В чем заключается смысл коммуникации нлп
64. Цели коммуникации
У каждого нашего действия есть цель. Есть она и у каждого нашего действия при общении. Она может касаться как того, что мы хотим «сделать с собой»: почувствовать уверенность, получить опыт, подтвердить свою важность, так и того, что мы хотим получить от другого человека: информацию, подписание договора или приятный разговор. Если мы говорим о общении, то по-видимому, наши цели достигаются через другого человека — то есть нам надо, чтобы он сделал определённые вещи. Например, если мы хотим почувствовать любовь — собеседник должен сказать определённые слова с определённым выражением лица. А другие слова с другим выражением будут обозначать что-то совсем другое. Так что
цель коммуникации – реакция, которую мы хотим получить от другого человека.
И, как уже говорилось, главный наш способ воздействия в общении — наши действия.
Базовая пресуппозиция НЛП: «Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает»
Вот сегодня мы как раз и поговорим о том, какие могут быть цели в коммуникации. И в результате «всего» общения, и на каждом из этапов.
Именно поэтому речь о целях коммуникации, а не о цели.
О способах воздействия в следующих статьях.
Информация или изменение
Сюда так же относится доступ к состоянию для использования, например, как ресурса.
А изменение – это как раз смена представлений человека о фактах, их оценке, его эмоциях.
Откалибровать внешние признаки реакции женщины на бывшего мужа – получение информации, спокойная реакция вместо отвращения – изменение.
Калибровка всегда получение информации, а результат техники НЛП – изменение.
Узнать, между отдыхом в каких странах делается выбор – получение информации, убедить поехать во Францию – изменение.
Посмотреть, что сейчас делает человек – получение информации, смотивировать его пойти кататься на велосипеде – изменение.
Выяснить у начальника, что Иванов пришёл в 9:15 вместо 9 – это получение информации. А сообщить начальнику, что Иванов последние три дня приходит в 9:15 – это уже изменение.
Выяснение отношения к продукции фирмы Xiaomi – получение информации, а сделать так, чтобы человек стал считать продукцию Xiaomi надёжной – изменение.
Вызвать состояние радости для установления ресурсного якоря – получение информации, внести этот ресурс при помощи интеграции якорей в проблемную ситуацию – изменение (этой проблемной ситуации).
При этом в большинстве случаев сначала выясняют нынешнее состояние, а потом уже, если выясненное не совпадает с целью, это состояние меняют. Но есть варианты, когда обходятся без выяснения. Например при обучении правописанию обычно не выясняют, что думает ученик о написании гласных с шипящими согласными, а сразу учат что «жи-ши пиши с буквой и».
Общая схема
За основу возьмём всё ту же схему реакции, но чуть-чуть её расширим: добавим довольно часто встречающийся и важный шаг «принятие решения».
Чуть ранее мы уже добавили туда «правила» — то, на основе чего строится интерпретация, принимается решение и выбирается фильтр восприятия. Туда относятся убеждения, критерии, идентичности, цели, ценности, намерения, миссии, при помощи которых удобно описывать структуру внутреннего мира человека.
В результате получаем такую схему:
Цели коммуникации
Ну а теперь, собственно, о целях коммуникации. При этом на различных этапах коммуникации у вас могут быть разные цели. Например, сначала может быть цель вызвать определённую эмоцию – для калибровки, потом определить и подстроиться под фильтр восприятия – для раппорта, потом откалибровать и изменить оценку и т.д. А
в зависимости от типа цели у нас будут разные фокусы внимания, калибровки и способы воздействия.
Пойдём мы по схеме реакции.
Но прежде немного поговорим о модальностях языка.
Модальность
Модальности нам сообщают об отношении к информации. И их удобно разделить на три группы:
Канал информации: как информация получена. Увидел, услышал, вспомнил, прочитал, приснилось.
Логическая: определяет границы. Можно, имею право, могу, обязан, будет.
Эмоциональная: реакция на эту информацию. Счастлив, восхищён, не хочу, нравится.
Модальности являются очень удобными вербальными маркерами.
Фильтры
Фильтры у нас стоят первыми, так что определяют, какая информация внутрь попадает, а какая игнорируется.
Если не считать «правил», которые эти фильтры настраивают.
Для описания типовых фильтров восприятия в НЛП есть мета-программы, например «предпочитаемая модальность», «тип мотивации», «сортировка мира», «референция» и так далее. Для каждой мета-программы есть свой набор вербальных и невербальных маркеров, при помощи которых мы эту мета-программу можем откалибровать. Это про вызов состояния. Есть так же приёмы расширение и сдвига фокуса мета-программы. Это уже изменение – то есть, если в заданном контексте в поведении человека изменились маркеры мета-программ – то произошло изменение.
А если бы у него к маркерам кинестетической модальности добавились маркеры визуальной – то есть были и те, и те признаки, – то это было бы расширение фильтров восприятия.
Кроме мета-программ можно указать ценностные фильтры – что человек, считает важным, а что нет.
Например, мужчина замечает только провалы при общении с женщинами, а на свои удачи внимания не обращает.
Тут уже нужно анализировать речь, используя мета-модель (куда же без неё). А для смены таких фильтров придётся что-то подкручивать в ценностях и убеждениях (то есть работать с «правилами»).
Факты
Прошедшую сквозь фильтры восприятия информацию надо как-то обработать, связать с другими фактами и создать представление о ситуации.
Ещё раз – здесь именно представление человека о том, что произошло.
— Приходила Люда.
— Доллар скачет уже пятый день.
— Уже третий человек говорит, что Иванова его обманывает.
Калибруем мы здесь уверенность и конгруэнтность – это позволит нам понять, насколько эти факты достоверны (в карте клиента). Врёт или не врёт. В речи модальность канала информации: увидел, услышал, рассказали, приснилось, прочитал. Для уточнения фактов используем мета-модель.
При этом нужно понимать, что «факт – понятие растяжимое».
Оценка
Как человек интерпретирует эти факты, какой смысл им придаёт.
Напоминаю, что поведение человека на 95% определяется оценкой событий, а не фактами.
Эмоция
Решение
Последовательная неконгруэнтность характерна в случаях, когда варианты определены и нужно только сделать выбор. Одномоментная – когда вариантов слишком много или не выделены критерии выбора.
Да, есть люди нестойкие в своих решениях – они могут эти самые решения принимать раз по двадцать в минуту: «Да. Нет. А может… Всё-таки… Да. Хотя… Да. Но… Нет». Такую ситуацию удобнее описывать как состояние, когда человек ещё выбор не сделал – и мечется туда-сюда. Если вы хотите, чтобы он принял решение: «да, нет, ну хоть какое-нибудь» – вам как раз и нужно приложить усилия, чтобы он перестал метаться и окончательно выбрал.
Действие
Иногда вам нужно чтобы просто человек что-то сделал. Открыл окно, подал вам пальто, вынес мусор, написал доклад. Калибруется по сенсорным признакам действия: открывает окно, подаёт вам пальто, выходит с мусорным ведром из квартиры, сидит за компьютером с открытым окном в редакторе. Полезно ещё отметить достижение результата: пустое мусорное ведро на кухне и распечатанный вариант доклада.
Правила
С правилами определённая сложность, так как они проявляются через фильтры восприятия, интерпретации, эмоции, принятие решений и действия. Для выявления каждого типа правил существуют свои отдельные процедуры (как например для выявления критериев и намерений). И специальные техники для их изменения (например, фокусы языка для смены убеждений).
Пример
Хотя можно и наоборот – устанавливаем раппорт, а потом калибруем. Или даже одновременно. Главное, что к началу следующего шага вы эти две вещи уже сделаете: откалибруете и установите раппорт.
А следующий шаг – выяснение критериев (получение информации) покупки. Далее мотивация на принятие решения (изменение) о покупке пылесоса, соответствующего критериям клиента – чтоб он остался доволен, жил счастливо и рекламировал вас и ваш магазин многочисленным родственникам, знакомым и читателям его блога. Последний шаг – помочь покупателю действительно стать покупателем и совершить законченное действие, покупку.
Развитие личности
Самопознание, уникальность, эффективное общение, нлп-обучение
Правило НЛП. Смысл коммуникации — в той реакции, которую она вызывает.
обратная связь в коммуникации
Легко объясняется на собачках…. Схватил у собаки ее любимую косточку и сразу получил обратную реакцию, потому как не среагировал вовремя на ее сморщенный нос.
Человек – не животное, но с инстинктами и реакциями обычно все в порядке.
Вот объясняете вы своему начальнику, что опоздали из-за того, что забыли выключить утюг (причем 2 дня назад у вас тек кран) и замечаете, как у него «наливаются щеки краской».
Тут есть разные варианты развития событий.
Можно продолжать «гнать пургу» и дальше. Ответная реакция в этом случае непредсказуема. Можете остаться без премии, а можете и работы.
Есть еще вариант: «встать на место начальника» и подумать, какой ваш ответ устроил бы его в большей степени. Возможно, если вы честно скажете, что проспали и поэтому задержитесь сегодня на работе на час – полтора, то это «заземлит» его реакцию. Кому интересно, проверьте.
Т.е если вы на свои действия получаете не ту реакцию, которую вам бы хотелось, то это информация о том, что вы не отслеживаете обратную связь в коммуникации. Если отслеживаете и правильно реагируете, то и общение будет результативнее. В этом случае подвести человека к своим целям вам будет гораздо легче. Кстати, у деток, когда им что-то надо получить от своих родителей, это получается блестяще.
Если рассматривать это правило по отношению не к людям, а к нашим действиям, то оно звучит немного иначе: «Нет ошибок, а есть только обратная связь». А это значит, что не бывает неудач, есть только опыт. И если у вас что-то вышло не так как вы планировали, попробуйте сделать это немного иначе.
Читать другие правила ( пресуппозиции) НЛП
Опубликовано в рубрике НЛП обучение
5. Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает
5. Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает
Зачем мы вообще общаемся? В чем смысл нашего общения? И, между прочим, зачем нам сам смысл? Конечно же, это извечные вопросы и одним махом на них не ответишь. Можно разве что попытаться… Про последний из них можно сказать только то, что люди стремятся во всем найти смысл. Сделать осмысленным — понять. Найти ему место в своей карте.
Наша пресуппозиция дает свой ответ на остальные: «Смысл коммуникации в полученной реакции». То есть мы общаемся, чтобы получить какую-то реакцию. Это может быть необходимая нам информация или же наоборот — сигнал о получении сведений от вас. Может быть, это некое эмоциональное сообщение, и вас волнует отклик на него.
Вообще, людей очень интересует ответ на их слова и действия. Мало кто возьмется за дело, которое никак не повлияет на него самого или же на окружающих. Не так уж и много людей готовы говорить «в пустоту». Напротив — нас интересует, чтобы нас выслушали и поняли. Чтобы наши слова «подействовали», дошли до другого.
— Вы знаете, Эйнштейн едет в Токио на конгресс рассказывать о теории относительности.
— Ну, если три волоса на голове — это мало, то три волоса в супе — это много. Если девушка идет к раввину — это хорошая девушка и хороший раввин, но если раввин идет к девушке, то сами понимаете…
— И с этой хохмой Эйнштейн едет в Токио?
Ну разве не обидно, что столь яркий пример был понят так превратно? А между тем в данных конкретных обстоятельствах он является неудачным. Чтобы было понимание, здесь требуются другие слова. По крайней мере, для этого собеседника.
Давайте вместе разбираться из чего состоит коммуникация. В процессе передачи сообщения мы выполняем некоторые действия, чтобы добиться определенных результатов. При этом наши действия вызывают ответные реакции. Поясню на примере:
— Здравствуй, моя кошечка!
— Что?! Я кошечка? Значит, ты считаешь, что я животное? То есть, я, по-твоему, собака!? Мама, мама! Он меня сукой назвал!
Что он сделал? Чего он хотел этим добиться? Что он получил в ответ? Это те самые вопросы, которые первыми приходят в голову, если рассматривать конфликтную ситуацию с точки зрения нашей пресуппозиции.
Типичная реакция «нормального» мужа: «В кои-то веки решил к ней ласково обратиться, а она, зараза, ничего не поняла! Нет, ну все-таки все бабы дуры!» Дальше он пойдет выпьет с горя, и его жена еще долгое время не услышит от него ласкового слова. Мы тоже можем ему посочувствовать: «Хотел сделать приятное жене, а она на него „наехала“ да еще и тещу подключила».
Вряд ли это самая эффективная коммуникация. Где ошибка? Вот она: ответную реакцию вызывают не наши намерения, а наши действия, и значит, чтобы получить другую реакцию, нужно просто изменять свои действия. Если то, что вы делаете, не работает, сделайте что-нибудь другое. Вы же хотите реализовать свое намерение? Достигнуть своей цели?
Мама укладывает спать маленького мальчика. Тот плачет.
Она поет ему колыбельную — ребенок плачет, поет вторую — плачет, поет третью, четвертую…
Мальчик открывает глаза и говорит:
— Мама, я понимаю, вы клево поете, но мне бы поспать.
Конечно, можно до хрипоты доказывать собеседнику, что смысл ваших действий в ваших намерениях. Но ведь реакцию вы хотите получить от него! Значит ему и решать, какой смысл взять из вашего сообщения. А если вам нужно, чтобы он взял именно тот смысл, какой нужен вам, то просто меняйте свои действия. Это становится очевидно, когда понимаешь, что смысл сообщения в реакции, которую оно вызывает.
Самое удивительное, что именно так мы и поступаем, когда нам требуется чтобы выполнялись наши пожелания. По крайней мере — механизмами. Еще бы! Попробуй обвини станок, что он вас неправильно понял! Обвинить-то конечно можно. Можно даже врезать ногой его по железному боку. Да только толку-то — все равно не отреагирует. Разве что сломается — так его чинить потом придется…
Меня легко поймут те, кто, хоть однажды, пользовался компьютерной «мышкой». Там все понятно: смысл движения руки с «мышкой» в физическом пространстве заключается в перемещении стрелочки по экрану. И не более. Мы просто обращаем внимание только на внешнюю реакцию, подстраивая под нее собственные действия.
Еще пример — управление автомашиной. Если водитель будет ездить, ориентируясь не на внешние события, а на собственные убеждения, какими эти события должны быть, то очень скоро он окажется в больнице. А машина — на свалке. Поэтому правила правилами, а по сторонам поглядывать не забывай.
Мы совершенно автоматически принимаем, что смысл наших действий в полученной реакции для неразумной природы и поступаем разумно. Когда же встречаемся с себе подобными… Хотим, чтобы нас понимали с полуслова. Даже если этим самым «полусловом» здесь даже и «не пахнет».
Между прочим, иногда люди настолько глубоко прячут собственные позитивные намерения, что им самим бывает трудно до них «докопаться».
Зачем воспитатели орут на ребенка? Чтобы он вырос воспитанным — более приспособленным к жизни. Что хочет показать жена постоянными упреками? Может быть ей нужно больше любви и заботы? Внимания? А может быть ей просто скучно?
Сюрприз! От людей добиться понимания куда проще, чем от машин!
В таких ситуациях достаточно просто непосредственно сказать о своих намерениях. Пусть воспитатель прямо скажет, чего он хочет от ребенка. Пусть жена попросит именно то, что ей нужно сейчас: любви, заботы, внимания… И именно так, такими интонациями и таким голосом, чтобы человеку действительно захотелось вам все это дать.
И тогда наше сообщение обязательно достигнет адресата. А мы получим требуемую реакцию. Ведь мы то с вами знаем, что смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает. На нее-то и стоит ориентироваться.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни
2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Евангелие от Марка, 8: 36 Мы должны найти два разных смысла: во-первых, смысл нашего собственного существования, во-вторых, смысл мира,
Почему незнание вызывает стресс
Почему незнание вызывает стресс Приходилось ли вам когда-нибудь ждать важного звонка? Это может быть результат экзамена, решение о приеме на работу или, куда хуже, новости из больницы. Причина того, что ожидание важных сведений порождает тревогу, заключается в том, что
Что вызывает психическая травма
Что вызывает психическая травма Нарушения функции внутренних органов, вызванные действием психической травмы и не обусловленные каким-то органическим процессом, в МКБ-10 названы соматоформными расстройствами. Они могут быть при неврастении, истерии и неврозе
7. Что вызывает неврозы?
7. Что вызывает неврозы? Невроз зависит прежде всего от силы импульсов Ид и от возможностей их выражения либо каким-нибудь приличным прямым путем, либо здоровыми методами смещения. Если человека с раннего детства приводили в ярость или сексуально стимулировали, он просто
3. Что вызывает психозы?
3. Что вызывает психозы? Об этом мы знаем очень мало; известно лишь, что шизофрения может быть как-то связана с химией мозговых клеток, а маниакально-депрессивный психоз – с железами. Имеются также доказательства, что к маниакально-депрессивному психозу имеет отношение
Внушение вызывает реакции в назначенное время
Внушение вызывает реакции в назначенное время Психиатр Огюст Вуазен (Auguste Felix Voisin, 1829–1898) из госпиталя Святой Анны в Париже сообщил Медико-психологическому обществу, что менструации у двадцативосьмилетней женщины, отсутствовавшие более 3 месяцев, пришли через три дня, в
Что вызывает кризисы?
Что вызывает кризисы? Что же все-таки явилось причиной кризиса у бизнесмена из нашей истории? Профессиональный спад, распад семьи, злоупотребление спиртными напитками – все эти симптомы указывали, что с ним что-то не в порядке. Рана была глубоко внутри, а затем она
Что вызывает доверие и его последствия
Что вызывает доверие и его последствия [44]Мне кажется, я обнаружил источник уважения. Он «встроен» в убеждение, что из разногласий можно извлечь пользу для себя; что спор с человеком, имеющим другие взгляды, научит вас чему-то новому. Как если бы вы сказали: «Я буду
Что вызывает стресс
Когда задача не вызывает затруднений
Когда задача не вызывает затруднений Иногда мы ставим перед собой цели, которых не трудно достичь. Бывает, что для этого нужно выполнить простую задачу – по крайней мере для вас. Возможно, вы уже делали нечто подобное, и этот путь вам знаком, или обладаете нужными для
Улыбку вызывает постоянно =)
Улыбку вызывает постоянно =) 5) «Третий закон Ньютона»А ты знаешь третий закон Ньютона? Он звучит так: на каждое действие естьпротиводействие.(трогаешь ее за грудь) И с какой силой моя рука сейчас действует на твою грудь, стакой же силой твоя грудь действует на мою руку.6) –
Глава шестая ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЛИКАЯ ИДЕЯ ФРЕЙДА, ЗА КОТОРУЮ СТАЯ ВОЗВЕЛИЧИЛА ЕГО В САН СУМАСШЕДШЕГО И КОТОРУЮ ЗАБЫЛИ — СТАРАТЕЛЬНО. ТЕОРИЯ СТАИ КАК РАЗВИТИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ИДЕИ ВЕЛИКОГО ПСИХОАНАЛИТИКА
Глава шестая ПОСЛЕДНЯЯ ВЕЛИКАЯ ИДЕЯ ФРЕЙДА, ЗА КОТОРУЮ СТАЯ ВОЗВЕЛИЧИЛА ЕГО В САН СУМАСШЕДШЕГО И КОТОРУЮ ЗАБЫЛИ — СТАРАТЕЛЬНО. ТЕОРИЯ СТАИ КАК РАЗВИТИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ИДЕИ ВЕЛИКОГО ПСИХОАНАЛИТИКА По правде говоря, это — единственное объяснение, которым мы располагаем в
Обзор модели коммуникации НЛП
Если мы разделим на части термин «коммуникация» (communication), мы обнаружим, что он предполагает соединение (co – «со»; union – «единение») значений. Следовательно, это существительное («коммуникация») фактически относится к процессу, а именно к протекающему по принципу обратной связи процессу пояснения посылаемых и получаемых сообщений двумя людьми, которые пытаются установить связь и понять друг друга. Этот процесс затрагивает двух людей, которые обмениваются друг с другом значениями посредством слов или жестов, пока не начнут разделять эти значения (согласятся с ними или нет). В конечном счете, они совместно создают так называемое «состояние понимания». Таким образом, коммуникативный процесс представляет собой взаимный обмен сообщениями.
