В чем заключается работа репетитора
Профессия: репетитор
Как я стала репетитором
Я окончила лингвистический факультет Южного федерального университета, где изучала два языка — английский и немецкий. Специализации у нас не было, и после окончания вуза нужно было решить, в какую область уходить — в переводы или в преподавание. Так сложилось, что судьба меня направила по второму пути. Я начала работать преподавателем в одной из языковых школ Ростова-на-Дону. В школе я занималась очно с небольшими группами наших студентов и одновременно начала работать как репетитор, то есть индивидуально с учениками. Сначала это было очное репетиторство, а потом и репетиторство онлайн. Позже я работала методистом по английскому языку, а последние полгода занимаю должность куратора репетиторов онлайн-школы «Фоксфорд».
Чем занимается репетитор
Основная задача репетитора — помочь ученику решить те задачи, с которыми он обратился, поэтому конкретные действия репетитора сильно зависят от этих задач. Работа с дошкольниками очень отличается от работы со школьниками или со взрослыми, подготовка к ЕГЭ или к ДВИ по иностранному языку в МГУ отличается от освоения беглой разговорной речи. Репетитор в индивидуальном порядке планирует занятие, подбирает материалы и ресурсы, которые соответствуют целям ученика.
Я как репетитор работала с очень разными учениками, от 3-летних детей до 70-летних мужчин, которые хотели выучить язык, чтобы переехать в Германию. Ко мне обращались моряки и пилоты с задачей освоить профессиональную лексику. И, конечно, с каждым из них я строила обучение по-разному. С пилотами мы разбирались с особенностями их работы и учили термины. Работа с малышами проходила в основном в игровой форме, с использованием мультфильмов, песенок.
Наши репетиторы, например, чаще всего работают со следующими запросами:
Направления работы
Репетитор может заниматься каким-то конкретным направлением работы, а может быть универсалом. Специализация может быть предметной — например, у нас есть репетитор по биологии, который очень хорошо разбирается именно в молекулярной биологии, к нему обращаются те, кому важно изучить именно эту тему на глубоком уровне, хотя, конечно, он может преподавать и общую биологию.
Ещё один вид специализации — по задачам ученика. Есть репетиторы, которым нравится готовить школьников к ЕГЭ, у них есть собственные наработки, методические приёмы, и их ученики получают на ЕГЭ очень хорошие баллы. Есть, наоборот, репетиторы, которым нравится работать со школьниками младших или средних классов, помогать им в усвоении школьной программы. Мы обязательно учитываем предпочтения репетиторов, их специализацию, когда берём их на работу в «Фоксфорд».
Особенности работы репетитором
Отличие от преподавателя. Преподаватель в школе или вузе обычно работает с классом или группой студентов, репетитор — индивидуально с учеником. Преподаватель ограничен количеством часов и программой, у репетитора же есть возможность выстраивать обучение в соответствии с потребностями ученика. Главные отличия работы репетитора от обычного преподавания именно в этом — есть возможность быть более креативным и внимательным к каждому ученику.
Педагогическое образование. Это важное, но не обязательное требование для работы репетитором. У нас в «Фоксфорде» есть несколько репетиторов с незаконченным педагогическим образованием или с высшим профильным образованием, великолепные специалисты по своему предмету. Педагогические навыки, как правило, нарабатываются в процессе работы.
С другой стороны, педагогическое образование или базовые знания о педагогике репетитору очень пригодятся. Я, например, перед началом работы в языковой школе прослушала курс лекций, где получила базовые знания о методике преподавании языков. Кроме этого, наш преподаватель делился личным опытом и своими наработками. Однако большинство педагогических приёмов я осваивала уже на практике.
Возможность работать онлайн. Репетитор может работать как очно, так и онлайн. В последние годы работа онлайн стала очень популярна и востребована. Я работала с учениками и очно, и онлайн, и могу сказать, что оба способа одинаково эффективны. Благодаря современным технологиям у репетитора появилось множество разных инструментов сделать занятия полезными и интересными для ученика. Например, сейчас есть электронные доски, интерактивные ресурсы, виртуальные лаборатории.
Онлайн-репетиторство даёт возможность выйти на новый уровень: искать учеников по всей стране или даже за рубежом, развиваться профессионально и больше зарабатывать независимо от места проживания.
Что я больше всего люблю в своей работе
Видеть её результат. Очень радует, когда ученики начинают использовать знания и навыки, здорово видеть их прогресс. Преподавание языков предусматривает постоянное использование полученных знаний на практике, поэтому изменения я могу видеть сразу. И мне это очень нравится.
Узнавать новое. Работа репетитора предполагает погружение в разные темы, в зависимости от профессии ученика, его интересов, потребностей. Мы изучаем новые слова и правила на примерах из разных сфер. Благодаря своей работе я расширила свой кругозор, узнала много интересного.
Зарплата, карьера и будущее профессии
Зарплата репетитора зависит от нескольких факторов:
У репетитора есть два пути развития. Во-первых, репетитор может развиваться внутри профессии: осваивать новые методики, расширять специализацию. Опытные и умелые репетиторы очень востребованы и могут запрашивать высокую цену на свои услуги.
Во-вторых, у репетитора есть возможность карьерного роста, если он сотрудничает с онлайн-школой. Он может стать методистом и разрабатывать материалы для обучения, которыми будут пользоваться и другие репетиторы онлайн-школы. Можно стать руководителем курсов или куратором группы репетиторов, как я.
Уверена, что в ближайшие годы профессия репетитора будет всё также востребована. Онлайн-образование продолжает развиваться и расширяться: всё больше людей, как школьников, так и взрослых, выбирают индивидуальную образовательную траекторию и обращаются к репетиторам, чтобы получить знания по предмету.
Работа репетитора, и в чем она заключается
Суть работы репетитора
В XIX веке репетиторские функции выполняли приходящие учителя, поскольку подавляющее большинство дворянских детей находилось на домашнем обучении – это было в порядке вещей на протяжении всего столетия. Хотя в общем-то первые закрытые учебные заведения для детей начали появляться ещё во времена царствования Екатерины II после школьной реформы 1786 года.
Так или иначе суть работы репетиторов в Царской России заключалась не только в обучении, но и воспитании, наставничестве. Они давали основные знания по математике, естествознанию, иностранным языкам, учили правописанию. Иными словами, это были более широкие специалисты, от которых требовались немалые педагогические способности.
В современности же репетиторы могут работать как со взрослыми, так и с детьми. Хотя по статистике такие педагоги чаще всего ориентируются именно на школьников. От репетитора, как правило, требуется выполнение несколько задач:
Родители чаще всего нанимают репетитора, чтобы помочь ребенку лучше сдать ЕГЭ и поступить в профильный вуз. В действительности же функции репетитора не так просты, как может показаться. И это требует внушительного набора навыков и качеств.
Ему необходимо хорошо ориентироваться в методическом материале, который дается в современных школах. Учитывая обилие учебников и образовательных программ, задача получается весьма нетривиальной;
Репетитор, разумеется, должен знать куда больше самого ученика и желательно гораздо больше учителя в средней школе;
Грамотная устная и письменная речь для репетитора – это обязательное условие;
На практике репетиторам часто приходится ездить к клиентам, так что очень важны собранность и пунктуальность;
Каждый репетитор должен хорошо разбираться в детской психологии и придерживаться индивидуального подхода. Именно этого часто так не хватает в школьных классах. Профильное педагогическое образование для такой работы весьма приветствуется.
Где найти репетитора
Найти хорошего репетитора довольно просто. К вашим услугам раздел на портале «Репетиторы» на портале Kedu.ru. Здесь вы можете найти репетиторов по любому предмету и направлению в вашем регионе.
Как распознать плохого репетитора
Цель любого репетитора – помочь ребенку подготовиться к экзамену. Это обычно то, чего ждут его родители. Но, как ни крути, репетитор ещё и помогает в воспитании. Наставничество из XIX века никуда не делось, хоть и отошло на второй план и стало более узкоспециальным. В действительности, сверхзадача репетитора – развитие одного или нескольких навыков у ребенка. И эта работа не равна работе школьного учителя. Отсюда и все различия между плохим специалистом и хорошим.
Плохой репетитор не пытается искать пробелы в знаниях у ребенка и работать с ними, а вместо этого открывает учебник со стандартной программой. Пытаться пробежать весь школьный курс – это бессмысленное занятие и деньги на ветер. Ученик скорее всего ничего не запомнит;
Плохой репетитор не умеет разнообразить программу и подстроить её под ученика. Надо четко понимать, что занятия с репетитором – это не ещё один школьный курс, у занятий должен быть какой-то практический результат;
Плохой репетитор вместо занятий предпочитает травить байки за жизнь. Общаться с учеником, конечно, важно, но не в ущерб предмету;
Стоит ли устраиваться репетитором?
Для начала следует предупредить, что в правовом отношении репетиторство – это индивидуальное предпринимательство, а значит подлежит регистрации в государственных органах.
По закону на него не распространяются права и обязанности педагогических работников, которые перечислены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». С одной стороны – это плюс, а с другой минус.
В любом случае у профессии есть свои преимущества и ограничения. С одной стороны, он ни с кем не состоит в трудовых отношениях и работает исключительно на себя, с другой стороны – не имеет никаких правовых гарантий. Правовая неопределенность создает кучу различных подводных камней как для клиентов, так и для работников.
Ну и поскольку репетиторство – это бизнес, все-таки следует зарегистрировать свою деятельность в качестве ИП, а иначе можно поиметь серьезные проблемы с законом.
Практикующие репетиторы говорят о том, что плюсы и минусы работы во многом субъективны и сильно зависят от индивидуальных особенностей. Кто-то предпочитает работать с заказчиками, другие работают исключительно на дому.
В целом, можно перечислить и другие преимущества работы репетитора:
можно в любой момент отказаться работать с каким-либо учеником, поскольку репетитор не обязан его учить. Все решается исключительно по договоренности с родителями;
репетитор получает в среднем больше, чем школьный учитель. Средняя оплата труда репетитора в провинции – порядка 500 рублей за час занятий. В наименее конкурентных сферах (химия, физика, обществознание) гонорар немного повыше – в районе 700 рублей. Но при этом и заказов существенно меньше. Заработок за неделю можно высчитать самостоятельно;
свободный график работы и возможность варьировать нагрузку. Все зависит опять-таки от договоренности с клиентом. На практике же, как правило, работа репетитора больше вечерняя;
очень немаловажный плюс, о котором говорят все репетиторы: чувство востребованности и нужности. Это вкупе с оплатой труда серьезно поднимает самооценку;
высокая мобильность. При желании можно и вовсе не общаться с клиентом лично, проводя занятия по скайпу и видеосвязи.
Однако и минусы в работе репетитора тоже имеются:
как уже упоминалось – «серый» рынок труда. Отсюда и неопределенный статус репетитора. Вроде бы ты квалифицированный специалист, а вроде бы просто подрабатываешь;
многое зависит от прихотей клиента. Репетитор не всегда может гарантировать результат, а клиент (родители) именно его и требуют. В результате часто страдает репутация работника. Ну и в принципе конфликтные ситуации, недопонимание с клиентом совсем не редкость;
сезонность и нестабильность работы. Сколько заработал – столько и получил, так что заработок сильно скачет от месяца к месяцу. Летом у репетиторов, как правило, «мертвый» сезон, заказов мало – все школьники на каникулах. Впрочем, все зависит от индивидуальных договоренностей и обширности клиентской базы;
отсутствие карьерного роста. К сожалению, в профессии репетитора практически некуда расти. Да, можно менять формат, работать с разными клиентами, можно даже дорасти до открытия собственного образовательного центра. Но подобное удается совсем немногим;
не все могут стать репетиторами, даже при наличии профильного педагогического образования. Объективный факт в том, что одни предметы весьма востребованы – и такие педагоги никогда не будут сидеть без работы, у других востребованность в разы ниже. Всегда в топе репетиторы по иностранным языкам (главным образом, по английскому), математике и русскому языку. Гораздо реже востребованы педагоги по истории, обществознанию, биологии, географии.
Выбор профессии репетитора в любом случае ответственный шаг. Главное, что следует уяснить: полагаться в этой работе придется только на себя.
Репетитор: издержки профессии
1) О чём статья
Мне бы хотелось поделиться опытом преподавания индивидуальных занятий ученикам средней школы студентами. В данной сфере я работаю уже два года, за это время работал с 9 учениками. Статья адресована в первую очередь тем, кто собирается начать заниматься репетиторством. Коснусь следующих вопросов:
2.1) Ожидания родителей
Как правило (хотя далеко не всегда), родители обращаются к репетитору в тот момент, когда у ребёнка наступает резкое ухудшение оценок. Чаще всего этот момент наступает в 5 — 6 классах, реже в 7 — 8 классах. После нескольких «разборов полётов» за ужином принимается решение начать занятия с преподавателем. Этот вариант положительный, так как обращение является своевременным и при хорошей и слаженной совместной работе школы, репетитора, родителей и ребёнка(о чём речь пойдёт в следующем разделе) может быть достигнут блестящий результат.
Другим, к сожалению, не менее распространённым случаем является крайне запущенная ситуация, суть которой состоит в следующем: родители мало интересуются жизнью и успехами ребёнка, учителя в школе плохо выполняют свои обязанности или не выполняют их вообще (бывали случаи когда занятий по какому-либо предмету у детей не бывает месяцами из-за того, что учитель на больничном, в некоторых случаях такая практика была регулярной и повторялась из года в год, также распространена ситуация, когда преподаватель просто выходит на время занятия «позалипать» в телефон), ребёнок, пользуясь вседозволенностью, не строит никаких планов на дальнейшую жизнь и своё самоопределение, просто проживает свою жизнь в удовольствие. К нашему общему несчастью, бывают и ругающиеся матом при детях учителя, правда такое поведение встречается не часто.
Такая довольно стабильная картина может наблюдаться на протяжении нескольких лет, но наступает время сдачи экзаменов ОГЭ в 9 классе и последующего за этим выбора направления дальнейшего профиля образования. В этот момент родителям ученика приходит в голову светлая мысль о том, что необходимо нанять репетитора и все проблемы сразу же решатся: ученик с огромными проблемами по предмету быстро вычистит все недочёты, учителя в школе обеспечат высокие оценки в аттестат для успешного дальнейшего поступления, а экзамены, так вообще сдадутся сами собой. При этом выбор необязательных экзаменов может происходить по трём сценариям:
2.2) Ожидания ребёнка
Тут всё совсем просто. На самом деле ребёнок вообще ничего не ждёт от занятий с репетитором. Так бывает в большинстве случаев, когда отсутствует мотивация на достижение результата. Ученик знает, что все работы в школе можно списать, воспользовавшись ресурсами интернета или помощью более продвинутых в данной области товарищей. Эта тактика является достаточной эффективной, когда речь идёт о получении хороших оценок. Ну и зачем при такой ситуации что-то изучать и напрягаться? Вот мы и получили результат: ученик будет приходить на ваши занятия просто, чтобы создать для родителей видимость, что он занимается, хотя на самом деле готов он к ним будет лишь в половине случаев, что касается другой половины, то и тут нет гарантий, что он это не списал.
Главной мотивацией для большинства школьников будут деньги на карманные расходы, получаемые от родителей и отсутствие скандалов дома. Для достижения этой цели нет необходимости в знаниях, достаточно лишь получить хорошую оценку, списав задание. А дальнейшая жизнь после школы кажется чем-то бесконечно далёким и непонятным в отличие от перспективы погулять с друзьями вечером или провести ночь за видеоиграми. Такая система является сильнейшим демотиватором, в условиях которого эффективное обучение мало возможно.
Встречаются и ученики с чётким пониманием того, для чего им необходимо получение образования, с чёткими мотивационными установками, заложенными родителями, определившиеся с дальнейшим профессиональным путём в своей жизни. Но такая картина большая редкость. Данный тип учеников будет с радостью бежать на занятия и готовиться к каждой новой теме.
Таким образом, видно, что ученики бывают разными. У них разная база и разные устремления. Задача репетитора состоит в том, чтобы выработать индивидуальный подход к каждому. Данная работа может быть дополнительно осложнена сложившимися у ученика отношениями в школе и семье.
2.3) Ожидания репетитора
Начиная занятия с новым учеником, ожидаешь добиться больших результатов. Направляя его, увидеть как он станет уверенно разбираться в той области знаний, в которой до ваших занятий у него были проблемы. В половине случаев эти ожидания так и останутся ожиданиями.
Неприятно это признавать, но факт: подростки могут забыть тему, которую знали блестяще спустя пару недель. Такая специфика дополнительно осложняет работу на индивидуальных занятиях, так как требует постоянного откатывания назад по темам и многократного повторения уже изученного материала. Учитывая эту особенность становится перспективным создание итерационной системы образования, заточенной на многократном повторении блоков материала. Эта концепция подтверждается исследованиями, приведёнными в данном источнике. Стоит отметить, что на третий или пятый раз знания укладываются в головах учеников более и менее прочно и основательно.
Ещё одним важным моментом является настроение родителей. Как уже говорилось ранее некоторые из них считают, что стоит только начать занятия с новым педагогом, как всё сразу же встанет на свои места. Необходимо уже при первой встречи обсудить ожидания с родителями и провести их корректировку в сторону более реальных. Такая работа нужна на всём протяжении занятий. Периодические звонки родителям и переписка с ними в социальных сетях с обсуждением успехов ученика в школе, планов на поступление и т.п. может существенно улучшить результаты вашей работы.
Важный момент: репетитор не может компенсировать многолетнее отставание в школе. Особенно в ситуации, когда ученик не заинтересован в занятиях. О чём думают те учителя в школе, когда допускают повальное списывание и несерьёзное отношение к предмету среди учащихся? Ведь эти ученики потом могут выбрать ваш экзамен. Одной из излюбленных тактик в этой ситуации является начать валить ученика по своему предмету, чтобы он от него отказался.
Что до практической стороны вопроса, то тут будет не лишним упомянуть о канадской системе преподавания BOPPPS (ссылка на источник).
Её суть состоит в том, что само занятие делится на шесть этапов:
Стоит также отметить важную роль геймификации в современном образовательном процессе.
Ученику будет приятно и интересно понимать чего именно он достигнет в процессе обучения, а также видеть как каждое его небольшое достижение приближает его к успеху.
3.1) Комплексное взаимодействие — основа продуктивного сотрудничества
Этот пункт целиком органично вытекает из предыдущих. Понятно, что репетитор не может магическим образом ликвидировать все пробелы в знаниях за короткие сроки (а в моей практике был случай, когда родители обратились ко мне за две недели до экзамена, при том что ученик с трудом правильно решал лишь одно задание из первой части экзамена). Как и ученик не сможет превратиться из проблемного в успевающего за пару недель. Однако, при хорошем уровне взаимодействия педагога с родителями ученика, готовности последнего точно выполнять указания преподавателя и осведомлённости репетитора в текущем материале школьной программы возможно достижение положительного результата. При этом важен ряд компонентов, одним из которых является взаимодействие родителей и учителей в школе.
Услышав от преподавателя о неуспеваемости своего ребёнка, им стоит не ругать его и сразу же лишать всех форм досуга, но и не относиться к данной ситуации, как к чему-то несущественному. Самым правильным решением будет конструктивный диалог с ребёнком, в ходе которого необходимо настроить последнего на продолжительную работу по изучению необходимого материала.
Другим важным компонентом является диалог родителей ученика с репетитором. В самом начале занятий необходимо чётко сформулировать их цели, а также условия и сроки достижения. В каждой конкретной ситуации это вещи могут серьёзно разниться, одним будет необходимо подготовить своего ребёнка к олимпиаде по данному предмету, в то время как другим — пройти порог успешности на предстоящем экзамене.
Эти два компонента являются вполне достижимыми, так как зависят большей частью от решений, принимаемых взрослыми людьми. Готовыми браться за дело и доводить его до конца. Совсем иначе дело обстоит с последним компонентом комплексного взаимодействия. Его суть заключается в выработке индивидуального подхода к учащемуся, корректировке его собственных ожиданий и его правильной настройке, а также построении индивидуального плана занятий и порядка изучения тем.
Последний третий компонент является наиболее трудоёмким и, в некоторых случаях, наименее достижимым, так как зависит с одной стороны от готовности репетитора идти на контакт и подбирать индивидуальный подход к подростку, а с другой — готовность подростка работать в связке с преподавателем. Особенно данную ситуацию может осложнить тот факт, что ученик просто не будет считать данный предмет для себя чем-то важным. Требования и знания преподавателя будут казаться ему чем-то завышенным, а сам он будет прятаться за маской своего детства и непосредственности. Зачастую именно эта последняя ступень не срабатывает, тем самым сводя на нет все усилия.
3.2) О приземлённых вещах
Казалось бы, в данной статье нет места рассмотрению бытовых факторов, влияющих на обучение, так как репетитор не в состоянии повлиять на них. Но их рассмотрение является необходимым, потому что именно эти факторы определяют то, в каких условиях происходит процесс обучения и формирования личности ученика.
Рабочее место ученика должно быть отдельным и оборудованным. Это не обязательно должен быть дорогой стол из редких пород древесины, но отдельный письменный стол с книжной полкой будут весьма кстати.
Во время домашних занятий в комнате не должно быть отвлекающих предметов и звуков. Источниками которых могут быть домашние питомцы, пылесос, телевизор или общающиеся родственники или друзья. При этом присутствие наушников с любимой музыкой может быть полезным, но только в случае если домашнее задание является сравнительно лёгким и не требует серьёзных размышлений. Наличие компетентного и заинтересованного наставника, будь то репетитор или близкий родственник, также благоприятно сказывается на качестве домашних занятий, но только в том случае, если сам обучающийся готов к подобному общению. В противном случае данная попытка помочь может перерасти к выяснению отношений, что негативно влияет на качество обучения и атмосферу в семье в целом.
Введение санкций за неуспеваемость в виде ограничения карманных денег или ограничения времени, проводимого за компьютерными играми или прогулок с друзьями, может дать положительные плоды, так как зачастую подростки тратят много свободного времени на досуг. В данном случае необходимо учитывать, что введённые ограничения должны быть соразмерны сложившейся ситуации. Также нужно чётко объяснить ребёнку из-за чего применяются данные меры и в каком случае они будут отменены.
3.3) Работа со школьным психологом
Существенно помочь при решении вышеизложенного затруднения могут помочь занятия школьника с квалифицированным школьным психологом. Поэтому родителям в ситуации, когда своими силами невозможно наладить контакт с ребёнком будет не лишним обратиться к этому специалисту. Репетитор также вправе посоветовать родителям ученика обратиться за помощью к психологу, если считает это необходимым.
Эта помощь бесплатна, но, не смотря на её доступность и эффективность, многие родители её упорно игнорируют, считая, что всё само уладится. В такой ситуации ни них самих и на репетитора ложится большой груз ответственности и тонкой психологической работы, который подчас никто из них не способен выполнить.
Именно правильная настройка и мотивация являются теми инструментами, которые помогают человеку двигаться вперёд и добиваться результата. Хорошо мотивированный ребёнок может добиться значительных успехов как в изучении школьных предметов, так и в любой другой деятельности. Но процесс мотивации может быть осложнён неврозами, психологическими травмами, переходным возрастом или особенностями развития конкретного ученика. Со всем этим лучше разбираться квалифицированному специалисту.