В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу

Российское образование ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Главные новости

Мониторинг качества дошкольного образования поможет детским садам разработать программы развития

В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. thumb 15408 content gallery main. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу фото. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу-thumb 15408 content gallery main. картинка В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. картинка thumb 15408 content gallery main

Директор АНО ДПО «Национальный институт качества образования» Ирина Федосова в интервью федеральному порталу «Российское образование» рассказала об основных задачах мониторинга дошкольного образования.

В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. 2c0b46f23e62a51d50cbb80223265c01fb76880e. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу фото. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу-2c0b46f23e62a51d50cbb80223265c01fb76880e. картинка В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. картинка 2c0b46f23e62a51d50cbb80223265c01fb76880e

Ирина Евгеньевна, в 2019 году по заказу Рособрнадзора с Вашим участием была разработана и апробирована Концепция мониторинга качества дошкольного образования. В 2020 году в 40 регионах Российской Федерации запускается мониторинг на основе данной Концепции в экспериментальном режиме. Расскажите, что лежит в основе Концепции, каковы ее цели и задачи?

Да, действительно, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в 2019 году разработала и апробировала новую систему развивающего мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации (МКДО).

В основе Концепции МКДО лежат принципы и подходы к реализации дошкольного образования, обозначенные Федеральным государственным образовательным стандартом. Нам важно было разработать методологию мониторинга, которая поддержит идеологию ФГОС ДО, создаст основу для развития детского сада и всей системы дошкольного образования страны в целом.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вывел образовательные результаты обучающихся ДОО за рамки систем контроля, надзора и мониторинга состояния системы дошкольного образования. Федеральный стандарт сфокусировал новые требования к системе дошкольного образования на создании качественных образовательных условий и образовательного процесса, которые позволят каждому дошкольнику достичь лучших для себя результатов.

Разрабатываемая система мониторинга должна была учесть новые требования. В 2019 году на основе результатов предшествующих многолетних исследований качества образования в детских садах был разработан комплект организационно-методических материалов, в который вошли Концепция МКДО, описание механизмов, процедур, инструментарий МКДО и методические рекомендации по его использованию для региональных систем образования.

Концепция МКДО предложила многоуровневый, комплексный и разносторонний мониторинг качества дошкольного образования на основе системы показателей качества, сгруппированных в девять областей: образовательные ориентиры; образовательная программа; квалификация педагогов; содержание образовательной деятельности; организация образовательного процесса; образовательные условия; создание условий получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; взаимодействие с родителями; организация питания обучающихся и работников ДОО и охрана и укрепление здоровья детей и сотрудников ДОО; управление и развитие организации.

Благодаря мониторингу мы сможем оценить качество образования в ДОО с разных точек зрения – педагога группы, его коллег (внутренней рабочей группы ДОО) и руководителя, родителей и внешних экспертов. Кроме того, мы сможем увидеть вклад в развитие качества образования органов местного самоуправления, региональных органов исполнительной власти и других заинтересованных лиц.

Концепция МКДО предусматривает пятиуровневую оценку качества образования в ДОО. При этом третий уровень соответствует базовому уровню качества – полному соответствию требованиям ФГОС ДО и положениям Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Четвертый и пятый уровни указывают на превышение нормативных требований и достижения лучших показателей в регионе. Такая система оценки позволит выявить лучшие практики и предоставить информацию о них всем детским садам России, послужит основой для программ обмена профессиональным опытом.

Риск-ориентированная модель, заложенная в инструментарий МКДО, позволит сфокусировать наше внимание на возможностях и рисках развития дошкольной образовательной организации.

Для эффективной реализации требований Концепции мониторинга разработан Инструментарий МКДО, который позволяет не только оценить текущий уровень качества образования в ДОО, но и обозначить направления развития для достижения лучших результатов. Одним из важных составляющих Инструментария являются Шкалы комплексной оценки качества образования – Шкалы МКДО, которые значительно повышают надежность полученных оценок.

Каковы главные проблемы, которые может помочь решить мониторинг?

Во-первых, мониторинг, который будет осуществляться во всех регионах в соответствии с единой Концепций, поможет создать условия для формирования единого образовательного пространства РФ в сфере дошкольного образования. В настоящий момент в разных регионах используются разные системы оценки и мониторинга качества образования. Все они по-разному операционализируют требования ФГОС ДО, выделяют разные критерии качества. Для кого-то достаточным доказательством качества образования является соответствие реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования требованиям к структуре ООП ДО, заявленным во ФГОС, другим важно убедиться в высокой удовлетворенности образованием родителей воспитанников. Это приводит к появлению множества разнородных отчетов, данные которых практически невозможно обобщить на уровне Федерации без потери ключевой информации. Сбор информации по единой системе областей и показателей качества МКДО позволит систематизировать данные на уровне ДОО, на уровне муниципалитета, региона и на федеральном уровне, сохранив необходимую степень детализации данных.

Во-вторых, данные мониторинга станут основой для построения программ профессионального развития педагогов. Мы все понимаем, что даже самая прекрасная образовательная программа не гарантирует высокого качества образования, если педагог не справляется со своими задачами. Именно качество работы педагога определяет эффективность работы всей организации. В настоящий момент повышение квалификации и другие программы реализуются массовым образом без четкого понимания профессиональных возможностей и дефицитов обучаемого педагога. Многие регионы уже начали работу по диагностике профессионального уровня педагогов, и Инструментарий МКДО поможет им в этом.

В-третьих, МКДО создаст информационные условия для качественного осуществления государственного контроля и надзора, но самое главное ‒ основу для эффективного управления качеством образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, на уровне муниципалитетов и регионов.

Мониторинговые данные обеспечат доказательную базу для инициатив, направленных на непрерывное развитие ДОО, региональной системы дошкольного образования и образовательной системы Российской Федерации в целом.

Что Вы отметили по итогам проведения апробации в части профессиональной подготовки педагогов?

В апробации новой системы в 2019 году приняли участие более 8000 педагогов дошкольного образования из 56 регионов Российской Федерации. Из них 21% – педагоги высшей категории, 40% – первой категории, 39% – педагоги без категории. Среди них были педагоги со средним профессиональным педагогическим образованием и высшим, окончившие программы профессиональной переподготовки и повысившие свою квалификацию на различных курсах. При проведении профессиональной самооценки в рамках МКДО педагоги более 50% ДОО оценили свою профессиональную квалификацию и качество педагогической работы на три и более балла, то есть достигают и превышают требуемый базовый уровень. Результаты внутренней и внешней экспертной оценки в целом подтверждают эти цифры.

При этом мы отметили, что уровень качества педагогической работы далеко не всегда определяется качеством дипломов.

Педагогам нужны четкие и стабильные ориентиры качества образовательного процесса, чтобы они смогли правильно организовать свою работу и достигнуть хороших результатов. Многие из них прекрасно проводят занятия в группе, но даже не задумываются о поддержке детской инициативы при освоении содержания программы, поскольку не считают это значимым фактором качества. Они не знакомы с данными современных научных исследований эффективности различных педагогических подходов и ориентируются на фронтальные методы работы со всей группой детей, без учета различий в текущем и ближайшем уровне развития каждого.

Этому они хорошо научились в педагогических колледжах и вузах. Но сегодня этого недостаточно для достижения уровня лидеров мирового образования. И мы понимаем, что не только детским садам, но и системе профессионального обучения необходимы более ясные критерии качества образования.

Как же в целом выглядит сейчас картина качества нашего дошкольного образования? В чем его сильные стороны?

В апробации Концепции и Инструментария МКДО участвовало более 500 дошкольных образовательных организаций. С учетом того что в нашей стране в сфере дошкольного образования работает более 40 000 организаций, этой выборки пока недостаточно, чтобы дать однозначное описание качества образования в стране в целом. Среди участников апробации 56% детских садов достигают и превышают базовый уровень. Среди остальных 8% садов находятся на первом уровне качества и 36% – на втором уровне, требующем работы по совершенствованию для достижения базового третьего уровня. Традиционно сильными сторонами российского образования является работа по освоению его содержания в отдельных образовательных областях (познавательное и речевое развитие), при этом трудности вызывает учет интересов ребенка и контекста месторасположения детского сада при выстраивании программ. Многие детские сады научились с момента внедрения ФГОС создавать грамотную предметно-пространственную среду в ДОО, поддерживать игру, детские исследования и эксперименты. Организация социально-коммуникативного развития воспитанников по-прежнему вызывает вопросы у педагогов.

Насколько объективны оценки мониторинга?

Данная проблема решается во многом благодаря тому, что используется как внутренняя модель оценки объектов МКДО, в основе которой лежат самообследование и самооценка качества образовательной деятельности в ДОО, так и внешняя модель оценки МКДО с привлечением родителей и экспертов.

Проводится комплексный анализ образовательной деятельности: изучаются ее нормативные основы, проводится наблюдение за качеством образовательного процесса, рассматривается созданная в группе предметно-пространственная среда, изучается мнение педагогов и родителей.

Сопоставление данных, полученных из разных источников, позволяет получить более объективную картину. Применение таких подходов и методов оценки качества существенно снижает субъективность оценки.

Каковы перспективы продолжения исследования в 2020 году?

В 2020 году по итогам апробации Концепция МКДО была усовершенствована, и сейчас начинается мониторинг с использованием новой редакции Инструментария МКДО. Со следующего года мониторинг будет проводиться в штатном режиме.

Комментарий эксперта

В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. 784fa774d242504fc1306c8840e75a0fe5f40cd2. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу фото. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу-784fa774d242504fc1306c8840e75a0fe5f40cd2. картинка В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. картинка 784fa774d242504fc1306c8840e75a0fe5f40cd2

Татьяна Волосовец, кандидат педагогических наук, советник Министра просвещения Российской Федерации

Без повышения качества образования невозможно достичь таких национальных целей, как обеспечение глобальной конкурентоспособности. При этом особенность дошкольного образования заключается в том, что статья 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» категорически запрещает оценивать академические результаты детей. В детском саду, в отличие от школы, никаких контрольных работ или экзаменов проводить нельзя. Возникает вопрос: что же тогда мы можем измерить? ФГОС дошкольного образования – это в первую очередь стандарт условий, которые создаются в образовательной организации. И, значит, прежде всего мы должны измерять качество условий получения дошкольного образования, качество созданной в ДОО образовательной среды.

Разработка системы измерения качества условий дошкольного образования – сложнейшая задача, требующая серьезных научных исследований. И такие исследования были проведены по инициативе Рособрнадзора в 2016–2019 годах, что позволило сформировать современную научно-методологическую основу оценки качества образования, в полной мере отражающую все актуальные нормативные требования. В результате для мониторинга качества дошкольного образования был создан научно обоснованный, валидный и надежный инструментарий. Он позволяет оценить и качество реализуемых образовательных программ, и профессионализм педагогов, и их возможности и желание повышать квалификацию, и качество организации пространства ДОО и его оснащения, и многие другие характеристики образовательной среды, из которых складывается общая картина качества дошкольного образования всей страны.

Конечно, данные мониторинга должны использоваться не только на уровне дошкольной образовательной организации, но и на муниципальном, региональном и федеральном уровне для выстраивания государственной образовательной политики в сфере дошкольного образования.

Результаты мониторинга, которые будут доступны на сайтах Рособрнадзора и подведомственных ему организаций, других уполномоченных организаций в рамках выполнения работ по заданию Рособрнадзора, публикаций в прессе, проведения пресс-конференции по итогам каждого года исследования, должны стать основой для модернизации всей системы дошкольного образования на всех ее уровнях.

В широком смысле данный мониторинг направлен на привлечение внимания к проблеме информационной доступности детских садов для родителей. На основании данной информации родители смогут принять обоснованное решение о выборе образовательной организации для получения дошкольного образования своим ребенком с учетом территориальных и социальных факторов, а также стимулирование общественной дискуссии по проблематике оценки качества и доступности дошкольного образования и содействие информационной поддержке лучших практик в этом направлении.

Хочу отменить, что Инструментарий МКДО позволяет нам также посмотреть более пристально на проблему образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В шкалах МКДО выделена отдельная область качества «Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами», в которую входят четыре показателя оценки качества: реализация адаптированной основной образовательной программы, инклюзия в группе, специальная работа с детьми с ОВЗ, работа с детьми-инвалидами. В область качества «Образовательная программа» включен показатель, позволяющий оценить качество адаптированных основных образовательных программы для образования детей с ОВЗ.

Во многих показателях Шкалы МКДО создание условий для образования детей с ОВЗ является одним из критериев высокого уровня качества образования, например, в показателе «Эмоциональное развитие» владение педагогом специальными навыками для работы с особыми детьми (в том числе с детьми с ОВЗ) рассматривается как индикатор высокого уровня педагогической работы.

Кроме того, в Шкалы включены показатели, связанные с осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками ДОО. С одной стороны, это не имеет прямого отношения к реализации ФГОС ДО, с другой – согласно закону такая деятельность входит в сферу ответственности дошкольной образовательной организации. Присмотр и уход осуществляется и воспитателями, и другими сотрудниками детского сада, и его качество часто непосредственно влияет на качество образовательного процесса. Поэтому радует, что эта область качества появилась в Шкалах МКДО.

И здесь присутствует такой важный показатель, как безопасность (внутреннего помещения и территории для прогулок на свежем воздухе). Детские сады всегда уделяли особое внимание охране и укреплению физического и психического здоровья детей, санитарно-гигиеническим условиям, но сейчас, учитывая эпидемиологическую ситуацию, эти вопросы выходят чуть ли не на первый план. Образовательные программы обязательно должны предусматривать обучение таким гигиеническим процедурам, как мытье рук. Концепция затрагивает и вопросы питания – соблюдения режима, индивидуального подхода к потребностям детей, у которых, например, есть аллергия на определенные продукты.

Также собиралась и анализировалась разнообразная информация, необходимая для контроля качества образования, даны соответствующие рекомендации. Управленческая составляющая, вопрос управления качеством – это то, с чем многие детские сады сталкиваются впервые. Если отлажена не только внешняя, но и внутренняя система оценки качества, то сады смогут вовремя понять, что устарело и нуждается в модернизации, и у них будет гораздо меньше предписаний, связанных с пожарной безопасностью, питанием, соблюдением СанПиН. Важно, чтобы организации могли еще до прихода контролирующих органов выявить проблемы и поработать над их решением, самостоятельно оценив каждую область и показатель качества.

Кроме того, МКДО изучает деятельность ДОО практически со всех сторон: анализируются показатели, характеризующие зоны ответственности различных участников дошкольного образования – педагога, руководителя ДОО, коллектива работников детского сада, учредителя ДОО.

Такой подход позволяет отойти от оценки качества «по бумагам» и ориентироваться на реальные аспекты деятельности ДОО.

И в заключение хотелось бы затронуть вопрос, как эпидемия коронавирусной инфекции повлияла на работу дошкольных организаций.

Воспитатели дежурных групп детских садов заслуживают особой благодарности общества. Во время эпидемии они, как и учителя, оказались на передовой. Но большая часть детей все же находилась дома, поэтому дошкольные организации впервые столкнулись с необходимостью работать в дистанционном режиме. Детский сад буквально вошел в каждую семью. Родители многому научились. Появившиеся в это время новые методики, формы работы, записи занятий обязательно пригодятся в будущем. Известно, что дошкольники часто болеют, это связано с физиологическими особенностями развития, поэтому то, что было наработано детскими садами, в дальнейшем поможет детям, вынужденным находиться дома, не отстать от программы. Это будет большим подспорьем для родителей. И, конечно, большим плюсом был бы перевод в дистанционный формат адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, которые не могут посещать детский сад.

Источник

Мониторинг как средство контроля качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (организации)

Мониторинг как средство контроля качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (организации)

Традиционно под результатом образовательного процесса понимается уровень развития ребенка, отражающий приращения в физическом, личностном, интеллектуальном, социальном развитии воспитанников; готовность ребенка к школе.

Для контроля качества и результативности образовательного процесса, отслеживания динамики развития воспитанника и его образовательных достижений необходима специальная процедура – мониторинг.

Понятие «мониторинг» применительно к сфере образования означает систему организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности образовательной системы. Мониторинг обеспечивает непрерывное слежение за состоянием педагогической системы и прогнозирование её развития.

Сущность мониторинговых процедур состоит в непрерывности слежения за состоянием образовательной системы или ее элементов. Объектом педагогического мониторинга выступают результаты образования и процесс их достижения.

Мониторинг наряду с контролем качества и результативности образовательного процесса предполагает анализ причин выявленных рассогласований между качеством организации образовательного процесса и его структурными элементами (уровнем психического и физического здоровья детей, характером деятельности детей и качеством развивающей предметной среды, поведением детей и их взаимоотношениями между собой, отношением воспитанника к самому себе и уровнем сформированности личностных качеств и т. п., направлен на поиск путей их преодоления, внесение соответствующих корректив.

Цель мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (организации) – выявление и оценка уровня достижений ребёнком в социально-личностном, познавательно-речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии согласно заявленным результативным показателям (интегративные качества личности, стартовая готовность к обучению в школе) основной общеобразовательной программы ДОУ; отслеживание динамики развития данных качеств и осуществление на этой основе психолого-педагогического сопровождения ребёнка в образовательном процессе ДОУ.

Задачи мониторинга: выявление актуального уровня развития интегративных качеств личности ребенка на каждом возрастном этапе, определение уровня стартовой готовности к обучению на ступени старшего дошкольного возраста, выявление уровня освоения содержания программы; выявление личностных достижения ребёнка в процессе освоения основной общеобразовательной программы ДОУ, разработка индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка в соответствии с полученными данными, осуществление действенной обратной связи в системе «руководитель – педагог – родитель – ребенок» для принятия адекватных мер регулирования и прогнозирования развития, совершенствования образовательного процесса.

В «Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования» (2014) отмечено, что система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов.

В связи с этим требованием с помощью мониторинга в дошкольном образовательном учреждении (организации) изучается качество:

— результатов деятельности (личностные, физические и интеллектуальные качества ребенка; степень освоения им образовательной программы и образовательные достижения; степень готовности к обучению в школе; удовлетворенность разных групп потребителей деятельностью образовательного учреждения);

образовательного процесса (качество образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности; организации самостоятельной деятельности детей; взаимодействие с семьей;

— условий деятельности образовательного учреждения: кадровый потенциал, развивающая среда и др.

Мониторинг проводит аналитико-диагностическая группа дошкольного образовательного учреждения (организации,в состав которой входят: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по изобразительной деятельности, медицинский работник.

Субъектами психолого-педагогического мониторинга выступают воспитатели; специалисты дошкольного образовательного учреждения (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалист по изобразительной деятельности, медицинский работник); родители.

Технологические аспекты мониторинга личностного развития детей дошкольного возраста

В образовательном процессе используются три вида мониторинга:

— текущий, в процессе которого происходит отслеживание динамики развития интегративных личностных качеств (текущая психолого-педагогическая диагностика проводится воспитателем группы ежедневно, согласно изучаемому программному материалу и освоению видов деятельности согласно возрасту);

— промежуточный, включающий отслеживание актуального уровня развития интегративных качеств личности ребенка на каждом возрастном этапе. Причем промежуточная комплексная психолого-педагогическая диагностика детского развития проводится один раз в год (в мае, в конце каждого возрастного периода в 3, 4 года, 5, 6, 7 лет;

— итоговый, предполагающий определение итоговой оценки уровня развития интегративных качеств личности ребенка по завершении каждого возрастного периода, а также стартовой готовности ребёнка к школе.

Обследование детей старшего дошкольного возраста целесообразно проводить в октябре, мае текущего года и октябре, марте года, предшествующего поступлению ребенка в школу.

Процедура психолого-педагогической оценки предполагает двухуровневый подход к организации мониторинга.

Первый уровень – использование низкоформализованных методов, применяемых воспитателем, основным из которых является целенаправленное наблюдение.

Второй уровень – высокоформализованные методы, применяемые специалистами (тесты, опросники, проективные методики и т. п.).

Итоговый мониторинг предполагает применение разноуровневых методов, т. е. комплексной системы оценки уровня развития интегративных качеств личности детей и стартовой готовности к школе и др. Например, изучение и отслеживание динамики социально-личностного развития детей дошкольноговозраста осуществляется с помощью следующих методов:

— опрос (беседа, интервью);

— наблюдение (включенное и невключенное, открытое и скрытое, непосредственное и опосредованное);

— естественный, психолого-педагогический и лабораторный эксперимент;

— метод экспертных оценок при ранжировании личностных качеств;

— анализ продуктов детской деятельности;

— проективные методы (незаконченные предложения, интерпретация текстов, рисуночные тесты);

Формами фиксации результатов мониторинга могут являться тетрадь индивидуальных встреч; «портфолио здоровья»; диагностические карты, аналитические листы; карты готовности детей к школе и др.

Педагогический мониторинг целесообразно организовывать поэтапно:

организационно-подготовительный, в процессе которого происходит создание программы и разработка процедуры психолого-педагогического мониторинга по выявлению результативных показателей освоения образовательной программы;

— диагностический, в ходе которого осуществляется сбор диагностической информации;

— аналитико-прогностический, включающий постановку педагогического диагноза, определение целей и содержания работы с воспитанником, разработку психолого-педагогического сопровождения ребёнка;

коррекционно-образовательный, обеспечивающий реализацию программ, их текущую коррекцию, отслеживание динамики развития ребёнка;

— результативно-аналитический, направленный на выявление эффективности результатов мониторинговых процедур, совершенствование их организации и качества (коррекция процедуры мониторинга).

Результатом психолого-педагогического мониторинга будет являться комплексная оценка сформированности интегративных качеств личности в соответствии с возрастом и освоением основной общеобразовательной программы ДОУ, стартовых возможностей готовности к школе.

В Федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования предлагается перечень интегративных качеств личности ребенка, которые он может приобрести в процессе приобщения к разным видам культуры,интериоризации ценностей культуры и культуротворчества:

– физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

– овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

– способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

– способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;

– имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции и др.

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования результат представлен в виде целевых ориентиров.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие характеристики развития ребёнка на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования:

К началу дошкольного возраста (к 3 годам)

ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства;

у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

К завершению дошкольного образования (к 7 годам):

ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Примерные общеобразовательные программы, содержащие инвариантную составляющую стандарта дошкольного образования, ориентированы на получение в качестве образовательных результатов тех качеств, которые определены в Федеральных требованиях. Вместе с тем в каждой из них предлагаются разные варианты описания организационно-методических аспектов мониторинга в детском саду (разработка и использование экспресс-диагностики, комплексных диагностических заданий, сроки и периодичность проведения мониторинга в разных возрастных группах, варианты участия специалистов в изучении достижений детей и др.).

В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. detsad 821195 1484255038. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу фото. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу-detsad 821195 1484255038. картинка В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. картинка detsad 821195 1484255038Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. detsad 855804 1590309013. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу фото. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу-detsad 855804 1590309013. картинка В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. картинка detsad 855804 1590309013Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. detsad 304153 1553191043. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу фото. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу-detsad 304153 1553191043. картинка В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. картинка detsad 304153 1553191043Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. detsad 610475 1469129344. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу фото. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу-detsad 610475 1469129344. картинка В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. картинка detsad 610475 1469129344Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. detsad 368406 1604336897. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу фото. В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу-detsad 368406 1604336897. картинка В чем заключается развивающий характер мониторинговых процедур концепция мкдоу. картинка detsad 368406 1604336897Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *