В чем заключается разнообразие животных
Разнообразие животных (3 класс, окружающий мир) – формы животного мира
Животные окружают нас повсюду, и не всегда они видны человеческому глазу. Чтобы рассмотреть некоторых представителей фауны, потребуется микроскоп. Изучением разнообразия животного мира занимается наука зоология. Рассмотрим основные формы животных.
Земноводные
Свое название представители земноводных получили благодаря своей среде обитания: они могут жить только рядом с источником воды. Какую-то часть времени они проводят на суше, а какую-то – в воде.
Земноводных часто называют амфибиями. Это жабы, лягушки, саламандры, тритоны. Они обитают возле болот, рек, озер.
Пресмыкающиеся
К таким животным относятся ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Главная их особенность – укороченные лапы или полное их отсутствие. Они ползают по земле, словно «пресмыкаются». Так они и получили свое название, еще их называют рептилиями.
Большинство из них обитает на суше, но некоторые представители очень много времени проводят в воде, например, черепахи и крокодилы.
Малыши рептилий появляются, словно птицы, из яиц.
Среди рептилий встречаются настоящие гиганты. Самым крупным удавом является анаконда, обитающая в тропиках Южной Америки. Ее длина превышает 5 метров, а сама змея настолько сильная, что может одержать победу в схватке с молодым крокодилом.
Это самые искусные пловцы, которых создала природа. Естественная среда обитания рыб – вода, и их тело идеально подходит для плаванья. Оно удлиненное, обтекаемой формы, с плотной чешуей. Для ловких маневров в воде у рыб есть плавники и хвост.
Все рыбы дышат жабрами, поглощая растворенный в воде кислород. Свое потомство они откладывают в виде икры, из которой появляются крошечные рыбки – мальки. Рыбы – это также холоднокровные животные.
Насекомые
Это самая большая и невероятно разнообразная группа животных. Они обитают повсюду: в воздухе, в воде, на земле. Это бабочки, стрекозы, кузнечики, жуки, комары, блохи.
Отличительные признаки насекомых:
Потомство появляется из яиц. Это личинки, которые превращаются в куколок, и только затем – во взрослых насекомых.
Насекомые – это беспозвоночные холоднокровные животные.
Птицы
Это самые распространенные обитатели земного шара, которые умудряются жить и выращивать потомство в самых суровых условиях.
К особенностям птиц относят:
В природе есть птица, у которой есть крылья, но она совершенно не умеет летать. Это страус – самый высокий и крупный представитель пернатых. Для полета он слишком тяжелый, и короткие крылья не могут поднять его ввысь. Однако у страуса очень сильные длинные ноги и мощный клюв, которым он может размозжить череп любому своему врагу.
Птицы являются теплокровными животными. Это значит, что их температура тела не зависит от погодных условий. Потомство у птиц появляется из яиц.
Млекопитающие
Эти представители фауны отличаются от других животных тем, что вскармливают детенышей молоком – отсюда и название «млекопитающие».
Чем же еще отличаются звери? К их особенностям относят:
Все млекопитающие – это теплокровные животные, которые могут обитать где угодно: на земле и под землей, на деревьях и даже в толще воды.
Что мы узнали?
При изучении программы за 3 класс окружающего мира мы узнали, насколько велико разнообразие животных на нашей планете. Сумев приспособиться к самой разной среде обитания, они смогли покорить себе весь земной шар. Каждый представитель фауны имеет огромное значение, и нуждается в защите со стороны человека.
В чем заключается разнообразие животных
• какие группы животных вы уже изучали;
• какие организмы входят в группу простейших.
Царство Животные традиционно подразделяют на два подцарства — Простейшие и Многоклеточные.
Простейшие. Это одноклеточные животные, клетка которых представляет собой целостный эукариотический организм. Они обитают в самых разных условиях на Земле — в пресной и солёной воде, в горячих источниках и на дне океанов, в почве, в организмах растений, грибов, животных.
Наиболее известные представители простейших — это амёба протей и инфузория-туфелька.
Большой интерес представляют простейшие, паразитирующие в организме человека и животных и вызывающие различные заболевания, например малярийный плазмодий.
Малярийный плазмодий выходит из эритроцита и цикл размножения и развития малярийного плазмодия
Важным свойством (и отличием от бактерий) многих простейших является их способность к фагоцитозу. Фагоцитоз — активный захват и поглощение клеткой микроскопически малых живых и неживых объектов с помощью специальных «впячиваний» её плазматической мембраны.
Фагоцитоз встречается не только у простейших, но и у некоторых клеток многоклеточных организмов (например, лейкоцитов крови).
Многие простейшие имеют на теле реснички или жгутики, обеспечивающие им активное передвижение во влажной среде. Иногда движение осуществляется с помощью ложноножек (выпячиваний плазматической мембраны), как у амёбы.
Многоклеточных животных традиционно объединяют в две большие группы — беспозвоночные и позвоночные. В группу беспозвоночных входят несколько типов животных, а позвоночные представляют наиболее крупный подтип типа Хордовые. Кроме позвоночных к хордовым относят ланцетника и некоторых других родственных животных, имеющих хорду.
К беспозвоночным относят следующие типы: Кишечнополостные (или Книдарии), Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие и ряд других.
Кишечнополостные, или Книдарии (стрекающие), — одни из самых древних многоклеточных животных. Их тело состоит всего из двух слоёв — внутреннего (энтодерма) и наружного (эктодерма). Некоторые кишечнополостные, например пресноводная гидра, имеют небольшие размеры (1-20 мм в длину), другие достигают большей величины. Так, у арктической гигантской медузы, обитающей в Атлантическом океане, диаметр колокола достигает двух метров, а длина нитевидных щупалец — 20-30 м. Колонии тропических коралловых полипов, разрастаясь, образуют барьерные рифы и даже целые острова.
Плоские черви — относительно примитивные животные, однако по сравнению с кишечнополостными они отличаются рядом прогрессивных черт. Их тело имеет трёхслойное строение (между эктодермой и энтодермой формируется мезодерма) и двустороннюю симметрию (вероятно, это связано с ползающим способом передвижения). Органы дыхания и кровеносные сосуды отсутствуют, газообмен осуществляется всей поверхностью тела.
Плоские черви представлены как свободноживущими, так и паразитическими видами. Обычными обитателями наших пресноводных водоёмов являются хищные черви планарии — бурая, молочно-белая и др. Самые крупные планарии в нашей стране живут в озере Байкал — они вырастают почти до 20 см в длину. В тропиках — в Африке — встречаются планарии длиной до 60 см. Характерной особенностью планарий является покров из ресничек и хорошо развитые органы чувств (глаза, органы химического восприятия и др.). Ротовое отверстие помещается на брюшной стороне, разветвлённый кишечник не имеет анального отверстия.
К паразитическим плоским червям относят сосальщиков и ленточных червей. Сосальщики внешне немного напоминают планарий, но не имеют ресничек и органов зрения. Они снабжены присосками, с помощью которых могут ползать и прикрепляться к телу хозяина. В центре одной из присосок находится ротовое отверстие — такую присоску называют ротовой. Большой вред человеку наносит печёночный сосальщик (или печёночная двуустка), заразиться которым можно при использовании сырой воды для питья или случайно заглотнув воду при купании в пруду или реке. Заразиться этими гельминтами можно, употребляя в пищу непроваренное или непрожаренное мясо коров и свиней, пресноводных рыб. Ленточные черви не имеют кишечника — они всасывают питательные вещества всей поверхностью тела
Характерной особенностью многих паразитических плоских червей является сложный жизненный цикл, во время которого червь меняет одного-двух промежуточных хозяев, прежде чем поселится в окончательном хозяине и достигнет половой зрелости.
Разнообразие животных
Урок 10. Окружающий мир 3 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Разнообразие животных»
Здравствуйте ребята! Я профессор Биологии. Я очень люблю познавать тайны живой природы. Это очень увлекательное и важное занятие! Я буду сопровождать вас в путешествие в царство Животных. Сегодня мы с вами познакомимся с разнообразием животных, рассмотрим их классификацию и групповые признаки.
Наука, которая занимается изучением животных, называется зоология.
Зоология – наука о животных
Она изучает жизнь животных, их строение и распространение по земному шару. Животные живут всюду — в воздухе, в воде, в почве и на её поверхности. Многие из них поселяются на растениях, на теле других животных и человека. Они очень разнообразны по внешнему виду, строению и размерам. Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Таковы многие насекомые, клещи, водные рачки. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 метров, а масса их тела — около 5 тонн. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле — синий кит. Он имеет длину около 33 метров и массу 150 тонн.
Для животных, как и для растений, характерны следующие особенности: способность к питанию, дыханию, к размножению, росту и развитию, старение и смерть.
Общие признаки животных и растений:
Но существуют и признаки, которые отличают животных от растений.
Органы животных не похожи на органы растений. Как правило, растения растут всю жизнь, а рост животных прекращается в определённое время.
Большинство животных способны передвигаться. Они имеют различные органы передвижения. Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие — за счёт плавников. Большинство наземных животных при движении опираются на парные конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полёта используют крылья. Змеи вовсе не имеют конечностей, и передвигаются с помощью сокращений тела. Растения неподвижны и обычно всю жизнь прикреплены к одному месту.
Органы передвижения животных
Но самое большое различие между животными и растениями заключается в их питании. Животные питаются готовыми веществами, поедая других животных, растения или грибы. А зелёные растения сами создают питательные вещества при воздействии солнечного света.
Животный мир очень разнообразен. Животных, сходных по строению, объединяют в следующие группы: черви, иглокожие, ракообразные, паукообразные, моллюски, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. Познакомимся подробнее с данными группами.
Черви имеют мягкое тело. Они передвигаются, сокращая и расслабляя мышцы тела. Представителем червей, с которым вы хорошо знакомы, является дождевой червь. На свете много и других червей, которые живут на суше, в почве и в воде. Это, например, живущие в воде пиявки и планарии.
Моллюски — это животные с мягким телом, которое у большинства представителей заключено в раковину. Их тело подразделяется на голову, туловище и ногу. Обитают в основном в воде (это прудовики, беззубки, мидии, устрицы, осьминоги и кальмары). Некоторые живут на суше (виноградные улитки и слизни).
К иглокожим относятся морские звёзды, морские ежи, морские лилии и морские огурцы.
Паукообразные — это пауки, сенокосцы, скорпионы и клещи. Все они имеют восемь ног или четыре пары. Некоторые из паукообразных, например паук-крестовик, выделяют паутину и изготавливают ловчую сеть. А паук-птицеед подкарауливает добычу из засады и никогда не плетёт паутину.
Насекомые — самая многочисленная группа. К ней относится около 70 % всех известных к настоящему времени животных. Это жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, мухи, пчёлы, осы и муравьи. Их тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. Все насекомые имеют шесть ног.
Рыбы — это обитатели воды. Это, например акулы, скаты, сельди, окуни и пираньи. Их тело состоит из головы, туловища и хвоста. Рыбы имеют плавники, которые позволяют им быстро передвигаться, поворачиваться в разные стороны, останавливаться и сохранять равновесие. Тело большинства рыб покрыто чешуей. Дышат рыбы с помощью специальных образований, которые называются жабры.
К пресмыкающимся, или рептилиям, относятся ящерицы, змеи, крокодилы и черепахи. В их теле выделяют голову, шею, туловище и хвост. Конечности у них короткие или вообще отсутствуют. Поэтому при передвижении их тело соприкасается с землёй. Кожа пресмыкающихся сухая и покрыта чешуйками, а у некоторых еще и панцирем. Время от времени у них происходит линька – старые покровы сбрасываются и заменяются на новые.
Птицы — животные, которые способны к полёту. Тело состоит из головы, шеи, туловища и хвоста. Всё тело покрыто перьями. Передние конечности у птиц превратились в крылья, с помощью которых они летают. Из всех птиц не умеют летать только страусы и пингвины. Гуси, утки и лебеди прекрасно плавают. Птицы имеют превосходное зрение. Они видят на большом расстоянии и хорошо различают цвета. В отличие от всех групп животных, рассмотренных ранее, птицы имеют постоянную и высокую температуру тела (+42 градуса), она не зависит от температуры окружающей среды.
Подведём итог. Учёные делят царство животных на большое число групп. Среди них черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.
Многообразие животных
На Земле около 1,5 млн. видов животных. Они обитают повсюду — на суше, в пресных и соленых водоемах, на дне океана, в почве. Столь же они разнообразны по внешнему виду и по своим экологическим нишам. Животных не так уж много, если попытаться представить себе, сколько разных профессий требуется, чтобы все круговороты в биосфере работали успешно.
Попросту говоря, в биосфере нет незаменимых видов, но нет и лишних или ненужных. В ней столько видов, сколько нужно для ее нормальной работы. Если насчитано в ней 320 тыс. видов растений и 1,6 млн. видов животных, значит, столько ей их и надо.
Долгое время многообразие видов живых организмов поражало человека и казалось ему излишним. Теперь мы понимаем, что это разнообразие — основа устойчивости биосферы. Это легко понять, если обратиться к упрощенной схеме цепи питания, где каждый трофический уровень занимает один вид (рис. 8). Достаточно, чтобы что-то непредвиденное случилось с любым из видов, и все остальные погибнут. Теперь взглянем на схему сети питания с большим числом видов (рис. 7). В этом случае сокращение численности одного из потребителей фитопланктона не приведет к гибели остальных, а сельдь в составе сети его даже не почувствует. Чем больше будет разных видов живых организмов, тем устойчивее окажется экологическая система. Биосфера так устойчива потому, что все связи в ней сотни тысяч раз продублированы. Каждый вид-дублер чем-то отличается от других, например размерами, устойчивостью к голоду, холоду и болезням, предпочитаемой пищей, способом ее поедания и поэтому может себя чувствовать даже лучше и интенсивнее размножиться в таких условиях, которые для другого вида оказались неблагоприятными. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
Чтобы производство органических веществ растениями было безотходным и чтобы все вещества, созданные растениями и животными, пройдя сети питания, были полностью переработаны в форму, доступную для повторного усвоения растениями, биосфере требуется огромное количество разных профессий. На рисунке 11 изображено, какая группа животных сколько профессий (экологических ниш) образовала. На первом месте оказались насекомые, их на Земле более 700 тыс. видов, на втором — все остальные беспозвоночные, на третьем — одноклеточные животные. Одноклеточные — очень мелкие организмы, насекомые — мелкие, а среди беспозвоночных тоже большинство видов мелкие. Как видно, основное число экологических ниш в природе принадлежит мелким и очень мелким организмам. Главная масса перерабатываемого вещества приходится на мелкие виды. Крупные позвоночные животные — не главная часть биосферы, не ее хозяева, а малое ее дополнение, «украшение». Поэтому когда в биосфере происходят сильные перестройки (а они за ее историю были неоднократно, в том числе и в наши дни), крупные виды могут даже вымирать.
Разнообразие животных
Содержимое разработки
Предмет: окружающий мир
Учитель: Кормянкова Елена Вячеславовна
Тема: «Разнообразие животных»
Тип урока: усвоение нового материала.
познакомить учащихся с классификацией животных;
выявить отличительные групповые признаки;
Расширить знания о животном мире, о их существенных отличительных признаках;
Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
Развивать умение детей работать с текстом;
Расширение кругозора учащихся.
Развитие познавательной активности;
Умение работать сообща в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях.
Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Для учителя — компьютер, проектор, презентация к уроку по теме.
1. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Мы работаем старательно.
— Сегодня мы отправляемся в путешествие в царство животных. А путешествовать с нами будет профессор Зоология. Он приготовил нам вопросы.
— Как вы думаете что изучает наука зоология?
— На какие группы можно разделить всех животных?
_ Как защитить животных на нашей планете?
2.Сообщение цели и темы урока.
— Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим пополнять багаж наших знаний вместе с нашим профессором Зоология.
— Ребята, как вы думаете, для чего современному человеку нужна информация?
— Где мы можем ее найти?
— С какой целью мы читаем информацию? ( Для того, чтобы узнать, найти что-то новое, уметь пользоваться этими сведениями в жизни.)
— Чтобы работа достигла хорошего результата, мы с профессором Зоология составим план работы и оформим его в виде схемы.
Давайте познакомимся со схемой.
Поиграем в игры, которые придумал для нас наш профессор Зоология.
Игра «Узнай по описанию».
Зверь пуглив, осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. Кожа толстая.
Летает, коричневый. Очень важный!
— Получилось у вас узнать животных? (нет)
— Почему? (для этого недостаточно информации)
— Правильно. Тогда сделайте вывод, какой должна быть информация? (полной, понятной, доступной, грамотной)
— Верно. Тогда послушайте, что я вам добавлю к тем сведениям, что вы уже прочитали:
— Молодцы. Все же вы догадались кто это. (На доске висят фотографии отгаданных животных)
— Как в двух словах вы можете назвать группу этих существ? (Царство животных)
3. Изучение нового материала.
— Кого вы представляете себе, когда слышите слово животные?
— Все это представители замечательного царства животных. И изучает их наука зоология.
— Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные)
— А вот эти? (корова, свинья, коза)
— Что это за группа? ( Домашние животные)
Верно. Мы сейчас классифицировали животных по месту их обитания.
-Продолжим игры с профессором Зоология.
Игра: «Домашние и дикие животные».
( Это задание выполняют дети с задержкой психического развития).
— Для этого нам понадобится атлас.
Практическая работа с атласом.
Пользуясь атласом – определителем и энциклопедией, заполните таблицы. Напишите названия представителей царства животных каждого в свою группу.