В чем заключается сложившееся критическое состояние с аварийностью на автомобильном транспорте

Аварии на автомобильном транспорте

Если рядом ребенок

Если машина упала в воду

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте – тормоза, на втором – рулевое управление, на третьем – колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ НЕИЗБЕЖНОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ АВАРИИ

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПАДЕНИИ АВТОМОБИЛЯ В ВОДУ

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЛИЧНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ДВИЖЕНИИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ

Находясь в общественном транспорте, при отсутствии свободных сидячих мест постарайтесь встать в центре салона, держась за поручень для большей устойчивости. Обратите внимание на расположение аварийных и запасных выходов.

Электрическое питание трамваев и троллейбусов создает дополнительную угрозу поражения человека электричеством (особенно в дождливую погоду), поэтому наиболее безопасными являются сидячие места. Если обнаружилось, что салон находится под напряжением – покиньте его. При аварии у выходов возможна паника и давка. В этом случае воспользуйтесь аварийным выходом, выдернув специальный шнур и выдавив стекло.

В случае пожара в салоне сообщите об этом водителю, откройте двери (с помощью аварийного открывания), аварийные выходы или разбейте окно. При наличии в салоне огнетушителя примите меры к ликвидации очага пожара. Защитите органы дыхания от дыма платком, шарфом или другими элементами одежды. Выбирайтесь из салона наружу пригнувшись и не касаясь металлических частей, так как в трамвае и троллейбусе возможно поражение электричеством.

При падении автобуса в воду дождитесь заполнения салона водой наполовину, задержите дыхание и выныривайте через дверь, аварийный выход или разбитое окно.

Источник

О состоянии аварийности при перевозке пассажиров автомобильным транспортом и мерах по ее предупреждению

24 июля 2002 года состоялась Коллегия Министерства транспорта Российской Федерации, на которой было рассмотрено состояние аварийности при перевозке пассажиров автомобильным транспортом и меры по ее предупреждению.

Во исполнение Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» в период 1996-2000 годы во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами реализована федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в России». Выполнение комплекса программных мероприятий позволило несколько снизить уровень дорожной аварийности, сократить на 3,1 тыс. человек погибших при дорожно-транспортных происшествиях и 4,5 тыс. раненых.

Однако в условиях высоких темпов автомобилизации в стране, возрастающей диспропорции между приростом автомобильного парка и развитием улично-дорожной сети, критического уровня изношенности автотранспортных средств и вовлечения в транспортный процесс большого числа субъектов малого предпринимательства ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения с 2001 года стало резко ухудшатся.

Особое беспокойство вызывает состояние дел с аварийностью на пассажирском автомобильном транспорте, которая по удельным показателям вдвое превышает уровень на грузовом и в полтора раза на легковом автотранспорте.

Неблагополучная ситуация с безопасностью дорожного движения на автомобильном транспорте требует принятия комплекса дополнительных мер, адекватных складывающейся обстановке и противодействующих негативным факторам.

Принятая в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» подпрограмма «Безопасность дорожного движения» создает основу для формирования и реализации таких мер. Данной подпрограммой предусматривается к 2010 году снизить уровень аварийности и сократить на 20-30% число погибших в ДТП. В сочетании с подпрограммой «Реформирования городского пассажирского транспорта» должны быть созданы необходимые условия для обеспечения безопасности перевозок пассажиров на автомобильном транспорте.

Источник

В чем заключается сложившееся критическое состояние с аварийностью на автомобильном транспорте

Поводом для этой статьи, стал разговор с руководителем автопредприятия. Почему то считается, что с аварийностью ничего нельзя сделать.

Мы хотим рассказать о том, как снизили аварийность в 2,7 раза в транспортной компании. Количество автомобилей- около 100 единиц. Персонал- 50% местные водители, остальные из соседних областей. Ошибочным будет мнение, что только деятельность «Учебного центра НП «ЛАТ»» привела к снижению аварийности. Аварийность может снизить только руководство компании. Наша задача—специализированные услуги. Какую работу мы выполнили?

Во-первых, собрали всю информацию имеющую отношение к водителям предприятия: количество водителей, возраст, стаж, стаж в предприятии, все нарушения ПДД за последние три года.

Во-вторых, собрали всю информацию по ДТП в предприятии: «виновен», «не виновен», место, дата, вид ДТП. Также попросили руководство фирмы посчитать убытки от ДТП за год. Точно рассчитать убытки не получилось, но составленная таблица дает необходимое представление о положении вещей.

В чем заключается сложившееся критическое состояние с аварийностью на автомобильном транспорте. 63f4e2578aaa114c632b38d692502e52. В чем заключается сложившееся критическое состояние с аварийностью на автомобильном транспорте фото. В чем заключается сложившееся критическое состояние с аварийностью на автомобильном транспорте-63f4e2578aaa114c632b38d692502e52. картинка В чем заключается сложившееся критическое состояние с аварийностью на автомобильном транспорте. картинка 63f4e2578aaa114c632b38d692502e52

В-третьих, провели анализ причин ДТП. Напоминаем, что причина, это не гололед, туман или дождь и т.д. Гололед, дождь, туман- это факторы, увеличивающие риск возникновения ДТП, а не его причина. Анализ причин должен ответить на вопрос: «Какие действия или принятые решения водителя послужили причиной ДТП?» Следующий вопрос сложнее: «Почему водитель принял такое решение?» Самый простой пример-попутное столкновение. Причина ДТП—несоблюдение дистанции. Причина несоблюдения дистанции- водитель не знает, как выбирается безопасная дистанция.

В-четвертых, проверили уровень профессиональной подготовки водителей. Хороший уровень профессиональных знаний показали около 10% водителей. Удивляться этому не нужно, т.к. это стандартный показатель. Мы проверяли разные категории водителей: «дальнобойщиков», водителей автобусов, персональных водителей, водителей грузовиков- результат везде одинаковый. Если мы проверим Ваше предприятие, то результат будет очень похож. Проблемы с уровнем подготовки водителей всем известны, но не все представляют, насколько эти проблемы велики.

В-пятых, ежегодно 100% водителей прослушивают цикл лекций по темам: «Физика поведения автомобиля в экстремальной ситуации», «Психофизиологические особенности труда водителя». Задача занятий- дать водителю достоверную информацию по выбранным темам. Сложность занятий заключается в том, что обучение проходят водители-профессионалы со стажем (почти каждый из них считает себя очень грамотным специалистом). Соответственно, они имеют низкую мотивацию к обучению. Если просто сказать, что вы не грамотны- получим сильное противодействие. Занятия приходится строить таким образом, чтобы водители сами делали необходимые выводы. Самое сложное- создать необходимую мотивацию к безопасному управлению автомобилем.

Дополнительно транспортная компания открыла свой учебный класс, ввела обязательную стажировку вновь поступающих водителей (не менее 3-4 недель), ежегодный медицинский осмотр (не на бумаге, а настоящий), «13 зарплату», доску почета, установила программу смс рассылок для своих водителей, организовала помощь в оформлении льготной ипотеки. Ежегодно на праздничном концерте, посвященном «Дню работников автомобильного транспорта», которое проводит «Некоммерческое партнерство «Логистика и автоперевозки Татарстана»», в крупнейшем ДК города лучшие водители награждаются грамотами и ценными подарками от профильных министерств и ведомств.

По результатам анализа ДТП, руководство фирмы запретило остановки на обочине (все ночевки, обеды, отдых на специализированных площадках) и ночную эксплуатацию автомобилей (бывают редкие, исключения- например, Москва).

К сожалению, мы не можем в короткой статье подробно описать всю работу, которую провело руководство транспортной компании совместно с нами. Да мы и не ставили перед собой такой задачи. Мы хотели обратить Ваше внимание на то, что аварийность можно снизить. Посмотрите на диаграмму внизу, это результаты выполненной работы.

В чем заключается сложившееся критическое состояние с аварийностью на автомобильном транспорте. 415be996bbe69585d447d4f35b817805. В чем заключается сложившееся критическое состояние с аварийностью на автомобильном транспорте фото. В чем заключается сложившееся критическое состояние с аварийностью на автомобильном транспорте-415be996bbe69585d447d4f35b817805. картинка В чем заключается сложившееся критическое состояние с аварийностью на автомобильном транспорте. картинка 415be996bbe69585d447d4f35b817805

Нас часто спрашивают, сколько денег потратила транспортная компания на внедрение программы по снижению аварийности. Я могу ответить только за стоимость наших услуг. Наши услуги обходились транспортной компании в среднем около 300 т.р. в год. Экономия от внедрённой программы составила в разные годы от 10 до 25 млн. руб. в год.

Иногда мы слышим: «Мы в этом году не заложили в бюджет денег на подготовку водителей.» Хочется спросить: «А сколько денег вы заложили в бюджет на ДТП?»

Источник

Аварии на автомобильном транспорте, их причины и последствия

Правила безопасного поведения участников дорожного движения

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов, столкновение и опрокидывание транспортных средств.

По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненым в ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, обусловившие их госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Выделяют четыре основных механизма возникновения повреждений:

Механизм возникновения повреждений, их локализация и тяжесть зависят от вида ДТП, скорости движения транспортного средства, его конструктивных особенностей.

Повреждения при ДТП могут быть самыми различными. При одном и том же виде происшествия пострадавшие получают разные повреждения, а сходные травмы наблюдаются при различных видах ДТП, но с разной частотой.

Частота различных видов повреждений у лиц, получивших травмы, закончившиеся выздоровлением, и у погибших в ДТП значительно отличается.

Установлено, что травмы, закончившиеся выздоровлением пострадавших, значительно чаще наблюдаются при столкновении транспортных средств. В то же время дорожно-транспортные травмы, закончившиеся смертельным исходом, возникают при наездах на пешеходов (а также на велосипедистов и мотоциклистов) почти в семь раз чаще, чем при столкновении транспортных средств.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье.

Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стекло подручным тяжелым предметом. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.

Пожарная часть (профилактическая) Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Пожарно-спасательный отряд имени князя А.Д. Львова противопожарной службы СПб по Петродворцовому району СПб»

— от общего сотрясения тела человека вследствие удара,

Источник

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»

МЕТОДОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ

ТРАНСПОРТЕ

Допущено УМО вузов Российской Федерации по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» (профиль подготовки «Организация и безопасность движения») Тамбов Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

УДК 629.331.07(075.8) ББК О33-082.03я П Рецензенты:

П256 Методология обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте : учебное пособие / Н.В. Пеньшин. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013. – 456 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-8265-1131-2.

Рассмотрены вопросы обеспечения безопасности дорожного движения при предоставлении услуг по перевозке грузов и пассажиров, организации внутрипроизводственных систем, обеспечивающих надёжную и безопасную эксплуатацию автотранспортных средств, структуры системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, организации дорожного движения и технического регулирования, методов и способов контроля за работой автомобильного транспорта и других вопросов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

Предназначено для студентов направления подготовки 19070. «Технология транспортных процессов» профиля подготовки «Безопасность дорожного движения» при изучении дисциплины «Методология обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте».

УДК 629.331.07(075.8) ББК О33-082.03я © Федеральное государственное бюджетное ISBN 978-5-8265-1131- образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» (ФГБОУ ВПО «ТГТУ»),

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь и трудовая деятельность людей неразрывно связаны с транспортом, без которого был бы невозможен технический и социальный прогресс.

Роль транспорта, разумеется, нельзя сводить только к перемещению грузов и пассажиров. Транспорт способствует неуклонному росту и совершенствованию производства, систематическому повышению народного благосостояния. Он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства и особенно на продолжительность воспроизводственного цикла, на формирование запасов сырья, топлива и продукции, на ёмкость складов и т.д.

Основной задачей транспорта является более полное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, ускорение доставки грузов и передвижения пассажиров на основе существенного повышения мощности и качества всей работы транспортной системы.

Массовая автомобилизация страны требует решения комплекса сопутствующих ей задач, без которых не может быть обеспечен желанный эффект и положительное влияние автомобилизации на социальное развитие общества. Автомобиль как средство передвижения обладает рядом преимуществ перед другими видами транспортных средств. К этим преимуществам относятся:

а) высокая мобильность;

б) способность доставлять пассажиров и грузы «от двери до двери»;

в) относительная простота управления;

г) во многих районах страны (горная местность и т.д.) является единственным видом транспорта;

д) автомобиль является необходимым средством и атрибутом быта в повседневной деятельности человека.

Число автомобилей на дорогах во всём мире растёт с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где за последнее время резко увеличился парк автомобилей.

Быстрое увеличение численности автомобильного парка сопровождается ростом числа пострадавших от дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

Относительная опасность автомобиля превышает относительную опасность воздушного транспорта более чем в три раза, а железнодорожного – в десять раз. На один миллиард пассажиро-километров на автомобильном транспорте приходится двадцать погибших, на воздушном – шесть, на железнодорожном – два.

По сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, в России количество дорожно-транспортных происшествий на тысячу транспортных средств в 7 – 10 раз выше, чем в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и др.

На порядок выше, чем в перечисленных странах, и такой показатель тяжести последствий ДТП, как число погибших на 100 пострадавших.

Реализация в США с 1968 года и Японии с 1970 года законов «О безопасности дорожного движения» и принятых на их основе национальных программ сокращения аварийности позволила значительно сократить число раненых и погибших при продолжающемся увеличении автопарка.

Предоставление услуг по перевозке грузов и пассажиров на безопасном уровне, организация внутрипроизводственных систем, обеспечивающих надёжную и безопасную эксплуатацию автотранспортных средств, оптимизация структуры системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, организация дорожного движения и технического регулирования, разработка методов и способов контроля за работой автомобильного транспорта – главные направления деятельности, обеспечивающие безопасность дорожного движения.

Профессиональная деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте складывается из структуры системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения и органов исполнительной власти, осуществляющих межотраслевое управление в этой сфере;

нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятий автомобильного транспорта, дорожного хозяйства, коммунальных служб, службы ГИБДД, учебных заведений, медицинских организаций по обеспечению безопасности дорожного движения;

порядка и методов контроля за соблюдением физическими и юридическими лицами предприятий всех форм собственности нормативных документов, правил и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

самостоятельно анализировать факторы и условия, влияющие на состояние, связанное с обеспечением безопасности дорожного движения при осуществлении автотранспортным предприятием перевозок грузов и пассажиров, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, технического обслуживания и ремонта дорог и дорожных сооружений;

составлять планы проведения работ по обеспечению безопасности дорожного движения на предприятиях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства с учётом видов перевозок, организационных форм собственности предприятий и численности состоящих на балансе транспортных средств;

разрабатывать предупредительные мероприятия по предотвращению ДТП и снижению их тяжести с участием транспортных средств предприятия автомобильного транспорта на участке обслуживания дороги или железнодорожном переезде дорожной организацией или коммунальной службой;

определять перспективы повышения безопасности в транспортно-дорожном комплексе на основе использования статистики ДТП.

Материал, изложенный в учебном пособии, позволяет формировать у пользователей системный подход к организации, содержанию и порядку осуществления деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения и приобретению навыков в решении этих задач на федеральном, региональном, местном уровнях управления, а также на предприятиях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

1. ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ ПРАКТИЧЕСКАЯ

НАПРАВЛЕННОСТЬ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

Целью и задачей дисциплины «Методология обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте» является формирование у студентов системного подхода к организации, содержанию и порядку осуществления деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения и приобретения практических навыков в решении этих задач на федеральном, региональном, местном уровнях управления, а также на предприятиях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Дисциплина «Методология обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте» является основной дисциплиной, которая формирует профессиональный уровень знаний в области обеспечения безопасности дорожного движения при предоставлении услуг по перевозке грузов и пассажиров и при технической эксплуатации автомобильного транспорта.

Дисциплины, освоение которых необходимо до изучения дисциплины «Методология обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте»: введение в специальность; правила дорожного движения; техника транспорта, обслуживание и ремонт;

пути сообщения, технологические сооружения; безопасность транспортных средств; основы управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; управление техническими системами.

Дисциплины, для которых освоение дисциплины «Методология обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте» необходимо как предшествующее: служба ГИБДД; экономическая оценка деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения; спецглавы автомобильных перевозок; правовые основы обеспечения безопасности участников дорожного движения;

транспортное право; организация движения; основы трудового права.

1. Какие цели и задачи предусматривает дисциплина «Методология обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте»?

2. Назовите дисциплины, освоение которых необходимо до изучения дисциплины «Методология обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте».

3. Назовите дисциплины, для которых освоение «Методология обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте» необходимо как предшествующее.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Безопасность дорожного движения – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. По российскому законодательству безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

ДТП являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от ДТП превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, кораблей, поездов, и т. п.) вместе взятых.

ДТП являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях – как правило, молодые и здоровые люди. В мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн. человек и около 50 млн. получают травмы.

На современном этапе развития общества в условиях рынка особое значение приобретает совершенствование управления, укрепление дисциплины и ответственности на производстве, всемерное развитие творческой инициативы и активности трудящихся. Эти требования в полной мере относятся и к организации работ на автомобильном транспорте для обеспечения БДД.

Население, общественность, органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации озабочены современным состоянием аварийности на автомобильном транспорте, так как ежегодно на дорогах России погибает 30 – 35 тыс. человек, и около 300 тыс.

человек получают серьёзные ранения. Основные причины аварийности на автомобильном транспорте являются следствием общей политической, экономической и социальной ситуации в стране.

Социально-экономический и нравственный кризис общества резко обострил целый комплекс накапливающихся в течение многих лет проблем, в том числе и в области БДД.

Сложившееся критическое состояние с аварийностью является следствием недостаточного государственного управления безопасностью движения и действенных правовых и экономических механизмов повышения БДД.

Аналогичная ситуация, возникшая во второй половине ХХ в. во всех экономически развитых странах мира, была преодолена переходом к государственной системе управления безопасностью дорожного движения, принятием основных законодательных актов в этой области, введением системы стимулирования, механизма целевого планирования и управления, направленных на достижение конечных результатов сокращения аварийности, проведением льготной налоговой политики, информационным и научно-методическим обеспечением деятельности по управлению безопасностью дорожного движения. Принятые меры позволили в странах развитой автомобилизации добиться устойчивого снижения числа пострадавших людей в ДТП. Так, в США резко сократилось количество погибших в дорожных происшествиях, а в Японии и Финляндии при росте автомобильного парка в два раза число погибших в ДТП было снижено вдвое.

Фактическое состояние транспортного травматизма противоречит социальной направленности политики России, провозглашающей приоритет безопасности жизни и здоровья человека по отношению к производственной деятельности. Правительство, органы законодательной и исполнительной власти предпринимают определённые шаги по нормализации состояния безопасности дорожного движения в стране.

Впервые в истории России принят Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (декабрь, 1995). Правительством России утверждена «Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 гг.» (февраль, 2006), принят Закон Российской Федерации «Устав автомобильного городского транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007», разрабатываются и внедряются региональные и местные программы по обеспечению безопасности дорожного движения в областях и городах России.

Проблема дорожной аварийности как следствие количественного роста парка транспортных средств возникла в развитых странах в 70– 80-е гг. ХХ в. Наиболее сложным стал период быстрого количественного роста национальных парков до уровня автомобилизации порядка 300 легковых автомобилей на 1000 жителей. После этой отметки период количественного роста переходит в период качественных изменений. Прирост парка снижает темпы, и в течение последнего десятилетия в развитых странах наблюдается замена автомобилей на более безопасные и экономичные при стабильной численности парков.

Повышение уровня автомобилизации сопровождалось поиском решений по сдерживанию роста количества дорожно-транспортных происшествий и числа их жертв. Вклад в снижение риска ДТП и их последствий вносили отдельные организации и отрасли: дорожная, автомобилестроительная, образование, здравоохранение, производство дорожного обустройства и отражающих материалов. Разрозненная деятельность постепенно приобретала координацию и комплексность.

Наилучшие результаты по снижению аварийности удалось достичь с помощью целевых программ, которые объединяли усилия разных ведомств. Каждая последующая программа, оттолкнувшись от успехов, уроков, анализа ошибок и просчётов предыдущей программы, делала шаг к снижению числа погибших и раненых в ДТП. Освещение результатов программ через СМИ, международные конференции и конгрессы способствовали распространению опыта и развитию инноваций. Результатом стал прорыв ряда стран по снижению аварийности и выход на позиции лидеров по безопасности, несмотря на самые высокие уровни автомобилизации порядка 500 – 700 легковых автомобилей на 1000 жителей.

Страны, достигшие показателей высокой безопасности дорожного движения, доказали, что дорожной аварийностью можно управлять.

Реализация программ продолжается, их цели становятся всё более амбициозными, например, снижение смертности на дорогах до нуля – цель, принятая официально в Швеции. Новшества, внедряемые лидерами, заимствуются и адаптируются другими странами мира, которые имеют благоприятную возможность учиться, избегать ошибок и, применяя проверенные решения, ускорять достижение цели – снижение дорожной аварийности.

Для России, долгое время находившейся в информационной изоляции, сегодня критически важно знать и применять алгоритм правильных действий по снижению дорожной аварийности для периода количественного роста национального парка транспортных средств, чтобы российское сообщество могло пройти этот неблагоприятный период с минимальными издержками.

Основными направлениями органов власти и управления Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, являются:

установление полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожнотранспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

регулирование деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

осуществление деятельности по организации дорожного движения;

материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

организация подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

осуществление обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;

лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;

проведение социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения БДД.

1. Что такое дорожно-транспортно происшествие (ДТП)?

2. В чём заключается сложившееся критическое состояние с аварийностью на автомобильном транспорте?

3. Какие направления органов власти Российской Федерации в области обеспечения БДД являются наиболее эффективными?

2. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (СУ)

ОБЕСПЕЧЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО

ДВИЖЕНИЯ (ОБДД) И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБДД

2.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И

УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБДД

НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕСТНОМ УРОВНЯХ

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению БДД.

Согласно ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г., полномочиями Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, являются:

В ведении Российской Федерации формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;

установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения, Конституции Российской Федерации и федеральных законов;

создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

разработка и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;

образование федерального специализированного фонда обеспечения безопасности дорожного движения;

организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;

координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения БДД.

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения БДД.

Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения БДД.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения БДД.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения БДД.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

1. Назовите основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Какие органы власти в стране обеспечивают безопасность дорожного движения? Назовите их.

3. Какими полномочиями наделены органы власти разных уровней согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г.?

2.2. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ

БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения находится в стадии формирования, постепенно адаптируясь к социально-экономическим изменениям, происходящим в России. Для этого периода характерно недостаточно оптимальное взаимодействие всех субъектов системы, как в вопросах стратегического характера, так и вопросах текущего (оперативного) управления. Отсутствие закреплённого в законодательной базе чёткого разделения задач, функций, полномочий, порядка взаимодействия и, главное, ответственности управленческих органов в области безопасности дорожного движения, создаёт ситуацию, при которой эффективность принимаемых государственных решений, к сожалению, недостаточно высока. В ближайшей перспективе необходима разработка системы оценочных показателей (критериев) деятельности управленческих структур. Однако имеются значительные позитивные сдвиги в разработке государственных механизмов, направленных на повышение безопасности дорожного движения в России: лицензирование автотранспортной деятельности, сертификация автотранспортных средств, перевозочных и сервисных услуг, применение программно-целевого подхода в разработке федеральных и региональных программ, внедрение различных видов автотранспортного страхования.

Управление обеспечением безопасности дорожного движения в России осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными министерствами и ведомствами, администрациями субъектов Российской Федерации. На развитие и функционирование данной системы оказывают влияние научные и общественные организации, занимающиеся вопросами БДД.

В существующей системе управления обеспечением безопасности дорожного движения определены три основных уровня:

Правительственная комиссия Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения;

федеральные органы исполнительной власти;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Высшим уровнем в системе управления, осуществляющим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения, является Правительственная комиссия Российской Федерации по обеспечению БДД. Правительственная комиссия создана по инициативе Минтранса России и МВД России постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 г. № 546.

Правительственная комиссия рассматривает состояние аварийности на автомобильном транспорте и определяет приоритетные направления государственной деятельности по её снижению в Российской Федерации в целом, в её субъектах, а также в отраслях народного хозяйства; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения; рассматривает ход разработки и реализации федеральных целевых программ по обеспечению безопасности дорожного движения; оказывает содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке региональных программ по повышению безопасности дорожного движения, реализации мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий; готовит предложения по совершенствованию законодательства в сфере БДД.

Следующим по рангу уровнем государственного управления являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения БДД. К ним относятся:

Министерство транспорта Российской Федерации;

Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство образования Российской Федерации;

Госстандарт Российской Федерации.

Одной из основных задач Минтранса России является государственное регулирование, управление и контроль, направленные на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса, а также координация деятельности органов, осуществляющих надзорные функции в этой сфере. Минтранс России в соответствии с возложенной задачей осуществляет следующие функции:

– организует и проводит аттестацию работников транспортного комплекса, обеспечивающих безопасность дорожного движения на право занятия ими соответствующих должностей;

– разрабатывает, согласовывает и утверждает в установленном порядке технические требования к транспортным средствам, оборудованию и материалам, используемым в транспортном комплексе, организует в пределах своей компетенции контроль за соблюдением этих требований;

– организует в транспортном комплексе во взаимодействии с Госстандартом России работы по сертификации транспортных средств, оборудования, материалов, работ и услуг, а также по стандартизации и метрологическому обеспечению производства;

– разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации меры по повышению безопасности дорожного движения, организует в пределах своей компетенции контроль за техническим состоянием автотранспортных средств.

Исходя из общих функций и полномочий, Минтранс России решает задачи обеспечения безопасности дорожного движения при организации и осуществлении перевозочного процесса, ремонте и техническом обслуживании автотранспортных средств, подготовке водителей автотранспортных средств.

Основными задачами Минтранса России являются определение государственной политики и осуществление государственных мер по её реализации: разработка федеральных программ развития, проектов законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм в области функционирования автомобильного транспорта.

К числу функций, связанных с государственным управлением обеспечением безопасности дорожного движения, относятся такие, как:

– разработка и утверждение правил, положений, технических норм, отраслевых стандартов и других нормативных актов по вопросам перевозок грузов, пассажиров; технической эксплуатации и ремонта транспортных средств;

– осуществление в установленном порядке сертификации транспортных средств, эксплуатационных материалов и оборудования на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве;

– определение требований к уровню профессиональной пригодности кадров на автомобильном транспорте;

– организация и осуществление работы по лицензированию перевозочной, транспортно-экспедиционной деятельности, деятельности, связанной с ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств.

Функции государственного контроля за автотранспортной деятельностью осуществляет «Ространснадзор» Министерства транспорта Российской Федерации.

Главными задачами Ространснадзора являются:

– осуществление государственного контроля за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности движения при эксплуатации транспорта;

– лицензирование перевозочной и другой деятельности на автомобильном транспорте;

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации проводит: государственный надзор и контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов в области обеспечения БДД.

Сотрудникам ГИБДД предоставлено право останавливать автомототранспортные средства, производить их досмотр, проверять документы на автомототранспортные средства и перевозимый груз, применять в установленных случаях и в установленном порядке меры административного воздействия (пресечения) и административные взыскания.

На ГИБДД МВД России возложено осуществление государственного контроля за соблюдением действующих правил дорожного движения, нормативных документов в части безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений, установке и эксплуатации технических средств регулирования движения, к конструкции и техническому состоянию механических транспортных средств, при перевозках тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов, а также нормативных актов, устанавливающих требования к подготовке участников дорожного движения, функции по регулированию дорожного движения и осуществлению неотложных действий на месте дорожнотранспортных происшествий, а также учёт ДТП, нарушений ПДД и регистрация автомототранспортных средств.

Среди других функций в области обеспечения безопасности дорожного движения определены: принятие экзаменов и выдача удостоверений на право управления автомототранспортным средством, регистрация автомототранспортных средств и выдача учётно-регистрационных документов.

Основными задачами при осуществлении допуска и контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей, водителей автотранспортных средств ГИБДД МВД России являются:

1. Допуск водителей автотранспортных средств к участию в дорожном движении. Выдача паспортов и свидетельств о регистрации транспортных средств, регистрационных знаков. Выдача водительских удостоверений на право управления транспортными средствами.

2. Регистрация и учёт автотранспортных средств. Организация и регулирование дорожного движения, дорожный надзор.

3. Соблюдение ПДД и иных нормативных актов, устанавливающих права и обязанности участников дорожного движения.

4. Соблюдение норм и законодательства по БДД.

5. Соблюдение правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции и ремонте дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта в части обеспечения безопасности дорожного движения, нормативных актов, устанавливающих требования безопасности дорожного движения при перевозке тяжеловесных, опасных и негабаритных грузов.

6. Приём экзаменов на право управления транспортными средствами.

7. Воздействие на водителей автотранспортных средств, должностных лиц хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта за выпуск на линию заведомо технически неисправных автотранспортных средств.

Основными задачами при осуществлении допуска и контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей, водителей автотранспортных средств Ространснадзора Министерства транспорта Российской Федерации, являются:

1. Допуск юридических лиц и предпринимателей к перевозочной и другой деятельности на автомобильном транспорте. Выдача лицензионных документов.

2. Регистрация и учёт владельцев лицензий.

3. Государственное регулирование, направленное на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования автотранспортного комплекса, рынка автотранспортных услуг.

4. Осуществление контроля за соблюдением законов и нормативных правовых актов, устанавливающих условия для нормального функционирования рынка автотранспортных и других услуг, связанных с работой автомобильного транспорта, а также права и обязанности потребителей и производителей автотранспортных услуг.

5. Осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований, обеспечивающих безопасную эксплуатацию автотранспортных средств при перевозке пассажиров, правил технической эксплуатации подвижного состава, правил перевозок и др.

6. Осуществление контроля за функционированием у заявителей на получение лицензий и владельцев лицензий внутрипроизводственных систем:

– медицинского контроля состояния водителей перед выходом на линию;

– технического обслуживания автотранспортных средств и проверки их при выходе на линию и возвращении;

– периодической аттестации исполнительных руководителей и специалистов, замещающих должности, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения;

– организацией работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдения экологических норм;

– режима труда и отдыха водителей;

– повышения квалификации персонала;

– осуществлением обязательного страхования пассажиров в междугородном сообщении;

– соблюдением иностранными и российскими перевозчиками международных договоров в области автомобильного сообщения в пунктах пропуска через государственную границу, а также на территории Российской Федерации.

7. Организация обучения специалистов хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта по безопасности дорожного движения с последующей аттестацией в органах Ространснадзора.

Одной из основных задач Министерства транспорта Российской Федерации является реализация государственной политики в дорожном хозяйстве, направленной на удовлетворение потребностей населения, экономики и государства в перевозках по автомобильным дорогам, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения.

В соответствии с основной задачей, Министерство транспорта Российской Федерации:

анализирует состояние безопасности дорожного движения и разрабатывает предложения по улучшению дорожных условий на автомобильных дорогах общего пользования;

разрабатывает и реализует мероприятия по повышению безопасности дорожного движения за счёт улучшения транспортноэксплуатационного состояния федеральных, автомобильных дорог, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса.

Министерство транспорта Российской Федерации участвует в разработке и согласовании программы ликвидации пересечений автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей в одном уровне, устанавливает нормы строительства и содержания железнодорожных переездов, определяет места пересечения железнодорожных путей с другими сооружениями (автомобильными дорогами), устанавливает по согласованию с МВД России порядок эксплуатации железнодорожных переездов, их открытие и закрытие, принимает меры по совершенствованию оборудования и повышению безопасности движения на этих переездах, разрабатывает правила пропуска по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств со сверхнормативными осевыми нагрузками и габаритами, участвует в разработке правил перевозки по автомобильным дорогам грузов и пассажиров.

Министерство образования Российской Федерации устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке профессиональных образовательных программ, в том числе по профессиональной подготовке водителей, осуществляет государственный контроль за качеством профессиональной подготовки, обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов.

К числу функций, связанных с подготовкой и переподготовкой водителей, относятся:

– установление федеральных требований к содержанию образования и разработке учебных планов и программ;

– обеспечение разработки учебно-методических материалов;

– разработка новых перспективных подходов к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях;

– определение требований и порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку (переподготовку) водителей различных категорий.

Следует заметить, что ряд функций государственного управления в части подготовки, переподготовки водителей автотранспортных средств закреплены за Министерством транспорта Российской Федерации, а вопросы пропаганды ПДД организует МВД России. В этой связи необходимо более чёткое разделение полномочий и функций в этой сфере.

Министерство здравоохранения Российской Федерации разрабатывает и реализует федеральные целевые и государственные научнотехнические программы по развитию здравоохранения и оказанию медицинской помощи, в том числе программу создания функциональной подсистемы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях и осуществление руководства её деятельностью совместно с Министерством чрезвычайных ситуаций.

Выполнение специальных задач по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения регламентировано рядом нормативных правовых документов по медицинскому освидетельствованию и переосвидетельствованию водителей различных категорий, порядку проведения предрейсовых медицинских осмотров, оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП.

Госстандарт России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Госстандарт России осуществляет свою деятельность непосредственно и через находящиеся в его ведении центры стандартизации, метрологии и сертификации и государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами.

Основными задачами Госстандарта России в области обеспечения безопасности дорожного движения является принятие в действие государственных стандартов Российской Федерации, а также установление правил применения в Российской Федерации международных стандартов. К ведению Госстандарта России относятся функции государственного регулирования безопасности дорожного движения при проектировании, изготовлении и реализации автотранспортных средств и технических средств организации дорожного движения, при проведении работ и услуг по автомобильным перевозкам, ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.

1. Назовите основные уровни в системе управления обеспечением безопасности дорожного движения Российской Федерации.

2. Какие задачи решает Правительственная комиссия Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения?

3. Какие функции осуществляет Минтранс России в соответствии с возложенными на него задачами по обеспечению безопасности дорожного движения?

4. Какие функции государственного контроля за автотранспортной деятельностью осуществляет «Ространснадзор» Министерства транспорта Российской Федерации?

5. Назовите основные задачи при осуществлении допуска и контроля за деятельностью юридических лиц и предпринимателей, водителей автотранспортных средств ГИБДД МВД России.

6. Какие задачи возложены на Министерство транспорта Российской Федерации по улучшению дорожных условий на автомобильных дорогах общего пользования с целью обеспечения безопасности дорожного движения?

7. Какие функции осуществляет Министерство образования Российской Федерации и Министерство транспорта Российской Федерации, связанных с подготовкой и переподготовкой водителей?

8. Какие задачи возложены на Министерство здравоохранения и Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения?

9. Какие функции осуществляет Госстандарт России в области обеспечения безопасности дорожного движения?

ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРУКТУРУ, СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКУ АВАРИЙНОСТИ

НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ (АТ)

Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку видов транспорта. По всем данным именно ДТП ставят на первое место по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно опережают другие виды транспорта. Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы. Дорожно-транспортное происшествие может случиться по вине уставшего водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или неисправности тормозной системы. Однако на риск попасть в ДТП часто влияют сторонние факторы – такие как день недели, погодные условия, качество асфальтового покрытия. Выявление факторов, значимо влияющих на риск ДТП, при решении задачи повышения безопасности на дорогах должно рассматриваться как приоритетная задача. Это позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить сторонние причины ДТП. Результаты и выводы могут быть полезны для повышения безопасности на дорогах или для страховых компаний, планирующих введение программ страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров.

Ежегодно на территории Российской Федерации совершается около 200 тыс. (в 2011 г. по данным ГУОБДД МВД России произошло 199 868 ДТП), в результате которых погибло более 27 953 человека, а 251 848 человек получили ранения. Из их числа 12 252 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения.

Кроме того ДТП с участием детей погибли 944 ребенка. В связи с этим следует отметить, что 70% всех пострадавших это лица трудоспособного возраста. Как следствие, обществу причиняется колоссальный убыток в сумме, превышающей 200 млрд. рублей в год [1].

Оценивая складывающуюся обстановку с аварийностью на дорогах страны, можно сказать, что она остаётся весьма напряжённой. Ещё более критическая ситуация складывается на дорогах в мегаполисах.

ДТП вызваны различными причинами, и изучение их весьма важно для разработки мероприятий по обеспечению безопасности движения. На основании изучения и анализа дорожно-транспортных происшествий выявлено, что состояния аварийности и травматизма находятся в прямой зависимости от следующих основных факторов:

– численности населения;

– численности транспортных средств;

– уровня развития транспортной сети;

– состояния дорог, их оборудования и благоустройства;

– технического состояния транспортных средств.

Кроме указанных факторов, существует ещё целый ряд других, которые оказывают значительное влияние на возникновение аварийности и травматизма.

ДТП часто повторяются на определенных участках: перекрёстках, остановочных пунктах, крутых поворотах, улицах с интенсивным движением, с узкими проезжими частями, с уклонами и плохим освещением. Концентрация ДТП в одних и тех же местах связано с планировочными или другими недостатками данного участка уличнодорожной сети, что и является основной причиной возникновения происшествия.

Все факторы, вызывающие ДТП, могут быть подразделены на две группы:

– субъективные: водители, пешеходы и пассажиры;

– объективные: состояние улично-дорожной сети, техническое состояние транспорта, освещённость дороги, местные условия, атмосферные условия и т.д. [9].

ДТП, возникшие по вине водителей, происходят вследствие:

– нарушения указаний сигналов и знаков;

– превышения установленной скорости, в особенности у перекрёстков, при поворотах и на уклонах;

– нарушения правил движения у остановочных пунктов пассажирского транспорта;

– управления транспортным средством в нетрезвом состоянии;

– несоблюдения преимущественного права проезда или установленных правил обгона;

– выезда на линию на технически неисправном автомобиле;

– неосторожной езды при плохой погоде (тумане, при запотевшем стекле и т. д.) и скользком покрытии;

– несоблюдения дистанций и бокового интервала между движущимися транспортными средствами.

Основными факторами, влияющими на аварийность, являются крайне низкий уровень дисциплины водителей, пренебрежение Правилами дорожного движения, проблемы в организации дорожного движения, особенно на федеральных трассах [27].

Сделаем вывод, что ДТП являются следствием ошибок, сбоев или отказов каких-либо звеньев в сложной системе «водитель– автомобиль–дорога–среда» (ВАДС), приводящих к тяжёлым последствиям: ранениям или гибели людей, повреждениям транспортных средств и сооружений. Если опустить влияние стихийных бедствий и возникающих непреодолимых сил, то ошибки, сбои и отказы звеньев этой системы, в свою очередь, являются следствием несоблюдения каких-либо норм, стандартов и невыполнения требований БДД. Так, вследствие несоответствия технического состояния автомобиля требованиям безопасности движения, конкретно требованиям ПДД, может привести к нарушению управляемости и устойчивости, с созданием аварийной обстановки из-за потери водителем управления автомобилем. Аварийная обстановка может возникнуть и при исправном автомобиле из-за сознательного нарушения ПДД водителем, по его неосторожности или вследствие ошибочных решений и действий, когда дефицит времени и расстояния не позволяют прекратить движение или совершить безопасный манёвр, т.е. когда происходит неуправляемое движение автомобиля. Если автомобиль с потерей управления движется с юзом тормозящих колёс в пределах своей полосы, то это движение происходит без нарушения ПДД, а с выходом за её пределы – с нарушением ПДД. При исправном автомобиле и соответствия действий водителя ПДД, аварийная обстановка может быть создана пешеходами.

Неудовлетворительные дорожные условия также могут вызвать нарушение управляемости и устойчивости автомобиля и сразу создать аварийную обстановку. Исследования ДТП показывают, что в среднем, на каждое из них приходится не менее трёх причин. Одна из них является главной причиной ДТП. Статистические данные свидетельствуют, что нарушения водителями ПДД и их ошибки являются главными причинами ДТП – (70…75%), неисправность транспортных средств – (2…4%), неудовлетворительные дорожные условия – (4…11%). По материалам расследований, и с учётом виновности пешеходов, эти цифры изменяются со снижением данных в отношении водителей ТС, однако составляющая виновности водителей в совершении ДТП остатся высокой. Следует отметить, что неисправность транспортных средств и неудовлетворительные дорожные условия не попадают в статистику как главные причины ДТП из-за отсутствия на практике должной фиксации и оценки этих факторов как на месте ДТП, так и при расследовании его обстоятельств. В статистику попадают только явные проявления, к примеру: разрушение подвески, смещение груза, отсоединение прицепа, местное полное разрушение дороги, оставленный на дороге груз, внезапный отказ светофора и т.д. Но во всех этих случаях выявляют техническую возможность водителя предотвратить ДТП своевременными действиями. Главное отрицательное влияние неисправностей транспортных средств и плохих дорожных условий заключается в том, что они усиливают напряжение при вождении автомобиля и вызывают быстрое утомление водителя, что приводит к росту его ошибок и возникновению ДТП. Основные причины ДТП по вине водителей в общей статистике выглядят следующим образом:

– превышение скорости при входе в конфликтную зону (20…50%);

– несоблюдение Правил обгона и выезд на встречное направление (10…20%);

– несоблюдение Правил проезда перекрёстков (10…20%);

– несоблюдение дистанции и боковых интервалов (5…15%).

В общем виде все эти причины упрощённо можно свести к двум:

создание помехи без предоставления преимущества либо вход в конфликтную зону с повышенной скоростью. Исследования показывают, что 70% всех ДТП обусловлены плохим прогнозированием дорожной ситуации и ошибками в оценке опасности независимо от возраста и стажа работы водителей. В этой связи необходимо систематическое проведение занятий с водителями в течение всего периода их профессиональной деятельности, на которых должны рассматриваться типичные опасные ситуации и обстоятельно разбираться конкретные ДТП с раскрытием механизма развития дорожной ситуации. В этом неоценимую помощь могут оказать экспертные исследования ДТП с определением влияния ошибки, сбоя или отказа звеньев системы ВАДС в каждом конкретном ДТП. Неисправности транспортных средств как причины ДТП распределяются по системам и узлам следующим образом:

– тормозное управление – 20…50%, в зависимости от типа ТС;

– рулевое управление – 10…15%;

– ходовая часть, шины – 10…30%;

– приборы освещения и сигнализация – 10%. Кроме того, причинами ДТП, как отмечалось выше, нередко становятся неправильное размещение и крепление груза, перегрузка транспортных средств выше нормы, неисправность сцепных устройств, нарушения при перевозке крупногабаритных грузов и др.

Несмотря на ужесточение мер по сертификации и введению инструментального контроля при техническом осмотре транспортных средств, появление большого числа хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта с незначительным количеством подвижного состава, рост числа индивидуального транспорта на дорогах, отсутствие контроля за качеством запасных частей, старение парка транспортных средств и ухудшение его содержания объективно способствуют росту ДТП по причине технической неисправности транспортных средств.

На это следует обращать внимание при расследовании и экспертизе ДТП. Причины ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий по различным источникам примерно распределяются так: свыше 70% приходится на низкое сцепление, 5…15% – на выбоины и необустроенность обочин, около 5% – на отсутствие дорожных знаков и информации и около 7…10% – на плохую освещённость и видимость. Отставание развития дорожной сети от потребностей транспорта в целом по стране отрицательно влияет на состояние БДД.

1. Дайте оценку состояния аварийности на дорогах страны.

2. Назовите основные факторы, вызывающие ДТП.

3. Какие нарушения правил дорожного движения водителями приводят к возникновению ДТП?

4. Назовите главные причины (не менее трёх) в среднем на каждое ДТП.

5. Влияние ошибок, сбоев или отказов звеньев системы ВАДС на возникновение ДТП.

2.4. ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Правовое регулирование в области обеспечения безопасности дорожного движения в настоящее время осуществляется большим количеством актов различной юридической силы. Они включают документы федерального органа управления (Законы, Постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации), ведомственные (межведомственные) документы (Положения, приказы, инструкции и т.п.), а также по отдельным вопросам – нормативные документы субъектов Российской Федерации.

Имеющаяся правовая база в сфере обеспечения БДД, в которой просматривается ведомственное нормотворчество при отсутствии оптимальных форм взаимодействия между различными Министерствами, не создает условий для эффективного управленческого воздействия на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности. Имеет место множество нормативных правовых актов по одному и тому же предмету регулирования. Требуют развития и корректировки нормативные акты, регламентирующие деятельность по профилактике аварийности хозяйствующих субъектов автомобильного транспорта, особенно это относится к деятельности предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров на коммерческой основе.

Совершенствование нормативного правового регулирования в области повышения безопасности дорожного движения должно проводиться по следующим основным направлениям:

создание целостной системы правового регулирования и определение прогноза её развития;

повышение уровня правовой регламентации всех рангов управленческих структур;

унификация основополагающих документов, регулирующих деятельность уполномоченных государственных органов, выделение и конкретизация направлений деятельности в сфере БДД;

систематизация действующих документов, предусматривающих ликвидацию устаревших актов, их множественности;

приведение в соответствие российских законодательных и иных нормативных актов с международными правовыми нормами и стандартами.

Значительным шагом в создании правовой основы государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения в России явилось принятие Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (Утверждён Президентом Российской Федерации 10.12.1995 г., № 196-ФЗ).

Основные принципы, провозглашённые законом, – принципы демократического общества, базовым из которых является приоритет интересов личности над государственными интересами. В соответствии с ним закреплены принципы в области обеспечения безопасности дорожного движения:

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении БДД.

Закон создал серьёзные предпосылки для перехода от ведомственного к государственному регулированию правоотношений в сфере БДД. В статьях Закона нашла отражение проблема разграничения полномочий между Российской Федерацией и её субъектами в области обеспечения безопасности дорожного движения, что чрезвычайно актуально в настоящий период – период экономического преобразования России.

Статьи Закона закрепили необходимую сферу регламентации: основные требования при изготовлении, реализации и эксплуатации транспортных средств, требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки грузов и пассажиров, строительству и содержанию дорог и организации дорожного движения.

Закон «О безопасности дорожного движения» определяет как «комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах».

В рамках изучаемой дисциплины следует понимать, что безопасность дорожного движения – это создание на существующей уличнодорожной сети условий для достаточно быстрого, безопасного и удобного движения транспортных средств и пешеходов с помощью инженерно-технических и организационных мероприятий. Чётко определить границы этой деятельности весьма непросто, поскольку спектр названных мероприятий может быть очень широким. Сюда входят мероприятия по частичной реконструкции отдельных элементов уличнодорожной сети (перепланировка перекрёстков, сооружение островков безопасности, оборудование автобусных остановок), установке знаков (светофорные объекты, разметка, ограждение), внедрению автоматизированных систем управления дорожным движением, изменению графиков движения маршрутного пассажирского транспорта, а также различные ограничения в движении (скорости, въезда для отдельных видов транспортных средств) и т.п.

Нормы Закона устанавливают ряд других требований, выполнение которых направлено на повышение безопасности дорожного движения в России. Законодательство в области БДД образует основу государственной политики, целого ряда мероприятий, за выполнение которых несут ответственность государственные органы власти. Это касается прежде всего разработок и реализации федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества ДТП, снижения социального и экономического ущерба от аварийности на автомобильном транспорте. Следует отметить, что большинство статей указанного Закона требуют своего дальнейшего развития, принятия ряда законодательных и иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм.

Закон о безопасности дорожного движения является не единственным в перечне актов, которые составляют нормативную основу правового регулирования отношений в сфере дорожного движения.

Указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998 г. № 711 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2002 № 679, от 03.05.2005 № 497) установлено принятие мер по установлению единой системы правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также мер по усилению государственного надзора и контроля в этой области и введено в действие «Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». Положение включает специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции Государственной инспекции безопасности дорожного движения для обеспечения соблюдения действующего законодательства по вопросам БДД. Документ отражает структуру системы ГИБДД МВД, полномочия и порядок взаимодействия подразделений в неё входящих, а главное, содержит чёткое изложение обязанностей, возлагаемых на данный государственный контрольно-надзорный орган.

Приказом МВД Российской Федерации от 8 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД Российской Федерации» утверждено «Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД Российской Федерации», регулирующее внутренние аспекты деятельности подразделений ГИБДД, в котором содержится руководство по выполнению конкретных функций, возложенных на ГИБДД МВД, необходимые организационные и правовые условия их реализации в подразделениях различного уровня.

Радикальные изменения произошли в отношении государственного технического осмотра транспортных средств. С 01.01.2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.07.2011г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Именно этим законом установлен порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра. Технический осмотр транспортных средств представляет собой проверку технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также за её пределами.

Целью техосмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения техосмотра.

Техосмотр проводится операторами технического осмотра (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями), аккредитованными в соответствии с Законом № 170-ФЗ профессиональным объединением страховщиков (часть 1 статьи 5 Закона № 170-ФЗ).

На основании статьи 24 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств. Правила аккредитации операторов технического осмотра утверждены Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.11.2011 г. № 697. Аккредитация операторов технического осмотра проводится на платной основе. Размер платы за аккредитацию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 г. № 912 «О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра».

С целью повышения профессионально-квалификационного уровня водителей автотранспортных средств утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, (с изменениями от 21.11.2001 г) «Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Подготовка водителей осуществляется на основе государственных образовательных стандартов и типовых учебных планов и программ, утверждённых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации по согласованию с Минтрансом Российской Федерации и ГИБДД МВД Российской Федерации.

Правовое регулирование обеспечения безопасности перевозок пассажиров автобусами осуществляется рядом нормативных правовых документов, основным из которых является «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (утв. Приказом Минтранса России 08.01.97 г. № 2). Действие данного Положения распространяется на всех юридических и физических лиц, перевозящих пассажиров автобусами вне зависимости от регулярности осуществления (регулярные, нерегулярные), территориального признака (городские, пригородные, междугородные, международные), назначения (общего пользования, туристско-экскурсионные, специальные). К деятельности по обеспечению профессиональной надёжности водителей автобусов предъявляются дополнительные требования:

1) к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трёх последних лет;

2) обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а также автовокзалами и пассажирскими автостанциями. При наличии на маршруте железнодорожных переездов владельцы автобусов организуют и проводят инструктажи водителей об обеспечении безопасности дорожного движения через железнодорожные переезды;

3) владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включая проверку знания ПДД, Правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной сложности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приёмов оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при ДТП.

При организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасность перевозки пассажиров автобусами, владельцы автобусов обязаны:

разработать графики (расписания) движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте;

обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед, ночлег (для маршрутов большой протяжённости);

выбрать тип и марку подвижного состава, в зависимости от вида перевозок с учётом дорожных и природно-климатических условий;

определить допустимую протяжённость автобусных маршрутов, исходя из соблюдения установленных законодательством Российской Федерации нормативов рабочего времени водителя с учётом нормативов скоростей движения;

оборудовать автобусы, осуществляющие перевозки пассажиров автобусами на междугородных маршрутах тахографами для контроля за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха, режимов движения;

обеспечить обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) при перевозках в междугородном сообщении.

Нормативные правовые акты, порядок их применения, требования и технология, обеспечивающая их выполнение при лицензировании автотранспортной деятельности, сертификации на автомобильном транспорте, а также документы, касающиеся правил учёта дорожнотранспортных происшествий, нормативов режимов труда и отдыха водителей и т.п. подробно изложены в последующих разделах данного учебного пособия.

В настоящее время подготовлен законопроект «О дорожном движении», основной идеей будущего закона является создание единого законодательного акта, регулирующего вопросы, связанные с дорожным движением.

1. Основные направления совершенствования нормативного правового регулирования в области повышения БДД.

2. Основные приоритеты государственного управления обеспечением безопасности дорожного движения, изложенные в Федеральном законе от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

3. Какие функции возложены на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД)?

4. Какие изменения произошли в государственном техническом осмотре транспортных средств согласно Федеральному закону от 01.07.2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

5. Согласно какому нормативному документу обеспечивается регулирование безопасности перевозок пассажиров автобусами и какие дополнительные требования предъявляются к водителям автобусов по обеспечению их профессиональной надёжности?

6. Что Вы знаете о законопроекте «О дорожном движении» и какие идеи заложены в нём?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *