В чем заключается раскаяние раскольникова
Сочинение на тему: исповедь и раскаяние Раскольникова
Преступление и наказание Достоевского — работа, где автор поднимает тему бедных и униженных людей. При этом данный роман посвящается анализу природы преступления, его социальной и нравственной стороне, а также анализу наказания, которое последует незамедлительно.
Идея убийства возникла у героя романа Раскольникова, который возомнил себя сверхчеловеком и хотел проверить свою теорию. Однако ошибся в себе. Совершив преступление, герой потерял покой, его стала мучить совесть и он сделал вывод, что относится не к сверхлюдям, что могут решать чужие судьбы, а всего лишь тварь дрожащая.
Раскаяние и наказание Раскольникова
И вот, преступление совершено, но будет ли исповедь и раскаяние Раскольникова? Изучая произведение, мы видим, что путь Раскольникова к раскаянию длинный. Только после встречи с Соней, он решает раскаяться признаться в содеянном. Только эта девушка, которой смог открыть свою душу герой, смогла повлиять на его решение и раскаяться в романе Преступление и наказание. Это произошло в самом конце.
Да, главный персонаж произведения долго не хотел смириться с тем, что по законам людей он является преступником. Он бунтует до последнего, но все же момент раскаяния Раскольникова, что подтверждают цитаты из романа, произошел. Персонаж отправляется сначала на площадь, где произошло всенародное покаяние. Там Раскольников преклонил колени и поцеловал землю, как бы прося прощения за содеянное. Однако перед самим народом не смог раскрыться, да и не было у него желания, ведь все его посчитали пьяным.
Раскольников думал, что если он признается в убийстве перед тварями дрожащими, то он приравняет себя к ним, но к этому он еще не пришел окончательно.
Не сразу признался он и в полицейском участке. Только после известия о самоубийстве Свидригайлова, и после видения Сони, на чьем лице отпечаталось что-то измученное и больное. Все это вместе натолкнуло Раскольникова на шаг признания. Но и в этот момент не произошло настоящего раскаяния. Оно пришло позже, на каторге. И только после этого герой облегчил душу, он ощутил единство со всем живым и со всем миром.
Сочинение «Раскаяние Раскольникова»
Родион Раскольников учился в университете, но вынужден оставить учебу из-за сложного материального положения. Он живет в каморке, больше похожей на шкаф. Здесь у него родилась жизненная теория, согласно которой люди делились на два разряда. Большая часть – это люди обычные, «Твари дрожащие», материал. Меньшая часть – люди необыкновенные, «право имеющие». Чтобы убедиться в правильности теории, он идет на убийство. Убивает одну вредную старушонку, чтобы осчастливить сотни.
Совершив преступление, Раскольников не может использовать деньги на благо других. Он понял, что не относится к «необыкновенным», получается, что не имел права на преступление. Он начинает сомневаться в правильности своей теории. Встреча с Соней Мармеладовой заставляет Раскольникова по другому взглянуть на многие вещи. Он видит Соню, которая пожертвовала собой ради других. Она принимает жизнь такой, какая она есть. Она во всем видит божественную волю и пытается Раскольникова привести к Богу. Притча о воскресении Лазаря говорит о воскрешении души Раскольникова, о его пути к вере. Соня призывает его пойти покаяться перед людьми в преступлении.
Раскольников выполняет ее просьбу, но настоящее раскаяние приходит к нему на каторге. Финал романа оптимистичен: герой обретает себя через веру в Бога.
Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние
Раскольников (актер Г. Тараторкин), кадр из фильма 1969 г. |
Бедный студент Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Молодой человек совершает страшное преступление, жертвами которого становятся старуха-процентщица Алена Ивановна и ее сводная сестра Лизавета.
В этой статье представлено описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе «Преступление и наказание», психологическое состояние героя.
Важно подчеркнуть, что душевные переживания Раскольникова не оправдывают его страшного поступка, а лишь характеризуют его как личность.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове
Душевное состояние Раскольникова после преступления, психологическое состояние героя
Раскольников до преступления
Важно понимать, что до совершения преступления Раскольников уже некоторое время находится в подавленном состоянии: из-за нехватки денег он плохо питается, носит старую одежду и редко меняет белье, у него апатия и хандра.
