В чем заключается смысл просвещения

Значение слова «просвещение»

В чем заключается смысл просвещения. android bar znachenije. В чем заключается смысл просвещения фото. В чем заключается смысл просвещения-android bar znachenije. картинка В чем заключается смысл просвещения. картинка android bar znachenije

1. Действие по знач. глаг. просветить 2 —просвещать; распространение знаний, образования. [Рудин] скоро перешел к общим рассуждениям о значении просвещения и науки, об университетах и жизни университетской вообще. Тургенев, Рудин. Они спорили о будущем русского народа. Дядя Коля доказывал, что счастье народа зависит от просвещения. Паустовский, Далекие годы. || Система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений. Министр просвещения.

2. Прогрессивное идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В императорской России существовало Министерство народного просвещения; в советское время его преемником стал Народный комиссариат просвещения, позднее — республиканские наркоматы и министерства просвещения в республиках СССР.

— Иммануил Кант. «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» нем. «Beantwortung der Frage: Was ist Aufklaerung?» (1784)

Различают следующие направления просвещения как вида работы специалиста по распространению специальных знаний:

Половое просвещение, ограниченное воздержанием

Наряду с термином «просвещение» употребляется термин «просветительство» как однозначный ему; иногда эти понятия разграничивают, причём одни учёные считают более широким понятие просветительство, другие — просвещение. Встречается в литературе и понимание просветительства как «сниженного», неполного варианта просвещения, а также как идейного течения «вторичного» порядка (то есть возникшего в некоторых странах под влиянием идей западноевропейского Просвещения.

Также под просвещением понимается идейное течение «длинного XVIII века», основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно зародилось) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (где достигло высшего расцвета) — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX-XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

просвеще́ние

1. действие по значению гл. просветить [I] — просвещать; распространение знаний, образования ◆ [Рудин] скоро перешёл к общим рассуждениям о значении просвещения и науки, об университетах и жизни университетской вообще. Тургенев, «Рудин», 1855 г. ◆ Они спорили о будущем русского народа. Дядя Коля доказывал, что счастье народа зависит от просвещения. Паустовский, «Далёкие годы», 1946 г. (цитата взята из Малого академического словаря русского языка в 4 т. (МАС))

2. система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений ◆ Министр просвещения.

3. истор. течение в среде нарождавшейся буржуазии и народных масс в эпоху перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой против феодализма, критиковавшее феодализм и выступавшее сторонником просвещения [1] народа

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

В чем заключается смысл просвещения. USSR bot. В чем заключается смысл просвещения фото. В чем заключается смысл просвещения-USSR bot. картинка В чем заключается смысл просвещения. картинка USSR botПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: зоологический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое просвещение?

В недавнем интервью Зимин сказал, что «одна из важнейших задач, стоящих перед интеллигенцией, – это просветительство». И надо видеть, с каким «аппетитным» вдохновением он говорит о научно-популярных книгах – и о тех, что хранит на книжных полках с детства, и о новых, которые он – доктор наук – не устает читать и рекомендовать другим.

Но что такое, собственно, «просвещение»? Взглянем с научной точки зрения.

В советском языке “просвещение” всегда понималось как дело хорошее, а “пропаганда” могла быть зловредной или правильной в зависимости от эпитета: буржуазная или социалистическая, религиозная или атеистическая. Самую правильную пропаганду называли «политпросветом», а вредной могли признать и совершенно достоверные сведения, если те наводили на вредные размышления и сомнения в единственно верной «линии партии».

То, что одни назовут просвещением, другие могут назвать промыванием мозгов, их запудриванием, а то и комбинацией обеих процедур. Доступность средств массовой информации можно использовать для массовой дезинформации, если средства эти находятся в одних самодержавных руках. История дала незабываемые примеры такого просвещения-затемнения.

Чтобы выяснить суть “правильного” просветительства, обратимся к русским писателям, размышлявшим о просвещении.

«…просвещенья дух»?

Одно из самых известных высказываний о просвещении принадлежит Пушкину:

О сколько нам открытий чудных//Готовят просвещенья дух//И Опыт, сын ошибок трудных,//И Гений, парадоксов друг,//И Случай, бог изобретатель.

По мнению Сергея Вавилова, замечательного физика, а также историка науки, этот набросок «гениален по своей глубине» и говорит о проникновенном понимании научного творчества. Опора на опыт и теоретическое преодоление парадоксов нового знания, начиная со «случайно-удачных» догадок. Все это отлично знал Вавилов, открывший эффект Вавилова-Черенкова и написавший биографию Ньютона.

Но как всё это понял поэт, к науке вроде бы вовсе не причастный? Пушкиноведы выявили, что, работая над этим наброском, Пушкин близко общался с Павлом Шилингом, который именно тогда изобретал первый в мире электромагнитный телеграф. А за пять лет до того поэт глубоко вник в проблему, с которой началась современная наука и вокруг которой философские споры не утихли ко времени Пушкина. Об этом его эпиграмма:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.//Другой смолчал и стал пред ним ходить.//Сильнее бы не мог он возразить;//Хвалили все ответ замысловатый.//Но, господа, забавный случай сей//Другой пример на память мне приводит://Ведь каждый день пред нами солнце ходит,//Однако ж прав упрямый Галилей.

Проницательному Пушкина помогло то, что механизмы открытий-изобретений в поэзии и в науке родственны. И в поэзии сходятся литературный опыт, осмысление парадоксов языка и случайно-удачные зародыши чувства и мысли, из которых вырастают стихи.

Необъяснённым остается лишь «просвещенья дух», с которого Пушкин начал перечисление необходимых предпосылок для «открытий чудных».

Означает ли этот дух стремление прочитать как можно больше книг? Но книг уже тогда было гораздо больше трех тысяч, а больше, как считается, человеку не осилить за всю жизнь. Или речь идет о стремлении к познанию мира? Но как такое стремление вселить в человека?

Просвещение или затмение?

Вот о чем предостерег Даль, уже по своему опыту собирания фольклора знавший народ лучше многих теоретиков-мечтателей:

Некоторые из образователей наших ввели в обычай кричать о грамотности народа и требуют наперед всего, во что бы то ни стало, одного этого. Но разве просвещение и грамотность одно и то же. Грамота только средство, которое можно употребить на пользу просвещения и, на противное тому — на затмение. Можно просветить человека в значительной степени без грамоты, и может он с грамотой оставаться самым непросвещенным невеждой и невежей, то есть непросвещенным и необразованным, да сверх того еще и негодяем, что также с истинным просвещением не согласно”.

Различая понятия “грамотный”, “образованный” и “просвещенный”, Даль, скорей всего, опирался на свой жизненный опыт, в котором попадались грамотные негодяи и неграмотные крестьяне со светлой душой. Больше всего грамотных негодяев Даль встречал в “двух ближайших к народу сословиях” – среди помещиков и чиновников, т.е. рабовладельцев и менеджеров рабовладельческого государства. Встречал по долгу службы. В то время он управлял нижегородской удельной конторой, ведал делами сорока тысяч государственных крестьян и, в частности, открывал училища в деревнях. А его критики в основном были городскими мечтателями, которые меряли народ на свой просвещенный аршин, не понимая, как сильно отличался запас слов и понятий, а, главное, опыт жизни крепостного народа.

Отвечая критикам, Даль писал, что из его статьи вовсе “не следует, чтоб не надо было учиться грамоте; следует, однакож, что грамотность не есть просвещение, как топор и пила не плотник. Вы скажете: но без пилы и топора и плотнику не бывать; правда, но и с топором не бывать плотнику, если он, вместо того, чтоб учиться плотничать, пойдет замки колотить. Позаботьтесь же наперед о том, чтоб ученик ваш был нравственно приготовлен, чтоб он видел в грамоте средство к достижению добра. ”.

Смысл понятия «просвещение» Даль, однако, тогда не раскрыл, дав повод для обвинений в том, что он “враг крестьянской грамотности”. Десять лет спустя этот смысл ему уже пришлось растолковать в очередном томе его «Толкового словаря»:

«Просвещать, просветить кого, даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце. Ты просветил и наставил нас, Богочеловече! Просвещенный человек, современный образованьем, книжный, читающий, с понятиями об истине, доблести и долге. …

Просвещение ср. свет науки и разума, согреваемый чистой нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни. Просвещение одной наукой, одного только ума, односторонне, и не ведет к добру.»

В больших словарях после объяснения какого-то слова даются обычно примеры его употребления с указанием источника-публикации. Даль таких указаний не дал, возможно, взяв примеры из устной речи, но в любом случае для того, чтобы уточнить, пояснить свое понимание данного слова.

Из его толкований ясно, что он видел связь «ума и сердца», научных знаний и моральных ценностей. Но что это за странная связь? И если понятно, как сообщать научные знания, то каким образом внушать моральные ценности?

Полвека спустя после его смерти история России дала наглядный урок как, как «ликвидация безграмотности» стала инструментом в руках фанатиков, захвативших власть в стране, чтобы загнать ее в счастливое будущее, невзирая ни на какие жертвы. Жертвы оказались огромные, а обещанное счастье осталось в газетах и брошюрах, которыми охмуряли ликбезные народные массы.

«…крещена, но не просвещена»?

Герой его рассказа «На краю света» (1875) иеромонах Кириак, успешный миссионер в далекой сибирской епархии, крестил туземцев, но в некий момент прекратил. Объясняя молодому епископу, почему прекратил, он напомнил горькое замечание митрополита Платона о крещении Руси: “Владимир поспешил, а греки слукавили,— невежд ненаученных окрестили”. Сослался и на Евангелие: “Разве не писано, что будут и крещеные, которые услышат в Судный день “Не знаю вас!”, и некрещеные, которые от дел совести оправдаются и войдут в Царство небесное”.

Далее в рассказе, в разыгравшейся снежной буре, некрещенный туземец-проводник спас жизнь епископу, а крещенный бросил своего пассажира на гибель. Художественный талант Лескова показал и мрак ледяной пустыни, и перемену в восприятии епископом “дикаря”. Чуждо-примитивный язычник оказался глубоко-нравственным человеком, живущим в ладу с суровой дикой природой. И ясно видно, что возможности миссионера ограничены.

Чтобы понять новый взгляд на мир, необходим достаточно обширный жизненный опыт и развитый язык для его осмысления (ребенку же не объяснишь некоторые явления взрослой жизни). А чтобы принять новый взгляд как свой, нужно еще нечто более загадочное, что называют «складом личности», «мировосприятием», «призванием».

В церковном языке крещение подразумевает некое таинственное «святое просвещение», но герои Лескова говорят лишь об обряде этого таинства. Для Лескова, свободно мыслящего и свободно верующего, просвещение означало просветление всего уклада жизни.

Что общего между научными открытиями у Пушкина, различием грамотности и просвещения у Даля и проблемой религиозного миссионерства у Лескова? Между стремлением познать объективные закономерности природы и стремлением найти «смысл жизни»? Общее – само стремление, одухотворенное верой в способность к познанию.

Именно эта вера превращает любопытство, свойственное и братьям нашим меньшим, в осознанную любознательность и даже в дело жизни для людей науки. Так не поможет ли история науки выяснить источник веры в возможности науки? Возможности огромные или безграничные? Обычно веру противопоставляют знанию и числят по епархии религиозной, а не научной, но что такое «вера в науку»?

Источник

Просвещение. Что, почему и как мы учим

В чем заключается смысл просвещения. %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5. В чем заключается смысл просвещения фото. В чем заключается смысл просвещения-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5. картинка В чем заключается смысл просвещения. картинка %D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5Давайте воспитание юноше по его уровню, тогда он, даже состарившись, не отвернется от него. — Книга Притчей, 22:6

Мы не можем оставаться, спокойными, пока каждый ребенок, мальчик и девочка, не получит надлежащее моральное просвещение. — Ребе

За четыре с лишним десятилетия своего лидерства Ребе создал более двух тысяч образовательных учреждений во всем мире. В 1976 году, объявленная им «Годом просвещения», Ребе приступил к выполнению специального образовательного проекта. В результате его реализации за этот год появились десятки новых школ и детских лагерей, учебных программ. В 1978 году правительство Соединенных Штатов объявило день рождения Ребе Днем просвещения. С тех пор этот день отмечается ежегодно.

Почему необходимо просвещение?

Если существует фактор, поддающийся нашему регулированию, способный повлиять на нас как на народ, то это просвещение. Просвещение – это фундамент цивилизации. Чтобы вырастить здоровых и высоконравственных людей, которые будут вести подвижническую жизнь, полную смысла, мы должны воспитывать наших детей.

Но что приходит на ум, когда мы произносим это слово – просвещение? Многие из нас представляют себе одну и ту же картину: двадцать или тридцать детей, лица которых вымыты их любящими родителями, склоняются над своими партами или подключаются к компьютеру.

В этой картине нельзя усмотреть ничего плохого, пока мы не станем думать о ней как о единственной картине просвещения, которую мы должны видеть. Просвещение – это обучение не только искусству жить, но и пониманию жизни. Что такое жизнь? Это признание Б-га и той миссии, которую Он поручил нам, – самосовершенствование и возвеличивание нашего мира.

Истинное просвещение – это нечто, проникающее в самые глубины человека, наделяющее его способностью использовать получаемую информацию для того, чтобы стать более плодотворным в мыслях и поступках. Просвещение означает повышение вашей чувствительности, чувствительности вашей семьи, ваших друзей, создание единого мира правды, большую приверженность к добру, чем к своим желаниям.

Только начав внушать ребенку эти идеалы, мы можем продолжать изучение способов выживания. В просвещении вопрос зачем должен предшествовать вопросу как. Мы учим детей математике для того, чтобы они могли логически мыслить и заниматься бизнесом. Мы учим их языкам, чтобы они могли обмениваться своими идеями. Мы учим их различным наукам, чтобы они могли понять физические свойства мира, в котором живут. Все это прекрасно и, несомненно, важно. Но ни одна из этих дисциплин не влечет за собой обязательного воздействия на мораль, которой ребенок руководствуется в повседневной жизни.

Как известно из истории, вполне возможно, что кто-то, став, например, большим специалистом в науке, отдает свой талант достижению разрушительных целей. А когда этот человек сталкивается с осуждением и ему говорят, что он должен поступать в соответствии с волей своего Создателя, он часто может откровенно сказать: «В школе меня учили многим предметам, но никогда не учили, для чего!». Разрешать ребенку выбирать собственную систему ценностей (полагая, что мы не должны подавлять свободу личности) так же смешно, как если бы мы предоставили ему право решать, делать или не делать прививку.

Таким образом, выдача информации является лишь одним и довольно простым компонентом просвещения. Истинное, жизненно важное просвещение заключается в обучении детей тому, что они должны нести ответственность перед Б-гом за соблюдение моральных и этических норм жизни. Это обеспечит им индивидуальную поддержку и будет способствовать созданию лучшего мира для их детей и грядущих поколений.

Просвещение означает и взаимодействие с парадоксом детства. С одной стороны, ребенок не обладает способностью правильно отличить зло от добра. Еще меньше он способен выбрать добро ради самого добра и отвергнуть зло просто потому, что оно зло. С другой стороны, именно в детстве происходит формирование души и характера человека. Поэтому задолго до того как дети пойдут в школу, их следует учить добрым обычаям, умению распознавать добро и зло. Гораздо труднее влиять на уже сформировавшуюся личность, определившую для себя систему ценностей, влиять на ее мировоззрение.

Человек подобен дереву. Поцарапав ветку взрослого дерева, вы повредите только ветку. По если вы нанесете хотя бы маленькую царапину на семя, это отразится на росте всего дерева».

Просвещение – это сама жизнь, и оно не заканчивается, пока жив человек. Формальное образование может прекратиться с окончанием школы, просвещение же становится более интенсивным по мере приобретения нами жизненного опыта и более глубокого осознания своего места в мире. Независимо от того, сколько нам лет или насколько мы продвинулись в интеллектуальном плане, мы всегда должны спрашивать себя: каково мое понимание внутренней, полной смысла жизни, насколько я счастлив? Многие из нас, возможно, будут удивлены, узнав, как трепетно молоды мы в своей духовности, как много еще нам предстоит узнать о своей душе и развитии связей с Б-гом.

Как следует воспитывать?

Вопрос, как воспитывать, аналогичен вопросам, как общаться, как зарабатывать деньги, наконец, как жить? Ответ на эти вопросы всегда будет один и тот же: через любовь. Без любви воспитание в лучшем случае оказывается неполным, а в худшем – разрушительным. Любовь подразумевает восприимчивость, понимание, но несобственных идей, критериев, а идей, критериев ваших учащихся и, главное, – Б-га. Необходимо добиться того, чтобы ребенок осознал, что жизнь важнее, чем он сам, гораздо важнее его внутренних импульсов и желаний, его семьи и друзей, его школы, его игр. Такое воспитание отличается строгостью, требует интеллектуального и эмоционального напряжения. Но когда молодые люди осведомлены о Б-ге и приобретают склонность к духовному, начинают понимать его сущность, они настраиваются на высший смысл жизни. Они становятся детьми, связанными с родителями уважением и любовью. Детьми, которые не претендуют на не принадлежащую им собственность. Детьми, которые протягивают руку помощи другим, щедро отдают им свое время и свою любовь.

Просвещение состоит из нескольких компонентов, и самым важным из них является передача информации. Но следует помнить, что информация – это лишь инструмент, который мы вкладываем в руки ребенка. Подобно тому как при сооружении дома недостаточно иметь только соответствующие инструменты и материалы, для просвещения требуется гораздо больше, чем наличие информации.

Истинный воспитатель – не тот, кто просто сообщает факты, а тот, кто учит ребенка мыслить, находить ответы на свои вопросы в согласии с принципами, которым его научили, и не зависеть целиком от родителей или учителей при решении проблем, с которыми приходится сталкиваться в жизни. Если на заданные вам вопросы постоянно отвечает кто-то другой, вы, возможно, избежите ответственности за ошибку. Но если вы научитесь мыслить самостоятельно, то получите глубокое удовлетворение, отдавая себе отчет, что действуете по своей инициативе. Это согласуется с причинами, по которым Б-г создал мир. Вспомним, что мир был создан не для того, чтобы марионетки могли разыгрывать заранее заготовленный сценарий, а для того, чтобы каждый человек имел право на собственное мнение и свободу действовать честно и эффективно.

Обучение требует скромности. Учитель в большинстве случаев не источник, а лишь средство передачи информации, поступающей из более обширного хранилища. Он никогда не должен испытывать гордость по тому поводу, что ему выпало распространять знания. Однако возможность приобщать детей к знаниям позволяет ему чувствовать себя счастливым.

Прежде всего необходимо помнить следующее. Слова, идущие из сердца, входят в сердце (Р. Там, Сефер а-Йошор, гл. 13. Р. Ишая Гурвиц, Шало, 69а). Учитель должен думать, что говорить, и служить живым примером того, чему он учит. Дети часто не могут делать различия между идеей и поведением. Учитель, который демонстрирует им, что можно вести себя не так, как он учит, подрывает весь учебный процесс. Действительно, говорить ребенку: «Делай так, как я говорю, а не так, как я поступаю», – это также воспитание. Но воспитание, дающее отрицательные результаты.

В Книге Притчей царя Соломона написано, что мы должны «обучать юношу по его уровню», и, возмужав, «он не отвернется от него». Но почему по его уровню? Разве знание не объективно и можно подогнать его под каждого ребенка? Не станет ли из-за этого образование в определенном смысле произвольным?

Конечно, в той системе ценностей, которую даровал нам Б-г, имеются ценности абсолютные. Но истинное воспитание должно быть чутким. Абсолютные ценности следует применять к каждому ребенку индивидуально, с учетом его уровня, его способностей.

Это особенно справедливо в отношении детей, которые, как считают, имеют «физические недостатки». Воспитание таких детей сопряжено со значительными трудностями. Наш долг – относиться к ним с не меньшей любовью и чуткостью, чем к «полноценным» детям. Если и существует ребенок, который нуждается в особом внимании для раскрытия своего потенциала, это именно ребенок, «имеющий физические недостатки». Отдаваясь всей душой воспитанию таких детей, мы с удовлетворением обнаруживаем у них способности, о которых и не подозревали.

При работе с любым ребенком учитель должен точно определить и развивать его потенциал, не приписывая ему способностей, которыми, по нашему мнению, он должен обладать. Задача состоит в том, чтобы воспитать человека, который сможет стоять на своих, а не на ваших ногах. Мы часто думаем, что абсолютные, догматические ценности человек сохранит с детства на всю жизнь. Это лить половина дела. Да, эти ценности должны быть выражены, выражены на языке ребенка, так, чтобы они стали его частью, слились воедино с его личностью, проникли в его дух.

Разумеется, воспитание требует дисциплины, но даже в рамках этой дисциплины ученик должен чувствовать любовь учителя. В Талмуде сказано: «Правой рукой приближайте, а левой наказывайте» (Талмуд, Сота, 47а). Главная сила, символом которой является доминирующая правая рука, – это всегда любовь.

Если вы чувствуете, что вступаете в соревнование с ребенком, откажитесь от роли учителя. Учитель вы, отец или мать – помните, что Б-г доверил вам ребенка, учите его и хорошо с ним обращайтесь. Уважение и благоговение, которое мы должны испытывать перед ребенком, не должны отличаться от уважения и благоговения, внушаемых нам самой Б-жественносгью.

Почему становятся воспитателем?

Не трудно ли иметь дело с детьми, терпеливо преодолевать их невнимание, решать их проблемы с дисциплиной и разбираться в этой полной неразберихе? Не лучше ли было бы выбрать иную профессию, более спокойную и выгодную? Не интереснее ли было заняться чем-то связанным с развитием личности, например музыкой, изобразительным искусством или литературой?

Если бы просвещение сводилось только к передаче информации, легко можно было бы дать положительный ответ на эти вопросы. Но просвещение – это гораздо шире, чем передача информации, это сама жизнь, и причина, по которой мы становимся учителями, воспитателями, вытекает непосредственно из необходимости жить. Поскольку жизнь есть непрерывное воспитание каждого из нас, обучение остается пожизненной обязанностью и ответственностью каждого из нас. Мы не должны рассматривать это как тяжкое бремя, ибо сам акт обучения является важным компонентом нашего собственного воспитания.

Ваши ученики (к которым относится любой, с кем вы общаетесь) усиливают ваши средства общения и выводят вас на новый уровень, за пределы вашего собственного опыта. Чтобы найти путь к ученику, ум которого менее развит, чем ваш, вы должны глубже проникнуть в свой ум, в собственное сердце. И чем сильнее вы хотите дойти до ученика, тем глубже вам следует проникнуть в самого себя.

И что может быть почетнее и нужнее, чем участие в формировании личности?

Великий мудрец, которого спросили, где он научился столь многому, сказал; «Я научился многому у моих учителей. Еще большему я научился у моих друзей. По больше всего я узнал от своих учеников».

Как воспитывать это поколение?

Дети очень впечатлительны, на них оказывает влияние все, что их окружает. К сожалению, в настоящее время дети подвержены влиянию большого числа отрицательных факторов. Постоянная борьба с современными увлечениями (будь то телевидение или притягательная сила преступления и наркотиков) оставляет слишком мало драгоценного времени и энергии для работы с умом, сердцем и душой ребенка. Воспитание – это обязанность, требующая полной отдачи. Мы всегда должны быть бдительны, всегда начеку, всегда готовы удовлетворять духовные потребности ребенка.

Почему Заповеди, которые включают моральные законы, начинаются словами «Я ваш Б-г»? Потому что без осознания Б-жественного происхождения морали она и, следовательно, воспитание направляются не чем иным, как прихотью и совестью человека. История показывает нам, что общество может быть чрезвычайно образованным, но если оно не руководствуется Б-жьими предписаниями, ему суждено погрязнуть в злобе и враждебности.

Создание системы просвещения, правильной с точки зрения морали, – одна из основных задач общества. Возложение подобной задачи на группу администраторов (даже самой высокой квалификации) является опрометчивым и неэффективным решением. Хотя и должна существовать группа людей, занятых проблемами просвещения, каждый член общества обязан принимать активное участие в этом процессе. Наиболее очевидна эта обязанность для людей, имеющих детей. Подумайте, как бы мы встревожились, если бы узнали, что у каких-то родителей заболел ребенок, а они не желают показать его врачу. Так обстоит дело в случае тела ребенка. Должны ли мы испытывать меньшую тревогу за ум ребенка, за его душу?

Поскольку в наше время многие родители испытывают значительные нагрузки на работе, большую ответственность возложила на себя школа. Раньше основные моральные ценности дети познавали дома, а обучение в школе было направлено главным образом на передачу им знаний, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Теперь многие родители зависят от школы в полном объеме, что и повышает ее ответственность. Эта ответственность возрастает в связи с тем, что дети, как и их родители, стремятся познать высшие ценности. Мы должны обнаружить эту восприимчивость и ответить на нее самой эффективной и наступательной кампанией по воспитанию.

Почему моральный климат в США так сильно ухудшился? Потому что детей не учат больше вере в Б-га. С момента своего зарождения Соединенные Штаты стали убежищем для миллионов людей всех вероисповеданий, которые бежали из родных стран по религиозным мотивам. Именно в таком духе мы воспитывали своих детей. Затем начался медленный, но разрушительный процесс, который часто приводил к размыванию и в конечном счете к ликвидации воспитания, основанного на нашей ответственности перед Б-гом. Старая битва между наукой и Б-гом переросла в битву между просвещением и Б-гом. Это о/хна из основных причин ухудшения современного морального климата. Поэтому у нас нет иного выбора, кроме как вернуться к философии просвещения, в которой мы учим детей важности не только математического уравнения, но и души.

Помните, что именно дети могут лучше всего установить связь с сущностью Б-га. Не переносите своего скептицизма на детей. В отличие от взрослых, дети не пережевывают каждый кусок новой информации до тех пор, пока он не растворится или не разрушится. Они только слушают и впитывают.

Мы должны смотреть на своих детей, то и дело повторяя себе: вот благодатная душа, открытое сердце и ум, которые Б-г поручил мне воспитывать и обучать. Жизнь этого ребенка будет оказывать влияние на жизнь многих других людей, и мне следует обучить его как можно лучше. Будут ли Б-г и общество довольны той работой, которую я проделал?

Однажды по дороге в синагогу Ребе встретил руководителя одной из общин, с которым был знаком.

– Каждый день я иду по этой улице и вижу проходящих по ней девочек и мальчиков, – сказал Ребе этому человеку. – Скажите, пожалуйста, кто думает об этих детях? Кто заботится о тол, чтобы удовлетворить их интеллектуальные и духовные потребности? Вы и все другие, кто пользуется влиянием, должны посвятить себя в первую очередь воспитанию этих молодых людей.

Через несколько лет этот руководитель общины рассказал, что воодушевленный искренней тревогой Ребе, он тотчас же разработал ряд программ по воспитанию и приступил к их внедрению в практику. С течением времени эти программы стали давать результаты, теперь ими пользуются тысячи учащихся.

Автор: Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *