В чем заключается сложность и неоднозначность эмоционального звучания приведенной сцены

В чем заключается сложность и неоднозначность эмоционального звучания приведенной сцены

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Приведённая сцена является ________ в развитии действия. Этот элемент композиции характерен не только для драматических произведений, но и для _____________.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

Трофимов. Господа, идёмте садиться в экипажи. Уже пора! Сейчас поезд придёт!

Варя. Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.)

И какие они у вас грязные, старые.

Трофимов (надевая калоши). Идём, господа.

Гаев (сильно смущён, боится заплакать). Поезд. станция. Круазе в середину, белого дуплетом в угол.

Любовь Андреевна. Идём!

Лопахин. Все здесь? Никого там нет? (Запирает боковую дверь налево.) Здесь вещи сложены, надо запереть. Идём.

Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!

Трофимов. Здравствуй, новая жизнь. (Уходит с Аней.)

Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. Уходят Яша и Шарлотта с собачкой.

Лопахин. Значит, до весны. Выходите, господа. До свиданция.

Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоём. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали.

Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя.

Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай. Прощай.

Голос Ани (весело, призывающе): «Мама. »

Голос Трофимова (весело, возбуждённо): «Ау. »

В последний раз взглянуть на стены, на окна. По этой комнате любила

ходить покойная мать.

Гаев. Сестра моя, сестра моя.

Голос Трофимова: «Ау. »

Любовь Андреевна. Мы идём.

Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи.

Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно.

Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс. Он одет, как всегда, в

пиджаке и белой жилетке, на ногах туфли. Он болен.

Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали. (Садится на диван.) Про меня забыли. Ничего. я тут посижу. А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал. (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел. Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу. Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего. Эх ты. недотёпа. (Лежит неподвижно.)

Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

Источник

8. В чём заключается сложность и неоднозначность эмоционального звучания приведённой сцены? 9. В каких произведениях отечественной литературы изображено столкновение «старой» и «новой» жизни и в чём их можно сопоставить с чеховским «Вишнёвым садом»? (ЕГЭ по литературе)

Эмоциональное звучание приведённой сцены сложно и неоднозначно.

Герои покидают своё родовое имение. Для одних — это радость. Петя Трофимов и Аня прощаются со старой жизнью. Они строят планы на будущее, не связывая его с домом и вишнёвым садом. Петя торопит остальных: «Идём, господа!».

Но не все спешат покидать родной дом.

Гаеву больно от потери вишнёвого сада. Он ищет поддержки у Раневской, повторяя в отчаянии: «Сестра моя, сестра моя…» Любовь Андреевна, в свою очередь, прощается с садом, который был для неё жизнью, молодостью, счастьем.

В потоке чувств и забот герои забывают о Фирсе. Больной и немощный слуга остаётся один в заколоченном доме, беспокоясь о том, что «Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал…».

Таким образом, мы видим, что отъезд в данном фрагменте вызывает разные чувства у героев. У кого-то это радость, надежда, у кого-то — грусть, у кого-то — безысходность и печаль.

В комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад», комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и драме А. Н. Островского «Гроза» изображено столкновение «старой» и «новой» жизни.

В «Горе от ума», как и в «Вишнёвом саде», показан «век нынешний» и «век минувший». Чацкий —представитель молодого поколения — выступает с передовыми идеями, прогрессивными взглядами против фамусовского общества. И Александр Андреевич, и чеховская Аня смотрят вперёд и хотят изменить существующий уклад, им чужды привычки старшего поколения.

Катерина Островского подобно Ане пытается построить новую, другую жизнь. Она не может смириться с порядками Кабанихи, не может жить по «Домострою». Своим самоубийством Катерина бросает вызов «тёмному царству», давая понять, что пора менять уклад и традиции патриархального Калинова, самодуры уже не полноправные хозяева. Аня призывает мать читать книги, познавать мир, а не плакать о вишнёвом саде. Сама девушка мечтает учиться, работать, а не тратить последние деньги, как это делает Раневская. Обе героини — Катерина и Аня — не находят понимания со стороны старшего поколения.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чём заключается сложность и неоднозначность эмоционального звучания приведённой сцены? (ЕГЭ по литературе)

В пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» центральным образом является образ сада, который так или иначе объединяет всех персонажей. Это и конкретный сад и символ прежней жизни дворян. Поэтому автор раскрывает характеры героев не только благодаря их портрету и действиям, но с помощью раскрытия их отношения к вишнёвому саду. Так герои разных поколений по-разному реагируют на расставание с имением, которое было по-своему дорого каждому из них.

В данном фрагменте представлена финальная сцена пьесы, когда обладателем имения уже стал Лопахин, а предыдущие владельцы покидают его. Эмоции героев довольно противоречивы. Гаев и Раневская, у которых с этим садом связано множество воспоминаний, надежд, для которых этот сад символизирует «молодость, счастье», находятся в подавленном состоянии, им кажется что они предают его отдавая на сруб.

Поэтому с помощью ремарок автор указывает на эмоциональное состояние этих героев. Гаев «сильно смущён, боится заплакать», он «в отчаянии». Раневская очень сентиментальна, она нежно и трепетно обращается к саду «милый. нежный. счастье моё. прощай». После того как брат с сестрой остаются одни «бросаются друг другу на шею и рыдают». Они тяжело переживают потерю вишнёвого сада, для них это настоящая трагедия, с которой им тяжело смириться.

Однако не все герои разделяют их чувства. В этот же момент, Дочь Раневской, Аня и «вечный студент» Трофимов не огорчены происходящим так же сильно как старшее поколение. Аня хоть и тоже прощается с домом, видит в этом нечто положительное и голос её звучит «весело и призывающе». Состояние девушки схоже с настроением Трофимова, который верит в то, что их ждет «новая жизнь» и говорит об этом «весело, возбужденно». Молодые люди первыми выходят из дома, преисполненные надеждой и устремлениями. У них сад ассоциируется с необыкновенным, прекрасным будущем.

Таким образом, А. П. Чехов на примере Гаева и Раневской показал старое поколение, которое не может вписаться в новую эпоху, в то время как молодое поколение, в лице Ани и Трофимова открыты для перемен и надеятся на лучшее. Но вопрос каким будет будущее автор оставляет открытым.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чем заключается сложность и неоднозначность эмоционального звучания приведенной сцены

В чём заключается сложность и неоднозначность эмоционального звучания приведённой сцены?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

Трофимов. Господа, идёмте садиться в экипажи. Уже пора! Сейчас поезд придёт!

Варя. Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.)

И какие они у вас грязные, старые.

Трофимов (надевая калоши). Идём, господа.

Гаев (сильно смущён, боится заплакать). Поезд. станция. Круазе в середину, белого дуплетом в угол.

Любовь Андреевна. Идём!

Лопахин. Все здесь? Никого там нет? (Запирает боковую дверь налево.) Здесь вещи сложены, надо запереть. Идём.

Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!

Трофимов. Здравствуй, новая жизнь. (Уходит с Аней.)

Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. Уходят Яша и Шарлотта с собачкой.

Лопахин. Значит, до весны. Выходите, господа. До свиданция.

Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоём. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали.

Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя.

Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай. Прощай.

Голос Ани (весело, призывающе): «Мама. »

Голос Трофимова (весело, возбуждённо): «Ау. »

В последний раз взглянуть на стены, на окна. По этой комнате любила

ходить покойная мать.

Гаев. Сестра моя, сестра моя.

Голос Трофимова: «Ау. »

Любовь Андреевна. Мы идём.

Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи.

Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно.

Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс. Он одет, как всегда, в

пиджаке и белой жилетке, на ногах туфли. Он болен.

Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали. (Садится на диван.) Про меня забыли. Ничего. я тут посижу. А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал. (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел. Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу. Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего. Эх ты. недотёпа. (Лежит неподвижно.)

Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

Укажите род литературы, к которому относится пьеса А. П. Чехова.

Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» относится к драматическому роду.

Драма − литературный род, включающий произведения для сцены.

Отъезжающие из имения персонажи испытывают разные, в том числе противоположные чувства. Каким термином обозначается приём противопоставления в художественном произведении?

Антитеза (контраст) − противопоставление.

В приведённой сцене герои обмениваются репликами. Как называется данная форма общения?

Диалог — разговор двух или более лиц.

Как называется финальная часть пьесы, характеризующаяся разрешением её основного конфликта?

Развязка — окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Приведённая сцена является ________ в развитии действия. Этот элемент композиции характерен не только для драматических произведений, но и для _____________.

Приведённая сцена является развязкой в развитии действия. Этот элемент композиции характерен не только для драматических произведений, но и для эпических.

Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображено столкновение «старой» и «новой» жизни. Чем схоже (или чем различается) данное изображение с чеховским «Вишнёвым садом»?

Тема столкновения старого и нового мира — традиционная тема в русской литературе, один из основных движущих жизнь конфликтов. Тема эта раскрывается на примере споров аристократа Кирсанова с нигилистом Базаровым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Звучит эта тема и в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад».

Неоднозначную оценку дают читатели взглядам Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», но то, что он как человек дела более симпатичен, нежели Павел Петрович Кирсанов, бесспорно. Базаров не боится труда, он гордится, что его дед «землю пахал», поэтому будущее с Базаровым представляется нам более привлекательным, чем будущее, которым управляют Кирсановы, неспособные навести порядок даже в собственном имении.

Тема отжившего аристократизма поднимается и Чеховым. Содержание пьесы далеко не комедийное, но подход автора к изображению героев, раскрытию проблемы несостоятельности «уходящего» дворянства и неоднозначной оценки «зарождающего» нового класса дельцов во многом ироничен.

С нескрываемой иронией даны образы Гаева и Любови Андреевны. Они прощаются с домом, с которым так много в жизни связано, но при этом забывают о человеке, верой и правдой служившем им всю жизнь, — о Фирсе. Не вспоминает о нём и Лопахин, человек хваткий, хотя и лишённый особой сентиментальности, но деятельный, практичный.

Таким образом, и Тургенев, и Чехов в изображении столкновения новой и старой жизни при бесспорной неоднозначности раскрытия конфликта всё же ратуют за более прогрессивное молодое поколение и с ним связывают надежды на лучшее.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. В чём заключается сложность и неоднозначность эмоционального звучания приведённой сцены?

5.2. Максим Горький о «Вишнёвом саде» писал: «Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева «Вишневого сада» — эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни. » Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

5.1. Пьеса «Вишнёвый сад» неоднозначно воспринимается читателями. Сам Чехов заложил эту неоднозначность уже самим определением её как комедии. Содержание пьесы далеко не комедийное, но подход автора к изображению героев, раскрытию проблемы несостоятельности «уходящего» дворянства и неоднозначной оценки «зарождающего» нового класса дельцов во многом ироничен.

Вот и в приведённой сцене с нескрываемой иронией показаны образы Гаева и Любови Андреевны. Они прощаются с домом, с которым так много в жизни связано, но при этом забывают о человеке, верой и правдой служившем им всю жизнь, — о Фирсе. Не вспоминает о нём и Лопахин, человек хваткий, лишённый особой сентиментальности. У читателя возникает неоднозначное восприятие сцены. С одной стороны, грустно от того, что рушится дом, рушится сентиментальный мир Гаевых−Раневских. С другой стороны, возникает чувство раздражения от несостоятельности этого мира, непонятно, как сентиментальность может соседствовать с чёрствостью и бездушием. И меж двух этих чувств неизбежно проскальзывает насмешка — так глупо звучат пафосные рыдания старых хозяев усадьбы:

Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя.

Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай. Прощай.

Есть, правда, маленькая искорка надежды, что будет новая жизнь, о которой восклицает Петя Трофимов, но надежда эта уж больно призрачна: Фирс остался забытым и тем же Петей, и Аней, которую больше беспокоят грязные петины калоши.

5.2. В приведённой сцене с нескрываемой иронией Чеховым показаны образы Гаева и Любови Андреевны. Они прощаются с домом, с которым так много в жизни связано, но при этом забывают о человеке, верой и правдой служившем им всю жизнь, — о Фирсе. Бывшие хозяева сада беспомощны, несостоятельны, при всей своей внешней интеллигентности чёрствые и эгоистичные люди. Гаевы-Раневские — представители умирающей России, не способные шагнуть в будущее. Поэтому мнение Максима Горького о них вполне обосновано.

Источник

В чем заключается сложность и неоднозначность эмоционального звучания приведенной сцены

В каких произведениях отечественной литературы изображено столкновение «старой» и «новой» жизни и в чём их можно сопоставить с чеховским «Вишнёвым садом»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

Трофимов. Господа, идёмте садиться в экипажи. Уже пора! Сейчас поезд придёт!

Варя. Петя, вот они, ваши калоши, возле чемодана. (Со слезами.)

И какие они у вас грязные, старые.

Трофимов (надевая калоши). Идём, господа.

Гаев (сильно смущён, боится заплакать). Поезд. станция. Круазе в середину, белого дуплетом в угол.

Любовь Андреевна. Идём!

Лопахин. Все здесь? Никого там нет? (Запирает боковую дверь налево.) Здесь вещи сложены, надо запереть. Идём.

Аня. Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!

Трофимов. Здравствуй, новая жизнь. (Уходит с Аней.)

Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. Уходят Яша и Шарлотта с собачкой.

Лопахин. Значит, до весны. Выходите, господа. До свиданция.

Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоём. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали.

Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя.

Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай. Прощай.

Голос Ани (весело, призывающе): «Мама. »

Голос Трофимова (весело, возбуждённо): «Ау. »

В последний раз взглянуть на стены, на окна. По этой комнате любила

ходить покойная мать.

Гаев. Сестра моя, сестра моя.

Голос Трофимова: «Ау. »

Любовь Андреевна. Мы идём.

Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи.

Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно.

Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс. Он одет, как всегда, в

пиджаке и белой жилетке, на ногах туфли. Он болен.

Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали. (Садится на диван.) Про меня забыли. Ничего. я тут посижу. А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал. (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел. Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу. Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего. Эх ты. недотёпа. (Лежит неподвижно.)

Слышится отдалённый звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

Укажите род литературы, к которому относится пьеса А. П. Чехова.

Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» относится к драматическому роду.

Драма − литературный род, включающий произведения для сцены.

Отъезжающие из имения персонажи испытывают разные, в том числе противоположные чувства. Каким термином обозначается приём противопоставления в художественном произведении?

Антитеза (контраст) − противопоставление.

В приведённой сцене герои обмениваются репликами. Как называется данная форма общения?

Диалог — разговор двух или более лиц.

Как называется финальная часть пьесы, характеризующаяся разрешением её основного конфликта?

Развязка — окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении.

В чём заключается сложность и неоднозначность эмоционального звучания приведённой сцены?

Пьеса «Вишнёвый сад» неоднозначно воспринимается читателями. Сам Чехов заложил эту неоднозначность уже самим определением её как комедии. Содержание пьесы далеко не комедийное, но подход автора к изображению героев, раскрытию проблемы несостоятельности «уходящего» дворянства и неоднозначной оценки «зарождающего» нового класса дельцов во многом ироничен.

Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя.

Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай. Прощай.

Есть, правда, маленькая искорка надежды, что будет новая жизнь, о которой восклицает Петя Трофимов, но надежда эта уж больно призрачна: Фирс остался забытым и тем же Петей, и Аней, которую больше беспокоят грязные петины калоши.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Приведённая сцена является ________ в развитии действия. Этот элемент композиции характерен не только для драматических произведений, но и для _____________.

Приведённая сцена является развязкой в развитии действия. Этот элемент композиции характерен не только для драматических произведений, но и для эпических.

Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором изображено столкновение «старой» и «новой» жизни. Чем схоже (или чем различается) данное изображение с чеховским «Вишнёвым садом»?

Тема столкновения старого и нового мира — традиционная тема в русской литературе, один из основных движущих жизнь конфликтов. Тема эта раскрывается на примере споров аристократа Кирсанова с нигилистом Базаровым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Звучит эта тема и в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад».

Неоднозначную оценку дают читатели взглядам Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», но то, что он как человек дела более симпатичен, нежели Павел Петрович Кирсанов, бесспорно. Базаров не боится труда, он гордится, что его дед «землю пахал», поэтому будущее с Базаровым представляется нам более привлекательным, чем будущее, которым управляют Кирсановы, неспособные навести порядок даже в собственном имении.

Тема отжившего аристократизма поднимается и Чеховым. Содержание пьесы далеко не комедийное, но подход автора к изображению героев, раскрытию проблемы несостоятельности «уходящего» дворянства и неоднозначной оценки «зарождающего» нового класса дельцов во многом ироничен.

С нескрываемой иронией даны образы Гаева и Любови Андреевны. Они прощаются с домом, с которым так много в жизни связано, но при этом забывают о человеке, верой и правдой служившем им всю жизнь, — о Фирсе. Не вспоминает о нём и Лопахин, человек хваткий, хотя и лишённый особой сентиментальности, но деятельный, практичный.

Таким образом, и Тургенев, и Чехов в изображении столкновения новой и старой жизни при бесспорной неоднозначности раскрытия конфликта всё же ратуют за более прогрессивное молодое поколение и с ним связывают надежды на лучшее.

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. В чём заключается сложность и неоднозначность эмоционального звучания приведённой сцены?

5.2. Максим Горький о «Вишнёвом саде» писал: «Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева «Вишневого сада» — эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишенные силы снова присосаться к жизни. » Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

5.1. Пьеса «Вишнёвый сад» неоднозначно воспринимается читателями. Сам Чехов заложил эту неоднозначность уже самим определением её как комедии. Содержание пьесы далеко не комедийное, но подход автора к изображению героев, раскрытию проблемы несостоятельности «уходящего» дворянства и неоднозначной оценки «зарождающего» нового класса дельцов во многом ироничен.

Вот и в приведённой сцене с нескрываемой иронией показаны образы Гаева и Любови Андреевны. Они прощаются с домом, с которым так много в жизни связано, но при этом забывают о человеке, верой и правдой служившем им всю жизнь, — о Фирсе. Не вспоминает о нём и Лопахин, человек хваткий, лишённый особой сентиментальности. У читателя возникает неоднозначное восприятие сцены. С одной стороны, грустно от того, что рушится дом, рушится сентиментальный мир Гаевых−Раневских. С другой стороны, возникает чувство раздражения от несостоятельности этого мира, непонятно, как сентиментальность может соседствовать с чёрствостью и бездушием. И меж двух этих чувств неизбежно проскальзывает насмешка — так глупо звучат пафосные рыдания старых хозяев усадьбы:

Гаев (в отчаянии). Сестра моя, сестра моя.

Любовь Андреевна. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай. Прощай.

Есть, правда, маленькая искорка надежды, что будет новая жизнь, о которой восклицает Петя Трофимов, но надежда эта уж больно призрачна: Фирс остался забытым и тем же Петей, и Аней, которую больше беспокоят грязные петины калоши.

5.2. В приведённой сцене с нескрываемой иронией Чеховым показаны образы Гаева и Любови Андреевны. Они прощаются с домом, с которым так много в жизни связано, но при этом забывают о человеке, верой и правдой служившем им всю жизнь, — о Фирсе. Бывшие хозяева сада беспомощны, несостоятельны, при всей своей внешней интеллигентности чёрствые и эгоистичные люди. Гаевы-Раневские — представители умирающей России, не способные шагнуть в будущее. Поэтому мнение Максима Горького о них вполне обосновано.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *