В чем заключается сатирическая направленность произведения шемякин суд
Шемякин суд: анализ произведения
Шемякин суд – сатирическое произведение 17 века. Поэма относится к народному творчеству, поэтому не имеет автора как такового. Интересный сюжет, неожиданная развязка – вот, чем интересен Шемякин суд, анализ которого мы разбираем в нашем сочинении.
Краткий анализ повести Шемякин суд
Данная повесть в 17 веке пользовалось огромной популярностью. Первая половина рассказывает о злоключениях крестьянина, одновременно и комичных, и грустных, в результате которых против него затеяли три судебных разбирательства. Во второй части описан непосредственно сам процесс, который закончился неожиданно даже для самого бедняка.
Повесть о шемякином суде, анализ которой выполнить не составит труда, отличается комизмом ситуации, высокой скоростью развития сюжета и бесстрастной манерой изложения. Все это усиливает сатирические нотки произведения.
Проблематика произведения
Основная проблематика произведения – подкупность судей. Повесть показывает, что в этой жизни все решают деньги. Даже тогда, когда вина человека очевидна, он может откупиться и не только избежать наказания, но еще и превратиться в жертву.
Название произведения стало фразеологизмом. Оно означало несправедливое судебное разбирательство. Это и неудивительно, ведь повесть описывает, как из-за алчности судьи, который думал, что ему дают взятку, присудил виновному выплату хороших компенсаций.
Главная мысль
Главная мысль повести заключается в том, что виновные люди должны нести наказание по совести и по закону. В произведении судья принял решение после того, как увидел у виновного что-то завернутое в тряпку. Он принял это за золото и подумал, что ему предлагают взятку. По этой причине он оправдал бедняка. На самом деле в свертке оказался камень, поэтому в итоге судья остался ни с чем. Однако он был только рад своему решению. Оказалось, что бедняк, которого он судил, собирался проломить ему лоб камнями, завернутыми в тряпки, если бы тот вынес «неправильный» приговор.
Анализ произведения Шемякин суд нужно строить исходя из того, что это сатирическая повесть о несправедливом разбирательстве. В этом заключается и проблематика и главная мысль этого русского памятника литературы.
Анализ произведения Шемякин суд
«Шемякин суд» является произведением демократической литературы. В 17 веке такой жанр получил всеобщее распространение и признание, так как именно в нем отражались идеалы и мнения народа насчет происходящих событий тех времен. В таких произведениях главными героями выступают простые люди без наград и призваний, со своим горем и проблемами. «Повесть о Шемякином суде» считается лучшим произведением данного жанра.
Главная проблема в повести – нечестный, несправедливый и подкупной суд. «Повесть…» осуждает лицемерие, ханжество, прогнившую систему суда и продажных судей, выносящих лживые приговоры.
Сюжет завязывается на истории бедняка-крестьянина и нелепых (однако, также, печальных) происшествиях, случившихся с ним. Убогий приходит просить у своего богатого брата лошадь с хомутом. Богатый, возмущаясь, даёт ему лошадь, но, услышав про хомут, начинает поносить бедняка за убожество. Крестьянин же, из-за несчастного случая, вскоре приводит лошадь без хвоста. Разъяренный богатый брат идет в город бить челом на убогого Шемяке-судье. Виновник плетется за ним.
Братья останавливаются в селе у попа. Богатый пирует вместе с попом, а убогого не зовут. Тот смотрит с полатей на набитый едой стол и, заглядевшись, нечаянно зашибает младенца, сына попа. В итоге и поп, и богатый брат едут бить челом к судье на бедняка.
Главный герой понимает, что проиграет суд, и решает покончить с жизнью. Он бросается с моста и падает на старика, убив его. Сын погибшего старика присоединяется к попу и богатому брату и идет судиться с бедняком.
Обвиняемый, не зная, что делать, заворачивает в платок камень. Во время судебных процессов он достает его из шляпы, кланяясь, показывает судье. Шемяка-судья, подумав, что это взятка, оправдывает все три дела в пользу крестьянина. Шемяка предлагает богатому брату, попу и сыну невыгодные решения и потерпевшие, поняв это, решают откупиться от бедняка деньгами.
После завершения судебных процессов судья посылает к убогому своего человека забрать, как ему кажется, «взятку», но убогий показывает камень. Главный герой объясняет, что если бы Шемяка не оправдал его, то он забил бы судью этим камнем.
Шемяка, узнав об этом, счастливо говорит, что правильно посудил.
Радостный бедняк с деньгами возвращается домой…
«Повесть о Шемякином суде» показывает комичные ситуации, но оставляет после прочтения грустную горечь. Бедный крестьянин, если подумать, ни в чем не виноват, но от этого виноватым не становится и богатый брат, чье негодование оправдано из-за покалеченной лошади; и поп, который лишился сына из-за несчастного случая; и городской житель, страдающий по своему погибшему отцу из-за бедняка. Они все не являются виновными, а приговоры, вынесенные судьей, не несут справедливости по отношению к ним. Прогнившая система суда не осуществляет правосудие, не радеет за истинную правду. Она давно уже разложилась, постановления и вердикты обросли коростой и их выносят за проплаченный посул.
«Шемякин суд» остается по-прежнему актуальным произведением. Размышления в повести о судьбах людей, законности и справедливости, лжи и истине, социальных статусов пользовались огромной популярностью в 17 веке и, как видно, в наши дни тоже. Ведь и в современном мире встречаются прототипы Шемяки, нечестные приговоры, подкупы и взятки для изменений решений должностных лиц и чиновников, законы, непрописанные четко, которые можно трактовать двояко, так, как выгодно кому-то, а не простым людям.
Выражение «Шемякин суд» до сих пор используется в нашей речи, когда мы говорим о несправедливости и коррумпированности в нашей жизни.
Конспект урока по литературе на тему «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение (8 класс)
Конспект урока литературы в 8 классе.
Тема: «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение.
ПРЕДМЕТНЫЕ: познакомить восьмиклассников с сатирической повестью 17 века;
развивать критическое мышление, умение анализировать текст, отстаивать своё мнение и создавать развёрнутые устные выказывания.
Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для аргументированного ответа.
Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для выражения своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие морального сознания и нравственных чувств личности.
ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.
ТЕХНОЛОГИИ: информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, индивидуальной и коллективной деятельности обучающихся.
ОБОРУДОВАНИЕ: Словарь литературоведческих терминов /ред.-сост. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев. – М.: Просвещение, 1974; текст произведения.
Под сатирой следует разуметь не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорблённого позором общества… В. Г. Белинский
Хочешь на суде добра, подсыпай серебра. Русская пословица
I . Организационный момент. Психологический настрой (включение в учебную деятельность). II . Вступительное слово учителя о демократической литературе на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. .
Русская литература на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного периода. Происходило её расслоение, стремительно развивалось демократическое направление. Появилась литература, которая писала не только о народе – сам народ, демократическая среда начинает создавать свою литературу. Её создателями были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. Рождённая в народной среде, она отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений стали простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный. Писатели пристально всматривались в особенности русского национального характера, искали причины народных бед и приходили к выводу, что система государственного устройства калечит судьбы людей. В это время возникает жанр, называемый повестью (в значении повествование, рассказ). Центральное место занимает образ человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Ему не от кого ждать помощи, поэтому он сам ищет выход из сложившихся обстоятельств.
Одним из произведений демократической литературы является « Повесть о Шемякином суде », сатирическое произведение XVII века. Давайте определим этапы работы над произведением.
III . Определение темы урока. Целеполагание. Составление плана совместных действий.
1. Проблемы авторства, источники. 2. Знакомство с идейно-художественным содержанием повести. 3. Новые герои демократической литературы. 4. Жанровые особенности произведения.
IV . Работа по теме урока.
1. Проверка индивидуального домашнего задания.
Сообщение « Проблемы авторства, источники».
У произведения нет одного автора и нет единого текста – есть целый набор вариантов. Оно встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Исследователи отыскивали схожие по содержанию произведения в индийской, персидской, польской литературах, никаких убедительных доказательств о связи русского памятника с конкретным произведением зарубежной литературы нет. Выявленные переклички указывают на наличие так называемых бродячих сюжетов, не более того. Как это часто бывает с памятниками фольклора, шутки, анекдоты не могут принадлежать одному народу. Они успешно кочуют из одной местности в другую, так как бытовые коллизии везде, по сути, одинаковы. Такая особенность делает особенно трудным разграничение переводных и оригинальных памятников литературы XVII века.
2. Лексический комментарий:
Убогий – крайне бедный, нищенский.
Ссужать – давать в долг.
Скудость, скудность – бедность, убожество.
Поносить – порочить, оскорблять бранью.
Бить челом – подавать просьбу.
Полати – нары для спанья, устраиваемые под потолком между печью и стеной.
Зыбка – колыбель, люлька.
Челобитная – письменная просьба.
Истец – тот, кто предъявляет иск (заявление в суд).
Приставы – должностное лицо, приставленное к какому-нибудь делу для надзора.
Мздоимство (устар.) – взяточничество.
Аминь – 1. Заключительное слово молитв, проповедей в значении «верно, истинно». 2. Конец (устар.).
3. Историко-культурный комментарий.
Умер Дмитрий Юрьевич Шемяка 17 июля 1453 года в Новгороде. По некоторым сведениям – он был отравлен по приказанию Василия II Темного. Похоронен был в Юрьевом монастыре Великого Новгорода. В настоящее время его останки находятся в Софийском соборе Великого Новгорода.
В историю вошло выражение о «Шемякинском суде» как о несправедливом и продажном. Данное мнение о политике Дмитрия сложилось у потомков благодаря оценке Н. М. Карамзина. Ряд историков не согласны с подобным мнением и склонны считать Шемяку последователем идей деда и борцом за законный престол.
4. Выразительное чтение по ролям (учебник, стр.35 – 39).
V . Анализ идейно-художественного содержания. Работа в группах.
Задание для первой группы.
1. Охарактеризуйте убогого мужика.
2. Какие чувства он вызвал у вас?
3. Это комический или трагический образ?
4. Определите, на чьей стороне безымянный автор произведения. Можно ли почувствовать его позицию? Каким образом?
Задание для второй группы.
1. Охарактеризуйте богатого брата и других персонажей, невольно «пострадавших» от убогого мужика.
2. Какие чувства они вызвали у вас?
3. Почему герои повести не названы по имени?
Задание для третьей группы.
1. Дайте характеристику судьи. Какие чувства он вызвал у вас?
2. Как вы оцениваете реакцию судьи на отсутствие взятки? Чему он так радуется?
3. Почему только судья назван по имени?
4. Когда в речи употребляют меткое образное выражение «Шемякин суд»?
5. В каких известных вам литературных произведениях встречается тема суда и осуждения?
Задание для четвёртой группы.
1. Почему повесть относится к сатирическому жанру?
2.Чем эта повесть похожа на бытовую сказку и притчу и чем отличается от них?
3. Какова идея произведения?
4. Можно ли утверждать, что социально-нравственные вопросы, поставленные в повести, актуальны и в наше время?
Сатирическую «Повесть о Шемякином суде» можно определить как пародию на древнерусское судопроизводство. Она высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве. История завершилась для убого крестьянина счастливо, он побеждает над миром несправедливости и произвола.
Произведение отличается быстротой действия, комизмом ситуаций, в которые попадают персонажи, а также подчеркнуто бесстрастной манерой повествования, что только усиливает сатирическое звучание древнерусского памятника. Эти особенности указывают на близость повести к волшебным и социально-бытовым народным сказкам.
Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.
Сатирическое произведение было весьма популярно, оно сразу же ушло в фольклор – стали рассказывать сказки о Шемякином суде. Это интересный случай, когда не устное предание получает письменную обработку, а, наоборот, – из книги получается устный, бытующий в народе без автора рассказ. Существовали и многочисленные лубочные издания «Шемякина суда». Лубочные картинки – незамысловатые, но очень красочные, сочные рисунки с текстом. Эти картинки выпускались специально для народа, в некоторых крестьянских семьях существовала традиция украшать ими свои избы.
Чтение басни В.И Майкова «Вор и подъячий».
Пойман Вор в разбое,
Имел поличное, колечко золотое,
Которое пред тем с Подьячего склевал
В ту ночь, как Вор сего воришка разбивал;
Хотя Подьячего так звать неосторожно,
Однако ж взятки их почесть разбоем можно,
Затем я назвал так.
Да только что бездельник;
Что точно у него кольцо свое узнал,
И с тем еще других пожитков он искал.
На то в ответ сказал Подьячему мошенник:
«Когда меня за то достоит бить кнутом,
Так должно и тебя пытать, Подьячий, в том:
Когда родитель твой жил очень небогато,
Откуда ж у тебя сие взялося злато?
Разбойник я ночной,
Который всех людей безвинных обирал.
С тобою мы равны, хоть на весах нас взвесить;
И если должно нас, так обо и х повесить».
VII . Обращение к эпиграфу урока.
— Часто ли вам приходится слышать о несправедливых решениях современного судопроизводства?
— Какие пословицы и поговорки о несправедливости судейских решений вы знаете?
VIII . Инструктаж домашнего задания: написать статью о произведении с опорой на словарь литературоведческих терминов и приёмы комического изображения.
Словарь литературоведческих терминов.
Анафора — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении.
Антитеза (от гр. antithesis — противоположение) — одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.
По́весть — прозаический жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий.
Бытовая сказка (или социально-бытовая) прочно связана с реальностью, здесь существует лишь один, земной мир и реалистично передаются особенности быта, а главный персонаж — обычный человек из народной среды, борющийся за справедливость и добивающийся своего с помощью смекалки, ловкости и хитрости.
Притча — старинное название назидательного рассказа о человеческой жизни в форме иносказания, аллегории. В старину так называли и те из басен, в которых действующие лица — люди.
Приёмы комического изображения: юмор, сатира, ирония, сарказм, гипербола, гротеск.
Сатира (от гр. satura — разное, смесь) — художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.
Ирония (от гр. eirneia — скрытая насмешка) — тонкая, затаённая насмешка, один из видов юмора. Вместе с тем ирония — один из художественных тропов: употребление слова в обратном, противоположном его значении, когда, например, с серьёзным видом притворно утверждают противоположное тому, что думают в действительности о каком-либо явлении или человеке.
Сарказм (гр. sarkasmos [от sarx — плоть, тело] — терзанье) — едкая, язвительная насмешка, основанная на чувстве превосходства говорящего над тем, о ком он говорит или к кому обращается.
Гипербола (от гр. hyperbol — преувеличение) — один из тропов; образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегает писатель для усиления впечатления, для заострения образа.
Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco, от итал. grotta – грот) – своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчёркивается искажение или смещение норм действительности и совместимость контрастов – реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного юмора.
Трагическое — жизненное явление, вызывающее слёзы, печаль.
Комическое — жизненное явление, вызывающее смех. Комическое в жизни — это внутренне противоречивое явление, в котором обнаруживается резкое несоответствие между тем, что оно представляет собой в действительности и за что оно себя выдаёт, на что оно претендует.
IX . Подведение итогов урока. Выставление отметок.
— Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
— Чей ответ вы оцениваете высшим баллом? Почему?
Сатиры 17 века. «Калязинская челобитная», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о бражнике»
Сатира
«Шемякин суд» – это сатирическое произведение XVII века. У него нет одного автора и нет единого текста – есть целый набор вариантов.
Юмористическое произведение может быть мягким, добродушным, лирическим. Сатирическое – никогда. Сатира всегда сурова и жестка. Сатирический автор показывает людей смешными, глупыми, некрасивыми, злыми и т. д. Сатира всегда критикует и бичует человеческие пороки, слабости и недостатки. Сатира всегда даёт сниженный образ действительности. Она даже похожа на анекдот, что по сути и является самым популярным и доступным видом сатиры.
Если рассмотреть даже школьные или «детсадовские» анекдоты про Пятачка и Винни Пуха, то можно увидеть, что эти персонажи более глупые, примитивные и менее приятные, чем в книге Милна или в знаменитых мультфильмах Хитрука (рис. 1).
Рис. 1. Винни Пух и Пятачок (Источник)
Можно ещё провести такую параллель, как современные газетные пародии, как правило, на политиков или других влиятельных людей, где они предстают некрасивыми и глупыми. То есть часто смеются над тем, что на самом деле пугает, раздражает, мешает жить.
Во всём мире, и особенно в России, такой вещью часто являлся и является суд. Неправедность русского суда вызывала нарекания ещё в XV–XVI вв (рис. 2).
Рис. 2. Сатирическое изображение судей (Источник)
Продажность судей, их крючкотворство и несправедливость суда, то, что бедняк всегда в накладе, а выигрывает богатый, что происходит неравный, нечестный суд – об этом стонут вся русская литература и многочисленные исторические документы. Тема неправедности суда является темой повести «Шемякин суд».
Повесть суд шемякин краткое содержание
Анализ повести «Шемякин суд» нужно начинать с перечисления основных персонажей. В сказочной повести их немного, поэтому героев легко запомнить.
Действующие лица и их краткие характеристики:
Произведение небольшое по объему, поэтому на его чтение уйдет немного времени. Основная идея текста становится понятна после анализа сюжета. Повесть позволила сделать популярным крылатую фразу «Шемякинский суд» — так говорят, когда речь заходит о несправедливом решении.
Сатирические тексты сложны для понимания, особенно во время изучения в школе, поэтому на уроках детально разбирают характеристики главных героев, что они делали. Краткий пересказ «Шемякина суда» позволяет запомнить последовательность этапов сюжета.
Смысл повести, что уже в XVII веке люди с доступом к власти не всегда действовали честно. Шемяка судил не по закону, а так как посчитает нужным. Он захотел получить взятку от бедняка и поэтому вынес решения в его пользу.
Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Повесть о Шемякином суде
Краткое содержание Повесть о Шемякином суде
«Повесть о Шемякинском суде» очень краткое содержание
Бедный завернул в тряпочку тяжелый камень. Судья Шемяка сказал его брату, чтобы он ждал, когда у лошади хвост вырастет. Попу приказал отдать попадью до рождения нового ребенка. А сыну убиенного посоветовал броситься с моста и задавить бедняка.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма является шедевром древнерусской литературы. Произведение было написано в середине XVI века, на основе муромских устных преданий о житие Петра и Февронии, правивших в Муроме в XIII веке. Для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Популярность и распространение сюжета о Шемякином суде
Повесть «Шемякин суд» существует в разных вариантах. В XVII веке можно увидеть два варианта – стихотворный и прозаический, которые известны и в XVIII–XIX веках. Существовали многочисленные лубочные издания «Шемякина суда».
Лубочные картинки – незамысловатые, но очень красочные, сочные рисунки с некоторым текстом. Это картинки для народа, которые издавались, а потом крестьяне (а иной раз и горожане небогатые) вешали их на своих деревянных стенах (рис. 3).
Рис. 3. Лубочная картинка (Источник)
«Шемякин суд» – это популярный, любимый сюжет, который таким образом распространялся по всей России. В конце концов история стала настолько популярной, что уже ушла в фольклор – стали рассказывать сказки о Шемякином суде. Это интересный случай, когда не устное предание получает письменную обработку, а наоборот – из книги получается устный, бытующий в народе без автора рассказ. Получается, что текстов этого произведения много, но единого, идеального нет. Тут важен не порядок слов, а сама история, сюжет.
Издания
». Весь комизм этой «Сказки» покоится на развитии общеизвестной темы: «око за око и зуб за зуб », шаржированной в балаганном духе.
Издания повести о Шемякином суде:
«Памятники» Костомарова (вып. II, стр. 405-406);
Сюжет «Шемякина суда»
Жили-были два брата. Один богатый, другой бедный, убогий. Бедный постоянно обращался к богатому за помощью. Однажды нужно было ему привезти из леса дров, а лошади своей не было (рис. 4).
Он пошёл к старшему (богатому) брату и попросил лошадь. Тот ругался, но дал лошадь, правда, без хомута.
Хомут – подковообразное приспособление (деревянная дуга), которая вешается, крепится на спину к лошади. К хомуту прикрепляются оглобли, и таким образом тяжесть падает на хомут и не давит на шею лошади. Это не менее ценное приспособление, чем колесо. Сделали его в Средние века. Древность хомута не знала.
У бедного брата нет хомута, и он не придумывает ничего лучше, как привязать сани с дровами к хвосту лошади (рис. 5).
Рис. 5. Бедняк ведёт лошадь за поводья (Источник)
С этим грузом (с дровами) он пытается въехать к себе во двор и обрывает несчастной лошади хвост. Далее он пытается вернуть брату лошадь с оторванным хвостом. Богатый брат в гневе и бьёт челом в суд – решает судиться с младшим братом.
Братья отправляются в город, где будет происходить суд. На ночлег они устраиваются в доме у одного попа. Пока богатый брат и священник едят и пьют, бедняк лежит на печи и ничего не ест. Ему завидно, ему интересно, что ест богатый брат с приятелем-попом. Голодный, любопытствующий бедняк свешивается с печи, не удерживается, падает и до смерти зашибает хозяйского маленького ребёнка. После чего несчастный поп тоже идёт бить челом к судье.
Далее они идут втроём. Бедняк думает, что это будет его концом – его засудят. Чтобы свести все дела разом, он бросается вниз головой с моста – хочет покончить жизнь самоубийством. И снова становится невольным убийцей. Дело в том, что как раз под этим мостом проезжают сани. Некий молодой человек везёт к лекарю (а по другой версии – в баню) своего старика отца. Старик погибает. После этого и сын убитого отправляется в тот же самый суд.
Ситуация становится совершенно безвыходной для бедняка, который является растяпой и недотёпой и вечно совершает невольно какие-то безобразные поступки.
Вся эта троица является в суд, где сидит судья Шемяка, и излагают своё дело. Бедняк думает: «Ну что я могу поделать?». Он берёт камень, обвязывает его платком и сует за пазуху. Богатый брат излагает дело судье. Шемяка спрашивает ответчика: «Расскажи, как было дело». Тот вытаскивает спрятанный в платок камень из-за пазухи и говорит: «Вот тебе, судья». Судья думает, что это взятка и там золото или серебро. После этого судья опрашивает следующего истца – попа. Поп излагает дело. Судья снова спрашивает бедняка: «Как было дело?». Тот опять ничего не отвечает, а только показывает камень. Третий истец тоже излагает свою историю, и всё повторяется заново.
Каков же был Шемякин суд? Что присудил многоопытный и мудрый судья? По поводу лошади он сказал так: «Пускай лошадь побудет у младшего брата, а как хвост отрастёт, так и вернёт пускай он её старшему брату». По поводу сына попа он говорит следующее: «Пускай жена попа поживёт у младшего брата, родит от него ребёнка и вернётся обратно к мужу уже с ребёнком». По поводу третьего случая судья тоже не растерялся: «Убийство совершено, надо отомстить тем же самым способом. Пускай бедняк станет под мостом, а сын погибшего старика сверху на него бросится и зашибёт того до смерти».
Послушав мудрого судью, естественно, истцы перепугались. Все стали сулить несчастному бедняку деньги, чтобы он не стал исполнять решения судьи. Бедняк берёт деньги и, радостный, отправляется восвояси. Но не сразу, потому что приходит посланный от судьи Шемяки человек и говорит: «Давай то, что ты посулил судье». Бедняк разворачивает свой платок, показывает камень и говорит: «Если бы судья судил не в мою пользу, я бы его этим камнем зашиб». Ответ передают судье. Судья рад, он возносит богу благодарственную молитву: «Хорошо, что я судил по нему, а иначе он бы меня до смерти зашиб».
В результате, все более-менее довольны, что дёшево отделались. Но более всех доволен бедняк, который уходит, напевая песенки, потому что у него карманы полны денег. А могло всё получиться очень плохо.
Литература. 8 класс (1 часть) Шемякин суд
В XVII веке широкое распространение получила демократическая литература — литература, которая создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений такой литературы были простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто это неудачники, бедняки, но демократическая литература полна сострадания к этим обыкновенным героям и их судьбам. Авторы видели и понимали, что причина несчастий «маленьких людей» не в них самих, не в дурных свойствах их натуры (злобе, жадности, зависти, лени и т. д.), а в общем устройстве жизни — несправедливости суда, например равнодушии и жестокости власти богатых. Одним из произведений демократической литературы является «Повесть о Шемякином суде».
«Повесть…» осуждает не только корыстолюбивых судей, но и всё судопроизводство в целом, и прежде всего нелепые законы, которые можно трактовать как угодно или обойти. Приговоры, которые выносит судья, кажутся нам невероятными, комическими. Но люди XVII века узнавали в этих приговорах судебную практику своего времени.
Сходство с жизнью усиливает критический смысл «Повести…» — законы нелепы, а хитрые, продажные судьи творят беззаконие, соблюдая видимость законности.
Несмотря на комические ситуации, «Повесть о Шемякином суде» оставляет грустное впечатление. За исключением судьи, все герои этой «Повести…» либо были, либо стали несчастными. Бедный крестьянин избавляется от своих бед, и мы ему сочувствуем. Но нам понятно и негодование брата крестьянина, которому сначала вернули лошадь без хвоста, а потом и вообще её забрали, и горе попа, у которого бедняк нечаянно задавил сына, и печаль горожанина, у которого из-за бедняка умер отец. И горожанин, и поп, и даже богатый брат не виноваты в том, что произошло. И если вдуматься, то оправдательный приговор Ше- мяки издевательски несправедлив по отношению к ним. В «Повести…» все по-своему несчастны, а на справедливость нет надежды. В суде если и оправдают одного, то засудят другого. Те, кто должен осуществлять закон, думают прежде всего о деньгах и посулах, а не о правде и справедливости.
К таким печальным мыслям о судьбе человека, о правде и кривде в этой жизни, о справедливости и законности приводит нас «Повесть о Шемякином суде». «Повесть…» пользовалась широкой популярностью в XVII и XVIII веках. Выражение «Шемякин суд» стало поговоркой, обозначающей несправедливый, неправедный суд.
Шемякин суд
В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог наполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привезти. Брат же не хотел давать ему лошади и сказал ему:
— Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог.
А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество:
— Даже своего хомута и того у тебя нет!
И не дал ему хомута.
Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась через подворотню с возом и оторвала себе хвост.
Убогий привёл к брату лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.
Убогий, видя, что его брат пошёл бить на него челом, пошёл за братом своим, ведая, что если он сам не пойдёт, то за ним из города пришлют и придётся за проезд приставам платить.
И пришли оба к некоему селу, не доходя до города. Богатый пошёл ночевать к попу того села, ибо был ему знаком. Убогий пришёл к тому же попу и, придя, лёг у него на полатях. А богатый начал рассказывать, что случилось с его лошадью и чего ради идёт он в город. И потом начал поп с богатым ужинать, убогого же не зовут к себе есть. Убогий начал с полатей смотреть, что поп с братом его ест, и сорвался с полатей на зыбку и удавил попова сына до смерти. Поп также поехал с братом в город бить челом на убогого о смерти сына своего.
И пришли ко граду, где жил судья. Убогий же шёл за ними. Пошли через мост в город. Некий житель того града вёз под мостом по рву отца своего в баню мыться. Бедняк же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, решил себя смерти предать и бросился прямо с мосту в ров, желая расшибиться до смерти. Бросившись, упал на старика и удавил отца до смерти. Сын схватил его и привёл к судье. Он же стал думать, как бы избегнуть напасти и что бы такое дать судье. И, ничего у себя не найдя, взял камень и, обернув его в платок, положил в шапку и встал перед судьёю. Принёс богатый брат челобитную исковую на убогого и начал на него бить челом судье Шемяке.
Гравюра на меди. XIX в.
Выслушал Шемяка челобитную и сказал убогому:
Убогий же, не ведая, что сказать, вынул из шапки завёрнутый камень, показал его судье и поклонился. Судья же понадеялся, что ему от убогого будет посул, и сказал брату:
— Коли он у лошади твоей оторвал хвост, так ты у него лошади своей не бери, покамест у неё не вырастет хвост. А как вырастет хвост, тогда лошадь свою возьмёшь.
Потом начался другой суд. Поп бил челом судье, что убогий у него сына удавил. Убогий также вынул из шапки завёрнутый камень и показал судье. Судья же, видев то, что он опять сулит ему узел злата, и сказал попу:
— Коли он у тебя ушиб сына до смерти, так ты отдай ему свою жену попадью, покамест не приживёт он тебе с нею ребёнка. Тогда возьми у него попадью и ребёнка.
И начался третий суд. Убогий опять показал судье завёрнутый в плат камень. Судья же решил, что ему сулят третий узел, и сказал тому, у кого был убит отец:
После суда истцы вышли со ответчиком из приказа. Начал богатый просить у убогого свою лошадь. Убогий же ему сказал:
— По судейскому приказу, как у неё хвост вырастет, так и отдам тебе твою лошадь.
Брат же богатый дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы ему и без хвоста отдал. Он же взял у брата своего пять рублей и отдал ему лошадь.
Тогда стал убогий просить у попа по судейскому указу попадью. Поп же начал ему бить челом, чтобы у него попадьи не брал. Он же взял у попа десять рублей.
Тут убогий начал и третьему истцу говорить:
— По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и на меня бросься, как я на отца твоего.
Он же размышлял сам с собою: «Брошусь, а если его не убью, а сам расшибусь». И начал с ним мириться, дал ему мзду.
Так убогий со всех троих себе взял. Судья же выслал человека ко ответчику и велел у него взять три узла, которые он показывал. Человек судьи начал у него узлы просить:
— Дай, дескать, то, что ты из шапки судье показывал в узлах, он велел у тебя то взять.
Убогий же вынул из шапки завязанный камень и показал. Человек стал ему говорить:
— Чего ты камень показываешь?
Ответчик же сказал:
— То я и судье показывал.
— Для чего же ты камень показывал?
— Я потому ему камень показывал, что, кабы он не за меня судил, я бы его тем камнем зашибил.
И пришёл человек и сказал судье. Судья же, слыша то, сказал:
Потом убогий вернулся в дом свой, радуясь и хваля Бога. Аминь.
Размышляем о прочитанном
1. Кто герои «Повести о Шемякиной суде»? Кто из них прав? На чьей стороне автор? Каковы преступления героя повести? Кто из героев наказан?
2. Кого высмеивает повесть? Кто из героев вызывает у вас сочувствие и почему?
3. О каком суде говорят: «Шемякин суд»?
4. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола [18]) используются в повести? Приведите примеры использования этих приёмов в тексте повести.
5. Какое впечатление производит на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив в него выражение Шемякин суд как поговорку.
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
Вспомните, какие произведения из древнерусской литературы изучали до восьмого класса и какие из них вам хотелось бы перечитать? «Шемякин суд» — небольшое произведение, но необычайно значительное.
1. На уроке вы обсуждали, кого высмеивает автор, кто вызывает сочувствие. Какие приёмы сатирического изображения (гротеск, гипербола) помогают понять и правильно ответить на эти вопросы? Какими приёмами художественного чтения, стилистическими красками пользуется актёр Анатолий Вологдин в передаче смысла произведения?
2. Помогли ли интонация, логические ударения, манера актёрского исполнения лучше понять мысли и чувства автора? Что, по вашему мнению, могло бы прозвучать иначе? Попробуйте в выразительном чтении передать ваше личное восприятие текста.
3. Что означают слова и словосочетания: почитание, отмолить, сподобил Бог, сила ратная? Как они прозвучали при чтении?
4. Какие интонации — торжественные или иронические — звучат в чтении Анатолия Вологдина в описании суда, концовки произведения?
5. Подготовьте выразительное чтение повести по ролям.
Примечания
[18] Гипербола — художественный приём, основанный на преувеличении.
Восприятие повести «Шемякин суд»
У людей XVII–XVIII веков этот рассказ вызывал живейшую реакцию, а именно огромное удовольствие – они смеялись. Если воспринимать этот рассказ реалистически, как жизнеописательный рассказ, то получаются сплошные неприятности и глупости. Впору плакать, а не смеяться. Но всё-таки это сатира, балаган, клоунада, фарс. Это надо понимать как анекдот, как некий нарочито искажённый, комический и по-своему весёлый образ жизни.
Также этот текст должны были воспринимать с радостью, потому что он имеет некий пафос – победа слабого над сильным. Бедняк попал в переделку, но счастливо выкрутился.
Большинство людей, к которым был обращён этот текст, – простецы (люди бедные и слабые в социальном плане). В жизни всё было не так, а тут бедняк побеждает. Причём побеждает не потому, что у него есть ум, или деньги, или сила – ничего этого у него нет. Он вообще голь перекатная. Он даже глуп. Но он становится любимым народом простаком-ловкачом. У него как-то всё само получается неким волшебным образом, он торжествует. Его простота оказывается сильнее мирских обычаев, мирской мудрости, хитрости и опыта судьи. Это вызывало безусловную радость.
Тема судейства в литературе
В центре повести – осмеяние судейских порядков, судейского крючкотворства и фарисейства. Эта тема древняя, как мир. Этим в той или иной степени занимались многие народы – и в фольклоре, и в театре.
Все истории о судьях можно условно разделить на две группы: истории о судьях мудрых и правильных и истории о судьях глупых и нечестных. Идеальный и мудрый судья – это библейский Соломон. Соломон – это судья-мудрец и виртуоз, который действует парадоксально. Самая известная история, когда две женщины заспорили о том, чей ребёнок. Соломон, не зная истины, принял замечательное решение: раз они за него спорят, пусть он не достаётся никому, пусть каждая получит по половинке, пусть воин разрубит ребёнка пополам. После чего одна из матерей, которая претендует на материнство, говорит: «Хорошо, пусть он не достанется ни мне, ни ей». Вторая с плачем говорит: «Нет, я отказываюсь, пусть тогда вторая женщина его заберёт». После чего Соломон отдаёт ребёнка, естественно, той, которая хотела сохранить ему жизнь. Это была настоящая мать (рис. 6).
Рис. 6. Суд Соломона (Источник)
Соломон действует неожиданным, парадоксальным образом и таким кривым, окольным путём добивается правды и истины. И мы, слушатели этой истории, восхищаемся его мастерством и виртуозностью.
В любом случае история о суде должна быть заковыристой, замысловатой, с неочевидным поведением судьи. Он может быть злым взяточником, он может быть праведным и мудрым, как Соломон, но он должен действовать нестандартным, парадоксальным образом.
Анализ повести «Шемякин суд»
Решение Шемяки – образец казуистики. Он вроде бы действует логически, а на самом деле принимает абсурдные решения, действуя против очевидных вещей, против здравого смысла. Но так построена вся повесть. Это ведь череда всяких трюков и парадоксальных событий, каких-то клоунских выходок бедняка и судьи Шемяки.
Но Шемяка сам себя обхитрил, перемудрил, попался на собственный крючок. И его парадоксальные решения служат делу правды. Потому что бедняк, конечно же, неудачник и болван, но в нём нет злого намерения, всё, что он совершает, он совершает невольно. А богатый крестьянин (его брат) и священник, казалось бы, нормальные люди, которые олицетворяют нормальный ход вещей и мирской порядок, надёжность социальной жизни. Но они же действуют очень нехорошо. Они на самом деле тянут в суд невинного, потому что он совершает все свои деяния непредумышленно. А их деяния показываются морально осуждаемыми, потому что они хотели содрать с бедняка последнее и наказать за то, в чём он по сути не был виноват. Строго говоря, бедняк заслужил оплеуху. Так жить нельзя, он вообще опасен для мирных людей своими странными способами жить, ложиться на печь, бросаться с мостов и т. д. Но дурного умысла у него нет, а значит, нет и состава преступления, значит, не за что судить.
Главные герои повести
Всего в произведении не так много героев: бедный брат, его брат-богач, боярин — человек, пострадавший от бедного брата (третий истец), поп и судья по имени Шемяк.
немного труслив, но в то же время он является очень невезучим и одновременно удачливым человеком. Можно сказать, что он поймал удачу за хвост.
Его брат-богач и боярин
скорее всего нейтральные герои, которые просто не любят проблем и им проще от них откупиться, чем вступать в разборки.
— очень алчный человек, который готов присудить что угодно, лишь бы извлечь из этого выгоду.
Краткое содержание повести «Шемякин суд»
Пересказать эту историю можно буквально парой строк. Итак, бедному брату были нужны дрова, но коня у него не было. Тогда он решил одолжить его у богатого. Тот дал лошадь бедному своему брату, но в лесу его настигло невезение — у коня оторвался хвост.
Богатый брат подает на него в суд. После чего бедный падает с моста на отца боярина, вследствие чего тот погибает. Боярин тоже подает на бедняка в суд.
Суд идет, а бедный тихонько показывает судье мешок с камнем. Тот думает, что в мешке золото и решает дело в пользу бедняка. Он присуждает ему держать коня у себя, пока у того не отрастет новый хвост. Но брат решает, что конь ему нужен сейчас и выкупает его у бедняка.
Боярину же судья говорит, чтоб тот раздавил на коне бедняка, как тот раздавил его отца. Но боярин не любитель насилия и тоже решает откупиться деньгами.
Анализ произведения
Можно сказать, что значение у этого произведения весьма двоякое. С одной стороны автор просто высмеивает героев, которым пришлось еще и заплатить за свое несчастье. А с другой стороны, его смысл заключается в том, чтобы показать всю несправедливость не только ситуации, но и этого мира.
По ходу чтения можно уловить основной конфликт этого произведения — это столкновение между справедливостью и алчностью.
С одной стороны судья выбрал не такое уж и плохое наказание, но с другой, если бы бедняк не показывал ему мешок, наказание не было бы таким мягким.
К тому же наверняка судья знал, что богатому дорога его лошадь, а боярин милосерден и не станет топтать на лошади человека.
На самом деле эта история достаточно иронична, ведь именно она показывает, что дуракам всегда везет. По сути здесь все остались в дураках. Это может значить только одно.
В то время народ хотел высмеять суд, так как большинство его решений были не только куплены и несправедливы, но иногда даже абсолютно абсурдны и донельзя смешны.
В большинстве своем суд просто-напросто закрывал глаза на правду и оставлял в дураках добропорядочных граждан.
Небывальщина в фольклоре
Если обобщить всё вышесказанное, получается, что мы имеем дело с небывальщиной. В обычном мире происходит всё по-другому: конечно, суд должен был быть на стороне попа и богатого, конечно, судью так не обманешь, не обхитришь, конечно, бедняк должен был проиграть.
Небывальщина – это такой жанр фольклора, где происходят невероятные вещи: медведи летают по небу (рис. 7), коровы перепрыгивают через луну, как в английском фольклоре.
Рис. 7. Медведь, летающий по небу (Источник)
Это мир, которого нет, но хочется, чтобы он существовал. В нём всё вверх тормашками: слабый побеждает, суд оказывается правым. Это сказочный мир народных желаний, народных фантазий о жизни. Поэтому он так прекрасен.
Небывальщины много в русском фольклоре. И не только в русском.
Сюжет «Шемякина суда» в традициях других народов
Это история заёмная, заимствованная, то есть взята у соседей – у европейцев. Аналогичные истории обнаруживаются в немецкой и польской литературе того времени. Ещё учёные нашли большое количество параллелей на Востоке. Есть аналогичные сюжеты в индийской, тибетской, мусульманской традиции. Это так называемый бродячий сюжет – одна из тех историй, которые кочуют от народа к народу, отражая что-то очень важное и типическое для людей.
Есть одна тибетская история, которая совпадает практически один в один с повестью «Шемякин суд». Она про то, как бедный брахман попросил у другого человека быка для работы. Произошла подобная история: бык сбежал со двора, когда был уже возвращён. По дороге в суд брахман падает со стены ткача, который погибает, потом он садится на грудного ребёнка, который закрыт одеждой. Судья решает выколоть глаз у хозяина быка, потому что он «не увидел» быка, когда его привели, вдова ткача должна выйти замуж за брахмана, а ребёнок возвращается несчастной матери тем же способом, что и в «Шемякином суде».
Вроде бы, история та же самая, но лошадь – не бык, а русский крестьянин – не индийский брахман. Детали и интонация рассказчика создаёт разные образы. В результате возникают вполне национальные персонажи, которые несут отпечаток здешней местности, здешних особенностей языка, миропредставления и т. д.
Поэтому повесть «Шемякин суд» очень местная, вся взращенная на русской почве, хотя семена занесены из-за границы. Эта повесть отразилась в нашем языке. До сих пор, когда речь идёт о несправедливом, дурном, кривом суде, говорят: «Шемякин суд».
Исследования
Пока к делу не были привлечены восточные и западные параллели, на «Шемякин суд» смотрели как на вполне самобытное, очень древнее произведение русской сатиры, связанное с общим взглядом русских людей на печальное состояние судопроизводства ; объясняли такими пословицами, как «с подьячим водись, а камень за пазухой держи
», и даже комментировали некоторыми статьями «Уложения » Алексея Михайловича и «Сказаниями иностранцев о России XVII в. ».
Кроме имени Шемяка
Привязка к историческому персонажу
Западные параллели
Задаваясь вопросом, какими путями проникло к нам это сказание, и на основании прямого свидетельства Толстовского списка «Шемякина суда XVII века» (выписано из польских книг), Тихонравов полагал, что «в своём настоящем виде сатирическая повесть о суде, уже окрещённом именем Шемяки, прошла через переделку русского человека и получила краски чисто народные, но отдельные эпизоды могли быть заимствованы из польских книг
Восточные параллели
Повесть о Ерше Ершовиче
«Повесть о Ерше Ершовиче» – безымянное произведение XVI–XVII веков. Это тоже сатирическая повесть.
Безымянность – это обычная вещь для литературы того времени, по крайней мере в России. Особенно, когда в основе повести лежит фольклор.
Это рассказ о том, что происходило в России того времени. Опять-таки, тема этой повести – суд.
Современному читателю в этой истории многое непонятно, потому что описано очень много реалий того времени. Чтобы вполне её понимать, надо знать тогдашние социальные отношения: кто есть кто, что означают названия тех или иных сословий и т. д. С другой стороны, читателю и сейчас смешно и всё равно довольно многое понятно, потому что использован понятный нам способ сооружения повествования.
В повести действуют очеловеченные животные – рыбы. Всем нам известны сказки и басни, в которых происходит аналогичная вещь: медведь – крупный начальник, властный человек; лиса – хитрюга, которая представляет характерные общественные элементы, и тому подобные вещи. Принцип этот прост и понятен.
В данной повести действие происходит среди рыб в Ростовском озере. Такое озеро действительно есть, на его берегу стоит город Ростов Великий. В повести там собираются на суд большие люди – судьи. Осётр, Белуга, Сом – всё это крупные, маститые, вальяжные рыбы. Они представляют бояр (начальников). Рыба помельче, похуже – это люди поплоше соответственно. Окунь представляет силы правопорядка. Он что-то вроде полиции, и рыльце у него соответствующее. Самая мелкая, самая паршивая, самая никчёмная рыба, представляющая самого мелкого, паршивого, никчёмного человека, – рыба Ёрш.
Ёрш – рыба мелкая, костистая и колючая. У него на спине есть иголки, которыми он колет противника. Ёрш представляет в этой повести тип плебея (драчливого, назойливого, пронырливого) – такой весьма непочтенный и лихой тип.
Этого Ерша обвиняют в том, что он обманом, хитростью, путём всяких махинаций выжил из озера его законных владельцев. Естественно, Ёрш отпирается. Он, наоборот, хочет обвинить, очернить, обозвать понеприятнее своих обвинителей.
Эту повесть с удовольствием читали и слушали как раз «мелкие» люди – бедняки, которым богатые и степенные люди не нравились и их всячески раздражали. Поэтому сочувствие, возможно, было на стороне Ерша. Хотя разобраться, кто же из них прав, трудно.
Есть разные рукописи, в которых есть разные альтернативные финалы. В одном варианте Ерша осуждают и бьют плетьми, а озеро возвращают его истинным владельцам. В другом финале Ёрш плюёт в глаза своим судьям и скрывается в хворосте (в зарослях).
Такая двойственность финала показывает двойственность этой повести, потому что нельзя сказать точно, на чьей стороне сочувствие автора. Все выглядят глуповато, сниженно, как и полагается в сатире.
Ёрш – заведомо лихой, неприятный, антисоциальный персонаж, но в нём есть обаяние плута, пройдохи, ловкого и очень задиристого парня, которому всё удаётся. И это обаяние отчасти говорит в его пользу. Эта повесть и позиция рассказчика амбивалентны – двойственны.
Другие пересказы для читательского дневника
Сегодня еще одно произведение под названием Шемякин суд попало в мой читательский дневник. С повестью Шемякин суд мы познакомились в 8 классе на уроке литературы.
повесть о Шемякином суде
Повесть о Шемякином суде рассказывает о бедности и знакомит с несправедливым судом, показывая нам маленького человечка с его смекалкой. Произведение Шемякин суд написано неизвестным автором, а датируется данная сатира семнадцатым веком.
Шемякин Суд краткое содержание
По пути в город брат останавливается у своего друга попа, где тот приглашает за стол, бедному же не дают ужин и тому приходится лишь выглядывать с полатей. И вот бедный случайно падает и как раз на люльку с ребенком. Ребенок погибает. Теперь и поп идет в суд.
По дроге бедный брат решается на самоубийство и бросается с моста, да как раз падает на сани с человеком. Своим падением он убивает отца одного из горожан, который в это время везет отца на санях в баню.
Если анализировать произведение, то мы прекрасно видим, кого и что высмеивает повесть Шемякин суд. Это и взяточничество, и несправедливость в судебных решениях во времена феодализма. Читая сатирическое произведение Шемякин суд, невольно задаешься вопросом, а на чьей же стороне стоит автор? И здесь, как раз тот случай, когда автор не поддерживает никого, он просто показывает всю горечь происходящего, где каждый герой заслуживает сочувствия, хотя, как раз вот на сторону судьи вряд ли кто станет. Судью можно осуждать, ведь именно он выносил несправедливые решения, которые доходили до нелепости.
Шемякин Суд главные герои
В Шемякином суде главными героями являются бедный и богатый братья, поп, горожанин и судья Шемякин. Именно по его фамилии и был назван суд.
Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой — бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришёл бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал.
Делать нечего — бедный привязал свои дровни к лошадиному хвосту. Когда же он вёз дрова домой, то забыл выставить подворотню, и лошадь, проезжая через ворота, оторвала себе хвост.
Привёл бедняк брату лошадь без хвоста. Но тот лошади не взял, а поехал в город к судье Шемяке бить челом на брата. Бедный пошёл за ним, зная, что его всё равно заставят явиться на суд.
Они дошли до одного села. Богатый остановился у своего знакомого — сельского попа. Бедный пришёл к тому же попу и лёг на полати. Богатый с попом сели есть, а бедняка не позвали. Тот смотрел с полатей, что они едят, свалился, упал на колыбель и задавил ребёнка. Поп тоже пошёл в город жаловаться на бедного.
Выслушав жалобу богатого брата, судья Шемяка велел бедному отвечать. Тот показал судье завёрнутый камень. Шемяка решил: пусть бедный не отдаёт богатому лошади до тех пор, пока у неё не вырастет новый хвост.
Затем принёс челобитную поп. А бедный опять показал камень. Судья решил: пусть поп отдаст бедному попадью до тех пор, пока тот не «добудет» нового ребёнка.
Потом стал жаловаться сын, у которого бедный задавил отца. Бедняк опять показал судье камень. Судья решил: пусть истец убьёт бедного тем же способом, то есть бросится на него с моста.
После суда начал богатый у бедного просить лошадь, но тот отказался отдать, сославшись на судейское решение. Богатый дал ему пять рублей, чтобы он лошадь и без хвоста отдал.
Тогда бедный стал по судейскому решению требовать у попа попадью. Поп дал ему десять рублей, только чтоб он не брал попадьи.
Бедный предложил третьему истцу выполнить решение судьи. Но тот, поразмыслив, не захотел бросаться на него с моста, а начал мириться и тоже дал бедному мзду.
А судья послал к ответчику своего человека, чтобы он спросил о трёх свёртках, которые бедняк показывал судье. Бедный вытащил камень. Шемякин слуга удивился и спросил, что это за камень. Ответчик объяснил, что если бы судья не по нему судил, то он бы его ушиб этим камнем.
Узнав о грозившей ему опасности, судья очень обрадовался, что судил именно так. И бедный, радуясь, пошёл домой.
ема: «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века.
Цели урока : показать идейно-художественное своеобразие повести как сатирического произведения;
Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, рассказ по иллюстрациям.
І. Проверка домашнего задания.
1) Чтение нескольких сочинений об А. Невском.
ІІ. Рассказ учителя о демократической литературе. Русская л – ра на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного времени. Происходило расслоение л – ры: параллельно с литературой развивалась л – ра демократическая. С каждым годом расширяясь в объёме и всё больше привлекая к себе общественное внимание. Эта л – ра создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.
В истории русского лит. языка демократическая л — ра ΧVІІ – ΧVІІІ веков оставила глубокий, неизгладимый смысл. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи – речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи.
Слайд 3 Одним из произведений демократической л – ры является « Повесть о Шемякином суде ». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемякини стало нарицательным.
П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах.
Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом.
На протяжении XVIII-XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.
ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.
ІV. Беседа по вопросам учебника.
V. Дополнительные задания :
1. Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста 3. Сорвался с полатей 4. Предать себя смерти
В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не «развязаны».
5. Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога
Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.
Слайд 6 Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него пападью и с ребенком».
Слайд 7 Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и. ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.
Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство.
Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.
VІІ. Слайд 9 Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»
VІІІ. Работа с иллюстрациями. Задание по группам: пересказать несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, близко к тексту.
В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему: — Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог. А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество: — Даже своего хомута и того у тебя нет! И не дал ему хомута. Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост. Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.
Тест по «Повести о Шемякином суде»
1) сказка 2) повесть 3) житие 4) поучение
А4. Что определяет образ жизни убогого брата?
В1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуются слова, вышедшие из употребления с течением времени («хомут», «поносить», «дровни»).
В2. Назовите средство создания образа героя, строящиеся на описании его внешности (со слов: «Пошёл убогий…»)
В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «А когда дал…», выпишите слово, которое характеризует отношение богатого брата к невежеству убогого.
В4. Объясните значение слова чело.
2-я часть: 5. Шемяка судья 6. Камень, завернутый в платок 7. Бедный хвалил Бога 5
Бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами за что и приговаривает богатому брату о тдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. 6
Гравюра на меди, первая половина XVIII в. Из иллюстрации к сказке «Шемякин суд», первая половина XVIII в.). Из собрания Ровинского. « Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи. 7
Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный. НЕТ, негативный) 2. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный.» НЕТ, негативный) записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица: Да (за) Нет (против) 1. Предприимчивость 2. Активность 3. Напор 4. Смекалка 1. Навязчивость 2. Лживость 3. Трусость 4. Нахальство 5. Наглость 8
Жанровые особенности «Шемякина суда» Сатирическая повесть Напоминает бытовую сказку Найдите черты притчи А что напоминают иллюстрации на стр. 33? 9
Ресурсы https://www.peoples.ru/state/king/russia/dmitriy_shemyaka/shemyaka_7.jpg https://wiki.laser.ru/images/thumb/e/e4/%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg/240px-%d0%a8%d0%b5%d0%bc%d1%8f%d0%ba%d0%b8%d0%bd_%d1%81%d1%83%d0%b4.jpg https://www.rusinst.ru/showpic.asp?t=articles&n=ArticleID&id=4951 https://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000491396.jpg 11
Энциклопедичный YouTube
. Челобитчик и ответчик совершают путь вместе. С бедняком случается второе невольное несчастье: во время сна он падает с полатей в колыбель и убивает попова ребенка. Поп присоединяется к богатому. При входе в город, бедняк решает покончить с собой и бросается с моста, но падает на больного старика, которого по льду вёз в баню его сын. Потерпевший также идёт к судье с жалобой.
Далее повествуется, что судья высылает своего писца получить от бедняка взятку, но, узнав, что последний показывал ему не деньги, а камень, предназначенный для «ушибленья» судьи в случае обвинительного приговора, — благодарит Бога за спасение жизни. Таким образом, все действующие лица повести остаются так или иначе довольны исходом дела, окончившимся благополучно только благодаря простоте бедняка.