В чем заключается работа звеньев трассировщика угломерщика пикетажиста
Расскажите о работе звеньев трассировщика и угломерщика изыскательской партии.
Сотрудники изыскательской партии изучают материалы дорожно-экономического обоснования, где указаны пункты, через которые должна пройти дорога, категория дороги, сроки начала и окончания строительства, стоимость работ. На основании данных ТЭО по топографическим картам масштаба 1:25 000 и 1:10 000 изучают положение ранее намеченной трассы, устанавливают ширину полосы местности, где нужно проложить два или три конкурирующих варианта трассы.
В процессе полевых работ обследуют на местности конкурирующие варианты и устанавливают окончательное положение трассы. На участках, где нет сомнений в прокладке трассы, ее положение принимают по топографической карте. Проложение трассы на местности начинают с полевого обследования. Эту работу выполняет звено трассировщика в составе начальника партии, инженера-геолога, старшего техника и нескольких рабочих, применяя вешки, топоры, пилы, лопаты и другие инструменты.
Начальник изыскательской партии с инженером-геологом проходят по выбранному по карте направлению и оценивают на местности принятые в камеральных условиях решения. Инженер-геолог дает рекомендации по геологическому строению с учетом геологических карт местности. После этого уточняют на местности фиксированные точки и оценивают действительное положение трассы с учетом реальных контурных препятствий. Трасса должна проходить по возможности по сухим местам, в обход участков с неблагоприятными грунтовыми условиями.
Начало трассирования осуществляют с контрольных точек. В равнинной открытой местности направление линии фиксируют постановкой вехи по створу на видимый ориентир.
В лесистой местности при сложном холмистом рельефе прокладывают магистральный ход, который изучают, и после вносят коррективы в план и продольный профиль. В сложных условиях горной местности вдоль магистрального хода выполняют тахеометрическую съемку, по построенному плану намечают положение трассы.
Начало трассы закрепляют на местности при помощи колышка-«точки», который забивают вровень с поверхностью земли, и колышка-«сторожка», находящегося рядом с точкой на расстоянии 20 см. На сторожке надписывают название данной точки и ее пикетажное положение. Начало трассы также закрепляют тремя выносными столбами, врытыми в землю, с указанием расстояния и азимутов от точки до столбов. Сверху их затесывают на конус, а с лицевой стороны делают срез для надписи. Створ по прямой линии закрепляют осевыми столбами в пределах видимости одного знака от другого примерно через 500-1000 м.
Строй-справка.ру
Отопление, водоснабжение, канализация
Навигация:
Главная → Все категории → Проектирование дорог
Звено угломерщика, который обычно является помощником начальника партии, провешивает трассу по выбранному и указанному направлению. В звено угломерщика включают двух рабочих для вешения линии и переноски инструмента.
В залесенной местности добавляются 1—2 рабочих для рубки визирки.
Вешение ведется «на себя» по теодолиту.
Возможность применения кривой радиуса принятой величины должна быть проверена по местным условиям. Для этого определяют положение на местности начала, конца и середины кривой и некоторых промежуточных точек, наиболее приближающихся к препятствиям на местности. Кроме того, должна быть проверена достаточность расстояний до вершин смежных углов для размещения тангенсов.
Если радиус более 3000 м применить нельзя, угломерщик должен проверить, нельзя ли разместить кривые, изменив положение вершин углов. Перенос вершин в точки А’ и В’ уменьшает величины углов и увеличивает расстояние между вершинами. Если это оказывается невозможным, должны быть перетрассированы смежные прямые или применены кривые меньших радиусов. При кривых радиуса 2000 м и менее должна быть учтена необходимость размещения переходных кривых. Целесообразность применения радиусов менее 3000 м должна быть обоснована технико-экономическими расчетами. Значения наименьших радиусов кривых для дорог разных категорий приведены в приложении 1. В практике проектирования трасс в высокогорной местности могут быть случаи, когда для лучшего вписывания трассы в рельеф местности целесообразно применить переходные кривые с разными параметрами.
Рис. 1. Изменение положения вершин углов для размещения кривых требуемого радиуса
Рис. 2. Сопряжение прямых круговой кривой
Рис. 3. Схема сопряжения прямых двумя преходными кривыми:
а — симметричной биклотоидой; б — несимметричной биклотоидой; в — сопряжение двух прямых двумя биклотоида-ми с кривизной в разные стороны
Проверяют размещение поперечных профилей дороги в самой узкой части серпантины М\М2 (рис. 173, разрез II—II);
Спроектированная на плане в горизонталях серпантина должна быть перенесена на местность. Для этого должны быть вычислены углы 6i и 62 (см. рис. 173); расстояние от вершин углов сопрягающих кривых до вершины угла поворота Ох и нового центра О2 основной кривой серпантины может быть получено измерением прямых М1О1; M)02; М20\ и М202; остальные элементы должны
Рис. 4. Разбивка серпантины
Пикетажное значение остальных точек получается при последовательном прибавлении длин элементов серпантины к пикетажному значению начала кривой
Определенная камерально трасса серпантины должна быть перенесена на местность и по ее точкам пронивелирована. На всех точках должны быть сняты поперечники и на них нанесена проектная линия. Поэтому расчеты всех элементов серпантины выполняют во время подробных технических изысканий.
Направления прямых определяют азимутами или румбами. Так как магнитная стрелка буссоли указывает магнитный меридиан, для вычисления румба необходимо знать склонение магнитной стрелки. Величины склонения обычно указаны на топографических картах крупного масштаба. Их можно также получить путем привязки к триангуляционным знакам, непосредственным измерением на местности при помощи теодолита, днем по солнцу или ночью по Полярной звезде. Истинный азимут определяют методами, изложенными в курсах геодезии.
Углы поворота измеряют теодолитом одним полным приемом с перестановкой лимба между полуприемами примерно на 90°. При измерении углов рекомендуется для контроля работы пикетажиста измерять протяжение линии по дальномеру, устанавливая рейку на месте будущей стоянки теодолита.
Все вершины углов поворота, а также начальная и конечная точки кривой должны быть закреплены и привязаны к постоянным точкам на местности. Схему закрепления зарисовывают в журнале измерения углов. Положение начальной точки на существующей дороге вне населенного пункта закрепляют не менее чем двумя столбами, врытыми в землю по обе стороны точки, и расстоянием (плюсом) положения точки от предыдущего километрового столба по километражу существующей дороги. Вершины углов поворота закрепляют точкой, которую привязывают к кольям, забитым в створе провешенных линий на их продолжении на расстоянии до 20 м. Во избежание повреждений точки окапывают конусом земли или засыпают грудой камней.
Рис. 5. Элементы закрепления трассы:
1 — столб; 2 — существующая дорога; 3 — трасса
Позднее пикетажист заменяет эти колья прочно врытыми в землю столбами с надписью. Закрепительные столбы рекомендуется устанавливать на таком расстоянии от трассы, чтобы они не могли быть повреждены при строительстве дороги.
При развитии линии в горной местности угломерщик должен проверить, можно ли нанести проектную линию с допускаемыми уклонами, учитывая необходимость смягчения уклонов на кривых.
Рис. 6. Увязка трасс
В местах пересечения двух трасс должна быть забита точка и измерен угол между ними. Точность установки теодолита в створе двух трасс должна быть такой, чтобы разность измеренных углов а—р отличалась от 180° не более чем на ±0“2,5’. Должно быть определено расположение точки пересечения на пересекаемой трассе, для чего по ней производят промер в обе стороны до ближайших пикетов.
При примыкании трассы к начальной или конечной точке хода другой партии измеряют угол примыкания и сверяют вычисленный румб первой прямой (пикет № 0 — угол № 1) ранее проложенной трассы с его значением, определенным при прокладке этого хода, и вычисляют плюс конца кривой примыкания по пикетажу обеих трасс.
Для ведения работ угломерщик, кроме теодолита и журнала для измерения углов и зарисовки схем закрепления их вершин, должен иметь свисток и красный флажок с площадью полотна 0,5X0,5 м2 для сигнализации вешилыцику, а также рулетку для промера базисов и расстояний от закрепляемых точек до предметов на местности. Для связи между угломерщиком и вешилыци-ками очень удобен электрический ручной мегафон.
Трасса должна быть привязана к триангуляционным пунктам, что может быть выполнено несколькими способами:
— непосредственно — измерением расстояний и углов хода до триангуляционной точки и угла примыкания хода к линии, соединяющей смежные триангуляционные пункты с известными координатами;
— косвенно — путем измерения углов с любой точки к трем видимым с этой точки триангуляционным пунктам;
— косвенно — путем измерения углов направлений на два триангуляционных пункта с двух точек трассы с вычислением координат методами, описанными в геодезии.
Навигация:
Главная → Все категории → Проектирование дорог
ДОКУМЕНТЫ, СОСТАВЛЯЕМЫЕ ПРИ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗЫСКАНИЯХ
В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ
В полевых условиях осуществляют геодезические работы на местности и частичные вычислительные работы. Ежедневно после возвращения с трассы на стоянку все звенья сопоставляют свои полевые документы. Звено пикетажиста ежедневно участвует в камеральной обработке своих документов. При рассмотрении линейных промеров трассы пикетажист сообщает трассировщику о своих замечаниях по трассе, в частности о случаях, когда расстояние между углами поворота оказалось недостаточным для размещения переходных кривых, о местах приближения трассы к строениям или сложным участкам местности; с угломерщиком сверяет элементы разбивки кривых в плане для составления ведомости углов поворота, прямых и кривых; с нивелировщиком сопоставляет плюсы характерных точек, подлежающих продольному и поперечному нивелированию, сообщает ему данные о поставленных реперах; с геологом увязывает места, неблагоприятные в геологическом и гидрогеологическом отношении, с привязкой к пикетажному положению трассы.
Обработку материалов по прокладке и изменению трассы завершают составлением чертежей плана автомобильной дороги, продольного и поперечного профилей. Все чертежи на новые и реконструируемые дороги выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 21.511-83 ’’Автомобильные дороги, земляное полотно и дорожная одежда”.
Составляют ведомость отвода земель с указанием землепользователей. На план автомобильной дороги наносят границу отвода земель с применением условных знаков.
В результате обработки журналов нивелирования составляют продольный профиль автомобильной дороги. Продольный профиль вычерчивают на отдельных листах миллиметровой бумаги. На основании геологических обследований наносят графический грунтовый разрез и ориентировочно проектную линию продольного профиля.
Начальник изыскательской партии анализирует качество нанесения проектной линии на данном участке продольного профиля. В местах, где требуются значительные продольные уклоны и большие объемы работ, где устойчивость земляного полотна вызывает сомнения, особенно на участках косогоров, болот, слабых оснований, назначают варианты обхода этих участков ка к в плане, так и в продольном профиле. На план наносят все варианты, трассы как проложенные на местности, так и намеченные камерально.
В проектных организациях окончательно решают вопрос выбора варианта трассы и составления продольного профиля на этих участках.
Поперечные профили земли снимают в характерных местах трассы и вычерчивают на листах миллиметровой бумаги (основной масштаб 1:200, допускается масштаб 1:100). Поперечные профили земли необходимы для проектирования земляного полотна, водоотвода, подсчета объемов земляных работ.
Журналы съемок сложных мест обрабатывают и составляют в системе координат в горизонталях. Сечение горизонталей зависит от масштаба съемки. На план наносят линию трассы принятого варианта, для мостового перехода наносят гидростворы. При съемке бассейнов водотоков устанавливают границы бассейнов, отметки водоразделов, тальвегов с указанием уклонов. Оформляют документы съемки небольших карьеров дорожно-строительных материалов и резервов грунта. Составляют план месторождения в масштабе 1:1000 со схемой привязки к трассе. Для выполнения камеральных работ формируют группу по обработке полевых документов и составлению чертежей.
КОНТРОЛЬ И НОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕВЫХ
РАБОТ
По работам изыскательской партии составляют рабочий проект и сметы на строительство автомобильной дороги. В процессе полевых геодезических работ выполняют систематический контроль за работой приборов и ведением журналов измерёний. Правильность трассирования руководитель партии проверяет визуально с помощью полевого бинокля и выборочной проверкой по приборам с определением азимута и румба линии, с увязкой по углам поворота трассы. Все элементы трассы в плане, продольном и поперечном профилях должны соответствовать нормам СНиП 2.05.02-85.
Для проверки правильности промера линии используют дальномер угломерного инструмента, осуществляя контрольный промер 1 км из каждых 10 км трассы. Этим самым устанавливают точность измерений, которая не должна выходить за пределы допустимой 1/1000 длины трассы. Точность измерения углов поворота проверяют по точности применяемого прибора, а также с привязкой к триангуляционным пунктам. Контроль нивелирования производят с постраничным контролем журнала нивелирования и с привязкой отметок к постоянным реперам. Работу первого нивелира проверяет ежедневно второй.
Начальник партии сверяет полевые журналы угломерщика, пикетажиста, нивелировщика, съемщика планов и других исполнителей. В ходе проверки руководитель партии делает замечания в журналах с последующей проверкой их выполнения. Правильная камеральная обработка материалов полевых работ оказывает большое влияние на составление проекта дороги. Недостаточно полный объем полевых документов для сложных участков местности может отразиться на стоимости дороги. Полевые работы и документы периодически проверяют представители проектной организации. Все контрольные проверки производят исполнители в присутствии проверяющего лица с последующей записью в полевых журналах. Контролируют качество ведения документации, соблюдение требований действующих инструкций и наставлений по производству определенного вида полевых работ. Проверяют надежность закрепления трассы столбами и количество реперов. В процессе выполнения камеральных работ контролируют качество заполнения всех ведомостей, оформление графической части. С результатами проверки знакомят руководителей звеньев, начальника партии, составляют письменное заключение.
По завершении изыскательских работ все материалы полевой и камеральной обработок представляют специальной комиссии. Комиссия осматривает в натуре проложенную на местности трассу, сопоставляет с ней основные представленные документы, проверяет выполнение полевых работ в отношении их полноты, качества и соответствия техническим условиям. Комиссия имеет право потребовать прокладку дополнительных вариантов на сложных участках местности. Приемку оформляют подробным актом, в котором приводят краткое описание трассы, и прикладывают схему проложения трассы со всеми вариантами.
Каковы назначение и состав подробных технических изысканий? 2. В чем заключается работа звеньев трассировщика, угломерщика, пикетажиста? 3. Как проводится нивелирование трассы? 4. В чем заключаются почвенно-грунтовые и геологические обследования вдоль трассы? 5. Как осуществляется контроль выполнения технических изысканий?
c 9 до 18 по рабочим дням: +8 (495) 410-22-37
Работу звена трассировщиков, возглавляемого начальником партии (отряда) или его заместителем, организуют следующим образом. Теодолит устанавливают в начальной точке трассы и приводят в рабочее положение. Устанавливают начальное направление трассы по характерным ориентирам на местности или с помощью буссоли теодолита по магнитному азимуту. Выставляют веху на возвышенном месте в пределах прямой видимости и производят вешение «на себя», выставляя вехи через каждые 80—100 м. Затем теодолит переносят на первую станцию, ориентируют на начало трассы и переводом трубы через зенит при двух кругах теодолита выставляют вторую станцию, после чего вновь осуществляют вешение «на себя» и т. д. до первого угла поворота трассы. Каждую станцию закрепляют надежными точками и сторожками, на которых надписывают соответствующие номера станций. Взамен установленных вех, на местности оставляют деревянные «заменки» — ошкуренные в шахматном порядке приблизительно 2-метровые стволики молодых деревьев или используют для этой цели деревянные отходы столярных мастерских. Для изготовления заменок специальную рубку молодых деревьев не производят, а используют оставшийся материал после прорубки просек в ходе трассирования.
Углы поворота трассы измеряют одним полным приемом с записью отсчетов в специальный угломерный журнал. Углы поворота трассы обозначают на местности надежными точками и сторожками, на которых надписывают номер и величину угла поворота, а также назначенную величину радиуса кривой, которые в дальнейшем использует звено пикетажистов для расчета параметров закругления и определения пикетажных значений главных точек трассы.
«Наставление пикетажисту при изысканиях автомобильных дорог»
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
28 сентября 1956 г.
НАСТАВЛЕНИЕ ПИКЕТАЖИСТУ
ПРИ ИЗЫСКАНИЯХ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
АВТОТРАНСПОРТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
§ 3. В задачу пикетажа входят: измерение горизонтального пр и ложен и я линии по заранее определенному и провешенному направлению ; закрепление и змеренно й линии на местности; съемка (зарисовка) ситуац и и п р и трассово й полосы.
§ 4. Пикетаж линии осуществляется звеном под руководством старшего техника-пикетажиста, н аз н ачаемого из состава изыскательской партии. В сложных условиях пикетажистом назначается инженер.
§ 5. Обязанности пикетажиста. Пикетажист про и зводи т п и кетаж трассы (по основному ходу и вариантам), а также измеряет баз и сы для определения неприступных расстояний и планового обоснования при съемках пло щ адей, привязоч ны е хода к пунктам государственной геодезической опорной сети и выносным знакам закрепле н ия трассы, живые сечения тальвегов, мор ф оствор ы и гидростворы при и зысканиях мостовых переходов.
Кроме того, в обязанности пикетажиста входят:
а) приемка инструмента и наблюде н ие за его хранением (см. § 7 );
б) организация заготовки пикетных кольев, закрепительных столбов и реперов (через завхоза партии);
в) ведение пикетажного журнала и ежедневная сверка его с журналами других видов работ;
г) сбор да н ных по землепользованию, сносу строений;
е ) камеральная обработка материалов.
Пикетажист также выполняет отдельные поручения начальника партии.
Общую ответственность за закрепление трассы несет пи кетажист.
А. Геодезические инструменты
для промера линии
Б. Ш а нц е в ы й инструмент и и мущест во
По п отреб н ост и
Основным инструментом пикетажиста является стальная измерительная двадцатиметровая лента с комплектом шпилек.
При получении со склада новых лент по документам склада (геокамеры) проверяется наличие клейма Государстве н ного метрологического учреждения о проведе нной п роверке ( к ом п ар и рова нии ) лент.
Старые клепа н ые ленты разрешается применять при у с лов и и и х проверки и только в том случае, если лента состо и т н е более чем из трех частей.
Проверяется также исправн о сть металлического кольца, на которое наматывается лента, и правильность ввертыва н ия и закрепления стопорных винтов.
У рулеток проверяется общая длина и прав и льность всех сантиметровых делений. Данные проверки лент и рулеток выписываются на первой стран и це пикетажного журнала.
Рис. 2. Разматыван и е ленты
Инструмент необходимо содержать в чистоте. Перед навертыванием на кольцо ленту необходимо очищать от грязи. Сталь подвержена ржавчине, поэтому при работе в сырую погоду необходимо по возвраще н ии на стоянку немедленно развернуть мерную ленту (рулетку), тщательно вытереть ее и промазать. Промазку керосином (машинным маслом, вазел и ном) необходимо время от вре м ен и повторять также и при длительном сроке хранения.
Т есьмя ны е рулетки легко портятся от влаги, поэтому мокрую тесьму надо перед свертыванием в кобуру тщательно вытереть, а затем при первой возможности выт ян уть из кобуры и развесить в теплом помещении или на воздухе в сол н еч н ую погоду для просушки.
§ 10. Рабочее звено (бригада) для производства пикетажа организуется в следующем составе:
и з них один совме с тно с рабочи м IV разряда промеряет линию лентой, другой забивает пикетные колья и третий подносит колья на трассу, окапывает их или окучивае т камнями.
В случаях производства ватерпасовки (см. § 22) добавляется один рабочий III разряда.
Пр и работе в лесу (по готовой просеке, проложен н ой при трассировании) бригада пополняется одним рабочим III разряда для заготовки пикетных кольев на месте.
Кроме того, по условиям техники безопасности добавляются рабочие в количестве, зависящем от обстановки :
Звено по закреплению трассы (см. § 6) состоит и з двух-трех рабочих, имеющих топор, пи лу, 2 лопаты, лом, 3 вешки, ш нур и спе ци альные колья с н асаженным и на них обрезками железных труб (см. § 29).
Пикетные колья разделяются на «точки» и «сторожки». Точки предназначены для постановки на н их реек при нивелировании трассы, для чего они долж н ы и меть ров н ую горизо н таль н ую поверхность. На сторожках де л а е тся зат е с для н адписи.
Размеры закрепительных знаков показаны на р и с. 4, а и б.
§ 14. Связь пикетажиста с трассировщиком, у гломер щ ико м и нивелировщиками осуществляется путем оставления зап и сок на заме нк ах.
§ 15. Пик е таж и ст еже дн евно веде т п оле в о й табель своих работ, куда за н осит сведе н и я о характере и объеме продела н ной работы, а также о рабоч и х и исполь з о в анном транспорте.
С рав н е ни е р е зультатов обоих промеров в едется от од н ой вершины угла до другой, но от н юдь н е по пикетам, которые при контрольном промере плюсуются как промежуточ н ые точки.
§ 19. Промер л и нии ведется двумя рабочими в следующе й последовательности:
в) по мере продвижения по и змеряемой линии передний рабочий ставит шпильки, а задний собирает их на кольцо;
д) задний рабочий вынимает поставленную шпильку из в ыреза своего конца ле н ты, идет к переднему рабочему и передает ему свои пять собранных шпилек, после чего возвращается к. заднему концу ленты. Передний рабочий берет свой конец ленты и протягивает ее дальше;
е) последняя шп и лька, поставленная первым рабочим, с ни мает с я и заме н яется пикетной «точкой» после того, как будет око н чат е льно поставлена следующая шпилька;
ж) есл и рабоч и м приходится отойти от ленты (при поперечных промерах), то они оставляют воткнутые шп и льк и в своих концах ленты, а собранные кладут рядом на землю.
§ 20. Пик е тажист разрешает протягивать ленту не раньше, чем будут записаны в се необходимые данные и сдела н ы все требующиеся привязки и поперечные промеры.
Поправка за угол наклона вводится при уклонах местности более 3°, по формуле , где:
Табл и ца поправок дана в приложении 2.
При пользовании эклиметром измерение углов наклона производит сам пикетажист по схеме, показанной на рис. 5.
Р и с. 5. Схема измерен и я углов наклона эклиметром:
Пр и определении длины ли н ии по дальномеру поправка за наклон л и нии подсчитывается по формуле:
Р и с. 6. Схема измерения лин и й горизонтальными уступами:
Пр и измерении ли н ий этим способом отвес совмеща е мся с высотой треугольника. Вешки устанавл и ваю т ся вертикально по круглому уровню или отвесу.
При п е ресечен и и водотоков и в одоемо в «плюсы» обрисовывают контур живого сече н ия с выделе н ием русла и урезов воды. Промер глубины воды через каждые 5-1 0 м для обрисовк и дна при малых глубинах про и зводится од н овременно с промером ли н ии; п ри з н ач и т е ль н ых глуби н ах выделяется спец и аль н о е зве н о для пром е ра глубин с лодки; такой промер обыч н о осу щ ествляется после прохода реки пикетажистом.
Рис. 7. Разб и вка живого сечения
При косом пересече н ии тальвегов пикетаж и ст разбивает н евдалеке от трассы нормаль н ое живое с е че ни е с закреплением его кольями по схеме, изображе нн о м на рис. 7. Ко н цы живого сечения привязываются промером по перпендикуляру к трассе.
При пересечении болот плюсуются и х края. Зондировка про и зводится геологом.
Плюсуются также пересекаемые трубопрово д ы, кабели, линии воздушных передач и т.п.
Замер углов треугольников производится при трасс и ровании теодолитом; базисы измеряются угломер щик ом лентой и л и дальномером повышенной точности. Записка с необходимыми данными (величины замеренных углов, б азисов и аналитический подсчет неприступного расстояния) оставляется угломерщиком у начала препятств и я.
Начало и конец неприступ н ого расстояния обозначаются угломерщиком забитыми колышками с соо т ветствующ и ми н адп и сями. Пикетажист, дойдя с промером до неприступного расстояния и прочитав записку, произ в одит второй промер базисов и проверяет вычисления по определению н еприступного рас с тояния.
а) параллельный снос лини и с построением двух перпендикуляров к трассе;
б ) построение равностороннего или равнобедренного треугольника.
Рис. 8. Обход препятствий
П и кетажист использует обноски для точно й съемк и ситуации, а также для привязки и обмера строен и й.
На закруглениях (при поворотах дороги) промер выносится на ось проезжей части; пр и этом пер е ход осуществляется по перпендикулярам, разбиваемым эккером или рулеткой (способом «египетского треугольн и ка» со сторонами 3, 4 и 5 м ).
Во всех случаях при работе на существующей дороге, особенно при промерах в пределах проезжей части, в з в ено пикетажиста добавляются рабочие для регулирования движения по дороге.
Пом и мо закрепления пикетажа, «точка» предназ н ачена для уста н овк и на н ее нивел и ровочной рейк и и поэтому долж н а иметь горизонтально среза нн ую ро вную поверх н ость. Точки забиваются вертикаль н о, врове н ь с поверхностью земл и ; о н и должны прочно сидеть в земле, чтобы под ре й кой н е давали о садки. Головки точек не должны быть разб и тым и или размочале нн ыми; такие точки заменяются целыми.
Рядом с точкой, на расстоян и и пр и мер н о 20 см от нее, вперед по ходу пикетажа забивается «сторожок», обраще н ный надписью к точке.
Закрепление пикетажа изображено на рис. 9.
При рекогносцировочных изысканиях точки на плюсах не забиваются; ограничиваются постановко й сторожка.
Рис. 9. Закрепл ени е пикетажа:
Столбы следует выносить в пределах 1 0-2 0 м от вершины угла по схеме, изображенной н а р и с. 10.
Угломер щ ик забивает колья несколько дальше места установки столба с тем, чтобы столб став и лся не на продолжении створа (что недостаточно точно ), а в пределах точно про в ешенной линии.
При установке столба поступают следующим образом: две ближайшие замен ки сн и маются и заме н яются вешками; взамен кола, оставлен н ог о угломер щ ик о м, также ставится вешка и только после этого по створу копается яма, в которую ставится столб.
Р и с. 10. Схема закреплен и я уг лов по в орота:
Малые углы (до 5°) закрепляются столбами, выносимым и по линии биссектрисы.
Рис. 11. Схема уста н овк и осевого столба:
На рис. 12, а, б и в показаны схемы знаков, закрепляющ и х ось трассы.
Рис. 13. Закрепление трассы в безлесной или обж и той местности:
§ 30. Пр и восс т ановлен и и трассы перед началом стро и тельст в а про и з в од и тся выноска всех угло в по в орот а дополн и тель н ым и столбами, а также вы н оска в сех п и кето в пр и мер н о н а гран иц у полосы отвода, за пр е делы предполагаемых земля н ых работ.
Рис. 14. Выноска пикетов при восстановлении трассы:
Вре м енные р е перы одновременно служат выносным закреплением трассы в плане, поэтому под основание столба укладывается простой центр (бетонный монолит или камень с насечкой креста).
А. Стенной нивелирный репер имеет вес около 2 кг и отливается на заводе из чугуна. Репер состоит из двух о тл и тых вместе частей: шляпки и хвоста (рис. 15, а). Шляпка репера представляет собой диск с выступающим пр и ливом (полочкой), острая грань которого служит для установки рей к и при н и велировании.
Хвост репера имеет четырехгран н ую уступчатую форму и ока н ч и ва е тся четырехгран н ым острием; такая форма хвоста поз в оляет надежно укреплять репер в стене на цементном растворе.
Таким раствором заполняют отверст и е, после чего вдавливают репер в углубление, следя за тем, что б ы диск принял отвесное положение и по мест и лся в плоскости стены, а ребро выступа было горизонтально. С наружной стороны стена аккуратно штукатурится остатками цемента. Выбор здания и места для постановки репера делается с таким расчетом, чтобы при нивел и ровке ройку можно было поставить на репер строго вертикаль н о и отсчет по рейке сделать без затруднен и й. В частности, воспрещается располагать репер под окном.
Б. Марка, закладываемая в скалу. В случае, есл и репер необходимо заложить в скале, выступающей наружу при горизонтальном залегании, применяют тип, изображенный на рис. 16, а.
В. Пр и отсутствии подходящих проч н ых зда н ий и сооруже н ий уста н авливаются грунтовые реперы.
Репер закладывается таким образом, чтобы основание его располагалось н и же слоя грунта, подверженного значительному сезонному промерзанию.
Трубчатый грунтовый репер (рис. 17, а) состоит из металлической трубы, заделываемой в бетонный монолит; на верх трубы наваривается чугунная марка. Для предохранения от ржавления труба обмазывается смолой, а внутри заливается раствором цеме н та или заполняется п еском.