В чем заключается смысл учения мухаммеда практическая работа
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Тема: Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Студент должен:
Раскрыть причины, особенности и последствия появления великих держав. Указать особенности исторического пути цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной.
Охарактеризовать религиозные верования древних людей.
Перечислить культурное наследие древних цивилизаций.
Знать: Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной.
Учебная цель:формируются представления обучающихся об экономическом, политическом и социальном развитии стран Древнего мира
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
1.Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. §7-11.
2.Контрольные вопросы, тесты, задания по теме занятия:
Задание : Заполнить таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах»
Содержание работы
1. Начертить в тетради таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах», пользуясь учебником и конспектом заполнить ее. (1б);
(Пример показан в таблице – Города-государства Шумера)
№ | Древнейшее государство | Географическое расположение | Признаки цивилизации |
1 | Др.Египет | ||
2 | Города-государства Шумера | Низовье рек Евфрата и Тигра | Строительство оросительных сооружений. Первая письменность – клинопись. Изобрели колесо |
3 | Вавилон | ||
4 | Средиземноморье | ||
5 | Персия | ||
6 | Ассирия и Урарту | ||
7 | Индия | ||
8 | Китай | ||
9 | Др.Греция | ||
10 | Др.Рим |
2. Заполните сравнительную таблицу «Устройство в Афинах и Спарте» (учебник Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. – М.: ИЦ «Академия», 2014) – п. 10 с. 42 – 48. (2б);
Два центра цивилизации: Афины и Спарта
Вопросы для сравнения | Афины – центр античной демократии | Спарта – олигархическое государство |
1. Географическое положение и экономические ресурсы | ||
2. Основные отрасли экономики | ||
3. Политическое устройство | ||
4. Законы | ||
5. Социальная структура | ||
6. Духовная культура | ||
7. Система воспитания |
Ответить на вопросы:
1.Назовите особенности религий Древнего мира. (1б);
2.Назовите известные вам памятники культуры стран Древнего Востока. (1б);
3. Назовите достижения человечества периода Древнего мира, которые
продолжают играть существенную роль в современной жизни. (1б);
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4
Тема: Арабо-мусульманская цивилизация.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Студент должен:
Уметь: Объяснять и применять в историческом контексте понятий: «Коран», «Сунна» «Кааба», «ислам», «мусульманство», «халиф».
Сравнивать, находить сходства и различия.
Знать: смысл учения Мухаммеда.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
Артѐмов В.В, Лубченков Ю.Н. п. 14 стр 61-64
2.Контрольные вопросы, задания по теме занятия:
Задание 1.
а) В чем заключается смысл учения Мухаммеда?
б) В чем состояла привлекательность данного учения для арабов и других народов? (1б);
Задание 2. Заполнить сравнительную таблицу: (1б);
Сходство | Различия |
Ислам | |
Христианство |
Задание 2. Допишите предложение (учебник История Артемов, стр. 63): (2б);
Задание 3. Перечислите достижения арабов. (1б);
Аргументируйте свое мнение
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
ТЕМА:Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Студент должен:
Уметь анализировать и сравнивать исторический материал, заносить необходимые сведения в сравнительную таблицу
Знать: знать и применять в историческом контексте понятия: «феодализм», «раздробленность», «вассально-ленные отношения», «сеньор», «рыцарь», «вассал».
Учебная цель: проверить теоретические знания обучающихся по содержанию материала по структуре феодального общества.
Развить умение анализировать и сравнивать исторический материал, заносить необходимые сведения в сравнительную таблицу.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. §16-18.
Задание 1. Заполните таблицу. Выделите характерные черты периодов средневековья. (1б)
Средневековье условно делится на три периода | 1-й период | 2-й период | 3-й период |
Определите хронологические рамки Средневековья | |||
Охарактеризуйте каждый из периодов |
Задание 2
Заполните таблицу «Иерархия средневекового общества (до XIII в.)» по учебнику ( В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История – М.: ИЦ «Академия», 2014. – п. 17 с. 69 – 73). (2б);
Иерархия средневекового общества (до XIII в.)
Сословия | Краткая характеристика (права, обязанности) |
Феодал | |
Рыцарь | |
Духовенство | |
Крестьянин |
Ответьте на вопросы:
1.Охарактеризуйте понятие «феодализм». Назовите причины возникновения феодализма. (1б);
2.Какие варварские королевства возникли в Западной Европе? (1б);
3.Почему Франкское королевство оказалось самым прочным из варварских государств? (1б)
ГДЗ история средних веков 6 класс Бойцов, Шукуров Русское Слово Задание: §4 Возникновение и распространение ислама
Стр. 35. Вспомните
Как появилось вероучение, ставшее со временем одной из мировых религий?
Религия ислам (мусульманство) возникла в начале VII века. Её основал житель города Мекки Мухаммад. Он начал призывать своих сограждан отказаться от языческой религии и уверовать в Единого Бога – Аллаха. Однако на родине к таким идеям отнеслись враждебно. Поэтому Мухаммад был вынужден перебраться в другой город – Медину (Ясриб). Здесь он нашел себе сторонников. Местные жители начали исповедовать новую религию. В дальнейшем, ислам начал распространяться в процессе военных походов. Когд Мухаммад завоёвывал новые арабские города и земли, то насаждал там свое вероучение. В результате, практически все жители Аравийского полуострова стали исповедовать ислам.
Стр. 38. Вопросы к иллюстрации
Мухаммада нередко изображали с лицом, скрытым завесой, и с языками пламени над головой. Что художники хотели этим выразить?
На мой взгляд, изображая пророка Мухаммада со скрытым лицом, художники хотели избежать возможного идолопоклонства. В языческие времена люди поклонялись различным скульптурам и изображениям. Даже в христианской религии изображения Господа и святых на иконах не всеми подерживалось. Например, в Византии длительное время был конфликт между иконоборцами и иконопочитателями. Вот и в исламе решили избежать такой ошибки и не показывать лицо своего главного пророка. Что касается языков пламени над головой пророка, то они подчёркивают святость Мухаммада, его богоизбранность.
Стр. 39. Вопросы к иллюстрации
С какой целью мусульманские мастера покрывали стены мечети такими надписями?
Мусульманские мастера вынуждены были покрывать стены мечетей надписями с именем Бога, поскольку рисовать его изображения как на христианских иконах, нормами ислама было категорически запрещено. Также Коран запрещал поклонения любым изображениям живых существ (даже животных). Вот художники и находили способ показать верующим Бога без нанесения его изображения – путем многократного написания его имени.
Стр. 39. Вопросы к иллюстрации
Объясните назначение разных частей мечети.
Стр. 41. Документ №1
1. Какой представлена в тексте власть халифа?
Из данного текста можно судить о том, что власть халифа везде и всем преподносилась как священная. Путем демонстрирования различных атрибутов (плащ Пророка, посох, Коран и т.д.) и существования ограничений (запрет на прикосновение губами непосредственно к руке) подчеркивалось положение халифа как наместника Бога на Земле. К сожалению, конкретные полномочия халифа не указаны в документе, однако можно с уверенностью предположить, что власть такого человека была безграничной, поскольку он всегда мог указать, что совершает поступки от имени Аллаха.
2. Что можно сказать об отношении самого автора сочинения к халифу и порядкам, существовавшим при его дворе? По каким словам это можно определить?
Автор данного документа уважительно относится к халифу. Подтверждением этого может служить фраза «Да будет милосерден к нему Бог…». Аналогично он относится и к существовавшим при дворе порядкам. Во всяком случае воспринимает их как нечто должное и необходимое. Никакого негативного отношения к различным ограничениям и запретам автор не высказывает.
Стр. 42. Вопросы в конце параграфа
1. Составьте рассказ об арабских племенах по плану: 1) территория расселения; 2) основные занятия; 3) верования.
1) Арабские племена заселяли территорию Аравийского полуострова, часть Сирии и Междуречье.
2) Основными занятиями арабских племен было кочевое скотоводство и торговля. Проживавшие в пустынях бедуины занимались разведением верблюдов, овец и лошадей, а также грабежами оседлых племен и купеческих караванов. Те арабы, которые жили на побережье Красного моря, занимались преимущественно транзитной торговлей (перепродавали товары с Индии, Китая, Африки и Южной Аравии в Византию, Иран и Эфиопию).
3) Большинство арабов исповедовали язычество. Однако определенная их часть приняла иудаизм или христианство. Начиная с середины VII в. господствующей религией среди арабов становится ислам.
2. Объясните, в чём заключался главный смысл проповедей пророка Мухаммада. Чем отличалось его учение от верований его одноплеменников?
Смысл проповедей пророка Мухаммада состоял в том, чтобы его соплеменники отказались поклоняться традиционным языческим божествам и уверовали в Единого Бога – Аллаха. Именно этим мусульманское учение кардинально отличалось от языческих верований, которые издревле исповедовали арабские народы. Также ислам отличался верой в неизбежность Страшного суда, и дальнейшего распределения человеческих душ в ад или рай. Поэтому от каждого правоверного мусульманина требовалось вести праведный образ жизни для того, чтобы после смерти не оказаться в аду.
3. Каким образом Мухаммаду удалось утвердить новую веру среди арабов? Составьте хронологический ряд ключевых событий начальной истории ислама.
Мухаммаду удалось утвердить исламское вероучение, прежде всего, силовым путем. Военные победы арабов-мусульман были использованы в качестве демонстрации истинности новой религии. С дальнейшими завоеваниями последователями Мухаммада новых территорий, ислам насаждался и среди их жителей.
Ключевые даты раннего периода существования ислама
622 г. – переезд Мухаммада с Мекки в Медину (Ясриб). Считается годом официального возникновения ислама и исходной точкой отсчета в мусульманском календаре.
632–661 гг. – правление четырех «праведных халифов»: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.
661 г. – убийство халифа Али. Раскол среди мусульман на суннитов и шиитов.
4. Объясните, какое место в исламском государстве занимали халифы.
Халифы занимали ключевое место в исламском государстве. Их считали наместниками Аллаха на Земле, поэтому они выполняли роль правителя Арабского халифата. Халифы имели колоссальную власть: духовную, светскую и военную. Изначально халифов выбирало собрание наиболее авторитетных мусульман, однако после убийства в 661 г. последнего «праведного» халифа Али, власть халифа начала передаваться по наследству.
5*. Чем объяснялось появление различных течений в исламе? Покажите на конкретных примерах.
Раскол в исламском вероучении произошел из-за убийства последнего «праведного» халифа Али. Он был был зятем и близким другом пророка Мухаммада в 661 г. Те мусульмане, которые особенно почитали покойного халифа, фактически провозгласили его святым. Таких последователей со временем стали называть шииты. Они искренне считают, что святость Али и его власть должны переходить по наследству к его потомкам. Кроме того, шииты не признают Сунну – вторую по значимости священную книгу мусульман после Корана.
Однако большая часть мусульман не согласны с шиитами. Они считают Али выдающимся человеком, но все же не святым. В свою очередь, они признают священную книгу Сунну и ориентируются на ее текст. Поэтому они получили прозвище суннитов. Именно так ислам раскололся на два течения: шиизм и суннизм.
Учение Мухаммеда и история первых мусульман (часть I)
После того как в преимущественно языческой Аравии пророк Мухаммед провозгласил единство Бога – Аллаха, предрек наступление в будущем Судного Дня, когда все люди, когда либо жившие на земле, будут заново воскрешены Аллахом и за свои дела в настоящей жизни попадут либо в ад, либо в рай, язычники Мекки подвергли его и его последователей сначала насмешкам, а затем откровенным преследованиям. Мекка с главным святилищем арабов – Каабой, построенной, как они верили, их общими предками древними пророками Ибрахимом и Исмаилем, была оплотом арабского язычества, и населявшее ее племя курайшитов процветало за счет подношений, которые несли устремлявшиеся к ней со всех концов Аравийского полуострова паломники. Первое столкновение между язычниками и сторонниками Мухаммеда произошло, когда последние собрались для совместной молитвы в ущелье в окрестностях Мекки. Язычники толпой напали на них, произошла жестокая потасовка, с обеих сторон были раненые. Впоследствии подобные столкновения происходили регулярно.
Противостояние язычников и единобожников не ограничивалось уличными схватками. Родители, приверженные древней религии арабов, порой сажали своих отказавшихся от поклонения другим богам, кроме Аллаха, детей на цепь, чтобы они не уходили слушать проповеди Мухаммеда. Сам Мухаммед, несмотря на защиту дяди, главы его рода хашимитов Абу Талиба, тоже подвергался нападениям. Его ближайший друг Абу Бакр, первый, кто откликнулся на призыв Мухаммеда и отказался от языческих богов, был жестоко избит толпой, когда попытался защитить пророка на улице. Знатные курайшиты стали постоянно обращаться к Абу Талиба, уговаривая того выдать им Мухаммеда на расправу, обещая уплатить большой выкуп, а однажды другой курайшитский род предложил ему обменять Мухаммеда на своего молодого и красивого юношу. Однако Абу Талиб, горячо любивший и исключительно уважавший Мухаммеда, приходил в ярость от подобных предложений. Сам он, однако, упорно отказывался оставить религию предков, возможно, из почтения к тем, а возможно, опасаясь потерять свое влияние в курайшитском обществе.
Несмотря на все преследования и издевательства язычников, число приверженцев единобожия в Мекке продолжало расти. Как сообщали очевидцы, проповедническая деятельность Мухаммеда сопровождалась многочисленными необъяснимыми с точки зрения людей явлениями, которые убеждали население в истинности его слов. Однажды мекканцы обратились к Мухаммеду, сказав ему, чтобы он в подтверждение правдивости своих речей совершил чудо. Мухаммед произнес мольбу (дуа) Аллаху, и светившая на небе луна неожиданно разошлась на две половины, а затем вновь соединилась. В словах Корана, которые Мухаммед передавал от Аллаха, содержалось подробное описание историй о жизни древних пророков и погубленных Аллахом за нечестие народах, соответствующих тем, что были приведены в других писаниях – Торе и Библии. Однако Мухаммед был неграмотен и не мог сам читать священные книги, а иудеев и христиан в Мекке практически не было; двоюродный брат жены Мухаммеда Хадиджи Варака, причислявший себя к христианам, умер вскоре после первого пророческого явления Мухаммеду, когда в пещере на горе Хире к тому пришел ангел Джибриль (Гавриил). Поражала людей и открывшаяся у Мухаммеда способность угадывать правду, с точностью предсказывать предстоящие события, а также содержание в Коране описания некоторых фактов, о которых Мухаммед сам узнать не мог. Даже ярые приверженцы языческой религии больше не могли называть Мухаммеда сумасшедшим и стали утверждать, что он занялся колдовством. До той поры нерушимые позиции язычников в Мекке серьезно зашатались, когда среди последователей Мухаммеда вдруг стали оказываться некоторые предводители курайшитской знати. Так, в 616 г. отказался от языческих богов и признал пророчество Мухаммеда один из самых авторитетных людей Мекки, занимавшийся разрешением споров между племенами, до данного времени лично преследовавший и истязавший единобожников Умар Ибн-аль-Хаттаб.
Согласно учению, которое проповедовал Мухаммед, Аллах – единственный бог. Он создал всю Вселенную и все, что в ней есть, все в мире происходит только по воле Аллаха, и вся человеческая жизнь – лишь испытание человека на верность Аллаху, по итогам которого Бог, воскресив всех людей в Судный День, преданных поместит в рай, а непокорных – в ад. Человек на земле существует как наместник Аллаха, то есть, он должен поклоняться Аллаху, соблюдать и охранять законы, которые установил Аллах. Это является единственным смыслом существования человека и человечества. Религиозная концепция, проповедуемая Мухаммедом и основанная на признании божественного единства Аллаха и пророческой миссии Мухаммеда, получила название Ислам, что в переводе с арабского языка означает «смирение, покорность» (перед Богом). Соответственно, последователи Ислама стали называться мýслимами, то есть, «смирившимися, покорившимися» (Богу). Множественная форма «муслимун» впоследствии проникла из арабского в тюркские языки в несколько искаженном звучании «мюслюман», а оттуда – в русский язык в славянизированной форме «мусульманин». Базовой формулировкой Ислама как религии стала Шахада – «свидетельство»: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед – посланник Аллаха». Ее стали произносить принимающие Ислам, то есть, признающие единобожие и пророчество Мухаммеда люди.
Однажды Мухаммед поведал большому собранию людей, что ночью по велению Аллаха вознесся на небеса, где сначала встретился с пророками прошлого, видел ад и рай, а затем говорил непосредственно с Аллахом, отделившимся от него непроглядной завесой. Язычники попытались снова высмеять его, но пришли в растерянность, когда он рассказал им, что происходило в ту ночь в окрестностях Мекки, виденное им в момент вознесения. Мухаммед поведал, что во время разговора Аллах повелел всем верующим непременно совершать пять молитв (саля; тюркское название «намаз») в сутки по определенным часам. Впоследствии Мухаммед говорил, что религия Ислам основывается на пяти столпах: вере в то, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха, совершении ежедневной обязательной пятикратной молитвы, соблюдении поста в месяц Рамадан (это предписание появилось в Коране позже – после переселения мусульман в Медину), совершении паломничества (хаджжа) к Запретной Мечети (главное святилище мусульман, включающее в себя Каабу и территорию вокруг нее, где впоследствии были выстроены молитвенные корпуса), выплате закята (буквально «очищение») – обязательного подаяния нуждающимся, теми, кто имеет прибавочный доход от своего хозяйства.
Мусульманские переселенцы – мухаджиры, в Ясрибе впали в крайнюю бедность, так как большинство их имущества осталось в Мекке. Как сообщала новая жена Мухаммеда Аиша – дочь Абу Бакра, мусульмане вплоть до конца противостояния с мекканскими язычниками жили впроголодь. Даже сам Мухаммед был вынужден, чтобы обустроить свою общину – умму, занимать деньги у живших в Ясрибе богатых иудеев (по-видимому, следовавших иудаизму этнических арабов). Известны были случаи, когда он падал в обморок от частого недоедания. Один из сподвижников Мухаммеда Абд ар-Рахман Ибн-Сахр ад-Давси, за любовь к кошкам известный как Абу Хурайра («отец кошечки»), сообщал, что в те годы он настолько сильно страдал от голода, что привязывал к животу камень – так ему казалось, что голодные боли в животе становились слабее. Среди коренных жителей Ясриба, принявших Ислам – ансаров («помощников»), были зажиточные люди, но их имущества не хватало, чтобы обеспечить всю мусульманскую общину.
Реконструкция первой мусульманской мечети и дома Мухаммеда в Медине
Через некоторое время после переселения мусульман в Медину Мухаммедом впервые были переданы строки Корана, разрешающие верующим оказывать вооруженное сопротивление притесняющим их врагам. С этого времени мусульмане, чтобы прожить после потери своего имущества и отомстить курайшитам за их изгнание из родного города, стали грабить проходящие в Византийскую империю и обратно курайшитские купеческие караваны. В марте 624 г. мусульмане стали готовить нападение на возвращавшийся из Сирии, тогда принадлежавшей Византии, караван самого верховного вождя Мекки Абу Суфьяна Ибн-Харба. Однако Абу Суфьян узнал о готовящемся нападении заранее и отправил вперед посланца, который прибыл в Мекку и сообщил, что необходимо собрать войско для прикрытия каравана. Выступившее против мусульман войско курайшитов-язычников числом около тысячи человек возглавлял уже известный Амр Ибн-Хишам (Абу Джахль). Мусульманское ополчение насчитывало всего триста тринадцать воинов, кроме того, из-за бедности плохо вооруженных и экипированных. Однако в пути из Мекки в курайшитском войске начались разногласия и споры. Когда языческое и мусульманское войска встретились в вади (пустынное русло, наполняющееся водой только в сезон дождей) Бадр, курайшитам показалось, что мусульман больше, чем на самом деле. Воинам-мусульманам, наоборот, ряды противника показались не особенно многочисленными, и они смело устремились в атаку. В разыгравшейся битве более чем в три раза превосходящее по числу мекканское войско было разбито, погиб и сам Абу Джахль, многие курайшитские воины попали в плен мусульманам. Потери мусульман не были слишком значительными.
Вади Бадр в наши дни
Поражение в битве при Бадре сильно деморализовало курайшитскую знать. Абу Лахаб, пребывавший в подавленном настроении, вскоре заболел какой-то заразной болезнью и умер. Опасаясь заражения, сыновья Абу Лахаба палками выкатили тело отца из дома, загнали в ложбину и завалили камнями. Мухаммед и его учение, наоборот, получили особенно широкую известность в Аравии именно после этой победы, поскольку весть о бесславном поражении войска влиятельной Мекки быстро распространилась в аравийских пустынях. В какой-то мере это событие стало переломным в истории Ислама. Множество людей устремилось в Медину послушать человека, которого называли посланником самого Бога; мусульманских послов, призывавших прийти в единобожие другие арабские племена, после победы мусульман над курайшитским войском встречали уже более уважительно. Число мусульман стремительно стало расти. Вопреки запрету курайшитской знати, Ислам продолжали принимать мекканцы, затем втайне уходя из города в Медину, где жил их любимый пророк. И по сей день в исламском мире битва при Бадре воспринимается как своего рода символ героизма мусульман и их глубокой преданности Аллаху.
Схема битвы при Бадре. Маленьким прямоугольником обозначены изначальные позиции мусульман, большим — язычников