«Разговор» коренным образом отличается от «коммуникации». В то время как необходимым условием разговора является участие одного человека, для коммуникации требуется, по меньшей мере, двое. Большинство людей могут с легкостью разговаривать. Для этого им требуется лишь открыть рот и позволить изливаться потоку слов! При помощи какого-нибудь записывающего устройства, фиксирующего посланные нами сигналы, мы можем узнать, что и даже как мы сказали. Это справедливо в случае разговора. Но это неверно в случае коммуникации. При коммуникации мы никогда не знаем, что мы сообщили! Почему? Потому что мы никогда не знаем, что услышал другой человек!
Эта неопределенность, связанная с посланными и услышанными при коммуникации сообщениями, ведет к частому несоответствию значений у разных людей. Посланные и полученные значения не совпадают. Соответственно, для того чтобы стать более профессиональными и чуткими в коммуникации, мы должны рассмотреть данное несоответствие сообщений. Это является одной из центральных проблем интерактивного процесса коммуникации.
НЛП: модели эффективного общения. Глава из книги
Барбара Зайдл (пер. с нем. Ю. А. Земцовой).
Издательства: SmartBook, Омега-Л, 2008 г. 128 c.
Нейролингвистическое программирование, сокращенно НЛП, применяется сегодня во многих сферах: в медицине, обучении, консультациях клиентов и всё чаще в деловых кругах. Где бы ни происходили межличностные отношения, люди обращаются к технике и моделям НЛП для достижения успеха в общении.
Эта книга даёт краткое, ясное представление о НЛП, описывает его основополагающие техники. Что включает в себя данное понятие, какие области применения открываются для нейролингвистического программирования? Какие цели преследуют люди, использующие НЛП? Какими методами оно располагает и где находятся его границы?
Возможно, какие то из техник покажутся вам знакомыми или вы придете к заключению, что подсознательно вы уже применяете их в вашей профессиональной или личной жизни.
Может быть, вы хотите узнать больше? Тогда ознакомьтесь с фрагментом из книги.
Что обозначает понятие НЛП
Мы общаемся непрерывно, каждое мгновение: на языковом уровне посредством слов и предложений, на невербальном уровне посредством жестов, движений. При этом важно не только то, какие сигналы мы посылаем, но и что именно доходит до получателя: не только то, что говорится, но и то, что воспринимает собеседник, что он может или хочет понять. НЛП — нейролингвистическое программирование задается вопросом, как можно совершенствовать процессы общения.
Прежде чем перейти к этому вопросу, НЛП изучает, каким образом человеческий мозг обрабатывает увиденное, оценивает и выявляет взаимосвязи. Каждый из нас обладает собственным субъективным восприятием и индивидуальным способом обработки полученной информации. Это касается и процесса общения с другими людьми.
Следующим предметом изучения НЛП являются способности человека. Люди, пытающиеся подражать выдающимся личностям, тем самым уже используют действенную технику НЛП, которое предлагает разъяснительные модели и стратегии для:
■ более успешного общения с собой и с другими,
■ более эффективного использования языковых средств,
■ тренировки и совершенствования собственных способностей восприятия,
■ формулировки целей и их осуществления с помощью эффективного мышления и действия,
■ наиболее полного использования индивидуальных способностей,
■ быстрого реагирования на изменения,
■ создания новых, эффективных моделей поведения посредством изменения мышления и мировоззрения.
Восприятие и переработка информации
«Н» в сокращении НЛП означает «нейро». Человек воспринимает информацию с помощью пяти чувств. Образы, цвета и формы вызывают визуальное раздражение, шорохи, звуки, шум — акустическое. Информацию о вкусе в мозг передают рецепторы языка, послания о запахе — нос, а тактильные сигналы — кожа.
Осмысление информации
Мозг обрабатывает полученную извне информацию, связывает её с уже имеющимися в наличии данными и сохраняет. Текущие послания воспринимаются через фильтры уже сложившегося опыта, сравниваются и оцениваются. Всё это происходит подсознательно в считанные доли секунды.
Пример чувственного восприятия
Глаза передают мозгу: длинные белые «нити» окружены красным соусом на тарелке. Нос сигналит: запах помидоров, базилика и макарон. Кожа ощущает тепло, а рецепторы языка «сообщают»: помидоры, базилик и макароны безвкусны. Мозг компонует все информационные послания: спагетти с томатным соусом, в которых недостает соли.
Восприятия имеют последствия
Нейрологические процессы оказывают влияние на поведение людей. Так же как и все физические процессы, они отражаются на чувственном восприятии, ощущениях, мыслях, отношениях, поступках.
Пример возможного воздействия
При слове «еда» у человека во рту образуется слюна. В приведенном примере он, возможно, потянется за солонкой. Если речь заходит о любимых блюдах, у нас может подняться настроение.
«Л» — сокращение от «лингвистическое». Этот компонент НЛП подразумевает переработку и пользование речи (в устной или письменной форме) в качестве сигнала, раздражителя.
Фильтры информации
Поступающие в мозг сообщения фильтруются и сокращаются. Даже когда несколько человек слышат одну и ту же информацию, они воспринимают ее по-разному.
Пример сокращения информации
Глаза воспринимают больше информации: например, крошки на столе, официанта, бокалы с вином. Однако мозг пропускает ее, поскольку она не имеет прямого отношения к спагетти. Впрочем, тот, кто ждёт заказанного напитка, возможно, будет обращать внимание на официанта.
Речевые фильтры
Независимо от того, насколько эффективно мы владеем речью, из-за изобилия информации мы не можем выразить всего. Языковыми средствами мы можем передать лишь малую часть наших мыслей и эмоций. Но к выразительным средствам относится не только письменный или устный язык, но также и язык тела — жесты, мимика, осанка и другие сигналы, которые посылает наше тело (см. стр.37).
Речь связана с мышлением, представлениями и логикой. Она отражает, то как наш мозг обрабатывает какой-либо раздражитель, и какие критерии оценки при этом используются. Одна из целей НЛП — сделать эти субъективные процессы осознанными.
Использование переменных отношений
Нервная система и передающиеся в языке опыт и критерии оценки взаимосвязаны. «П», означающее «программирование», отвечает именно за такие взаимовлияния. «Программы» — это модели мышления, образцы и конкретные примеры того, как отдельный человек обрабатывает внешние раздражители и выстраивает свою модель мира. Если используемые программы устраивают его, нет никакой причины их менять. Но если они создают ограничения и блокады, при желании их можно перепрограммировать. Техники НЛП позволяют:
■ овладеть новыми эффективными программами обучения,
■ легко и просто общаться,
■ успешно добиваться целей.
Как возникло НЛП?
Нейролингвистическое программирование — сравнительно новая дисциплина. Ее основатели — студент факультета математики Ричард Бэндлер (*1950) и профессор лингвистики доктор Джон Гриндер (*1939) в начале 70’х годов в США занялись исследованием языка, мыслительными процессами, предшествующими речевому акту и способами достижения выдающихся результатов в общении. Они проанализировали коммуникативные отношения трех наиболее успешных терапевтов: немецкого психиатра Фритца Перлса, семейного доктора Вирджинии Сэтир и психиатра и гипнозотерапевта Милтона Х. Эриксона. В результате исследования у всех трёх выявились выдающиеся способности к общению, что позволило впоследствии создать идеальную модель общения.
НЛП связывает многие научные течения, например, системную теорию Грегори Бэйтсона и коммуникационную теорию Пола Ватцлавика. Продолжая формироваться, НЛП представляет собой постоянно развивающуюся систему.
Где же пролегают границы
Даже если в общении с собеседником вы чувствуете себя уверенно, осторожность все же не помешает.
Что может себе позволить собеседник?
НЛП работает в большинстве случаев на подсознательном уровне и, как правило, помогает быстро найти решения и добиться изменений. Однако если знания о нем черпаются исключительно из книг или однодневных семинаров, найти им практическое применение бывает непросто. Многие проблемы при более внимательном рассмотрении оказываются серьезными и даже требуют вмешательства специалистов. Такие случаи относятся к компетенции психологов и психотерапевтов.
НЛП не панацея
В обществе порой возникает ложное представление о НЛП — его расхваливают исключительно как метод, действующий под лозунгом «всё возможно». Такие высказывания являются лишь рекламными трюками, и скорее вредят НЛП, чем соответствуют действительности. Серьёзные консультанты, тренеры и коучи применяют НЛП наряду со многими другими методами и техниками.
Является ли НЛП формой манипуляции?
Те, кто достаточно знакомы с НЛП, сразу же опровергают такие обвинения. Критики обвиняют НЛП в эгоизме, неэтичности и манипуляциях на том основании, что оно якобы отодвигает личные интересы на задний план. Говоря объективно, любой поступок и любая коммуникация — это «манипуляция». Но в то же время и причина того, чтобы что-то сказать или сделать: вступить с кем-то в контакт, побудить кого-то к действиям. Гораздо важнее вопрос, кто именно будет делать и за чей счет. Общаясь, мы делимся друг с другом своими проблемами.
Если не учитывать преимущества, недостатки и обоюдную пользу общения, любое действие можно объявить негативной манипуляцией. НЛП, напротив, стремится создать выигрышные для обеих сторон ситуации: осознанное восприятие влияния и помощь в создании удачной коммуникации.
15 основных положений НЛП
Так называемые основные положения НЛП описывают теории успешного общения.
Первое положение НЛП. Каждый человек уникален и воспринимает действительность по-своему.
Люди отличаются друг от друга. Каждый — единственный в своём роде. Кроме того, все мы неосознанно склонны считать себя центром, вокруг которого крутится наш собственный мир.
Пример пристрастных действий
Господин Майер, страстно увлеченный техникой продавец, думает, что клиентам интересно то же, что и ему самому. Поэтому ему с трудом удается завоевать клиентов, для которых важную роль играют эмоции.
Акцептировать уникальность других — значит признавать их ценность, уважать их индивидуальность, допускать, что кто-то — другой, а не «лучше» или «хуже». Это также означает, что каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему и реагирует на внешние раздражители по своему выбору. Результатом такого рафинированного отбора становятся личные выводы, приоритеты и образы, которые могут свободно сочетаться между собой.
Второе положение НЛП. Дух, тело и окружающая среда взаимовлияют друг на друга и образуют единую систему.
Духовные установки человека влияют на его психическое и физическое самочувствие, а его поведение оказывает воздействие на его мысли. Если в этой системе изменяется хотя бы один компонент, вся она меняется, переструктурируется.
Пример взаимовлияния духа, тела и окружающей среды
Человек, решивший заняться защитой окружающей среды, начинает воспринимать свое окружение иначе, чем раньше. Ему бросается в глаза, к примеру, строительство у реки. Его эмоции посредством мимики отражаются на его лице, а в дальнейшем на всем его поведении (влияние духа на тело). Вскоре он становится членом соответствующего гражданского движения (влияние духа на окружающую среду).
Третье положение НЛП. Любое поведение — это коммуникация.
Любое наше поведение транслирует послания вовне — неважно, жесты ли это, осанка или даже молчание. Манера поведения человека — это единственно видимое, слышимое и переживаемое указание на внутренние процессы обработки информации. Способности и особенности человека нельзя распознать сразу, о них можно узнать лишь по его индивидуальному поведению. Всё остальное — это только предположения, оценивание и интерпретация.
Четвертое положение НЛП. Значение общения определяется реакцией, которую оно вызывает.
Здесь речь идет об одном важном вопросе коммуникации: кто именно отвечает за успех общения — тот, кто сообщил новость или тот, кто ее воспринял? «Это ты неправильно понял» и «Я выразился точно» — такие высказывания отражают противоположные полюса. Если в общении возникает нежелательная реакция, не стоит сразу перекладывать вину на получателя. Отправитель сообщения тоже несет ответственность за то, чтобы адресат понял его правильно.
Важен получатель, а не отправитель. Речь идет не о намерении последнего, не о том, что он хотел сказать, а о том, что было донесено до собеседника, что он смог или захотел понять. Отправитель должен взять на себя ответственность за свое сообщение.
Пятое положение НЛП. Люди ориентируются на ментальные карты.
Карта — это не местность, также как и меню — это не еда, а ноты — это не музыка. Это прообраз реальности, модель настоящего. Карта показывает нам местность, где мы находимся и как далеко мы еще от своей цели. Это верно не только для уличных обозначений, но и для ориентирования в мире в целом.
Ментальные карты сохраняют душевные впечатления. Они не являются реальным миром, но могут помочь нам ориентироваться в нем. Хотя ментальные карты есть у каждого из нас, мы используем их по-разному, в зависимости от предпочтений в восприятии (см. стр.26). Эти различия часто являются причиной конфликтов и недоразумений. Первый шаг к пониманию и успешному общению — это знакомство с ментальными картами друг друга (см. стр. 53). Дело в том, что различные ментальные карты по-разному проявляются в речи: используются, так называемые «маркированные» слова и разные смыслы, вкладываемые в них.
Ментальные карты могут быть использованы для различных целей. Осознанно или бессознательно мы ориентируемся на них в своем поведении. Мы не можем изменить реальность, но можем изменить свои ментальные карты: их масштабы, критерии оценки, использование для различных целей и пр. Если нам это удается, ценность карты возрастает. Потенциал карты кроется в личном выборе.
Пример изменений в ментальной карте
Господин Келлер страдает от лишнего веса. Ещё в детстве родители утешали его с помощью сладостей. Каждый раз при возникновении стрессовой ситуации он тянется за шоколадом — его ментальная карта показывает только этот выход из стрессовых ситуаций. Если ему удастся поменять ее таким образом, что она покажет ему другой выход, то он сможет уменьшить количество потребляемых калорий.
Шестое положение НЛП. Лучше иметь выбор, чем не иметь его вообще.
Неважно, идет ли речь о выборе из огромного количества товаров или о наших поступках. Хорошо, когда он есть. Методы НЛП открывают нам новые горизонты и предлагают альтернативы. Но настоящая возможность выбора появляется только тогда, когда есть, по крайней мере, три различных варианта.
■ Если предоставляется только один выход — это фактически принуждение, необходимость.
■ Две возможности все же лучше, чем принуждение, но тут возникает дилемма: или-или.
■ Только при наличии трех и более альтернатив появляется возможность настоящего выбора, свободное решение.
Пример возможности выбора
Господину Келлеру предоставляется альтернатива: вместо шоколада в стрессовых ситуациях он делает физические упражнения на расслабление или на движение. Время от времени он может предпринять что-то новое.
Седьмое положение НЛП. Люди выбирают лучшее из того, что есть у них в распоряжении на данный момент.
Каждый из нас идет по жизни своим путем. При этом он учится, что может сделать и как ему лучше поступить. Как правило, мы выбираем только те варианты, которые приносят нам наибольшую пользу. Если человек не видит достаточной выгоды или сталкивается с проблемами, ему следует искать новые модели поведения, наиболее подходящие для решения проблемы.
Восьмое положение НЛП. Любое поведение имеет смысл.
Это означает, что в своём собственном мире и в соответствии со своей ментальной картой люди всегда поступают правильно. Возможно, наблюдатель не всегда видит смысл в поведении другого человека, но с точки зрения действующего смысл имеется.
Девятое положение НЛП. В основе любого поведения лежит позитивное намерение.
Это положение НЛП часто воспринимается скептически. Как может быть позитивным поведение, имеющее негативное воздействие на других людей, например, когда сотрудница намеренно не информирует о чем-то свою коллегу? Это положение проводит границу между поведением человека и его намерениями и означает, что согласно ментальной карте действующего такое поведение является правильным и приносит пользу. Часто предполагаемая польза, скрытая за непродуктивным поведением, обозначается как вторичная выгода.
Пример вторичной выгоды
Ученик, мешающий на уроке, прежде всего, хочет разозлить учительницу, но в действительности он хочет обратить на себя внимание одноклассников и получить их признание. В поведении человека следует распознавать позитивные намерения и вторичную выгоду. Это открывает нам возможности достичь цели наилучшим образом, позволяет изменить деструктивное поведение и натянутые отношения.
Деcятое положение НЛП. Любое поведение оправданно в определенном контексте.
Поведение человека только тогда уместно и действенно, когда зависит от ситуации. Однако часто манера поведения, успешная в одних ситуациях, переносится на другие, где она уже неуместна и ведет к негативным последствиям. В каждом контексте важно определить подходящее ему поведение.
Пример зависимости от контекста
Нападение в ситуациях, когда возникает угроза жизни, может быть целесообразным. В других случаях оно расценивается как преступление.
Одиннадцатое положение НЛП. Люди обладают всеми необходимыми для изменений ресурсами.
Каждый человек обладает огромным количеством ресурсов и способностей, которые он использует не в полной мере. Суть этого положения в том, что люди учатся, «растут» и могут все более полно использовать свой потенциал.
Пример использования ресурсов
Беате хорошая ученица. Только по немецкому языку у нее возникают трудности с правописанием. Дело в том, что она воспринимает информацию на слух. Она проговаривает предложения про себя и записывает слова на слух. Занятия по правописанию задействовали в ее обучении и другие органы чувств. Теперь она учится представлять себе образы, формы и движения.
Двенадцатое положение НЛП. Можно научиться всему, что умеет другой человек.
НЛП исходит из того, что все, чему когда-либо научился и в совершенстве овладел один человек, также может научиться и любой другой. Идеальное поведение можно, так сказать, «подсмотреть», перенять у другого. Мотивация, динамика, способность принимать решения, креативность, уверенность в себе и другие способности можно в себе развить. Первые шаги в НЛП основываются именно на этом положении. Речь идет об изучении модели и о прохождении в течение учебного процесса тех же нейрологических процессов, использование тех же ментальных карт. Успех и совершенство имеют одну структуру, и им можно научиться.
Тринадцатое положение НЛП. Отказов не существует, есть лишь обратная связь.
«Застревание» в прошлом — ошибка, оно отвлекает нас от задуманной цели. Если человек рассматривает цель как новый шанс, перспективы изменяются. С этой точки зрения ошибки подталкивают нас к новым решениям, определяют степень дальнейших совершенствований, выявляют путь к цели. Контрольные вопросы: как извлечь из ошибок новые возможности.
Задайте себе следующие вопросы:
■ Что достигнуто на сегодняшний день?
■ Какие знания я могу из этого извлечь?
■ Что уже получается хорошо?
■ Что нужно еще сделать?
■ Что я могу сделать вместо принятых решений?
■ Какие еще предоставляются возможности?
■ Какие альтернативы имеются на пути к цели?
■ Шансом для чего является сегодняшнее положение?
Четырнадцатое положение НЛП. Если все, что ты делаешь, не помогает, попробуй что-нибудь другое
Это положение применимо только когда есть возможность выбора. Многие люди, сталкиваясь с проблемами, не изменяют своего обычного поведения и даже усугубляют его, например, начинают кричать, если возникает недопонимание. Естественно, такое поведение ничего не дает.
Гибкость — готовность принять что-то совершенно другое, часто приводит к хорошему результату. Возможности для личного развития кроются как раз в создании новых перспектив.
Эта точка зрения базируется на отрицании вины: другие не виноваты в моей ситуации. Я не ожидаю, что изменится мое окружение для того, чтобы произошло что-то приятное. Я полностью беру ответственность на себя и изменяю свое поведение.
Пример альтернативного поведения
Поведение одной сотрудницы вызывает у начальника отдела Томаса Хоха головную боль. Замечания, которые, как ему казалось, он ясно сформулировал, не возымели никакого действия. «Я ей уже сто раз объяснял», — часто думает он, но сто раз получал один и тот же результат. Решение проблемы в том, чтобы изменить его собственное поведение. Он может, например, поручить эту работу кому-нибудь другому, изменить сроки или отправить сотрудницу на соответствующие курсы повышения квалификации.
Гибкое использование альтернатив применимо также и к самим положениям НЛП: если положение уже больше не помогает в имеющейся ситуации, целесообразнее будет попробовать предпринять что-нибудь другое. Положения НЛП не претендуют на абсолютную истину и должны быть проверены на собственном опыте.
Пятнадцатое положение НЛП. Гибкий элемент в системе контролирует ее.
Быть гибким означает располагать множеством возможностей. Люди, демонстрирующие свою гибкость и вы, сказывающие новые предложения, еще не скоро окажутся в тупиковой ситуации. Чем больше альтернатив к действию имеется у человека, тем проще ему будет вызвать желаемую реакцию при общении с собеседником.
Пример гибкого решения проблем
На одном собрании обсуждение заходит в тупик, никто из участников не хочет уступать. Один из участников пользуется возможностью предложить новый образ мышления, метод или изменение. Это может быть короткий, творческий перерыв, смена места, обращение к оратору и т.д. Этот коллега проявляет себя гибким элементом группы и посредством своих предложений создает возможности для выравнивания ситуации. При этом он оказывает значительное влияние на систему.
Так функционирует наше восприятие согласно НЛП
Есть много теорий о том, как мыслит человек. НЛП предполагает, что для этого он использует чувства, т.е. когда мы думаем или вспоминаем, то видим образы, слышим звуки, нюхаем и пробуем на вкус, чувствуем прикосновения. Это означает, что все мыслительные процессы связаны с чувственными переживаниями. Смысл воспринимается через чувства, обрабатывается и только после этого облекается в мысли.
Как мы открываем для себя мир
Всю информацию об окружающем нас мире, импульсы и раздражители мы воспринимаем с помощью пяти чувств.
Человек выбирает из потока раздражителей
Наше сознание не в состоянии воспринять и обработать все сигналы, поступающие через органы чувств. Впечатления фильтруются, происходит субъективный (как правило, неосознанный) отбор. Только прошедшая через фильтры информация передается в мозг, который оценивает ее, сравнивает с предыдущим опытом, связывает с уже имеющимся содержанием, сортирует и сохраняет в личной ментальной системе.
Основывается ли эта система больше на зрительном, слуховом или другом впечатлении, зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые люди быстрее и лучше воспринимают информацию, поступающую из одних каналов восприятия, и менее чувствительны к другим. В то же время ни одни из каналов восприятия не может быть назван худшим или лучшим. Даже один и тот же человек в зависимости от ситуации может переключать каналы восприятия действительности (например, в профессии и в личной жизни или во время занятий любимым делом).
Пример переключения канала восприятия в зависимости от ситуации
Руководитель производства едва ли обращает внимание на уровень шума в цеху, он внимательно наблюдает за ходом работ. Но когда вечером он поет в хоре, он очень чётко слышит голоса поющих с ним рядом.
В зависимости от того, каким каналом восприятия пользуется человек, НЛП выделяет зрительный, слуховой или осязательный типы. Запахи и вкусы в нашем восприятии играют незначительную роль. Существует также «смешанный тип», легко пользующийся двумя каналами и переключающий их в зависимости от ситуации.
Речь указывает на предпочитаемый канал восприятия
После мыслительной обработки информации часто следует видимая и слышимая для окружающих реакция, выражающаяся в речи. Она нередко указывает, как именно человек воспринимает информацию.
1 Речевые выражения человека визуального типа восприятия.
Следующие слова часто можно встретить в языке человека-визуала: обозначения цвета (красный, зеленый. ), ясно, мрачно, светло, темно, видимо, светясь, обозримо, показывать, просматривать, видеть, наблюдать, появляться, открывать, взгляд, просмотр, перспектива, видимость, горизонт, образ, тени и т.д.
Примеры формулировок «визуала»
2 Речевые выражения человека аудиального типа восприятия.
Люди, воспринимающие действительность главным образом посредством слуха, часто используют такие слова как: громко, тихо, пронзительно, спокойно, понятливо, звонко, слышно, обсуждать, слышать, согласовывать, молчать, подчеркивать, провозглашать, шорох, тишина, звук, звон, мелодия и т.д.
Примеры формулировок «аудиала»
3 Речевые выражения человека кинестетического типа восприятия : кинестетики используют следующие или похожие выражения: крепко, легко, сильно, вольно, захватывающе, явно, чувственно, назойливо, касаться, укреплять, понимать, располагать, напрягаться, сохранять, чувство, движение, давление, шаги, тяжесть и т.д.
Примеры формулировок «кинестетика»
4 Речевые выражения человека вкусового — обонятельного типа. Их легко узнать по следующим или схожим ключевым словам: острый, приправленный, сладкий, вкусный, со вкусом, пробовать, вкушать, нюхать, обнюхивать, предчувствовать, вкус, аппетит, аромат, запах, вонь.
Примеры формулировок людей вкусового и обонятельного типов
Кроме того, есть слова, относящиеся к нейтральным выражениям чувств, такие как, милый, вежливый, быть, иметь, ожидать, полагать, понимать, думать, процесс, воспоминание, анализ, выбор.
Движения глаз показывают, какой канал чувств активен в данный момент
Не только речь, но и движения глаз указывают на то, каким образом человек обрабатывает информацию. Часто, прежде чем ответить на вопрос, собеседник отводит взгляд, смотрит в другом направлении. Он размышляет, вспоминает или ведет внутренний диалог.
НЛП исходит из того, что положение глаз, их движения во время размышлений, отражают происходящие в данный момент процессы обработки информации — показывают, как человек перерабатывает, сохраняет и вспоминает информацию. В зависимости от того, какого рода информация вспоминается: визуальные образы, звуки или шорохи, вкусы или чувства, глаза двигаются в разных направлениях. Немного потренировавшись в наблюдении за движениями глаз, можно распознать, как человек мыслит в данный момент: образами, звуками или чувствами.
Рисунки показывают, как вы видите направление взгляда вашего собеседника, если сидите напротив него.
Каждый человек уникален, поэтому направление взгляда в зависимости от типа восприятия может быть индивидуальным. Например, у левшей взгляд будет направлен в иную сторону, чем у правшей.
Возможности использования НЛП в работе и повседневной жизни
Типы восприятия, использование определенных выражений в речи, движения глаз — все, это на первый взгляд кажется абстрактным, но на практике может привести к новым, более удачным решениям.
Совершенствование коммуникации посредством языка
Когда мы используем речь, например, в разговоре с клиентами, по телефону или при написании рекламного буклета, мы можем усилить наше влияние на собеседника, используя знания о различных каналах восприятия. Благодаря этому увеличивается вероятность того, что визави действительно услышит и воспримет наше послание, неважно, является ли он аудиалом, визуалом или кинестетиком. Как правило, отправитель использует только один из каналов, тот, который наиболее ярко выражен у него самого. Целесообразнее, строить свое сообщение таким образом, чтобы были задействованы все каналы восприятия, т.е. использовать фразы из всех систем. Такой способ донесения информации имеет преимущество перед нейтральным и зачастую скучным языком — сообщение становится четким, ярким и понятным.
Аналогичным образом принимаются во внимание движения глаз, ориентируясь на особенности которых, размещаются тексты и рисунки.
Петра Вебер готовит презентацию. Чтобы облегчить восприятие информации своим слушателям, она размещает основные тезисы сверху справа над иллюстрациями. А сам продукт и ему соответствующий логотип справа внизу. Проверьте и обозначьте в ваших презентациях (например, цветными маркерами или различными символами) к каким каналам восприятия относятся выбранные вами выражения. Так вы сразу определите, односторонне ли написан текст или он ориентирован на различное восприятие, и оптимально ли расположена информация.
Обучение с помощью всех каналов восприятия
Доказано, что факты и данные легче воспринимать и запомнить, если при изучении задействованы все каналы восприятия. Успешному обучению способствуют следующие типы восприятия:
■ с помощью иллюстраций, диаграмм, символов, цветов, рисунков и карикатур и т.д. (визуальный канал),
■ посредством дискуссий, устных обсуждений, опросов, чтения текстов вслух и т.д. (аудиальный канал),
■ а также посредством собственного опыта, упражнений, примеров практического применения, игр, сценических постановок и т.д. (кинестетический канал).
Если вы обучаетесь чему-либо и хотите более прочно усвоить содержание, то имеет смысл задействовать все каналы восприятия:
■ визуальный канал: примените символы и цвета для маркировки, переделайте тексты в диаграммы и наглядные материалы и т.д.,
■ аудиальный канал: перескажите изученное другу, пусть он задаст вам вопросы, перескажите материал, записывая его, например, на кассету и т.д.,
■ кинестетический канал: приведите примеры (решения), выпишите важное и т.д.
Совершенствуйте ваше знание людей
Чем лучше вы узнаете и поймете вашего собеседника, тем успешнее пройдет межличностное общение. Ключом к этому является осознанное использование каналов восприятия. Это возможно в случае, если
1 мы достаточно знаем самих себя. Проанализируйте, какие слова, каналы восприятия вы предпочитаете сами. Думаете ли вы образами? Мешают ли вам громкие шумы и крики? Важна ли для вас приятная, успокаивающая атмосфера? Принимаете ли вы решения, руководствуясь вашей интуицией? Какие формулировки (см. стр.28) типичны лично для вас?
2 мы внимательно слушаем других, например, замечаем ключевые слова. Непонимание возникает только тогда, когда один собеседник занят мыслями о своем ответе, в то время как другой еще продолжает говорить. Внимательно слушать также означает обращать внимание на то, как и какими словами собеседник освещает тему.
3 удачно используем маркированные слова, выражающие чувства, меняем их и переходим от одного канала восприятия к другому. Зачастую застопорившийся разговор вновь набирает силу, как только мы начинаем пользоваться другими словами.
4 используем знания о движении глаз при общении с коллегами, клиентами или членами семьи. Если вы правильно распознаете их, то легко можете перейти на канал восприятия собеседника. Выбирайте слова из лексикона визуала, если заметили, что взгляд собеседника направлен вверх и налево, спросите: «Как ты это себе представляешь?» Если же у него более выражен аудиальный канал восприятия, задайте следующий вопрос: «Как ты находишь озвученное предложение?» Конечно, активное использование и распознавание канала восприятия требует тренировки. Кроме того, не следует начинать упражняться на важных профессиональных разговорах. Лучше начните с приватной беседы.
Понаблюдать за людьми с различными типами восприятия вы можете во время всевозможных телевизионных передач — кулинарных и ток-шоу.
С конкретными рекомендациями, тестами и контрольными таблицами по использованию НЛП для установления контакта, достижения целей, эффективного общения вы также можете познакомиться в книге «НЛП: модели эффективного общения»