В чем заключается смысл композиции медный всадник
Смысл произведения Медный всадник Пушкина и его названия
Поэма «Медный всадник» написана Александром Сергеевичем Пушкиным всего за один месяц. В ней ярко выражена присущая великому поэту красота русского языка. Самое известное произведение Пушкина не лишено смысла.
Медный всадник» — это поэма 1833 года, написанная А.С. Пушкиным. Это произведении стало своеобразным рассуждением как о собственной жизни, так и о судьбе России.
Смысл названия поэмы Медный всадник Пушкина
В Санкт-Петербурге на берегу Невы, действительно, стоит памятник в виде всадника. Это Петр I. С этим памятником встречается герой поэмы после наводнения, которое неожиданно постигло город и принесло много несчастий. Для Евгения, героя произведения памятник становится олицетворением личности Петра, и он обращается к нему как к реальному человеку, обвиняя в том, что Петр возвел этот великий город на берегу большой и мощной реки.
Стоит вспомнить историю: как ценою здоровья и жизней многих русских работников и заключённых возводился этот город. Выбор места был понятен лишь самому правителю, министры, приближенные и просто размышляющие люди не могли объяснить, с какой целью столько сил и ресурсов, как материальных, так и человеческих, вкладывается в этот город на отшибе страны.
Евгений, как он думает, потерял в наводнении возлюбленную и обращается с укором к Петру, решением которого стала постройка столицы в этом месте. Главный герой в бреду, он не до конца осознает реальность, потому сознание подкидывает ему наваждение, видение, в котором всадник Петр мчится за ним. Евгений слышит и дыхание коня, и топот его копыт, и даже какие-то крики всадника.
О чём поэма Медный всадник
Смысл названия поэмы говорит о силе и могуществе государства, которое как раз и олицетворяет Пётр I, тот самый «Медный всадник». Это символ России, символ мощи и надёжности государства.
В Коломне жил бедный молодой человек по имени Евгений. Обычный служащий, часто думающий о том, что он мог бы стать богатым, что другим всё даётся легко, думал и о погоде. Мысли о разгуле стихии пришли к молодому человеку не случайно. У Евгения была любимая девушка, и из-за наводнения он не увидится с ней 3 дня. Параша, так звали его возлюбленную, нравилась ему настолько, что он уже решил на ней жениться. В голове Евгения зародились мечты о радостной семейной жизни, о будущих детях, о счастливом совместном существовании до гробовой доски.
Пока молодой человек мечтал, воды Невы затопили город и окрестности. Началось ужасное наводнение. Самодержец был уверен, что причина бедствия в том, что Нева была недовольна гранитной одеждой своих берегов. Сам государь был бессилен что-либо сделать. По приказу царя генералы отправились спасать напуганных, погибающих от разгула стихии людей.
Евгений, который переживал за свою любимую девушку, отправился к её скромному домику. Бедного жилища не оказывается на своём месте, вокруг только вода. И над ужасным разрушением от наводнения возвышается «Медный всадник».
Евгений, не найдя и следа от домика любимой девушки, разговаривал сам с собой, громко хохотал. Бедный молодой человек лишился рассудка. Наводнение закончилось, люди постепенно возвращались к прежней жизни.
И только несчастный Евгений так и не смог смириться с потерей. Он потерял разум, скитался по улицам и не возвращался домой, а спал где придётся. Питался несчастный только подаянием.
Однажды он очутился перед «Медным всадником», памятником Петру I. Несчастный безумец в гневе стал угрожать памятнику. Евгений выплеснул всю свою злобу на изображение императора. Вдруг ему показалось, что Медный всадник сошёл со своего постамента и скачет за ним по улицам Петербурга. Памятник преследовал Евгения всю ночь.
С тех пор, проходя мимо изображения Петра I молодой человек боязливо отводил взгляд.
Конец поэмы печален. На маленьком островке нашли занесённый туда наводнением ветхий домик, а на его пороге тело несчастного безумца.
Смысл поэмы Медный всадник
Он заключается в противостоянии двух сил, государства в лице ожившего «Медного всадника» и простого человека с его личными чувствами и переживаниями.
Преобразования Петра I губят жизнь молодого человека, уничтожают его любовь, его мечты. Девушка его погибла, сам он сошёл с ума.
Великий Петр I не думал о маленьких беззащитных людях, он заботился о своих великих преобразованиях.
Тайный смысл концовки
Смерть молодого человека в конце произведения говорит о скорой гибели многих дел Петра Великого. Печальный конец главного героя символизирует конец эпохи реформ.
Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина
В поэме «Медный всадник» отражены размышления автора на тему исторического персонажа – о противоречивой личности Петра Великого, о неоднозначности его поступков. Предлагаем для ознакомления краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник». Поэту удалось создать красивейшее стихотворное описание масштабных планов Петра, бурлящих вод Невы, раскрыть большую человеческую трагедию «маленького» человека.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема: Правление Петра I – выдающегося самодержца России.
Проблема: Самодержавная власть руководствуется исторической необходимостью, а не интересами человека.
Ненависть главного героя к царю проявляется не сразу. Когда сознание у безумного Евгения проясняется, то он, как бы, видит основного виновника своей трагедии – царя, заложившего город в неудачном месте. Петр I руководствовался политической необходимостью – укреплением границ России со шведами, не подумав о последствиях своего замысла для народа. Сложно сказать, действительно ли наводнение – следствие недальновидности Петра или нет, но здесь важен смысл. Авторитарное правительство во главу угла ставит свои интересы, удовлетворяет собственные амбиции, а не потребности народа в защите и безопасности. Нередко диктаторы разжигают войны, принося, тем самым, много бед и страданий. На поле битвы погибают лучшие сыны отечества.
2. Тема: Петр I – особенности его личности.
Проблема: Противоречивость человеческой природы на примере личности Петра I.
В произведении на примере Петра I, показано, насколько противоречив человек. Когда мы видим конкретную историческую личность со всеми его достижениями, преобразованиями, реформами и открытым проявлением негативных качеств характера, то сложно определиться в своем отношении к нему. Скорее всего, Пушкин не мог собрать образ Петра воедино, почему и написал «Медного всадника».
3. Тема: Взаимоотношение государственной власти и отдельного маленького человека.
Проблема: Очень часто народ недоволен правительством, обвиняет его в собственной несостоятельности. Для авторитарных правителей важны достижения в целом, они не учитывают нужды народа. История рассказывает о том, что за строительство Петербурга подневольный люд заплатил своим здоровьем, а иногда и жизнью. Самодержавная власть особо не обращала внимания на подобные «мелочи». С другой стороны, бедняки исторически привыкли к тому, что их жизнью управлял господин, и так существует до сих пор. Человек может изменить свою ситуацию, но он ничего не делает, обвиняя правительство во всех своих нерешенных проблемах.
Проблема: Потеря любимого человека может обернуться серьезной болезнью, пожизненной трагедией для другой половины.
Главный герой Евгений – мелкий служащий, бедный молодой человек, не имеющий собственного угла. Уже в этом описании чувствуется, что его жизнь бедна событиями, и то, что он чувствует себя неудачником. Конфликт усугубляется, когда Евгений теряет в наводнение свой единственный луч света – возлюбленную Парашу. У него нет больше ничего, что ему дорого – несчастный сходит с ума. Так человек реагирует на трагедию, когда он недоволен собой, и у него немного собственных интересов, целей, друзей, материальных благ.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Пафос поэмы передан в восхищении автором деяниями Петра I. На месте будущей столицы вначале был пустырь, болота, непроходимые леса, чернели чухонские избы. Благодаря царю на этом же месте появился город, сверкающий своей красотой.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
В поэме ощущается сильное противоборство образов Евгения и царя, символически представленного Медным всадником. Конфликт образов показан обоюдный. Главный герой обвиняет царя в произошедшей трагедии, а царь преследует его за «преступные» мысли.
п.4. Литературные приёмы
С большой теплотой и любовью описывает Пушкин строительство города, его величие. Поэт использует яркие эпитеты, метафоры, в результате чего из-под его пера выходят красивейшие строки. Благодаря его литературным приемам, появляется чувство гордости за решение, которое принимает Петр I, за воплощение его великого замысла. Из описания видно, как Пушкин восхищается Петербургом, верит в будущее России.
Красиво, сильно, эмоционально описан момент наводнения – взбунтовавшаяся стихия, сметающая все на своем пути.
Большую роль в поэме играют такие символы, как Медный всадник. Сам памятник – это символ самодержавной власти, всадник – правитель, а конь – народ России, пришпоренный умелым седоком.
Символичен тот момент, что безумный Евгений бунтует, но бунт его больше не в словах, а в его состоянии, умело переданным Пушкиным. Евгений говорит царю всего два слова, но всадник начинает преследовать его. Этот момент тоже символичен. Он показывает, что любой народный бунт жестоко карается авторитарной властью.
п.5. Конфликт произведения
Основной конфликт произведения – противостояние интересов властей и предпочтений маленького человека, стремящегося к максимальной безопасности для себя и своих близких.
Здесь сталкиваются два полюса – сила и слабость. Решения конфликта я не вижу. Можно только сказать, что он стал проявленным в момент озарения Евгения-безумца.
Анализ «Медный всадник» Пушкин
Всего получено оценок: 2169.
Всего получено оценок: 2169.
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» соединила в себе как историческую, так и социальную проблематику. Это размышление автора о Петре Великом как о реформаторе, собрание различных мнений и оценок о его действиях. Это поэма – одно из его совершенных сочинений, имеющих философский смысл. Предлагаем для ознакомления краткий анализ поэмы, материал может быть использован для работы на уроках литературы в 7 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Медный всадник.
Год написания – 1833 г.
История создания – В период своей «золотой осени», когда Пушкин был вынужден находиться в Болдинском имении, у поэта был творческий подъём. В то «золотое» время автором было создано множество шедевров, произведших большое впечатление как на публику, так и на критиков. Одним из таких произведений болдинского периода стала поэма «Медный всадник».
Тема – Правление Петра Первого, отношение общества к его реформам – главная тема «Медного всадника»
Композиция – Произведение состоит из большого вступления, его можно рассматривать как отдельное стихотворение, и двух частей, в которых идёт речь о главном герое, разрушительном наводнении 1824 года и о встрече героя с Медным всадником.
Жанр – Жанр «Медного всадника» часто определяют как поэму. Сам же Пушкин предпослал произведению подзаголовок “Петербургская повесть”.
Направление – Историческая поэма, описывающая действительные события, направление – реализм.
История создания
В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, о его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей: одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада и соответственно к нему относились.
Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский период творчества, год написания поэмы – 1833.
В «Медном всаднике» отображена одна из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет об управлении государством, о столкновении маленького человека с огромной махиной.
Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочёл другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.
В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства: «лес рубят – щепки летят».
По-разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своём вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Пётр смотрел далеко вперёд, он думал о будущем России, о её мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.
Композиция
Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведённому им городу, может читаться как самостоятельное произведение.
Язык поэмы вобрал в себя всё жанровое своеобразие, подчёркивая отношение автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.
Совершенно другим языком идёт повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идёт простым языком, отражает суть «маленького человека».
Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведение звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.
Евгений винит в этом Петра (памятник), подразумевая в нём самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, своё будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.
Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую им в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Медного всадника».
Произведение «Медный всадник» относят к жанру стихотворной поэмы реалистического направления. Сам же Пушкин определил жанр как повесть, предпослав произведению подзаголовок “Петербургская повесть”.
Поэма масштабна по своему глубокому содержанию, она включает в себя и историческую, и философскую проблематику. В поэме нет эпилога, и противоречия маленького человека и целого государства остаются открытыми.
Смысл произведения Медный всадник Пушкина и его названия
История создания поэмы «Медный всадник»
Поэма была написана во вторую Болдинскую осень (поэт провел в селе Болдино почти три месяца перед своей свадьбой), год написания – 1833 г.
В основе сюжета лежит реальная историческая основа – события одного из самых сильных наводнений в Петербурге 7 ноября 1824 г, повлекшие страшные разрушения и человеческие жертвы.
В названии упоминается известный памятник Петру I работы скульптора Фальконе, сделанный из бронзы. Пушкин заменил в названии этот благородный металл на более низменную медь, как бы утяжелив образ властителя.
Николай I, определивший для себя роль «личного цензора» Пушкина, разрешил лишь частичную публикацию текста. Поэма полностью опубликована только после смерти поэта в 1937 г.
Цитаты
(Памятник императору Петру I «Медный всадник», Санкт-Петербург. Автор снимка: Ли)
Люблю твой строгий, стройный вид…»
И во всю ночь безумец бедный, куда стопы не обращал,
За ним повсюду Всадник Медный с тяжелым топотом скакал».
Подробнее: А.С. Пушкин «Медный всадник»: цитаты героев и автора поэмы
Главные герои и их характеристика
Хотя поэма названа «Медный всадник», главным героем является простой петербуржец с именем для автора привычным, уже данным ранее герою «Евгения Онегина».
Примечательно, что в отличие от родовитого дворянина Онегина, у героя поэмы нет фамилии, то есть у истории нет рода. Евгений из поэмы «Медного всадник» человек, потерявший дворянство. Петровские реформы изменили отношение к этому сословию, приветствуя дворянство, состоящее на государственной службе, чиновников. Оттого и живет герой «в Коломне», служит где-то.
Согласно его возможностям, его мечты определены житейскими нуждами, он не мечтает о военных подвигах или служении в сфере науки или искусства. Предел его мечтаний хорошее место с достойным доходом, женитьба на любимой девушке, дети и внуки. Но и таким незатейливым мечтам не суждено сбыться. Потрясенный стихией наводнения, поняв, что домик Параши и ее матери снесен, а они погибли, он превращается в странное существо с помутненным рассудком.
Евгений становится бездомным, скитается бесцельно по улицам Петербурга, который поворачивается к нему самыми своими жестокими сторонами. Через год, очутившись опять на площади у памятника, он видит причину своих несчастий в фигуре всадника на «бронзовом коне», в его воспаленном сознании вспыхивает бунт, он грозится создателю гибельного города, не обеспечившему защиту от стихии для жителей бедных окраин.
Петр I, воплощенный в образе Медного всадника, является символом государственной власти. Это реальная историческая личность, император-труженик, реформатор, но в то же время – это жестокий деспот и тиран, готовый принести в жертву человеческие жизни ради осуществления своих идей.
В начале, хоть и не названный по имени, предстает в облике государственного деятеля, обдумывающего создание стратегически важного для обороноспособности страны и торговли города. В столкновении с «маленьким» человеком – он «кумир», бездушный идол и истукан. Также двойственен город, созданный Петром I. Северная столица – это не только «полночных стран краса и диво», но и ветхие домишки на берегу, не защищенные гранитными набережными.
Основная тема
Основная тема поэмы «Медный всадник» — взаимоотношение простого человека и власти. Автор использует прием символического противопоставления царя (преобразователя России и основателя города на Неве) и памятника ему (олицетворения жестокой силы, самодержавия). Пушкин подчеркивает, что власть не может быть справедливой, даже если страной руководит выдающаяся личность. Великие деяния Петра шли во благо государству, однако были жестокими по отношению как к народу в общем, так и к отдельно взятой личности.
Поэт признает величие царя, и не отрицает, что все его деяния были во благо. Однако он отстаивает право каждого отдельного человека на счастье. Не случайно он вводит в поэму Евгения, показывая его поражение при столкновении с неограниченной властью. Автор сочувствует Евгению. Однако вместе с тем он подчеркивает, что бунт одиночки против общепринятой системы безнадежен, обречен на провал.
Анализ стихотворения
«Стройный и строгий» Петербург в первой части противопоставлен страшным картинам разрушения после наводнения. Это произведение можно назвать и героической поэмой о созидательном подвижничестве Петра I, и трагической повестью о судьбе бедного петербургского чиновника.
Второстепенные персонажи
Перевозчик
Параша
По сути поэма – это размышления автора о роли Петра I в истории России, о последствиях его реформ, начинаний. Разносторонние мнения содержит в себе философия поэмы: сочетается образ Петра, которого боготворили и воспевали, и правителя, которому приписывали родство с сатаной, безумного тёмного человека. Такая характеристика героя неоднозначна, но обе версии имеют право на жизнь – ведь период правления Петра самый благотворный и самый странный за всю историю. В поэме затронута тема столкновения маленького человека и безграничной власти, масштабных изменений, которые не щадят ничего на своём пути. Равнодушие толпы и государства к судьбе отдельного человека – ещё одна проблема, затронутая в поэме Пушкина. В произведении много картин из жизни города: они величественны и прекрасны, убоги и страшны, печальны и безрадостны. Это произведение считается одним из самых глубоких и самых сильных в творчестве писателя. Неудивительно, что цензура запретила публикацию “Медного всадника”, смелое и по-философски тонкое, оно вышло в свет значительно позже. Сложное при первичном прочтении произведение, без определённых знаний об истории России, может показаться непонятным для учащихся. Данная статья может быть полезна для читательского дневника или при подготовке к уроку литературы.
Жанр и направление
Сначала было разрешено опубликовать лишь фрагмент, который представляет собой гимн Петербургу, по жанру напоминающий оду. Пушкин назвал текст «отрывком из поэмы».
В то же время в подзаголовке всего произведения определятся иной жанр «петербургская повесть». Но нельзя это лиро-эпическое произведение определить, как просто поэму или повесть.
Вступление начинается с весьма прозаического описания убогого пейзажа северной природы. Далее рассказывается о думах лирического героя, в которых звучит высокий стиль оды. Затем следует описание Петербурга спустя век, с громадными дворцами, множеством судов на пристанях, гранитными набережными, красивыми мостами, и авторское признание в любви к творению Петра I.
Но в завершении одический стиль переходит в прозаический, автор подготавливает читателя к основной эпической части: «Печален будет мой рассказ». Соединение различных жанров, высокого и низкого стиля, определило жанровое своеобразие произведения.
Контрастный Петербург
Северная столица возникла благодаря волевому решению царя Петра Великого после победы над шведами. Ее основание было призвано утвердить эту победу, показать силу и мощь России, а также открыть пути свободного культурного и торгового обмена с европейскими странами. Город, в котором ощущалось величие человеческого духа, явленного в строгом и стройном архитектурном облике, говорящей символике скульптур и монументов, предстает перед нами в повести «Медный Всадник». История создания Петербурга зиждется, однако, не только на величии. Построенный на «топи блат», в которую легли кости тысяч безвестных строителей, город охвачен зловещей и загадочной атмосферой. Гнетущая нищета, высокая смертность, первенство по болезням и числу самоубийств – такова другая сторона пышной венценосной столицы во времена, о которых писал Александр Пушкин. Два лика города, проступающих один сквозь другой, усиливают мифологическую составляющую поэмы. «Прозрачный сумрак» бледного городского освещения рождает у обитателей ощущение, что они живут в неком таинственно-символическом месте, в котором могут оживать и со зловещей решимостью двигаться памятники и статуи. И с этим тоже в немалой степени сопряжена история создания «Медного Всадника». Пушкина, как поэта, не могла не занимать подобная трансформация, ставшая кульминацией в сюжете. В художественном пространстве повести ожил гулко скачущий по пустынной мостовой холодный бронзовый памятник, преследующий обезумевшего от горя после потери возлюбленной и краха всех надежд Евгения.
Стихотворный размер и композиция
Написана поэма четырехстопным ямбом. Композиционно состоит из экспозиции, в которой повествуется о великих думах Петра и его творении, здесь же первое знакомство с главным персонажем.
Завязкой сюжета станет описание наводнения. Далее сюжет разделяется на две линии. Первая сюжетная линия (Евгений и Петр I) вмещает в себя все события поэмы, вторая (Евгений и его невеста) носит локальный характер.
Характерно отсутствие эпилога, в котором, вернувшись к описанию величественного замысла Петра и его воплощению, можно было бы найти оправдание гибели героев.
Иные действующие лица
Кроме двух главных персонажей, Петра и Евгения, на неравном противопоставлении которых держится сюжетная канва, в тексте присутствуют и другие действующие лица. Задача их — более дательное раскрытие авторского замысла.
Обязательно нужно упомянуть возлюбленную Евгения — девушку Парашу. Она описана очень кратко, является читателю только в мыслях Евгения и в его описании. Пушкин выбрал такое изображение девушки неслучайно, ведь таких, как она, очень много. Индивидуальных черт Параше не нужно — это типичный персонаж своего времени, невинное дитя деяний великого человека. Бедная девушка вместе с мамой жила у самого взморья, вот почему ее бедный домик оказался уничтожен водой, а сама она погибла.
Наконец, еще один герой поэмы — река Нева. Гордая и могущественная, она была покорена императором ради осуществления его честолюбивых планов. Но разгневанная река не готова смириться со своим унижением, наводнениями она напоминает человеку, что нельзя безнаказанно вмешиваться в жизнь природы.
Вот какие особенности образа Невы можно выделить при анализе текста:
Сложный и противоречивый образ, где переплелись природные мотивы и ощущение неизбежности происходящих перемен, помогает Пушкину подчеркнуть неоднозначность своего отношения к героям и событиям. С одной стороны, он понимает, что без Петра Россия никогда не обрела бы знакомый ему облик, но с другой — искренне сочувствует маленьким людям, которых могли звать Евгением, Парашей или любым другим именем. Они оказались заложниками славы великого императора.
Сюжет произведения
Сюжет поэмы весьма незатейлив. Евгений, мелкий чиновник, молодой дворянин из знатного, но обедневшего рода, размышляя о своей нужде, мечтает создать семью, строит планы будущей жизни. В сладких грезах засыпает.
В это время начинает бушевать стихия, Петербург зачинает затоплять. Пытаясь спастись от наводнения, он забирается на мраморную скульптуру льва. С отчаянием он думает о любимой девушке. Когда вода спала, он, наняв лодку, спешит к дому невесты и ее матери.
Узнав о гибели Параши, он теряет рассудок. Год Евгений бродяжничает по улицам, обезумев от горя. Случайно оказавшись на Петровской площади, он грозит памятнику Петру I, считая его виновником разрушений и гибели людей.
Ему кажется, что памятник, сойдя с постамента, преследует его. Евгений в ужасе пытается убежать, после его находят мертвым. Захоронят Евгения на островке возле ветхого домишки, у которого лежало его тело.
Терзания главного героя
Итак, Евгений пришел домой. Снял шинель, лег, однако заснуть не смог. Главный герой «Медного всадника» пребывает в раздумьях. Что же его тревожит? Прежде всего то, что он беден, а посему вынужден тяжелым трудом добывать себе хотя бы относительную независимость. У него нет ни денег, ни таланта. А ведь есть праздные счастливцы, которые живут легко и непринужденно! Увы, Евгений не один из них.
Герой «Медного всадника» влюблен в некую Парашу, которая живет на другом берегу Невы. И в этот день он расстроен еще и тем, что сняли мосты. Это значит, что Евгений не увидит любимую еще два-три дня. Он сердечно вздыхает и грезит наяву.
Смысл поэмы
Отвечая на вопрос, о чем поэма, какова основная мыль произведения, можно сказать, что образ медного всадника олицетворяет бесчеловечность государственной власти, с презрением и безразличием относящейся к нуждам и проблемам «маленького» человека.
Поэма собрала множество отзывов критиков как при жизни писателя, так и после. До сих пор произведение изучается в школе в старших классах, поражая школьников своей глубиной и трагичностью.
Белинский отмечал, что в поэме отражена «горестная участь личности» простого человека, в то же время Пушкин тот, кто написал «апофеоз» Петра Великого.
Образ Евгения
Описывая главного персонажа, Пушкин уделяет большее внимание внутреннему мира героя, создавая его психологический портрет. Этот молодой, на первый взгляд, ничем не примечательный человек обладает очень хорошими душевными качествами. Он принадлежит разорившемуся дворянскому роду. Его мечты ограничиваются грезами о простой семейной жизни с любимой девушкой. Евгений готов трудиться всю жизнь, тем самым обеспечивая свою семью.
Гибель возлюбленной лишает его смысла в жизни. Его рассудок не может справиться с такой трагедией. Он превращается в больного, вызывающего сострадание оборванца.
Судьба героя — это судьба «маленького человека» в истории. Автор показал его беспомощную попытку противостояния государственному устройству в образе памятника. В результате герой терпит поражение. Пушкин подчеркивает безысходность положения простого человека перед властью.
Почему бронзовый всадник оказался в устах поэта медным?
Дело, конечно, не только в том, что литераторы 19 века не видели существенной смысловой разницы между бронзой и медью. Глубоко символично то, что это именно медный Всадник. История написания поэмы в данном случае смыкается с библейской аллегорией. Не случайно поэт именует изваяние Петра «истуканом» и «кумиром» — точно такими же словами говорят авторы Библии, повествуя о золотых тельцах, которым вместо Живого Бога поклонялись иудеи. Здесь истукан даже не золотой, а всего лишь медный – так автор снижает блеск и величие образа, сверкающего внешней ослепительной роскошью, но таящей внутри отнюдь не драгоценное содержание. Вот какими подтекстами дышит история создания «Медного Всадника».
Пушкина невозможно заподозрить в безоговорочной симпатии к державной идее. Неоднозначно, однако, его отношение и к выдуманной идиллии, сконструированной в мечтаниях Евгения. Надежды и планы «маленького человека» далеки от глубоких духовных исканий, и в этом Пушкин видит их ограниченность.