В чем заключается слабость базаровского нигилизма
В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману Отцы и дети Тургенева)
Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.
Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.
Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.
Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.
Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.
Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.
Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.
Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.
К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.
Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.
2 вариант
Также читают:
Картинка к сочинению В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма?
Популярные сегодня темы
Какие качества нужны человеку, который в будущем достигнет многого? Запомнят ли его за его внешность или за его ум? Я считаю, невозможно достигнуть чего-то, не имея силы воли. Великие ученые, лидеры и авторы – все они пример этому.
Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.
Дилемма о том стоит ли использовать ложь в ситуациях морального выбора, известна людям давно. Наверное, с самого того времени когда появилась ложь, люди стали задумываться об использовании этого инструмента в речи.
Нижний Новгород – мой родной город. При одном его упоминании у меня возникают сотни теплых эмоций и воспоминаний. Это моя Родина, патриотом которой я являюсь. Это город со своей историей, со своими неповторимыми
Современный мир полон технологических новинок. Прогресс не стоит на месте. Сегодня трудно представить жизнь человека без мобильной связи, гаджетов и приборов, делающих нашу жизнь комфортной
В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману Отцы и дети Тургенева)
Главным героем произведения Отцы и дети является Евгений Базаров. Он именует себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, базирующиеся на отвержении прошлого опыта человечества, на уничтожении обычаев и норм социума.
Положительной стороной этой теории является отрицание самодержавия и крепостного права. Базаров осуждает старшего Кирсанова за то, что он ничего не создает. Паразитизм высших классов нагляден.
Базаров порицает искусство делать деньги. Он не добивается личного обогащению, а хочет безвозмездно работать для науки. Эта любовь к труду связана с его теорией. Его нигилизм направлен утверждением материалистического воззрений и развитием науки. Стремление последователей этой теории ничего не принимать на веру, все анализировать, добиваться знаний разумом и трудом очень похвально и заслуживает лишь одобрения.
Мощной стороной его теории является борьба против необразованности. Он переживает запуганность народа. Базаров – демократ. Он выступает за то, чтобы народ имел права. Пробуждение мировоззрения низших классов – часть его программы.
Слабыми являются взгляды героя на искусство, любовь, природу. Он их не ценит. Евгений распространяет мнение о потребительском отношении к природе.
Нигилист насмешливо высказывается о Пушкине. Он критически относится к поэзии, которую не читает. Базаров считает, что внимания достойны лишь те книги, которые приносят практическую пользу. Евгений утверждает, что химик всегда лучше литератора.
Такое отношение к прекрасному говорит об недостатке культуры. Нигилисты не следуют правилам поведения. Поэтому Евгений ведет себя грубо.
Вульгарный материализм сводит все к ощущениям. Есть люди, которым приятно быть порядочными, другим нравится их аморальность. Воззрения главного героя отражаются также в его научной деятельности. Он полагает, что все люди одинаковы. Этим Евгений отвергает психические особенности личности.
К прекрасному полу главный герой относится бесстыдно. Евгений отрицает брак, семью и родственные чувства. Он не навещает отца и мать 3 года. Он не хочет заводить семью и детей.
Базаровский нигилизма неоднозначное явление. С одного боку, герой стремится к прогрессу, осуждает бедность, невежество народа, ничтожность высших классов. Но слабость его взглядов состоит в том, что у него нет позитивной программы действий. Евгений — разрушитель, который не предлагает взамен уничтоженного ничего.
Положительное в нигилизме Базарова
Базаров — незаурядная личность. Его взгляды для своего времени звучали революционно, ломали стереотипы. Не удивительно, что молодое окружение героя усматривало в нигилизме признаки нового времени, прогресса.
Долой авторитеты
Самоуверенность и сила личности позволяют Базарову открыто высказывать свое мнение. Он подвергает сомнению заслуги людей, которые имеют вес в обществе. Они аристократы, а для Евгения аристократизм, «принсипы» — пустые слова. Больше пользы от мужика, который землю пашет. Такая радикальность взглядов — глоток свежего воздуха для молодежи. В созерцательных рассуждениях старого поколения они не усматривают потенциал для развития общества. А значит надо ломать устои, драться. Мысли Базарова обнажают назревающий кризис, призывают к переменам.
Нет — суждениям, да — опыту
Профессиональная работоспособность
Базаров ценит практическую деятельность, которая приносит пользу. И профессию для себя избрал, руководствуясь этими соображениями. Для него медицина и другие естественные науки — это ремесла. В них он ежедневно совершенствуется. Базарова не обвинишь в безделье, как иных аристократов. Он бескорыстен в своем труде. Герой иронизирует над высокопарными словами, но последовательность и ответственность, с которыми он занимается практической наукой, заслуживают восхищения.
Критическое самоуважение
Признание в себе качеств, над которыми сам насмехался, говорит о незаурядности Базарова. Прощаясь навсегда с Кирсановым, сознается, что есть у него душевные слова, но не позволяет себе «рассыропиться». Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой — особая проверка на прочность. С присущей прямолинейностью Базаров признает в себе способность летучей рыбой подняться в воздух. Но убежден, что лучше «плюхнуть» обратно в свою стихию. Для него лишь доброе участие любимой женщины, а не любовь — это милостыня, которую он никогда не примет.
Сила духа и цельность личности
Слово «дух» не укладывается в нигилизм Базарова, он материалист и признает другую силу. Но цельность, самообладание, прямодушие героя трудно назвать чем-то другим, кроме как силой духа. С этими качествами он не расстался даже на смертном одре. Мужественно признав неизбежное, Базаров сожалеет лишь о том, что мало сделал.
Роман «Отцы и дети». Слабость и сила Базарова
Сегодня на уроке мы:
– Порассуждаем о характере Базарова.
– Попытаемся понять, почему он вызвал столь противоречивые оценки у современников Тургенева.
– Выясним, каковы сильные и слабые стороны его натуры.
На наших прошлых уроках мы уже говорили о том, что тургеневский Базаров – знаковое явление не только в русской литературе, но и в общественной жизни России. Это новый тип героя.
До появления романа «Отцы и дети» в русской литературе было время «лишних людей»
. Вспомним Онегина, Печорина, Обломова. У Тургенева это Рудин и Бельтов.
Кто такой по своей сути «лишний человек»?
Это прожигатель жизни, который обладает многими талантами, но не находит им применения в жизни. Чем отличается от них Базаров? В первую очередь, он человек дела. Человек совершенно иного склада характера, происхождения и образа жизни.
И вокруг этого деятельного героя после выхода романа развернулись пламенные споры. Одни Базаровым восторгались. Настолько, что Александр Иванович Герцен
даже говорил, что все молодые революционеры вдруг стали копиями Базарова.
Другие с возмущением писали, что Тургенев нарисовал отвратительную карикатуру на современную молодёжь. А сам писатель не раз жаловался в письмах, что его героя не поняли.
В своих записях Тургенев называет трёх прототипов Евгения Базарова. Первым из них стал критик Николай Добролюбов. Можно даже уловить внешнее сходство: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
Вторым в списке прототипов стоит знакомый Тургенева, врач Иван Васильевич Павлов. Обратим внимание, что Базаров тоже врач, а не критик, как тот же Добролюбов.
Павлов был известен резкостью и прямотой высказываний. А это одна из самых ярких черт Базарова. Кроме того, Павлов отличался крайним атеизмом и материализмом.
Третьим прототипом стал друг Николая Добролюбова Сергей Преображенский. Человек с завышенным самомнением и такой смелостью, и свободой суждений, что они восхищали своей революционностью даже Добролюбова.
Стоит заметить, что первоначальный образ Базарова был резче и проще, и уже в процессе работы образ обрёл сложность и глубину. Так кто же такой Евгений Базаров? В чём его сила и слабость? За что его осуждали и почему ему подражали?
Для начала подумаем, какие качества сделали Базарова идеалом для русских нигилистов. Во-первых, Базаров – сильная и харизматичная личность. Это всегда привлекает. Даже у своих противников Базаров вызывает сильные эмоции. Павел Петрович презрительно называет его «лекаришкой» и не подаёт руки при встрече, но спорит с ним на равных. И даже выходит из себя, теряя свою аристократичность. А люди послабее, например, Аркадий Кирсанов и Виктор Ситников, ищут внимания Базарова и легко попадают под его влияние.
Во-вторых, Базаров умён. У него есть стройная система взглядов и собственное мнение по любому вопросу. Базаров смел в своих суждениях и трезво оценивает многие вещи. Он не погряз в заблуждениях, как поколение «отцов». Например, Базаров видит бедственное положение крестьянства. Он не питает славянофильских иллюзий по поводу духовности и высокой нравственности русского мужика. И возмущён невежеством и суеверием крестьянства.
Базаров резко критикует старые порядки, которые привели страну к кризису. Он считает, что порядки эти необходимо разрушить. Тургенев писал: «Если Базаров называет себя нигилистом, надо читать революционером»
. А поклонниками Базарова были как раз молодые революционеры-демократы.
Но нельзя не обратить внимания на то, что у Базарова нет созидательной программы. Слабость своей позиции Базаров подтверждает сам. «Мы ломаем, потому что мы сила»,
– говорит он. –
«Сперва нужно место расчистить».
А что могут построить на чистом месте другие, Базарова не волнует.
Ещё одна сильная сторона Базарова – его энергия и деятельность. Базаров презирает пустую болтовню. Он считает, что нужно делать, а не рассуждать. В споре с Павлом Петровичем он прямо говорит: «Болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведёт только к пошлости и доктринёрству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и чёрт знает о чём, когда дело идёт о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит».
При этом слово с делом у него не расходится. В Марьино Базаров и суток не бездельничал. Он работал в гостях у своего друга, пока тот сибаритствовал, по выражению писателя. В отличие от аристократа Аркадия Кирсанова, который ничем не занят после окончания университета, Базаров идёт к цели. Цель эта конкретна и с точки зрения нигилизма идеальна в своей практичности. Базаров хочет стать врачом.
Важно заметить, что Базаров не стремится сделать карьеру или разбогатеть. Можно сказать, что он делает дело ради дела. То есть, приносит ту самую пользу обществу, о которой он говорит Павлу Кирсанову. Сравнивая Базарова с другими литературными героями, Дмитрий Иванович Писарев написал: «…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных
–
знание без воли; у Базаровых есть и знание, и воля, мысль и дело сливаются в одно твёрдое целое»
.
Очевидно, что Базаров презирает «аристократишек» за бездействие и пустую болтовню. И открыто своё презрение выражает. А поскольку принципы, этику и даже эмоции он отрицает, своё презрение он выказывает даже когда живёт у этих самых «аристократишек», ест их хлеб и пользуется комфортом, который ему предлагают. В разговоре с Аркадием он высмеивает Николая Петровича за игру на виолончели. И ему даже в голову не приходит, что его другу эти слова, да ещё и с хохотом, слышать неприятно.
Базаров на всех смотрит свысока. Самолюбие Базарова безгранично. Тургенев называет его бездонной пропастью. А базаровскую гордость – сатанинской. Вспомним его слова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — тогда я изменю своё мнение о самом себе».
замечает:
«…он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в своих собственных глазах, что делается совершенно равнодушным к мнению других людей».
Безграничное самолюбие и нигилизм Базарова загоняют его в ловушку одиночества. Некоторые критики считают, что Базаров одинок, потому что самодостаточен. Или потому, что рядом нет личности, равной ему. Но так ли это? Он открыто презирает и аристократов, и новоявленных прогрессистов Кукшину и Ситникова. Презирает и народ, поэтому для крестьян он такой же чужак, как и Кирсановы. На своего друга Аркадия он смотрит свысока и презирает за мягкость. Даже его чувства к Одинцовой нельзя назвать светлыми.
Обратимся к словам Писарева. «Базаров везде и во всем поступает только так, как ему хочется или как ему кажется выгодным и удобным. Им управляют только личная прихоть или личные расчёты. Ни над собой, ни внутри себя он не признает никакого нравственного закона, никакого принципа. Впереди – никакой высокой цели; в уме – никакого высокого помысла, и при всем этом – силы огромные!»
Базаров слишком увлёкся нигилизмом. Он попытался всё подчинить своей теории. И абсолютное отрицание всего превратилось в ограниченность. Острый ум в Базарове сочетается с узким кругозором. Он не интересуется ничем, что не приносит явной практической пользы. Например, искусство. Базаров не видит, что от искусства, например, от игры на виолончели, человек может получать гораздо большее удовольствие, чем от вкусного обеда. Казалось бы, мысль практичная, в духе Базарова, но ему даже такая специфическая идея о пользе искусства в голову не приходит.
Попытки Базарова заковать жизнь в рамки своих идей обречены на провал. Он, говоривший Аркадию, что любовь – это «романтизм, чепуха, гниль, художество», вопреки своим убеждениям влюбился. И вдруг перестал видеть в женщине только «богатое тело» и «печёнки-селезёнки». Любовь разрушает его стройную систему взглядов. В жизни Базарова вдруг находится место романтизму, и это злит нигилиста.
«Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец»,
– говорит он про Павла Петровича. А получив отказ Одинцовой, теряет интерес к жизни.
«…лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях, даже походка его, твёрдая и стремительно смелая, изменилась. Он перестал гулять в одиночку и начал искать общества».
Базаров зовёт к себе перед смертью Одинцову. И в их последнюю встречу прорывается наружу базаровская поэтичность, которую он так старательно отрицал. «Славная», «великодушная», «молодая, свежая, чистая»
, говорит он ей. Как это непохоже на его первое признание в любви,
когда «страсть в нём билась, сильная и тяжёлая
–
страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
Поэтичны и последние слова Базарова, обращённые к Одинцовой: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…».
Сцена смерти Базарова показывает нам, что вечные ценности, такие как любовь, природа, искусство не может победить даже самая последовательная и стройная искусственная теория. А попытки подчинить их теории, отказаться от них или заключить в рамки, приводят человека к тяжёлому внутреннему конфликту. Эта мучительная борьба может обернуться утратой смысла жизни.
О смерти Базарова критики спорили так же яростно, как и о его характере.
Но сам Тургенев считал, что его героя не понял никто. Он жаловался в письме Достоевскому: «…никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нём представить трагическое лицо – а все толкуют: – зачем он так дурён? Или – зачем он так хорош?»
В чем заключается слабость базаровского нигилизма
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
12.1. Каково символическое значение судьбы Мцыри в одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова?
12.2. В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
12.3. Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б. Л. Пастернака. (Не менее трёх стихотворений)
12.4. Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины ХХ — начала ХХI в. (Одно-два произведения по выбору).
Комментарии к сочинениям
12.1. Каково символическое значение судьбы Мцыри в одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова?
«Мцыри» — история жизни пламенной, романтичной души. Лермонтов сразу же подчеркивает противоречивость героя. Он «пуглив и дик», «слаб и дик». Могучий внутренний дух и слабость тела — вот характерное противоречие Мцыри, объясняемое оторванностью от родных и неясной тоской по родине, испытываемой героем. Эта противоречивость Мцыри непосредственно связана как с мятежным сознанием героя, так и с трагической гибелью его иллюзий. Могучий дух возрос в чуждой среде, он питается воспоминаниями и неясными предчувствиями вольной жизни. Судьба Мцыри символична: это судьба романтического героя с огромным потенциалом, но нереализованными возможностями.
12.2. В чём заключаются сила и слабость базаровского нигилизма? (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Сущность базаровского нигилизма прослеживается в его спорах с Павлом Петровичем Кирсановым. Натура Базарова — натура противоречивая. В его убеждениях, безусловно, есть рациональное зерно: он деятельный, его жизнь наполнена смыслом. Базаров не признает ничего абстрактного, эфемерного, далекого. Он верит только в то, «что можно пощупать руками», верит только в «лягушек», которые могут принести конкретную пользу конкретным людям: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Вместе с тем, взгляды Базарова оказываются несостоятельными, когда дело доходит до больших чувств. Трудно разделять нигилизм в отношениях к любимой женщине, или когда речь идёт об искусстве, или наслаждаясь красотой природы.
12.3. Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б. Л. Пастернака. (Не менее трёх стихотворений)
Тема может быть раскрыта на примере стихотворений: «Зимняя ночь», «Никого не будет дома», «Гамлет».
Стихотворение «Гамлет» открывает цикл стихов Юрия Живаго. Темой стихотворения является выбор моральной позиции человека в мире зла и насилия. Начало сразу знакомит читателя с человеком, который попал на перекрёсток судьбы. Лирический герой старается осознать, осмыслить прошлое и настоящее. Слово «век» имеет обобщенное значение. Это не только «век» героя, а и столетие, эпоха. Лирический герой Пастернака старается отыскать не только своё собственное содержание жизни, а и смысл жизни всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряжённую борьбу, которая происходит в душе героя. Это борьба с сумраком ночи.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Стихотворение «Никого не будет в доме. » было написано в 1931 году. С первой же строки звучит тема одиночества. Душевное состояние лирического героя подчеркивается изображением внешнего мира: сумерки, снег, иней:
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой,
Только крыши, снег, и, кроме
Крыш и снега, никого.
Образы света, мглы, крещенья включены в контекст стихотворения «Свеча горела на столе»:
На озаренный потолок
Скрещенья рук, скрещенья ног,
И падали два башмачка
И воск слезами с ночника
Образ свечи у Пастернака становится центром мироздания. Пламя, поначалу теряющееся в метели («Мело, мело. // Во все пределы»), постепенно притягивает к себе все сущее на земле и на небе.
12.4. Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины ХХ — начала ХХI в. (Одно-два произведения по выбору).
Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году. Это было время пересмотра идеологических установок сталинской эпохи, когда в жестких ограничениях цензуры возникли некоторые послабления. В частности, стало возможным печатно говорить о людях, которые во время Великой Отечественной войны 1941−1945 годов оказались в плену у гитлеровцев. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. «Судьба человека» — не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера.
Достоинство повести в том (именно это единодушно признавали писатели-фронтовики), что в ней война показана изнутри, без лоска и желания что-то приукрасить.
По материалам https://fb.ru/article.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями
|