За несколько месяцев до преступления он бросил учебу в университете и перестал давать частные уроки. В этот период он ни с кем не общается, много времени проводит в своей каморке, лежа на диване. Накануне преступления он много думает о своей теории, которая и становится главной причиной убийства.
Раскольников после преступления
После совершенного преступления Раскольников чувствует слабость как физически, так и морально и практически заболевает. Он впадает в бредовое состояние, много спит, теряет аппетит, теряет ощущение времени. Душевные муки поглошают все его силы:
«. а сам дрожа всем телом. «Нет, не по силам…» — подумалось ему. Ноги его дрожали. «От страху», — пробормотал он про себя. Голова кружилась и болела от жару.» (сразу после преступления, часть 2 глава I)
«Скверно то, что я почти в бреду… я могу соврать какую-нибудь глупость…» (часть 2 глава I)
«Ну для чего ты отыскал меня в начале болезни? Я, может быть, очень был бы рад умереть. » (Раскольников — Разумихину, часть 2 глава VI)
«Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть!» (часть 2 глава I)
«А ведь кто знает! Может, я и впрямь помешанный, и все, что во все эти дни было, все, может быть, так только, в воображении…» (часть 4 глава II)
При этом Раскольников «разрывается» между двумя противоположными желаниями. С одной стороны, он хочет, чтобы его преступление поскорее раскрыли и избавили его от ужасной душевной муки:
«. такое отчаяние и такой, если можно сказать, цинизм гибели вдруг овладели им, что он махнул рукой и пошел дальше. «Только бы поскорей!..» (часть 2 глава I)
««Пропаду так пропаду, всё равно. » (часть 2 глава I)
««Если спросят, я, может быть, и скажу», — подумал он, подходя к конторе.» (часть 2 глава I)
««Войду, стану на колена и все расскажу…» — подумал он, входя в четвертый этаж.» (часть 2 глава I)
«Странная мысль пришла ему вдруг: встать сейчас, подойти к Никодиму Фомичу и рассказать ему все вчерашнее, все до последней подробности, затем пойти вместе с ними на квартиру и указать им вещи, в углу, в дыре. Позыв был до того силен, что он уже встал с места, для исполнения. «Не обдумать ли хоть минуту? — пронеслось в его голове. — Нет, лучше и не думая, и с плеч долой!» Но вдруг он остановился как вкопанный. » (часть 2 глава I)
«Всего стыднее, что очень уж глупо. Да и наплевать на это. » (часть 2 глава VI)
«Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня. » (часть 6 глава VII)
«Раскольников до того устал за все это время, за весь этот месяц. » (часть 6 глава III)
«Я как-то слаб, Дуня; уж очень устал. » (часть 6 глава VII)
«Э… черт! Да и устал я: где-нибудь лечь или сесть поскорей!» (часть 2 глава VI)
«. слишком уж я желчен стал в последнее время. Веришь ли: я сейчас погрозил сестре чуть ли не кулаком за то только, что она обернулась в последний раз взглянуть на меня. Свинство — этакое состояние! Эх, до чего я дошел!» (часть 6 глава VIII)
«. решение его было принято. Костюм его был ужасен: все грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою. Всю эту ночь провел он один, бог знает где. Но, по крайней мере, он решился.» (часть 6 глава VII)
» — Иду. Сейчас. Да, чтоб избежать этого стыда, я и хотел утопиться, Дуня, но подумал, уже стоя над водой, что если я считал себя до сей поры сильным, то пусть же я и стыда теперь не убоюсь. Это гордость, Дуня?
Это было описание душевного состояния Раскольникова после преступления в романе «Преступление и наказание», психологическое состояние главного героя.
Путь Раскольникова к чистосердечному раскаянию
Презентация к уроку
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.
Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера Л. Кулиджанова “Преступление и наказание”); раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).
1. Вступительное слово учителя. (Презентация, слайд № 1.)
Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы”. Это слова русского философа Н. Бердяева. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.
Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.
2. Учитель. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Что, по вашему мнению, помогает Раскольникову, вступить на путь раскаяния?
Примерные ответы учащихся: Раскольников не одинок, его окружают любящие люди, готовые поддержать его духовно.
3. Презентация, слайд № 2
Учитель. Перед вами на экране слова Раскольникова. Учитель читает вслух цитату: “О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”. Вспомните, при каких обстоятельствах Раскольников произносит эти слова и что они означают для героя?
