В чем заключается самоценность природы
Изучение ценности «Природа» у дошкольников
Сауле Сулейманова
Изучение ценности «Природа» у дошкольников
ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТИ «ПРИРОДА»
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема формирования ценности природы многоаспектна. Она рассматривается как в философско-социологических работах (С. Ф. Анисимова, А. Г. Здравомыслова, В. И. Сагатовского, В. П. Тугаринова, Л. П. Фоминой, М. И. Бобневой, О. И. Зотовой, В. Л. Оссовского, Ю. Письмака, П. И. Смирнова, В. А. Ядова и др., так и в психологических работах (Б. Г. Ананьева, Г. Е. Залесского, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Н. В. Ивановой, Э. А. Несимовой, и др.). В этих работах рассматриваются различные аспекты проблемы ценности природы: дается определение самого понятия «ценности природы», рассматриваются их структура и виды, поднимаются вопросы о степени их развития, особенностях становления. Кроме того, учеными обосновывается тезис о том, что именно ценность природы составляют ядро личности и характеризуют уровень ее развития в целом.
Основы современного подхода к изучению ценности природы у дошкольников представлены в работах Н. А. Асташовой, В. Д. Ермоленко, Н. С. Николаевой, Е. А. Подольской, Н. А. Рыжовой, Л. В., Е. А. Хачикян, А. Д. Шестакова и др.
В своей работе мы выделяем следующие аспекты понятия ценности природы:
Эстетическая ценность природы. Общение с природойвызывает у человека положительные эмоции и чувства: он получает удовольствие от красоты растений и животных, от приятных звуков – пения соловья, стрекотания кузнечика; от нежного запаха цветов. Особую радость человек испытывает, общаясь с детенышами животных, наблюдая за их веселым поведением, созерцая прелесть цветущих растений. Красоту природы люди отражают в различных изделиях и произведениях народного искусства (создают игрушки в виде животных; используют растительные элементы в различных видах художественной росписи – хохломской, гжельской, городецкой, в плетении кружев, создании рисунка на ткани);
Познавательная ценность природы. Человек учится у природы. Его наблюдения помогают придумывать и создавать необходимые для жизни и деятельности предметы. (Наблюдение за солнцем, он придумал лампу; увидев паутину – нитки, клешни рака – ножницы; по аналогии с грибами сделал зонт.)
Нравственная ценность природы. Общение с природой развивает человека нравственно. Замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее. Совершая по отношению к живому негуманные, плохие поступки, человек может вырасти злым, жестоким.
Таким образом, понятие ценность «природа» можно определить как осознание детьми значимости объектов природы для жизни человека, удовлетворение познавательных, нравственных, эстетических потребностей средствами природы, умение взаимодействовать с ней, ее охранять и преумножать.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей правильного взаимодействия с окружающим миром, естественной частью которого является природа (Л. И. Божович, Р. С. Буре, Н. Ф. Виноградова, В. Г. Гревцова, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С. А. Козлова, Н. Н. Кондратьева, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, С. Н. Николаева и др.).
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. У детей по мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода «экспериментам» для выяснения заинтересовавших их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.
Целью нашего исследования было изучить уровень развития ценности «природа» у детей старшего дошкольного возраста в практике ДОУ. Критерии развития ценности «природа» у детей старшего дошкольного возраста: 1) знание о мире животных; 2) знания о растительном мире; 3) знания о временах года; 4) отношение к миру природы (автор С. Н. Николаева). На основе представленных методик нами было проведено исследование, в ходе которого были получены следующие результаты.
1.Знание о мире животных: Высокий уровень знаний о жизни диких животных и их детенышах показало 30 % детей. Они различают и называют при рассмотрении картинок диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Выделяют характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Узнают основные признаки типичных представителей разных групп животных.
60 % детей имеют средний уровень. Дети допускают незначительные ошибки при различении и назывании диких животных, их детенышей, птиц, рыб. Не всегда выделяют характерные особенности строения животных, их внешнего облика. Называют не все признаки типичных представителей разных групп животных или называет их с помощью наводящих вопросов взрослого. Допускают неточности.
10 % детей имеют низкий уровень знаний. Дети часто допускают ошибки при различении и назывании диких животных, затрудняются в выделении особенностей строения животных, их внешнего облика. Не могут назвать детенышей диких животных. Не могут назвать признаки типичных представителей разных групп животных (животные, птицы, рыбы).
2.Знания о растительном мире: Показали, что 70 % детей имеют средний уровень. Данные дети допускают незначительные ошибки в называниях отличительных признаков деревьев, травы, цветов.
Различают березу и ель, затрудняются в назывании отличительных признаков березы и ели, называют их с помощью наводящих вопросов.
30 % детей имеют низкий уровень знаний.Дети затрудняются в названии видов растений: деревья, трава, цветы. Различают березу и ель, не могут назвать отличительные признаки.
3.При определении времени года: 60 % детей имеют средний уровень развития, т. к. данные дети иногда затрудняются назвать их в нужной последовательности, в основном знают характерные признаки каждого времени года, но иногда допускают незначительные ошибки. 40 % детей показали высокий уровень развития, т. к. правильно называют времена года. Знают характерные признаки каждого времени года. Замечают и называют состояние погоды, явления природы (тепло, холодно, идет дождь, снег, светит солнце, дует ветер, их взаимосвязь (солнце – светло, тепло; нет солнца – пасмурно).
4. Отношение к миру природы: Исследование показало, что 10 % детей полными предложениями отвечают на вопросы. Знают, как нужно ухаживать за домашними животными, за обитателями уголка природы. Проявляют интерес, выражает свое отношение к животным, растениям, эмоционально. Приводят примеры из жизни. 50 % детей отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными, за обитателями уголка природы. Выражает свое отношение к животным, растениям с помощью наводящих вопросов взрослого; 40 % детей не знают как ухаживать за домашними животными.
6. Умение называть и различать овощи и фрукты, место их произрастания (сад, огород) позволили определить, что 10 % детей справились с заданием безошибочно, остальным 90 % потребовалась помощь воспитателя.
7. При определении умения определять состояние погоды 10 % детей имеют высокий уровень, 50 % детей справляются с заданием с помощью педагога; 40 % детей не справились с заданием.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствует о том, что только 10 % детей правильно ответили на поставленные вопросы, они имеют высокий уровень развития ценности «природа» у детей младшего дошкольного возраста. 50 % детей имеют средний уровень и 40 % детей – низкий уровень развития ценности «Природа» у детей младшего дошкольного возраста. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточно высоком уровне развития ценности «Природа» у детей старшего дошкольного возраста, что свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной работы по данной проблеме.
Позитивная социализация дошкольников через изучение природы малой Родины Цель:Изучение природы родного села через сезонные экскурсии в природу. Задачи:Воспитывать у дошкольников элементы экологической культуры,.
Изучение причин затруднений в общении старших дошкольников Предлагаемые методические приемы помогают выявить уровень развития произвольного поведения и творческих возможностей ребенка старшего дошкольного.
Изучение творчества забайкальских писателей в дошкольном учреждении как способ формирования у дошкольников интереса к книге Аннотация Представлены обоснование и опыт работы дошкольного образовательного учреждения по воспитанию интереса к книге на основе творчества.
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников «Природа — наш дом» Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минуту не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки. Это все для нас навечно! Природа.
Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения «Изучение дорожных знаков» в подготовительной группе Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Тема : «Изучение дорожных знаков» (подготовительная группа) Программное содержание.
Природа Приморского края. Формирование экологической культуры у дошкольников по ФГОС «Природа Приморского края»Региональный компонент Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на формирование целостной.
Программа «Природа и мы». Методическая разработка по теме: «Ознакомление старших дошкольников с родной природой» Пояснительная записка. В наше время актуальной является проблема взаимодействия человека с природой. Земля – наш дом! Но человек не всегда.
Ребенок и природа. Экологическое воспитание дошкольников Ребенок и природа Каждому человеку необходимы экологические знания. Именно они определяют роль в осознании всей пагубности человеческого.
Технология развития ценности «Природа» у детей Технология развития ценности «Природа» у детей. С. Г. Тугузова, E-mail: tuguzova-saule@mail.ru Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования.
Лекция № 1 «Введение. Природа как самоценность. Предмет, цели и задачи курса. Экологическое образование в истории зарубежной и отчественной экологии»
Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
Исследованиями также доказано, что старшие дошкольники способны овладеть умениями и навыками разнообразной деятельности, имеющей экологически ориентированный характер осознанно-бережного отношения к объектам растительного и животного мира.
Экологическое образование в период детства базируется на двух главных основаниях:
· первое заключается в том, что у детей следует формировать осмысленные представления и отношения к окружающему миру;
· второе заключается в том, что положительные взаимодействия с окружающим миром являются важной составляющей здорового развития ребенка, они расширяют сферу изучения мира и качество жизни ребенка в течение широкого диапазона времени.
Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика.
Идеи формирования представлений о росте и развитии живых существ имеют глубокие корни в педагогической науке.
В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.
В современных исследованиях Р.С. Буре, С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, В.Г. Фокиной и др. отмечается, что в осуществлении задач экологического воспитания, в основу должны быть положены знания и представления. Показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правильно ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом.
Проблема взаимоотношений человека с природой наиболее изучена В.И. Мясницевич. В его работах раскрываются зависимости, которые существуют между тем, как человек ведет себя по отношению к окружающему миру, вступая с ним в контакты, и тем, какой опыт познания мира накапливает человек.
Одной из актуальных проблем экологического воспитания детей выявление особенностей формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ.
В теории и методике экологического воспитания аспектами изучения этой проблемы занимались: Л.С. Игнаткина, которая использовала в работе по формированию динамических представлений о животных в группах детей среднего возраста серии картин, изображающих различные отрезки их жизни и условия их обитания.
Т.В. Христовская разработала систему работы по формированию динамических представлений о росте и развитии на примере растений.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Философские основы экологического воспитания
Описание презентации по отдельным слайдам:
Философские основы содержания экологического образования дошкольников
Природа – непосредственно, стихийно сложившаяся форма существования материи, охватывающая неорганические и органические её структуры. Природа есть наличное бытие материи, реальность её конкретного существования (М.С.Каган) Природа – окружающий нас мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находиться в непрестанном движении и изменении (Философский словарь. М.,1980) Самоценность Природы заключается в неповторимости каждого объекта природы (в том числе и человека), в существовании самого по себе (а не для человека и удовлетворения его потребностей), благодаря этому окружающий мир разнообразен, богат.
Объективные свойства красоты в природе: единство и многообразие, целесообразность, целостность, мера форма, информация, гармония.
Многообразие природы как общее свойство её красоты Природно-прекрасное представляется человескому взору как реальное многообразие, через которое проходит сквозное единство 104вида атомов и тысячи минералов, многие миллионы животных и растительных форм Высшая форма единства – изоморфизм (структурное подобие качественно различных явлений: вспомните структуру ветвления дерева и систему кровообращения)
Форма – это именно тот феномен, который в первую очередь воспринимается человеком. Богатство прекрасных природных форм огромно. Интересная форма единства – параллелизм между формообразованием в природе и формообразованием в деятельности человека (вспомните Эйфелеву башню, которая является бессознательной калькой со структуры берцовой кости). «Красота форм в природе» Э.Геккель – памятник союзу эстетики и биологии не включил «классиков» природной эстетики цветы, бабочки, млекопитающие. Сделал это сознательно, желая открыть перед людьми красоту форм простейших организмов, различных беспозвоночных, амфибий, рептилий.
Целостность природных форм Дифференциация и интеграция – два пути, по которым шла эволюция в целостности. Дифференциация придаёт форме приятное разнообразие, интеграция вносит в это разнообразие единство. Вспомните тело высших животных дифференцировано на разнообразные участки – голову, корпус, конечности, между которыми есть строгая гармоническая связь.
Информация в природе Почему так разнообразно окрашены венчики полевых цветов? Почему столь богато декорировано оперение многих птиц? Почему природа наделила крылья одной бабочки яркой и сочной цветовой гаммой, а в распоряжение другой предоставила лишь скупые серо-белые оттенки? Природная форма информативна, обладает свойством сигнализации. Окраска крыльев бабочки часто выполняет информационную функцию (вспомните «предупреждающую окраску» и «защитную»).
Информация как мера разнообразия Эволюцию в природе, эволюцию её красоты можно расценивать как накопление информации и расширения разнообразия, рост энергетических потенциалов. Красота кристалла отличается от красоты дерева: их энергетические уровни различны, они и объясняют простоту кристалла и сложность дерева. Единый закон меры связан с гравитационным полем нашей планеты, сила которого как бы сдерживает потенциально бесконечный рост дерева. Философски мера определяется как единство качества и количества (вспомните руку человека – шедевр природной и общественной эволюции человека).
Гармония в природе особый вид единства правое – левое, симметрия – асимметрия. Эстетически меру можно определить как гармонию между качеством и количеством. Вся физическая красота нормального человека, вся его генетическая программа как бы зашифрована в 46 хромосомах увеличение числа хромосом до 47 ведёт к тяжёлым формам патологии.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-560808
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Отказавшихся от вакцинации сотрудников МГУ отстранили от работы со студентами
Время чтения: 1 минута
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
В России создадут единый центр по работе с трудными подростками
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Основное содержание ответа
Исследования Н.Н.Моисеева, С.Д.Дерябо, В.А.Ясвина, С.Н.Николаевой, Н.Н.Вересова, Н.Н.Кондратьевой, Н.А.Рыжовой, Н.В.Цветковой отмечают, что система воспитания, формировавшая «покорителей природы», породила ряд противоречий:
· между активной природой ребёнка, его эмоциональностью, мифологически восприятием окружающего мира и преобладающим воздействием на интеллектуальную сферу его личности;
· между значимостью непосредственного контакта ребёнка с природой идоминированием вербальных методов в практике экологического воспитания, крайним ограничением возможностей его, происходящим в результате урбанизации и замкнутости образовательного процесса стенами учреждения.
Исследования Н.Н.Вересова, В.Т.Кудрявцева, Д.Н.Кавтварадзе, А.А.Брудного, В.И. и С.Г.Ашиковых, И.Н.Белавиной, Н.Н.Найденской, Н.Н.Кондратьевой, Н.В.Цветковой раскрыли проблемы экологического воспитания, которые состоят:
1. в переосмыслении значимости чувственно-образного восприятия природы, ценностного отношения к ней в экокультурном развитии ребёнка,
2. в переосмыслении: образа Природы, транслируемого в образовательном процессе,
3. в переосмыслении возможностей национального образа Природы.
· что культура чувств не совпадает с культурой мышления, с объёмом и системностью знаний (И.Я.Лернер);
· что опыт эмоциональной воспитанности тесно связан с системой потребностей: потребности в безопасности ( «быть» ), потребности в развитии («жить» ), в познании мира, себя, смысла своей жизни (работа над своейдушой); потребности в общении ( «для других»), потребности в любви.
В большинстве современных исследований экологическое воспитание рассматривается как:
экологическое воспитание дошкольников (в свете идей гуманитарного подхода к экологии) – процесс целостного приобщения растущей личности к ценностно-смысловой, духовно-нравственной Культуре, которая содержит в себе систему отношений, выработанных человечеством и закреплённых в особых символических формах. (Н.Н.Вересов).
Или как: экологическое воспитание –целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Экологическое воспитание оперирует такими понятиями как «ценности – отношение – поведение» (И.В.Цветкова).
Для сравнения хорошо знать и определения экологического образования дошкольников.
Экологическое образование – целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков. Экологическое образование определяется такими понятиями как «сознание – мышление – знание» (И.В.Цветкова).
Исследование Наталии Николаевны Кондратьевой посвящено поиску педагогических условий становления экологической воспитанности дошкольников, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат:
· доброжелательность к живым существам,
· эмоциональнальная отзывчивость на их состояние,
· интерес к природным объектам,
· стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ,
· желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Первым условием учёная называет необходимость освоения педагогами важной нравственно-философской категорией «МЫ», т.е. принятие в сознание воспитателей понимания идеи единства человека и Природы (Концепция рождения экологического миропонимания).
МЫ – это жители планеты, всё живое на Земле: люди, животные, растения.
МЫ – это выражение нашего родства и гуманного способа совместного проживания.
МЫ – это всё, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней; те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто начинает приобщение к ней.
МЫ – это коллектив единомышленников: учёных, методистов, воспитателей, родителей, осуществляющих экологическое образование детей с использованием отечественного и зарубежного педагогического опыта.
Особенности отношения ребёнка к природе: примитивный гуманизм, прагматизм восприятия, познавательный характер отношения к природе. Принятие педагогами идеи разумности и гуманности.
Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром.
Разумность человека проявляется в его способности думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидеть последствия своих поступков, осознанно относиться к себе, к другим живым существам, к природе в целом.
Гуманность человека проявляется уважении принципов милосердия как нормы отношения, в умении осуществлять взаимодействие с любым живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь.
Самоценность Природы заключается в неповторимости каждого объекта природы (в том числе и человека), в существовании самого по себе (а не для человека и удовлетворения его потребностей), благодаря этому окружающий мир разнообразен, богат.
Познавательная ценность природы: человек учится у Природы. Наблюдая за особенностями приспособления животных и растений к среде обитания, человек научился создавать предметы, машины, приборы с подобными свойствами (рыба, лягушка – подводная лодка, ласты, вёсла; крылья птиц, лопасти семян растений – самолёт, пропеллер; когтистые лапы крота – экскаватор; предсказания погоды /ласточки, рыба-вьюн/ и стихийных бедствий /собаки, кошки/, определять качество среды /белые мыши, угорь/). По аналогии с естественными экосистемами человек создаёт искусственные (аквариум, сад, огород, зимний сад).
Эстетическая ценность Природы: общение с природой вызывает у человека эстетическое удовольствие (от красоты растений и животных, от пения птиц, запаха цветов). Особую радость человек получает, общаясь с детёнышами животных, наблюдая за их весёлым поведением, созерцая прелесть цветущих растений. Красоту природы, эмоциональные впечатления о природе человек отражает в разнообразной творческой деятельности, в красиво оформленных предметах быта и произведениях искусства, в общении с людьми.
Нравственная ценность Природы: общение с природой развивает человека нравственно, замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее.
Практическая ценность Природы: человек приспособился удовлетворять свои потребности путём приручения животных и выращивания растений. Он содержит домашних животных, чтобы использовать их как помощников в домашнем хозяйстве (собака, лошадь), получать от них продукты питания (корова, куры), материал для изготовления вещей (овцы). Человек использует экосистемы в своей деятельности (лес – для строительства, в водоёмах ловит рыбу).
Ценность человека для человека: человек стремиться объединиться с другими людьми, чтобы вместе жить, общаться, трудиться. Это помогает выживать и получать в чём нуждается человек: общение, получение знания, уважение, дружбу, любовь, создание семьи.
Идея единства и взаимосвязи живого и неживого как основа экологической культуры личности, раскрывается Н.Н.Кондратьевой: неживая природа – источник и условие существования живого. Взаимосвязь организма со средой обитания проявляется в конкретных формах приспособления живого существа к её условиям. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребёнка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создаёт основу для экологически целесообразного поведения. Реализация этой идеи воплощена в программе через раскрытие понятия «живой организм».
…идея единства человека и природы (основа экологической культуры личности): Человек – живое существо, похожее на животных и растения. Природа влияет на жизнь человека и человек – на природное окружение.
Вокруг Концепции экологического миропонимания объединились исследования учёных кафедры дошкольной педагогики РГПУ СПб Н.Н.Кондратьевой, Т.А.Шиленок, Т.А.Марковой, Т.А.Виноградовой.
Результатом поиска этих учёных стала программа «МЫ»: Азбука экологии. Программа экологического образования детей. Цель программы – воспитание гуманно-ценностного отношения к природе, способствовать формированию экологической воспитанности ребёнка, являющейся закономерным результатом приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования.
Формирование экологической воспитанности предполагает решение следующих задач:
· развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней,
· формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с её объектами,
· накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Условия реализации программы «МЫ»:
· готовность педагога к осуществлению экологического образования детей,
· личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе освоения программы,
· постоянное общение детей с природой ближайшего окружения,
· построение экологически развивающей среды в ДОУ,
· активное участие родителей в воспитательном процессе,
· установление связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Структура программы «МЫ»: в основе экологические знания о живом организме и его взаимодействии со средой. В программе три раздела:
· «Как живые приспосабливаются к среде»
· «Мы нужны друг другу на Земле»
Каждый раздел включает блоки:
ЗНАНИЯ (растения и животные, человек как живой организм и социальное существо, ценность природы, правила взаимодействия в природе).
ОТНОШЕНИЕ к ПРИРОДЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (разнообразная деятельность организованная (сначала педагогом, а затем и самостоятельно ребёнком) так, чтобы в ней приобретался опыт гуманного взаимодействия с природой).
Это позволяет ребёнку продвигаться от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее к раскрытию многообразных связей живого в экосистеме. Раскрытие всё новых и новых знаний о живом создаёт предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с её объектами, для овладения умениями экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. Для формирования системных знаний необходим другой подход к обучению дошкольников. Наталия Николаевна Кондратьевна предлагала проблемный метод обучения, создания на занятии игровой проблемной ситуации, мотивация которой задаётся куклами Незнайкой, Капитошой (капелькой), Гердой, Жалейкиным, Домовичком, Лесовичком. Дальнейшая беседа взрослого и детей строиться на вопросах поискового эвристического характера (почему, зачем, отчего), когда детям предоставляется возможность вступить в диалог и высказать предположения, выстроить причинно-следственные связи, установить, как произошла та или иная ситуация, и высказать предположения о том, как можно выйти из неё.
· модели «растения», «птицы», «рыбы», «звери», «насекомые» отражают существенные признаки живого и его основных эколого-систематических групп,
· модели функций органов живого: «корень», «стебель», «лист», особенности строения и повадок живых существ для передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде (строение ног водоплавающих, защитная окраска животных),
· модели роста и развития живых существ,
· модели, которые помогают детям в организации разных видов деятельности – в речевой деятельности для составления рассказов, в трудовой деятельности, в наблюдениях (способы сенсорного наблюдения).
При реализации программы особое внимание уделяется накоплению у детей эмоционально-положительного отношения к растениям и животным:
-опыта самостоятельного дружеского общения с живыми существами, осознание значимости такого отношения для живого, терпимость к внешне непривлекательным животным и растениям;
—радости от хорошего самочувствия живого объекта в естественной для него среде или аналогичных условиях, созданных человеком;
—интереса к особенностям жизнедеятельности живого организма: к самочувствию, приспособлению к среде, росту и развитию. Стремление самостоятельно находить ответы на вопросы, решать проблемные ситуации.;
-понимание того, что любовь к живому – это созерцание красоты окружающего, ощущение запахов природы, восприятие мелодии её звуков, помощь живому, переживание чувства удовлетворения от правильного общения с природой, единения и согласия с живущими рядом, окружающим миром.
В организации педагогического процесса акцент сделан на взаимосвязь трёх основных направлений:
1. специально организованное обучение в форме занятий
2. совместная деятельность взрослого с детьми является основной в формировании экологической культуры детей (полноценное использование наблюдений, опытов, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, фольклора, труда в природе в повседневной жизни детей);
3. самостоятельная деятельность детей. – это в первую очередь создания педагогом условий: экологизация развивающей среды.
Для выявления характера представлений ребёнка о живом организме были использованы
· метод индивидуальной беседы, включающей три части: а) о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма, б) о свойствах целостного живого организма, его потребностях в условиях среды, состоянии, в) о приспособлении к различным средам обитания,
· метод индивидуальной беседы, включающей вопросы на понимание ценности природных объектов (Зачем нужны животные и растения? Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему?),
· метод индивидуальной беседы, по поводу ситуации, в которой герой предпочитает развлечение помощи живому существу.
Для выявления характера отношения ребёнка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях, в специально созданных условиях, в ситуации выбора. Для выявления умения ребёнка осуществлять уход за растениями.
Н.Н.Кондратьева выявила три уровня экологической воспитанности детей дошкольного возраста. При организации работы по экологическому образованию, отмечает исследователь, следует ориентироваться преимущественно на второй уровень, характерный для большинства дошкольников. Характерным достижением для большинства детей к концу дошкольного возраста является следующий уровень экологической воспитанности:
· ребёнок радуется встрече с природой, с животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения, По собственной инициативе длительно наблюдает за живыми существами, проявляя элементарную любознательность: задаёт поисковые вопросы, высказывает эвристические суждения;
· знания характеризуются основами системности: ребёнок осознаёт, что для нормального существования живого не должны быть нарушены внутренние связи, и связи с условиями среды и другими живыми. Ребёнок видит и признаёт многообразное значение природы им ценность жизни, имеет полное представление о правилах взаимодействия в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях, предвидит последствия разного отношения к природе. Самостоятельно пользуется доступными познавательными умениями;
· ребёнок охотно и доброжелательно общается с живыми существами, учитывает их желание общаться, оберегает целостность, привычные условия существования. Вступает в активную защиту живого, с помощью взрослого, других детей пытается поправить последствия неправильных действий. Мотивом такого отношения выступает понимание самоценности живого, общая гуманная позиция ребёнка. Проявляет гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимает нравственный смысл своих действий и поступков.
Исследование д.пед.н., кан.биол.н., ведущий научный сотрудник Центра «Дошкольное детство», преподавателя Высшей школы наук об окружающей среде, редактора журнала «Обруч», соавтора проекта «Национальная стратегия экологического образования РФ» Натальи Александровны Рыжовой также обращено к сознанию педагогов словами Концепции «Экология и экологическое образование», в которой раскрываются вопросы:
· Экология – «наука о доме»
· Экологическое образование и устойчивое развитие
· Современные дети и природа
· Человек – не «царь» природы
· Проявление стереотипов в содержании экообразования дошкольников
· Проявление стереотипов в методике работы с детьми
· Возрастные особенности дошкольников и экологическое образование
· Цели и задачи экологического образования дошкольников.
Под экологическим образованием дошкольников Н.А.Рыжова понимает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Комплекс взаимосвязанных задач экологического образования дошкольников, по мнению Н.А.Рыжовой, включает:
· формирование системы элементарных научных экологических знаний как средства становления осознано-правильного отношения к природе,
· развитие познавательного интереса к миру природе,
· формирование первоначальной системы ценностных ориентаций: восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой,
· формирование первоначальных умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями, умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения, навыков рационального природопользования в повседневной жизни,
· воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Эти задачи помогает решить программа «Наш дом – природа», акцент в которой сделан на развитии у детей элементарных научных представлений о существующих в природе взаимосвязях; на развитии понимания, что природные компоненты связаны между собой, что живые организмы зависят от среды обитания, что человек – неотъемлемая часть природы. Важное значение придаётся нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Структура программы отражает проблемный подход в обучении и воспитании: комплекс блоков программы связанных между собой предусматривает многократное повторение содержания на четырёх уровнях программы:
· третий уровень «Лес (Лесной дом)» возвращение к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне за счёт взаимосвязей и взаимоотношений организмов с окружающей средой.
В каждом блоке выделены два компонента: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий (понимание ценностного значения природы, заботливое к ней отношение).
(Московская областная общественная организация «Город Мира» возникла в 1999 в подмосковном городе Троицке по инициативе группы педагогов, ищущих новых путей в воспитании более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане человека. Одной из главных целей организации является создание на московской земле международного города мира, который стал бы символом города культуры, мира и творчества в интересах детей планеты.)
Ключевым понятием Концепции «Человек Экологической культуры» и программы культурно-экологического воспитания «Семицветик» является Красота: в природе, в рукотворных произведениях человеческого гения – в искусстве, красота в самом человеке, его духовном и душевном мире. Главная цель программы – способствовать становлению совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане.
В основе построения и развития программы лежит органическая связь тематического плана с временами года и сезонными проявлениями природы (фенологический, астрономический, народный, социально-бытовой календари). Основные тематические блоки, исходящие из двух базовых тем «Человек» и «Природа»:
Основная технология совместной с детьми деятельности в программе «Семицветик» – театрально-игровое творчество (ТИТ): творческое воображение и мышление есть основа любого творчества, а партнёрство, партнёрская позиция взрослого – это то без чего немыслимо увлечь, устремить.
И.В.Цветкова, к.п.н. сотрудник Института развития личности Российской академии образования г. Москва, вела исследования в области развития экологической культуры ребёнка. Критерием роста экологической культуры ребёнка автор считает нравственную позицию личности, которая в каждом возрасте проявляется по-своему, но, прежде всего, в:
· усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация их в привычки,
· выраженной потребности в приобретении экологических знаний, ориентации на практическое их применение,
· потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживании им, проявлении заботы, доброты, чуткости, милосердия к людям и Природе,
· проявлении эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности,
· гражданской активности в области экологических проблем.
Представленные исследования доказывают, что проблема воспитания ценностного отношения к Природе является сложной. Её решение требует кардинальной перестройки всей сложившейся системы работы с детьми по экологическому образованию.