В чем заключается сетевая культура
Сетевая культура
Понятия «сеть», «сетевые структуры» используются в современном научном знании для обозначения взаимодействующей совокупности объектов, связанных друг с другом линиями связи.
Повсеместное использование информационно-коммуникационных сетей актуализировало исследовательский интерес к изучению сетей, сетевых принципов, сетевых структур. В научный оборот вошли понятия «сетевая структура», «социальная сеть», «сетевые сообщества», «сетевое общество», « сетевая культура», характеризующие происходящие в последние десятилетия социокультурные трансформации.
Исследования сетевой культуры в настоящее время активно ведутся в странах Запада, одна-ко они практически не освещены в русскоязычной литературе. Так, в университете Копенгагена действует Центр сетевой культуры (Center for Network Culture), объединяющий исследователей различных научных специальностей, считающих, что сетевая культура является одной из определяющих ха-рактеристик современного мира.
С 2004 г. в Нидерландах при Амстердамском университете прикладных наук существует Институт сетевых культур (Institute of Network Cultures), возглавляемый Г. Ловинком, сотрудники которого ведут междисциплинарные исследования с целью всестороннего осве-щения специфики формирующейся сетевой культуры в ее многообразных проявлениях
Исследованию сетевой культуры посвящена монография итальянского ученого Т. Терранова. Понимание специфики сетевой культуры необходимо для выявления характерных особенностей персональной идентичности в современных условиях.
Определение сетевой культуры в современной отечественной культуре
Урок по информатике «Сетевая этика и культура»
Выбранный для просмотра документ Сетевая этика и культура.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Скажите, а как Вы думаете, что в Вашем понимании является нарушением этикета? оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы, рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах клевета и иная злонамеренная дезинформация (обман) плагиат. Нарушение этикета:
Категории нетикета: психологические, эмоциональные — обращаться на Ты или на Вы, использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы, или посылать их сразу в FAQ и Поиск… технические, оформительские — использование строк определенной длины, использование транслита, ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость расширенного форматирования, допустимость написания сообщений в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ… административные — правила именования (заголовки) тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма, собственно необходимость придерживаться тематики сообщества…
Скажите, а как соблюдать сетевой этикет?
тайна частной жизни точность частная собственность доступность право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в неё органов власти и других людей; соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям неприкосновенность частной собственности; право граждан на информацию, её доступность в любое время и в любом месте.
чрезмерное увлечение пользователя сети играми во вред обучению или профессиональной деятельности; чрезмерное пребывание в Интернете. нарушающее нормальный ритм жизни; агрессивное, надоедливое и иное антиобщественное поведение в Сети; умышленное вредительство или вмешательство в дела других, в их информацию и ПО; публикация файлов агрессивного или аморального содержания; нарушение авторских прав, плагиат.
Форум Чат Модератор «Бонтон» Моветон «Lurk moar» Поиск Оформление сообщений Смайлики Привлечение к себе внимания Флейм Флуд Спам Оффтопик Хотлинкинг Оверквотинг
Помните, что Вы говорите с человеком. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни. Помните, где Вы находитесь в киберпространстве. Уважайте время и возможности других. Сохраняйте лицо. Помогайте другим там, где Вы это можете делать. Не ввязывайтесь в конфликты и не допускайте их. Уважайте право на частную переписку. Не злоупотребляйте своими возможностями. Учитесь прощать другим их ошибки.
1. В чем заключается сетевая этика и сетевая культура? 2. Перечислите принципы поведения в Сети. 3.Охарактеризуйте принципы поведения в сети. 4. Каковы основные правила сетевой этики?