Примерные ответы учащихся: это внутренний монолог Раскольникова после прощания с матерью и разговора с сестрой. Разговор с Дуней приводит Раскольникова в смятение. Он не признает себя виновным, но в тоже время просит у сестры прощение.
Эти слова – условие, при которых преступник может не считать себя преступником. Если человек одинок – он отвечает только за себя, так думает Раскольников. Одинокий человек ни перед кем не отвечает за свои поступки. Это мнение героя.
4. Учитель. Мы должны воссоздать психологический портрет Раскольникова. Вопросы: (Презентация, слайд № 3.)
Каково же самое главное условие для Раскольникова, при котором преступник может не считать себя преступником?
Разорвал ли Раскольников все связи с внешним миром?
Обладает ли Раскольников чувством, которое мешает стать ему закоренелым преступником?
Действия учащихся: учащиеся записывают вывод в тетрадь, затем читают вслух.
Примерные ответы учащихся:
Раскольников считает, что свобода, одиночество – это те условия, которые позволяют преступнику идти на преступление. Никого не любить, ни от кого не зависеть, разорвать все личные и родственные связи.
Раскольников не разорвал все связи с внешним миром. Он пытается, но родственные связи и личные удерживают его. Иначе он не произнес бы слова: “О, если бы я был один…”.
Да, обладает. Ведь он просит прощение у матери и сестры, встает на колени перед Соней. Он не может вырваться от окружающих его людей, в этом, возможно, и есть залог его спасения.
5. Учитель. Сегодня в СМИ часто звучит такое слово как преступление. Но совсем забыто слово совесть. Вам, людям XXI века, предлагается сейчас подумать над значением этих слов. Какой смысл вы вкладываете в слова “преступление” и “совесть”?
Действия учащихся: устно отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся: преступление – зло, нанесенное другому человеку или обществу. Совесть – внутренний голос, чувство ответственности, осознание своей вины.
6. Учитель. Посмотрите внимательно на свои ответы и поразмышляйте над вопросами:
- Можно назвать Раскольникова преступником? Испытывает ли Раскольников муки совести?
Действия учащихся: ответы записывают в тетрадь, затем комментируют свою точку зрения. Примерные ответы.
7. Презентация, слайд № 4. Учитель. На экране вы можете увидеть значения слов преступление и совесть (значения взяты из МАС). Что же происходит в душе Раскольникова?
Действия учащихся. Один учащийся вслух читает значение слов преступление и совесть, затем учащиеся устно отвечают на вопрос. Примерный ответ: Смятение и суд совести.
8. Учитель. Достоевский показывает, насколько сложен путь Раскольникова к раскаянию. Он не может раскаяться даже перед самыми близкими ему людьми. Вспомните, кто направляет Раскольникова на путь раскаяния? Ответ: Соня Мармеладова.
Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: в каждом человеке живет доброе и злое начало. Это состояние с особой силой переживает Родион Раскольников.
10. Презентация, слайд № 5
Учитель. Совершенно верно, но все же Бог его не оставил, иначе не было бы следующих эпизодов. Задание учащимся: разбейтесь на две группы. Прочитайте выразительно эпизоды и выполните задание (вопросы на экране).
Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. (См. Приложение № 1, эпизод № 1, 2.) В каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизоды. Эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней” (ч. IV, гл. 4), эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении” (ч. V, гл. 4).
Примерные ответы (эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней”): 1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души. 2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. Завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении. 3. Соня испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде. 4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая. 5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они находятся на разных уровнях близости к истине. Сцена чтения Евангелия – залог будущего воскрешения в Раскольникове человека.
11. Учитель. Достоевский показывает, что в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.
12. Презентация, слайд № 6. Учитель. Обратимся к фрагменту фильма “Преступление и наказание” режиссера Льва Кулиджанова.
13. Приложение № 1, эпизод № 3. Учитель. После просмотра эпизода из фильма обратимся к тексту романа. Следующий эпизод – Раскольников на Сенной площади – позволит нам разобраться, как Раскольников шел к раскаянию.
Прочитайте выразительно эпизод и выполните задание.
Перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами.
1. Как можно назвать данный эпизод?
2. Происходит ли в этом эпизоде признание героя в преступлении? Почему не происходит?
3. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями романа?
4. Что привело Раскольникова на Сенную площадь
5. Найдите в тексте слова, передающие эмоциональное состояние Раскольникова в начале эпизода? Подчеркните их одной чертой.
6. Найдите и прочитайте слова, характеризующие отношение окружающих к Раскольникову.
7. Как прохожие реагируют на его поведение?
8. Найдите в тексте слова, передающие внутреннее состояние героя после неудавшегося признания. Подчеркните их двумя чертами.
9. Как меняется внутреннее состояние Раскольникова после неудавшегося признания?
10. Почему сцена всенародного покаяния не получилась?
11. Используя подчеркнутые слова, ответьте на вопрос: какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Письменно 2-3 предложения. 5-6 эпитетов.
12. Вспомните, что для Раскольникова означает быть человеком?
13. Изменилось ли для Раскольникова понятие человек после сцены на Сенной площади? Что добавило это к его жизненному опыту?
14. Что означает для героя данная сцена?
Действия учащихся: в каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизод. Затем письменно отвечают на вопросы.
Начало эпизода: “Он вошел на Сенную…”. Конец эпизода: “Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе”.
1. Раскаяние Раскольникова, признание, покаяние, преклонение.
2. Нет, не происходит. Раскольников еще не готов к раскаянию.
3. Сцене на Сенной площади предшествует прощание Раскольникова с матерью, разговор с сестрой Дуней. “Преступление? Какое преступление? – вскричал он в бешенстве. – Не думаю я о нем и смывать его не думаю”.
Затем он идет к Соне. Происходит обмен крестами. И отправляется с повинной к Порфирию Петровичу.
4. Он шел в контору к следователю. Вспомнил слова Сони: “Пойди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!”.
5. Учащиеся подчеркивают следующие слова: задрожал, тоска безвыходная задавила, ринулся, все разом в нем размягчилось, хлынули слезы, поцеловал землю с наслаждением и счастьем.
6. Учащиеся находят слова и читают их вслух: нахлестался, в Иерусалим идет, грунт лобызает, парнишка еще молодой, из благородных, ноне их не разберешь, кто благородный, а кто нет.
7. Прохожие проявляют иронию и насмешку. Происходит всенародное осмеяние Раскольникова. Народ смеется над ним.
8. Отклики и разговоры сдержали Раскольникова, слова замерли, спокойно вынес крики, не озираясь, пошел к конторе.
9. Раскольников закрылся от людей, ушел в подполье, не испытывает потребности раскаяться в содеянном.
10. Преклонение Раскольникова происходит больше от тоски, чем от раскаяния, оно от безысходности и от нечеловеческой усталости, хотя в преклонении и заложена возможность будущего раскаяния.
11. Раскольников испытывает желание освободиться от безысходной тоски, сбросить с себя тяжесть преступления, очиститься. Но этого не происходит. Толпа не принимает его преклонения. Да и сам герой не готов к раскаянию. Хочет ношу сбросить, но не понимает, что нельзя этого сделать без сострадания к людям. К людям он испытывает презрение, это “муравейник”, пред ним он встает на колени. Но муравейник не принимает его раскаяния. Он получает то, что заслужил – всенародное осмеяние.
12. Человек для Раскольникова – это власть над всей дрожащей тварью, над всем муравейников, все позволено, кровь по совести.
отвечают на листе с эпизодом.
13. Еще не изменилось. Он не осознает себя в неразрывной связи с людьми. Он пытается порвать эту связь. Ниточкой для него является Соня.
14. Это робкая попытка Раскольникова найти в себе нового человека, ведь он встал на колени перед “муравейником”. Он хочет себя спасти, ношу сбросить. Это шаг героя к раскаянию, поиск в себе человека, способного раскаяться в будущем. Осмеяние толпы – воздаяние по заслугам. Это начало пути Раскольникова к Богу.
14. Презентация, слайд № 7. Учитель. Обратимся еще раз к значению слова “совесть”. Сам Достоевский совесть рассматривал в единстве со словом Бог. Достоевский говорил, что “совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного”.
В христианской этике совесть рассматривается как окно, через которое проникает божественная воля. Совершив преступление, Раскольников как бы закрывает это окно, становится глух к божественной воле.
Как вы понимаете слова Сони?
16. Презентация, слайд № 9. Учитель. М. Дунаев, один из исследователей творчества Достоевского, сказал о Раскольникове: “Он как будто вмерз в свой грех, в свою гордыню, в свое преступление, в свое четверодневное небытие – и не может отмерзнуть”.
Но Достоевский дает своему герою возможность пройти путь от преступления к раскаянию.
17. Презентация, слайд № 10. Учитель. “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу. Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Мне думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.
18. Презентация, слайд № 11. Учитель. На уроке мы проследили путь Раскольникова к раскаянию.
Домашнее задание: используя фрагменты текста, воссоздайте духовный путь Раскольникова к раскаянию.
Сочинение на тему: ИСПОВЕДИ И РАСКАЯНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»)
ИСПОВЕДИ И РАСКАЯНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»)
Родион Раскольников — главный герой психологического романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — совершил убийство. Этот поступок не только привел его на каторгу, но и породил множество размышлений и переживаний, составивших главную сюжетную линию романа. Именно терзаниям Раскольникова читатель наиболее сильно сочувствует, именно с этим героем он переживает наиболее сильные в эмоциональном и психологическом отношениях эпизоды произведения.
Терзания Родиона Романовича начинаются задолго до совершения преступления. Еще за много дней до этого ужасного поступка молодой человек, потрясенный собственной задумкой, предавался мучительным размышлениям. Сможет ли он выдержать бремя, которое вознамерился на себя взвалить? Подтвердит ли он свое право быть человеком «необыкновенным» по собственной классификации, выведенной в статье, опубликованной в «Периодической речи»? Сомнения никогда не идут на пользу задуманному деянию, особенно такому, на которое посягнул Раскольников. А если добавить к этому лихорадочность и нервозность юноши, то все оказывается еще более сложным. А в той самой статье из «Периодической речи» состоялась первая исповедь Родиона Романовича. Уже в той давней его работе, которая, как угадал Порфирий Петрович, «в бессонные ночи и в исступлении замышлялась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным». Он — человек сильный, незаурядный, темпераментный — бросает своей статьей яркий и бунтарский вызов миру. Одновременно этой статьей
Раскольников убеждает самого себя, что он — личность, а не «расходный материал». Именно себя в первую очередь — ведь для кого бы мы ни писали, все равно в конечном итоге пишем для себя. Тем более нечто такое, как раскольниковская статья, несущая смелую и даже шокирующую идею преступления «на благо». Именно потому, что в данной работе Родион был честен перед самим собою, она так впечатлила Порфирия Петровича.
Убийство все-таки произошло. Теперь Раскольников на собственном опыте получил возможность ощутить — каково это, быть преступником, объектом преследования, добычей для неутомимых и безжалостных охотников. Это трудно. Но все равно — главная борьба происходит внутри него.
Преступление создает полосу отчуждения между Раскольниковым и остальными людьми. Кровь старухи остается на нем не только в прямом, но и в фигуральном смысле. И если кровь настоящую можно смыть без следа, то кровавый след в душу въедается намертво. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно оказалось в душе его». Раскольников неожиданно осознает, что не может видеть возле себя не только друзей, но даже самых родных людей: мать и сестру. В попытке сбежать от окружающего Родион Романович пускается в лихорадочный вояж, закончившийся в квартире умирающего Мармеладова. На этот момент преступление еще не успело стать чем-то, напоминающим корку зажившей раны. Оно еще кровоточит, и кровь эта ядовитой смолой жжет его душу.
Раскольников очень старается доказать себе, что просто болен — оттого и терзания. В самом деле, насколько все было бы проще, если бы именно горячка стала причиной неурядиц. Но он наверняка понимает, что дело вовсе не в этом.
Затем следует целый ряд поступков, которые нужны Родиону для того, чтобы, нанося себе еще более тяжелые душевные потрясения, вытравить из души осознание своей неспособности нести поднятый груз.
Потом Раскольников пытается отпугнуть Разумихина — пролитая кровь мучает, оттаскивает от остального мира, которого Родион Романович более недостоин, во всяком случае, он так считает.
И в квартиру старухи он тоже идет, чтобы показать себе: он может скрыть свое преступление. Но лихорадка его мешает и здесь. Родион опять оказывается на грани срыва, провала, на грани публичного признания. Он совмещает в своем рассудке то, что было до того, и то, что получилось после. Его захватило любопытство, его удивляет и присутствие отделочников и пустота квартиры.
Даже звук колокольчика по-особенному влияет на его сознание. Одновременно Родиону Романовичу и жутко, И приятно. Он ненадолго ощущает, что, наверное, стоит звания человека, а не «твари дрожащей».
Как уже говорилось, этот странный путь заканчивается в квартире, где умирает раздавленный лошадью Мармеладов. И, пережив вместе с остальными участниками эту мрачную драму, Раскольников вдруг получает некоторый заряд уверенности. Осознанием того, что он живет, Раскольников ненадолго вытесняет собственный ад, живущий в его душе.
Даже от матери и сестры Родион пытается сбежать, потому что уже понимает, что не выдержал.
А значит — на нем несмываемое клеймо, И выхода два — либо пойти с повинной, либо изолировать себя от всех и жить за глухой стеной одиночества. Впоследствии Родион скажет: «Те люди, настоящие-то властелины, вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».
Раскольников не сумел вынести осознания никчемности чужой жизни. Для него это осталось за пределом понимания, не было принято ни сердцем, ни разумом. И сколько бы ни пытался Родион Романович доказать себе, что старушка-то не более чем вошь никудышная и вредная, ничего не вышло. Все доводы оказались слабее голоса совести.
Преступление задумывалось Раскольниковым как доказательство того, что «преград нет». Но преграды были, и поставил их не кто иной, как сам Родион. И одной из первых таких преград, безусловно, стала попытка придать злодеянию ранг средства для достижения благой цели. Нельзя так бесцеремонно обманывать себя. Тем более, что настоящий властелин, для которого нет никаких препятствий, не терзает себя идеалами и благородством, а просто ставит батарею поперек улицы и «дует» в правых и виноватых. То есть совершает все настолько буднично и спокойно, что о душевных терзаниях или чем-то подобном и речи не заходит. Мы же не оправдываемся перед стоптанными тапочками, выбрасывая их на свалку!
Вторая преграда, которую Раскольников так и не смог преодолеть, — это воздвижение барьера между ним и людьми, окончательное закрепление той самой полосы отчуждения, которую юноша так старательно пытался воздвигнуть. Одиночество, вообще-то, являлось необходимым условием поступка. Только его Родион не выдерживает. Он идет к Соне. Но об этом чуть позже.
Пока же стоит сказать, что Раскольников видит свое преступление отнюдь не только в том, что «не вынес» груза. Он ведь оказался еще и не способным следовать идеалу, быть тем самым «необыкновенным» человеком. Это тоже страшное разочарование, потому что антиподом «особенных» людей, по собственной теории Родиона Романовича, является обыкновенный расходный материал, не приспособленный к свершениям и пригодный только для того, чтобы в нужный момент пострадать за чью-нибудь спасительную для общества идею.
Убийство было жестоким экспериментом Раскольникова над самим собой. Экспериментом провалившимся — недаром все заканчивается явкой с повинной. Ожидаемой свободы не появилось, напротив — возникло черное и беспросветное рабство. Раскольников отчаянно врет себе, когда твердит, что еще поборется с Порфирием, когда убеждает себя в том, что процентщица — не более чем бесполезная вошь. Против этой лжи бунтует вся натура Родиона — охватившая его лихорадка в немалой степени вызвана именно жестокой схваткой в душе юноши. Схваткой, в которой совесть отстаивала свое: ты — преступник и нечего прикрываться чьими-то там якобы спасенными судьбами.
Можно сказать, что практически каждым своим поступком Раскольников совершает покаяние перед самим собой. Покаяние, которое не искупает греха, но лишь усугубляет муки. Он кается, чтобы не пережить ни минуты облегчения, но лишь только вновь отыскать способ причинить себе боль. Покаяние словесное, которое грешник совершает в церкви, здесь заменено покаянием действия. Ведь поступки Раскольникова после убийства старухи-процентщицы нанизываются на этот мотив, будто на прочную шелковую нить. Помимо тех, на которых уже заострялось внимание, было еще немало совершенного под воздействием желания хоть как-то загладить вину. Точнее, даже не загладить, а заменить на уверенность в собственной правоте, что значительно важнее. Даже когда Раскольников защищает Авдотью Романовну от Лужина и Свидригайлова, он делает это во имя облегчения собственной участи. Но разве он не стал бы защищать ее, если бы дело не дошло до преступления? Например, если бы мать и сестра приехали на несколько дней раньше. Стал бы, конечно. Но, возможно, совсем по-другому. А так Раскольников чувствует себя виноватым и недостойным любви. И, может быть, именно оттого в настолько резкую форму выливается его противостояние со Свидригайловым. Может быть, именно потому Лужин получает настолько жесткий отпор.
Но покаяние Раскольникова не было бы полным без его исповедей. Поначалу — перед самим собой. Эти исповеди носят почти болезненный характер, сопровождаясь самым настоящим самобичеванием. «Эх, эстетическая я вошь и больше ничего, — прибавил он вдруг, рассмеявшись, как помешанный». И очень мало пользы они приносят, потому что Раскольников не обладает даром прощения до такой степени, чтобы применить его к себе. То есть, по сути дела, исповеди Родиона наедине с собой бесполезны и только усугубляют его положение.
Раскольникову очень повезло — рядом оказалась Соня. Она не только человек, способный выслушать и простить; таких рядом с Родионом как минимум трое: Авдотья Романовна, Пульхерия Александровна и Разумихин. Соня Мармеладова оказывается столь необходимой Раскольникову еще и потому, что способна, выслушав его исповедь, сказать, что он не прав. Не прав, когда счел человеческую жизнь сравнимой с жизнью вши, когда посмел во имя проверки своей, достаточно шаткой и жуткой, теории посягнуть на чужую жизнь. Соня — самоотверженная и чистая душа — становится для Раскольникова суровым судьей. Суровым не в прямом смысле. Просто ее мягкость и любовь, ее терпение и воля настолько выше всех болезненных идеалов Родиона, что она рядом с ним может восприниматься как некая высшая сила, облеченная правом выносить решения и указывать дорогу заблудшим. Именно Соня выслушивает самые пламенные и искренние исповеди Раскольникова.
Перед Соней Родион настолько открыт потому, что видит в ней родственную душу. Она ведь тоже в некотором роде преступница. Но она чище Раскольникова — ей не пришлось для доказательства каких-то химер убивать человека.
И вот здесь начинается уже настоящая исповедь. Когда Раскольников приходит к Соне впервые, он открывает ей всю свою лихорадочность, все безумие, которыми пропитана его натура. Он не притворяется, не прячется, не лжет. Он открывает ей себя настоящего. Его исповедь настолько проникновенна, что даже пугает. Но и Соне, ставшей в тот момент ближайшим ему человеком, Раскольников не открывает всего сразу. О, нет! Он чересчур горд, чтобы сделать это даже перед тем, кто духовно превзошел его во много раз. Только намеки: «Я пришел к тебе. Мы прокляты вместе, вместе и пойдем!» И уже куда более прозрачнее в самом конце разговора: «Знаю и скажу… Тебе, одной тебе! я тебя выбрал! я тебя давно выбрал, чтоб это сказать тебе, еще тогда, когда отец про тебя говорил и когда Лизавета была жива, я это подумал».
И он рассказывает Соне все. И вот тут-то он наверняка получает настоящее облегчение. Ведь Софья Семеновна не только принимает его, невзирая на преступление, но и готова пойти за ним даже в Сибирь. Тем более, что ее уже ничто не держит здесь, в Петербурге.
Раскольников исповедуется. И ждет решения, которое Соня должна ему подсказать. Он видит перед собой чистоту, которую даже «желтый билет» не способен запятнать. Он рассказывает все — начиная от властелинов и вершителей мировыми судьбами и заканчивая своей конурой и нищетой. От высоких материй Раскольников опускается к быту: «Ночью огня нет, лежу в темноте, а на свечи не хочу зарабатывать… Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят». Но одновременно Родион признает и свою слабость — то, что он прекратил всяческое стремление к освобождению из плена нищеты, опустился, что действие заменил одной только мыслью.
Потом он еще попрощается с матерью — это будет еще одной фразой его исповеди длиной в роман. Он снова вернется к ней, вопреки недавнему желанию разорвать всяческие отношения. Этим Раскольников еще немного просветлит себе настрой. Ведь невозможно было бы ему на пути к искуплению не восстановить хоть чего-нибудь из того, что было сломано.
И даже грязную землю он целует с наслаждением и счастьем, потому что она терпела его и носила на себе даже тогда, когда клеймо преступления уже впечаталось в его сердце.
На фоне этих исповедей уже совершенно бледно звучит признание в полиции. Это всего лишь слова — жалкая тень пережитых терзаний. Это точка, поставленная в конце долгой и запутанной истории.