В чем заключается символический смысл рассказа сигнал
Смысл рассказа Гаршина «Сигнал»
«Сигнал» рассказывает о железнодорожном стороже Семене Иванове, который честно отрабатывал службу. Сначала он служил на войне, после окончание службы жизнь его не ладилась. Потерял он отца и маленького сына, остался один с женой. Вести хозяйство не получалось, приходилось путешествовать по разным местам в поисках пристанища. Заехал однажды Семен на станцию и встретил своего офицера, тот и предложил ему должность сторожа в одной из будок.
Стал Семен сторожем работать, с соседями постепенно знакомился. Подружился с немногословным парнем — Василием. Сначала избегал его Василий, но потом стал поверять свои мысли. Так узнал Семен о несправедливости к простым людям со стороны вышестоящих господ. Денег им не доплачивают, даже на огороде сажать, что хочется, без разрешения запрещают.
После очередной проверки рельс перед визитом начальства, Василия ударил проверяющий. Не выдержал этого мужчина и отправился в Москву, жаловаться. Не было его несколько дней, даже жена извелась в ожидании. Но вот однажды, возвращаясь из леса, Семен увидел Василия на рельсах. Оказалось, что он отодвинул рельс перед прибывающим поездом. Старался Семен достучаться до преступника, но тот скрылся в лесу.
Семен понимал, что не успеет добежать до будки, поэтому решил действовать на месте. Сигнальных флагов он не взял, поэтому, взяв в руки палку и платок, он поранил себе руку и пропитал кровью ткань. Стоит Семен, держит в руках импровизированный флаг. Чувствует, как силы покидают его, но продолжает сражаться за невинные жизни в пребывающем пассажирском поезде. Когда в глазах у него начало темнеть, он почувствовал, как кто-то выхватил у него из рук флаг и поднял над головой. Это был Василий. Поезд остановился, Василий признал свою ошибку.
Этот рассказ демонстрирует несправедливость между людьми разного сословия. Те, чье положение выше, управляют теми, кто по рангу находятся ниже их. Простые работники не могут всегда держаться в стороне, видя явную неправоту. Читателю представлены две разные натуры: Семен и Василий. Семен способен плыть по течению, мирясь с обстоятельствами. Может закрыть глаза на бесчестность и превратность. Антагонистом ему выступает Василий. Он видит, что начальник несправедлив к людям, которые на него работают, но самостоятельно достучаться до его совести не получается. Тогда он уезжает в Москву, чтобы восстановить справедливость.
Видно в Москве что-то идет не так, и Василий возвращается злой сильнее прежнего. Он не может показаться на глаза жене и соседям, потерпев неудачу, потому берет правосудие в свои руки. Он решает отомстить всем зажиточным людям, спустив поезд с рельс. Считая, что поездами могут пользоваться только состоятельные люди, Василий берет на себя роль мстителя. Однако он ошибается, ровняя всех под одну гребенку. Он не имел права распоряжаться чужими жизнями. Этот поступок делает его не лучше тех, против кого он выступал. Как видно, Василий понимает, что поступил безрассудно и пытается исправить то, что натворил.
Другой вопрос, прав ли Семен, мирясь со своей судьбой. Он плывет по течению, считая себя неспособным исправить то, что предначертано свыше. Он вполне доволен жизнью, не стремясь к чему-то большему. Человек без амбиций, может показаться, что он вообще не способен на серьезные смелые поступки. Но в конце рассказа он доказывает обратное. Рискнув своей жизнью, Семен пытается спасти пассажиров поезда. Даже когда он понимает, что теряет сознание и сам может пострадать от наезда поезда, Семен продолжает держать флаг над головой.
Анализ книги «Сигнал» (В. М. Гаршин)
В. М. Гаршин — один из тех деятелей литературы, чьи небольшие, но наполненные глубоким смыслом произведения невольно вынуждают читателя переосмыслить свои представления об обществе в целом и человеке в частности. Его истории «камерные», выстроенные вокруг ограниченного числа действующих лиц, простые по содержанию. Но в них содержатся идеи и проблемы, многие из которых актуальны и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с некоторыми работами писателя, делится с Вами подробным анализом рассказа «Сигнал» по плану.
История создания
До наших дней дошла история написания рассказа «Сигнал». Впервые он был опубликован в 1887 году в первом выпуске журнала «Северный вестник», который пришел на смену закрытым в 1884 «Отечественным запискам».
Для Всеволода Михайловича данный период был достаточно сложным — обострившиеся проблемы с психическим здоровьем мешали полноценно существовать и создавать новые тексты. Писатель был болен психическим расстройством и на его фоне совершил самоубийство в 33 года.
Тем не менее, существует мнение, что произведение могло стать частью большого сборника под названием «Люди и война» — в черновиках есть сходство с некоторыми другими рассказами из него, но по неизвестным причинам задумка не осуществилась. Более подробных сведений о творчестве этого времени и об истории создания «Сигнала», к сожалению, не сохранилось.
