В чем заключается самостоятельность детей
Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Лариса Чиркова
Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.
Первые признаки самостоятельности малыш проявляет при утверждении «Я сам!», «Я хочу!», «Я умею!», что свидетельствует о существенном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, пытаясь самостоятельно реализовать свои интересы.В данных утверждениях малыша заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в познании мира, а также самостоятельности,
Как ни странно, но именно в этом возрасте начинают формироваться самостоятельные действия и умения, которые усложняются в игре, в восприятии окружающего мира и общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребёнка закрепляются, а также и проявляются в различных видах детской деятельности.
В возрасте двух лет, ребёнок уже сам может ходить, сам берёт игрушки, которые ему нравятся, пытается самостоятельно есть. Чтобы быстрее понять окружающий мир, ему нужен взрослый, который будет опорой для него.
В возрасте двух-трёх лет малыши хотят делать всё то, что делают взрослые, быть такими как они и стремится быть с ними наравне, подражая им в деятельности. Многих взрослых порой это не устраивает, и часто можно услышать такие фразы,как: «Отойди, не мешай, я сам сделаю». Говоря это, взрослые не понимают, что таким образом они лишают ребёнка возможности проявить свою самостоятельность.
Очень часто взрослым некогда ждать, пока малыш справится с непослушными рукавами или колготками, им гораздо быстрее и легче его одеть. Под «нажимом» нетерпеливых взрослых, ребенок может смириться со своим положением пассивного объекта.При этом совершается грубейшая ошибка в воспитании: он начинает ощущать свою беспомощность, понижается его самооценка, растет его неуверенность в собственных возможностях, пропадает мощный стимул «Я сам», побуждающий к активности, самостоятельности и уверенности в своих силах.
Как гласит пословица «Куй железо, пока горячо», так и развивать самостоятельность детей следует в то время, когда у ребёнка она начинает формироваться, а не тогда, когда это удобно взрослым.
Но это не значит, что взрослые должны полностью идти на поводу у детей. Крайности в воспитании порой очень даже опасны.Говоря фразу: «Я сам!», ребёнок пытается ограничить опеку взрослых, но существуют моменты, когда вмешательство взрослых необходимо.
Например, ребёнок пытается самостоятельно донести тяжёлую сумку с продуктами, помогая маме. Это, конечно, нежелательно делать ребёнку, так как он может таким образом навредить своему здоровью. Но и лишать его удовольствия помочь маме тоже не стоит. Родители – это первые педагоги малыша и они должны понимать важность в стремлении ребёнка быть самостоятельным. Очень важно продумывать каждое слово и каждое своё действие при взаимодействии с ребёнком. В данной ситуации можно предложить ребёнку разложить продукты из сумки на своё место. Он будет очень этому рад, потому что ему доверили не только донести, но и помочь разобрать.
Следует помнить, что существуют моменты, когда фразы ребёнка: «Я сам!» неуместны. Например, зажечь спичкой газ, перейти дорогу, не держа маму за руку и т. д. В таких случаях, уместна пословица «Всему своё время», т. е. существуют некоторые действия детей при проявлении самостоятельности, которые не следует поощрять и допускать. Нежелательно говорить ребёнку только: «Нет», так как у него может развиться чувство собственной ненужности и у него может погаснуть стремление быть активным и самостоятельным. Малыш чутко реагирует на поведение взрослых, которые должны пояснять свои запреты и такой ответ,как: «Потому что я так сказал!», не корректен в воспитании детей.
Важно ребёнку объяснять так, чтобы он понял мотив отказа и не возвращался к обсуждению этого вновь.Порой требования взрослых кажутся противоречивыми: мы то поощряем любознательность малыша, то начинаем ограничивать, то восхищаемся активностью малыша, то препятствуем этому.
Когда ребёнок сталкивается с определёнными трудностями, педагоги и психологи не рекомендуют сразу бежать на помощь и делать всё за него. Надо помочь ребёнку сделать это самому, поддерживая в ребёнке веру в собственные силы и возможности. Взрослые не должны оставлять без внимания неудачи ребёнка.Они могут предложить: «Давай я тебе помогу», но не стоит этим увлекаться, ведь это может и войти в привычку у ребёнка. Постепенно помощь взрослых должна уменьшаться, а самостоятельная деятельность ребёнка должна увеличиваться, если это конечно соответствует возрастным и психофизическим его возможностям.
Развивая в ребёнке различные качества, следует помнить одно правило «Не делай за малыша то, что он может сделать сам». Только по полученному результату можно оценить его усердие и старательность.
Опора на детское «Я сам» должна стать одной из основ в воспитании самостоятельности у дошкольников, так как это постоянно развивающееся личностное качество, фундамент которого закладывается ещё в раннем возрасте. Поэтому, уже к концу старшего дошкольного возраста, при создании оптимальных условий для воспитания и обучения, дети могут достигнуть ярко выраженных высоких показателей самостоятельности, развитие которой как личностного качества у дошкольникасвязано с развитием основных видов детской деятельности:
Показателями самостоятельности старшего дошкольника являются: стремление к решению различных задач деятельности без посторонней помощи, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить соответствующий результат, а также способствовать к проявлению инициативы, самостоятельности и творчества в решении возникающих задач.
Например, воспитатель должен организовать деятельность детей так, чтобы каждый день ребёнок открывал для себя что-то новое, развивал ум, формируя основы личности. Самостоятельность ребёнка выражается, в первую очередь, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действовать в повседневной жизни, ориентироваться в новой ситуации. Ребёнок всегда будет испытывать чувство гордости, демонстрируя результат своих самостоятельных действий и достижений.
Таким образом, самостоятельность является одной из ведущих качеств личности, которая выражается в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими силами, а также неся ответственность за свои действия и поступки. Самостоятельность, как и другие волевые качества человека не передаются по наследству, так как не являются врождёнными, но все они тесно связаны между собой. Самостоятельность не может развиваться отдельно от других волевых качеств личности, но в тоже время и они не могут развиваться отдельно от неё. Развитие этих качеств, происходит в процессе деятельности, а также в приобретении личностного опыта и развивать их следует, чем раньше, тем лучше. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.
Самостоятельность мышления проявляется в умении увидеть и выявить проблему, и затем самостоятельно её решить. Формирование этой способности в процессе учебной деятельности является важнейшим условием интеллектуального развития личности в целом, поэтому воспитание самостоятельного мышления у детей — одна из важнейших задач детского сада, которое ярко проявляется при самостоятельном решении различных логических задач.
Самостоятельность у ребёнка формируется и развивается именно в дошкольном возрасте, если, конечно, для этого были созданы все условия. Взрослые должны проявить максимум терпения, чтобы предоставить ребёнку свободу, с целью развития самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом, поэтому важно помнить, что чем лучше она развита, тем выше уровень готовности ребёнка к школе.
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС 1 слайд Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по.
Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста Хочу поделиться с Вами опытом работы нашего ДОУ по исследовательской деятельности. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.
Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» План – конспект проведения родительского собрания «Вечер досуга родителей с детьми». Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего.
Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста «Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста». «Лучше один.
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Для Вас, родители! Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот.
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.
Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках.
Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Жизнь во всех ее.
Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста Изменения, происходящие в материальной и духовной сфере нашего общества, обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы воспитания.
Как научить ребенка 5-10 лет самостоятельности: советы для родителей
Самостоятельность – очень важное качество, без которого просто невозможно выжить в современной жизни. Каждый родитель хочет воспитать своего ребёнка самостоятельным. Но далеко не все знают суть понятия. Немногие понимают, как развивать качество с детских лет. Из статьи вы узнаете, как научить самостоятельности сына или дочку.
Самостоятельность: суть и главные составляющие
Что же такое самостоятельность? Если говорить о детях, то многие расценивают это качество как способность обслуживать себя самостоятельно, удовлетворять базовые естественные потребности, делать что-то без помощи со стороны взрослых, а также умение занимать себя. Но на самом деле понятие более обширное, и оно включает несколько составляющих:
Такие качества есть даже не у каждого взрослого. И главная проблема часто заключается именно в том, что мама или папа просто не понимает, как именно действовать, так как и сам не способен на то, что описано выше. Но если разобраться во всём, задача станет решаемой.
Основные этапы формирования детской самостоятельности
Удивительно, но самостоятельность – это не только качество и свойство личности, но и инстинкт, который заложен самой природой, но требует участия со стороны старших поколений. Вспомним животный мир: детёныш почти любого зверя рождается беспомощным, иногда обездвиженным и даже слепым. Потом он открывает глаза, оценивает обстановку вокруг себя, сам учится передвигаться. Но при этом мама и папа демонстрируют ему, как защищаться, добывать воду и пищу, как действовать при опасности.
Если учитывать тот факт, что самостоятельность является инстинктом, то можно сделать вывод: она будет формироваться в любом случае, если этому не помешают взрослые. И её развитие включает несколько возрастных периодов.
1,5-3 года
В этом возрасте ребёнок осваивает основные навыки самообслуживания: учится пить и принимать пищу, раздеваться и одеваться, соблюдать гигиену, пользоваться горшком. Он становится любопытным, познаёт мир. На данном этапе главными задачами родителей становятся поддержка во всех стремлениях, предоставление свободы действий, а также обучение элементарным правилам безопасности.
3-5 лет
Это период «я сам», в который чадо осознаёт свою независимость от мамы и папы. На данном этапе возрастает потребность в самостоятельности, поэтому ребёнок часто спорит со старшими и делает всё наперекор, прощупывает грани дозволенного, доказывает свою мнимую правоту.
Уже к пяти годам сын или дочь может помогать поддерживать быт, готовить простую еду, ухаживать за домашним питомцем. И именно в таком возрасте формируется тот сценарий, по которому будет выстраиваться дальнейшая жизнь: принятие решений, взаимодействие с людьми и миром.
На этом этапе дети очень подвержены эмоциональным потрясениям. А родители должны стараться минимизировать психологические травмы, но при этом способствовать формированию жизненного фундамента.
6-12 лет
В этом возрасте дети начинают посещать школу. Ученик должен отвечать за вещи и не забывать их в учебном заведении, планировать время, выполнять домашние задания, собирать портфель. И если в 1-2 классе школьнику активно помогают родители, то к 10-12 годам он уже вполне способен:
Подростковый период
После 12 лет начинает формироваться личностная самостоятельность. На этом этапе ребёнок нуждается в свободе действий и принятия решений. И если до данного периода родители адекватно реагировали на проявления самостоятельности и поддерживали их, то проблем не возникнет. Подросток сможет брать на себя ответственность, решать возникающие проблемы, проявлять инициативу.
Но очень часто в пубертатный период возникают конфликты между детьми и их родителями. Раньше считалось, что такие сложности обусловливались острой необходимостью сепарации (отделения) младшего поколения от старшего для начала собственной семейной жизни. Но сегодня такой потребности нет, и дети продолжают жить с отцами и матерями минимум до совершеннолетия, а иногда и дольше.
Как быть родителям? Принимать взросление детей и понимать, что подросткам тоже приходится нелегко, ведь часто они просто не понимают, что с ними происходит, как адекватно реагировать на разные события, как вести себя в тех или иных непростых ситуациях. Важно не давить, не ограничивать во всём, поддерживать и всегда быть готовыми прийти на помощь.
Почему чадо растёт несамостоятельным: главные ошибки родителей
Почти всегда в несамостоятельности ребёнка виноваты его родители. Они допускают следующие ошибки:
Как прививать самостоятельность
Ребёнок сможет развиваться гармонично и постепенно становиться самостоятельным, если его родители будут следовать несложным советам:
Игры для самостоятельности
Предлагаем разные увлекательные игры, которые помогают развивать самостоятельность:
Чего делать не нужно
Напоследок расскажем, как делать не нужно:
Развитие самостоятельности у ребёнка – непростая, кропотливая и непрерывная работа, требующая терпения и сил. Но если всё делать последовательно, обдуманно и с любовью, то чадо обретёт столь важное качество и подготовится к взрослой жизни.
Что почитать
Другие полезные статьи по воспитанию и развитию деток:
Самостоятельность ребенка
Самостоятельность ребёнка – возможность без посторонней помощи справиться с необходимыми делами, проявив ответственность и внимательность. Для развития самостоятельности ребёнок должен иметь уверенность, что справится с бытовыми делами, учёбой. Но самостоятельность заключается не только в обыкновенных физических навыках. Чтобы воспитать в ребенке самостоятельность, необходимо также уделять особое внимание и воспитанию волевой самостоятельности. Чтобы малыш мог принимать правильные решения в своей жизни и не боялся сделать ошибку.
Задача родителей- научить своего ребенка делать правильный обдуманный выбор. Приучать ребенка к самостоятельности следует с ранних лет, ведь именно в этот период формируется личность человека.
Многие родители беспокоятся, что ребёнок станет недостаточно самостоятельным в будущем, стремятся дать больше домашних обязанностей в раннем возрасте. Ребёнок чувствует себя непомерно загруженным. Чтобы избежать подобной ситуации, прочтите статью и следуйте простым советам!
Воспитание самостоятельности ребенка
Недостаток обязанностей у малыша грозит:
Чем больше ребёнок делает самостоятельно, тем крепче, сильнее уверенность в собственных силах.
Все его ошибки становятся большой движущей силой.
Самостоятельность помогает малышу в формировании характера. Чтобы впервые самому застегнуть пуговицы, собрать рюкзак в школу, необходимо собраться и приложить усилие. Это помогает воспитывать волевые качества характера. Ребёнок не станет самостоятельным, если вы просто скажете, заставите делать что-то. Это приходит постепенно, с определённым опытом. Важно понять, что как в большом спорте, тут важны постоянные тренировки, без постоянных упражнений точно не достичь больших побед.
Для воспитания в ребёнке самостоятельности, важно позаботиться об атмосфере в семье, правильной домашней обстановке.
Правила формирования самостоятельности ребенка
Уверенность родителей
Время вспомнить старую присказку: задача родителей не накормить ребёнка рыбой, а дать удочку и научиться пользоваться. У родителей должна появиться уверенность в силах малыша, и ему станет легче в выполнении новых обязанностей. Основывайте воспитание самостоятельности на четырех главных критериях:
Поддержка
Самостоятельность ребёнка начинает проявляться раньше, чем вы её заметите, захотите воспитать. Первые её ростки (выражаются в ненастойчивой активности в домашних делах) нужно не подавлять, а вовремя рассмотреть, поддержать.
Самостоятельность дети развивают поэтапно, и начинается это развитие еще в возрасте 1-2 лет. Особенно ярко стремление стать самостоятельным проявляется в три года, в это время дети все чаще заявляют: «Я сам!», и стремятся все делать самостоятельно. Уже ближе к школьному возрасту можно говорить о самостоятельности как о личностном качестве. Дети, при правильном воспитании становятся полностью самостоятельными к окончанию подросткового периода, то есть к 16-17 годам и понимают, что нужно отвечать за свои поступки.
Последствия, ответственность
Пусть ребёнок видит, что не сделанные вовремя дела приводят к определённым последствиям. Опаздываешь к ужину? Самому придётся разогреть еду и вымыть посуду. Ребёнок получит от окружающего мира обратную связь на собственные дела, поступки. Это сработает лучше регулярных наказаний.
Первое время ребёнка может пугать количество необходимых усилий. Задачу побольше следует разбить на несколько небольших. Не знаешь, за что взяться, приступив к уборке? Начни с конкретного участка или уголка комнаты.
Ребёнок пошёл в школу? Не торопитесь освобождать его от домашних обязанностей. Родители тоже работают и устают, а быт остаётся совместным.
Формирование образа
Формируйте в голове ребёнка правильный положительный образ, детское поведение во многом зависит от взаимодействия, опыта общения. Говорите не просто «молодец», а хвалите за конкретное дело, он поймёт, какое поведение поощряется и заставляет вас радоваться. Он обязательно постарается повторить приятный эффект.
Соответствующая среда
На кухне, в ванной, в детской должны быть вещи, которые легко доступны ребёнку для самостоятельных дел. Например, детские книги лучше сложить на нижнюю полку, чтобы ребёнок мог их рассматривать и читать без родительского участия, а на кухне вполне спокойно отведите для ребенка полочку, где будет храниться кухонная утварь, безопасная для него. Пусть достает кастрюли, венчики, половники – все это развивает в ребенке самостоятельность и понимание, как устроен быт.
Терпение
Вы должны понимать, что первые дела ребёнка вряд ли будут даваться ему легко. Малышу нужно потратить больше времени и приложить больше усилий, чем взрослому человеку. Поэтому ваша задача не психовать и делать всё за ребёнка, а терпеливо ждать и подсказывать. Помогайте первое время ребенку, покажите своим примером как правильно убирать игрушки, пусть это будет уже как вечерний ритуал перед сном. Со временем малыш поймет и будет это делать самостоятельно.
Право на ошибку
Ваш ребёнок, сталкиваясь с новыми препятствиями и делами, совершает ошибки. У него ещё нет опыта в выполнении дел, ошибки – это опыт. Не осуждайте ребёнка за них, а учите принимать, анализировать и извлекать пользу из неудач.
Узнать возможности ребёнка
Развитие каждого малыша сугубо индивидуально, поэтому нельзя точно сказать в каком возрасте именно ваш ребёнок должен что-то знать или уметь.
Задайтесь вопросом, по какой причине ребёнок не справляется. Может, дела слишком трудные, так как он ещё недостаточно развит? Потому что просто не умеет? Или всё-таки не хочет? В зависимости от причины можно выбрать и метод преодоления трудностей. Если у ребёнка просто недостаточно развита моторика, то нужно дождаться её развития. Если он не умеет – надо научить. Если не хочет – объяснить необходимость дела, его важность для ребёнка и всей семьи. Попытайтесь многие моменты переводить в игру – вовлекайте ребенка во все, что делаете сами и потом вы увидите, как много задач ему самому захочется делать без вашей помощи.
Не делайте за ребёнка то, что он может сам
Вы не должны мешать малышу. Если вам просто удобно его одеть и отвести за ручку, куда надо, то самостоятельности от ребенка точно ждать не стоит. Лучше потратить чуть больше времени, но увидеть результат его работы над собой. Если он уже сам может выбрать одежду или игрушку – прислушайтесь к нему. Или ребенок наелся и не хочет больше – не стоит кормить через силу, малыш уже показал вам через жесты или слова, что ему не хочется – это одно из проявлений самостоятельности.
Правило «нельзя»
Хотите запретить малышу делать что-нибудь? Подумайте, почему. Считаете его слишком маленьким? Излишне волнуетесь о безопасности? От ответа зависит дальнейшая стратегия. Если вы запрещаете ребёнку, потому что боитесь, что он не справится, то пора пересмотреть свои взгляды. Ребенок должен понимать, что ему можно, а что нельзя. Этому можете научить его только вы. Слово «нельзя» сейчас многие психологи отвергают, хотя я считаю, что по-другому ребенок не будет знать адекватных границ при взрослении.
Вовлечённость
Конечно, любое дело пойдёт легче, если у малыша возникает желание им заниматься. Пусть в комнате появится красивая полка, каждой вещи найдётся своё конкретное место. Проявите фантазию, творчество, и воспитывать самостоятельность ребёнка станет намного проще. Не забывайте, что у ребенка два родителя: мама и папа. Чаще привлекайте отца, обычно они лучше справляются с несколькими вещами: не бояться давать ребенку большую свободу и одновременно учат детей беспрекословному послушанию.