В чем заключается смелое предприятие пирогова
Невский проспект: образ и характеристика Пирогова
Поручик Пирогов один из главных персонажей повести Н.В Гоголя. Тема Петербурга глубоко волновала писателя. В повести автор постарался показать жизнь, бурлящую на Невском проспекте, хранящую множество тайн, загадок и интриг.
Образ и характеристика Пирогова в повести «Невский проспект» помогут понять насколько ничтожна личность данного персонажа. К большому сожалению автора, офицеры такого типа составляют средний класс всего петербургского общества.
Внешность
О внешности поручика почти ничего не известно. Автор постарался раскрыть образ через общество, к которому он принадлежит.
Род занятий
Пирогов — офицер, поручик. Его чин олицетворение власти, предмет обожаний, дум и стремлений. Пирогов из тех, чья принадлежность относится к тому классу людей, что способны подавить личность.
Именно высокое звание, как считает поручик, способно обеспечить легкое и фривольное существование. Он готов идти по головам, лишь бы получить полковничий чин. Теплое местечко под солнцем предел мечтаний.
Черты характера
Наглый, самодовольный, ограниченный и пошлый юноша. Любит быть в центре внимания. Считает себя образованным офицером. Часами может развлекать публику разговорами о литературе.
Ушлый карьерист, стремящийся во всем подражать знатным людям из высшего общества. Походы в театр далеко не любовь к искусству. Это способ обозначить собственное присутствие. Также интерес к живописи. Все действия намеренны. Он их совершает по причине того, что они являются признаком хорошего тона.
Пренебрежителен к людям, ниже его чина. С ними он высокомерен и чванлив.
Любовные отношения для Пирогова лишь удовольствие. Интрижки, кратковременные связи. Он словно охотник, получив в сети понравившуюся жертву и добившись своего, благополучно теряет к ней интерес.
Самоуверенный и наглый. В нем начисто отсутствует честь и человеческое достоинство. Это прослеживается на примере взбучки, устроенной поручику Шиллером. На принципы Пирогова сложившаяся ситуация не повлияла. Вылетев из квартиры, он в гневе шлет проклятия обманутому мужу, а затем идет в кондитерскую, где после сытного перекуса, в его душе уже перестают бушевать страсти, а вечером он и вовсе забывает об этом эпизоде, считая происшедшее курьезной ситуацией.
Пошлый и поверхностный. Умеет декламировать стихи, завлекает анекдотами. Весь лоск напускной. На самом деле поручик таким образом умело маскирует внутреннюю пустоту.
У Пирогова высоко развито самомнение. Он уверен в своей неотразимости и привлекательности. Преследуя женщину на Невском был убежден, что добьется ее. Это всего лишь вопрос времени.
Труслив. Не хватило смелости рассказать генералу об оскорблении, нанесенном Шиллером.
Меркантильный и расчетливый. Дружба с художником была исключительно из корыстных побуждений. Поручик хотел, чтобы Пискарев нарисовал его портрет.
Через образ поручика автор хотел обратить внимание читателя на проблему бездуховности и нравственного падения человека.
«Ах, Невский … Всемогущий Невский!» (урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Тема: «Ах, Невский … Всемогущий Невский!»
(урок внеклассного чтения по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»)
Цель: проанализировать повесть; показать, как большой современный город с его страшными нравами губит личность; дать учащимся понять гоголевский «смех сквозь слезы», подготовив их к дальнейшему восприятию творчества гоголя.
I Организационный момент.
II Эпиграф на доске.
Все обман, все мечта,
Все не то, что кажется»
III Вступительное слово учителя.
1) Петербург как символ могущества России и её неувядаемой славы был воспет еще поэтами 18 века и первой половины 19 века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов. Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект» могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который знает Петербург не понаслышке».
И действительно, в основу «Невского проспекта», как и всего цикла, петербургские повести легли впечатления петербургской жизни Гоголя. Шли годы жизни Гоголя в Петербурге. Город поражал его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищническую бесчеловечность города- спрута губящего живые души маленьких, бедных людей обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности. Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя.
Образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед Рождеством». Картина Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы, отличается выразительностью.
I V Чтение отрывка из повести, посвященного описанию Петербурга («Ночь перед Рождеством»)
Созданный в «Петербургских повестях» образ города не раз появится в «Мертвых душах».
V Творческая история «Петербургская повестей»
VI Анализ повести (работа по группам)
1) Чтение отрывка «Всемогущий Невский проспект»
2) Объяснение слов и словосочетаний.
(меркантильный интерес, всеобщая коммуникация Петербурга, фантасмагория)
— Как вы озаглавили бы данный отрывок?
— Как изображена улица?
(как живое существо, она источник всех несчастий и зол)
— В какое время показан Невский проспект?
(утром, с 12 часов, от двух до трех часов)
— Прочитайте второй отрывок («Главная выставка всех лучших произведений человека»)
— Кто или что появляется на улице?
(не люди, а маски. Бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки, сюртуки, носы, талии.)
— Обратите внимание на великолепный сатирический прием Гоголя – обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах шляпок, платьев выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость.
Беспечная праздность – основная черта этой улицы. «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гнильем».
— Но существует и другая сторона улицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами.
(мальчишки, мужики, лакеи)
— Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует социальные слои Петербурга. Невский проспект для Гоголя – это олицетворение всего Петербурга, города контрастов.
— Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту
(нет ничего лучше Невского проспекта); но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного великолепия.
Рассказ о художнике Пискареве.
— Что есть идеал для Пискарева?
— Что поразило его в образе девушки?
— Кем же оказалась девушка?
Пересказ сна Пискарева.
— Рассказать о многолюдстве залы и о девушке.
Во сне Пискарева Гоголь вернулся к образу привилегированного Петербурга, сюжет строится именно на том, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется»
— Как вы относитесь к Пискареву?
(его жалко, он мечтатель, романтик, он противостоял главной улице, ее действительности)
Рассказ о смешной и позорной истории Пирогова.
— К какому обществу принадлежит поручик Пирогов?
— Какими талантами «обладал Пирогов»?
— В чем же заключается «смелое предприятие» Пирогова?
— Как же ведет себя поручик в решающем испытании его чести, гордости?
(сначала возмущается, а потом смирился)
— Что общего у Пискарева и Пирогова?
(внешнее сходство – оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись)
— Любовь каждый из них понимает по-своему. Как?
— Как каждый из них отнесся к своей неудавшейся любви?
А вот что об этом сказал Белинский: «Пирогов и Пискарев – какой контраст. Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! О какой смысл скрыт в этом контрасте! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев! Да, господа, скучно на этом свете. »
И тут же он делает вывод: «Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью соединяют несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева».
А Гоголь неоднократно восклицает: «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте».
В конце повести Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственности. Писатель подчеркивает противоречие между видимостью его и сущность.
— Обратимся к эпиграфу уроку «Все обман, все мечта, все не то, что кажется».
И в конце урока хочется снова привести слова Белинского о своеобразии повестей Гоголя.
«Отличительный характер повестей Гоголя – простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: Гоголь – поэт, гражданин жизни действительной…»
Домашнее задание. Написать миниатюру «Петербург глазами героев Гоголя»
Первое знакомство
С самого начала повествования читатель погружается в атмосферу грустной иронии, с которой автор описывает порядки и привычки общества. Сюжет рассказа построен на неожиданных поворотах. Так, знакомя читателя с главными героями «Невского проспекта», Гоголь резко прерывает описание суточного цикла «красавицы нашей столицы», которому, как и смене сезонов, суждено никогда не кончаться.
Поручик появляется в компании молодого художника Пискарева, которого считает своим «протеже». Однако автор дает понять, что «высокое покровительство» Пирогова было обусловлено определенным интересом — желанием «видеть мужественную физиономию свою на портрете».
При первой же встрече на Невском проспекте характеристика Пирогова как личности практически состоялась:
Далее автор переключается на образ бедного художника и повествование о его злоключениях, отправляя поручика в погоню за блондинкой и оставляя описание дальнейших событий для второй части рассказа.
Бытие определяет сознание
Предшествуя развитию сюжетной линии с участием Пирогова, Гоголь описывает среду обитания героя и интересы этой прослойки общества, вытесненной из высшего света «тем, что называют в этом обществе аристократами». Такое отступление вполне оправданно, так как общие устремления окружения неизбежно влияют на формирование человеческой личности.
Пироговы «любят потолковать о литературе», непременно присутствуют в театрах и на публичных лекциях, что вовсе не говорит об их передовых взглядах и просвещенности, но лишь о желании быть на виду.
Их легко застать на вечерах и обедах у чиновников среднего уровня, где они пытаются ухаживать за «хладнокровными девицами» — дочерьми хозяина, «из которых иные перезрели», проявляют чудеса остроумия.
При лучшем раскладе, «выслужившись, по крайней мере, до полковничьего чина», они «женятся на купеческой дочери… с сотнею тысяч приданого».
Гоголь делает саркастическую оговорку, что поручик «имел множество талантов, собственно ему принадлежащих», перечисление которых, однако, зеркально отражает «главные черты этого сорта молодых людей»:
Следует отметить, что в звание поручика Пирогов был произведен недавно, и «его очень льстило это новое достоинство». В приятной беседе он ненавязчиво намекал на свое состояние, а при случае, заметив невежество в менее значимых людях, «в резких словах» давал понять последним, «что перед ними стоял поручик».
На этом характеристику Пирогова и общества, в которое поручик был принят своим, автор завершает и переходит к самой истории.
Преступление и наказание
Продолжая преследовать приглянувшуюся незнакомку, Пирогов не только выясняет место ее проживания, но и узнает, что она замужняя дама. Однако сей факт нисколько не охлаждает его пыла. Не останавливает поручика и суровый отпор самого предмета вожделения. Он не сомневался, что преодолеет все препятствия, так как считал, что «любезность его и блестящий чин давали полное право на внимание».
Для оправдания своего появления в доме Пирогов делает дорогостоящие заказы мужу блондинки, которого все больше смущают вольности офицера по отношению к жене. Поручик нагло, не смущаясь постороннего присутствия, позволяет себе:
Все заканчивается неожиданно и вовсе не по сценарию Пирогова. Застав женщину дома одну, поручик начинает откровенно домогаться ее. Пьяный муж, вернувшийся в обществе не менее пьяных друзей, приходит в ярость. Всей компанией они телесно наказывают зарвавшегося героя-любовника.
Пирогов негодует. «Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием» за ужасное оскорбление. Намереваясь дать делу немедленный ход, он хочет пойти к своему начальству. В поисках справедливого возмездия поручик мысленно обращается даже к монаршей особе.
Но перекусив, почитав газету и прогулявшись по Невскому проспекту, он совершенно успокаивается и отправляется «в приятное собрание чиновников и офицеров».
Блеск и нищета петербургского общества
Даже поверхностный анализ повести позволяет сделать вывод о зависимости Пирогова и ему подобных от мнения и оценок окружающих. Сам автор кратко резюмирует, что видимое — это только кажущееся, дорисованное самим наблюдателем. Почему этот господин очень богат? Да потому что «гуляет в отлично сшитом сюртучке». А «он весь состоит из своего сюртучка».
Такой же ложной и напускной на поверку оказалась гордость и бравада поручика. Он не то что смиряется с вполне заслуженным наказанием и унижением, а просто забывает о нем. Отказавшись от сатисфакции, он, скорее всего, руководствуется желанием избежать огласки и опасением уронить свой престиж в обществе, где отличием в мазурке можно вызывать всеобщий восторг.
В противоположность душевным терзаниям трагически погибшего романтика и мечтателя Пискарева, эмоции Пирогова не вызывают сочувствия. Он не просто маленький, а мелкий и пустой человек, неспособный к глубоким переживаниям. Поручик — продукт нравственного разврата, порожденного «мишурною образованностию и страшным многолюдством столицы».
Урок по повести Н.Гоголя «Невский проспект»
Урок литературы в 10 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
Тема: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
Технология: проблемное обучение
Цель: показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.
Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру
Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся
Предварительное домашнее задание:
По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова
Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.
Почему же Гоголь разочаровался в этом городе и все-таки посвятил ему целый цикл «Петербургские повести»? Возможно, на этот вопрос нам поможет ответить «Невский проспект».
В.Г.Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который знает Петербург не понаслышке.» И действительно, в основу повести легли впечатления петербургской жизни писателя. Город поразил его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы Гоголь все отчетливее видел бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких людей.
Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)
Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)
Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи)
Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?
Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).
Учитель: Как эту мысль выразил Гоголь? («Только взойдешь на Невский, как уже пахнёт одним весельем»)
Учитель: Но существует ведь и другая сторона улицы. Когда мы с ней знакомимся? ( Ее мы видим рано утром. Это мальчишки на посылках, мужики-рабочие, лакеи, нищие)
Вывод 1: Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует все социальные слои Петербурга. Поэтому Невский проспект – олицетворение Петербурга, города контрастов.
3. Формулирование темы урока.
Учитель: Рисуя Невский проспект Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается в нем фантасмагория в течение одного дня!»
Что такое «фантасмагория»? Каково лексическое значение этого слова? Заглянем в словарь:
Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.
Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.
Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.
Учитель: В каком значении употребил это слово писатель? (во втором значении). Исходя их определения, сформулируем тему урока: «Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
Работа по подготовленному домашнему заданию.
Учитель: Рассмотрим историю Пискарева.
— Что является идеалом для Пискарева? (красота в окружающем мире, ведь он художник)
— Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте? (грация, осанка, волосы, взгляд)
— Кем на самом деле оказалась эта девушка? (обитательница дешевого притона)
— Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить? (это разрушение идеала красоты, для художника это невыносимо тяжело).
— Почему Пискарев совершает самоубийство? (рухнула мечта, идеал, а без идеала его жизнь невозможна, бессмысленна).
— Как вы относитесь к Пискареву? (его искренне жаль, он романтик, идеалист, мечтатель, такому человеку крайне сложно противостоять страшному и грозному миру реальности).
— К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить? (он не аристократ, имеет низший офицерский чин, но вращается среди тех, кто составляет верхушку общества).
— Как и почему это ему удается? (Он обладает многими талантами: умеет поддержать беседу, умеет ухаживать за дамами, остроумен, заядлый театрал, решительный человек, не привыкший к отказу).
— В чем заключалось «смелое предприятие» Пирогова? (он увязался на Невском за блондинкой, а она оказалась женой немца – жестянщика)
— Кто такие Шиллер и Гофман? Случайны ли эти фамилии у героев? (Это тоже сатирический прием. Фамилии известных немецких литераторов носят простые мастеровые люди)
— Как Пирогов повел себя, узнав, что блондинка замужем? (Его это нисколько не смутило. Он нашел повод бывать в этом доме, на глазах у мужа оказывал знаки внимания молодой женщине и чуть было не соблазнил ее, за что был избит пьяным Шиллером и его дружками и с позором выброшен на улицу)
— Как отреагировал Пирогов на оскорбление? (сначала он хотел жаловаться, писать чуть ли не государю, но, проходя мимо кондитерской, соблазнился вкусными пирожками и успокоился, благополучно забыв о случившемся)
— Каково отношение к Пирогову? (он смешон, вызывает больше презрение, чем сочувствие)
Учитель: Что общего у Пискарева и Пирогова? (сходство лишь внешнее – оба оказались на Невском, оба увлеклись хорошенькими женщинами, оба обманулись, но отнеслись к этому по-разному)
Вывод 2: Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.
5. Обсуждение идейного смысла произведения. Работа над финальным отрывком «О, не верьте этому Невскому проспекту».
Учитель: В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку).
Учитель: Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.
Учитель: Какие слова в финале повести выражают идею произведения? (это эпиграф урока)
Вывод 3: Реальность Петербурга – обман, иллюзорность, призрачность.
В городе царит … атмосфера
Учитель: Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя? (повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность).
Урок литературы в 10 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
Урок литературы в 10 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
Урок литературы в 10 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
Тема: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
Технология: проблемное обучение
показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.
Предварительное домашнее задание:
По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова
Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.
В 1828 году Н.В.Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Впереди – свобода, служба, жизнь в Петербурге. В декабре молодой человек отправляется в столицу. Каким представлялся Гоголю Петербург? Вспомним строки из знаменитой повести Гоголя «Ночь перед Рождеством: «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; …мосты дрожали, кареты летели, извозчики, форейторы кричали…» Такой увидел столицу кузнец Вакула. Таким, вероятно, представлял себе Петербург и Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, — разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. – Я его воображал красивее и великолепнее».
Почему же Гоголь разочаровался в этом городе и все-таки посвятил ему целый цикл «Петербургские повести»? Возможно, на этот вопрос нам поможет ответить «Невский проспект».
В.Г.Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который знает Петербург не понаслышке.» И действительно, в основу повести легли впечатления петербургской жизни писателя. Город поразил его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы Гоголь все отчетливее видел бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких людей.
Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)
Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)
Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи)
Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?
Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).
Учитель: Как эту мысль выразил Гоголь? («Только взойдешь на Невский, как уже пахнёт одним весельем»)
Учитель: Но существует ведь и другая сторона улицы. Когда мы с ней знакомимся? ( Ее мы видим рано утром. Это мальчишки на посылках, мужики-рабочие, лакеи, нищие)
Вывод 1: Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует все социальные слои Петербурга. Поэтому Невский проспект – олицетворение Петербурга, города контрастов.
3. Формулировка темы урока.
Учитель: Рисуя Невский проспект Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается в нем фантасмагория в течение одного дня!»
Что такое «фантасмагория»? Каково лексическое значение этого слова? Заглянем в словарь:
-и,
ж
. «Толковый словарь русского языка» под ред С.И.Ожегова
Учитель: В каком значении употребил это слово писатель? (во втором значении). Исходя их определения, сформулируем тему урока: «Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».
Учитель: Как в повести нарисован образ призрачного, обманчивого города, кроме начального описания? (Историями художника Пискарева и поручика Пирогова). Истории, случившиеся с молодыми людьми, — это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта в Петербурге.
— Что является идеалом для Пискарева? (красота в окружающем мире, ведь он художник)
— Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте? (грация, осанка, волосы, взгляд)
— Кем на самом деле оказалась эта девушка? (обитательница дешевого притона)
— Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить? (это разрушение идеала красоты, для художника это невыносимо тяжело).
— Почему Пискарев совершает самоубийство? (рухнула мечта, идеал, а без идеала его жизнь невозможна, бессмысленна).
— Как вы относитесь к Пискареву? (его искренне жаль, он романтик, идеалист, мечтатель, такому человеку крайне сложно противостоять страшному и грозному миру реальности).
Учитель: А теперь обратимся к другому герою — поручику Пирогову.
— К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить? (он не аристократ, имеет низший офицерский чин, но вращается среди тех, кто составляет верхушку общества).
— Как и почему это ему удается? (Он обладает многими талантами: умеет поддержать беседу, умеет ухаживать за дамами, остроумен, заядлый театрал, решительный человек, не привыкший к отказу).
— В чем заключалось «смелое предприятие» Пирогова? (он увязался на Невском за блондинкой, а она оказалась женой немца – жестянщика)
— Кто такие Шиллер и Гофман? Случайны ли эти фамилии у героев? (Это тоже сатирический прием. Фамилии известных немецких литераторов носят простые мастеровые люди)
— Как Пирогов повел себя, узнав, что блондинка замужем? (Его это нисколько не смутило. Он нашел повод бывать в этом доме, на глазах у мужа оказывал знаки внимания молодой женщине и чуть было не соблазнил ее, за что был избит пьяным Шиллером и его дружками и с позором выброшен на улицу)
— Как отреагировал Пирогов на оскорбление? (сначала он хотел жаловаться, писать чуть ли не государю, но, проходя мимо кондитерской, соблазнился вкусными пирожками и успокоился, благополучно забыв о случившемся)
— Каково отношение к Пирогову? (он смешон, вызывает больше презрение, чем сочувствие) Что общего у Пискарева и Пирогова? (сходство лишь внешнее – оба оказались на Невском, оба увлеклись хорошенькими женщинами, оба обманулись, но отнеслись к этому по-разному)
Вывод 2: Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.
«Пирогов и Пискарев – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! Один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!» — писал В.Г.Белинский.
5. Обсуждение идейного смысла произведения. Работа над финальным отрывком «О, не верьте этому Невскому проспекту».
В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку).
Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.
Какие слова в финале повести выражают идею произведения? (это эпиграф урока)
Вывод 3: Реальность Петербурга – обман, иллюзорность, призрачность.
Петербург Гоголя …. В нем соседствуют …
В городе царит … атмосфера Жители города …
Учитель: Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя?
(Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность).
Урок литературы в 10 классе по теме: «Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
Образ Перербурга в повести Н.В. Гоголя » Невский проспект»
Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект» (обучение анализу эпизода).
«Хотите ли … изучить Петербург? – Читайте «Невский проспект»» (В.Г. Белинский)
изучение нового с обобщением и систематизацией ранее изученного.
развитие навыков анализа эпизода.
— выявить языковые средства изображения «города-обмана»,
— определить ведущий художественный приём в
— сформулировать художественную идею повести,
— развитие интеллектуальных, общекультурных компетенций старшеклассников, навыка работы в группе.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
— обучающиеся должны знать: содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Пушкина и Гоголя, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносится в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира;
— обучающиеся должны уметь: владеть навыками краткого пересказа, устного словесного рисования; анализировать и интерпретировать текст повести, выявляя способы выражения авторской позиции, самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы.
— презентация к уроку в программе PowerPoint,
— словарная статья к слову «фантасмагория
» из толкового словаря, выписанная на доске,
— записанные на доске слова Белинского о произведениях Гоголя.
«Кто лучше может познакомить читателей с особенностями характера русских или малороссиян, если не Гоголь? Хотите ли, в особенности, изучить Петербург? – читайте его «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Нос»… Вы найдёте тут лица, которых бог не создал нигде за чертою Петербурга»… никто, кроме Белинского, не мог бы сказать лучше о книгах Н.В.Гоголя.
Мы уже говорили о личности Н.В.Гоголя. Сегодня продолжим исследование произведений 30-х годов, вошедших в сборник «Арабески». Это так называемый Петербургский цикл, в который вошли «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего».
Цикл «Петербургские повести» представляет собой сложное и своеобразное явление, которое стало существенной вехой в развитии творчества Гоголя и русского критического реализма.
Вопросы на восприятие.
Гоголь продолжил пушкинскую традицию. Но продолжил своеобразно, причём в значительной мере опираясь на свой личный опыт.
Приехав 20-летним юношей из провинции, Гоголь пережил тяжкое испытание. В далёком и тихом Нежине думалось, что там, в Петербурге, кипит деятельная жизнь, направленная на благо общества. Ничего похожего! Тишина, покой, отсутствие стремлений, люди, лишённые каких-либо высоких порывов, — вот что поразило Гоголя.
«Тишина в нём необыкновенная – сообщает он весной 1829 года домой, — никакой дух не блестит в народе, всё служащие и должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их»
Петербург поразил молодого писателя картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных конфликтов. Грубое унижение человека, торжество «кипящей меркантильности», атмосфера полицейского произвола – всё это, по словам Гоголя, превращало Петербург в гранитную казарму. И ещё. Это какой-то странный город! Здесь многое не похоже на то, что происходит в других городах.
Повесть «Невский проспект» — первая повесть цикла. В основе сюжета две новеллы.
Вопросы на погружение.
Именно здесь, на главной улице северной столицы, завязываются узлы, которые потом распутывает каждый по-своему. Но панорама Невского проспекта служит идейно-эмоциональным ключом не только к этой повести, но и ко всему Петербургскому циклу. Описание Невского проспекта обрамляет собственно художественную часть произведения, причём рамка очень массивная. Мы уже не раз сталкивались с подобной композицией в художественных произведениях.
Ну а поскольку рамка играет важную роль в произведении, то сегодняшний урок будет посвящён анализу описания Невского проспекта в этой повести.
III. Вопросы для анализа эпизода. Учащиеся работают в группах (читают текст, делают наблюдения, систематизируют полученные данные), сообщают результаты наблюдений.
Прочитайте описание Невского проспекта в начале и в конце повести и отметьте элементы со знаком «+» и со знаком « — ».
лучше Невского проспекта!
блестит эта улица — красавица нашей столицы!
Да и кому же он не
Всемогущий Невский проспект!
верьте этому Невскому проспекту! …стараюсь
вовсе не
глядеть на встречающиеся предметы. Всё
обман
, всё
мечта
, всё
не
то, чем
кажется
!
бывало…
Совсем нет…
Он
лжёт
во всякое время, этот Невский проспект. …сам
демон
зажигает лампы для того только, чтобы показать всё
не
в настоящем виде.
Невский проспект в изображении Гоголя — живое существо, наделённое определёнными человеческими качествами, главное из которых — лживость.
Невский проспект и люди на нём изображены в течение целого дня:
“Какая быстрая фантасмагория совершается на нём в течение одного толькодня!”
(
учащиеся записывают значение слова в тетради
)
1) Причудливые, удивительные изменения, превращения; 2)
Световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств: игра света и тени;
3)
Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.
Безусловно, все эти значения присутствуют в повести. Неслучайно уже в начале Гоголь называет человеческое существование на Невском проспекте “фантасмагорией”, связывая его тем самым с обманом, иллюзией.
Группа 1 анализирует отрывок от слов «Начнем с самого утра
Группа 2 анализирует отрывок от слов «…ближе к двум часам
Группа 3 анализирует отрывок от слов « В три часа
Группа 4 анализирует отрывок от слов “С четырёх часов…”
Группа 5 «И, наконец, сумерки».
(Сословие, служебное и социальное положение, род занятий, возраст, пол. Индивидуальные черты не обозначены.)
(Личность не важна, важна функция, действие, которое она выполняет.)
(Бакенбарды, усы, тысячи сортов шляпок, платьев, платков, талии, дамские рукава.)
(Для обозначения человека Гоголь использует неодушевлённые существительные с лексическим значением “часть тела” или “предмет гардероба”. Такой приём, когда вместо названия целого предмета используется название его части, называется метонимией).
(Целое море мотыльков, …блестящая туча над чёрными жуками мужеского пола)
( Автор стремится подчеркнуть, что перед нами очень мелкие существа, которые, как правило, роятся в необыкновенном количестве. Снова подчёркивается отсутствие индивидуальности, массовая одинаковость.)
(Появление, скорее, не людей, а чинов, которое, кстати, сопровождается тоже неким обманом: “На Невском проспекте вдруг настаёт весна”. Но весна мнимая, это только зелёные вицмундиры чиновников. Но сколько же их должно быть, чтобы всё вокруг позеленело!
(Учащиеся, работавшие в 4 группе, предъявляют результаты исследования: Какая-нибудь швея
, к
акая-нибудь жалкая добыча, какой-нибудь заезжий чудак
, к
акая-нибудь длинная высокая англичанка
, к
акой-нибудь артельщик)
(Повтор неопределённых местоимений выражает пренебрежение, неважность означенных персон
Гоголь активно использует приём обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пёстрой петербургской толпе. Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург.
Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности и чины, заместившие собой человека. Человек — вещь, абстрактное понятие.
Цель, только что обозначенная автором, тут же сводится к нулю. А люди превращаются в длинные тени.
Здесь вы встретите почтенных стариков, которые с такой важностью и с таким удивительным благородством прогуливались в два часа по Невскому проспекту. Вы их увидите бегущими так же, как молодые коллежские регистраторы, с тем, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы…
Важность и благородство оборачиваются обычной пошлостью. Важности и благородства тоже нет, есть только видимость.
Что, связанное с понятием красоты, есть на Невском проспекте?
Общаются ли люди друг с другом, взаимообогащаются ли личности?
А что показано как лучшее произведение человека?
Образ Петербурга в восприятии Гоголя всегда двойственен, внутренне контрастен. В сущности, в повестях нет единого, цельного образа города. Богатые и бедные, беспечные бездельники и горемыки-труженики, преуспевающие пошляки и благородные романтики. Но это город – воплощение всех безобразий и несправедливостей, творящихся в полицейско-бюрократической России. Это город, где «кроме фонаря, всё дышит обманом».
Владимир Набоков так сказал о Петербурге Гоголя: “Петербург: смазанное отражение в зеркале, призрачная неразбериха предметов, использованных не по назначению; вещи, тем безудержнее несущиеся вспять, чем быстрее они движутся вперёд; бледно-серые ночи, вместо положенных чёрных, и чёрные дни…
V. Домашнее задание
: составить письменное высказывание по теме урока.
- Reit что это такое
- Айфон 128 или 256 что лучше