1. Выучить «§6.7 «Сетевая этика и культура» учебник «Информатика» стр. 330-334 2. Выполнить проектное задание: Используя электронную базу «Консультант Плюс», найдите правовые нормы, реализующие ответственность граждан за нарушение правил использования лицензионного ПО, регулирования авторских прав на электронные источники информации, на размещение в сети информации аморального или агрессивного содержания
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1311670
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьники из России выиграли 8 медалей на Международном турнире по информатике
Время чтения: 3 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения РФ опубликовало методические рекомендации по проведению инклюзивных смен для детей с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Культура видится на расстоянии. И по Сети
В культуре основанием служит вершина. Григорий Ландау
Бурное проникновение Интернета в повседневную жизнь привнесло в наш язык достаточное количество понятий, которые постоянно используются для описания реалий виртуальной среды, но до сих пор не закрепились в единственно употребляемом значении. Для называния того или иного явления информационного общества разные пользователи Сети могут применять различные обозначения. И наоборот, описывая различные понятия пользоваться одним и тем же словом. По всей видимости, подобное положение дел обусловлено, в первую очередь, стремительностью развития Интернет-технологий и относительной новизной обусловленных ими явлений. Формирующаяся Сетью терминология только-только начинает находить отражение в словарях, опираясь на которые можно уйти от двузначности. Но в массе своей обусловленные становлением Интернета явления, большинству из которых нет и десятка лет, еще не кодифицированы в языке. К таким терминам относится и понятие сетевой культуры. Попробуем разобраться, что же это такое.
Содержание
Культура
Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. Культурный человек. Культурное общество. Культурно себя вести.
(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. – Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., дополненное. – Москва, 1999. – С. 313-314.)
Применительно к понятию сетевой культуры употребимы второе и пятое значение из приведенной словарной статьи. В первом случае определением сетевой культуры может считаться соблюдение определенных поведенческих норм и правил при использовании материалов Интернет-ресурсов, а также нравственных требований в процессе коммуникации внутри Сети. Во втором случае под сетевой культурой можно понимать высокий уровень развития пользовательских навыков, а также умение эффективно работать с информацией, как получая ее из Интернета, так и размещая в Сети.
Еще более обобщая выделенные понятия, мы приходим к тому, что в первом случае речь по сути своей идет о культурном уровне и воспитании человека, с помощью современных информационных технологий включенного в коммуникативный процесс, а во втором – о его степени образованности.
Процент неграмотных – величина постоянная, только в наше время неграмотные умеют читать. Альберто Моравиа
Проблема повышения сетевой культуры в рассматриваемом значении заключается в проведении разного уровня ИКТ-ликбеза: самообразование, обучение на курсах, повышение ИКТ-квалификации, приобретение навыков использования различных коммуникационных сервисов, включение в сетевое профессиональное сообщество и т.д.
Сетевая культура как сетевая культурность
Не кормите троллей!
Во многом стиль поведения людей внутри разнообразных сообществ обусловлен предоставляемой Интернетом возможностью анонимного общения. Эта особенность породила явление, имеющее прямое отношение к сетевой культуре и называемое троллингом.
Согласно «Википедии», в Интернет-терминологии слово «тролль» означает человека, размещающего в Сети (в форумах или блогах) провокационные сообщения, которые оттягивают на себя внимание и мешают обсуждению заявленных тем. Тролль хочет почувствовать свою значительность и популярность, произвести неизгладимое впечатление, и для этого пускает в ход любые средства. Обычно это люди, страдающие комплексом неполноценности, разочарованные или уставшие от повседневной рутины. Таким образом люди просто выплескивают в Интернет накопившиеся у них негативные эмоции, параллельно стараясь повысить собственную самооценку. И чем более бурно реагирует сообщество на провокации тролля, тем вероятнее дальнейший троллинг со стороны инициатора. Призывы пользователей Сети не идти на конфронтацию с провокаторами в настоящее время обрели широко употребляемую в Интернет-культуре форму: «Не кормите троллей».
Первые упоминания об Интернет-троллях относятся к 1999 году и принадлежат Джудит Донат. Она подчеркнула двусмысленность идентификации в свободном «виртуальном обществе». Возможно, именно в этом кроется основная проблема уровня сетевой культуры: прикрываясь анонимностью, многие пользователи Сети чувствуют гораздо большую свободу самовыражения, нежели в реальной жизни. Как ни странно, опосредованное Интернетом «Я» может оказаться гораздо более истинным, чем «Я», представляемое человеком реальному миру. Но поскольку за истинное «Я» пока все же принято принимать реальный, а не виртуальный образ человека, троллинг – это игра в подделку личности. При этом до поры, до времени никто, кроме играющего, об игре этой не знает. Тролль пытается зарекомендовать себя как типичный пользователь, разделяя общие интересы и проблемы группы. Другие участники форума или блога, если они осведомлены о троллинге и подобных фальсификациях, пытаются выявить уровень искренности его высказываний, и, если в итоге пользователь объявлен троллем, вынуждают его покинуть группу.
Забавно, что «Википедия», так подробно описывающая явление троллинга, совсем недавно сама оказалась в центре скандала, связанного с этим явлением. Выяснилось, что один из модераторов известной онлайн-энциклопедии, представлявшийся профессором теологии, таковым не являлся, а был обычным студентом. За время своего сотрудничества с «Википедией» 24-летний юноша внес изменения в более чем 20 тысяч статей. Каждый раз, когда споры обычных пользователей с горе-редактором заходили слишком далеко, молодой человек в качестве последнего аргумента уповал на свое профессорское звание. После разоблачения фальшивого профессора сообщество онлайн-энциклопедии находится в растерянности. Теперь многие редакторы хотят обнародовать свои имена и ученые степени. Возможно, именно отказ от анонимности поможет соблюдению в Сети элементарных этических норм, которые в силу сложившихся традиций не подвергаются сомнению большинством людей в реальной жизни.
Иные миры
До сих пор законы реальной жизни в массе своей не переносились по кальке на Глобальную сеть. Интернет развивается сообразно собственной логике. В течение нескольких лет создается новая организация взаимоотношений между людьми методами компьютерных коммуникаций, формируется новая сетевая культура и философия. И формы общения в Интернете отличаются от реальных – они альтернативны и виртуальны. Одной из таких альтернативных форм общения является взаимодействие внутри многопользовательских ролевых онлайн-игр.
В многопользовательских ролевых онлайн-играх (Massive Multiplayer Online Role Playing Game, MMORPG) на одной виртуальной площадке могут одновременно играть тысячи человек. Миры подобных игр поражают своим разнообразием, и достаточно долгое время можно заниматься лишь изучением окружающей игрока виртуальной действительности. Но для достижения внутриигровых целей одного изучения виртуального мира мало. Нужно активно взаимодействовать с другими игроками.
Внутри MMORPG люди очень быстро находят общий язык. Процесс узнавания в этих играх основан на наблюдении за поведением человека в игровых ситуациях (их с той или иной долей условности можно перенести на жизнь). Здесь своя культура общения, свои принципы и идеалы.
То же можно сказать и про пользователей Сети, при помощи онлайн-коммуникаторов формирующих свой круг общения из не знакомых им в реальной жизни людей. Многие из тех, кто использует системы коротких сообщений (ICQ, MSN, QIP и т.д.), в большей степени расположены обсуждать личные вопросы именно с теми, кого не знают в реальной жизни.
Высунутый язык Интернета
Упомянутая выше Джудит Донат утверждает, что «в физическом мире нормой является: одно тело – одна идентичность. В виртуальном мире всё иначе. Всё базируется на словах, а не на фактах». Если это действительно так, то, как ни странно это звучит, слова одновременно приобретают невиданное ранее значение и вместе с тем поразительно девальвируются.
Наводнившие Интернет и повсеместно употребляемые в нем «новые правила» орфографии и грамматики, неологизмы, слова-символы и символы графические заставляют русистов старой закалки хвататься за голову. Однако, оценивая аудиторию (количество и возраст пользователей) Интернета, можно предположить, что через несколько лет многие «языковые нововведения», свидетелями рождения которых мы являемся, станут нормой и будут кодифицированы в словарях. Да, сетевая культура формируется под воздействием большого числа факторов реальной жизни, но уже сейчас она сама начинает оказывать заметное влияние на множество аспектов реальной жизни.
Закон малинового джема
Неоднократно приходилось слышать утверждение, что раньше русскоязычная часть Интернета была «чище» и «полезнее». Ничего удивительного в подобном утверждении нет. На заре становления Рунета в силу объективных причин доступ к Сети имели знающие, образованные люди с хорошим достатком. Они же создавали первые русскоязычные сайты, интуитивно нащупывали законы сетевого взаимодействия. Думаю, подавляющее большинство этих людей, открывая свои первые ресурсы, чувствовали ответственность перед немногочисленной на тот момент аудиторией. Именно личными качествами первых пользователей Сети в большей степени определялась и форма подачи информации, и содержание первых ресурсов. Чем более многочисленной и одновременно с этим более молодой становилась аудитория Интернета, тем более «легким» и «безответственным» оказывалось содержание подавляющего числа сайтов. Информационное поле Рунета постоянно расширяется и с охватом все большей аудитории в Сеть привносятся новые модели общения. С включенностью в Глобальную паутину всех слоев общества (миф или реальность?!) уровень сетевой культуры станет просто-напросто отражением культурного уровня нашего общества. Аналогичную ситуацию на протяжении чуть более долгого срока уже можно было наблюдать на примере развития телевидения. В итоге мы имеем то телевидение, которое заслуживаем; а телебоссы, говоря о построении программной сетки вещания и качестве отдельных программ, оперируют железными аргументами: «Пипл хавает» и «С рейтингами не поспоришь».
Как гласит сформулированный Стэнли Хаймоном закон малинового джема: «Культура как джем: чем шире размажешь, тем тоньше слой». И в этом невозможно никого винить, такое положение дел вполне естественно для любой стороны нашей повседневной жизни. Существует классическая музыка, поп-культура, рок, панк и т.д. И приверженцы разных музыкальных вкусов вряд ли по собственной воле пересекутся в одном концертном зале. Также и любой пользователь Интернета самостоятельно выбирает собственную траекторию движения по Глобальной сети.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА
1 Доктор философских наук, профессор,
2 Кандидат экономических наук, доцент,
3 Старший преподаватель,
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И СЕТЕВАЯ КУЛЬТУРА
Аннотация
Глобальная информационная сеть Internet – это единое информационное пространство, проекция реального пространства, в котором объединены существующие на сегодняшний день телекоммуникационные и информационные сети. В статье предлагаются меры по оценке состояния информационной среды общества, которое оказывает весьма существенное влияние на целостность персональной идентичности, состояние психики людей, стереотипы их поведения в обществе, на их моральные нормы, нравственные критерии и духовные ценности.
Ключевые слова: идентичность, персонализация, интернет, сетевая культура.
1 PhD in Philosophy, Professor,
2 PhD in Economic, Associate Professor,
Service and Entrepreneurship Institute (branch) of the Don State Technical University
PERSONAL IDENTITY AND NETWORK CULTURE
Abstract
Global information network “the Internet” is a single information space; it’s the projection of real space, which combines all currently existing telecommunications and information networks. The article suggests a number of assessment measures of the state of information environment in a society, which has a very significant impact on the integrity of personal identity, people’s mental health, on stereotypes of behavior, on moral norms, standards and spiritual values.
Keywords: identity, personalization, Internet, network culture.
Этимология понятия «идентичность» восходит к позднелатинским основам «identifico» (отождествляю) и «identicus» (тождественный, одинаковый). В современных научных исследованиях трактовка термина «идентичность» корреспондирует с феноменом интроспективно понятой групповой и этнической референции. Механизмами формирования идентичности могут быть как рационально вербализуемые, так и внерациональные процессы самоопределения и постижения другого через совпадение ценностей.
Э. Эриксон рассматривал идентичность как процесс, находящийся как в центре самого индивидуума, так и в центре его общественной культуры [1, С. 10-12]. По мнению Э. Эриксона, во время Второй мировой войны «идентичность» как термин клинический применялся по отношению к участникам военных действий, которые, попав в экстремальные условия войны, утратили контроль над собой [1, С. 15-16]. Таким образом, чувство идентичности может осознаваться только в ситуации кризиса, когда возникают затруднения в самоопределении, когда идентичность противоречит образцам в результате столкновения позитивной и негативной идентичности, а также в ситуации положительного переживания собственной идентичности. В других случаях идентичность является неосознанной. Именно поэтому, считает Эриксон, оптимальное чувство идентичности, равно как и сама идентичность (в отличие от ее кризисов), с трудом поддается исследованию и на настоящий момент изучено весьма слабо [1, С. 20].
Э. Эриксон писал о том, что в оптимальном состоянии чувство идентичности переживается просто как чувство психосоциального благополучия. Человек осознает свою идентичность, только переживая ее кризис [1, С. 25-26]. Этничность не создается «сверху», не задается человеку путем подключения его в систему общественных связей, не формируется целенаправленно, поэтому этническая идентичность сохраняется устойчивее какой-либо иной идентичности, оставаясь последним бастионом человеческого в человеке.
Ч. Тэйлор акцентировал внимание на ведущей роли процедуры признания или отвержения нас другими [2, С. 26-28] в формировании идентичности. Ведь если самообраз, который отдельный индивид (или группа) получили от окружающего их сообщества, является для них ущербным, тогда это может стать пусковым механизмом страданий от их действительного унижения. Вот почему основной компонентой «идентичности» является та или иная группа, с представлением образа которой связывает себя индивид, так называемая «своя группа» с присущей ей эмоциональной окрашенностью отношений. В свою очередь социальной идентичности присущи ряд форм (региональной, конфессиональной, гендерной, этнической, политической и проч.), которые являются одной из важнейших составляющих культурного единства.
Потеря политической и партийной идентичности советского прошлого актуализирует значимость изучения различных форм идентичности в современной России. В научных исследованиях постперестроечного периода в Российской Федерации отмечается возрождение «утраченной идентичности», так называемой «первичной идентичности», когда на первый план в самоопределении человека выходит этническая идентичность (этничность) [3, С. 150]. Но для русского населения страны отмечается вопреки росту этнической солидарности, наблюдается кризис идентичности, который проявляется в аполитичности и разобщенности.
В 60-х годах Н. Хенигсвальд провел систематическое изучение вопроса о языковом самосознании, предложив назвать его «народным языкознанием», начав тем самым исследования в области, которая до сего времени остается еще малоизученной [4, С. 18].
Чертами народного самосознания современные исследователи относят неверифицируемость народных высказываний о языке, преобладание оценочной компоненты. В том случае, когда осознание традиционных текстов невозможно отделить от осознания, как языковых выражений, так и способностью их интерпретирования, мы имеем дело со специфической областью народного самосознания, которую С.Е. Никитина назвала «народной герменевтикой» [5, С.37]. Народная герменевтика совместно с народным языкознанием и фольклористикой образуют народную филологию, которая в свою очередь обладает своим метаязыком (терминологией) и метатекстами (устными в подавляющем большинстве).
Избирательность народного языкознания приводит к тому, что, будучи в целом универсальным объектом, в то же время и тип языка и языковые данные могут быть стимулятором привлечения особого внимания индивидов – носителей народной культуры к какому-либо одному феномену. Например, языковое самосознание может найти свое отражение в фольклорных формах посредством того, что нормы речевого поведения становятся темой многих пословиц, поговорок и частушек. Обостренным языковое самосознание становится в ситуациях неблагополучия контакта и противостояния культур, когда культура языка попадает в зону особого внимания его носителя. В этом случае этническое самосознание народа опирается на представления памяти о прошлом, которые зачастую отличны от фиксированной в письменных источниках культурной памяти. Так языковое сознание находит реализацию в речевом поведении, которое включает в себя как неосознанное так и осознанное, грани между которыми индивидуальны и ситуативно обусловлены.
Способом изучения системности образа мира может стать ассоциативный эксперимент с целью выявления ядра языкового сознания, представляющего собой единицы семантической сети с наибольшим числом связей друг с другом. Так, русским свойственна своеобразная планетарность мышления, выразившаяся в том, что человек соотносится с такими явлениями, как земля, космос, вселенная. Родной язык играет этноидентифицирующую роль по принципу «свой – чужой».
В любом языке неизбежными являются заимствования. Под влиянием контактов с другим языком происходит пополнение лексического инвентаря, изменения языковой системы.
На языковое развитие оказывают воздействие и экстралингвистические факторы, среди которых электронные средства общения, первоначально использовавшиеся главным образом в коммуникации массовой, публичной, в последствии – интерперсональной. При этом возрос не только диапазон её распространения, но и скорость прохождения; усиленная внутриэтническая и межэтническая миграция населения; социально-политические и экономические изменения на рубеже 80-90-х годов прошлого века привели к смене терминологических систем – от русскоязычной к англоязычной.
Возникновение всемирной, преимущественно англоязычной, информационной сети содействовало укреплению положения английского языка, массированному потоку англоязычных заимствований. По мере ускорения процесса интеграции и глобализации мирового пространства этноязыковые конфликты не только не ослабевают, но зачастую и усиливаются [6, С.129]. Опасности, возникающие при этом, сводятся к тому, что могут быть нарушены внутренние закономерности языка, а он сам, как и его носители будут отнесены на периферию современной цивилизации.
Информатизация, формируя единое мировое информационное пространство, создает возможности для контроля над массовым сознанием, манипулируя им во внутренней политике, что также ведет к размыванию идентичности.
Значимость категории пространства обусловлена актуализирована в современном научном дискурсе в науках об обществе и человеке. Распространение новых возможностей коммуникации через интернет создает особое сетевое пространство, в котором погруженные в него пользователи Сети общаются без границ и без ограничений, в том числе и цензурных. И если пространство семиосферы предопределяет как условие общения различия между культурами, то современное инфокоммуникационное пространство, само продуцирует правила и способы общения, обязывая культуры реализовываться на этом новом языке. Трендом в общемировом общении выступают интегративные языковые тенденции. Результатом такого процесса становится подчинение всех языков тому, который (в силу политических, научно-технических и других условии) в наибольшей степени способен распространить себя.
Индивидуальная модернизация – процесс не менее драматический, чем социальная. Ценностный комплекс культурного потребительства, или «консюмеризма», оппозиционный по отношению к ориентации на «успешность» и социальную активность, является культурным механизмом инновационной регуляции. Сила его влияния объясняется присущей ему способностью создавать иллюзию изменения, фрагментации времени, а также защищать человека от «террора времени», переживаемого как неконтролируемый разумом страх перед неизвестностью будущего, быстротечностью жизни. Консюмеризм придает высокую ценность обустройству быта, формирует мировоззрение, жизненный опыт потребителя, определяя псевдопотребности, одинаковые у всех людей. При этом ценности консюмеризма регулируют не столько процессы осуществления индивидуального и личностного начал, социальной активности человека, сколько заключают его существование в пространство социального контроля. И если индивиды, проживающие в странах с развитой экономикой, имеют высокую степень удовлетворенности базовыми потребности, то для индивидов незападного мира этот показатель имеет низкую степень. Отсюда следует, что по сути неактуальные для западного мира навязчивые призывы рекламы сталкиваются с невозможность осуществления, что порождает чувство зависти и ущербности.
Есть определенные сферы общения, где некритическое восприятие информации является условием коммуникации (в максимальной степени религиозный и художественный дискурс, в значительной мере массово-информационный, рекламный, политический и педагогический дискурс, в меньшей мере обиходный дискурс, в минимальной степени научный, юридический и деловой дискурс). Весьма интересной представляется лингвокультурная разработка концептов с позиций их значимости для определенной концептосферы в отношении такого явления культуры как «иммунитет культуры».
В последнее время все чаще мы говорим о сетевой культуре, которая неразрывно связана с технологическими концепциями обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами. Появляются, так называемые, облачные технологии распределённой обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис, в некотором смысле рабочая площадка в интернете, а точнее на удаленном сервере. Кто имеет доступ к файлам – неизвестно. Незащищенность с точки зрения политики и энергетическая незащищенность.
Персональная идентичность размыта или отсутствует. Создается образ аккаунта, игрока, социальной группы и т.д. Создается некое впечатление. Но при этом можно продать адрес электронной почты, аккаунты; можно менять правила поведения. На этом основании персонализация «закрыта».
Internet трансформировал культуру общения между людьми в целом. Возрастающие тенденции распространения Internet, формирование открытого пространства, трансформация личности в Internet-социуме, конструирование новых социальных практик и элементов коммуникации, виртуализация социальных институтов, – все эти и другие факторы во многом обусловливают структуру информационного поля, которое строится в виртуальной плоскости и деформирует традиционные средства коммуникации в Internet-средства.
Смена типов коммуникации, связанная с преобладанием визуального начала в трансляции информации, наводит на мысли о том, что человечество движется к линии внешней простоты в культуре, освобождаясь тем самым от переизбытка и сложности ценностно-смыслового багажа цивилизации, накопленного столетиями. Внимание учёных привлекают также такие проблемы, как скупость и мимолётность межличностного взаимодействия, перемещение общения в область сознания посредством погружения человека в виртуальную реальность и вытеснение из его сознания жизненных ценностей.
Информационно-коммуникативное пространство современной социокультурной системы является характеристикой сетевой культуры, которая складывается стихийно и спонтанно. В основе сетевой культуры – разноуровневые контакты людей, их нелинейные взаимодействия. Сетевая культура – это культура, сформированная и на знании, и на виртуально-мифологическом сознании.
В работе Астафьевой О.Н. «Синергетический дискурс современных информационно-коммуникативных процессов» [7, С.421-422] можно найти определение сетевой культуры как особой системы структурных взаимодействий в культуре информационного общества, становление которого во многом связывается с особой ролью информации, расширением коммуникативных взаимодействий, осуществляемых людьми посредством современных информационных технологий.
Включение человека в процесс создания, хранения, обработки и передачи информации вносит изменения в его воображение, поведение в реальном мире, выражение эмоций, развитие памяти. Одним из основных отрицательных результатов изменения принципов коммуникативной деятельности людей в реальном мире является разрушение субъектности.
Человечество стремится к распространению по всей планете единой информационно-коммуникативной сети Internet, но на самом деле каждый старается создать свой собственный мир, замкнувшись в себе и ограничив формы своей социальности.
Общение в сети Internet привлекает нейтральностью и безоценочностью, отсутствием социальных последствий. Напротив, распространение сети Internet ограничивает развитие деятельных способностей человека, приучает его к симуляции и человек теряет базовую потребность в общении. Французский философ Бодрийяр Ж. охарактеризовал воздействие на человека виртуальных коммуникаций как «ослабление хватки реального через эксцесс видимостей реального» [8, С.121]. Привлекательность виртуального общения Бодрийяр Ж. связывал с поиском недостающего измерения, сокращающего дистанцию между реальностью и её двойником [8, С.127].
На наш взгляд, эти и многие другие противоречия иллюстрируют согласованность современного человека со временем, в котором он живёт, с веком бифуркации. На сегодняшний день сеть Internet – это глобальная самоорганизующаяся система, саморазвивающийся и разрастающийся гипертекст. Создание человеком этой динамичной информационно-комунникационной среды ознаменовало своеобразное начало в развитии информационной культуры. С изменением объективных и субъективных условий коммуникации связано изменение ценностных ориентиров, как общесоциальных, так и индивидуальных.
Список литературы / References
Список литературы на английском языке / References in English