В чем заключается сочетание осмотра с оперативно розыскными мероприятиями на месте происшествия

Прокурор разъясняет

Разъясняет помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга Нечаева Ю.С.

Проверяющие сотрудники обязаны предъявить служебные удостоверения и документ, на основании которого проводится ОРМ. Проведение данного оперативно – розыскного мероприятия в жилище допускается только на основании судебного решения (часть 2 статьи 8 Закона). Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение вышеуказанного оперативно-розыскного мероприятия с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (часть 3 статьи 8 Закона).

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (за исключением жилых помещений) проводится на основании распоряжения должностного лица органа внутренних дел.

Копия распоряжения должна быть вручена под роспись гражданину либо представителю организации, по месту нахождения которой проводится ОРМ. При обследовании не допускаются изъятие личных вещей, а также запрет на передвижение сотрудников организации, их общение, возможность покинуть помещение во время проведения обследования.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения данного оперативно – розыскного мероприятия и результатов изъятия предметов и документов должны быть привлечены с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Результаты изъятия предметов и документов оформляются протоколом.

В случае нарушений закона со стороны сотрудников, проводящих ОРМ, их действия гражданин вправе обжаловать в порядке ст.124 УПК РФ в прокуратуру или в суд в порядке ст.125 УПК РФ.

Прокуратура Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

1 ноября 2019, 14:39

Что важно знать гражданину при проведении оперативно – розыскного мероприятия – обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Разъясняет помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга Нечаева Ю.С.

Проверяющие сотрудники обязаны предъявить служебные удостоверения и документ, на основании которого проводится ОРМ. Проведение данного оперативно – розыскного мероприятия в жилище допускается только на основании судебного решения (часть 2 статьи 8 Закона). Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение вышеуказанного оперативно-розыскного мероприятия с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (часть 3 статьи 8 Закона).

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (за исключением жилых помещений) проводится на основании распоряжения должностного лица органа внутренних дел.

Копия распоряжения должна быть вручена под роспись гражданину либо представителю организации, по месту нахождения которой проводится ОРМ. При обследовании не допускаются изъятие личных вещей, а также запрет на передвижение сотрудников организации, их общение, возможность покинуть помещение во время проведения обследования.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения данного оперативно – розыскного мероприятия и результатов изъятия предметов и документов должны быть привлечены с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Результаты изъятия предметов и документов оформляются протоколом.

В случае нарушений закона со стороны сотрудников, проводящих ОРМ, их действия гражданин вправе обжаловать в порядке ст.124 УПК РФ в прокуратуру или в суд в порядке ст.125 УПК РФ.

Прокуратура Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга

Источник

Организация и тактика осмотра места происшествия

Понятие осмотра места происшествия

Осмотр места происшествия – следственное действие, заключающееся в исследовании обстановки места происшествия путем непосредственного восприятия с использованием научно-технических средств. Место происшествия – это помещение или участок местности, где произошло событие, содержащее или могущее содержать признаки преступления. Обстановка места происшествия – материальная структура места, включающая его характеристику, основные объекты на нем и их состояние, расположение их относительно друг друга и иные элементы. Обстановка места происшествия является составной частью самого происшествия. Такие его элементы, как поведение участников происшествия, хронологическая характеристика события, обстоятельства, способствующие или препятствующие их действиям, и др., находят свое отражение в обстановке.

Следственный осмотр направлен на восприятие, исследование и фиксацию материальных объектов. В расследовании он распространен и имеет большое значение.

Осмотр имеет основную цель – исследование обстановки места происшествия, выявление и фиксацию следов происшествия и установление его механизма. Достижение этой общей цели осуществляется посредством реализации промежуточных задач: необходимо установить, что произошло на месте происшествия; механизм следообразования, следы и объекты, могущие иметь доказательственное значение; характер обстановки; если произошло преступление, то – данные о личности преступника; время и способ совершения преступления, его орудия и средства. Не всегда удается разрешить все перечисленные вопросы в ходе осмотра места происшествия, но стремиться к этому необходимо.

Как процессуальное действие, осмотр места происшествия имеет и вторую основную цель – удостоверительную: всестороннюю и полную фиксацию обстановки и следов.

Содержание осмотра заключается в регламентированном уголовно-процессуальным законом последовательном исследовании обстановки места происшествия путем непосредственного восприятия ее следователем и участниками осмотра. Для всесторонности и полноты исследования необходимо использование научно-технических средств.

Осмотр места происшествия является неотложным, как правило, первоначальным и незаменимым следственным действием. Посредством осмотра следователь получает основной объем исходной информации, необходимой для организации и производства иных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. На основе данных осмотра, с учетом результатов проверочных действий следователь делает вывод о наличии или отсутствии признаков преступления. Вот почему осмотр места происшествия разрешено производить до возбуждения уголовного дела. Непосредственное восприятие обстановки, исследование с использованием научно-технических средств ничем заменить нельзя. Непосредственное восприятие незаменимо для следователя и в чисто психологическом плане, ибо способствует созданию мысленной модели происшествия, что важно для производства иных следственных действий (особенно допросов подозреваемого, свидетелей). Во время осмотра нередко изымаются образцы различных веществ и предметы для их последующего исследования.

Организация осмотра места происшествия

Осмотр места происшествия — сложное следственное действие, требующее высокой профессиональной подготовки следователя. Следователь является организатором, руководителем и основным исполнителем этого следственного действия. Все другие участники работают под руководством следователя.

К участникам осмотра относятся специалисты (в зависимости от характера происшествия и обстановки на месте могут участвовать специалисты самых различных специальностей), оперативные и иные работники органов дознания. Следователь вправе включить в состав участников осмотра свидетеля, потерпевшего, подозреваемого. Обвиняемый редко является участником осмотра, ибо на первоначальном этапе расследования такой процессуальной фигуры практически не бывает. Что касается подозреваемого, то его из тактических соображений приглашать для участия в осмотре как правило, не рекомендуется.

Организация осмотра места происшествия включает подготовку до выезда на место происшествия, определение и конкретизацию целей осмотра, его планирование, мобилизацию участников осмотра, руководство со стороны следователя его проведением.

Организация начинается с самоорганизации следователя. Он должен быть психологически готов в любое время выехать на место происшествия и приступить к расследованию. Это достигается высокими морально-психологическими и профессиональными качествами следователя, приобретенными в процессе жизни и воспитания, в том числе и во время учебы в вузе и на работе. Готовность следователя прямо влияет на его активность, на степень организации осмотра.

Абсолютное большинство сообщений о происшествиях поступает в дежурные части органов внутренних дел. На них возложены обязанности проверки таких сообщений (при необходимости), комплектование следственно-оперативных групп для выезда на место происшествия, поддержание связи с ними, подключение (при необходимости) иных работников полиции, координация их деятельности.

Вместе с тем следователь, как руководитель расследования, должен проконтролировать процесс создания следственно-оперативной группы, принять меры для включения в нее необходимых лиц; убедиться, что приняты меры к охране места происшествия, сохранению следов и др. При необходимости (например, сообщение о, несчастном случае на производстве поступило в следственный орган) следователь выполняет перечисленные действия лично. Следователь должен держать в готовности научно-технические средства, необходимые для осмотра, а также средства оргтехники. Перед выездом на место происшествия он должен убедиться в их готовности. В зависимости от характера места происшествия и погодных условий следователь должен быть соответствующим образом экипирован.

По прибытии на место происшествия следователь убеждается в том, что неотложные меры по ликвидации последствий происшествия приняты, потерпевшему (если он есть) оказана помощь, место происшествия охраняется и др. Если нет – он организует их проведение, удаляет с места происшествия посторонних. Следователю необходимо кратко побеседовать с очевидцами происшествия или лицами, обнаружившими его. Если до приезда следователя это сделали работники полиции, то получить первичную информацию необходимо от них.

Следователь должен осуществить предварительный (общий) обзор места происшествия. В ходе его следователь мысленно сопоставляет полученную информацию о происшествии с видимыми следами и объектами на месте, предварительно определяет границы осмотра, способы пространственного охвата места при осмотре и последовательность предстоящих действий. Предварительный обзор, таким образом, имеет целью общее восприятие обстановки на месте в целом и планирование предстоящего осмотра.

Планируя предстоящий осмотр, следователь должен руководствоваться вопросами, которые необходимо выявить: что произошло и механизм происшествия; время происшествия; сколько лиц участвовало и данные об этих лицах: характер и мотивы их действий; характер связи между преступниками и потерпевшим и др.

После предварительного обзора могут быть даны указания о применении служебно-розыскной собаки, о преследовании преступника, об установлении личности потерпевшего и других розыскных действиях. Некоторые из этих действий могут осуществляться и до предварительного обзора.

Перед началом осмотра следователь инструктирует участников, разъясняет им права и обязанности и необходимость активного участия в осмотре.

Тактические приемы осмотра места происшествия

На начальном этапе осмотра следователь выясняет и фиксирует общую характеристику места происшествия, его размеры, расположение, осуществляет ориентирующую и обзорную фотосъемку или видеосъемку.

Затем избирается начальная точка осмотра и способ пространственного охвата места происшествия при осмотре. Способы подразделяются на: концентрический – от периферии к центру, где происходили основные действия преступника; эксцентрический – от центра события к периферии; фронтальный (линейный) – по параллельным или соседним участкам; по секторам – когда следователь мысленно делит все место происшествия на участки (сектора) и осуществляет осмотр, последовательно передвигаясь от одного сектора к другому.

Осмотр места происшествия можно подразделить на общий и детальный. Деление это строго соблюдается применительно к отдельным участкам места происшествия, хотя имеет отношение и ко всему осмотру в целом.

Выбор того или иного способа пространственного охвата (способа передвижения по месту происшествия) зависит от конкретной обстановки места осмотра. Выбранный способ должен оптимально способствовать реализации общего и. детального осмотра, статической и динамической его стадиям, их сочетанию для достижения целей осмотра. Следователь в любом случае должен помнить об осторожности при передвижении по месту происшествия с целью сохранения следов, расположения объектов на нем, их состояния и др. Бывают ситуации, когда задачи общего осмотра могут решаться полностью на его начальном этапе без опасности изменения обстановки, после чего следователь приступает к детальному исследованию места происшествия. Чаще же складывается ситуация, когда следователь может сделать лишь ориентирующую и обзорную съемку места происшествия, получить информацию о расположении места. Выполнить иные задачи общего осмотра – замеры между объектами и т.п. – без нарушения обстановки затруднительно. В таких случаях названные задачи решаются по мере детального исследования отдельных узлов (секторов) места происшествия.

Детальный осмотр состоит в последовательном изучении обстановки места происшествия по секторам (узлам). Обстановка по секторам исследуется вначале в статике: осуществляется узловая и детальная фотосъемка следов и объектов, замеры расстояний между ними, устанавливается расположение этих объектов. Исследование ведется визуально, положение объектов не изменяется. Затем применяется динамический метод исследования: с перемещением объектов, использованием научно-технических средств с целью выявления различных следов на объектах, фиксации и изъятия этих следов. Следователь должен стремиться не повредить имеющиеся или скрытые следы, не оставить свои отпечатки, не утратить микрочастицы и не привнести при осмотре посторонние. Осмотр объекта заканчивается фиксацией следа (изготовление слепка и др.) или изъятием объекта в целом. В любом случае до изъятия объект должен быть возвращен на то же место, откуда он перемещался для детального осмотра. Последнее особо важно в тех случаях, когда в дальнейшем может возникнуть необходимость установления точного расстояния между объектами из различных секторов.

Выявляя следы, необходимо помнить положения трасологии о закономерностях следообразования, о типичных местах, где может оставаться тот или иной след. Исследуя объекты, надо руководствоваться положением трасологии о том, что различные следы, прежде всего микрочастицы, могут оставаться на теле и одежде преступника. Поэтому следователь изымает образцы растений, почвы, пыли, микрочастицы красящих и иных веществ для последующего сравнения с возможными следами в ходе дальнейшего расследования. То же самое относится к орудиям и средствам совершения преступления.

