В чем заключается работа струп теста
Эффект Струпа
Пробовали ли вы когда-нибудь смотреть на картинку одного цвета, а называть другой? Если пробовали, то, скорее всего, знаете, что это довольно-таки непросто, ну а если не пробовали, то попробуйте – наверняка будете немало удивлены результатом. Ещё сложнее читать слова, означающие один цвет, но написанные другим, или же называть тот цвет, которым написано слово, а не само слово. Попробуйте сами (в форме игры позаниматься с тестом Струпа можно в нашем бесплатном курсе развития мышления «Нейробика»):
Дело в том, что отвлечься от значений слов трудно, учитывая то, что с самого детства мы учимся воспринимать информацию конкретным образом. Кстати говоря, провести небольшой словесно-цветовой опыт с восприятием мы решили далеко не случайно, а первые это и вовсе было сделано очень давно.
Эффект Струпа
Джон Ридли Струп (John Ridley Stroop; 21 марта 1897 года – 1 сентября 1973 года) – американский психолог, преподаватель психологии и богословия. Работал в области экспериментальной психологии, изучал познавательные процессы, в первую очередь внимание. Его статья «Исследование интерференции в серии вербальных реакций» является одной из самых цитируемых публикаций «Journal of Experimental Psychology», а различные модификации созданного им теста Струпа широко используются и в XXI веке.
При этом называть только Струпа автором теста – неправильно. Им разработан классический вариант, известный сегодня. Но идея использования словесно-цветовых сочетаний относится еще к разработкам немецкого психолога и физиолога Вильгельма Вундта и его ученика, американского психолога Джеймса Кеттела. Кеттел впоследствии станет родоначальником методов тестирования, одним из первых специалистов по психометрии и психодиагностике.
Как раз об этом классическом тесте мы и поговорим. Стандартное исполнение подразумевало предложение испытуемым трёх карт:
Исходя из этого, перед испытуемым выдвигались четыре варианта заданий:
Во время проведения эксперимента исследователи заметили, что самым трудным для тестируемых оказывалось именно четвёртое задание, а вот третье вызывало минимум затруднений.
Наложение информации
Феномен, характеризующийся тем, что один тип информации накладывается на другой, называется в науке термином «интерференция». Но более интересно то, что на первом месте для восприятия человека находится именно текст, а не цветовая составляющая, чем, собственно, и объясняются сложности с тем, чтобы назвать цвет.
И здесь начинает действовать та самая ловушка, которую всем мы знаем как когнитивное искажение. Другими словами, в сам процесс произнесения человеком текстовых данных включается их значение, тем самым инициируя «сбой системы» и искажая человеческое восприятие. Естественно, в конечном счёте, задание человеком выполняется, и он преодолевает возникшие перед ним трудности, однако это требует некоторых ментальных усилий и времени.
В чём же суть?
Речь представляет собой одно из самых великих «открытий» человечества. Учёные полагают, что именно этот факт является определяющим, когда мы говорим о выделении человеческого мозга из животного мира, ведь он самым прямым образом взаимосвязан с сознанием и мышлением.
После того как появилась устная речь, появилась письменная, и они, следует полагать, являются двумя сторонами одной «медали». Если говорить более конкретно, то формированием и распознаванием речи управляют конкретные отделы головного мозга, которые не совпадают с теми отделами, что ответственны за распознавание цветов. И именно на данной стадии, когда человек произносит цвет, он и сталкивается с наиболее серьёзными препятствиями в эксперименте, ведь его уже на «автомате» тянет прочитать и произнести то, что написано.
Изменение условий
Несмотря на всё вышеизложенное, представленный эффект можно наблюдать только тогда, когда под «цветными» словами людям предлагаются лишь названия цветов, причём на знакомом для них языке.
Так что же будет, если изменить условия эксперимента и предложить его участникам произнести цвета других слов, т.е. не названий цветов? А будет вот что – они совершенно легко, без каких бы то ни было затруднений выполнят задание.
Так, чтобы «запутать» человека и вызвать тот самый когнитивный диссонанс, применяя наложение информации, экспериментатор должен вызвать у него одновременно два цветовых образа, первый из которых должен активизировать память посредством значения слова и актуализировать образ цвета при помощи написанного понятия, а второй образ создаётся уже непосредственно самим цветом. Т.е. если по какой-либо из причин человек перестанет воспринимать смысл написанного, или же слово просто не создаст у него цветового образа, «запутывания» добиться не удастся и, следовательно, эффекта Струпа не возникнет.
Как синхронизировать разные области мозга?
Но есть ли возможность сделать так, чтобы отделы головного мозга, соперничающие друг с другом при выполнении задания, работали сообща?
В некотором смысле на этот вопрос можно ответить положительно. Дело в том, что если множество раз проделывать четвёртое задание эксперимента, т.е. называть цвета, которые не соответствуют словам, скорость правильного его выполнения увеличится.
Тем не менее, есть информация о том, что по истечении некоторого периода времени цвет начинает преобладать и забирать всё внимание человека на себя, что оказывает воздействие на скорость выполнения противоположного – третьего задания. Но волноваться по этому поводу не стоит, т.к., опять же, через некоторое время баланс восстанавливается, и человек становится способен с каждым разом переключаться всё быстрее.
Значение и применение эффекта Струпа
Довольно много времени прошло после того как впервые был проведён эксперимент Струпа, и исследователи имели прекрасную возможность рассмотреть его под совершенно разными углами. Они сравнивали результаты проходивших данный тест людей разных психических и физиологических состояний, возрастов и полов, вследствие чего смогли обнаружить определённые закономерности.
Мы же не станем приводить довольно объёмные результаты изысканий учёных или же их разные интерпретации, т.к. этому можно посвятить целую научную работу. Но всё же считаем нужным заметить, что эффект Струпа оказался феноменом очень неоднозначным, т.к. задействует немалое количество когнитивных механизмов.
Огромное внимание уделяется учёными уровню автоматизации некоторых простейших процессов, таких, к примеру, как прочтение слов. Вполне вероятно, что человек даже не вникает в суть текста, когда делает ошибку и произносит слово вместо того чтобы произнести цвет. Получается, что для максимально объективного описания эффекта Струпа все когнитивные процессы должны быть рассмотрены в комплексе, а это задача не из лёгких.
Учитывая также многомерность рассматриваемого нами эффекта, сфера, в которой он может применяться, довольно обширна. В настоящее время он взят за основу во множестве тренажёров и тестов, ставящих перед собой самые разные цели и направленных на решение задач различного характера. Например, в определённых ситуациях тренажёры и тесты могут быть направлены на отслеживание психофизического состояния испытуемых, а в других ситуациях – на отслеживание относительной степени их внимания.
С ростом популярности игр для мозга эффект Струпа стал использоваться в качестве основы для тренажёров развития когнитивной мобильности. Специалисты, использующие его, помогают людям учиться быстрее переключаться с выполнения одних функций на выполнение других, задействуя в порядке очерёдности разные отделы головного мозга, благодаря чему повышается его адаптивность и обеспечивается более эффективное выполнение задач разного характера. Кроме того, решение задач теста требует внимательности и включает память. Правда, в данном отношении все не так просто, ведь доказательств положительного влияния подобных тренировок на способности мозга здорового человека пока не так много. Но если вы стремитесь к развитию познавательных процессов, то как один из вариантов упражнения на основе теста Струпа можно рассмотреть. Они включены в наш бесплатный курс «Нейробика: тренировка и развитие мозга», присоединяйтесь.
Тренировка восприятия и тест Струпа
Человеческий мозг содержит 86 миллиардов нервных клеток, соединённых между собой 100 триллионами связей, которых, на минуточку, больше, чем звёзд в Млечном Пути.
Взаимосвязи нервных клеток делают мозг самым сложным органом, который способен одновременно обрабатывать мысли, эмоции и действия. Высший отдел мозга, который состоит из большого мозга с двумя половинами — левым и правым полушариями, ответственен за мыслительные, зрительные и речевые процессы.
Большой мозг имеет поверхностный слой — кору, которая отвечает за ощущения, даёт толчок к движениям, но не автоматическим, как дыхание например, а произвольным. Генерация идей, планирование, организация и оценка всех процессов происходит именно в коре. Учёными установлено, что от коры головного мозга зависит формирование личности. И это не из ряда фантастики.
Источник: google.com
Дело в том, что каждая область коры головного мозга имеет свою основную функцию. В области пространственной ориентации, например, осознаётся окружающая среда. В области, отвечающей за обработку зрительной информации обрабатываются одновременные зрительные и слуховые ощущения. В зоне Брока формируется речь, а в области движения возникают мысли, которые и управляют движениями.
Нижние отделы головного мозга состоят из таламуса, мозжечка и мозгового ствола, которые работают с инстинктивными реакциями и автоматическими функциями. К таким реакциям и функциям относятся, например, дыхание, артериальное давление, температура тела и другие. Древние нижние отделы мозга соединены со спинным мозгом. В нижних отделах мозга рождаются примитивные эмоции, в их числе страх и гнев.
Мозжечок координирует движения мышц и равновесие Источник: google.com
Как видим, человеческий мозг сложно устроен. Каждый день ему приходится отвечать за весь организм целиком, за каждую его клеточку, за мысли, эмоции и движения. Мозг каждого отдельно взятого человека уникален. И в силах каждого улучшить работу столь сложного и важного органа. Развить невероятные способности и приобрести новые навыки, знания и умения. Главное ежедневно тренировать своё серое вещество, чем и предлагаем заняться прямо сейчас.
В прошлый раз журнал рассказал о замечательном тренажёре для мозга — таблицах Шульте. Смеем предположить, что вы тренировали своё зрение и память и улучшили показатели. Если нет, то начать никогда не поздно. Сегодня предлагаем потренировать остроту мышления и память с помощью теста Струпа, но сперва немного истории и теории.
Источник: google.com
В 1935 году американский психолог Джон Ридли Струп впервые опубликовал тест, который определял гибкость когнитивного мышления. Отметим, что экспериментальные исследования Струпа в области познавательных процессов и по сей день считаются «золотым стандартом».
Тест Струпа построен на эффекте Струпа, который заключается в задержке реакции при прочтении слов, когда цвет слов не совпадает с написанными словами. Например, слово «чёрный» написано жёлтым цветом. Человеческий мозг привык к тому, что когда мы видим слово, то невольно первым действием будет прочитать увиденное слово, но ни как не назвать цвет, которым оно написано.
Когнитивное мышление — развитие всех видов мыслительных процессов — памяти, восприятия, решения задач, воображения, логики и формирования понятий Источник: google.com
Назвать цвета, которыми написаны слова и не прочитать их при этом — возможно. Главное приучить мозг справляться с поставленной задачей, постоянно тренируя его. Тест Струпа как раз и разработан для таких задач — тренировки концентрации внимания и развития способности отбрасывать мысленно ненужное. Иными словами, если человек умеет быстро переключаться с чтения слов на название цветов, то это говорит о его достаточно гибком когнитивном мышлении.
Как говорилось выше, каждая область коры головного мозга отвечает за свои функции. Учёными установлено, что за чтение и распознавание цветов отвечают разные области, однако почему мозг воспроизводит первый вариант — чтение, мнения расходятся.
Источник: google.com
Первая гипотеза связана с экономией ресурсов, то есть видя слово на знакомом языке мозг за доли секунд принимает решение — «Ага, знакомое слово, напрягаться не стоит, просто прочитаем его и всё». Мозг решает не утруждать себя лишними движениями, не напрягать память и сделать то, что легко и привычно.
Вторая гипотеза связана с тем, что слова воспроизводятся мозгом быстрее, чем он может распознать, вспомнить и назвать цвета. Не забываем, что за чтение и распознование цветов отвечают разные доли коры головного мозга.
Третье научное предположение сводится к тому, что мозгу более привычен алгоритм действий «прочитать и назвать», а не думать о фактическом цвете слова, например. Как устроен и работает мозг разобрались. Дело осталось за малым — узнать о правилах теста Струпа и начать практиковать.
Источник: tapigo.ru
Правила теста Струпа просты и не требуют никаких дополнительных действий. Достаточно выбрать картинку содержащую цветные слова, включить секундомер и назвать цвета, которыми написаны слова и посчитать количество допущенных ошибок, если таковые имеются. Чем быстрее и правильнее названы соответствия, тем лучше результат теста. Правила просты, но тест не так прост. Главное не сдаваться. Напоследок дадим пару советов.
На просторах Интернета достаточно ресурсов с тестами Струпа, что не может не радовать. Однако есть одно но. Большинство из них так устроены, что предлагают выбирать цвета, которыми написаны слова из мало количества. Например, пишется слово и даётся четыре варианта ответа из которых нужно выбрать один. На наш взгляд, тест сложнее проходить, когда слова написаны на одной картинке все вместе. Примеры представлены на изображениях в данной статье.
Бывают моменты, когда вам ну никак не удаётся пройти тест. Связано это может быть с высоким уровнем стресса, сонливостью, нерешёнными проблемами и задачами, отвлекающими посторонними факторами — собаки лают, машины шумят и так далее. Если же перечисленных моментов у вас нет, а тест вы пройти не можете, то это говорит лишь об одном — необходимо обратить внимание на способности к концентрации и стоит поработать с ней.
Метка: Эффект Струпа
Метка: Эффект Струпа
Изменение условий
Несмотря на всё вышеизложенное, представленный эффект можно наблюдать только тогда, когда под «цветными» словами людям предлагаются лишь названия цветов, причём на знакомом для них языке.
Так что же будет, если изменить условия эксперимента и предложить его участникам произнести цвета других слов, т.е. не названий цветов? А будет вот что – они совершенно легко, без каких бы то ни было затруднений выполнят задание.
Так, чтобы «запутать» человека и вызвать тот самый когнитивный диссонанс, применяя наложение информации, экспериментатор должен вызвать у него одновременно два цветовых образа, первый из которых должен активизировать память посредством значения слова и актуализировать образ цвета при помощи написанного понятия, а второй образ создаётся уже непосредственно самим цветом. Т.е. если по какой-либо из причин человек перестанет воспринимать смысл написанного, или же слово просто не создаст у него цветового образа, «запутывания» добиться не удастся и, следовательно, эффекта Струпа не возникнет.
Факторы, влияющие на эффект ложного консенсуса
Эффект ложного консенсус, как правило, сильнее в случаях, когда:
Гораздо меньше вероятность возникновения ложного консенсуса в случаях, когда:
Эффект ложного консенсуса более распространён в ситуациях, которым мы придаём большое значение. Если вы очень обеспокоены, например, состоянием окружающей среды, вы, скорее всего, переоцените количество людей, которых также волнуют вопросы сохранения природы.
Этот эффект усиливается в тех случаях, когда мы абсолютно уверены, что наши убеждения являются правильными. Если вы на 100% уверены, что определённый закон позволит сократить количество преступлений в вашей стране, то будете думать, что других люди поддержат принятие этого закона.
И наконец, мы скорее попадаемся в лапы ложного консенсуса в тех случаях, когда важную роль играют ситуативные факторы. Если мы считаем, что наши собственные предпочтения обусловлены внешними факторами, мы склонны считать, что и другие люди оказываются под влиянием этих факторов. Например, представьте, что вы посмотрели фильм и сочли его ужасным из-за отсутствия сюжета или скудных спецэффектов. Вроде бы причина объективна, так что вы предполагаете, что остальным зрителям он также не понравится.
Как плацебо используются в медицинских исследованиях
В медицинских исследованиях некоторым пациентам специально вводят плацебо, тогда как другие участники получают настоящее лечение. Цель заключается в том, чтобы определить, имеет ли лечение реальный эффект. Если участники, принимающие настоящий препарат, демонстрируют значительное улучшение по сравнению с теми, кто принимал плацебо, исследование подтверждает данные об эффективности препарата.
Хотя плацебо не влияет на болезнь, оно может иметь реальное влияние на то, что чувствуют некоторые люди. То, насколько сильным может быть этот эффект, зависит от множества факторов. Некоторые вещи, которые связаны с эффектом плацебо:
Одно исследование показало, что некоторые люди могут обладать генетической предрасположенностью, сильнее реагируя на плацебо. В исследованиях пациенты, имевшие высокие или низкие вариации гена, который контролирует уровень дофамина в префронтальной коре головного мозга, имели разные ответы на плацебо. Те, у которых был вариант с высоким уровнем дофамина, с большей вероятностью получали ответ на лечение плацебо, чем те, у кого был низкий уровень дофамина. Исследования показали, что люди, имевшие ген, индуцирующий повышение уровня дофамина, имели тенденцию к более высокому уровню восприятия боли и поощрения.
При тестировании новых лекарств и методов лечения ученые заинтересованы в том, чтобы узнать, имеет ли этот метод значение для лечения болезни. Благодаря своим исследованиям они хотят узнать, эффективно ли лечение, какие побочные эффекты оно может вызывать, какие пациенты могут извлечь наибольшую выгоду и являются ли оно более или менее эффективным, в сравнении с другими, уже доступными, методами лечения.
Сравнивая эффект лечения с плацебо, исследователи надеются, что смогут определить, вызван ли лечебный эффект в следствии самой терапии или какими-либо другими факторами.
Эффект Розенталя на практике
Эффект Пигмалиона работает далеко не только в случае с гадалками и экстрасенсами. Множество примеров можно найти и в быту. Допустим, вы хотите попросить у руководства повышения зарплаты, но в глубине души на 99,99% уверены, что этого не будет. Неделю или две вы собирались с мыслями, чтобы пойти и поговорить с начальником. И пока вы прокрастинировали, работали не слишком эффективно – ведь были уверены, что вам не повысят зарплату: это портит настроение и демотивирует. Вот, наконец вы озвучили свое желание
Но что же? Зарплату вам не повысили! Сыграл ли свою роль тот обреченный тон, которым вы произнесли просьбу, или же неэффективная работа в последнее время? Для вас это неважно, потому что вы будете думать лишь об одном: вы заранее знали, что прибавки вам не светит, и действительно не получили ее
Аналогичные примеры можно привести во многих сферах, начиная с работы и заканчивая
эффект Пигмалиона работает как на отрицательные события, так и на положительныеаффирмацийправила составления аффирмаций
Также не прислушивайтесь ни к каким отрицательным предсказаниям и прогнозам – верьте только в хорошее. Это касается не только непрошенных предсказаний от уличных гадалок, но и «дружеских» советов в духе: «Не встречайся с ним/ней, люди такого знака зодиака постоянно изменяют», «Не работай в этой сфере – там все обманщики». Отличайте дельные рекомендации, основанные на знаниях и личном опыте, от подобных «пророчеств».
Методика словесно-цветовой интерференции
Методика также известна как Тест Струпа (Stroop Test), Задача Струпа (Stroop Task).Тест предназначен для диагностики когнитивного стиля гибкость/ригидность когнитивного контроля. Когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорно перцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.
Тест Струпа в своем классическом варианте включал в себя три стимульные карты:
При этом использовались 5 цветов и слов: «красный», «синий», «зеленый», «коричневый» и «фиолетовый». Слова и цвета на белых картах были представлены в виде матрицы, состоящей из 10 строк и 10 столбцов. Каждый из 5ти цветов (или слов) встречался дважды в каждой строке и в каждом столбце, однако они не повторялись подряд и не образовывали каких-либо закономерных последовательностей. Слова с несоответствующими шрифту значениями были напечатаны одинаковое количество раз краской каждого из 4х остальных цветов (напр., слово «красный» было напечатано одинаковое количество раз краской синего, зеленого, коричневого и фиолетового цветов).
В соответствии с этим стимульным материалом испытуемым предлагались следующие задания:
Инструкция: испытуемый должен называть вслух цвета шрифта или читать слова на карте построчно слева направо по возможности быстро и без ошибок. В случае возникновения ошибки испытуемый исправлял ее самостоятельно, если замечал, или после указания экспериментатора.
I. Психология цвета
Показателем эффективности выполнения задания служило среднее значение (по группе испытуемых) времени воспроизведения вслух всех стимулов карты (которых было обычно 100): t (ЧНЦч), t (НЦ), t (ЧНЦо) и t (НЦСо).
Была обнаружена значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цветов шрифта этих слов (t (НЦСо)>>t (НЦ)) — она носит теперь название эффекта Струпа (Stroop Effect).
Интерференционное влияние цветов шрифта на чтение слов, напротив, было незначительным (t (ЧНЦо)—t (ЧНЦч)).
Струп также отмечал, что многодневная тренировка называния цветов шрифта слов снижает интерференционное влияние значения слова на цвет шрифта в соответствии с кривой обучения, однако увеличивает интерференционное влияние цвета шрифта на значение слова.
Что такое эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя
Смысл эффекта Розенталя можно выразить следующим образом: если человек верит в некое полученное им предсказание, то, не осознавая этого, начинает вести себя так, что в итоге его решения и действия приводят к осуществлению данного пророчества. Иными словами, человек сам делает все, чтобы предсказание сбылось, но не видит этого на сознательном уровне, и ему кажется, что прогноз
Эффект Пигмалиона – пример самореализующегося пророчества. Такое пророчество – это изначально не соответствующая истине установка, которая из-за изменения поведения, образа мыслей и системы оценки личности, а также из-за ожиданий окружающих становится правдой. При этом, повторимся, на сознательном уровне личность может не осознавать изменений в себе, своем поведении, системе оценок, поэтому человеку кажется, что такое пророчество сбылось само по себе.
Приведем практический пример. Предположим, что гадалка сказала вам, что скоро вы встретите свою вторую половинку. В ожидании вы начинаете лучше одеваться, посещать различные мероприятия, быть милее и общительнее с представителями противоположного пока – ведь ваша судьбоносная встреча совсем рядом! Как итог, вы действительно знакомитесь с приятным человеком, и он становится вашей второй половинкой. Пророчество сбылось! Но к этому привело именно ваше поведение, которое изменилось благодаря тому, что вы поверили в предсказание.
В чем заключается тест Струпа
Чтобы понять, что такое тест Струпа, посмотрите на картинку
написаноЛишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое
Тот факт, что дело именно в противоречии между прочитанной информацией и увиденной, доказать достаточно легко. Посмотрите на иллюстрацию ниже – здесь нет каких-либо узнаваемых слов, поэтому вряд ли у вас возникнут проблемы с тем, чтобы назвать цвета, которыми напечатаны буквы алфавита.
Почему так происходит? На самом деле у ученых пока нет однозначного ответа. Точно установлено, что за распознавание цветов и за чтение отвечают разные доли мозга, но почему из двух вариантов (прочитанный и фактический) выбирается именно первый – здесь мнения специалистов расходятся. Существует теория, связанная с экономией ресурсов, – видя слово на знакомом языке, мы автоматически его читаем, поэтому в голове появляется некий готовый ответ, и наш мозг решает: «Зачем тогда думать еще?»
Согласно другой теории (и ее придерживался сам Струп): мы прочитываем слово быстрее, чем можем распознать, вспомнить и назвать цвет. То есть реакция между прочитыванием и называнием проходит быстрее, чем между распознаванием цветов и называнием. Кроме того (и это можно считать третьим вариантом), для нашего мозга алгоритм «прочитать и назвать» более привычен, так как в жизни он используется явно чаще, и мозг просто идет проторенной дорожкой.
Эффект Струпа как психологический тест
Если вас интересуют другие необычные явления, связанные с работой мозга, почитайте нашу статью о синестезии.
Тест Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.
Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент. Высокий уровень стресса, наличие каких-либо нерешенных проблем, которые никак не выходят из головы, явная сонливость и т.д
мешают прохождению теста Струпа. Однако если у человека вроде бы все в порядке, а тест все равно дается ему с явным трудом из-за невозможности сосредоточиться, то, возможно, испытуемому стоит обратить внимание на способности к концентрации.
Также задачи на основе теста Струпа часто включают в различные программы по саморазвитию и тренировке мозга, так как для нашего разума в принципе полезно устанавливать новые связи и уметь переключаться между ними (подробнее мы о этом и о различных вариантах тренировок говорим в материале, посвященном нейробике, или гимнастике для мозга).
Интересный факт об эффекте Струпа: он нашел применение и в контрразведке – его использовали для вычисления шпионов. Лица, жившие под прикрытием в другой стране, могли прекрасно знать свою легенду, но их выдавала неконтролируемая реакция на эффект Струпа. Человеку, которого подозревали в шпионаже в пользу другого государства, давали лист с перечислением цветов на том языке, который он, согласно легенде, знать не должен. Если называние цветов, которыми написаны слова, вызывало сложности, это, в свою очередь, вызывало вопросы у проверяющих органов. Ведь, как мы говорили, эффект Струпа работает, только если вы в состоянии прочитать слова и они вам хорошо знакомы.
Модифицированный онлайн-тест Струпа
Для тех, кто хочет проверить, отражается ли на нем эффект Струпа и как именно, мы составили соответствующий тест. Наш вариант отличается от оригинального эксперимента и модифицирован таким образом, чтобы быть показательным при прохождении его онлайн. Как и все наши тесты, он бесплатен и доступен для прохождения без регистрации.
Тест состоит из двух частей и в общей сложности включает 30 вопросов. Инструкция для обеих частей теста Струпа одинакова: постарайтесь давать ответы как можно быстрее. Первая часть (10 вопросов) – контрольная, для разминки. Заранее скажем, что здесь фактический и прочитанный цвета будут совпадать. Во второй части (20 вопросов) используется эффект Струпа. Сравните точность и время прохождения обеих частей.
Интерпретация эффекта Струпа
Струп, анализируя полученные результаты, дал им следующее объяснение. «Те ассоциативные связи, которые были сформированы между словесными стимулами и реакцией чтения, являются, очевидно, более устойчивыми, чем те, которые были сформированы между цветовыми стимулами и реакцией называния. И, если эти ассоциативные связи являются результатом тренировки, а различие в их силе примерно соответствует разнице в практическом использовании чтения слов и называния цветов, то вполне обоснованным выглядит заключение, согласно которому разница между скоростью чтения слов-названий цветов и скоростью называния цветов может быть весьма удовлетворительно объяснена различием степени тренированности этих двух действий. Словесный стимул ассоциативно связан с разнообразными реакциями: восхищением, называнием, достижением, избеганием и другими». Основанием для подобного заключения явились как результаты собственных экспериментов Струпа, так и те теоретические позиции, с которых проводились попытки дать объяснение факту доминирования в скорости процесса чтения слов над процессом называния соответствующих словам объектов.
… терминов Т.В. Жеребило (ключевые слова — «субъективный лингвистический фактор текстообразования. Ключевые слова являются опорными «вехами» в … является терминологическим образованием, которое автор вводит для называния одного из новейших явлений в психотерапии и … КСТМ — изменение или формирование сочетаемостных «привычек» слова. На этот «фактор» работают различные механизмы сочетаемости, в частности, …
В 1965 году Дженсен подверг многочисленные показатели выполнения задачи Струпа, предложенные разными исследователями, факторному анализу. Результаты этого факторного анализа, основанные на тестировании 436 испытуемых, были вполне определенными, так что вращение основных осей по методу варимакс не внесло существенных изменений. Из всех показателей были выделены только три фактора, которые охватили почти 99% различий всех показателей. Первый фактор лучше всего обозначить как фактор цветовой трудности (color difficulty).
Он наилучшим образом отражается такими показателями, как t (НЦ)/t (ЧНЦч), t (ЧНЦч)/t (НЦ), t (НЦ)+t (ЧНЦч), которые связаны с ним очень тесно (r = 0,99), а с другими двумя факторами не имеют значимой связи (r
Второй фактор можно определить как фактор интерференции (interference).
ПОРЯДОК ВЫДАЧИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
… труда В настоящем подразделе приводится характеристика потенциально опасных и вредных факторов при выполнении технологических операций в вычислительном зале, лаборатории, операторском помещении и … процесса, операции); профессии работающих и их количество, место и условия выполнения работы (характеристика производственного оборудования и технологического процесса, продолжительность операций, основные …
Таким образом, на основании полученных Дженсеном результатов можно сделать вывод о том, что 1) использование в исследовании того или иного показателя затрагивает определенный (один из возможных, но не единственный) аспект процесса выполнения задачи Струпа, и 2) задача Струпа и связанный с нею эффект представляют собой многомерный феномен, который невозможно полностью объяснить на основе представлений о некотором единственном механизме.
Значение и применение эффекта Струпа
Довольно много времени прошло после того как впервые был проведён эксперимент Струпа, и исследователи имели прекрасную возможность рассмотреть его под совершенно разными углами. Они сравнивали результаты проходивших данный тест людей разных психических и физиологических состояний, возрастов и полов, вследствие чего смогли обнаружить определённые закономерности.
Мы же не станем приводить довольно объёмные результаты изысканий учёных или же их разные интерпретации, т.к. этому можно посвятить целую научную работу. Но всё же считаем нужным заметить, что эффект Струпа оказался феноменом очень неоднозначным, т.к. задействует немалое количество когнитивных механизмов.
Огромное внимание уделяется учёными уровню автоматизации некоторых простейших процессов, таких, к примеру, как прочтение слов. Вполне вероятно, что человек даже не вникает в суть текста, когда делает ошибку и произносит слово вместо того чтобы произнести цвет
Получается, что для максимально объективного описания эффекта Струпа все когнитивные процессы должны быть рассмотрены в комплексе, а это задача не из лёгких.
Учитывая также многомерность рассматриваемого нами эффекта, сфера, в которой он может применяться, довольно обширна. В настоящее время он взят за основу во множестве тренажёров и тестов, ставящих перед собой самые разные цели и направленных на решение задач различного характера. Например, в определённых ситуациях тренажёры и тесты могут быть направлены на отслеживание психофизического состояния испытуемых, а в других ситуациях – на отслеживание относительной степени их внимания.
С ростом популярности игр для мозга эффект Струпа стал использоваться в качестве основы для тренажёров развития когнитивной мобильности. Специалисты, использующие его, помогают людям учиться быстрее переключаться с выполнения одних функций на выполнение других, задействуя в порядке очерёдности разные отделы головного мозга, благодаря чему повышается его адаптивность и обеспечивается более эффективное выполнение задач разного характера. Кроме того, решение задач теста требует внимательности и включает память. Правда, в данном отношении все не так просто, ведь доказательств положительного влияния подобных тренировок на способности мозга здорового человека пока не так много. Но если вы стремитесь к развитию познавательных процессов, то как один из вариантов упражнения на основе теста Струпа можно рассмотреть. Они включены в наш бесплатный курс «Нейробика: тренировка и развитие мозга», присоединяйтесь.
Использование эффекта для развития мозга
IQ клуб модифицировал знания об эффекте Струпа в развивающие игры для детей. На сайте представлены следующие разновидности тренажеров:
Игры созданы специалистами своего дела, поэтому максимально адаптированы для детей: имеют необычный дизайн, яркое оформление, оригинальные условия. С их помощью развиваются внимательность, концентрация и подвижность интеллекта. Дети совершенствуют адаптационные навыки.
Модификации теста Струпа
Классический вариант эксперимента Струпа стал применяться в преобразованных формах. Так, Терстоун (1944) для изучения восприятия использовал 4 слова и цвета («красный», «зеленый», «синий» и «желтый»), черный фон карт, круги вместо квадратов на цветовых картах; Смит (1959) отказался от использования карты слов, а цветовую карту предложил заполнять не сплошными пятнами, а ‘X’-символами; Дженсен (1965) располагал стимулы на картах в случайном порядке, избегая повторений; Фрейзер (1963) создал дополнительную карту, на которой слова «черный», «желтый», «розовый» и «зеленый» были напечатаны шрифтом несоответствующих, но не конфликтных цветов: красного, коричневого, оранжевого и синего.
Историческая справка
Дж. Р. Струп является основоположником одноименного эффекта, который он выявил в 1935 году экспериментальным путем.
Разработки данной теории вели многие психологи и ученые всего мира, однако достоверные доказательства и максимально правильные результаты получил именно Струп. Именно поэтому годом появления эффекта стал 1935, хотя первые наработки в данной области появились еще в двадцатых годах.
Достоверность результатов, полученных Струпом, основывалась на правильном определении трех экспериментов:
Также эксперименты наглядно показали ученому, что доминирование теоретических знаний над практическими не является абсолютным. Человек способен приспосабливаться к окружающим условиям, поэтому эффект Струпа постепенно исчезал, а практическая деятельность подавляла теоретические знания.
Проведение аналогичных экспериментов у детей разных возрастов давало менее достоверные результаты. Эффект Струпа слабел с уменьшением возраста испытуемого и совсем не реализовался у детей, не умеющих читать.