В чем заключается работа социального педагога
Социальный педагог
Социальный педагог школы
Ситникова Ольга Юрьевна
Контактный телефон: 353-57-72
Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в обществе, создает благоприятные условия для развития ребенка, установления связей и партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную помощь воспитанникам, выступает посредником между ребенком, образовательным учреждением, семьей и органами власти, способствует реализации прав и свобод ребенка.
Основной задачей деятельности социального педагога является социальная защита прав детей, обеспечение охраны их жизни и здоровья.
Социальный педагог работает с отдельной личностью, его роль заключается в том, чтобы помочь подросткам словом и делом, содействовать тому, чтобы каждый из них поверил в себя, переоценил свои ценности и прозрел.
Основные направления работы социального педагога
Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.
Работа с детьми группы риска
Функции социального педагога
Социальный педагог работает с различными категориями населения:
Ведется также активная работа по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений.
ПДН полиции № 8 Кировского района, ул. Петухова,д. 57, эт. 5 т. 232-16-11
КДН Администрации Кировского района, ул. Петухова, д.18 к. 217 т. 227-48-70
Городской центр образования и здоровья «Магистр» ул. Дм.Шамшурина, д. 6 т.222-26-10, ул. Паласса, д. 28 т. 342-92-71, 349-03-65
Роль социального педагога в ДОУ
Роль социального педагога в детском саду?
В современных условиях социальный педагог востребован в различных социальных структурах: школе, семье, в ДОУ, в приюте в реабилитационных центрах и т. п. В каждом из этих учреждений свои особенности работы социального педагога, но везде имеются единые требования. Педагогу должно быть присуще гуманность и доброжелательность, тактичность и выдержка, самообладание, справедливость, наблюдательность, инициатива и ответственность, организованность.
В нашем детском саду я работаю социальным педагогом. Хочу сказать, что мало кто знает, чем и как занимается социальный педагог в детском саду. В чем я вижу результаты своей деятельности? Как координирую свои действия с другими членами педагогической команды (с администрацией, воспитателями, психологом? Все эти и многие другие вопросы возникают у родителей и педагогов. Мне, как социальному педагогу отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно социальный-педагог может оказывать помощь как, детям так и родителям.
В результате своей деятельности как социального-педагога пришла к выводу:
• роль посредника между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами;
• роль защитника интересов и законных прав ребенка;
• роль помощника педагогов и родителей в решении проблем;
• роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства.
Социальный педагог помогает в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также — между педагогами и родителями ребенка и способствует реабилитации семьи.
3. Функции социального педагога:
• осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию и социальной защите ребенка;
• изучает психолого-медико-педагогические особенности, микросреду и условия жизни детей;
• выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку;
• выступает посредником между ребенком и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
• определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод детей;
• способствует установлению гуманных, нравственных, здоровых отношений в социальной среде. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности;
• взаимодействует с педагогами, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социальных служб.
4. Направления деятельности социального педагога
• работа по защите прав ребенка;
• работа по социальному развитию личности ребенка-дошкольника;
• профилактика негативных явлений и оказание помощи тем, кто находится в сложной ситуации;
• работа по активизации воспитательного потенциала семьи;
• работа с родителями, не выполняющими обязанности по отношению к детям;
• работа с социально незащищенными семьями;
• работа с ближайшим окружением;
• работа с социальными институтами.
5. Формы сотрудничества социального педагога
Педагогами: консультации, анкетирование, индивидуальные беседы, педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, «круглые столы» с родителями.
Родителями: анкетирование, индивидуальные беседы, посещения на дому, «круглые столы», родительские собрания, родительская гостиная.
Детьми: занятия по правам ребенка, поликлиника, театрализованные постановки по защите прав ребенка, организация экскурсий по ознакомлению с социумом (библиотека, школа, музыкальная школа, и т. п.).
Взаимодействие с другими социальнымиобщественными структурами: комиссия по делам несовершеннолетних (КДН, отдел по делам несовершеннолетних (ОДН, детская поликлиника, детская библиотека, отдел опеки и попечительства, школа, психологические центры.
Конфликты между педагогами и родителями «Роль социального педагога в их разрешении» Я хочу начать свое выступление с одной восточной истории, которая отражает работу социального педагога. «Протяни ты ему руку» «В болоте.
Конспект занятия социального педагога «Мой путь в выборе профессии» Конспект занятия социального педагога Продуктивное использование новейших образовательных технологий: обучение в сотрудничестве (командная,.
Перспективный план работы социального педагога в ДОУ Перспективный план работы социального педагога. Задачи: 1. Повысить эффективность профилактики и предупреждения неблагополучия в семье и.
Рабочая программа социального педагога ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ социально-педагогической деятельности: 1. Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности.
Работа социального педагога в системе дистанционного обучения Составной частью процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями является образование. Оно призвано обеспечить им.
Рекомендации социального педагога «Если ваш ребенок лжёт» Рекомендации социального педагога ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЖЁТ! Легко сказать, что врать – плохо. Но хотели бы Вы, чтобы о Вас говорили только.
Роль самопознания в формировании навыков социального поведения младших школьников Проблема человека как социального субъекта в ходе радикальных преобразований в Казахстане существенно проявляется в его духовном самоопределении,.
Советы родителям от социального педагога Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы. Сотрудничество принесет свои плоды.
Справка-отчёт о работе социального педагога «Постинтернатная адаптация выпускников» а 2018–2019 уч., год Справка – отчёт о работе социального педагога за 2018- 2019 уч., год (Постинтернатная адаптация выпускников) Цель:.
Эссе социального педагога «Такая важная работа» Такая важная работа Ольга Валерьевна Гайдукова Социальный педагог Отделение сопровождения семей имеющих детей с ограниченными возможностями.
Профессиональная деятельность
Профессиональная деятельность социального педагога
Название специалиста «социальный педагог» является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни. Социальный педагог выступает для своих воспитанников в различных, профессиональных ролях: в качестве посредника между растущей личностью и различными службами, организациями и учреждениями; в качестве защитника интересов и прав ребенка; в качестве организатора совместной деятельности взрослых и детей по педагогизации среды; в качестве наставника, осуществляющего социальную поддержку социального становления детей и подростков, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах; в качестве исследователя проблем социального развития детей. Деятельность социального педагога является важным компонентом воспитательной системы образовательного учреждения, основным средством организации индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, имеющих те или иные проблемы в социальном развитии. Социальный педагог является субъектом (носителем) социально-педагогической деятельности, объектом которой является двусторонний социально-педагогический процесс: процесс социального становления личности и процесс создания педагогически целесообразной среды.
Специфика профессиональной деятельности социального педагога
Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте – апреле 1991 году и созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:
Структура профессиональной деятельности социального педагога
Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:
· ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);
· сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);
· оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово-экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.).
Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Направления деятельности социального педагога
Цель деятельности социального педагога :
· Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
· Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
· Защита ребенка в его жизненном пространстве.
· По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемые ниже таблицы отражают примерный перечень как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.
По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием.
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов
проведение социальной паспортизации классов, учебного учреждения, микрорайона;
изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся;
изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность ученика и разработка мер по его оптимизации;
определение центров социально-культурного влияния на учащихся в микрорайоне школы с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др.
Социально-педагогическая защита прав ребенка
выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве;
защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.);
защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п.
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося
раннее выявление неблагополучных семей;
создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.;
пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков;
психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье;
содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс;
организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др.
организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении;
консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально-педагогических проблем и др.
Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация
раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;
способствование пропаганде здорового образа жизни;
повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, спец.учреждений.
Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка
сосредоточение внимания администрации учебного учреждения на проблемах и потребностях учащихся, учителей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности;
развитие взаимопонимания и взаимодействия между учителями, учащимися и родителями
Поддержка социально цепной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности)
забота о больных, инвалидах и бедных;
благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;
работа в службах социальной защиты;
благоустройство города, поселка, двора; охрана природы и памятников культуры;
проведение игр и творческих занятий с детьми;
другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.
анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности;
участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам,
накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований
Функции деятельности социального педагога
Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:
· функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам;
Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он: на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы развития обучающегося в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов предыдущей работы.
Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он: старается оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды; осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.
Реализуя координационно-организаторскую функцию, социальный педагог: организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде; включает обучающихся в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней; организует коллективную творческую деятельность детей с участием взрослых; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Выполнение функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам побуждает социального педагога: оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог: организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».
Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спец.учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.
ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
— собеседование с родителями обучающихся, находящихся на учете в ПДН, в КДН
— собеседование с классными руководителями,
— вовлечение обучающихся группы риска в общешкольные мероприятия,
— контроль за посещаемостью обучающихся, находящихся на учете,
— контроль за обеспечением горячим питанием обучающихся, находящихся
на учете в отделе социальной защиты.
— собеседования с классными руководителями,
— консультирование родителей по социальным вопросам,
— встречи с родителями обучающихся «группы риска»,
— административное совещание при директоре,
— обмен информацией социального педагога и психологов,
— работа с методической литературой.
— классные часы, беседы, встречи обучающихся со специалистами,
— совещание сотрудников социально-психологической службы школы,
— организация бесплатного питания,
— совещания классных руководителей, консультирование по вопросам
— муниципальные совещания социальных педагогов
Один раз в четверть
— просмотр видеофильмов о вреде курения, алкоголя, токсических и
наркотических веществ с учащимися. Анкетирование обучающихся.
— встречи со специалистами отдела социальной защиты муниципальной
администрации; родительские собрания; родительский лекторий,
— семинары классных руководителей (работа с педагогически запущенными
Социальный педагог
Социальный педагог – специалист, работающий с детьми, которые нуждаются в психологической и юридической поддержке, а также в патронате. Профессия придется по душе людям, которые обладают высоким уровнем эмпатии. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Социальный педагог является человеком, который оказывает помощь незащищенным слоям населения – детям разного возраста. Социальные педагоги работают с семьями, помогая им наладить внутренние взаимоотношения. Эти специалисты оказывают не только психологическую, но и юридическую поддержку: сохранение и получение жилья, патронат, льготы, материальные выплаты, постановка на учет и другие. Сотрудничают с социальными работниками, представителями органов правопорядка, психологами.
Особенности профессии
Многие дети подвергаются домашнему насилию и травле, они пребывают в состоянии постоянного стресса, проживают в ужасающих условиях, не получают полноценное питание, необходимый набор вещей и т. д. Эти ребята в перспективе могут страдать от поведенческих нарушений, что влечет за собой рост детской преступности. Всестороннюю помощь им оказывают представители органов социальной защиты населения.
Социальный педагог – один из таких специалистов, деятельность которого в первую очередь направлена на психологическую реабилитацию и юридическую помощь. Он общается с ребенком, определяет фронт работ и разрабатывает план мероприятий, направленных на:
Социальные педагоги умеют завоевывать расположение, подбирать слова и методы, которые помогают добраться до сути любой проблемы. Они применяют тестирование, анималотерапию, арт-терапию, психолого-педагогическую коррекцию и т. д. Социальные педагоги сталкиваются с приступами агрессии, отрицанием, угрозами. В сфере их интересов находятся дети с ограниченными возможностями, сироты, ребята из неблагополучных семей, жертвы буллинга или те, кто попал в сложную ситуацию.
Какие обязанности у социального педагога в школе
Должностные обязанности социального педагога:
В чем состоит работа социального педагога
Речь об относительно новой профессии. Чтобы понять, кто такой социальный педагог в школе и чем он занимается, заглянем в профстандарт специалиста в области воспитания, утвержденный Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ №10н от 10.01.2017. Там сказано, что основными направлениями работы такого специалиста в школе являются:
На человеческом языке это значит, что главная задача — помощь детям в прохождении тернистого пути многолетнего обучения в школе, выстраивании гармоничных отношений со своим окружением и в поиске своего места в жизни.
А основные направления в работе:
Специалисту следует выстроить свою деятельность так, чтобы слыть «своим человеком» как среди детей, в т.ч. с проблемным поведением, так и среди учителей, от которых обычно поступает сигнал о наличии проблемного ребенка в классе. Если не наладить доверительных отношений как с первыми, так и со вторыми, мало что получится из этой хорошей затеи.
Более подробная информация о том, чем занимается социальный педагог в школе, изложена в «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ №761н от 26.08.2010 (ред. от 31.05.2011).
Вот как выглядит описание должностных обязанностей в должностной инструкции:
Какие у них есть права
Специалист имеет обширные полномочия, предполагающие участие во всех сферах жизни школьников. Он может:
В инструкции это закреплено так:
За что отвечают социальные педагоги
В рамках Должностной инструкции ответственность обозначается следующим образом:
В целом Должностная инструкция очень объемная. Изучив ее, разговоры о том, для чего в школе социальный педагог нужен вообще, прекратятся сами собой. Зато появится чувство глубокого уважения к людям, рискнувшим посвятить себя такому сложному делу.
Какие требования к соц. педагогам
Обязательно наличие высшего профессионального или среднего профессионального образования по направлениям «Образование и педагогика», «Социальная педагогика». К опыту работы требований нет. Тут не опыт главное, а умение радоваться от того, что благодаря вашему труду судьба школьника сложится не такой извилистой, а путь будет не таким тернистым, как если бы это было без вас.
В 2005 г. закончила СПб Институт управления и права, направление «Менеджмент организации», в 2008 г. специализация «Трудовое право и кадровое делопроизводство». С 2008 года работаю на предприятии прецизионной механообработки.