Еще в ходе предварительного обзора у следователя могут возникать предположения как о событии в целом, его конкретном механизме, так и об отдельных его обстоятельствах. В процессе общего и детального осмотра следственные версии о механизме происшествия конкретизируются, возникают новые. С построением версий в ходе осмотра связаны понятия объективного и субъективного методов. Объективный метод предполагает тщательный осмотр всего места происшествия, а субъективный – движение следователя по следам, указывающим на действия преступника на месте происшествия. Построенная на их основе следственная версия обусловливает действия следователя по выявлению предполагаемых следов. Вместе с тем следователь должен все-таки полностью осматривать все пространство места происшествия, удерживая в памяти предположения о возможных следах и отыскивая их, приближаясь к местам, где они должны быть. Объективный и субъективный методы осмотра должны использоваться в сочетании. Только такая тактика позволит не упустить иных следов, не относящихся к построенной версии.

Отмеченное положение связано и с обнаружением негативных обстоятельств – фактических данных, которые на основании имеющихся доказательств о механизме происшествия должны отсутствовать или должны быть обязательно, но их в наличии не оказалось. При обнаружении негативных обстоятельств могут быть сделаны следующие умозаключения: предположение о механизме происшествия ошибочно; имеет место инсценировка. В любом случае надо обратиться к анализу как следственных версий, так и фактических данных, на основе которых эти версии построены. Чаще всего негативные обстоятельства свидетельствуют об ошибочности предположения о механизме происшествия. Но возможна и инсценировка – искусственное создание или изменение заинтересованными лицами деталей обстановки места происшествия с целью ввести следствие в заблуждение. Инсценировки осуществляются для сокрытия преступления под видом происшествия, не имеющего общественно опасного характера; сокрытия одного преступления под видом другого; сокрытия преступления под видом другого преступления, якобы совершенного кем-то другим.

В любом случае при выявлении негативных обстоятельств следователь должен попытаться дифференцировать все следы (в широком смысле слова) на образовавшиеся в результате происшествия; внесенные заинтересованными лицами; внесенные посторонними лицами случайно, вне связи с происшествием; появившиеся в силу объективных причин. Такой анализ и позволит сделать вывод о механизме происшествия, о сущности тех или иных его обстоятельств.

Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия

Закончив исследование обстановки места происшествия, следователь обязательно должен проанализировать собранные фактические данные. Их оценка делается применительно к решению основных задач осмотра: что выявлено, что не удалось установить. В этот момент целесообразно осуществить контрольный осмотр наиболее важных узлов места происшествия.

Составление протокола осмотра места происшествия возможно в двух вариантах. В первом случае делаются черновые записи в ходе осмотра, а затем тут же составляется протокол. Во втором случае протокол составляется сразу в ходе осмотра техническим участником под диктовку следователя. Второй способ оптимальнее, так как следователь осматривает место происшествия, не отвлекаясь на техническую работу, что само по себе весьма важно. В любом случае протокол оглашается следователем. Это не только имеет процессуальное значение, но и позволяет следователю мысленно повторить только что произведенное действие, выявить какие-либо упущения и тут же устранить их путем выборочного повторного осмотра.

К протоколу осмотра места происшествия предъявляются следующие требования:

Изъятые объекты упаковываются, снабжаются соответствующими надписями, бирками с подписью следователя. К протоколу прилагаются схемы и планы. Схема вычерчивается без точного соответствия относительных размеров пространства и объектов. На ней указываются цифрами основные размеры объектов и расстояния между ними. Наиболее распространены обзорные схемы, отражающие непосредственно место происшествия. При необходимости вычерчиваются узловые и детальные схемы, отражающие отдельные части места происшествия. На ориентирующей схеме изображается место происшествия вместе с окружающей территорией.

Планы в отличие от схем дают масштабное изображение места происшествия или его частей. Планы и схемы бывают развернутыми. На развернутых изображается не одна, а несколько плоскостей (пол, стены, иногда потолок), на которых необходимо отразить важные для осмотра объекты или следы (кровь, царапины и др.).

Оперативно-розыскные мероприятия, примыкающие к осмотру места происшествия

На начальном этапе расследования, когда чаще всего производится осмотр места происшествия, важно получение разнородной информации, связанной как с происшествием, так и с событиями, имеющими отношение к месту осмотра. Эффективным средством получения такой информации являются оперативно-розыскные мероприятия. Их роль повышается, когда преступление совершено в условиях неочевидности, при производстве осмотра в ночное время или спустя значительное время после совершения преступления. Оперативно-розыскные мероприятия необходимо проводить до, параллельно или непосредственно после осмотра места происшествия. Они направлены на срочную проверку достоверности информации о преступлениях, совершенных в условиях неочевидности; обнаружение скрывшихся неизвестных преступников; установление круга свидетелей-очевидцев; обнаружение похищенных предметов, вещей, денег и ценностей; пресечение противодействия со стороны заинтересованных лиц. Эти мероприятия осуществляются в сочетании со следственными действиями, прежде всего осмотром места происшествия.

В органах внутренних дел существуют типовые ситуационные планы реагирования на особо опасные преступления (нападения на особо важные объекты, групповые действия агрессивного характера, угон воздушного судна и др.). Содержанием таких планов предусмотрено реагирование дежурных служб, применение специальных групп поиска, блокирования и захвата вооруженных преступников, ввод в действие дополнительных резервных сил, осуществление заградительных мероприятий и др. Следственный осмотр в таких случаях входит в систему действий.

По прибытии на место происшествия вместе со следователем или до него, работники полиции:

Если преступление совершено недавно, то после предварительного обзора или в ходе его применяют служебно-розыскную собаку.

В ходе осмотра места происшествия или непосредственно после его окончания следователь сообщает оперативным работникам данные о личности неустановленного преступника, дает им поручение о его срочном розыске.

После осмотра места происшествия может возникнуть вопрос о прочесывании прилегающей местности. Прочесывание местности – розыскное действие, состоящее в беглом осмотре непосредственно прилегающей к месту происшествия местности (пространства) с целью обнаружения следов и объектов, имеющих отношение к происшествию (орудий преступления, предметов, следов ног, транспорта и др.). Прочесывание осуществляют по поручению следователя работники полиции, представители общественности. При обнаружении объектов, имеющих отношение к преступлению, следователь осуществляет их осмотр по изложенным правилам.

Источник

18.5. Оперативно-розыскные мероприятия, примыкающие к осмотру места происшествия

На начальном этапе расследования, когда чаще всего производится осмотр места происшествия, важно получение разнородной информации, связанной как с происшествием, так и с событиями, имеющими отно-шение к месту осмотра.

В органах внутренних дел существуют типовые ситуационные планы реагирования на особо опасные преступления (нападения на особо важные объекты, групповые действия агрессивного характера, угон воздушного судна и др.). Содержанием таких планов преду-смотрено реагирование дежурных служб, применение специальных групп поиска, блокирования и захвата вооруженных преступников, ввод в действие дополни-тельных резервных сил, осуществление заградитель-ных мероприятий и др. Следственный осмотр в таких случаях входит в систему действий.

По прибытии на место происшествия вместе со сле-дователем или до него работники милиции:

принимают меры по оказанию помощи потерпев-шему, если он в ней нуждается;

опрашивают лиц, обнаруживших преступление или оказавшихся на месте происшествия;

задерживают преступника; пресекают его действия, если они продолжаются;

собирают информацию о личности скрывшегося преступника;

собирают информацию о потерпевшем;

преследуют скрывшегося преступника.

Если преступление совершено недавно, то после предварительного обзора или в ходе его применяют

В ходе осмотра места происшествия или непосредственно после его окончания следователь сообщает оперативным работникам данные о личности неустановленного преступника, дает им поручение о его срочном розыске.

После осмотра места происшествия следователь анализирует его результаты в совокупности с други-ми фактическими данными, строит следственные версии о событии в целом и его отдельных обстоятельствах, конкретизирует и определяет цели расследования, планирует его производство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *