффективной проведении собеседований. Необходимо выявить необходимые профессиональные и личностные качества.
Для этого используем телефонное интервью, личное собеседование, собеседование с экспертом.
Также используем проверочные задания, составленные заказчиком, для выявления профессиональных качеств. Осуществляем сбор рекомендаций от коллег с прошлых мест работы кандидатов для составления наиболее полной картины по навыкам, умениям, личностным качествам и ценностям кандидатов. Важно: сбор рекомендаций проводим только с согласия кандидата.
5. Осуществлять психологический найм. В данном контексте нанимать – вербовать будущего сотрудника, чтобы он сделал решительный шаг в пользу вашей компании. После успешного найма кандидат не просто вступает в трудовые отношения, он берет на себя моральную ответственность на длительные отношения с работодателем. Успешно нанятый сотрудник не скажет через три-четыре месяца, что он ошибся или неправильно оценил условия рабочего места.
6. Создавать условия для введения в должность нового сотрудника. После правильного введения в должность сотрудник гармонично вливается в рабочую атмосферу и начинает в кратчайшие сроки давать полноценный эффект от своей работы, влиять на достижение общих целей компании. Например, менеджер продаж начинает делать крупные продажи через полтора-два месяца после приема, когда отлично знает ассортимент и преимущества товаров и услуг компании, понимает всю цепочку движения товара от производства до покупки клиентом.
7. Выстраивать коммуникации с заказчиком. Рекрутер должен уметь вести диалог с заказчиком в течение всего времени привлечения и адаптации персонала в компанию. Для этого желательно составлять для себя план работы по вакансии и отмечать промежуточные точки; организовывать встречи во время запуска вакансии, финальных собеседований, найма отобранного кандидата, а также понедельно и помесячно в течение испытательного срока. Это нужно, чтобы понять, насколько приживется новый сотрудник, насколько он подходит заказчику, как справляется с работой.
В любом арсенале боеприпасов есть супероружие, в любой колоде карт есть главный козырь. И в деле рекрутинга вы никогда не станете профи высшего уровня, если у вас не будет такого супероружия, как умение погружаться в детали вакансии. Большинство заказчиков дают поверхностные требования, говорят очевидные вещи не выходят за рамки стандартной заявки на подбор. И тут необходимо грамотное построение интервью, наводящие вопросы со стороны рекрутера с целью раскрыть замысел заказчика, погрузиться в детали функционала вакантной должности. Заказчик должен четко сформулировать ответы на следующие вопросы.
Итогом таких переговоров становится единое понимание образа будущего сотрудника, а заказчик и рекрутер будут разговаривать на одном языке.
Важно помнить, что рекрутер – это главный организатор найма и лицо, ответственное за весь процесс подбора по каждой своей вакансии.
Овладеть компетенциями поможет постоянная практика в сочетании с информационной поддержкой, которую можно черпать из книг и профессиональных сообществ. Как говорится, теория без практики глупа, а практика без теории – слепа.
Развитие описанных выше компетенции бок о бок идут с развитием определенных личных качеств:
Итак, коллеги, если вы решили освоить профессию рекрутера и стать лучшим в своем деле, начинайте прокачивать компетенции уже сейчас: читайте книги, общайтесь с коллегами на профессиональных площадках, больше практикуйтесь и вникайте в детали.