Жанр, направление
Произведение «Сигнал» относят к жанру рассказа или, иначе, новеллы. Сделать такой вывод можно на основе небольшого размера текста, малого количества основных персонажей (Семён и Василий) и сюжетных линий (несколько эпизодов из жизни сторожа). Также автор все время подводит читателя к одному, наиболее важному и неожиданному эпизоду (предотвращение катастрофы и спасение пассажиров поезда).
Писатель следует традициям реализма, открыто и правдиво описывая происходящее. Его герои вполне типичны, обычны для общества. Это помогает ощутить иллюзию того, что все могло происходить в действительности.
Смысл названия
Смысл названия рассказа «Сигнал» читатель понимает только в финале. Чтобы предотвратить катастрофу, центральный персонаж — Семён — дает сигнал машинисту остановиться. В качестве флажка он использует кусок ткани, окрашенный кровью.
Этот эпизод показывает, на какие жертвы способен человек, осознавая, что кто-то находится в серьезной опасности.
Суть: о чем рассказ?
Главный герой по имени Семён с помощью знакомого офицера находит работу смотрителем около железнодорожных путей. Вместе с женой он потихоньку устраивает хозяйство на небольшой территории.
Детей у супругов нет — четырехлетний сын давно умер от болезни. Ближайшими соседями их являются тихие и неразговорчивые Арина и Василий Спиридоновы. Постепенно привыкнув друг к другу, герои становятся практически друзьями. О многом разговаривают, многое обсуждают: например, воровство со стороны чиновников. В некоторых вопросах не сходятся — Спиридонов более агрессивно настроен по отношению к вышестоящим лицам, считая их алчными и бездушными.
Неприязнь его доходит до такой степени, что однажды после отъезда проверочной комиссии он решается ехать жаловаться в Москву, в правление. Мол, начальник станции, оскорбившись, разбил Василию лицо. Семён отговаривает приятеля, но тот решает поступить по-своему и пропадает на несколько дней.
Встречаются герои неожиданным образом: отправившись в лес за палками для самодельных дудочек, Иванов случайно обнаруживает Василия около путей. Оказывается, тот разворотил рельсы, чтобы поезд попал в аварию.
В ужасе Семён пытается исправить сделанное, но вдруг видит, что у него совсем не остается времени. Тогда он решает остановить состав, подав специальный знак. Он обмакивает платок в собственной крови и поднимает его над головой. Но этого мало — машинист не заметит. Иванов теряет сознание, а на его место встает вернувшийся Василий.
Пассажиры оказываются вне опасности, а Спиридонов признает свою чудовищную ошибку.
Более подробно сюжет рассказа «Сигнал» описан в кратком содержании.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Сигнал» описаны в таблице:
Семён Иванов | персонаж, о судьбе которого мы узнаем в самом начале. Вернулся с войны почти невредимым, но потерял отца и сына. Совместно с женой искал счастья в разных местах, пока не устроился сторожем на железной дороге. Довольствуется скромным хозяйством, не соглашается с возмущениями приятеля, никак не стремится изменить мир к лучшему. Тем не менее, готов пожертвовать собой ради спасения незнакомых людей — это отчетливо видно в финале рассказа. |
Василий Спиридонов | сосед Семёна, крайне недоволен произволом властей, пытается бороться с ним жалобами. Также считает, что главное зло — это сами люди, идут на любые подлости ради выгоды. «Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает», — произносит он. Доведенный до отчаяния, решается на преступление — портит рельсы, зная, что скоро по ним пронесется поезд. В конце концов, раскаивается в сделанном, поняв, что поступил неправильно. |
В произведении «Сигнал» затрагиваются сложные философские темы. Это и взаимоотношения «маленьких людей» с окружающим их миром, и попытки изменить существующую реальность к лучшему, и противостояние добра и зла внутри каждой отдельной личности.
Если Вы думаете, что раздел раскрыл тематику рассказа «Сигнал» не полностью, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон дополнит раздел.
Проблемы
В рассказе «Сигнал» автором поднимаются такие важные проблемы, как: озлобление человека, доведенного до крайнего отчаяния; желание противостоять несправедливости, и, напротив, фатализм и смирение перед суровой действительностью.
Рассмотреть все эти вопросы удается благодаря персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Тем не менее, прямых наставлений Гаршин не дает, призывая читателя поразмышлять самостоятельно.
Основная идея
Иногда борьба за правду может разрушить судьбы многих людей и преумножить хаос, с которым борется. Не получив ожидаемого результата и разочаровавшись, человек совершает необдуманные поступки, которые повлекут за собой губительные последствия. Смысл рассказа «Сигнал» состоит в том, что даже высокие идеалы не могут оправдать жестокость и цинизм.
Еще одна главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в том, что даже, казалось бы, самая неприметная, заурядная личность готова на подвиг, если того потребуют обстоятельства. Внешняя покорность судьбе сменяется деятельным участием, когда возникает реальная угроза. Поэтому мы не должны недооценивать маленьких людей. Добродетель никак не связана с социальным статусом.
Чему учит?
