В чем заключается сложность техники лессировки
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Лессировочная техника
О ЛЕССИРОВКЕ
Что такое лессировка?
Википедия нам сообщает, что лессировка (от нем. Lasierung — глазурь), глизаль или глейз (от англ. Glaze — глазурь, глянец) представляет собой особую художественную технику получения глубоких переливчатых цветов за счет того, что поверх основного цвета наносятся полупрозрачные лессировочные краски. Техника широко используется как в живописи, так и при оформлении комнат, покраске изделий. Лессировочная техника использовалась и как финишная обработка картин художниками с XVI века. Известно, что Леонардо да Винчи использовал лессировку при написании своих картин для получения особых цветов. К лессировке прибегали в своих работах Тициан, Рембрант и Веласкес.
Лессировки в живописи
Масляные краски подразделяются на:
кроющие непрозрачные(белила, кадмий, стронциановая желтая);
полупрозрачные(большинство землянистых красок);
прозрачные лессировочные(краплак, изумрудная зеленая, сиена натуральная, умбра, ультрамарин).
Иногда приходиться слегка разводить краски, но не стоит этого делать постоянно. Густые краски разводят отбеленным льняным маслом или специальными растворителями. Их можно приобрести в специализированных магазинах, так же, как и краски, кисти, картон и холст. Но можно самим приготовить масло для разжижения красок. Льняное масло в стеклянной банке выдерживаем на весеннем солнце; отбеленное масло приобретает свойства густого лака. Художники в старые времена чередовали лессировки с пастозными прописками; живопись называли цветными масляными лаками.
Прием лессировки маслом, открытый старыми мастерами много веков назад, представляет собой нанесение прозрачного слоя краски. Когда этих слоев несколько, речь идет о послойной лессировке, которая применяется в самых разных техниках, включая и современную технику акриловой живописи. Напомним, что акриловые краски очень быстро высыхают, и это является их основным достоинством, особенно ценным как раз для послойной лессировки.
В чем заключается прием послойной лессировки?
Каждый последующий прозрачный слой краски должен наноситься на уже высохший предыдущий, причем чем больше таких слоев, тем выразительней в своем многообразии
становится фактура картины. Именно эта сложная (фактурная и цветовая) комбинация всех нанесенных слоев приводит к появлению особого колористического эффекта, придающего готовому произведению глубину и блеск.
Применение послойной лессировки
Хром зеленый является непрозрачной краской
Хром зеленый, разбавленный водой, становится немного прозрачнее.
Хром зеленый на кадмии желтом.
Зеленая ФЦ на кадмии желтом
Послойная лессировка акрилом
Обычно для того, чтобы создать лессировку акриловой краской, ее сильно разбавляют или водой, или специальными разбавителями (матовым или глянцевым). В любом случае, концентрация раствора не должна быть очень маленькой, чтобы краска могла свободно стекать, не оставляя следов кисти. Лессировка, содержащая воду или матовый разбавитель, после высыхания становится матовой и подходит для подготовки основы. Глянцевый разбавитель акрила делает лессировку более прозрачной, а поверхность после ее высыхания остается блестящей. Послойное нанесение лессировки требует определенных практических навыков, овладеть которыми в полной мере можно лишь в результате частых тренировок. Как правило, послойную лессировку начинают со светлых оттенков, а заканчивают более темными. Таким образом, тон и цвел формируются постепенно (примерно так же, как в акварели). Более светлую лессировку иногда можно использовать для осветления снимком темного опенка. Однако не стоит забывать, что прозрачной краской невозможно полностью перекрыть основной слой. Например, из серого цвета можно сделать нежно-голубой, нанося на него слои голубой лессировки, а изменить его холодный тон на более теплый поможет лессировка сиены натуральной.
Лессировку можно наносить на корпусный (рельефный) красочный слой. В этом случае лессировка не только изменяет цвет предыдущего слоя, но и подчеркивает его выпуклую поверхность.
Лессировка керамики, основные правила при работе
Роспись по керамике сравнима с живописью, так как художник-керамист обязан познать все тайны игры света и тени, а также владеть искусством получения оттенков разной сочности смешиванием красок. Схожесть просматривается и основном назначении – роспись, и живопись радуют глаз, способны наполнить дом новыми эмоциями, поднять настроение и, наконец, просто подчеркнуть уникальность вкуса владельца. Керамика приобретает изящность и красоту за счет искусной росписи.
Примечательно то, что декорирование не приемлет никаких теорий. Они предназначены исключительно для технологических процессов. В создании же картин воплощается видение мастера, его талант волшебника, а также ценителя гармонирующих сочетаний красок.
Что такое лессировка
Лессировка – понятие, знакомое любому художнику. Оно не принадлежит конкретно гончарному искусству, а известно в таких направлениях, как живопись, строительство и декор, промышленный дизайн, дизайн интерьеров помещений, производство керамики.
Сам термин происходит от немецкого Lasierung — глазурь. В русском языке лессировка или лессировочные материалы известны, как глизаль или глейз (от английского Glaze — глазурь).
Лессировка – это достаточно уникальная техника нанесения красок. Суть ее заключается в том, что прозрачные и полупрозрачные краски тонким слоем наносятся друг на друга. Помимо того, что художнику удается получить новые оттенки, созданные подобным образом цвета красочно переливаются. Лессированный рисунок приобретает изысканную утонченность, сочность, новое настроение.
В лессировке принято выделять основной цвет (раскладка, подмалевка, подмалевок) и второстепенный цвет. Важное требование к технологии лессировки состоит в том, что раскладка должны быть хорошо просохшей, а в случае керамики – обожженной. Если это требование не выполняется, то получится смешивание красок, а это уже совсем другой эффект.
Новые цветовые эффекты лессировки
Перед тем, как применить ту или иную технику, художник определяет, какого именно результата он хочет добиться. Начинающему мастеру достаточно сложно понять, какой эффект он получит от лессировки. В любом случае, воспользовавшись рекомендациями более опытных мастеров, а также познав технологию наложения красок и их последующего обжига, каждый сможет творить и экспериментировать, получая шедевральные картины на керамике.
Лессировка может дать следующие результаты:
История появления лессировки
Художники средневековья применяли технологию лессировки с целью финализировать создание картины. Особую популярность послойное нанесение красок получило в XIV – XVI веках. Данный метод тесно связан с именами великих художников. Техникой лессировки регулярно пользовались Ян Ван Эйк, Рембрандт, Тициан. Причем именно Ян Ван Эйк считается мастером, который внес огромную лепту в усовершенствование техники лессировки. Несколько позже эта техника была перенята итальянцами и получила настолько широкое применение, что каждый мастер мог похвастать своей собственной манерой исполнения письма лессировкой.
По одной из распространенных методик на холст наносился грунт телесного или белого цвета. На грунт накладывался основной цвет, формировавший рисунок. Применялись некоторые приемы моделировки (сепии или наложение туши). Рисунок покрывался лаком, и уже по подсохшему лаку проводилась лессировка. Сначала накладывались холодные тона, а сверху них – теплые.
В картинах голландских мастеров 17 века четко прослеживается технология лессировки. Через несколько слоев краски просвечивается хорошо отполированный грунт сероватого или светлого оттенка. В те времена считалось недопустимым использование густых красок. Лессировочные краски отличались необычайной чистотой. Черный грунт впервые использовал Микеланджело Меризи да Караваджо — итальянский художник. До сих пор применяется так называемая смешанная технология, когда сочетается лессировочная и пастозная техника.
Лессировке можно подвергнуть любую картину, однако наилучшего эффекта получится достичь только на специально подготовленном подмалевке. Он выполняется в таких тонах, чтобы они были несколько тусклее и холоднее, нежели задумано. Желаемый тон получится при лессировке рисунка тем же тоном.
Великий Леонардо да Винчи использовал прием для получения новых оттенков. Его картина «Моне Лиза» может похвастать бесчисленными лессировками, благодаря которым можно рассмотреть ее «до дна».
Лессировки встречаются и у старых мастеров. К ним прибегали Тициан, Рембрандт, Веласкез и их современники. Популярность эпохи живописи свидетельствует о популярности художественных методов, в частности, лессировок.
С течением времени лессировка стала терять былую популярность. Сегодня она, если даже и встречается, то уже имеет несколько иное значение. Благодаря законам оптики, многослойные покрытия обладают насыщенностью красок. Таких эффектов невозможно достичь в корпусной живописи. Но те же самые законы оптики дают определенные минусы, о которых необходимо помнить. Лессированная картина поглощает большую часть света, поэтому необходимо создать определенные условия, чтобы ее детально рассмотреть. Картины, написанные корпусными красками, большую часть света отражают.
Не применяют лессировку, если картина написана матовыми красками. Именно поэтому лессированные картины лишены воздушности. Небесные цвета не лессируют, так как при нанесении слоев побочные тона выступают на первый план, а основные отступают назад. Таким образом, лессировка для современного художника является удобным инструментом быстро и с минимальными затратами изменить тон части картины или картины целиком.
Особенности полулессировки
Ранее было сказано, что лессировка выполняется прозрачными или полупрозрачными красками. Если быть более точным, то в кругу художников бытует такой термин, как «полулессировка». Это покрытие основного рисунка полупрозрачными тонами. Краску наносят тонким слоем, чтобы не свести поглощение света к нулю. С точки зрения оптики подобные краски имитируют «мутную среду», встречающуюся в живой природе. Примером может служить красный цвет неба на закате или голубая гладь воды.
Нанесение светлых полупрозрачных красок на темные поверхности дают холодные оттенки. Если такие краски нанести на светлую поверхность, то можно получить теплые оттенки. Данным приемом пользовались мастера, писавшие портреты. Полулессировка в мире искусства заняла определенное место. Несмотря на то, что краски не отличаются яркостью и насыщенностью, они остаются достаточно оригинальными, поэтому получить такие цвета обычным смешением красок невозможно.
Лессировка керамики
Работа с керамикой устанавливает для художника ряд дополнительных требований и критериев. Но основная теория наложения цветов и получения новых оттенков остается неизменной. Керамист должен выполнять двоякую функцию.
Основное отличие лессировки керамики от подобной процедуры на холсте заключается в том, что подмалевок или раскладка должны быть закреплены на поверхности черепка путем обжига. Специальные подкладочные краски, применяющиеся для основного фона, способны при сильном нагревании хорошо вплавляться в глазурь.
Ошибки несоблюдения температурного режима при обжиге будут фатальными. Недожог может привести к образованию цека или к недостаточной прочности поверхностного слоя. Пережог становится причиной выгорания красок. К примеру, бирюзовые краски станут серо-голубыми, а розовые и пурпурные оттенки приобретут синеву. Пережог жидкого золота приведет к потере блеска и стиранию краски.
Еще одно требование предъявляется к скорости изменения температуры. При быстром нагревании в муфельной печи будут наблюдаться вспучивания краски. Влага на блеске красок сказывается губительно. Поверхность получится матовой, а не блестящей, если в муфель попадут пары воды. Они обычно появляются из сырых и непрокаленных стенок самого муфеля или из непрокаленных лещадок, которыми оборудует мастер.
Для подчеркивания рельефа в качестве надглазурных красок могут быть использованы эмали. Эмали для керамики отличаются легкоплавкостью. Черепок предварительно покрывают тугоплавкой эмалью, а затем обжигают. Достаточно эффектно смотрятся изделия, в которых на синем фоне основы сформирован белый рисунок легкоплавкой белой эмалью. Для получения рельефа эмаль загущают.
Можно сформулировать несколько общих правил, которые пригодятся при работе лессировками.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Сообщества
—Статистика
.
(от немецкого Lasierung — «глазурь») —
это технический прием в живописи,
суть которого заключается в нанесении полупрозрачной краски поверх высохшего слоя основного пигмента.
Лессировка применяется в изобразительном искусстве для получения сложных глубоких цветов.
Княгиня Зинаида Юсупова картина Серова
Серов был очарован. «Славная княгиня», — писал он жене, — «в ней есть что-то тонкое, хорошее».
С помощью этой оригинальной техники художник делает изображение на картине более сочным и утонченным.Лессировочными называются специальные полупрозрачные краски, использующиеся в строительстве и промышленном дизайне. Техника широко используется как в станковой живописи, так и при оформлении интерьеров и экстерьеров, а так же в росписи миниатюр и стендовом моделировании.
Лессировка. Ян ван Эйк.
Картина «Портрет человека в красном тюрбане», 1433
В основу живописной техники старых фламандских мастеров (XV век) при переходе от работы темперой к масляным краскам была положена система нанесения многочисленных прозрачных и полупрозрачных лессировочных слоёв по светлому грунту, при этом создавались произведения с богатым колоритом и особой светоносностью. Лессировка у фламандцев была основным приёмом при моделировке изображения открытых участков человеческого тел
Лессировка также придает живописному произведению искусства богатый колорит. При накладывании на холст нескольких слоев красок они становятся переливчатыми, автор получает возможность вносить тонкие цветовые коррективы в свою работу.
Картина «Портрет Бальдассаре Кастильоне», 1515
Картина «Джоконда», 1519
Существует два основных приема нанесения краски: на подмалевок или на незакрашенные участки полотна. Во втором случае очень часто на картине остается видна структура холста, как при работе акварельными красками. Поэтому данную технику называют акварельной лессировкой.
Лессировка. Тициан. Картина «Кающаяся Мария Магдалина», 1560 В качестве растворителя можно использовать льняное масло или специальный лак. Размеры и тип кисти художник подбирает в соответствии со своими личными предпочтениями. В этой технике допускается наносить тонкий полупрозрачный слой не только цельными, но и полученными в результате смешения нескольких цветов красками.
Картина «Обращение Савла», 1601
История лессировки
берет свое начало в эпоху раннего Северного Возрождения в начале XV века, а изобретателем этой техники большинство исследователей считают великого фламандского портретиста Яна ван Эйка (Jan van Eyck). Она была изобретена в результате многочисленных экспериментов при работе недавно появившимися масляными красками.
Лессировка. Питер Пауль Рубенс.
Картина «Портрет маркизы Бриджиды Спинола-Дориа», 1606
По примеру ван Эйка и другие голландские живописцы начали использовать новый технический прием. Широко был распространен метод нанесения нескольких полупрозрачных слоев краски на покрытый лаком подмалевок и грунт светло-серого оттенка.
Лессировка. Диего Веласкес.
Картина «Триумф Вакха или пьяницы», 1629
К концу XV века изобретение ван Эйка взяли на вооружение итальянские мастера живописи, в том числе величайшие представители Ренессанса. Длительное время техника оставалась неизменной, пока в конце XVI века Караваджо (Caravaggio) не изобрел усовершенствованный вариант. Гениальный итальянец первым рискнул использовать очень темный (почти черный) грунт для написания своих эффектных картин в манере «кьяроскуро».
Картина «Пир Валтасара», 1635
В последующие столетия лессировка получила заслуженное признание среди художников. Эта техника была востребованной в традиционной академической живописи вплоть до второй половины XIX века. Но с появлением импрессионизма ситуация начала стремительно меняться. Выдающиеся представители этого течения начали активно применять новые живописные техники и массово отказываться от старых традиций при написании картин.
Лессировка. Жорж де Латур.
Картина «Святой Иосиф столяр», 1640
В ХХ веке приверженцы модерна и авангардного искусства продолжили дело, начатое импрессионистами, и в наше время лессировку использует лишь небольшая часть профессиональных живописцев. Хотя во всех художественных школах эта техника входит в стандартный курс обучения в наступившем XXI веке.
Известные художники, работавшие в технике лессировки
К числу самых известных художников, использовавших лессировку в своем творчестве, можно причислить многих великих мастеров живописи. И все же, среди них особо выделяются:
Ян ван Эйк — изобретатель новой техники живописи в европейском изобразительном искусстве. Великий голландец с ее помощью еще в первой половине XV века научился создавать удивительно реалистичные образы людей на своих картинах.
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) — величайший гений итальянского Ренессанса, написавший знаменитую «Джоконду». Во время работы над этим шедевром да Винчи использовал прием многократного покрытия холста полупрозрачными красками.
Тициан (Tiziano) — знаменитый представитель Венецианской школы живописи. Во многих его поздних работах хорошо видна мельчайшая структура холста после нанесения лессировочного слоя краски. Караваджо — гениальный основатель реализма в европейской живописи. Непревзойденный мастер кьяроскуро первым не побоялся использовать черный грунт для лессировки и добился оглушительного успеха.
Рембрандт (Rembrandt) — крупнейший мастер Золотого века голландского изобразительного искусства. Техника в течение всей жизни помогала художнику воплощать в своих произведениях глубокие эмоциональные переживания людей.
Лессировка. Уильям Тернер.
Картина «Последний рес корабля «Отважный»», 1838
Проведя большую часть жизни у моря, Айвазовский был настолько влюблен в морские пейзажи, что на своих полотнах изображал в первую очередь их. Его захватывали виды бушующего моря, роскошных кораблей, морские сражения, которые он мог свободно изобразить по памяти. Айвазовский создавал полотно в течение нескольких часов или дней.
Он не вынашивал и не перерисовывал картину многократно, как это делал Репин, например, в процессе своей многолетней работы с картиной об убийстве Иваном Грозным своего сына, а часто создавал произведение за один раз.
Если находил в работе какие-то недочеты, то изображал этот же сюжет заново уже на новом полотне. По его собственным словам, лишь одна картина заняла у него целых десять дней — «Среди волн». Он вложил в нее максимум сил и создал уже на закате жизни, применив весь свой широчайший опыт художника-мариниста.
Картина «Среди волн». И.К. Айвазовский. 1898 г.
Свои полотна Айвазовский изображал чаще всего с помощью техники лессировки, подразумевающей нанесение одного слоя краски поверх другого. Тончайшие мазки накладывались рукой мастера столь умело, что у него выходила чистейшая вода, насыщенная земля или яркое небо. Так как художник рисовал быстро, в его лессировке есть особенности, характерные только для Айвазовского.
Применение этой техники объясняет высокую сохранность работ мастера, так как многослойность картины предохраняет краски от пересыхания и растрескивания.
И.К. Айвазовский. «Буря у скалистых берегов». 1875 г.
Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости.
Зимний пейзаж. 1876 год.
Грамотный подбор цветовой палитры обеспечил максимальную точность передачи красоты зимнего времени года.
К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками,с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал,чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, — рассказывает искусствовед Барсамов. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».
лессировка используется
При лессировке следует иметь в виду следующие моменты:
Лессировки условно делятся
на прозрачные и полупрозрачные
(известные так же как матовые, мутные, глухие).
В наше время художники реже прибегают к лессировкам. Отчасти это объясняется тем, что наша палитра много богаче яркими красками, чем палитра старых мастеров, и некоторые эффекты, получавшиеся ранее путем лессирования, теперь могут быть достигнуты и живописью по сырому. С другой стороны, полулаковые и более прозрачные краски, которыми писали последователи Ван Эйка, великие венецианцы, Рембрандт, были более удобны для лессировок, чем наши чисто масляные краски.
Однако лессировки возможны и современными красками, таким, например, способом закончено большинство портретов
В А Серов.1905
«Портрет княгини Ольги Орловой»
1911
Благородная патина колорита, цвет, светящийся глухо, как сквозь кисею; палитра старых мастеров, Левицкого или Рокотова, соединилась с здесь парадным «шиком» образов Ван Дейка или Гейнсборо.
«Девочка с персиками» (1887)
Сложное письмо с подмалевком и лессировками вполне позволяет сообщить светоносность пространству и высветлить тени на скатерти
«После дождя» или «Мокрая терраса»
– картина замечательного советского художника А.М. Герасимова, написанная в 1935 году маслом на холсте размером 78 х 85 см. Экспонат Государственной Третьяковской галереи.
Художник использовал лессировки – полупрозрачные и прозрачные слои краски, которые наносятся поверх просохшего живописного слоя, с помощью которых он добивался эффекта мокрых поверхностей.