В чем заключается работа туроператора
Менеджер по туризму
Менеджер по туризму — это специалист в отрасли туризма, который занимается организацией туристических поездок клиентов. В настоящее время это одна из самых востребованных профессий в индустрии отдыха и развлечений. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Менеджер по туризму воплощает наши мечты об отдыхе, который каждый из нас ждет с нетерпением. Со стороны кажется, что это самая романтичная и интересная профессия — праздник каждый день, возможность путешествовать в дальние страны по долгу службы.
Но это разные вещи — отдыхать самому или грамотно организовать беспроблемный отдых, который зависит от множества людей и обстоятельств.
Менеджер по туризму — обобщенное название профессии, которая является многофункциональной. Бывают специалисты-универсалы, которые умеют в одиночку организовать путешествие туриста от начала до конца, но чаще всего в туристических компаниях (туроператорах) практикуется разделение труда по специализации: менеджер по работе с клиентами, менеджер по бронированию билетов, менеджер направления, менеджер по оформлению виз и страховок, менеджер по организации делового туризма и т.д. С каждой из этих специальностей по отдельности может справиться и менеджер по туризму без опыта работы под руководством более опытного специалиста. В крупных компаниях организация поездки туриста напоминает работу конвейера: на каждом этапе организации тура к делу подключаются разные специалисты.
Специфика профессии
Функциональные обязанности менеджера по туризму зависят от того, где он работает: в туроператоре или в турагентстве. В туроператоре менеджеры занимаются разработкой и формированием туристических маршрутов, а в туристических агентствах, как правило, продают туры клиентам.
Обязанности менеджера по туризму, работающего в туроператоре:
В турагентствах работа менеджера по туризму заключается в следующем:
Существуют туристические компании, которые совмещают функции турагентства и туроператора.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Обучение на менеджера по туризму
Курсы
Колледжи
Обучение на менеджера по туризму в рамках специальностей «Туризм», «Менеджмент (по отраслям)» или «Менеджмент организации» (со специализацией «Туризм») представлены более чем в 20 московских колледжах, в том числе:
По окончании выпускники получают диплом с квалификацией «Специалист по туристическим услугам»
Место работы
Оплата труда
Зарплата менеджера по туризму на ноябрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Личные качества
Карьера
Начинающий менеджер по туризму может претендовать на должность помощника менеджера, в обязанности которого входит работа на телефоне или беседа с клиентами. В дальнейшем он может стать менеджером по работе с клиентами. Средняя зарплата менеджера по туризму складывается из фиксированной части и процентов. Специалисты с опытом работы от пяти лет, имеющие свою клиентскую базу, могут рассчитывать на вдвое большую зарплату. В будущем менеджер по туризму может стать заместителем директора турагентства и даже директором. Туроператоры дают более богатый опыт работы в туризме, чем турагентства. Здесь можно освоить все специализации профессии в организации тура от начала и до конца. При надлежащем старании и стремлению к освоению всеми секретами профессии, можно вырасти до позиции топ-менеджера, который фактически управляет туристским бизнесом и отвечает за увеличением прибыли предприятия, развитием и расширением рынка. В его обязанности входит подписание важных контрактов, ведение переговоров, проведение грамотной рекламной политики, маркетинговых исследований. Соответственно, высок уровень их зарплаты.
Высокий статус в туроператорах имеет travel manager (трэвел-менеджер) или координатор туров, в обязанности которого входит разработка индивидуальных и корпоративных туров. Они, как правило, должны отлично знать курортные места, отели, режимы въезда в разные страны, уметь работать со счетами, кредитными картами, бронировать отели и авиабилеты. Трэвел-менеджеры заключают договора с принимающей стороной, поэтому они обязан свободно владеть как минимум английским языком, иметь навыки подготовки коммерческих предложений и ведения переговоров, знать и выполнять правила делового этикета.
Элитными специалистами считаются также менеджеры по организации делового туризма, которым приходится иметь дело с бизнесменами, привыкшими к высоким стандартам обслуживания, четкости и пунктуальности, независимо даже от форс-мажорных обстоятельств.
Со временем многие успешные менеджеры, освоившие технологию продвижения туристических направлений от начала до конца, могут открыть свой собственный бизнес.
Российский новый университет — признан эффективным вузом. Входит в число 100 лучших вузов России. 182 бюджетных места. 58 образовательных программ. Общежитие на 670 мест. Отсрочка от армии. Государственная аккредитация до 2022 года.
Московский инновационный университет — открыт в 2016 году и входит в Консорциум инновационных высших учебных заведений России. Программы обучения: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Формы обучения: очная, очно-заочная и заочная. Государственный диплом. Отсрочка от армии. Студенты пользуются различными льготами. Широкий спектр международных программ обмена.
Туроператор
Туроператор (менеджер туристического оператора) – сотрудник организации, занимающейся разработкой туристского продукта. Он прорабатывает направления, продвигает готовый продукт на рынке услуг, решает конфликтные ситуации и с заказчиками, и с принимающей стороной. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Работа туроператора более престижная и высокооплачиваемая, чем деятельность туристического агента. Последний занимается реализацией готовых продуктов, первый – созданием. Туроператор является частью большого коллектива. Он может работать в кабинете или путешествовать, изучая новые маршруты, особенности стран, оценивая отели и экскурсии в рамках рекламных туров.
Это сфера идеально подойдет для людей-коммуникаторов, влюбленных в путешествия. Скучать не придется, ведь в течение дня необходимо сделать несколько десятков звонков, обсудить рабочие вопросы с коллегами. Некоторые туроператоры, что зависит от должностных обязанностей, за год успевают посетить множество новых стран.
Особенности профессии
Туроператор должен любить свою работу, он обязан быть красноречивым человеком, умеющим убеждать и располагать к себе собеседника. Крупные компании нанимают целый штат менеджеров, возлагая на каждого из них определенные обязанности: бронирование, общение с клиентами, ознакомление с рекламными турами. Компетентный туроператор самостоятельно может выполнить целый комплекс подготовительных работ:
Также туроператор вносит данные о турах в профильные базы и систематизирует их, общается с клиентами и принимающей стороной, купируя конфликтные ситуации. Несет ответственность за достоверность той информации, которую передает заказчику, и качество предоставляемых услуг. Он должен отлично знать основы экономики, маркетинга, бухгалтерии в сфере туризма, конфликтологии.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные личные качества
Готовый тур – это услуга под ключ, поэтому все должно быть организовано безупречно. Туроператор обязан быть очень общительным и позитивным человеком, который готов много трудиться и путешествовать. Важны активность, умение контролировать эмоции в любой ситуации, вежливость, а также инициативность, внимательность, аккуратность и педантичность.
Обучение на туроператора
Работодатели не требуют от молодых туроператоров высшего образования, поэтому можно окончить колледж или профильные курсы. Однако обучение в вузе позволит получить более глубокие знания и навыки, что в перспективе положительно скажется как на уровне оплаты труда, так и на скорость продвижения по карьерной лестнице. Обратите внимание на следующие программы бакалавриата, реализуемые на базе вузов:
В колледжах выбирайте направление подготовки «Туризм». В вузе срок обучения составляет 4 года или 4,5 для очной и заочной форм обучения соответственно. Колледж, поступить в который вы можете после 9 или 11 класса, придется посещать в течение 22-46 месяцев.
Как работают турагентства изнутри: основные понятия и принцип работы
Каждый из нас, планируя свой отпуск, сталкивается с необходимостью выбора – самостоятельное путешествие или через турагентство. Если с самостоятельным путешествием все понятно, то с тем, как работают турагентства, стоит разобраться. Это важно, чтобы не ошибиться с выбором фирмы, предоставляющей услуги.
Принцип работы турагентства
Давайте посмотрим на работу такой фирмы глазами среднестатистического потребителя. Обращаясь в турагентство, клиент рассказывает о своих предпочтениях – куда он хочет поехать, что ему нравится, когда он планирует свой отпуск и каким бюджетом располагает. Менеджер, в свою очередь, задает наводящие вопросы, чтобы как можно лучше понять предпочтения клиента. Когда общение с вопросами закончилось, специалист предлагает клиенту несколько вариантов – направлений, стран, отелей, которые клиент изучает и делает окончательный выбор, опираясь на рекомендации менеджера.
Когда выбор сделан, между клиентом и турагентсвом заключается договор о реализации турпродукта, вносится оплата. За несколько дней до вылета клиент получает пакет документов, необходимых для поездки, в который входит ваучеры, билеты и страховки, и в назначенный день отправляется в путешествие по приобретенной путевке.
Казалось бы, все просто, и вопрос о том, как работают турагентства, можно считать закрытым. Однако это только вершина айсберга, так как основная часть работы клиенту не видна. Прежде чем обращаться в фирму, следует узнать, как работают турагентства изнутри.
Подготовка
Для начала работы турагентства необходимо создать юридическое лицо, больше всего для этого подходит общество с ограниченной ответственностью, или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. В это же время необходимо выбрать систему налогообложения, больше всего подходит упрощенная система налогообложения «доходы минус расходы», что и выбирают большинство компаний и операторов. Достаточно сложно найти турагентства, работающие с НДС и общей системой налогообложения.
Когда первые шаги пройдены, компании необходимо заключить договоры с туроператорами, нюансы работы с которыми мы рассмотрим позже. Затем агентство должно арендовать помещение, в котором будет находиться его офис, оборудовать его мебелью и техникой, нанять квалифицированных специалистов. Конечно, если директор компании сам является специалистом в этой сфере, то будущий работник может быть и без опыта в туризме.
Как работать в турагентстве без опыта? Есть два варианта. Первый – иметь опыт в прямых продажах и выучить продукт (направления, страны, отели) в короткие сроки, при должном усердии это возможно сделать за несколько недель. Второй – иметь собственный опыт поездок заграницу, и чем этот опыт богаче, тем лучше – собственные впечатления и эмоции будут всегда лучше теоретических знаний о странах, но и в этом случае стоит почитать о нюансах путешествий и ознакомиться со списком востребованных отелей.
В конце концов, все придет с опытом, и, если директор действительно заинтересован в развитии турагентства, то как минимум раз в год должны организовываться инфотуры для работников – для личного ознакомления с отелями в России и за границей. Также для повышения квалификации следует посещать семинары и вебинары туроператоров, чтобы всегда быть в курсе последних новостей туризма и популярных направлений. Полная ясность о том, как работает турагентство, принципы и схемы взаимодействия с туристами и туроператором придет в течение нескольких месяцев.
Начало работы, заключение договора
Когда все готово к работе, турагентство открывается и ищет своих первых клиентов. Опустим работу маркетингового отдела и перенесемся к моменту, когда клиент уже пришел в офис. Как мы разобрались выше, турагент проводит консультацию с клиентом, выясняя его предпочтения и подбирая оптимальный вариант для отдыха. После того, как клиент определяется с выбором и происходит момент продажи, начинается техническая часть.
Клиент предоставляет турагенту заграничные паспорта для приобретения тура в другом государстве или общегражданские для отдыха в родной стране (паспорта клиенту возвращаются, турагенту достаточны лишь их копии), после чего обе стороны подписывают договор, в котором обозначены условия работы турагентства с клиентом, прописаны все параметры приобретаемого тура и сроки его оплаты. Договор заключается между турагентом и клиентом, однако следует упомянуть сроки: клиент – это покупатель турпродукта, но также в договоре имеется список туристов – тех людей, которые принимают участие в поездке и за интересы которых отвечает покупатель. Покупатель может быть одним из туристов или же просто приобретать тур для других людей.
Бронирование
После заключения договора турагентство бронирует выбранный клиентом тур у туроператора. Здесь нужно пояснить, что это такое, чем он отличается от турагентства и как работает турагентство с туроператором.
Туроператор – это поставщик туристических услуг, он заключает договоры с отелями, трансферами, авиакомпаниями, страховыми и другими компаниями, формирует пакетные туры и продает их через агентства, так как, по закону, сам продавать их в розницу не может. Турагентство же является посредником между туроператором и туристом, агент лишь предлагает сформированные туроператором предложения клиенту, предоставляет всю необходимую для поездки информацию, бронирует тур и передает пакет документов.
Итак, заключая с клиентом договор на реализацию туристского продукта и принимая оплату, агенство начинает бронировать выбранный тур в онлайн-системе оператора, внося данные паспортов всех туристов. В течение времени (от нескольких минут до трех рабочих дней) туроператор предоставляет агентству подтверждение тура – отель забронирован, места в самолете и на трансфере тоже. Агентство передает эту информацию путешественнику. Осталось дождаться только документов для совершения поездки, которые выписываются за несколько дней до вылета.
Оплата
В большинстве случаев клиенту неудобно заплатить за тур полностью, и хотя в договоре, утвержденном министерством туризма, прописаны сроки оплаты тура в течение трех рабочих дней, существуют системы рассрочки.
Турагентства, работающие в рассрочку, не редкость. Самый простой способ оплатить покупку не единовременно – это запросить у компании график платежей, который предоставляет оператор. У каждого оператора графики платежей по туру разные, но в среднем выглядят примерно так:
Конечно, если клиент приобретает тур менее чем за две недели до вылета, то, скорее всего, агент попросит его оплатить тур полностью в день заключения договора. Это относится и к так называемым горящим или отказным путевкам. Свои нюансы есть и при покупке тура по акции раннего бронирования – полностью оплатить его в данном случае необходимо до окончания акции, независимо от того, сколько времени осталось до начала тура.
Рассрочка
Большой популярностью пользуется приобретение тура в рассрочку с картой «Халва». Список турагентств, работающих с «Халвой», достаточно большой, и каждый турист может подобрать что-то для себя. Например, Tez Tour дает рассрочку по карте на три месяца, Anex tour от одного до четырех месяцев, Pegas от двух до четырех месяцев или сразу на полгода. Продолжать можно долго, актуальных партнеров и сроки предоставления рассрочки лучше всего уточнить на официальном сайте «Халвы».
Выдача документов для совершения поездки
После того, как тур забронирован, подтвержден и оплачен, клиенту остается дождаться дня, когда документы, которые будут необходимы ему для путешествия, будут выписаны и доступны для печати. Обычно об этом сообщает турагентство.
До этого момента турист может обращаться в компанию по различным вопросам, связанным с его путешествием, в том числе может расспросить своего менеджера, как работает турагентство, чтобы знать все тонкости и нюансы своей поездки.
Обычно документы на вылет доступны за три-десять дней до начала тура. Это зависит от туроператора – кто-то выписывает документы быстрее, кто-то строго за определенное время. Также выписка документов зависит от рейсов, на которых полетит турист. Если рейсы регулярные, то обычно билеты выписываются быстрее (но и стоить такой тур будет дороже, и заплатить нужно будет быстрее), если же рейсы чартерные, то билеты выписываются за 3-4 дня до вылета.
Что еще делает турагентство?
На этом обязанности компании по договору заканчиваются, турист совершает поездку, где за качество предоставляемых услуг несет ответственность туроператор. Он или его представители предоставляют все ранее забронированные услуги – перелет до страны назначения, трансфер из аэропорта в отель, проживание и питание в отеле, медицинская страховка и другие. Однако, если турагентство заботится о своих клиентах и хочет, чтобы клиенты стали постоянными, информационное сопровождение происходит до возвращения туристов из путешествия. Турагент извещает путешественников об изменениях времени вылета, помогает решать вопросы на отдыхе со страховкой, если требуется, а по возвращении интересуется мнением людей об отдыхе и договаривается о следующей встрече.
Таков принцип работы турагентства. В разных фирмах он несколько различается, но это уже зависит от ответственности и инициативы специалистов и директора.
Покупать у оператора или агентства?
Как было сказано ранее, операторы не имеют права продавать в розницу туры, которые они сформировали. Но на сайтах операторов есть поиск путевок для физических лиц, можно выбрать и купить тур. Что удобнее?
Покупая тур на сайте оператора, вы подаете заявку и заключаете договор-оферту с фирменным офисом – агентством, работающим под именем (франшизой) туроператора. Однако, выбирая тур на сайте только одного оператора, вы ограничивайте себя в выборе, так как, выбирая тур в агентстве, вы ищете его в базе сразу нескольких туроператоров и выбираете то, что вам подойдет.
Как выбрать агентство?
Если все турагентства во многом схожи, то какое же выбрать? Вопрос неоднозначный, для каждого будет свой ответ в зависимости от личных предпочтений. Рассмотрим основные критерии.
Во-первых, обратите внимание на то, где находится офис турагентства (на транспортную инфраструктуру и удаленность учреждения от центра), чтобы до него было удобно добираться. Посмотрите на здание, в котором находится офис фирмы. Если компания располагается в старом торговом доме, на цокольном этаже или на рынке, то это признаки плохого турагентства – непонятно, на чем еще оно может сэкономить. Входя в офис, ориентируйтесь на звук, запах и свет – все это показывает, насколько компания сориентирована на своих клиентов. В целом осмотрите офис лучше – на состояние ремонта, обстановку, чистоту, сотрудников.
Во-вторых, не стесняйтесь задавать турагенту больше вопросов. В зависимости от того, как вам будут отвечать, вы сможете составить собственное мнение о том, как в дальнейшем будут с вами работать в случае, если возникнет сложная ситуация.
Перед выбором турагентства поинтересуйтесь у своих знакомых, родственников, коллег и друзей. Возможно, их опыт поможет вам определиться и сделать правильный выбор. Ознакомьтесь с отзывами на сайтах, городских форумах и справочниках. И помните: красивый сайт турагентства не всегда является показателем его успешности и добропорядочности, исследуйте независимые источники.
Если вас интересует какое-то одно конкретное направление, то не стоит искать турагентства, работающие с Турцией или с какой-либо другой страной. Большинство компаний работают со всеми направлениями сразу, чтобы не упускать клиентов. Им будет невыгодна специализация только на одной стране или части света. Да, существуют туроператоры, работающие с одной или двумя странами, но это, скорее, является исключением.
Стоить помнить, что о профессионализме компании говорит ее многопрофильность и качественное обслуживание. Первоклассные турагентства, работающие с Черногорией или Турцией, должны на должном уровне оформить вам путевку в любую точку земного шара.
Выводы
Путешествовать ли с турагентством – личный выбор каждого. Кто-то предпочитает самостоятельно планировать свой отдых, но плюсы отпуска с определенной фирмой очевидно есть.
Обращаясь к квалифицированным специалистам, вы освобождаете себя от поиска самых дешевых билетов, подходящего места размещения, надежной страховой компании и безопасного трансфера. Обращение в турагентство экономит ваше время, а грамотный специалист всегда найдет лучший вариант и ответит на все вопросы. Не нужно бесконечно искать информацию в интернете или на горячих линиях каждого из поставщиков забронированных вами услуг. Несомненным преимуществом является и возможность оплаты тура в рассрочку, согласно графику оплат туроператора или с помощью карты «Халва».
Все о профессии менеджера по туризму: от получения специальности до карьерных перспектив
Только за первые три квартала 2019 года россияне совершили более 37 миллионов зарубежных поездок, что почти на 7% больше, чем за тот же период 2018 года. Рынок внутреннего туризма также растет. Большинство туристов предпочитают организовывать свой отдых через турагентства, поэтому профессия менеджера по туризму становится все более востребованной.
В чем заключается работа менеджера по туризму?
Менеджер по туризму – сотрудник туристического агентства или частный специалист, который занимается подготовкой и обеспечением отдыха клиентов. Он может работать только по одному направлению туризма (региону, стране) или по нескольким.
Менеджер по туризму помогает клиентам подбирать и оформлять пакетные туры и приобретать отдельные туристические услуги (бронировать билеты на самолеты и поезда, номера в гостиницах, получать визы, покупать страховые продукты и т. д.). Он оказывает туристам информационную и иную помощь на протяжении всего отдыха, в том числе в чрезвычайных ситуациях (например, когда нужно получить медицинскую помощь в другой стране по туристической страховке). Поэтому специалисту нужно постоянно быть на связи не только с отдыхающими, но и с и представителями отелей и компаний-перевозчиков, гидами-экскурсоводами и другими специалистами, занятыми в сфере туристических услуг.
Работа менеджера по туризму связана с взаимодействием с людьми в режиме 24/7, так как отдыхающие в других городах и странах из-за разницы во времени могут писать или звонить и ночью, и в выходные. Нередко возникают стрессовые и конфликтные ситуации. Но и плюсов у профессии немало. Менеджеры турагентств регулярно ездят в бесплатные промо-туры для знакомства с направлением, которое будут продавать клиентам, с новыми отелями, экскурсиями. Они получают внутрикорпоративные скидки на отдых, могут подбирать лучшие предложения туроператоров для себя, своих близких. Менеджеру по туризму легко набрать базу клиентов, потому что большинство людей ездят в отпуск регулярно и советуют хорошего специалиста родственникам, друзьям, коллегам. Немаловажным плюсом профессии является и возможность работать удаленно, из дома – как частным турагентом, так и сотрудником туристической компании.
Какими профессиональными компетенциями должен обладать менеджер по туризму?
Где учиться на менеджера по туризму и за сколько можно получить образование?
Если у вас есть любое высшее или среднее профессиональное образование или вы учитесь на старших курсах, вы можете поступить на менеджера по туризму в Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки». Обучение ведется по программе профессиональной переподготовки. Вы получите новую квалификацию всего за 6 месяцев:
Квалификация: Менеджер по организации и предоставлению туристских услуг