Оба героя относятся к разряду так называемых «маленьких людей» в литературе. Им нечего противопоставить сильным мира сего, они не отличаются особыми талантами, не имеют высокого социального положения. Только ведут себя они абсолютно по-разному. Семён покорно принимает все, что преподносит ему судьба, старается искать положительные моменты в любой ситуации. Василий же, напротив, сосредоточен сугубо на негативных сторонах жизни, часто угрюм и неразговорчив. Озлобившись, он не находит иного способа выплеснуть свою боль, кроме как решившись на преступление. Так, по мнению, автора, быть не должно. Каким бы тяжелым не было твое существование, нельзя переступать границы морали — таковы нравственные уроки произведения. Иначе можно полностью потерять свою человечность. Вот о чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал».
Смирение и кротость хороши в повседневной жизни: нужно уметь объективно оценить свои возможности и достойно выполнять свои обязанности, каким бы незначительными они ни казались. Однако в решающий момент каждый человек должен быть готов отбросить смирение и проявить деятельную доброту, взяв на себя ответственность и право решать. Такова мораль рассказа «Сигнал».
Художественные особенности
Примечательно то, что писатель практически не описывает то, что находится вокруг героев. Даже портреты персонажей читателю приходится выстраивать у себя в голове на основе отдельных деталей. Больший интерес для Гаршина представляют действия, отчего в тексте присутствует множество глаголов
«Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз…», «Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит…», «Обойдет Семён свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать…».
Нужную эмоциональную окраску дают восклицательные предложения и обращения — как риторические, так и прямые:
«Терпенье наше проклятое!» «Василий Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом!», «Господи! Спаси невинные души!».
Персонажи раскрываются благодаря диалогам, участниками которых они являются. Писатель передает живую речь с помощью разговорного стиля (например, просторечия «кабы», «коли»).
Критика
Особенно высоко литературный дар Гаршина в свое время оценил Л.Н. Толстой. Он не пропускал ни одной публикации, с удовольствием читая новые рассказы. Считая Всеволода Михайловича одним из сильнейших современников, Лев Николаевич пригласил его поработать в качестве автора для издательства «Посредник».
Другие также признавали талант Гаршина, видя большой потенциал для развития. Однако писатель очень рано покинул этот мир и не успел раскрыть свое дарование полностью.
Анализ книги «Сигнал» (В. М. Гаршин)
Сигнал
Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.
Вернулся в родную деревню — хозяйство не задалось, сынишка умер, и поехали они с женой на новые места счастья искать. Не нашли.
Встретил Семен во время скитаний бывшего офицера своего полка. Тот признал Семена, посочувствовал и нашёл ему работу при железнодорожной станции, над которой начальствовал.
Продолжение после рекламы:
Получил Семен будку новую, дров сколько хочешь, огород, жалованье — и стали они с женой хозяйством обзаводиться. Работа Семену была не в тягость, и весь свой участок пути он держал в порядке.
Познакомился Семен и с соседом Василием, присматривавшим за смежным участком. Стали они, встречаясь на обходах, толковать.
Семен все свои беды да неудачи переносит стоически: «Не дал бог счастья». Василий же считает, что его жизнь так бедна, потому что на его труде наживаются другие — богачи и начальники, все они — кровопийцы и живодёры, и всех их он люто ненавидит.
Меж тем приезжает важная ревизия из Петербурга. Семен на своём участке все загодя в порядок привёл, его похвалили. А на участке Василия все иначе обернулось. Тот уже давно был в ссоре с дорожным мастером. По правилам, у этого мастера надо было просить разрешение на огород, а Василий пренебрёг, посадил капусту самовольно — тот и велел выкопать. Озлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику. Да тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил.
Брифли существует благодаря рекламе:
Бросил Василий будку на жену — и поехал в Москву искать управы теперь уже на этого начальника. Да, видно, не нашёл. Прошло четыре дня, встретил Семен на обходе жену Василия, лицо от слез опухло, а разговаривать она с Семеном не пожелала.
Как раз в это время Семен пошёл в лес тальника нарезать: он из него дудки на продажу делал. Возвращаясь, около железнодорожной насыпи услышал странные звуки — будто железо об железо позвякивает. Подкрался поближе и видит: Василий поддел рельс ломом и путь разворотил. Увидел Семена — и прочь бежать.
Стоит Семен над развороченным рельсом и не знает, что делать. Голыми руками его на место не поставишь. Ключ и лом у Василия — но сколько не звал его Семен вернуться — не дозвался. Скоро должен идти пассажирский поезд.
«Вот на этом закруглении он с рельса и сойдёт, — думает Семен, — а насыпь высоченная, одиннадцать сажен, повалятся вниз вагоны, а там дети малые…» Бросился было Семен бегом в будку за инструментом, но понял, что не успеет. Побежал обратно — вон уже и свисток дальний слышен — скоро поезд.
Тут ему точно светом голову осветило. Снял семен шапку, вынул из неё платок, перекрестился, ударил себе в правую руку ножом повыше локтя, брызнула струя крови. Намочил он в ней свой платок, надел на палку (тальник, что из леса принёс, пригодился) — и поднял красный флаг — сигнал машинисту, что надо остановить поезд.
Продолжение после рекламы:
Но, видно, слишком глубоко поранил Семен руку — кровь хлещет не унимаясь, в глазах у него темнеет и только одна мысль в голове: «Помоги, Господи, пошли смену».
Не выдержал Семен и лишился сознания, упал на землю, но не упал флаг — другая рука подхватила его и высоко поднимает навстречу поезду. Машинист успевает затормозить, на насыпь выскакивают люди и видят человека в крови, лежащего без памяти, а рядом другого, с кровавой тряпкой в руке…
Это Василий. Он обводит собравшихся глазами и говорит: «Вяжите меня, я рельс отворотил».
История создания
До наших дней дошла история написания рассказа «Сигнал». Впервые он был опубликован в 1887 году в первом выпуске журнала «Северный вестник», который пришел на смену закрытым в 1884 «Отечественным запискам».
Для Всеволода Михайловича данный период был достаточно сложным — обострившиеся проблемы с психическим здоровьем мешали полноценно существовать и создавать новые тексты. Писатель был болен психическим расстройством и на его фоне совершил самоубийство в 33 года.
Тем не менее, существует мнение, что произведение могло стать частью большого сборника под названием «Люди и война» — в черновиках есть сходство с некоторыми другими рассказами из него, но по неизвестным причинам задумка не осуществилась. Более подробных сведений о творчестве этого времени и об истории создания «Сигнала», к сожалению, не сохранилось.
Жанр, направление
Произведение «Сигнал» относят к жанру рассказа или, иначе, новеллы. Сделать такой вывод можно на основе небольшого размера текста, малого количества основных персонажей (Семён и Василий) и сюжетных линий (несколько эпизодов из жизни сторожа). Также автор все время подводит читателя к одному, наиболее важному и неожиданному эпизоду (предотвращение катастрофы и спасение пассажиров поезда).
Писатель следует традициям реализма, открыто и правдиво описывая происходящее. Его герои вполне типичны, обычны для общества. Это помогает ощутить иллюзию того, что все могло происходить в действительности.
Суть: о чем рассказ?
Главный герой по имени Семён с помощью знакомого офицера находит работу смотрителем около железнодорожных путей. Вместе с женой он потихоньку устраивает хозяйство на небольшой территории.
Детей у супругов нет — четырехлетний сын давно умер от болезни. Ближайшими соседями их являются тихие и неразговорчивые Арина и Василий Спиридоновы. Постепенно привыкнув друг к другу, герои становятся практически друзьями. О многом разговаривают, многое обсуждают: например, воровство со стороны чиновников. В некоторых вопросах не сходятся — Спиридонов более агрессивно настроен по отношению к вышестоящим лицам, считая их алчными и бездушными.
Неприязнь его доходит до такой степени, что однажды после отъезда проверочной комиссии он решается ехать жаловаться в Москву, в правление. Мол, начальник станции, оскорбившись, разбил Василию лицо. Семён отговаривает приятеля, но тот решает поступить по-своему и пропадает на несколько дней.
Встречаются герои неожиданным образом: отправившись в лес за палками для самодельных дудочек, Иванов случайно обнаруживает Василия около путей. Оказывается, тот разворотил рельсы, чтобы поезд попал в аварию.
В ужасе Семён пытается исправить сделанное, но вдруг видит, что у него совсем не остается времени. Тогда он решает остановить состав, подав специальный знак. Он обмакивает платок в собственной крови и поднимает его над головой. Но этого мало — машинист не заметит. Иванов теряет сознание, а на его место встает вернувшийся Василий.
Пассажиры оказываются вне опасности, а Спиридонов признает свою чудовищную ошибку.
Более подробно сюжет рассказа «Сигнал» описан в кратком содержании.
Чему учит?
Оба героя относятся к разряду так называемых «маленьких людей» в литературе. Им нечего противопоставить сильным мира сего, они не отличаются особыми талантами, не имеют высокого социального положения. Только ведут себя они абсолютно по-разному. Семён покорно принимает все, что преподносит ему судьба, старается искать положительные моменты в любой ситуации. Василий же, напротив, сосредоточен сугубо на негативных сторонах жизни, часто угрюм и неразговорчив. Озлобившись, он не находит иного способа выплеснуть свою боль, кроме как решившись на преступление. Так, по мнению, автора, быть не должно. Каким бы тяжелым не было твое существование, нельзя переступать границы морали — таковы нравственные уроки произведения. Иначе можно полностью потерять свою человечность. Вот о чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал».
Смирение и кротость хороши в повседневной жизни: нужно уметь объективно оценить свои возможности и достойно выполнять свои обязанности, каким бы незначительными они ни казались. Однако в решающий момент каждый человек должен быть готов отбросить смирение и проявить деятельную доброту, взяв на себя ответственность и право решать. Такова мораль рассказа «Сигнал».
Основная идея
Иногда борьба за правду может разрушить судьбы многих людей и преумножить хаос, с которым борется. Не получив ожидаемого результата и разочаровавшись, человек совершает необдуманные поступки, которые повлекут за собой губительные последствия. Смысл рассказа «Сигнал» состоит в том, что даже высокие идеалы не могут оправдать жестокость и цинизм.
Еще одна главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в том, что даже, казалось бы, самая неприметная, заурядная личность готова на подвиг, если того потребуют обстоятельства. Внешняя покорность судьбе сменяется деятельным участием, когда возникает реальная угроза. Поэтому мы не должны недооценивать маленьких людей. Добродетель никак не связана с социальным статусом.
Художественные особенности
Примечательно то, что писатель практически не описывает то, что находится вокруг героев. Даже портреты персонажей читателю приходится выстраивать у себя в голове на основе отдельных деталей. Больший интерес для Гаршина представляют действия, отчего в тексте присутствует множество глаголов
«Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз…», «Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит…», «Обойдет Семён свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать…».
Нужную эмоциональную окраску дают восклицательные предложения и обращения — как риторические, так и прямые:
«Терпенье наше проклятое!» «Василий Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом!», «Господи! Спаси невинные души!».
Персонажи раскрываются благодаря диалогам, участниками которых они являются. Писатель передает живую речь с помощью разговорного стиля (например, просторечия «кабы», «коли»).
Критика
Особенно высоко литературный дар Гаршина в свое время оценил Л.Н. Толстой. Он не пропускал ни одной публикации, с удовольствием читая новые рассказы. Считая Всеволода Михайловича одним из сильнейших современников, Лев Николаевич пригласил его поработать в качестве автора для издательства «Посредник».
Другие также признавали талант Гаршина, видя большой потенциал для развития. Однако писатель очень рано покинул этот мир и не успел раскрыть свое дарование полностью.
Автор: Инна Колокольникова
В произведении «Сигнал» затрагиваются сложные философские темы. Это и взаимоотношения «маленьких людей» с окружающим их миром, и попытки изменить существующую реальность к лучшему, и противостояние добра и зла внутри каждой отдельной личности.
Если Вы думаете, что раздел раскрыл тематику рассказа «Сигнал» не полностью, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон дополнит раздел.
Проблемы
В рассказе «Сигнал» автором поднимаются такие важные проблемы, как: озлобление человека, доведенного до крайнего отчаяния; желание противостоять несправедливости, и, напротив, фатализм и смирение перед суровой действительностью.
Рассмотреть все эти вопросы удается благодаря персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Тем не менее, прямых наставлений Гаршин не дает, призывая читателя поразмышлять самостоятельно.
Вс. Гаршин «Сигнал». Текст, анализ
Просмотр содержимого документа
«Гаршин Сигнал Анализ рассказа»
Ocнoвныe тeмы и мoтивы в paccкaзe «Cигнaл» B. M. Гapшинa B paccкaзe «Cигнaл» (1887) нeт любoвнoй иcтopии, нo oтмeчeнный мoтив пpoявляeтcя в нeм eщe peзчe. Гepoи paccкaзa нe пишyт кapтин, нe oбcyждaют филocoфcкиx пpoблeм и нe мoгyт oпpeдeлять cyдьбы чeлoвeчecтвa. Oни мaлeнькиe люди, живyщиe мaлeнькими интepecaми: гpядкa кaпycты, жaлoвaньe, пpитecнeниe нaчaльcтвa — дaльшe иx интepecы нe идyт. Ho в cвoиx paзгoвopax oб этиx пpeдмeтax Ceмeн и Bacилий cтaвят тoт жe вoпpoc, чтo и Гeльфpeйx, coздaвший cвoю кapтинy oб Ильe Mypoмцe. B мoлoдocти Ceмeн был нa вoйнe, cлyжил дeнщикoм и яpкиxпoдвигoв, кoтopыe мoгли бы oпpeдeлить иcxoд cpaжeния, yжe пo cвoeй дoлжнocти coвepшить нe мoг. Ho для Гapшинa Ceмeн — чeлoвeк бoльшoй дyши, и пoдвиг eгo зaключaeтcя в тoм, чтo oн нe oзлoбилcя нa жизнь и людeй, xoтя имeл для этoгo вce ocнoвaния. Пpaвдa, в eгo oтнoшeнии к жизни явнo зaмeтны пaccивнocть и фaтaлизм. Boт эти чepты и paздpaжaют eгo coбeceдникa Bacилия. «He тaлaн-cyдьбa, — вoзpaжaeт Bacилий Ceмeнy, — нaм c тoбoю вeк зaeдaeт, a люди. Heтy нa cвeтe звepя xищнee и злee чeлoвeкa». Пoзиция Bacилия — этo пoзиция чeлoвeкa, нe жeлaющeгo пoдчинятьcя cyдьбe и пoтoмy вcтyпaющeгo в бopьбy c людьми и oбcтoятeльcтвaми. Ho для Гapшинa в зaкoнax бopьбы ecть cвoя cypoвaя диaлeктикa: чeлoвeк oзлoбившийcя, yтpaтивший вepy в людeй, дaжe в cпpaвeдливoм гнeвe cвoeм пpoтив винoвникoв злa мoжeт cтaть пpичинoй гибeли нeвинныx людeй. 3дecь Ceмeн и Bacилий мeняютcя мecтaми. Ceмeн aктивнo выcтyпaeт нa бopьбy co злoм, cпacaя пoeзд c людьми, нe пoдoзpeвaющими o гpoзящeй им oпacнocти, и Bacилий пpизнaeт eгo пpaвoтy и нeпpaвeднocть пyти, нa кoтopый oн вcтaл. Ho aктивнocть Ceмeнa ocoбoгo poдa. B ocнoвe ee лeжит caмoпoжepтвoвaниe, и ecли oн и пoднимaeт кpacный флaг, тo этoт флaг cмoчeн eгo coбcтвeннoй кpoвью. Boпpoc o тoм, чтo ecть дoбpo и злo, cтaвитcя в этoм paccкaзe нecкoлькo yпpoщeннo и oднoзнaчнo, в дyxe тoлcтoвcкoй мopaли нeпpoтивлeния злy нacилиeм, нo блaгoдapя пpocтoтe фaбyлы и блaгopoднoй гepoичecкoй жepтвeннocти eгo глaвнoгo гepoя paccкaз пpoизвoдит cильнoe эмoциoнaльнoe вoздeйcтвиe. Имeннo к этoй цeли и cтpeмилcя Гapшин, тaк кaк пpeднaзнaчaл eгo для нapoдa. Для Гapшинa мopaль вceгдa былa пpocтa, зaтo бecкoнeчнo cлoжeн был вoпpoc, пoчeмy этa пpocтaя мopaль нe мoжeт ocyщecтвитьcя в жизни людeй. Гapшин в кaждoм cвoeм paccкaзe c бoлeзнeннoй ocтpoтoй cтaвил вoпpoc o пpaвдe и нeпpaвдe, o paзнooбpaзныx пpoявлeнияx и фopмax coвpeмeннoгo злa, и пoтoмy eгo мaлeнькиe paccкaзы нaпoлнялиcь бoльшим и глyбoким coдepжaниeм. Глeб Уcпeнcкий cпpaвeдливo пиcaл: «. в eгo мaлeнькиx paccкaзax и cкaзкax, инoгдa в нecкoлькo cтpaничeк, пoлoжитeльнo иcчepпaнo вce coдepжaниe нaшeй жизни, в ycлoвияx кoтopoй пpишлocь жить и Гapшинy, и вceм eгo читaтeлям. Гoвopя — «вce coдepжaниe жизни нaшeй», я нe yпoтpeбляю здecь кaкoй-нибyдь пышнoй и нeoбдyмaннoй фpaзы, — нeт, имeннo вce, чтo дaвaлa нaибoлee вaжнoгo eгo yмy и cepдцy нaшa жизнь (нaшa — нe знaчит тoлькo pyccкaя, a жизнь людeй нaшeгo вpeмeни вooбщe), вce дo пocлeднeй чepты пepeжитo, пepeчyвcтвoвaнo им caмым жгyчим чyвcтвoм и имeннo пoтoмy-тo и мoглo быть выcкaзaнo тoлькo в двyx, дa eщe тaкиx мaлeнькиx, книжкax». Ty жe мыcль выcкaзaл и дpyгoй coвpeмeнник Гapшинa — П. Ф. Якyбoвич. И пoэт-peвoлюциoнep, и кpyпнeйший пpoзaик — oчepкиcт-coциoлoг пo cyщecтвy пpизнaли фaкт, нeoбычный кaк для литepaтypы 80-x гг., тaк и для пpeдшecтвyющeй pyccкoй литepaтypы. Heбoльшиe пo oбъeмy paccкaзы oтpaзили ocнoвнoe coдepжaниe эпoxи. Пoзднee блaгoдapя Kopoлeнкo, Чexoвy, Бyнинy этa мыcль пepecтaнeт вocпpинимaтьcя кaк пapaдoкc. Гapшинy yдaлocь oткpыть нoвыe вoзмoжнocти мaлoгo жaнpa. Cтpoгyю oбъeктивнocть пoвecтвoвaния oн coeдинил c лиpичecкoй взвoлнoвaннocтью и чeткo cфopмyлиpoвaннoй aвтopcкoй тoчкoй зpeния. B cyбъeктивныx лиpичecкиx пepeживaнияx oткpыл coциaльнyю ocнoвy. Peaлизм oпиcaний coчeтaлcя y нeгo c poмaнтичecким пpeoбpaжeниeм жизни, кoнкpeтныe oбpaзы — c aллeгopичecкими и cимвoличecкими oбoбщeниями, бытoвыe зapиcoвки — c филocoфcким ocмыcлeниeм дeйcтвитeльнocти. Унылoмy пeccимизмy и poзoвoмy oптимизмy, нepeдким в литepaтype 80-x гг., Гapшин пpoтивoпocтaвил cвoи coмнeния, вoпpocы, мyдpый cкeптицизм и в тo жe вpeмя пaфoc пoдвижничecтвa. B пpивычнoм тeчeнии бyднeй oн cyмeл yвидeть тpaгeдию, a в тpaгичecкoй cyдьбe нeзaypядныx гepoeв — чepты нoвoй нpaвcтвeннocти. Oн coздaл нoвый тип гepoя — чeлoвeкa чyткoй coвecти и oбнaжeнныx нepвoв, пoчyвcтвoвaвшeгo личнyю oтвeтcтвeннocть зa oбщecтвeннyю нeпpaвдy, гepoя, кoтopый cтaнeт oдним из ocнoвныx в дeмoкpaтичecкoй литepaтype кoнцa XIX в. Иcтoчник:
Анализ рассказа Сигнал Гаршина
Рассказ «Сигнал» был написан Гаршиным в 1877 году. Герои рассказа – маленькие люди Семён и Василий, оба рабочие. Их можно назвать традиционной литературной парой «типичных людей». Их не интересуют глобальные вопросы, они живут маленькими делами: огород, жалование, плохое отношение начальства – это всё, что занимает героев. Однако в этих беседах без намёка на анализ действительности Семён и Василий (главные герои произведения) задаются тем же вопросом, что и автор картины «Илья Муромец». Это обусловлено тем, что в юности Семён был на войне, но не командиром и даже не рядовым солдатом, а денщиком, поэтому не мог даже малость повлиять на итог битвы.
Обоих притесняет начальство, но Семен молча сносит обиды, а Василий возмущается. Василий гордится тем, что в отличие от других размышляет и стоит за правду, но в представлении автора, озлобившись, человек становится преступником.
Казалось бы, Семён – типичный маленький человек, но для Гаршина это не так. Для него Семён – человек широкой души. Его подвиг был не в том, что он уничтожил врага, но в том, что после войны никак не изменился: не стал злее и грубее. Однако стоит заметить, что при этом Семён стал пассивным человеком с верой в предопределённость жизни. Эти черты и не нравятся собеседнику Семёна – Василию. Позиция Василия при этом заключается в том, что он не хочет подчиняться судьбе, а поэтому стоит в оппозиции к людям и обстоятельствам.
Для Гаршина борьба – это условия, в которых озлобившийся человек даже в праведном своём порыве может стать виновником в смерти окружающих людей. Семён и Василий в этом контексте противопоставляются друг другу. Семён, не зная опасности, бросается спасать поезд с людьми, а Василий, в свою очередь, готов признать лишь только стремление Семёна, но его правоту – никогда. Семён в любой момент готов пожертвовать собой ради других. Это вызывает неприятие у Василия, на почве данного противостояния и возникает главный конфликт текста.
Не только в этом, но и во всех своих произведениях Гаршин поднимает вопрос морали, правде и лжи, добре и зле, описывая при этом не столь значительные события в жизни людей. В маленьких рассказах автора описана та реальность, в которой существовал и сам писатель, и его читатели.
Произведения Гаршина отразили дух эпохи. Его последователями можно назвать Короленко, Чехова и Бунина. Они продолжили искать ответы на вопросы, обозначенные Гаршиным – писателем, которого по праву можно считать мастером малой прозы
Символический смысл названия рассказа Гаршина «Сигнал»
Заголовок в литературном произведении несет семантическое наполнение, имеет большое значение. Он может дать понять, о чем пойдет речь, или же, наоборот, интригует, заставляя браться за книгу. Название рассказа Всеволода Михайловича Гаршина «Сигнал» символично и до конца текста не понятно. Так о каком же сигнале идет речь в этом произведении?
В рассказе два главных героя – два железнодорожных сторожа, Семен Иванович Иванов и Василий Степанович Спиридов. Сначала автор предлагает нам проследить за судьбой Семена. Иванов служит денщиком, ответственно и добросовестно выполняя возложенные на него обязанности. Приходилось Семену и под пулями побывать, но от намеченного пути не отступил. Но служба при офицере закончилась, и начались мытарства по свету. Случайная встреча с начальником станции стала настоящей удачей: Семен получил должность сторожа. Теперь у него есть новая теплая будка и маленький огород. А больше этому герою ничего и не нужно! Семен ответственно следит за вверенной территорией: совершает ежедневные обходы, подкручивает гайки, подравнивает щебень, проверяет водяные трубы. И так спокойно складывается житье Семена Ивановича, так радостно и покойно на его душе.
А вот второй сторож, Василий Спиридов, не может довольствоваться тем, что имеет. Его все раздражает, он постоянно злится, встретившись с Семеном, все больше курит и молчит. Что за думы таятся в голове этого мрачного человека? А мысли все такие: нельзя человеку, как скоту, терпеть, нужно пытаться вырваться, победить зло, которое идет только от людей, по большей части даже от начальства. Василий ждет проверки, чтобы пожаловаться. С прошлой ревизии он был на замечании, но даже и не старается подготовить свой участок. Приехавшее начальство проверкой было удовлетворено, но Василий не стерпел и обратился с жалобой насчет огорода. Рассвирепел начальник и ударил Василия в лицо. Спиридов даже ответить не смог, настолько его потрясла эта ситуация. Когда же опомнился, решил отомстить и отправился в Москву.
Да вот только до города герой так и не добрался. Он, как разбойник, скрывался в лесу, а потом решился на подленькое дело – вырвать рельс. Василий не подумал о невинных людях, которые, ничего не подозревая, полетят под откос. Василий – человек горячий, им двигала ярость.
Семен же, увидев, как Василий отрывает рельс, чуть с ума не сошел от тревоги. У него с собой не было никаких сигнальных принадлежностей, но Иванов не растерялся: соорудил флаг ценой собственного здоровья.
Так вот о каком сигнале говорит Гаршин в заголовке своего произведения. Кровавый платок, прикрепленный к таловой палочке, и есть тот самый сигнал, предупреждающий машиниста локомотива об опасности. И даже слабея, Семен не выпускает его из рук. Василий же, наконец, осознав, что натворил, поддерживает товарища, который из последних сил старается удержаться на ногах.
И вот машинист увидел спасительный сигнал, изготовленный в минуты отчаяния, люди не пострадали
Просмотр содержимого документа
«Гаршин То, чего не было»
Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и сидело целое общество неспавших господ. То есть сидели-то не все; старый гнедой, например, с опасностью для своих боков от кнута кучера Антона разгребавший копну сена, будучи лошадью, вовсе и сидеть не умел; гусеница какой-то бабочки тоже не сидела, а скорее лежала на животе: но дело ведь не в слове. Под вишнею собралась маленькая, но очень серьезная компания: улитка, навозный жук, ящерица, вышеупомянутая гусеница; прискакал кузнечик. Возле стоял и старый гнедой, прислушиваясь к их речам одним, повернутым к ним, гнедым ухом с торчащими изнутри темно-серыми волосами; а на гнедом сидели две мухи.
Компания вежливо, но довольно одушевленно спорила, причем, как и следует быть, никто ни с кем не соглашался, так как каждый дорожил независимостью своего мнения и характера.
И гнедой замолчал, но нижняя губа у него все еще шевелилась, точно он что-нибудь шептал. Это происходило от старости: ему был уже семнадцатый год, а для лошади это все равно, что для человека семьдесят седьмой.
— Разве вы не знаете, что я после смерти сделаюсь бабочкой с разноцветными крыльями?
Гнедой, ящерица и улитка этого не знали, но насекомые имели кое-какое понятие. И все немного помолчали, потому что никто не умел сказать ничего путного о будущей жизни.
— Мы не можем сказать, чтобы нам было худо. Мы сейчас только из комнат; барыня расставила в мисках наваренное варенье, и мы забрались под крышку и наелись. Мы довольны. Наша маменька увязла в варенье, но что ж делать? Она уже довольно пожила на свете. А мы довольны.
Но ящерица так и не сказала, что было с другой стороны, потому что почувствовала, как что-то крепко прижало ее хвост к земле.
Это пришел за гнедым проснувшийся кучер Антон; он нечаянно наступил своим сапожищем на компанию и раздавил ее. Одни мухи улетели обсасывать свою мертвую, обмазанную вареньем, маменьку, да ящерица убежала с оторванным хвостом. Антон взял гнедого за чуб и повел его из сада, чтобы запрячь в бочку и ехать за водой, причем приговаривал: «ну, иди ты, хвостяка!» На что гнедой ответил только шептаньем.
А ящерица осталась без хвоста. Правда, через несколько времени он вырос, но навсегда остался каким-то тупым и черноватым. И когда ящерицу спрашивали, как она повредила себе хвост, то она скромно отвечала:
— Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения.
И она была совершенно права.
Анализ сказки То, чего не было Гаршина
Сказка В. Гаршина «то, чего не было» признана одной из лучших сказок русских писателей. Она вошла в антологию. Это собрание литературных текстов преимущественно небольшого объёма. В антологию могут входить не только сказки, но и короткие рассказы, стихи, афоризмы и др.
Произведение «То, чего не было» хотя и написано как сказка для детей. Однако она больше подходит для взрослого читателя. В героях истории почти каждый сможет узнать себя или знакомого.
Действия происходит в жаркий июньский день. На полянке под вишнёвым кустом собралась компания из животных и насекомых. Тут были: гнедой конь, мухи, сидевшие на нём, улитка, расположившееся на листе лопуха, а рядом на травке навозный жук, кузнечик, муравей, гусеница и ящерица. В истории нет главных и второстепенных героев. Каждый из них имеет значение. Компания рассуждает на тему: «что такое мир?», этот вопрос задала ящерица.
На месте остался только гнедой. Спаслись мухи, которые успели улететь, и ящерица, потому что умела быстро бегать. У неё только хвост оторвался. Хвост снова вырос, но стал менее красивым. Ящерица потом всем объясняла, что пострадала за свои убеждения.
В сказке поднимается философский вопрос, который испокон веков волнует человечество: «в чём смысл жизни?» именно на этот вопрос пытаются ответить герои истории. Каждый понимает его по-своему.
Учит же сказка думать о жизненных ценностях. Учит иметь свои убеждения, а главное, уметь отстаивать их. Кроме того, сказка учит наблюдательности, и способствует любознательности.
Произведение написано в жанре сказки. Но в то же время это не просто сказка, в которой разговаривают животные. Её можно также назвать притчей. Но в притче используются художественные приёмы аллегории и иносказания, что делает её сказочной.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что суть произведения «то чего не было» можно выразить пословицей: «всяк имей свой ум».