В чем заключается различие позиций платона и аристотеля в рассмотрении проблемы государства

Учения о государстве Платона и Аристотеля.

По Платону.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются:

1. монархия – справедливая власть одного человека;

2. тирания – несправедливая власть одного человека;

3. аристократия – справедливая власть меньшинства;

4. олигархия – несправедливая власть меньшинства;

5. демократия – справедливая власть большинства;

6. тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

К упадочным он относит тимократию (власть нескольких личностей, основанная на военной силе). Существенно ниже тимократии стоит олигархия (власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, тесно связаные с чувственной частью души). Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, и тирания, которая представляет диктатуру, направленную против аристократии.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

· все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники;

· работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

· воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

· философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

· философы и воины не должны иметь частной собственности;

· жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

· не существует брака, все жены и дети общие;

· допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

По Аристотелю.

Политико-правовая тематика подробно освещается в таких его работах как «Политика», «Афинская полития».Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях).
Аристотель строил свою модель идеального государства исходя из реальности.

В трактате «Политика» рассмотрены такие проблемы как:

3. Элементы (признаки) государства. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов и чрезмерное стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства.

1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру).

2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти).

6. Единые представления о справедливости.

Источник

В чем сходства и различия социальных учений Платона и Аристотеля?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание
Вложенные файлы: 1 файл

Платон и Аристотель.docx

В чем сходства и различия социальных учений Платона и Аристотеля?

Аристотель, как известно, был учеником Платона, но, несмотря на это, их взгляды и идеи о государстве, обществе, человеке различны. Рассмотрим, в чем же состоят расхождения и сходства социальных учений этих великих философов Античности.

Человек у Платона состоит из тела и души. Тело смертно – душа бессмертна. Назначение тела – быть “временным вместилищем и пристанищем души, рабом её”. Душу человека Платон разделил на три части, три начала. Высшим началом души является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть души – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. В совершенном государстве Платон выделил три класса людей, которые образуются в соответствии с выполняемыми функциями и пополняются людьми по характеристикам души, предназначенным к выполнению конкретной функции. Первый низший класс (крестьяне, ремесленники, купцы) образуется людьми, у которых преобладает вожделеющее начало души. Второй класс (стражи, воины) составляют люди, в душах которых преобладает страстное начало. И, наконец, в высшем классе (правители-философы) преобладает разумная часть души.

Аристотель же утверждал, что человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Разумная часть распадается на рассудок и разум (на разум практический и разум теоретический). Неразумная часть – на растительную (растущую) и стремящуюся (воля), страстную, аффективную. У разумной души имеются интеллектуальные добродетели: мудрость, разумность, благоразумие. Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели – добродетели нрава и поведения названы этическими. При этом этические добродетели представляют собой не крайности, а середину между двумя пороками. Дианоэтические добродетели (добродетели ума) приобретаются путем обучения, этические – путём воспитания. У этически добродетельного человека страстная часть души повинуется практическому разуму, он в гармонии с самим собой и не знает укоров совести. У других людей одна часть души влечёт в одну сторону, другая – в другую, в их душах нет гармонии, их гнетёт раскаяние.

Как и Платон, Аристотель опровергает мнение, что душа — только гармония тела, то есть хотя и “не сумма материальных частиц, но нечто проистекающее из их надлежащего сочетания”. В этом и состоит сходство их учений о человеке.

Учение о государстве и обществе

“Идеальное государство”, по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.

Следует отметить, что учение Платона о государстве принято считать первой тоталитарной утопией. Рассмотрим для примера классификацию форм государственного устройства, предложенную Платоном:

2) нисходящую иерархию государственных форм, к которым мыслитель причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

По мнению Платона, наилучшей формой правления является сочетание монархии и демократии.

В отношении к семье взгляды Аристотеля и Платона также расходились. В отличие от Платона Аристотель считал семью первоосновой общества и государства. В его понимании, семья — внеисторическое явление, ибо она остается неизменной на протяжении всей истории человечества. Главной ее задачей философ считал репродуктивную функцию: «оставить после себя другое подобное себе существо». Воспитание молодого поколения Аристотель ставил на первое место и считал, что это должно быть не безразлично государству, которое стремится к совершенствованию. «Надо иметь достойных детей и достойных женщин. И с этим необходимо считаться, потому что женщины составляют половину всего свободного населения, а из детей потом вырастают участники политической жизни»

Аристотель считал, что подлинное человеческое состояние – состояние политическое. Однако не каждый человек может быть полноправным гражданином государства. Таковым не может быть раб или человек, не имеющий определенного достатка, а значит и свободного времени для исполнения гражданских обязанностей. Аристотель, как и Платон, оправдывал рабство.

Аристотель предлагал свою классификацию форм государственного устройства на базе двух основных критериев:

В результате получилось три хороших формы и три дурных.

К хорошим формам Аристотель отнес:

В наибольшей степени Аристотель симпатизировал политии как наилучшей форме из реально возможного.

В заключение важно отметить, что Аристотель критично относился к платоновскому учению о человеке. При рассмотрении философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они, расходятся в определении того, что представляет собой человек и окружающая нас действительность. Но, несмотря на недостатки и нюансы, философские системы, которые создали Платон и Аристотель, нашли немало последователей, вплоть до наших дней.

Источник

В чем заключается различие позиций платона и аристотеля в рассмотрении проблемы государства

Роль Платона и Аристотеля в древнегреческой философии………………………………4

Платон и Аристотель о государстве…. ………. ………………………………………. 6

В данном реферате будут рассмотрены взгляды на политическое устройство государства двух древнегреческих философов: Платона и Аристотеля. Этот вопрос вызывает несомненный интерес в рамках политологии. В современной России все чаще можно увидеть повышенную активность граждан, которая проявляется в форме митингов. Это связано с недовольством людей к власти их государства. Но никто не может найти решения этих проблем и совершенствования устройства. Все чаще поднимается вопрос о совершенствовании деятельности госструктур и организации власти. Впервые над вопросом идеального государства задумались древнегреческие философы, которые подробно описали это в своих произведениях. Так какого же государство, которое сможет устроить каждого? У Платона и Аристотеля на это была своя точка зрения.

Платон и Аристотель были одними из первых античных философов, и их учение об идеальном государстве и обществе заложило основу социологической мысли, поэтому их взгляды на модель идеального государства очень важны.

Целью моей работы является выявление сходств и различий концепций двух философов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

В своем исследовании я буду опираться на следующие работы философов: трактат Аристотеля «Политика» и диалог Платона «Государство». Эти произведения будут подвергнуты моему анализу, в результате чего я получу представление каждого из философов о модели идеального государства. Для составления кратких биографий и подтверждения своих мыслей я буду опираться на работы А. Ф. Лосева, А. А. Тахо-Годи ПЛАТОН-АРИСТОТЕЛЬ и Б. Рессел История западной философии.

Глава 1. Роль Платона и Аристотеля в древнегреческой философии.

Суверенитет, согласно определениям его теоретиков, есть власть принудительная, господствующая; власть первоначальная, непроизводная; власть верховная, независимая, самостоятельная, сама ставящая себе предел.

Итак, после того как мы определили понятие государства, обратимся к теориям философов, которые задумывались о создании идеального государства, которое бы функционировала наиболее эффективным образом. В данной работе будут рассмотрены концепции двух наиболее значимых философов Древней Греции, Платона и Аристотеля, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие политической мысли.

Философские влияния, которые испытал Платон, располагали его в пользу Спарты. В общем можно сказать, что на него оказали влияние Пифагор, Парменид, Гераклит и Сократ.

Аристотель родился, в 384 году до н.э. в Стагире во Фракии. Его отец был наследственным домашним врачом у царя Македонии. В возрасте 18 лет Аристотель приехал в Афины и стал учеником Платона. Он оставался в Академии около 20 лет, вплоть до смерти Платона в 347 году до н.э. Затем он в течение некоторого времени путешествовал. В 343 году до н.э. Аристотель стал воспитателем Александра, которому тогда было 13 лет, и занимал это положение до тех пор, пока Александр в возрасте 16 лет не был объявлен своим отцом совершеннолетним, а затем назначен регентом на время отсутствия Филиппа. Все, что хотелось бы знать об отношениях между Аристотелем и Александром, к сожалению невозможно установить, тем более что на эту тему в скором времени появились легенды. Имеются их письма, которые обычно считаются подделкой. С 335 до 323 года до н.э. Аристотель жил в Афинах. В течение этих 12 лет он основал свою школу и написал большинство своих книг. Сразу после смерти Александра афиняне восстали и обратились против его друзей, включая Аристотеля, который был осужден за неверие, но, он бежал, чтобы уйти от наказания. В следующем году (322) он умер.

Аристотель как философ во многих отношениях очень отличался от всех своих предшественников. Он первый стал писать как профессор. Его работы отличаются критическим характером и тщательностью. Аристотель писал в то время, когда Спарта находилась в состоянии упадка. Его тон был сух и реалистичен в такой степени, что трудно было не поверить ему. Но в воображении людей сохранилась не Спарта Аристотеля, философская идеализация Спарты в «Государстве» Платона.

Глава 2. Платон и Аристотель о государстве.

Прежде всего, надо начать с общего представления об идеальном государстве каждого философа и определить, какие из элементов государства были определены и указаны в их теориях.

Начнем с представлений Платона о государстве. Вопросам общественно-политическим Платон посвятил два наиболее обстоятельных своих произведения: «Государство» и «Законы», Это два самых больших по объему и самых важных по значению сочинения Платона на политическую тематику. Мы остановимся на рассмотрении его центральной работы.

Платон, прежде всего, пишет о модели «идеального», лучшего государства. Она не является описанием какого-либо ныне существующего государственного строя, а представляет собой образ воображаемого государства, которого никогда не существовало, но которое должно возникнуть. То есть Платон говорит о некой идее государства, создает свой идеальный проект, который следует назвать утопией. Причиной подобного проекта являлся тот факт, что Платона многое в уже существующих в то время государствах не устраивало. В трактате «Государство» Платон пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств заключена в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе. Это тимократия, олигархия, демократия, тирания. Рассмотрим каждое из них подробнее, и выделим те черты, которые не дают считать каждый тип близким к идеальной модели.

Олигархия – это строй, основывающийся на имущественном цензе, у власти стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении. Раз в государстве почитают богатство и богачей, значит, там меньше ценятся добродетель и ее обладатели. Кончается это тем, что вместо стремления выдвинуться и удостоиться почестей развивается наклонность к стяжательству и наживе и получают одобрение богачи – ими восхищаются, их назначают на государственные должности, а бедняки там не в почёте.

Демократия осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.

Тимократия – нечто среднее между аристократией и олигархией, но кое-что в нем есть свое, особенное. По-видимому, отчасти он будет подражать предшествующему строю, отчасти олигархии, раз оно занимает промежуточное положение, но кое-что будет характерно отличаться от них. В почитании правителей, в том, что защитники страны будут воздерживаться от земледельческих работ, ремесел и остальных видов наживы, в устройстве совместных трапез, в телесных упражнениях и воинских состязаниях – во всем подобном этот строй будет подражать демократии. Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей, а есть лишь люди смешанного нрава; там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, кто скорее рожден для войны, чем для мира; там будут в чести военные уловки и ухищрения: ведь это государство будет вечно воевать.

Тирания – та болезнь, как считает Платон, которая заразила и погубила олигархию, от своеволия еще более и сильнее заражает и порабощает демократию. Ведь излишняя свобода естественно должна переводить как частного человека, так и город ни к чему другому, как к рабству. То, что определяют как благо демократии и к чему она ненасытно стремится, именно это ее и разрушает – свобода.

Такова позиция Платона на виды устройства, которые не подходят для « мысленно построенного государства», о котором он пишет в своем диалоге, то есть для идеального государства. Всем ложным формам государства Платон противопоставляет проект наилучшего государства и правления. Как и в олигархии, у власти в государстве стоят немногие. Но, в отличие от олигархии, этими избранными могут стать только лица, действительно способные хорошо управлять государством: во-первых, в силу природных к тому задатков и одаренности; во-вторых, вследствие многолетней предварительной подготовки.

Он говорил о государстве не как об общественном строе, а как о некотором благе, но при этом считал, что государство не естественно, а искусственно по своему образованию.

Также надо пояснить, почему в своем диалоге Платон положил в основу своей работы вопрос о справедливости в государстве и о справедливости государства. Мне кажется, что любое государство оценивается человеком с позиции справедливо ли оно или нет, действия, совершенные правителем благоразумны или не имеют разумных объяснений. Именно поэтому, говоря об идеальном государстве и его устройством, мы затрагиваем проблему справедливости и благоразумия, можно сказать, что без этого нельзя обойтись. Для Платона в «Государстве», и для других его произведений характерны отступления от главной темы, во время которых он рассуждает о человеческих качествах и, конечно, о справедливости.

Политические взгляды Аристотеля изложены в его трактате «Политика». «Политика» трактат о государстве, который был написан в последние годы жизни Аристотеля содержащий начала социальной и политической философии, политологии, а также теории управления. Трактат написан в последние годы жизни Аристотеля в Афинах (335—322 до н. э.). В этой книге рассматриваются проблемы рабства, гражданства, семья как отдельная ячейка государства, определения государства, и конечно Аристотель рассуждает на темы: форма его правления и цели государства.

В своей работе «Политика» Аристотель критиковал работы Платона, а также менее известных философов. Например, Филея Халхидонского и Гипподама Милетского. Велика вероятность, что именно их работы стали импульсом для создания собственной.

В отличии от Платона, Аристотель также считает, что государство является естественным образованием, то есть имеет собственные законы, которые были образованы естественным путем.

Прежде всего рассмотрим неправильные формы политического устройства. Аристотель резко осуждает тиранию, утверждая, что тираническая власть не согласна с природою человека. При олигархии правят богатые, а так как в государстве большинство бедно, то это власть некоторых. Из неправильных форм Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной, но при условии, что власть там остается в руках закона, а не толпы. Также каждой неправильной форме в Аристотелевской классификации существовала правильная.

Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из трех основных классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои, являющиеся основой идеального государства политии. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка.

Далее разберем представление о территории идеального государства у философа. Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Как он пишет в «Политике», территория должна быть труднодоступна для вторжения, но иметь удобные выходы. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует определить так, чтобы они были знакомы друг с другом. Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленный полис. Также стоит сказать, что в представлении Аристотеля земля делится на две части: одна часть находится в общем пользовании всего государства, другая же в частном владении граждан.

Сравнение. Сходства и различия

В первую очередь следует сказать о формах идеального государства. Мы видим, насколько их взгляды были различны. Платон выделял для себя лишь одну идеальную форму правления – аристократию. Аристотель, в свою очередь, выделял для себя несколько идеальных форм, каждая их которых могла иметь искаженную форму. Также следует обратить внимание, что государство для Платона представляет собой исключительно искусственное образование. Но Аристотель полагал, что государство существует как естественное образование.

И в конце стоит сравнить их мнения о размере и представлении территории, на которой должно располагаться их государство. Сходство их взглядов на этот вопрос можно увидеть в размере идеального государства. Оба философа утверждают, что территория, которую он занимает должно быть не слишком малым, но и не слишком большим. Размер идеального государства должен быть достойным и единым. Но Аристотель помимо этого подробно говорит об общем характере территории. Помимо размера территории он также рассуждает о ее природных качествах и свойствах.

Итак, мы видим, что представления Аристотеля и Платона имели как сходства так и различия. Но также стоит сказать, что только осуществление идей Аристотеля возможно в современном мире. Платон сделал модель идеального государства слишком невоплотимой в жизнь.
Заключение.

Платон и Аристотель – наиболее крупные мыслители древней Греции. Они были самыми влиятельными из древних, средневековых и современных философов. Трактат Аристотеля «Политика» и знаменитый диалог Платона «Государство» являются наиболее значимыми творениями философов. Целью этих работ было создание модели идеального государства. Их концепции внесли наиболее существенный вклад в развитие политической мысли. Но мы выяснили, что их модели утопии во многом расходились и сейчас мы сможем убедиться в этом.

При описании модели идеального государства, я опиралась на следующее определение. Государство представляет собой организацию политической власти, осуществляющую управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. А также оно состоит из трех основных элементов, которыми являются территория, население и власть.

В диалоге «Государство» отразились все стороны учения Платона. Но главным объектом стал проект идеального государства. Следует сказать, что он уделил большое место в своем произведении для выбора необходимого устройства государства. Он подразделял их на четыре вида. На тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Платон тщательно дает каждому из них определения. Но считает их не походящими для своего «мысленно построенного государства». Итак, для своего утопического государства он выбирает аристократию, так как считает именно ее наиболее совершенной формой правления. Общество в его государстве представляло собой следующую структуру. Идеальное общество должно было состоять из философов, которые должны были управлять государством, воинов, которые должны были его защищать и земледельцев или ремесленников, которые должны были трудиться и кормить это государство. Платон полагает, что если каждый будет заниматься делом, которое ему было предназначено, то это будет приносить большую пользу, и государство будет процветать. Что касается размера своего государства, то точнее всего его мысль была выражена в этой фразе: «Государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым». Платон отмечает, что государство должно быть не слишком большим и не слишком малым по территории. Такова модель идеального государства, которая предстает перед читателями диалога «Государство».

Мы четко можем наблюдать различия этих моделей, которые заключаются в разном представлении философов о форме правления, об обществе, которое будет существовать в этом государстве и территории на котором оно будет существовать и развиваться. Сходство заключается лишь во взгляде на рабство и в размере территории государства.

Из этого можно сделать вывод, что перед нами две разных модели идеального государства, которые представляли себе два величайших философа древности – Платон и Аристотель.

1 Введение в обществознание. 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова стр.364

2 Платон. Сочинения в 4 томах. Том 3. Часть 1. Государство /Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф. Асмуса; Перевод с древнегрееского-СПб., 2007.С.419

4 Платон. Указ.соч. С. 242

5 Платон. Указ.соч С. 228

6 Аристотель. Сочинение в 4 томах. Том 4. Академия наук СССР институт философии. Издательство «Мысль». Москва – 1983. С.7

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *